рефераты скачать

МЕНЮ


Сущность мировоззрения. Миф, религия, философия

субъекта объективной действительности. Ощущ. чел. являются

отражениями, копиями предметов вн. мира. Т. о. источником познания

явл. чувств опыт, а ощущ. предполагает независимый от сознания

предмет восприятия. И хотя он полагает , что в разуме нет ничего, что

е было бы раньше в ощущ., утверждение это он не распростаняет на

последние аксиомы науки, кот по его мнению не могут быть выведены из

высших по отношению к ним положений и кот. должны быть признаны

умозрительными, а не опытными предпосылками знаний.

Логика по А. - науа о доказательстве, а также о формах мышления,

необх для познания. Связи мыслей явл. по А. отражениями объект. сущ

связей. А. рассм. лог. строение суждений, вопросы о терминах, об

определении строении и о прав умозаключений и док-в. В центре всех

этих иссл. лежит теория умозаключений. В соотв. с спецификой

античного знания, огранич. прямым наблюдением и построением умозрит.

гипотез, А. главное знач. придает достоверным и необходимым выводам,

а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план

ыдвигает движ мысли от общего к частному (дедукция) а на

индукциюобращ. мало внимания.

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар.

Источник движения - бог (перводвигатель).

Общественно полит. теории А. Наилучший из всех классов -

земледельческий., однако они в силу своего образа жизни и территор.

распыленности не могут активно вмешиваться в вопр. управления, Этим

делом должны заним среднезажиточнуе классы общесва.

А разлачает 3 хор. и 3 плохих формы управления гос-вом. Хорошими

он считает формы, при кот. исключена возможность корыстного

использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы

монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основ. на

смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это

тирания, олигархия и крайняя демократия.

9. Основные черты средневековой философии.Проблема универсалий.

Реализм и номенализм.

Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло

духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и

очигами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей

письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье

характер. становлением христ. догматики в услов. формирования евр.

гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата

церкви и гос власти ф. была объявлена слкжанкой богословия, кот.

должна была использовать свой рацион. аппара для подтверждения

догматов христианства. Эта фил. получила название

“схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля)

Со 2в. Гр. апологеты обращ к императорам, преследовавшим хр. Они

стрем доказать, что хр. поднимает такие вопр. кот. ставила и

предшеств. гр. фил., но дает более оверш их разрешение. Видный

апологет - Тертулиан (из Карфагена, 2в.) - сущ. непримиримое

разногласие между религией, бож. откровением, свящ. писанием и чел.

мудростью. Не создав ф. систем ап. однако наметили круг вопросов,

кот. стали основными для хр. ф. (о боге, о творении мира, о прир. чел

и его целях).

Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430, род. в

Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим быием, Бог

сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости.

Мир предствляет собою непрер. лестницу существ, восхолдящую к

создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и

обладает разумн. душай и своб. воли. Душа нематер, бессмерна.

Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он

дел., делает через него бог.

Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в

школах и университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период

хрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к

вере. Считалось , что истина уже дана в библ. текстах и необходимо

правильно истолковать их. Т.к. б. тексты отличались иносказательным

хар., то для их толкования требов. изощренная логика.

Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к

единичному. Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е

о прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.

1.общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. -

реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ.

универсалий: (троякость существования) “до вещей” в бож. разуме, “в

самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел.

разуме как р-т абстракции. - умеренный реализм ( сущ и крайний реал.

- общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр - сущ. только

един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и

основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к

многим вещам, наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это

номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в

уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи.

2.Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только

имена.(Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть

предм. познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача

знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме

чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще

только нашему способу рассмлтрения одной и той же вещи. Для

объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие интенции, т.е. о

направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все общие

понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

Главные представители схол. Альберт Больштедский, Фома

Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий.

10. Философия Ф. Аквинского (обоснование идеи бога, теория

"двойственной" истины).

А (1225-1274)(ангельский доктор) (хорошо изучил Арестотеля) –

разделяет божетвенную область от мирской. Он утверждает, что познать

Б невозможно. Ф и наука должны служить теологии для борьбы с

нападками против веры (христианским учением бороться нельзя поскольку

оно недосягаемо для Ч разума). Истина – одна, христианская, а наука

лишь пытается приблизиться к ней.

Пять доказательств существования Б:

1) все движется => необходим перводвигатель; 2) существуют

причинно – следственные вязи => необходима первопричина; 3)

цепочка случайного и необходимого => первая необходимость – Б. 4)

Каждая вещь имеет степень качествы по отношению к другой => наивысшая

степень качества – Б. 5) Все происходит на пользу => существует кто-

то кто направляет все к определенной цели.

11. Гуманизм - основная чертафилософии возрождения(Макиавелли, Мор,

Кампанелла).

Маккиавелли - итал. общ деятель, политич мыслитель историк воен

теоретик. Гос-во признается М высшим проявлением человеч духа, а

служение гос-ву - целью, смыслом и счастьем человеч жизни. Разделяя

традиц христ представление об изначальном зле человеч природы М

отводит воспитат функции не церкви (что было нормой средневек

философии) а гос-ву. Политич идеал М - Римская республика, в которой

он видел воплощение идеи сильного гос-ва, умеющего сохранять

внутренний порядок и распространять внутр порядок и распространять

влияние на другие народы. М описывал строй древне-римского гос-ва с т

зр искреннего республиканца, приверженца демократии. Он считал, что

республика - лучшая форма демократии т к каждого делает ответственным

за судьбу гос-ва. Но респ форма правления не всегда возможна; нельзя

сохранить свободные политические учреждения, если в народе не развиты

грражданские добродетели. Римская респ достигла могущества потому,

что сумела воспитать респ дух в рим народе.

Томас Мор - англ гуманист, гос деятель и писатель. Католик, сторонник

верховной власти ПАПЫ. Автор трактата «Утопия» - место, которого нет,

слово в последствии стало нарицательным. В «Утопии» М впервые

изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная)

собственность и введено не только равенство потребления (как в

раннехрист общинах), но обобществлены производство и быт. Труд

составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по

потребности, рабочий день сокращен до 6 часов; наиболее тяжелые

работы выполняют преступники. Политич строй основан на принципах

выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистич

быта. Она организована не столько на родтвенных, сколько на

производственных началах.

Кампанелло Томмазо - итал философ поэт политич деятель создатель

коммунистич утопии. Коммунистич утопия К представляет собой программу

всеобщего социального преобразования на основе общности имущества

(«Город солнца», произв, построенное в форме расказа мореплавателя),

дополняемую утопией всемирной теократической монархии («Монархия

Мессии»). В идеальной коммунистич общине у К упразднены собственность

и семья, дети воспитываются гос-вом. Труд обязателен для всех,

рабочий день сокращен до 4 часов. Огромное внимание уделяется

развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию. Руководство

коммунистич общиной находится в руках учено-жреч касты. Осуществление

свой программы К возлагал на европ государей и Рим папу, стремясь

достичь духовного единства человечества в рамках реформированного в

соответствии с его идеалами католицизма.

12. Натурфилософия эпохи Возрождения (Н.Коперник, Д.Бруно,

Г.Галилей).

Секуляризация – освобождение от религии и церк. инстит.Эпоха В –

возврат к человеку. Ч (антропоцентризм) – “мерило всех вещей”

(Сократ), но в В он не пасивен, а творец (не стесненный рамками П. –

более того, господин П).Труд – не искупление за грехи, а способ

создать свой мир.Галилей – попытка понять Б законы из сотворенных

вещей и применить их на практике. Земля вертется.Пантеизм - спец.

Черта натурфилософии В. В отличее от Ант. Б. не просто сливается с П.

и остается недосягаемым, а П. становится одухотворенной и

познаваемой.Кузанец – “единое есть все” принцип совпадения

противоположностей (max и min). Парадокс – сининим точного знания.

Геометрия результат рассудка, а не разума (поскольку имеет дело с

точными понятиями). Т.к. все можно оценить только по отношению к

бесконечности => мир не имеет начала и конца (как в Ант. Ф). =>

проблема бесконечно малых - предтеча диф. исчисления (Галилей и его

ученики).

Галилей начал конструировать идеальные модели физических объектов

(сблизил математику и физику).Коперник – гелиоцентрическая

система.Бруно – бесконечный космос (обожествил), снял границу между

творцом и творением => форма перестает быть душой вещи – “бог в

вещах”. Бруно казнили.

13. Основные черты фил. Р. ДЕКАРТА. Проблема метода познания

Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых

друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную

“протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет

собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В

то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. -

идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину

о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В уч.

о бытии он не тоько признает сущ духовной субстанции, но и

утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции

пребывает бог.

Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая,

что чувств. воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е

объективно не сущ. Выводы из этого : мировая материя (=пространство)

беспредеьна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит

все качественное разнообразие прир. явлений к : 1. материи, тожд. с

пространством и 2. к ее движению. Дв. возникает в р-те толчка.

первон. толчек дал бог.

Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис

для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на

этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исх пункт

он принимает сомнение в общепринятом знании ( так как такого тезиса

он не нах в схоластике). Это сомнение есть только предварит. прием.

Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае

существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь,

поскольку я мыслю. Если т.о сомнени - достов. факт, то оно сущ. лишь

поскольку сущ мышление, лишь поск я сам сущ в качестве мыслящего. (Я

мыслю следов. я сущ) Это положение и есть искомая достоверная опора

знания. Этот вывод не тр. логического док-ва, он есть р-т интуиции

ума.

Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет необх и

достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий

истинности знания т.о не в практике, а в челов. сознании.

Мдеализм Д. усугубился религиозными предпос. его системы. В силу

этого для док. реального сущ. мира еобходимо док. сущ. бога. В числе

прочих идей в уме сущ идея бога. Как понятие о сущ. всесовершенном,

идея бога обладает большей реальностью чем все др. идеи. В причине

должно быть по крайней мере столько же реальности сколько ее нах. в

следствии. Т.к. мы сущ и т.к. мысуть следствия первопричины, то сущ и

сама первопричина т.е. бог. Но если всесоверш. бог сущ, то этим

исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена

сама возможность позания.

Возм истины обусловлена сущ. врожденных идей или истин

(предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к кот. он

относит прежде всего мат. аксиомы.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал,

что источником достоверности знания может быть только сам разум.

В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные

положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое

след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления

всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные

положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд.

дедукции.

Воор. интуицией и дедукцией разум может достич достоверного

знания в случае если будет вооружен методом. Метод Д. состоит из 4

требований: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, кот

предсавл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в

истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее

частные пробл; 3. методически переходить от известного и доказанного

к неизв. и недок.; 4.не допускать никаких пропусков в ог. звеньях

исследования.

14. Основные черты фил. Ф.Бэкона

Первым ф. , сознательно поставившим перед собой задачу разработки

научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 -

1626).

Б. различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение

непоср. пользы человеку 2. “светоносные” - цель не непоср. польза,

а познание законов и свойств вещей

Предпоылка преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в

истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение

лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного

доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода

умозаключений и доказательства. Первым условием реф. науки явл.

усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом

должно быть очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких

забл. или идолов - рода, пещеры, рынка , театра.

Идолы рода - преп, обусл природой человека. Чел судит о прир по

анаогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое

представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства чел

чувств, под влиянием различных желаний, влечений.

Пещеры - ошибки, возн. вследствии субъект предпочтений, симпатий,

антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, др. -

их сходства. Одни склонны верить в непогреш авторитет древности, др,

наоборот, отдают предпочтение только новому.

Рынка - преп, возник вследствии общения между людьми посредством

слов. Но во многих сл. значения слов были установлены не на основе

познания сущности предмета, а на основе сов. случ впечатления от

этого предмета.

Театра - преп, порождаемые некритически усвоенными ложными

мнениями. идолы. т. не врождены нашему уму? они возникают вследствии

подчинения ума ошиб мнениям.

Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это

знание лишь отриц. сторона зад. создания научного метода. необх также

полож учение о методе исследов. В истории науки четко выступают 2

пути или метода иследов: догматический и эмпирический. Догм метод

начин с общих умозр положений и стрем вывести из них все частн

случаи. Догматик похож на паука, кот из самого себя ткет паутину.

Уч, следующ эмпир методу похож на муравья, кот беспорядочно

тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в

умственной переаботке материалов, кот доставляет опыт.( пчела)

15. Английский материализм ХУ11 века (Т.Гоббс, Дж.Локк).

Гоббс: основа познания – чуства. Смысл познания в рациональном

осмыслении этого опыта. истинность – свойство наших суждений, а не

самих вещей. В отличии от Декарта, распространеность – свойство самих

вещей, а не субстанция сама по себе (хотя и является основным –

механическое движение основное). Отрицание врожденных идей Декарта –

вещи обладают свойствами.

Локк (главный сенсуалист) - “В разуме нет ничего, чего не было бы

ранее в чуствах”. Сильное влияние Бэкона. Критика Декарта. Душа

лишена врожденных идей – но чистый лист, заполняемый посредством

чуственного знания.

Опыт, Локк, делит на внутренний и внешний. Чтобы получить общие идеи

(пространство, время,..) необходимо размышление, которое является

свойством души, а не ее сущностью (Декарт). Декартова субстанция,

таким образом, - сложная идея, полученная из опыта. Первичные

качества – присущи вещам (масса, движение, протяжение). Вторичные –

то, что получается в нашем сознании (звук (движение воздуха), запах,

…). => невозможно познать реальные сущности вещей, только

номинальные. Реально существует лишь индивидуальное => Обобщение – не

свойство вещей, а потребность Ч к обобщению.

Знания: бесспорные (на основе размышления) и правдоподобные (на

основе эмпирич. опыта).

16. Т.Гоббс и Дж.Локк о государстве и праве.

Гоббс: сторонник обществ. договора. “О гражданине”, “Левиафан”

Естетвенное состояние людей – война => О. Чтобы О. не развалилось –

силиная власть => добровольное отречение владеть самим собой

(результат - Левиафан). Старонник сильной абсолютистской власти, при

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.