Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему
Гегель об истории. Свобода и необходимость.
Достоинство Гегеля состоит в том, что он сумел глубоко осмыслить историю и
проявить ее движущие факторы (но, однако, несколько односторонне). История
- процесс самосознания, самоутверждения обществом своих потенций. Процесс
строительства общества осуществляется людьми из окружающей их природы. По
сути, история – это история мысли, история саморазвития мирового духа. В
ходе этого процесса мировой дух воплощается в народный дух. Носителем
мирового духа является каждый раз дух какого-то одного конкретного народа,
а другие народы или исчерпали свои возможности, или ещё не созрели.
4 этапа в истории с точки зрения прогресса в сознании свободы:
1. Восточный мир – свободен один деспот
2. Греческий мир – свобода для некоторых. Принцип «прекрасной
индивидуальности»
3. Римский мир – свобода для некоторых. Принцип «абстрактной всеобщности»
4. Германский мир – полная гражданская и политическая свобода. Именно
германский народ, который уже установил разумное государственное
устройство и есть настоящий носитель всемирно-исторического прогресса.
В рамках идеального государства Гегелем снимается антиномия свободы и
необходимости. В государстве свобода объективизируется, а всё разумное
утверждается как необходимое. Человек признает это необходимое как закон и
следует ему.
С чем нельзя согласиться в гегелевской концепции:
1. Человек – исполнитель исторического заказа, требования исторического
разума. Он действует, но действие его ограничивается той мерой, в какой
он осознал требование времени. "Наполеон - это абсолютная идея верхом на
коне". Тезис: "Все действительное разумно, все разумное действительно".
Разум - это мировой разум. Мировой разум - это тотальность, которая
проглатывает, все индивидуальности. Человек - лишь инструмент
развертывания этой тотальности.
2. Европоцентризм - общество от примитивного первобытного состояния
приходит к конкретному цивилизованному состоянию, в котором находится
современная Гегелю Европа; на этом развитие прекращается (финалистская
концепция). Гегель ограничивает историю только Европой.
3. Славянские и иные народы - вне истории. Они не привносят ничего нового,
а только заимствуют.
4. Природа - лишь материал, из которого мировой разум создает необходимые
ему предметы, которые живут не своей природной жизнью, а жизнью духа.
Гегель не говорит о бережном отношении к природе, он не корректирует
высказывание Бэкона "Знание-сила" (звериное отношение к природе). Маркс:
за счет природы решаются все проблемы человека (но возникает проблема
экологии).
29) Антропологический материализм Фейербаха.
Л. Фейербах (1804-1872) – ученик Гегеля. Работы: "Сущность христианства"
(историко-философская работа), "Необходимость реформы философии" (1842),
"Основные положения философии будущего".
Откуда взялось христианство?
1. Народ породил Христа
2. Появилась особая личность, наделенная харизмой.
Фейербах подошел к этому с неожиданной стороны. Фейербах признает, что
исторические и социальные корни философии Гегеля и христианства одни и те
же (они говорят об одном и том же). Они пытаются каждый на своем языке
(христианство - богословский; Гегель - философский) рассмотреть устройство
человеческого общества, его историю в отчуждении от самого человека.
Христианство, как и любая философия (особенно гегелевская) - это
отчужденная родовая природа человека. Это отчуждение определяется тем, что
люди реально отчуждены друг от друга. Поэтому свои идеалы они фиксируют в
виде христианского вероучения с одной стороны, и в виде философии Гегеля -
с другой. Свои идеальные представления о своем предназначении, способности
быть всемогущим человек реализует в Боге.
Будущая философия должна решить проблему отношений:
от Я(Бог(Ты перейти к Я(Ты.
Фейербах отстаивает антропологический принцип в философии. Антропологизм:
проблема существования человека – единственный, универсальный и высший
предмет философии. Он считает, что философия должна стать антропологией.
"Истина не материализм, не идеализм, не физиология, не психология, а только
антропология. Главным понятием в философии должно быть понятие любви. Нужно
переделать человеческую жизнь в соответствии с принципами разума, добра и
труда.
Человек обладает:
1. Способностью мыслить;
2. Способностью любить и ненавидеть;
3. Способностью действовать.
Бубер: Человек у Фейербаха - беспроблемный человек. Проблема
психофизического параллелизма: как соединить в человеке физическое и
духовное. Фейербах говорит, что нельзя рассматривать отдельно дух и тело.
Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга.
Мыслит не мозг и не душа… Субъектом мышления является человек".
30) Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.
Основные принципы марксистской философии
Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Пытались соединить диалектику и материализм.
Маркс: «у Гегеля диалектика стоит на голове, надо поставить на ноги». Надо
отказаться от некоей первоначальной идеи - идеи абсолютного разума.
Необходимо увидеть развитие диалектических принципов в самой
действительности. Единство мира в его материальности. Существует только
материя и ее проявления. Принцип атрибутивности движения материи - движение
обладает абсолютным статусом и носит универсальный характер. Формы
существования материи: пространство и время; являются объективной формой.
Познание носит диалектический характер: от живого созерцания к абстрактному
мышлению, а через них к практике.
Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что общественное бытие
определяет общественное сознание. В хижине и в дворце люди думают по
разному. Сущность человека социальна. Это совокупность всех общественных
отношений.
Понятие общественно-экономической формации
Общественно-экономическая формация включает в себя:
1. Производительные силы - люди и средства производства, предметы труда
(то, на что направлена трудовая деятельность) и орудия труда.
2. Производственные отношения. Различаются производственно-экономические
отношения (собственность) и производственно-технологические отношения.
Производственно-экономические отношения в марксизме еще называются
базисом. Политика, право, мораль, религия, искусство. Это надстройка. Со
сменой базиса меняются все эти формы культурной жизни.
Социально-политические формации:
1. первобытнообщинный строй,
2. рабовладельческий,
3. феодальный,
4. капиталистический,
5. социалистический. (это финалистский подход).
Движущие силы и закономерности социально-исторического процесса
Два периода в жизни Маркса:
1. Период гуманизма (до 1846). История есть история самих индивидов,
действующих и взаимодействующих друг с другом.
2. Период сайентизма. История есть результат диалектики производительных
сил и производственных отношений, борьба классов.
Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики).
1. Классовая борьба движет историю.
2. Развитие производительных сил происходит эволюционным образом, тогда как
производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок
происходит именно через революции (насилие).
3. Развитие происходит по спирали. Отрицание отрицания. Социализм -
отрицание частной собственности.
О происхождении человека и сознания
Труд создал человека.
Недостатки
1. Исчезает субъект и минимизируется роль духовности.
2. Европоцентризм
31) Философский пессимизм Шопенгауэра.
Артур Шопенгауэр - последователь Канта, противник Гегеля. Гегель увидел у
Канта чистый разум, а Шопенгауэр исходит из практического разума. Берет за
основу волю. Основатель философии пессимизма. Основная работа «Мир как воля
и представление».
Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны,
уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей.
Составляющие мира:
1. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект.
Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. В
историческом плане появляется с появлением первого класса, хотя бы класса
насекомых. «Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без
объекта». Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы
(для нас).
2. Воля - некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Она не только в
человеке. Она простирается на всю Вселенную как эфир. Воля наиболее
кристаллизованно проявляется в человеке, в его бытии. Существует исходный
резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит
агрессивный, злой характер. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу.
Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и
мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего
поделать, так устроен мир. «Все к худшему в этом худшем из миров» (в
противоположность Лейбницу). Философия глобального пессимизма.
Созидательная деятельность человека – мыльные пузыри. В любом случае
человека ждет смерть. Говорил о упанишадах и буддизме (минимум деяний,
чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии. Крайне
негативно относился к христианству. Нужно пытаться укрощать свои
потребности. Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла.
Критика общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь
развития общества тупиковым. Предрекает гибель всего телесного мира.
32-33) Философские взгляды Ницше. Личности в философской концепции Ницше
(белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы
ценностей.
Фридрих Ницше (1844-1900). Ницше по образованию и призванию - филолог
(человек совершенно другого склада ума, чем его предшественники). Ницше не
пишет классических философских работ, не использует классического
философского языка. Он пишет в форме эссе, использует афоризмы.
Произведения: «Так говорил Заратустра», По ту сторону добра и зла»,
«Антихрист – проклятие христианству». Взрывает философский язык.
У Шопенгауэра воля к жизни, у Ницше – воля к власти. Это инструмент
самоутверждения человека, возможность воплотить всё задуманное.
Политическая власть, в науке - власть над природой, власть Вагнера над
звуком, власть писателя над материей слова и т.д. У слабых это воля к
свободе, у сильных – воля к большей власти или справедливости, и самых
сильных – любовь к человечеству (маскировка стремления к подавлению чужой
воли). Ницше переносил идеи Дарвина о борьбе за существование животных на
жизнь человека. Он подчеркивал в человеке биологическое начало. Интеллект
не познает мир, а лишь схематизирует его в той мере, в какой это нужно для
практической потребности.
У Шопенгауэра человек – беспроблемен, а у Ницше человек – проблема. Все
проблемы в самом человеке. Человек – несостоявшееся животное, и потому
несчастен. Человек – нечто текучее и пластичное. Из него можно сделать все
что угодно. Ницше углубляет тему иррациональности в жизни человека.
Философствование определило интерес Ницше к античности. Исследует прародину
Европы – древнюю Грецию, родину тотальной рациональности. Первая работа -
«Рождение трагедии или эллинизм и пессимизм» (1872г). Казавшаяся единой для
европейского мыслителя античная культура (и цивилизация ) на самом деле
двойственна:
1. 1-ое начало, доминирующее – аполлоновское (созерцательно-спокойное,
логически размышляющее, интеллектуализированное начало); но это начало
само по себе мертво, оно живо лишь потому, что находится в единстве со
вторым.
2. 2-ое начало - дионисийское, вакхическое (жизнеутверждающее, чувственно
эмоциональное, оргиистическое).
Вера (2) сочетается со знанием (1). С этого сочетания и начинается Европа.
Завершается она тем, что философия и культура тотально рационализируются.
(Пример – гегелевская философия, которая неуютна для Шопенгауэра, Ницше).
Эта рациональность ведет к тому, что мистический компонент окончательно и
бесповоротно изживается. Наука побеждает и изживает религию. Это Ницше
выражает афоризмом: «Бог умер». Люди сами «погубили» Бога, тем самым,
обессмыслив свою жизнь. Ницше считал, что религию нужно упразднить, и она
фактически упразднена. Компенсацией Бога может быть для человека
творчество различных типов (научное, художественное и т.п.).
Религия, мораль, наука – путы человека. Христианство – религия
обесчеловеченных людей. Христианская мораль - восстание рабов морали.
Христианство переворачивает традиционные понятия добра и зла. Добро до
Сократа ассоциировалось с силой, властью, аристократизмом. Христианство
устраивает переворот. Евреи - самый зловредный народ из-за их морали. Добро
ассоциируется с бедностью, и т.п. При жизни Христа христианство было
другим.
Ницше предложил выйти за пределы этой реальности, встать «по ту сторону
добра и зла», освободиться от христианской морали. Должен появиться новый
тип людей – «белокурая бестия». Они будут вести себя по законам этой расы,
а по отношению к другим так, как хотят. Принцип всё разрешается (проще
всего тем, у кого наибольший потенциал воли – они должны выжить). Вся
культура построена на страхе и жестокости. Так давайте признаем это.
Политика - власть вне морали. Ницше восхищается людьми, которые наворотили
больше всего трупов. Концентрация на появление таких людей. Этот великий
человек дальше и толкает историю. Больной - паразит общества. Слабого нужно
толкнуть, помочь ему упасть.
Этапы (ипостаси) духовного развития человека (Заратустра).
1. Верблюд - животное покладистое. Я должен везти все, что положат и
терпеть все лишения.
2. В пустыне трансформируется во льва - я хочу, я имею право, я могу.
Разрушительный характер.
3. Далее, после утоления желания, лев превращается в ребенка. Ребенок
создает. Высшая стадия. Наступит только после первых двух - рабской
зависимости и злого начала.
Ницше не призывает к аморализму. Он предлагает быть свободным от морали,
чтобы «суметь морально жить» Т.е. нужно обрести базовое свойство человека -
свободу.
34-35) Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии.
В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев
Философия зарождается в древней Греции и, пройдя путь по Западной Европе,
выступает в самостоятельной роли. Религия — диалог с высшей
субъективностью; философия — принцип свободы. Философия развивается только
в условиях свободы, как внутренней, так и внешней. Следовательно, Европа
естественный наследник античной философии (латынь скалькировала греческий
философский язык).
Особенности исторической судьбы России.
1. Россия получила христианство из Византии и, следовательно, это не
латинский источник, а греческий. При этом Россия быстро перешла на свой
язык (кириллица). Россия не получила античного наследства напрямую, а
только через мистику. Русская философия развивалась как богословские
рассуждения и была глубоко мистична.
2. Только в XVIII веке начало проявляться влияние Европы “Русская мысль
долго была связана с религиозной почвой…”
3. К XIX веку Российская культура перенимает основы рациональности с
Запада. Основное воздействие Запада на Россию происходит в художественной
культуре — литература и искусство; причем это быстро переделывается под
русскую самобытность (например, балет пришел из Франции, но сильнее всего
развился в России и всем известен “русский балет”, а не “французский”).
Появляются формирователи науки — Ломоносов, Лобачевский. При этом
сохраняются черты синкретичности (целостности).
Социокультурные предпосылки русской философии.
1. Европа приняла греческую рациональность из рук в руки. Они все
рассматривают рационально. Россия не получила напрямую рациональности
греков и не развила ее. Она ее получила только через мистику, т. е. через
православие.
2. В Европе феодализм (бандит-дворянин). В России такого нет.
3. В Европе две власти – духовная и светская. В России церковь является
олицетворением свободы, а сильное государство — цензура и диктат.
Духовность заменяется православием.
4. Почти во все времена не было в России духовного руководителя, а была
русская духовность.
4. Самостоятельность человека не получила должной правовой основы (право
заменяет мораль) и, следовательно, получается некоторая общинность.
5. Культура России — эмоционально и нравственно насыщена. Это отражение
русской ментальности.
Характерные черты русской философии.
1. Русская философия глубоко мистична.
2. В европейской философии есть разделение на онтологию, гносеологию,
логику. В русской – нет.
3. В русской философии человек всегда в центре, причем в контексте других
людей. В Европе к этому долго шли. Философия в России изучает, прежде
всего, человека и его пути в жизни, о смысле его в истории. При этом
встает проблема действования, проблема обществования, а не проблема
личности (как на Западе). На первый план выдвигается проблема веры и
действования.
4. В русском антропоцентризме теория и практика неразделимы. Например, в
слове “правда” подразумевается “истина” или/и “добро”. “Правда сливает
воедино истину и справедливость. Русские философы ищут целостность
движения человеческого духа.
5. Каждая философия выдвигает теорию познания, т.е. как человек может
познавать мир. При рациональном подходе (Кант) — сначала знать, а потом
верить. Для России все наоборот — сначала верить, затем поступать, а
затем и знать. Россия никогда не выдвигает на первый план познание. Более
всего интересует целостность подхода.
6. В русской философии всегда присутствует дух свободы.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900)
С него начинается новый этап в развитии философии. Он первым в России
создал свою особую философскую систему. В своих работах он рассматривает
проблему добра; его увлекает идея поиска начала («Критика отвлеченных
начал»). Его задача состоит в органическом синтезе всего того, что
распалось в западной философии. Основной труд — «Оправдание добра». Основа:
философия положительного всеединства сущего.
Всеединство сущего – основа мира. Синтез истины, добра и красоты. Все сущее
содержит в себе эти три компонента. Абсолютное осуществляет благо через
истину в красоте.
Реальный мир – воплощение всеединства сущего, тело Божие. Все материальное
одухотворено божественным началом, скреплено божественным единством.
Бог – олицетворение всеединства сущего, абсолютная личность, любящая и
милостивая, но наказующая за грехи.
София – мировая душа, мудрость божия, посредник между всеединством сущего и
реальным миром.
Человек – центр всеобщего сознания природы, освободитель и спаситель
природы, вершина творения Бога, посредник между Богом и природой. Человек
призван видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции.
Богочеловек – Бог вместе с человеком.
Цель мировой истории – единство Бога и внебожественного мира.
Христианство – открывает идеалы совершенного добра.
Право – не способно открыть идеалы добра. Оно препятствует проявлению лишь
крайних форм зла.
Соловьев считает, что основное отличие человека от животного — стыд. В
противоположность Декарту («Мыслю, следовательно, я существую») он
выдвигает другой тезис «Стыжусь, следовательно, я существую». Адам и Ева
прикрылись фиговыми листками, следовательно, преодолели животное начало в
человеке.
Смысл человеческого существования можно разложить на три вектора:
1. Стыд — биологическое начало в человеке;
2. Разум — интеллектуальное начало, отношение к другим (жалость или
милосердие).
3. Бог — абсолютное начало (благоговение);
Теория познания
Познание мира – познание всеединства сущего. Оно достигается лишь цельным
знанием, включающим в себя:
1. Рациональное (философское) знание.
2. Эмпирическое (научное) знание.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|