Сходства и отличия католиков и православных
Сходства и отличия католиков и православных
Тема:
Сходства и отличия католиков и православных.
1. Католицизм – от греческого слова katholikos
– всеобщий (позже – вселенский).
Католицизм
– западная разновидность христианства. Появился в результате церковного
раскола, подготовленного разделением Римской империи на Западную и Восточную.
Стержнем всей деятельности западной церкви стало стремление объединить христиан
под властью римского епископа (папы). Католицизм окончательно оформился как
вероучение и церковная организация в 1054 году.
1.1 История
развития.
История
развития католицизма – долгий процесс, растянувшийся на века, где было место и
высоким стремлениям (миссионерство, просвещение), и стремлениям светской и даже
мировой власти, и место кровавой инквизиции.
В
средневековье в религиозную жизнь западной церкви входят пышные и торжественные
богослужения, поклонение многочисленным святым мощам и реликвиям. Папа Григорий
1 включил в каталитическое богослужение музыку. Он так же пытался заменить
культурные традиции древности «спасительным церковным просвещением».
Утверждению
и распространению католицизма на Западе способствовало католическое монашество.
Религия
в средние века идеологически обосновывала, оправдывала и освящала суть
отношений в феодальном обществе, где классы чётко разделялись.
В
середине 8 века возникло независимое светское Папское государство, т.е. в пору
крушения Римской империи это была единственная реальная власть.
Укрепление
светской власти пап скоро породило у них стремление господствовать не только
над церковью, но и над миром.
В
правление папы Иннокентия 3 в 13 веке церковь достигла своего наивысшего
могущества, Иннокентий 3 сумел добиться верховенства духовной власти над
светской, не в последнюю очередь благодаря крестовым походам.
Однако
в борьбу против папского абсолютизма выступили города и светские государи,
которых церковники обвинили в ереси и создали святую инквизицию, призванную «огнём
и мечом выкорчевать ересь».
Но
падения верховенства духовной власти было не избежать. Наступала новая эпоха
реформации и гуманизма, которая подорвала духовную монополию церкви, разрушила
политическую и религиозную монолитность католицизма.
Однако
через полтора столетия после французской революции Венский конгресс 1814-1815
г.г. восстановил Папское государство. В настоящее время существует
теократическое государство Ватикан.
Развитие
капитализма, индустриализация, урбанизация и ухудшение жизни рабочего класса,
подъём рабочего движения привело к распространению индифферентного отношения к
религии.
Ныне
церковь стала «церковью диалога с миром». Новым в её деятельности является
защита прав человека, особенно права на религиозную свободу, борьба за семью и
нравственность.
Областью
деятельности церкви становится культура и культурное развитие.
В
отношениях с государством церковь предлагает лояльное сотрудничество, без
подчинения церкви государству и наоборот.
1.2 Особенности
вероучения, культа и структуры
религиозной
организации католицизма.
1.
Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр
(Ватикан), единого главу – папу римского, который венчает многоступенчатую
иерархию. Папа считается наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в
делах веры и нравственности (православная церковь отвергает данное
утверждение).
2.
Источником вероучения католики признаю Священное писание (Библию) и святое
предание, которое (в отличие от православия) включает в себя постановления вселенских
сборов католической церкви и суждения пап.
3.
Добавление к символу веры филиокве Святой Дух исходит от Бога-Отца. Добавление
же заключалось в утверждении, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от
Бога-Сына (православие отвергает филиокве).
4.
Особенностью католицизма является экзальтированное почитание богоматери,
признание легенды о непорочном зачатии Марии её матерью Анной, и её телесном
вознесении после смерти на небо.
5.
Духовенство даёт обет безбрачия – целибат. Утвердился в 13 веке, чтобы не допустить
раздела земель между наследниками священнослужителя. Целибат – одна из причин
отказа многих католических священников в наши дни от сана.
6.
Догмат о чистилище. У католиков это промежуточное место между раем и адом, где
души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные
смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне.
Это испытание католики понимают по-разному. Одни трактуют огонь как символ,
другие признают его реальность. Судьба души в чистилище может быть облегчена, а
срок пребывания её там сокращён «добрыми делами», совершаемыми в память
умершего оставшимися на земле родными и близкими. «Добрые дела» - молитвы,
мессы и материальные пожертвования в пользу церкви. (Православная церковь
отвергает учение о чистилище).
7.
Католицизму присущи пышный театрализованный культ, широкое почитание реликвий
(останки «одежды Христа», кусочки «креста, на котором Он был распят», гвозди,
«которыми Его прибивали к кресту» и т.п.), культ мучеников, святых и блаженных.
8.
Индульгенция – папская грамота, свидетельство об отпущении как совершённых, так
и не совершённых ещё грехов, выдаваемая за деньги или за особые заслуги перед
католической церковью. Индульгенция обосновывается богословами тем, что
католическая церковь якобы обладает неким запасом добрых дел, совершённых
Христом, Девой Марией и святыми, которыми можно покрывать грехи людей.
9.
Церковная иерархия основана на божественном авторитете: от Христа берёт начало
мистическая жизнь и через папу и всю структуру церкви нисходит до рядовых её
членов. (Православие опровергает данное утверждение).
10.
Католицизм, как и православие, признаёт 7 таинств – крещение, миропомазание,
причащение, покаяние, священство, брак, соборование.
2. Православие – одно из направлений христианства,
сформировалось в 4 – 8 веках, а самостоятельность обрело в 11 веке в результате
церковного раскола, подготовленного разделением Римской империи на Западную и
Восточную (Византию).
2.1 История
развития.
Православие
не имело единого церковного центра, т.к. церковная власть была сосредоточена в
руках 4 патриархов. По мере распада Византийской империи каждый из патриархов
стал возглавлять самостоятельную (автокефальную) православную церковь.
Начало
утверждения православия на Руси в качестве государственной религии было
положено Киевским князем Владимиром Святославовичем. По его распоряжению в 988
году Византийское духовенство окрестило жителей столицы древнерусского
государства Киева.
Православие,
так же как и католицизм, оправдывало и освящало социальное неравенство,
эксплуатацию человека, призывало народные массы к покорности и терпению, что
было весьма удобно для светской власти.
Русская
православная церковь долгое время зависела от Константинопольской
(Византийской). Лишь в 1448 году она обрела автокефалию. С 1589 года в списке
поместных православных церквей Русской отвели почётное 5 место, которое она
занимает до сих пор.
Для
укрепления позиций церкви внутри страны в начале 17 века патриарх Никон провёл
церковную реформу.
Были
исправлены неточности и разночтения в богослужебных книгах, несколько сокращена
церковная служба, земные поклоны заменены поясными, креститься стали не двумя,
а тремя перстами. Вследствие реформы произошёл раскол, который привёл к
появлению течения старообрядчества. Московские поместные соборы 1656 – 1667
г.г. предали проклятию (анафеме) старые обряды и их приверженцев, которых
преследовали с использованием государственного репрессивного аппарата.
(Проклятие старообрядцев было отменено в 1971 году).
Пётр
1 реорганизовал православную церковь в составную часть государственного
аппарата.
Так
же, как и католицизм, православие активно вмешивалось в светскую жизнь.
Церковь
активно противодействовала отмене крепостного права в России, выступала за
сохранение телесных наказаний, осуждала стремление женщин к равноправию.
Во
времена революции и становления Советской власти влияние церкви было сведено на
нет. Кроме того, разрушались храмы, духовенство подвергалось гонениям и
репрессиям. В Советском Союзе необходимо быть атеистом – такова была линия
партии в вопросе о свободе совести. На верующих смотрели как на слабоумных, они
осуждались и притеснялись.
Целые
поколения выросли в неверии в Бога. Вера в Бога была заменена на веру в вождя и
в «светлое будущее».
После
развала Советского Союза храмы стали восстанавливаться, люди спокойно посещают
их. Убитые священнослужители причисляются к святым мученикам. Церковь начала
сотрудничать с государством, которое стало возвращать ранее реквизированные
церковные земли. Из-за рубежа возвращаются бесценные иконы, колокола и т.п.
Начался новый виток укрепления православия в России.
2.2 Вероучение
православия и сравнение с католицизмом.
Их
отличия и сходство.
1.
Православие не имеет единого церковного центра, как католицизм, и представляет
собой 15 автокефальных и 3 автономных поместных церквей. Православие отрицает
догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости (см. п. 1 о
католицизме).
2.
Вероисповедную основу составляют Священное писание (Библия) и священное
предание (решения первых 7 вселенских соборов и труды отцов церкви 2 – 8 в.в.
3.
Символ веры обязывает веровать в единого бога, выступающего в трёх лицах
(ипостасях): Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа (Святого). Святой Дух объявлен
исходящим от Бога-Отца. Филиокве у католиков православие не переняло (см. п.
3).
4.
Важнейший догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь
богом, родился от девы Марии. Католический культ почитания Марии в православии
не признаётся (см. п. 4).
5.
Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и
чёрное (монашествующие, дающие обет безбрачия). У католиков же обет безбрачия
даёт всё духовенство (см. п. 5).
6.
Православием чистилище не признаётся (см. п. 6).
7.
В православии значение придаётся обрядности, культу святых, почитаются останки
святых – мощи, иконы, т.е. то же, что и у католиков, однако в православии
отсутствуют реликвии (см. п. 7).
8.
В православии существует понятие отпущения грехов после исповеди и покаяния.
Индульгенцию католиков православие не признаёт (см. п. 8).
9.
Православие отрицает церковную иерархию католиков, их божественность,
преемственность от апостолов (см. п. 9).
10.
Как и католицизм, православие признаёт все семь христианских таинств. Так же у
православия и католицизма общие нормы церковной жизни (каноны) и важнейшие
компоненты обрядности: количество и характер совершения таинств, содержание и
последовательность богослужений, компоновка и интерьер храма, структура клира и
его внешний вид, наличие монашества. Богослужение ведётся на национальных
языках, используются и мёртвые языки (латынь).
Список
литературы.
1.
Протестанизм: словарь атеиста (Под общей редакцией
Л.Н. Митрохина. – М: Политиздат, 1990 – с. 317).
2.
Католицизм: словарь атеиста (Под общей редакцией
Л.Н. Великовича. – М: Политиздат, 1991 – с. 320).
3.
Печников Б.А. Рыцари церкви. М: Политиздат, 1991 -
с. 350.
4.
Григулевич И.Р. Инквизиция. М: Политиздат, 1976 –
с. 463
|