Проблема сознания
возникла тогда, когда люди начали отличать психические процессы от физических,
идеальное от материального, выработали представление о «духе» и «душе».
В идеалистической и
религиозной философии дух - перводвигатель космоса, мира и человека, их
формообразующее начало (Платон, Аристотель, библейско-христианские учения,
Гегель, неогегельянец И.А. Ильин).
У Аристотеля душа -
активная целесообразная «форма» живого тела, у Декарта - внутренний духовный
мир человека, у Вольтера - способность думать и чувствовать, у Гегеля -
первичная форма субъективного духа.
В материалистической
философии дух противоположен природе, воплощается через волевые усилия в
действия, это - реализация человеческих замыслов и идеалов. Душа - начало,
которое индивидуализирует человека, комплекс эмоциональных реакций на
окружающий мир, характеризует сопереживание человеком межличностных отношений и
действий. Реакции на мир зависят от воспитания, образования, традиций, веры,
усвоенных человеком моральных норм общества, ценностей и т.д. Душа - особая
жизненная энергия материального тела, ведь эмоциональные реакции сопровождаются
изменением режима работы сердца и сосудистой системы. Сегодня медицинской науке
известно, какие зоны мозга, вещества отвечают за то или иное эмоциональное
состояние. В синтезе дух и душа образуют духовность. Это:
а) нематериальное
(чувства, знания, вера и т.п.), но основанное на материальном;
б) идеальные аспекты
миропонимания, реализуемые в поступках человека.
Платон, пожалуй, первым
приступил к выяснению тайны сознания, заметив несовпадение идеальных форм
содержания сознания с миром повседневных явлений. Античные
философы-материалисты высказали догадки о принципиальной невозможности сведения
идеальных процессов к метаморфозам огня, воздуха, атомов или каким-либо другим
физическим моделям.
Идеальное (сознание) в
его отношении к материи представлено в следующих основных философских позициях.
1. Субъективные идеалисты
рассматривают сознание как врожденное свойство человеческой души, только как
идеальное. Абсолютизированы такие свойства сознания, как субъективность,
абстрактность и активность.
2. Согласно объективному
идеализму, объективное идеальное лежит в основе материальных явлений. Тем самым
утверждалась направленность сознания на объект. В средние века обострение
потребности человека обращать внимание на собственные переживания (вызвано
необходимостью при помощи молитвы и исповеди обращаться к Богу) направило
сознание еще и на внутренний духовный опыт человека, обогатив и расширив
содержание сознания. С развитием общества мистические компоненты сознания
уменьшались, в нем утверждались правила логики. Р. Декарт заложил основы
отождествления сознания с предметно-логическим содержанием. В Новое время
развивалось сознание как воображение, нацеленное на переделку и улучшение мира
и человека. Гегель трактовал сознание как социально-историческое явление. С
каждой из ступеней динамики сознания соотносятся определенные ступени и формы
развития культуры, духовной жизни. Апогеем этого движения в историческом и
индивидуальном плане является освоение языка философии - понятий.
3. Религиозная философия
теологизирует сознание. Так, B.C. Соловьев считал, что божественный разум,
надмировое начало - творец природы и человека.
4. В древности Демокрит
духовные процессы рассматривал с позиций атомистики. Эпикур утверждал, что душа
состоит из тонких частиц, рассеянных по всему нашему организму, она (душа)
схожа с ветром, к которому примешана теплота. А вульгарные материалисты XIX в.
(П. Кабанис, К. Фохт, JI. Бюхнер, Я. Молешотт) полагали, что физическое и
психическое - это единая материя, что головной мозг предназначен для
производства мысли, подобно тому как желудок и кишки совершают пищеварение,
печень вырабатывает желчь. В XX в. направление, отождествляющее сознание и
физические процессы, опирается на такие факты, как успехи в моделировании
«искусственного интеллекта», воздействие фармакологических средств на психику и
т.д.
Социобиологи сознание
рассматривают как биологические реакции самосохранения, свойственные человеку и
животным. У живых существ (термиты, муравьи, пчелы, осы и др.) было обнаружено
подобие с образом жизни людей, у высших животных отмечены своеобразная «мораль»
(самопожертвование ради других), сходные с человеческими психические явления -
лидерство, конфликтность,- внушаемость и др. Эксперименты показали, что в
психике высших животных присутствуют воображение, память и ее использование,
самоконтроль, сокрытие эмоций и т.д. Исследования социобиологов восполняют
некоторые пробелы в познании общих оснований сознания человека и психики
животных. В то же время необходимо учитывать качественное отличие одного от
другого.
Концепция материальности
сознания (вульгарных материалистов) не тождественна материалистической линии в
понимании сознания. Еще Лукреций Кар учил, что сознание зависит как от тела
человека, так и от воздействия окружающих его вещей. JI. Фейербах, подчеркивая
общественную природу сознания, вместе с тем писал о зависимости психики
человека от тела.
К середине XIX в.
давление социально-экономических факторов на все сферы жизнедеятельности людей
обнаружилось столь зримо, что это позволило К. Марксу и Ф. Энгельсу подчеркнуть
первичность материального, экономического интереса, соответственно
сформулировать идею детерминированности общественного сознания материальными
факторами. Сознание анализировалось классиками марксизма как продукт
социально-исторического развития человека, его практической деятельности.
Учитывалось, что сознание
не только отражает, но и активно воздействует на действительность.
Согласно одному из
подходов, сознание - космическое образование (Т. Лири, Ч. Гарт, М. Талбот и
др.). В гипотезе О. Рейзера галактика, находясь в резонансе с мозгом, порождает
психосферу, которая посредством магнитогидравлических волн строит структуру
человеческого мышления. Советский космолог А. Линде в 1990 г. поставил вопрос:
не может ли изучение Вселенной и изучение сознания связаны друг с другом?
Накапливаясь в физическом вакууме, считают некоторые философы, «информационный
сгусток» может после гибели нашей Вселенной реализоваться в иной материальной
форме и продолжить свое существование в возникающих новых космических системах.
Американский космолог Э. Харрисон в 1995 г. выдвинул гипотезу о возможности
создания разумной жизнью новых вселенных.
Весьма распространенным
является функциональный подход, согласно которому сознание есть идеальное
свойство человеческого мозга, высший продукт развития материи (Д. Дидро, К.
Гельвеций, Л. Фейербах и др.). Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова и А.И.
Введенского доказали нераздельность физиологического и психического. П.К.
Анохин и Н.А. Бернштейн раскрыли физиологический механизм опережающего
отражения действительности.
Неврологи обнаружили, что
функции двух полушарий мозга у высших животных и человека неодинаковы. В XX в.
исследованиями Р. Сперри было установлено, что функциями левого полушария
являются речь, чтение, письмо, математические действия, анализ, а функциями
правого - синтез, творческая научная и художественная деятельность. Сейчас
принято считать, что у человека в восприятии наглядных явлений действительности
ведущая роль принадлежит правому полушарию. От него зависит умение
ориентироваться в пространстве, оно ответственно за целостность зрительного
восприятия, образную память. Все, связанное с обобщением данных
действительности, оперированием знаками, словами, а, следовательно, и
абстрактное мышление, зависит от деятельности левого полушария.
«Удельный вес» того или
иного мышления у разных людей и этносов различен. Логико-знаковое мышление,
дискретное, аналитическое и отвлеченное, осуществляет ряд последовательных
операций, обеспечивает непротиворечивый анализ предметов и явлений по
определенному числу признаков, выясняет причинно-следственные отношения между
вещами, явлениями, членами общества. Данный тип мышления выбирает лишь
некоторые признаки, связи и отношения в мире вещей и процессов, обедняя тем
самым отображаемый им мир. Образный тип мышления, преимущественно
правополушарный, «схватывает» сразу, полностью и целиком многочисленные
свойства объектов, их взаимосвязи, улавливает множество сторон и отношений в
мире вещей и явлений. Однако данный тип мышления в меньшей степени, чем
понятийный, реагирует на противоречия в суждениях, на последовательность мыслей
в ходе рассуждения.
Специализация полушарий
распространяется и на подкорковые структуры, ведающие эмоциональными
состояниями. В них имеются отделы, ответственные за различные ощущения, типы
поведения и эмоции. Право-левая асимметрия возникает на нейрофизиологической и
социально-психологической основах. Специализированный на право-левые различия,
мозг одновременно един, в нем в каждый момент переплетаются и взаимодействуют
словесные и несловесные сигналы, абстрактное и конкретное мышление, образная и
словесная память. Правое полушарие отражает внешний мир синтетически, со всеми
его красками и звуками, а левое воплощает его в грамматические и логические
формы. Человек как носитель сознания преобразует материальную Вселенную и
создает объекты, не существовавшие раньше в материальном мире. Он творит не
только материальные объекты, но и фрагменты моделей своего собственного
сознания, машины искусственного интеллекта. Интерпретируя всевозрастающую роль
человеческого сознания, многие физики, например, Паули и Вигнер, приходили к выводу,
что квантовая механика, признающая активную роль наблюдателя, несовместима с
материализмом. Более корректной, вероятно, является компромиссная точка зрения:
глубинные слои сознания лежат на границе между материализмом и идеализмом,
связывают эти два философских направления. «Материя первична, а сознание
вторично в том смысле, - размышляет современный российский философ М.Б.
Менский, - что объективно существует квантовый мир и сознание воспринимает лишь
одну из возможных его «проекций», которая интерпретируется сознанием как
классическая реальность. Сознание первично, а материя вторична в том смысле,
что классическая реальность... возникает лишь в сознании и в результате его
деятельности, а в квантовом мире это всего лишь одна из огромного множества компонента
(проекция)...» И все же, в целом сознание, с позиций материалистической
философии, вторично по отношению к материи по происхождению, по физиологической
основе (продукт материальной коры больших полушарий мозга) и по содержанию, как
образ вторичен по отношению к оригиналу. Мысль есть ни что иное, как
проигрывание или моделирование ситуаций, происходящих в материальном мире.
«Играют», используются не сами материальные объекты, а абстракции об этих
объектах, которые формируются на основе опыта и приобретения знаний и
запечатлеваются в материальном носителе сознания - мозге. Если прекратить
кровообращение мозга, то он превращается из интеллектуального органа в
безжизненную массу. Мысль как самостоятельная субстанция, не связанная с
материей, не существует. Противоположность материи и сознания абсолютна, ибо
материя в конечном счете первична, и относительна, так как сознание едино с
материей, выступает побудительным мотивом человеческого поведения.
Помимо рассмотренных,
назовем еще ряд подходов к сознанию. Субстанциональный подход стремится свести
сознание к главным сущностным основаниям. В качестве таковых назывались логос,
дао, брахман, дух, душа, разум (в том числе божественный) и т.д. Сознание в
феноменологии представлено как нечто неотделимое от непосредственной жизненной
реальности, как специфический вид бытия, который невозможно выразить в
традиционно-гносеологическом ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку Я
не может наблюдать себя со стороны. Дорефлексионный уровень сознания через
пласты бессознательного и через языковые структуры описывается в психоанализе,
структурализме, герменевтике. Экзистенциальная философия сознание человека
рассматривает преимущественно через акты переживания, в ходе осуществления
которых человек проявляет свою духовность.
В эволюции взглядов на
природу сознания можно выделить ряд рациональных идей: выделение понятия
идеального как противоположности материальному, чувственно-предметному
(Платон); признание сознания как активной деятельной силы (преимущественно в
идеалистической философии); утверждение принципа диалектики и постановка
вопроса о социально-исторической основе сознания (Гегель); подчеркивание
зависимости психики человека от его телесной организации и выделение
качественной специфики мышления (Фейербах); осмысление сознания как продукта
социально-исторического развития человека, как образа внешнего мира,
возникающего в результате активного изменения людьми действительности
(диалектический материализм); понимание сознания не как противоположности
материи, а как духовного регулятива ее саморазвития в лице человека, т.е. мир
предстает как отношение «космос - человек».
2. Сознание – форма
отражения, духовная сторона бытия
сознание
человек отражение бытие
Материалистическая
философия рассматривает сознание в его соотнесенности с материей, с отражением
как ее свойством (Д. Дидро, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). В частности, Ленин
отметил, что в фундаменте материи имеется родственное ощущениям свойство -
«отражение».
Отражение есть всеобщее
свойство материальных образований воспроизводить свойства и особенности других
предметов, вещей, взаимодействие отражаемого и отражающего. Отражение в неживой
природе (в относительно простейшем виде) связано с такими видами материальных
взаимодействий, как физическое (и механическое как его разновидность) и
химическое, различные их сочетания. Примеры отражения в неживой природе:
отпечаток предмета на воске, разрушение камня вследствие воздействия на него
солнечных лучей, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или
атмосферного давления и т.д. Отталкиваясь от идеи, что в особенностях
взаимодействий элементарных частиц и полей, квантовых флуктуаций извечного
первичного вакуума были заложены предпосылки для усложнения Универсума, можно
допустить, что исходные физические процессы и сознание должны рассматриваться в
единстве. О сознании как каком-то возможном полевом образовании писал М.К.
Мамардашвили. Современный белорусский профессор В.И. Стражев, отмечая единство
физических сущностей и сознания, делает оговорку, что они пока не поддаются
описанию в рамках физических законов. Качественным скачком в развитии Вселенной
явилось возникновение органической жизни на Земле и соответственно
биологических форм отражения, которые, приобретая избирательность, управляют
приспособительным поведением биосистем. Информационные связи становятся более
подвижными и активными. Возникли такие виды отражения, как раздражимость
простейших одноклеточных растений и животных, возбудимость нервных тканей
животных и человека (нейрофизиологическое отражение) и элементарная психика
высших животных. Психическое отражение возникает там и тогда, где и когда
механизмы нейрофизиологического отражения с характерным для него автоматизмом
оказываются недостаточными и необходимым становится обследование реальной
ситуации, которое служит основой поведения организма. В отражении проявляются
воздействие внешней среды и реализация внутренних установок живого существа.
Специализация и развитие аппарата информационного отражения привели на уровне
психики к появлению развитого головного мозга. Сейчас известно, что
человеческий мозг представляет собой структуру огромной анатомической и
физиологической сложности и имеет, по приблизительным подсчетам ученых, 1012
нейронов и 1015 связей между ними. В психике животных заложены истоки человеческого
сознания, имеются элементы конкретного мышления. Домашние животные усваивают
простейшие формы поведения в сообществе людей, а это невозможно без уяснения
ими элементарных характеристик некоторых ситуаций и отношений.
У животных психика - продукт
биологического развития, человеческая психика - результат биосоциального
развития. Если животное способно лишь подать сигнал своим собратьям по поводу
явлений, ограниченных некой непосредственной ситуацией, то человек может с
помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем,
передавать им социальный опыт. Психические функции человека существенно
меняются благодаря овладению индивидом орудиями культурного развития
человечества. У человека развиваются произвольная память, внимание. В чувствах
человека, в отличие от животных, развита способность сопереживать горе и
радость другого человека.
Развитие психической
формы отражения подготовило качественный сдвиг, который ознаменовал переход к
человеческому сознанию. Для последнего характерно, во-первых, то, что отражение
наряду с чувственно-образным становится абстрактно-понятийным, что неизмеримо
расширяет информационную нагрузку отражения и приводит к «отлету» мысли от
непосредственно данного к возможности не только отражать действительность и
приспосабливаться к ней, но и изменять ее. Одновременно появилась возможность
«больной фантазии», преувеличения относительной самостоятельности мысли, ее
отрыва от действительности. Во-вторых, отражение приобретает
социально-детерминированный характер, что находит свое выражение в общественной
природе сознания, в возникновении языка и в его единстве с мышлением.
Человеческая психика и
сознание немыслимы друг без друга. С помощью ощущений и восприятий при
непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании
возникают фрагменты чувственной картины мира, каким он (мир) представляется
человеку в данный момент. Память позволяет возобновлять в сознании образы
прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей,
но отсутствует в данный момент или имеется лишь в зачаточном состоянии.
Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.
Сознание - продукт
природы и общественного развития. В контексте общеприродной эволюции появление
сознания связано с усложнением форм отражения. У истоков сознания как
социокультурного продукта стояла практическая деятельность человека, которая
многократно приводила в соответствие манипулирование материальными объектами и
их мысленные проекции, выливавшиеся в устойчивые интеллектуальные схемы,
логические фигуры. «Переход от действия к слову-символу, а затем к
комбинаторике понятий, судя по всему, воспроизводится как на уровне
индивидуального развития, так и в истории человечества».
В отличие от зарубежных
исследователей, отождествляющих сознание с социолингвистическим поведением,
Э.В. Ильенков определяющим фактором возникновения и развития сознания считал не
функционирование языка, а «функционирование общественно-трудовой деятельности».
Согласно Д.И. Дубровскому, стоявшему на позициях информационного подхода к
сознанию, сознание возникает как эмерджентное качество биологической материи,
превращаясь в обществе и культуре в самоорганизующуюся систему.
Информация реализует
способ существования движущейся материи, проявляется в процессе отражения. Трем
основным уровням материи - неживой, живой и социальной - соответствуют основные
усложняющиеся виды информации: элементарная (спонтанно возникшие информационные
связи неорганической природы), биологическая (информационные структуры
органической природы) и социальная (информационные структуры, созданные
деятельностью человека). Возрастание разнообразия и уровня организации
универсума на базе накопления информации свидетельствует о направленности
развития от низшего к высшему.
При рассмотрении роста
объема (накопления) информации необходимо учитывать, что у человека имеется
порог восприятия (например, мы не воспринимаем ультразвук, цветовой спектр
различаем лишь в определенных пределах и т.д.). Существует мера объема
информации, которая попадает в сферу сознания, что оберегает нас от
перенапряжения.
Сознание - своеобразный
элемент бытия. У Г. Лейбница сознание предстает общим принципом бытия. А.
Шопенгауэр, Ф. Ницше и А. Бергсон сознание рассматривали в слитности с «жизненной
реальностью» как вид бытия, как спонтанную самопроизвольную силу в формах «воли
к власти», «жизненного порыва», «жизненного разума» и т.п. Э. Гуссерль сознание
понимал как первичную основу, в которой нам дан мир и где рождаются исходные
смыслы всех форм человеческой активности. В диалектико-материалистической
философии сознание предстает как духовная, идеальная сторона бытия, как его
обнаружение и раскрытие. Как человек осознает нечто, так же он и действует;
изменение нашего понимания есть возможность иного действования. Сознание -
совокупность психических процессов и духовных способностей, посредством которых
человек воспринимает, переживает, оценивает, постигает и осмысливает мир,
других людей и самого себя.
3. Основные свойства и
структура сознания
Сознание посредством
мыслительных актов обеспечивает человеку прояснение смысложизненных проблем:
для чего (и достойно ли) он живет, есть ли цель в его существовании и т.п.
Эмоции, переживания активизируют мыслительные процессы. Через сознание человек
выделяет себя из природы, из сообщества других людей. У человека сознание через
волю выражается в его действиях. Ими он поддерживает свое существование,
преобразуя вещество и энергию природы, а также регулируя отношения с другими
людьми. Сознание выполняет функции оценки ситуации, социальной памяти
человечества, обобщения и воспроизводства на основе информационного отражения
накопленного опыта. Сознание – целостная
мыслительно-эмоционально-ценностно-волевая жизнь.