рефераты скачать

МЕНЮ


Современный экономический человек: его сущность и тенденции развития

Современный экономический человек: его сущность и тенденции развития

Министерство науки и образования

Хабаровская государственная академия экономики и права

Коммерческий факультет







Реферат по философии

на тему:

 

 “Современный экономический человек: его сущность и тенденции развития”.










                                                                        




                                                                        Выполнила:

                                                                        Шереметьева О.И.

                                                                        студентка 2 курса ТП-61

                  

                                                                        Проверил:

                                                                        Фокин Е.И.

                                                                        преподаватель философии 








                                    Хабаровск

                                       2007 г.

Содержание:


1.    Введение.

2.    Экономический человек.

2.1.        Биологическое, социальное и экономическое                                    в человеке.

2.2.        Сущность и существование экономического человека.

3.    В. Зомбарт о сущности и принципах                                      формирования современного экономического человека.

4.    Экономика и её роль в жизни современного                    экономического человека.

4.1.        Производство.

4.2.        Состояние экономики и уровень жизни.

4.3.        Собственность.

4.4.        Распределительные отношения.

5.    Основные проявления экономической жизни общества.

6.    Взаимодействие объективной и субъективной сторон          экономической жизни общества.

7.    Экономические отношения и экономические интересы         современного экономического человека.

8.    Вывод.

9.    Список использованной литературы.

























1. Введение.


                                       

                                                       При мысли великой, что я человек,

                                                        всегда возвышаюсь душой.          

                                                                             В. А. Жуковский

 

         Человек – это единство духовного и материального (психического и физического). Как  психическое существо человек наделён сознанием,  мышлением, волей, чувствами, эмоциями. Как телесное существо (физическое) человек наделён разными физическими способностями: к питанию, активности-движению, общению.

         Сопряженность  человека  и  философии   -   это   выражение   существа философской культуры.  Философская  культура  является  формой  самопознания человека,  его  мировоззренческой  ценностной  ориентации  в  мире. Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает  и

как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь  же  естественная  цель, сверхзадача философии.  Иначе  говоря, человек является  и  субъектом,  и  объектом  философского   познания.   Какими   бы

конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином  этапе  своего развития,   ее   всегда   пронизывает   реальная человеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь  философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна.

      Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории  философии можно выделить два параметра эволюции философии:

1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически  исходного принципа философствования. Иначе говоря,  насколько  философ  осознает,  что именно человек - центр,  критерий  и  высшая  цель  всего  философствования, насколько этот принцип важен.

2) Степень философского осмысления самого человека, его  бытия,  его  смысла существования, его интересов и целей.  Другими  словами,  насколько  человек превратился в отдельный  и  специальный  предмет  философской  рефлексии, с какой теоретической глубиной, с  какой  степенью  привлечения  всех  средств философского анализа он рассматривается.

      Таким образом, проблема человека всегда стояла  в  центре  философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек  всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

 

2. Экономический человек.

           

                2.1. Биологическое, социальное и экономическое в человеке.

                  

         Что касается биологической стороны человека, то с тех пор, как он выделился из животного мира, она перестала иметь по крайней мере решающее значение. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире всё больше ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости. Сегодня наблюдается очень медленный темп генетических изменений, производимых естественным отбором, и вместе с тем большое генетическое сходство между различными человеческими группами.

Политические, экономические и социальные изменения во многих странах, связанные с улучшением жизни людей, прямо влияют на состояние их здоровья и, следовательно, на уменьшение зависимости человека от естественного отбора.

           Биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной и экономической форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и “очеловечивается” социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питьё и т.д. На мой взгляд, очень вероятно, что человек наследует моральные чувства по биологическим каналам.  Наша биология, наши гены определяют наше поведение, но человек не может вырваться за пределы своей биологической природы, даже если бы очень сильно захотел.

         На вопрос: «Какой же фактор наиболее важный в развитии современного человека: биологический, социальный или экономический?», до сих пор ведут споры философы и ученые и  не могут прийти к единому мнению. Я считаю, что все изменения происходящие в обществе,  происходят в результате коренных преобразований в материальной сфере, прежде всего в экономических отношениях людей. Ведь действительно, люди стремятся сначала обеспечить себя едой, жилищем, одеждой, а следовательно, происходит всё большее изменение экономических отношений, их развитие, т.к. каждое общество хочет создать крепкую и быстро развивающуюся экономику. Например, известно, что капитализм пришёл на смену феодализму благодаря экономическим, материальным причинам. Частная собственность, господствовавшая при феодализме, видоизменившись сама, изменила и отношения между классами в экономической сфере. При феодализме крепостной принадлежал своему барину, помещику. Большая часть того, что производил крестьянин, доставалось хозяину.

Такой экономический фактор не обеспечивал особого рвения в труде. Он был малоэффективным. Буржуазия разрушила феодальный строй и воздвигла на его развалинах буржуазный общественный строй, при котором человек лично не принадлежал какому-то хозяину, формально он стал свободным. Но фабрики, заводы снова оказались в собственности отдельных владельцев. Частная собственность, изменившись сама, породила новые – капиталистические отношения и в других сферах общества. Возникло царство свободной конкуренции во всех областях общественной жизни.

       Каждый человек вступает с другими в многообразные экономические отношения. Он производит товары и услуги, получая за них вознаграждение; владеет большей или меньшей собственностью; выступает в роли продавца или покупателя. Деньги позволяют ему получать долю материальных и духовных благ, создаваемых обществом. В человеке, как в фокусе, сходятся невидимые нити экономических связей и отношений.

      Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что на человека накладывают отпечаток – одни больше, другие меньше – самые разные факторы.                                 

                       

         2.2. Сущность и существование экономического человека.

  

                                             Существование предшествует

                                               сущности.

                                                                 Ж.-П. Сартр

         Трудовая деятельность – является субстанцией, составляющей сущность экономического человека, осуществляемая всегда в рамках общественного производства.  Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью не вступая прямо или опосредованно в экономические отношения, совокупность которых и образует экономическое общество.  С развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются экономические отношения людей. В той степени, в какой индивид осваивает и реализует всю совокупность экономических и общественных отношений, происходит и его собственное развитие.

         Экономический человек – это существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое и т.д. одновременно. Он аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь спектр экономических отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Он в одно и то же время является и объектом и субъектом экономических отношений.

        Существует диалектическое взаимодействие между человеком и обществом: человек – это микрообщество, проявление общества на микроуровне, а общество – это «сам человек в его общественных и экономических отношениях». При предположении положительного упразднения частной собственности человек производит человека – самого себя и другого человека; как предмет, являющийся непосредственным продуктом деятельности его индивидуальности, вместе с тем оказывается его собственным бытием для другого человека, бытием этого другого человека и бытием последнего для первого. Но точно таким же образом и материал труда и человек как субъект являются и результатом и исходным пунктом движения (в том, что они должны служить этим исходным пунктом, в этом и заключается историческая необходимость собственности). Таким образом, общественный характер присущ всему движению; как  само экономическое общество производит экономического человека как человека, так и он производит  экономическое общество. Деятельность и пользование её плодами, как по своему содержанию, так и по способу существования, носят общественный характер: общественная деятельность и общественное пользование.

          Человеческая сущность природы существует только для общественного экономического человека; только в обществе природа является для экономического человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия.  Экономическое общество есть законченное сущностное единство экономического человека с природой.

         Таким образом, можно говорить о социально-деятельной сущности экономического человека. Вне деятельности, социальных, экономических отношений и общения (как формы их реализации) человек просто не может стать человеком.

      Но  экономический человек не сводим к своей сущности, так как в своём реальном проявлении сущность обнаруживается в его существовании. И если сущность человека – это общая характеристика рода человек, то  существование каждого индивида всегда индивидуально в своём выражении и не исчерпывается сущностью.

        Существование экономического человека невозможно вне системы общественных и экономических отношений, составляющих его сущность. Вместе с тем и его сущность невозможна вне его существования. Сущность экономического человека формируется в процессе существования и постоянно присутствует в нем, а потому само существование всегда существенно.

        Существование – это всегда индивидуальное существование. Это существование, в котором, хотя и живут вместе, но умирают в одиночку. Индивид – это всегда личность, общество – это безличность. Подлинное существование связывается с индивидуальным бытиём личности, её свободой и стремлением к трансценденции.  Неподлинное существование – это бытиё в обществе, стремление утвердиться в нём и принять его законы.

       Человеческая сущность на самом деле не дана индивиду изначально, она формируется в процессе его индивидуального существования и лишь по мере того, как он аккумулирует социокультурный опыт человечества, он всё в большей степени становится человеком.

       

3. В. Зомбарт о сущности и принципах формирования современного экономического человека.


           Социально-экономические изменения в российском обществе предполагают мобильность не только общественных структур, но и мобильность самого человека. Адаптация личности к новым социальным условиям и, прежде всего, степень ее "встроенности" сегодня в новые эко­номические структуры может быть рассмотрена в качестве одного из показателей рыночных преобразований на уровне поведения.

          Получение необходимых знаний о человеке и образцах его поведения, развитие деловых качеств и способностей личности - одна из задач образования.

         Среди экономистов, психологов, социологов, социальных антропологов широко обсужда­ются проблемы становления "современного экономического человека". Создание модели совре­менного экономического человека требует осмысления мотивов его поведения, способов дея­тельности по достижению цели и необходимых для этого личностных характеристик. Научный подход к обсуждению данных проблем предполагает обращение к работам классиков науки.

К числу таких работ вполне можно отнести творческое наследие немецкого экономиста, социолога, историка культуры Вернера Зомбарта (1863-1941). В указанном контексте представ­ляет интерес работа "Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономи­ческого человека".

         В основе формирования "современного экономического человека" лежит, как считает ученый, определенный хозяйственный дух, представляющий собой "совокупность душев­ных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование". Под ним Зомбарт понимает ин­теллект, ценностные ориентации, которыми определяется поведение хозяйственного челове­ка, черты характера. Страны, профессии и личности могут обладать различным хозяйственным духом, но эпохи в хозяйственной жизни, утверждает автор, различаются по характерной для данного времени внешней структуре хозяйственной жизни и по тому духу, который в ней преобладает, то есть "определяет собою хозяйственные действия большей части хозяйствую­щих субъектов".

         Капиталистический дух развивается из докапиталистического духа. Сущность предпри­нимательского духа Зомбарт связывает с деятельностью предприятий. Если понимать под пред­приятием (в самом широком смысле слова) "всякое существование дальновидного плана, для проведения которого требуется длительное совместное действие нескольких лиц, подчинен­ное единой воле", то предпринимательский дух представляет собой "совокупность всех ду­шевных качеств, которые необходимы для успешного выполнения предприятия".

Так как область предприятия так же широка, как вообще поле человеческой деятельности, то и душевные качества, определяющие предпринимательский дух, различаются в зависимос­ти от функций предприятия, его размеров и мощности. Но, указывает ученый, всегда "предпри­ниматель должен быть, если хочет иметь успех, трояким: завоевателем - организатором - тор­говцем".

          Быть завоевателем - значит обладать: способностью составлять планы, влечением к их осуществлению и способностью их реализации. Данные требования предполагают наличие у человека определенной меры духовной свободы, духовной энергии, упорства и постоянства в достижении цели.

          Быть организатором - значит быть способным объединять людей для совместной успеш­ной деятельности. Для этого необходимо уметь оценивать людей по их способностям, выби­рать из большой человеческой массы нужных для конкретной цели, создавать оптимально дей­ствующую структуру предприятия.

          Быть торговцем - значит уметь хорошо вести переговоры. В данном случае слово "торго­вец" или "ведущий торг" означает не особую профессиональную деятельность, совершение товарообмена, а функцию, осуществляемую во многих областях предпринимательской деятель­ности; она предполагает способность побуждать собеседника путем приведения своих доводов и опровержения встречных к принятию нужного предложения и совершению (или несоверше­нию) определенного действия.

          В зависимости от форм, способов и видов деятельности ученый выделяет шесть основ­ных "чистых" типов капиталистических предпринимателей: разбойники, феодалы, бюрокра­ты, спекулянты, купцы, ремесленники. Современный капиталистический предприниматель, отмечает он, соединяет в себе различные предпринимательские типы, одновременно являясь разбойником и ловким калькулятором, феодалом и спекулянтом.

          Анализируя характер хозяйственной деятельности развитого капиталистического обще­ства, В. Зомбарт выделяет следующие общие черты современного экономического человека: 1. Ценностные ориентации определяются стремлением к процветанию дела, а следова­тельно, и к накоплению.

2. Характер деятельности не изменился: предприниматель должен завоевывать, организо­вывать, вести переговоры. Последняя функция приобретает особое значение. "Деловые успехи все больше зависят от мощной силы внушения и умелости, с которою заключаются многочис­ленные договоры".

3. Деловые принципы базируются на абсолютной рационализации; направленности на чистое производство благ для обмена; на расширении рекламной деятельности по привлече­нию покупателя; на наличии свободы в стремлении к накоплению и т.д.

4. Личностные характеристики, или, как их называет автор, "мещанские добродетели", не утратили своего значения для определения характера ведения хозяйства, но прежде всего это применительно к крупным предприятиям ­они "вышли из сферы личного проявления воли и сделались составными частями делового механизма. Они перестали быть качествами живых людей и сделались вместо этого объектив­ными принципами ведения хозяйства".

         Такие характеристики, например, как прилежание, бе­режливость, коммерческая благонадежность, становятся неотъемлемым условием ведения ка­питалистического хозяйства.

Формирование модели современного нам "экономического человека", безусловно, не ог­раничивается только анализом одной работы Вернера Зомбарта, а требует комплексного твор­ческого осмысления наследия ученых - обществоведов, экономистов, психологов, социологов, политологов, антропологов, юристов, изучавших механизм человеческого поведения.

4. Экономика и её роль в жизни современного человека.    


            Слово «экономика» греческого происхождения. Первоначаль­но оно означало искусство управления домашним хозяйством. В наше время понятием «экономика» обозначают широкую об­ласть в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, различные стороны хо­зяйственной деятельности, финансы, денежное обращение и мно­гое другое. В данном случае экономика в широком смысле слова, подразумевается как система общественного произ­водства.

 

4.1. Производство.

         Производство есть процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития экономического человека.

 В любом производстве взаимодействуют рабочая сила и средства производства. Рабочая сила, т. е. способность челове­ка к труду,- это человеческий фактор производства, а средства производства - его вещественный фактор. Средства производст­ва представляют собой совокупность предметов труда (того, из чего производятся различные продукты) и средств труда (того, чем или с помощью чего они производятся). Сами по себе, в от­дельности данные факторы - человек, предмет труда и средства труда - ничего не производят. Только их соединение в процессе труда позволяет создавать жизненные блага, т. е. осуществлять производство.

             Между рабочей силой человека,. предметами и средствами труда, которые вместе составляют производительные силы, воз­никает сложная система взаимодействия. Это взаимодействие,  а также способы воздействия человека на предметы труда называются технологией. Слаженность функционирования названных факторов, всех участвующих в процессе труда людей обеспечи­вается организацией производства.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.