"Сократический поворот" в философии: Идеи и метод философии Сократа. Проблема человека
Ìîíàðõèÿ,
ñ òî÷êè
çðåíèÿ
Ñîêðàòà, òåì
îòëè÷àåòñÿ
îò òèðàíèè,
÷òî
îïèðàåòñÿ
íà çàêîííûå
ïðàâà, à íå íà
íàñèëüñòâåííûé
çàõâàò
âëàñòè, à
ïîýòîìó è
îáëàäàåò
ìîðàëüíûì
çíà÷åíèåì,
îòñóòñòâóþùèì
ó òèðàíèè. Àðèñòîêðàòèþ,
êîòîðàÿ
îïðåäåëÿåòñÿ
êàê âëàñòü
íåìíîãèõ
çíàþùèõ è
ìîðàëüíûõ
ëþäåé, Ñîêðàò
ïðåäïî÷èòàåò
âñåì äðóãèì
ãîñóäàðñòâåííûì
ôîðìàì, â
îñîáåííîñòè
íàïðàâëÿÿ îñòðèå
ñâîåé
êðèòèêè
ïðîòèâ
àíòè÷íîé
äåìîêðàòèè
êàê
íåïðèåìëåìîé
ñ åãî òî÷êè
çðåíèÿ
áåçíðàâñòâåííîé
ôîðìû
ãîñóäàðñòâåííîé
âëàñòè.
Ñîêðàò -
ïðîòèâíèê
àôèíñêîé
äåìîêðàòèè. Íà
ìåñòî
âîïðîñà î
êîñìîñå,
âîïðîñа î ÷åëîâåêå
ñî âñåìè åãî
ñâÿçÿìè оí ставит
àíòðîïîçèòèçì.
Ñîêðàò
ïðåòåíäîâàë
íà ðîëü
ïðîñâåòèòåëÿ.
Îí æå âðàã
èçó÷åíèÿ
ïðèðîäû
(âìåøàòåëüñòâà
â äåëî áîãîâ).
Çàäà÷à åãî
ôèëîñîôèè -
îáîñíîâàíèå
ðåëèãèîçíî-íðàâñòâåííîãî
ìèðîâîççðåíèÿ,
ïîçíàíèå
ïðèðîäû -
áåçáîæíîå äåëî.
Ïî Ñîêðàòó,
ñîìíåíèå
âåäåò ê
ñàìîïîçíàíèþ,
çàòåì ê
ïîíèìàíèþ
ñïðàâåäëèâîñòè,
ïðàâà,
çàêîíà, çëà,
äîáðà. Îí æå
ñêàçàë, ÷òî
ïîçíàíèå
÷åëîâå÷åñêîãî
äóõà - âîò
ãëàâíîå.
Ñîìíåíèå
âåäåò ê
ñóáúåêòèâíîìó
äóõó
(÷åëîâåê), à
çàòåì âåäåò
ê
îáúåêòèâíîìó
äóõó (áîã).
Îïÿòü æå ïî
Ñîêðàòó,
îñîáîå çíà÷åíèå
èìååò
ïîçíàíèå
ñóùíîñòè
äîáðîäåòåëè.
Îí ïîñòàâèë
âîïðîñ î
äèàëåêòè÷åñêîì
ìåòîäå ìûøëåíèÿ.
Îí æå óáåäèë,
÷òî èñòèíà -
ýòî íðàâñòâåííîñòü.
À èñòèííàÿ
íðàâñòâåííîñòü
— ýòî çíàíèå
òîãî, ÷òî
õîðîøî. È
ýëèòàðíîñòü
çíàíèÿ
âåäåò ê
äîáðîäåòåëè.
Ñîêðàò
áûë öåëüíûì
÷åëîâåêîì,
äëÿ êîòîðîãî
ñîáñòâåííàÿ
æèçíü áûëà
ôèëîñîôñêîé
ïðîáëåìîé, à
âàæíåéøèì
èç ïðîáëåì
ôèëîñîôèè
áûë âîïðîñ î
ñìûñëå
æèçíè è
ñìåðòè. Íå îòäåëÿÿ
ôèëîñîôèè
îò
äåéñòâèòåëüíîñòè,
îò âñåõ
ïðî÷èõ
ñòîðîí
äåÿòåëüíîñòè,
îí åùå
ìåíüøå
ïîâèíåí â
êàêîì áû òî
íè áûëî ðàñ÷ëåíåíèè
ñàìîé
ôèëîñîôèè.
Åãî
ìèðîâîççðåíèå
áûëî ñòîëü æå
öåëüíûì,
çåìíûì,
æèçíåííûì,
ñòîëü æå
ïîëíûì è
ãëóáîêèì
âûðàæåíèåì
äóõîâíîé
æèçíè è àíòè÷íîãî
ìèðà.
Íî òî, ÷åãî
íå ñäåëàë
ñàì Ñîêðàò,
ñäåëàëà çà
íåãî
èñòîðèÿ. Îíà
õîðîøî
ïîòðóäèëàñü
íàä òåì,
÷òîáû
êàòàëîãèçèðîâàòü
îäíè åãî âûñêàçûâàíèÿ
êàê
ýòè÷åñêèå,
äðóãèå - êàê äèàëåêòè÷åñêèå,
îäíè - êàê
èäåàëèñòè÷åñêèå,
äðóãèå - êàê
ñòèõèéíî-ìàòåðèàëèñòè÷åñêèå,
îäíè - êàê
ðåëèãèîçíûå,
äðóãèå — êàê åðèòè÷åñêèå.
Åãî
ïðèçíàâàëè
"ñâîèì"
ñàìûå
ðàçíûå
èäåîëîãè÷åñêèå
òå÷åíèÿ, åìó
â âèíó
ñòàâèëèñü
ôèëîñîôñêèå
îäíîñòîðîííîñòè
è
îäíîáîêîñòè,
â êîòîðûõ
Ñîêðàò íå
ìîã áûòü
ïîâèíåí. Òå
êðèòåðèè,
êîòîðûìè ìû
èäåîëîãè÷åñêè
ðàñ÷ëåíÿåì
ôèëîñîôèþ
íîâîãî
âðåìåíè íà
ðàçëè÷íûå
øêîëû è íàïðàâëåíèÿ,
Ñîêðàòó, à
òåì áîëåå ê
åãî ïðåäøåñòâåííèêàì,
íåïðèìåíèìû.
Èñòîðèÿ
õîðîøî
ïîðàáîòàëà
òàêæå íàä
òåì, ÷òîáû
âñå
ìåðòâîðîæäåííîå
â íàñëåäèè
Ñîêðàòà
äîâåñòè äî
ñâîèõ
êðàéíèõ
ïðåäåëîâ îêàìåíåëîñòè,
äî
êàíîíèçèðîâàííûõ
èäîëîâ
ìàññîâîãî
ñîçíàíèÿ,
îòòåíèâ òåì
ñàìûì æèâûå
è
æèâîòâîðíûå
ðîäíèêè
ñîêðàòîâñêîé
ìûñëè - åãî
èðîíèþ è
äèàëåêòèêó.
Ýñòîíñêî-Àìåðèêàíñêèé
Áèçíåñ
Êîëëåäæ
Ñåâåðî -
Âîñòî÷íûé
ôèëèàë
ФИЛОСОФИЯ
число:
-----------
Ì. Õîìÿêîâ
Ýêîíîìè÷åñêèé
ô-òåò
WE-202
---------------
---------------
Âåäóùèé
ïðåïîäàâàòåëü
ÍÀÐÂÀ
1997
Ñïèñîê
ëèòåðàòóðû:
· « Сократ, Платон,
Аристотель, Сенека » Жизнь замечательных людей, биографическая библиотека Ф.
Павленкова. Москва, Издательство «Республика» 1995.
· « История западной
философии » Б. Рассел «Миф» Москва 1993.
· « Краткий очерк истории
философии ». Издательство «Мысль» Москва. 1967. Под редакцией М. Т. Иовчука, Т.
И. Ойзермана, И. Я. Щипанова.
· « 106 философов. Жизнь,
судьба, учение », «Таврия» Симферополь, 1995. 1-ый том, Анатомия мудрости.
· « Философская энциклопедия
». Главный редактор Ф. В. Константинов.
· « История философии в
кратком изложении » Москва «Мысль» 1991.
· « История философии: Запад - Россия - Восток: Книга первая. Философия древности
и средневековья. » Под редакцией проф., Н. В. Мотротиловой, Москва 1996.
· « Западная философия от
истоков до наших дней » 1-ый том античность. ТОО ТК «Петрополис» Санкт -
Петербург 1994. Джованни Реале и Дарио Антисери.
· « Истории античной
философии » в конспективном изложении А. Ф. Лосев, Москва «Мысль» 1989.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|