рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему

Гегель об истории. Свобода и необходимость.

Достоинство Гегеля состоит в том, что он сумел глубоко осмыслить историю и

проявить ее движущие факторы (но, однако, несколько односторонне). История

- процесс самосознания, самоутверждения обществом своих потенций. Процесс

строительства общества осуществляется людьми из окружающей их природы. По

сути, история – это история мысли, история саморазвития мирового духа. В

ходе этого процесса мировой дух воплощается в народный дух. Носителем

мирового духа является каждый раз дух какого-то одного конкретного народа,

а другие народы или исчерпали свои возможности, или ещё не созрели.

4 этапа в истории с точки зрения прогресса в сознании свободы:

1. Восточный мир – свободен один деспот

2. Греческий мир – свобода для некоторых. Принцип «прекрасной

индивидуальности»

3. Римский мир – свобода для некоторых. Принцип «абстрактной всеобщности»

4. Германский мир – полная гражданская и политическая свобода. Именно

германский народ, который уже установил разумное государственное

устройство и есть настоящий носитель всемирно-исторического прогресса.

В рамках идеального государства Гегелем снимается антиномия свободы и

необходимости. В государстве свобода объективизируется, а всё разумное

утверждается как необходимое. Человек признает это необходимое как закон и

следует ему.

С чем нельзя согласиться в гегелевской концепции:

1. Человек – исполнитель исторического заказа, требования исторического

разума. Он действует, но действие его ограничивается той мерой, в какой

он осознал требование времени. "Наполеон - это абсолютная идея верхом на

коне". Тезис: "Все действительное разумно, все разумное действительно".

Разум - это мировой разум. Мировой разум - это тотальность, которая

проглатывает, все индивидуальности. Человек - лишь инструмент

развертывания этой тотальности.

2. Европоцентризм - общество от примитивного первобытного состояния

приходит к конкретному цивилизованному состоянию, в котором находится

современная Гегелю Европа; на этом развитие прекращается (финалистская

концепция). Гегель ограничивает историю только Европой.

3. Славянские и иные народы - вне истории. Они не привносят ничего нового,

а только заимствуют.

4. Природа - лишь материал, из которого мировой разум создает необходимые

ему предметы, которые живут не своей природной жизнью, а жизнью духа.

Гегель не говорит о бережном отношении к природе, он не корректирует

высказывание Бэкона "Знание-сила" (звериное отношение к природе). Маркс:

за счет природы решаются все проблемы человека (но возникает проблема

экологии).

29) Антропологический материализм Фейербаха.

Л. Фейербах (1804-1872) – ученик Гегеля. Работы: "Сущность христианства"

(историко-философская работа), "Необходимость реформы философии" (1842),

"Основные положения философии будущего".

Откуда взялось христианство?

1. Народ породил Христа

2. Появилась особая личность, наделенная харизмой.

Фейербах подошел к этому с неожиданной стороны. Фейербах признает, что

исторические и социальные корни философии Гегеля и христианства одни и те

же (они говорят об одном и том же). Они пытаются каждый на своем языке

(христианство - богословский; Гегель - философский) рассмотреть устройство

человеческого общества, его историю в отчуждении от самого человека.

Христианство, как и любая философия (особенно гегелевская) - это

отчужденная родовая природа человека. Это отчуждение определяется тем, что

люди реально отчуждены друг от друга. Поэтому свои идеалы они фиксируют в

виде христианского вероучения с одной стороны, и в виде философии Гегеля -

с другой. Свои идеальные представления о своем предназначении, способности

быть всемогущим человек реализует в Боге.

Будущая философия должна решить проблему отношений:

от Я(Бог(Ты перейти к Я(Ты.

Фейербах отстаивает антропологический принцип в философии. Антропологизм:

проблема существования человека – единственный, универсальный и высший

предмет философии. Он считает, что философия должна стать антропологией.

"Истина не материализм, не идеализм, не физиология, не психология, а только

антропология. Главным понятием в философии должно быть понятие любви. Нужно

переделать человеческую жизнь в соответствии с принципами разума, добра и

труда.

Человек обладает:

1. Способностью мыслить;

2. Способностью любить и ненавидеть;

3. Способностью действовать.

Бубер: Человек у Фейербаха - беспроблемный человек. Проблема

психофизического параллелизма: как соединить в человеке физическое и

духовное. Фейербах говорит, что нельзя рассматривать отдельно дух и тело.

Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга.

Мыслит не мозг и не душа… Субъектом мышления является человек".

30) Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.

Основные принципы марксистской философии

Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Пытались соединить диалектику и материализм.

Маркс: «у Гегеля диалектика стоит на голове, надо поставить на ноги». Надо

отказаться от некоей первоначальной идеи - идеи абсолютного разума.

Необходимо увидеть развитие диалектических принципов в самой

действительности. Единство мира в его материальности. Существует только

материя и ее проявления. Принцип атрибутивности движения материи - движение

обладает абсолютным статусом и носит универсальный характер. Формы

существования материи: пространство и время; являются объективной формой.

Познание носит диалектический характер: от живого созерцания к абстрактному

мышлению, а через них к практике.

Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что общественное бытие

определяет общественное сознание. В хижине и в дворце люди думают по

разному. Сущность человека социальна. Это совокупность всех общественных

отношений.

Понятие общественно-экономической формации

Общественно-экономическая формация включает в себя:

1. Производительные силы - люди и средства производства, предметы труда

(то, на что направлена трудовая деятельность) и орудия труда.

2. Производственные отношения. Различаются производственно-экономические

отношения (собственность) и производственно-технологические отношения.

Производственно-экономические отношения в марксизме еще называются

базисом. Политика, право, мораль, религия, искусство. Это надстройка. Со

сменой базиса меняются все эти формы культурной жизни.

Социально-политические формации:

1. первобытнообщинный строй,

2. рабовладельческий,

3. феодальный,

4. капиталистический,

5. социалистический. (это финалистский подход).

Движущие силы и закономерности социально-исторического процесса

Два периода в жизни Маркса:

1. Период гуманизма (до 1846). История есть история самих индивидов,

действующих и взаимодействующих друг с другом.

2. Период сайентизма. История есть результат диалектики производительных

сил и производственных отношений, борьба классов.

Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики).

1. Классовая борьба движет историю.

2. Развитие производительных сил происходит эволюционным образом, тогда как

производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок

происходит именно через революции (насилие).

3. Развитие происходит по спирали. Отрицание отрицания. Социализм -

отрицание частной собственности.

О происхождении человека и сознания

Труд создал человека.

Недостатки

1. Исчезает субъект и минимизируется роль духовности.

2. Европоцентризм

31) Философский пессимизм Шопенгауэра.

Артур Шопенгауэр - последователь Канта, противник Гегеля. Гегель увидел у

Канта чистый разум, а Шопенгауэр исходит из практического разума. Берет за

основу волю. Основатель философии пессимизма. Основная работа «Мир как воля

и представление».

Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны,

уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей.

Составляющие мира:

1. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект.

Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. В

историческом плане появляется с появлением первого класса, хотя бы класса

насекомых. «Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без

объекта». Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы

(для нас).

2. Воля - некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Она не только в

человеке. Она простирается на всю Вселенную как эфир. Воля наиболее

кристаллизованно проявляется в человеке, в его бытии. Существует исходный

резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит

агрессивный, злой характер. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу.

Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и

мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего

поделать, так устроен мир. «Все к худшему в этом худшем из миров» (в

противоположность Лейбницу). Философия глобального пессимизма.

Созидательная деятельность человека – мыльные пузыри. В любом случае

человека ждет смерть. Говорил о упанишадах и буддизме (минимум деяний,

чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии. Крайне

негативно относился к христианству. Нужно пытаться укрощать свои

потребности. Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла.

Критика общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь

развития общества тупиковым. Предрекает гибель всего телесного мира.

32-33) Философские взгляды Ницше. Личности в философской концепции Ницше

(белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы

ценностей.

Фридрих Ницше (1844-1900). Ницше по образованию и призванию - филолог

(человек совершенно другого склада ума, чем его предшественники). Ницше не

пишет классических философских работ, не использует классического

философского языка. Он пишет в форме эссе, использует афоризмы.

Произведения: «Так говорил Заратустра», По ту сторону добра и зла»,

«Антихрист – проклятие христианству». Взрывает философский язык.

У Шопенгауэра воля к жизни, у Ницше – воля к власти. Это инструмент

самоутверждения человека, возможность воплотить всё задуманное.

Политическая власть, в науке - власть над природой, власть Вагнера над

звуком, власть писателя над материей слова и т.д. У слабых это воля к

свободе, у сильных – воля к большей власти или справедливости, и самых

сильных – любовь к человечеству (маскировка стремления к подавлению чужой

воли). Ницше переносил идеи Дарвина о борьбе за существование животных на

жизнь человека. Он подчеркивал в человеке биологическое начало. Интеллект

не познает мир, а лишь схематизирует его в той мере, в какой это нужно для

практической потребности.

У Шопенгауэра человек – беспроблемен, а у Ницше человек – проблема. Все

проблемы в самом человеке. Человек – несостоявшееся животное, и потому

несчастен. Человек – нечто текучее и пластичное. Из него можно сделать все

что угодно. Ницше углубляет тему иррациональности в жизни человека.

Философствование определило интерес Ницше к античности. Исследует прародину

Европы – древнюю Грецию, родину тотальной рациональности. Первая работа -

«Рождение трагедии или эллинизм и пессимизм» (1872г). Казавшаяся единой для

европейского мыслителя античная культура (и цивилизация ) на самом деле

двойственна:

1. 1-ое начало, доминирующее – аполлоновское (созерцательно-спокойное,

логически размышляющее, интеллектуализированное начало); но это начало

само по себе мертво, оно живо лишь потому, что находится в единстве со

вторым.

2. 2-ое начало - дионисийское, вакхическое (жизнеутверждающее, чувственно

эмоциональное, оргиистическое).

Вера (2) сочетается со знанием (1). С этого сочетания и начинается Европа.

Завершается она тем, что философия и культура тотально рационализируются.

(Пример – гегелевская философия, которая неуютна для Шопенгауэра, Ницше).

Эта рациональность ведет к тому, что мистический компонент окончательно и

бесповоротно изживается. Наука побеждает и изживает религию. Это Ницше

выражает афоризмом: «Бог умер». Люди сами «погубили» Бога, тем самым,

обессмыслив свою жизнь. Ницше считал, что религию нужно упразднить, и она

фактически упразднена. Компенсацией Бога может быть для человека

творчество различных типов (научное, художественное и т.п.).

Религия, мораль, наука – путы человека. Христианство – религия

обесчеловеченных людей. Христианская мораль - восстание рабов морали.

Христианство переворачивает традиционные понятия добра и зла. Добро до

Сократа ассоциировалось с силой, властью, аристократизмом. Христианство

устраивает переворот. Евреи - самый зловредный народ из-за их морали. Добро

ассоциируется с бедностью, и т.п. При жизни Христа христианство было

другим.

Ницше предложил выйти за пределы этой реальности, встать «по ту сторону

добра и зла», освободиться от христианской морали. Должен появиться новый

тип людей – «белокурая бестия». Они будут вести себя по законам этой расы,

а по отношению к другим так, как хотят. Принцип всё разрешается (проще

всего тем, у кого наибольший потенциал воли – они должны выжить). Вся

культура построена на страхе и жестокости. Так давайте признаем это.

Политика - власть вне морали. Ницше восхищается людьми, которые наворотили

больше всего трупов. Концентрация на появление таких людей. Этот великий

человек дальше и толкает историю. Больной - паразит общества. Слабого нужно

толкнуть, помочь ему упасть.

Этапы (ипостаси) духовного развития человека (Заратустра).

1. Верблюд - животное покладистое. Я должен везти все, что положат и

терпеть все лишения.

2. В пустыне трансформируется во льва - я хочу, я имею право, я могу.

Разрушительный характер.

3. Далее, после утоления желания, лев превращается в ребенка. Ребенок

создает. Высшая стадия. Наступит только после первых двух - рабской

зависимости и злого начала.

Ницше не призывает к аморализму. Он предлагает быть свободным от морали,

чтобы «суметь морально жить» Т.е. нужно обрести базовое свойство человека -

свободу.

34-35) Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии.

В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев

Философия зарождается в древней Греции и, пройдя путь по Западной Европе,

выступает в самостоятельной роли. Религия — диалог с высшей

субъективностью; философия — принцип свободы. Философия развивается только

в условиях свободы, как внутренней, так и внешней. Следовательно, Европа

естественный наследник античной философии (латынь скалькировала греческий

философский язык).

Особенности исторической судьбы России.

1. Россия получила христианство из Византии и, следовательно, это не

латинский источник, а греческий. При этом Россия быстро перешла на свой

язык (кириллица). Россия не получила античного наследства напрямую, а

только через мистику. Русская философия развивалась как богословские

рассуждения и была глубоко мистична.

2. Только в XVIII веке начало проявляться влияние Европы “Русская мысль

долго была связана с религиозной почвой…”

3. К XIX веку Российская культура перенимает основы рациональности с

Запада. Основное воздействие Запада на Россию происходит в художественной

культуре — литература и искусство; причем это быстро переделывается под

русскую самобытность (например, балет пришел из Франции, но сильнее всего

развился в России и всем известен “русский балет”, а не “французский”).

Появляются формирователи науки — Ломоносов, Лобачевский. При этом

сохраняются черты синкретичности (целостности).

Социокультурные предпосылки русской философии.

1. Европа приняла греческую рациональность из рук в руки. Они все

рассматривают рационально. Россия не получила напрямую рациональности

греков и не развила ее. Она ее получила только через мистику, т. е. через

православие.

2. В Европе феодализм (бандит-дворянин). В России такого нет.

3. В Европе две власти – духовная и светская. В России церковь является

олицетворением свободы, а сильное государство — цензура и диктат.

Духовность заменяется православием.

4. Почти во все времена не было в России духовного руководителя, а была

русская духовность.

4. Самостоятельность человека не получила должной правовой основы (право

заменяет мораль) и, следовательно, получается некоторая общинность.

5. Культура России — эмоционально и нравственно насыщена. Это отражение

русской ментальности.

Характерные черты русской философии.

1. Русская философия глубоко мистична.

2. В европейской философии есть разделение на онтологию, гносеологию,

логику. В русской – нет.

3. В русской философии человек всегда в центре, причем в контексте других

людей. В Европе к этому долго шли. Философия в России изучает, прежде

всего, человека и его пути в жизни, о смысле его в истории. При этом

встает проблема действования, проблема обществования, а не проблема

личности (как на Западе). На первый план выдвигается проблема веры и

действования.

4. В русском антропоцентризме теория и практика неразделимы. Например, в

слове “правда” подразумевается “истина” или/и “добро”. “Правда сливает

воедино истину и справедливость. Русские философы ищут целостность

движения человеческого духа.

5. Каждая философия выдвигает теорию познания, т.е. как человек может

познавать мир. При рациональном подходе (Кант) — сначала знать, а потом

верить. Для России все наоборот — сначала верить, затем поступать, а

затем и знать. Россия никогда не выдвигает на первый план познание. Более

всего интересует целостность подхода.

6. В русской философии всегда присутствует дух свободы.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900)

С него начинается новый этап в развитии философии. Он первым в России

создал свою особую философскую систему. В своих работах он рассматривает

проблему добра; его увлекает идея поиска начала («Критика отвлеченных

начал»). Его задача состоит в органическом синтезе всего того, что

распалось в западной философии. Основной труд — «Оправдание добра». Основа:

философия положительного всеединства сущего.

Всеединство сущего – основа мира. Синтез истины, добра и красоты. Все сущее

содержит в себе эти три компонента. Абсолютное осуществляет благо через

истину в красоте.

Реальный мир – воплощение всеединства сущего, тело Божие. Все материальное

одухотворено божественным началом, скреплено божественным единством.

Бог – олицетворение всеединства сущего, абсолютная личность, любящая и

милостивая, но наказующая за грехи.

София – мировая душа, мудрость божия, посредник между всеединством сущего и

реальным миром.

Человек – центр всеобщего сознания природы, освободитель и спаситель

природы, вершина творения Бога, посредник между Богом и природой. Человек

призван видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции.

Богочеловек – Бог вместе с человеком.

Цель мировой истории – единство Бога и внебожественного мира.

Христианство – открывает идеалы совершенного добра.

Право – не способно открыть идеалы добра. Оно препятствует проявлению лишь

крайних форм зла.

Соловьев считает, что основное отличие человека от животного — стыд. В

противоположность Декарту («Мыслю, следовательно, я существую») он

выдвигает другой тезис «Стыжусь, следовательно, я существую». Адам и Ева

прикрылись фиговыми листками, следовательно, преодолели животное начало в

человеке.

Смысл человеческого существования можно разложить на три вектора:

1. Стыд — биологическое начало в человеке;

2. Разум — интеллектуальное начало, отношение к другим (жалость или

милосердие).

3. Бог — абсолютное начало (благоговение);

Теория познания

Познание мира – познание всеединства сущего. Оно достигается лишь цельным

знанием, включающим в себя:

1. Рациональное (философское) знание.

2. Эмпирическое (научное) знание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.