Сознание как отражение и деятельность
Таким образом, на этой стадии отражение
выступает в виде диалектического единства воздействия внешней среды и
реализации внутренних целей, установок, программ живого существа в процессе
построения схемы поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним
целям и потребностям. Это единство внутренней активности и внешнего воздействия
находит свое более полное выражение на стадии психического отражения,
свойственного высшим животным с достаточно развитой и централизованной нервной
системой.
Психическое отражение возникает там и тогда,
где и когда ресурсы и механизмы нейрофизиологического отражения с характерным
для него автоматизмом оказываются недостаточными и необходим активный поиск
того, что требуется организму для решения вставшей перед ним задачи, необходима
ориентировочная деятельность в обследовании реальной ситуации. Здесь становятся
необходимыми психические образы, формирующиеся на основе реального
ориентировочного движения в действительности. Через образ живое существо
прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями внешнего мира,
используемые для решения стоящей перед ним задачи. Психический образ выступает
как отражение объективной реальности, сформировавшееся в процессе активной
поисковой деятельности и служащее схемой действия организма, закодированной в
нейродинамических структурах.
Развитие психической формы отражения и
подготовило тот качественный сдвиг, который ознаменовал переход к человеческому
сознанию. Дальше мы подробнее остановимся на происхождении сознания, здесь же
отметим лишь некоторые специфические черты отражения на уровне человеческого
сознания. Во-первых, отражение наряду с чувственно - образным приобретает
характер абстрактно - понятийного. В итоге в громадной степени расширяется
информационная нагрузка отражения. Действительно, восприятие отражает один
предмет, понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря
образованию понятий емкость человеческого мышления в сравнении с животными
формами психики, связанными с чувственно-индивидуальными представлениями,
возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и неизмеримо
большее количество информации и оперировать им. Во-вторых, с возникновением
абстрактного мышления психика человека перестала быть привязанной к
непосредственным чувственным образам, появилась возможность отлета мысли от
непосредственно данного, возможность не только отражать действительность и
приспосабливаться к ней, но и изменять ее, творить новую действительность, т.е.
формируется творчески-конструкторская функция сознания. Активная роль
отражения, опосредованного практикой, поднимается на новый уровень. Правда,
следует признать, что с развитием абстрактного мышления появилась и возможность
«больной фантазии», преувеличения относительной самостоятельности мысли, ее
отрыва от действительности, формируются религия, а затем и идеализм.
Наконец, отражение приобретает социально -
детерминированный характер. Это находит свое выражение прежде всего в
общественной природе сознания, что проявляется, в частности, в возникновении
языка и в нерасторжимом его единстве с мышлением. Наряду с этим социальная обусловленность
сознания обнаруживается в его зависимости от общественных отношений, в том, что
сознание людей меняется с развитием общества, а общественное сознание, о чем мы
подробно будем вести речь в дальнейшем, является отражением общественного бытия.
Мы рассмотрели вопрос об отражении и эволюции
его форм в процессе развития материального мира. Уже усложнение форм отражения
тесно связано с уровнем организации материи, особенно с усложнением
нервно-физиологических систем. Мыслит материя, но, как уже было отмечено выше,
сознание присуще не всей материи, а лишь особым образом организованной материи,
человеку разумному. Этот аспект соотношения материи и сознания и предстоит
рассмотреть дальше.
Уже анализ развития психики животных
показывает, что уровень ее развития, а значит, и степень развитости форм
отражения являются функцией сложности их поведения, а главное - сложности
организации органов отражения внешнего мира, центральной нервной системы.
Низшим формам живого, у которых отсутствуют
специализированные органы отражения и центральная нервная система, присуща
только раздражимость. С усложнением организации, с формированием у животных
центральной нервной системы и специализированных органов чувств отражение
поднимается на более высокую ступень. В ходе развития над раздражимостью
надстраивается чувствительность, затем – нервно - физиологическое отражение и
далее - психика животных. Наконец, у человека наибольшей сложности достигает
структура центральной нервной системы, прежде всего головного мозга, и
соответственно отражение выступает в наиболее сложной форме - в виде
человеческого мышления. Действительно, человеческий мозг представляет собой
сложнейшее материальное образование объемом в среднем в 1400 куб.см (у приматов
мозг по объему в 3-4 раза меньше), состоящее из 10-14 млрд. нейронов, связанных
между собой синапсами и дендритами.
Мозг имеет весьма
сложное строение, в нем прослеживается своеобразное «разделение труда» между
его отделами. Наиболее простые формы анализа и синтеза внешних раздражений и
регуляции поведения осуществляются низшими отделами центральной нервной системы
- спинным, продолговатым и промежуточным мозгом, а самые сложные верхними
этажами, прежде всего большими полушариями головного мозга, особенно их корой.
Уже то, что богатство и содержательность форм
отражения связаны со сложностью и совершенством нервной системы, степенью ее
централизации, само по себе подтверждает материалистический тезис: сознание
есть функция мозга. Этот тезис надежно подкрепляется и данными физиологии и
патологии высшей нервной деятельности, в частности, тем, что нарушения в
психике часто связаны с повреждением определенных участков мозга.
Проблема сознание и мозг включает два главных
аспекта. Первый - как соотносятся явления сознания, психическое с
физиологическими процессами в мозгу. Это так называемая психофизиологическая
проблема. И второй аспект, тесно связанный с первым - соотношение идеального и
материального.
Остановимся последовательно на каждой из этих
проблем. Психофизиологическую проблему материализм и и идеализм всегда решали
по-разному. Правда, и среди представителей идеализма нет полного единообразия в
решении этой проблемы. Часть идеалистов, а вместе с ними и представители
дуализма решают ее в форме психофизиологического параллелизма: психические и
физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга и в
то же время необъяснимым образом соответствуют друг другу.
Второе решение выступает в виде идеи
психофизиологического взаимодействия, хотя вопрос, как могут взаимодействовать
идеальное, психическое и материальное, физиологические сторонники этой позиции
оставляют открытым. Третьим, крайним вариантом является идея
психофизиологического тождества, сведения физиологического к психическому,
идея, свойственная субъективному идеализму. Так, махист Авенариус отрицал
всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению, не есть обитатель или
повелитель, половина или сторона и т.д., но и не продукт и даже не
физиологическая функция или даже состояние мозга. Однако и в материализме
психофизиологическая проблема не нашла единого решения. Представители
вульгарного материализма, отвергая идеализм, впали в другую крайность, отождествив
сознание и материю, объявив и мысль материальной. Так, Бюхнер, Фогт и Молешотт,
выходцы из этой школы, считали, что мозг так же выделяет мысль, как печень-
желчь. В 3О-х годах нашего столетия наблюдался рецидив подобных воззрений в
связи с успехами электрофизиологии: отдельные физиологи и психологи стали
приравнивать мысль к электромагнитным колебаниям.
Эту позицию и в наши дни занимают отдельные
философы и психологи. Несостоятельность подобного взгляда в том, во-первых, что
его сторонники смазывают качественное своеобразие сознания как
идеально-образного отражения материи, а во-вторых, этот взгляд ведет к смещению
материализма и идеализма, поскольку вслед за идеализмом признается возможность
самостоятельного, независимо от мозга, существование мыслей.
Действительно, материалистическое решение
проблемы соотношения психического и физиологического состоит в признании
психофизиологического единства, основу которого образует материальный,
физиологический процесс, а психическое, идеальное составляет его внутреннюю
сторону, сторону отражения. В конечном счете именно эта мысль просматривается в
хорошо известном высказывании К. Маркса: «...Идеальное есть не что иное, как
материальное, пересаженное в голову и переработанное в ней». (Маркс К., Энгельс
Ф. Соч.2-е изд. Т.23. С.21.).
Древняя Индия– мнение:
“В философской системе «Йога Патанджали»
бессознательное трактовалось как высший момент познания - интуиция. Причем
бессознательное понималось не как форма познания, предшествующая сознанию, а,
напротив, как сверхсознательное, на основе которого осуществляется высшая
степень проникновения в сущность вещей.
Однако у «Йога Патанджали» понятие
бессознательного употребляется и для характеристики причин Вселенной,
первоначального продукта развития «пракрити» - великого, включающего в себя
интеллект, самосознание и ум («читта»). «Он («читта») в сущности бессознателен,
хотя становится сознающим, благодаря отражению «Я», которое в нем находится»”[3].
Шеллинг утверждает, что предусмотренная
гармония между идеальным и реальным мирами является результатом как
сознательной, так и бессознательной деятельности. При этом имеется в виду, «что
деятельность, которая в нашем поведении сознательно продуктивна, в своем
порождении мира продуктивна бессознательно». Этим постулируется наличие
сознательной и бессознательной деятельности в субъективном, то есть в самом сознании,
а объективный мир представляется не чем иным, как первоначальной бессознательной
«поэзией абсолютного духа»“[4].
Исходя из данной цитаты, можно
заключить, что для Шеллинга бессознательное является отправной точкой,
отрицательным стимулом к развитию. В изначальном “абсолютном тождестве” бытия и
мышления имеет место бессознательное хотение и действование, в результате
которого возникает природа. Различные природные явления у Шеллинга выступают
как определенные формы бытия и сознания мирового духа. Таким образом
происходит развитие путем постепенного превращения бессознательного в сознательное.
Сознание - важнейшая сфера человеческой
психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и
бессознательное. Особое внимание вопросу о природе бессознательного уделял в
свое время австрийский врач-психиатр и философ З. Фрейд. Он высказал ряд важных
положений о сфере бессознательного.
Вместе с тем З. Фрейд преувеличил его
значение, отдал бессознательному первенствующую роль, утверждая, что якобы оно
определяет и сознание, и все поведение человека, причем особое значение он
придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой
инстинкт. Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в
жизни человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать
его роль в познании и поведении людей.
Само бессознательное имеет три основных
уровня. К первому относится не- осознанный психический контроль человека за
жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и
потребностей. Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и
состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться
в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец, третий,
высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной,
философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества.
Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой
энергией чувств и разума человека.
Для самосознания личности эта информация оказывается
«закрытой», но она существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее
основе осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя
вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных,
творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без контроля
сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения этих задач, может
быть направлено на иные предметы.
Одной из предпосылок его возникновения на
биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы
звуковой сигнализации.
Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного
общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой
формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению
членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.
Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического
речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи -
условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки,
сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и
действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций
превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.
В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя
общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и
сознание представляют собой органическое единство, не исключающее, однако, и
противоречий между ними.
Сущность языка обнаруживает себя в его функциях.
Прежде всего, язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет
коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение
предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального
обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово
как единство знака, звучания и значения, понятия.
Речь представляет собой деятельность, сам процесс
общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как
средства общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления,
средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены
образности, и потому выразить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную
форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в
языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что
слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало
бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может
выступать в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т.е. в
роли знака понятия.
Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления
знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и
мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся
достоянием других людей.
Итак, сознание и язык органически связаны друг с
другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно
мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а
слово как знак - средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее
другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим
законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и
словарному составу - национален.
Наконец, отсутствие тождества языка и мышления
просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с
их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то
же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не
одинаковое смысловое содержание.
Эти особенности в соотношении языка и мышления
необходимо учитывать и в живой речи, и в речи письменной. Естественные языки -
главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего
мышления. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду
с языками, начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые
системы. В конечном счете, все они так или иначе связаны с естественным языком,
дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых
знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии,
физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д. Больше того,
формируются искусственные языки - язык математики, других наук, а в последнее
время и формализованные языки программирования.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык
влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у
каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако
зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется
главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично
модифицировать форму и стиль мышления.
Состояние проблемы соотношения
мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество
интересных аспектов для исследования.
Физиологические механизмы психических явлений не
тождественны содержанию самой психики, представляющей собой отражение
действительности в виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая
концепция сознания не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими
психические явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных
материалистов, отрицающих специфику психического.
Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу,
разумеется, не означает их перемещения в мозг или образования их физических
отпечатков в нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не
синеет, не холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и
холодные предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное.
Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к
тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот
образ. Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в
человеческую голову и преобразованное в ней.
Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни
видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо приборами или химическими
реактивами. В мозгу человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль,
идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого
слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя
считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность, реальность
не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное
сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры человечества, то есть
внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя сказать, что
реальнее - материя или сознание. Материя - объективная, а сознание - субъективная
реальность.
Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не
объективному миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое
ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека.
Субъективность же образа - это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от
субъекта: объективная истина есть тоже субъективное явление.
Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа
оригиналу.
Содержание мысленного образа предмета определяется не
анатомо-физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект
находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта. Его
содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта, полученную
в ходе предметно - преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальная
возможность объективного изучения сознания: оно может быть познано через формы своего
выявления в чувственно-практической деятельности.
Субъективный образ как знание, как духовная реальность
и физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные
явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую
тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как
субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и
материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две
субстанции - духовную и материальную.
Сознание и объективный мир - противоположности,
образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная
деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического
сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом
сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой
жизни.
Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все
остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.
Самосознание - своеобразный центр нашего сознания,
интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела,
своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря,
осознание себя как особой и единой личности.
Самосознание - исторический продукт, оно формируется
лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного
общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у
ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии,
динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый - уровень самочувствия,
сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему
окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет
себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в
нем.
Второй уровень самосознания реализуется в осознании
своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и
социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение
сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей,
но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и
нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как
контроля за своими действиями, так и их самооценки. Таким образом, самосознание
характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым
идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой
основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само
осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через
сопоставление себя с другими людьми.
Это лишний раз свидетельствует об общественной
природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и
человеческого общения. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными
свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность
соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с
предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на
внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив,
сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах.
В ходе рефлексии человек осознает свое «Я»,
анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к
жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При
этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь
возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого
сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая
константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения
с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе
углубления и расширения межличностных отношений.
В заключение рассмотрения темы необходимо
резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:
1) Сознание - высшая форма отражения действительного
мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,
логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
2) “Ядром” сознания, способом его существования является
знание.
3) Формирование сознания связано с возникновением труда.
4) Необходимость труда в процессе общения вызвала
появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление
человеческого сознания.
5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической
системы - человеческого мозга.
6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не
менее оно - единое целое.
7) Сознание обладает возможностью воздействовать на
окружающую его действительность. Оно активно.
1.
Семинарские
занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М.
Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.
2.
А.Г.
Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. -
М.: Политиздат, 1988. - 592с.
3.
Введение
в философию: Учебник для вузов. В 2 ч.
Ч.2 Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.
4.
Анисимов
О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. - Новгород:
НЗКШ, 1990.
5.
Леонтьев
А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.
6.
Общая
психология. Под ред., Петровского А.В. - Москва: Просвещение, 1986.
7.
Философский
словарь. М.:Политиздат, 1987
8.
Мир
философии. М.,1991. Ч.1.
9.
История
философии в кратком изложении. М.:”Мысль”, 1994.
10.
Антология
мировой философии. М.:1970. Т.2.
11.
Современная
западная философия. М.:Политиздат, 1991.
12.
Проблема
сознания в современной западной философии. М.:1989
13.
Платон.
Сочинения в 3-х тт. М., 1971. Т.3.
14.
Бойко
А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. Киев: “Вища
Школа”, 1978.
15.
Быкова
Г.Ф. Гегелевское понимание мышления. М.:1990.
16.
Хрестоматия
по общей психологии. Психология мышления. 1981.
17.
Высказывания
великих. М.:”Мысль”, 1993.
18.
Лем
С. Формула Лимфатера. М.:”Знание”, 1963.
[1] Цит.по: Бойко А.Н.
Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. Киев: “Вища Школа”,
1978. С.47
[2] Фрейд З. Я и оно // Избранное. М., 1989. С.371-372
[3] История философии в кратком изложении.
М.:”Мысль”, 1994. С.20-21
[4] Бойко А.Н. Проблема
бессознательного в философии и конкретных науках. Киев: “Вища Школа”, 1978.
С.25
Страницы: 1, 2
|