Содержание и структура философских знаний: аксиология
материалистические воззрения Д. Дидро. В ней исследованы условия восприятия
человеком внешнего мира. Понятия "красота" и "прекрасное" отделены в ней от
нравственных оценок и рассматриваются по качеству, количеству, отношению и
модальности. Кант сводит прекрасное к “незаинтересованному” удовольствию,
не зависящему от того, существует или не существует предмет, изображенный в
произведении искусства, и обусловленному только формой изображаемого. Кант
в эстетике в противоположность формализму в понимании прекрасного объявил
высшим видом искусства поэзию, ибо она возвышается до изображаемого идеала,
и т.д. (Антология мировой философии. В 4-х т. Т.3.с.91.). Можно представить
такую критерий Канта(табл.3).
Табл.3 Таблица критерий Канта
|1. |Количества |Единство, Множественность, Целокупность |
|2. |Качества |Реальность, Отрицание, Ограничение |
|3. |Отношения |Присущность и самостоятельное существование(substantia), |
| | |причинность и зависимость(причина и действие), |
| | |общение(взаимодействие между действующим и подвергающимся|
| | |действию) |
|4. |Модальности |Возможность - невозможность, Существование - |
| | |несуществование, Необходимость - случайность. |
Подход Гегеля к категории прекрасного пронизан историзмом. В прекрасном он
видел один из этапов общемирового движения духа (абсолютной идеи). В своем
развитии дух обретает гармоничное единство с материальной формой, идея
находит полное и адекватное выражение в форме, и это прекрасно. Такого
состояния абсолютная идея достигает в век классического искусства (древняя
Греция). Красота для Гегеля - сфера искусства.
Русский мыслитель Н.Г. Чернышевский полагал, что прекрасное есть жизнь,
соответствующая нашему пониманию о том, какой она должна быть. Эта
концепция ориентирована на материалистическое понимание красоты, но несет
на себе печать антропологизма, ибо, по Чернышевскому, прекрасное в
природепредвосхищает человека.
Парадигмы теоретического постижения красоты.
Каждая из многочисленных концепций прекрасного, выдвинутых в истории
эстетической мысли, так или иначе тяготеет к одной из рассмотренных
теоретических моделей эстетического. Другими словами, все разнообразие
теоретических концепций прекрасного можно свести к пяти парадигмам.
Первая парадигма (Платон, Тертуллиан, Фома Аквинский, Гегель) : прекрасное
есть печать или воплощение бога (абсолютной идеи) в конкретных вещах и
явлениях.
Вторая парадигма : действительность эстетически нейтральна, источник ее
красоты - в душе индивида (Т. Липпс, Ш. Лало, Э. Мейман), она возникает
благодаря “ссждению”, “одалживанию” (Жан Поль), “вчувствованию” (Б. Кроче),
“проецированию” (Н. Гартман) духовного богатства человека на
действительность; красота - результат интенционального (направленного,
активного, “обмысливающего”) восприятия предмета субъектом (Ф. Брентано, А.
Мейнонг и другие феноменологи).
Третья парадигма (Сократ, Аристотель, Черн) : прекрасное есть результат
соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты или с его
практическими потребностями, с его идеалами и представлениями о прекрасной
жизни.
Четвертая парадигма (Д. Дидро и другие французские материалисты) :
прекрасное есть естественное свойство явлений природы.
Пятая парадигма (советские ученые, сторонники “общественной концепции”) :
прекрасное есть объективные явления с их естественными качествами, втянутые
общественным производством, практикой в сферу интересов человека и
обретающие положительную ценность для человечества как рода,
“одухотворенные”, очеловеченные трудом и ставшие сферой свободы, т.е.
сферой владения человеком действительностью.
Гармония, симметрия в окружающем мире воспринимаются нами как
прекрасное. Они заложены как бы в самом фундаменте материи. Взаимодействие
природы и общества, рождает красоту как объективное свойство мира, как
значимость его предметов для человечества, как сферу освоенности мира
человеком и потому свободы.
Первыми предметами эстетического отношения человека и действительности
были орудия труда. Человек получал удовольствие от хорошо сделанного
орудия, в котором форма соответствовала его функции, его назначению. Сам
труд становился источником эстетического наслаждения, возбуждающим в людях
гордость, радость и удивление их способностью к творчеству. С расширением
общественной практики возрастает и круг эстетических ценностей. Человек
начинает эстетически воспринимать и оценивать природуб самого себя и
общество, в котором он живет. То, что для племени, рода было полезным,
желательным, важным, выступали как символ мощи, богатства, оценивалось как
прекрасное.
Труд старше искусства. У человека сначала появляется утилитарное и
только впоследствии на его основе эстетическое отношение к миру. Именно
трудовая деятельность прежде всего обладает эстетической характеристикой.
Возвышенное.
Возвышенное первоначально было осмысленно не как эстетическая категория,
а как стилистическая фигура риторики. В 1в. Греческий ритор Цецилий написал
сочинение “О возвышенном”, где рассматривал правила возвышенного стиля,
техника ораторской речи и классифицировались стилистические фигуры и тропы.
Без имени автора дошел до нас и другой трактат “О возвышенном”, являющийся
ответом на сочинение Цецилия, впрочем далеко переросший это свое прямое
назначение (впоследствии автора назвали Псевдо-Лонгином).
Псевдо-Лонгин сохраняет цецилианскую трактовку возвышенного как
стилистического понятия, но одновременно расширяет его содержание до
значения эстетической категории. Все лучшее в литературе он относит к сфере
возвышенного.
Перечисляя важнейшие духовные источники возвышенного (необычайные мысли
и страхи, красота речи в соединении с великими мыслями), Псевдо-Лонгин
подчеркивает, что возвышенное далеко от мирской суеты, мелочного тщеславия,
богатства, почестей, славы, неограниченной власти. Все это прельщает людей
внешним блеском.
В возвышенном Псевдо-Лонгин видит могучие, проявляющие величие бога силы
природы, которые имеют глубокое философское значение и служат источником
решения проблемы сути жизни. Возвышенное, по Псевдо-Лонгину, поднимает
человека до величия божества, дарит людям бессмертие, мощно и неизгладимо
запечатляет себя в памяти.
В 1757 г. Английский теоретик Э. Берк опубликовал “Философское
исследование о происхождении идей возвышенного и прекрасного”, где положил
начало противопоставлению этих категорий. По его мнению, идеи возвышенного
и прекрасного настолько принципиально различны, что трудно и даже
невозможно соединить их в одном чувстве.
Кант считал, что “возвышенность содержания не в какой-либо вещи в
природе, а только в нашей душе” … возвышенное то притягивает, то
отталкивает, не доставляя положительного удовольствия, а возбуждая
удивление и почтение, которые можно назвать отрицательным наслаждением. Оно
есть гордость человека, возникающая благодаря преодоления страха в процессе
веры. Рационально в суждении Канта то, что он отмечает масштабность и
неосвоенность возвышенного явления, отсутствие по отношению к нему свободы
человека.
Резко противопоставлял прекрасное и возвышенное Ф. Шиллер, считавший,
что возвышенное, в отличие от прекрасного, вызывает неприятное чувство;
неприятна, например, величественная гроза и вспышки молний.
В истории эстетической мысли существовала и иная точка зрения,
сближающая прекрасное и возвышенное. Так, французские эстетики XIX в.
Полагали, что возвышенное есть высшая степень прекрасного (А. Сурио, Н.
Жоффруа) или же прекрасное “в себе, бесконечная красота, которую нельзя
постигнуть (Б. Левек).
Гегель видел в возвышенном тот этап движения абсолютного духа, этап
мирового исторического процесса, которому соответствует романтическая
стадия развития искусства, когда дух, содержание превалируют над материей,
формой. Романтической стадии, по Гегелю, присуще развитие поэзии и музыки -
видев искусство, максимально удовлетворенных и почти оторванных от
материального начала. Именно, поэтому, как он полагал, поэзии и музыке
особенно близки возвышенные образы.
Н.Г. Чернышевский стремился найти реальные основания возвышенного,
привести к земной основе. Он полагал, что возвышенное гораздо больше,
гораздо сильнее других явлений, с которыми сравнивается нами. Возвышенное
раскрывается через сравнение с окружающими явлениями. Определенте
возвышенного носит у Чернышевского количественный и чрезмерно широкий
характер и поэтому не раскрывает адекватно природу этого явления. И все же
определение возвышенного, данное Чернышевским, ценно своей
материалистической ориентацией на действительность.
Немецкий философ Н. Гартман подошел к возвышенному с точки зрения его
восприятия. Для него возвышенное - прекрасное, идущее навстречу потребности
человека в великом, превосходном. Всякая грандиозная, могущественная сила
действует на человека устращающе, подавляет его. Воспринимая возвышенное,
человек сопротивляется его воздействию, преодолевает в себе чувство
собственной значимости.
Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что в истории эстетики
сложились две точки зрения на взаимоотношение прекрасного и возвышенного :
1) возвышенное есть превосходная степень прекрасного, особого рода
прекрасное, отличающееся величиной или мощью; 2) возвышенное противоположно
прекрасному, и как его восприятие возникает эстетически негативная реакция.
Итак, возвышенное - это объективное эстетическое свойство, присущее
предметам и явлениям, которые обладают широкой положительной общественной
значимостью, оказывают влияние на жизнь целых народов и всего человечества.
Трагическое.
Человек смертен, и личность не могут не волновать проблемы смысла жизни,
смерти и бессмертия. История человечества насыщена трагедийными событиями.
Искусство в своих философических размышлениях о мире внутренне тяготеет к
трагедийной теме. Другими словами, и жизнь личности, и история общества, и
художественный процесс многократно пересекался с проблемой трагического.
Переход от скорби к радости - один из великих секретов трагического. Еще
Д. Юм в трактате “О трагедии” обращал внимание на то, что трагическая
эмоция включает в себя скорбь и радость, ужас и удовольствие.
Древние народы, экономика которых зиждилась на земледелии, создали
легенды об умирающих и воскресающих богах. Во время культовых празднеств в
честь этих богов скорбь по поводу их смерти сменялась радостью и весельем
по поводу их воскрешения. По мере нарастания общественных противоречий
природная основа этих мифов усложнялась и все более социализировалась. Со
смертью и воскресением богов стали связывать упование на избавление от
земных страданий, надежды на вечную жизнь (легенда о Христе).
Закономерность трагического в концептуально-событийной сфере - переход
гибели в воскресение, а в эмоциональной сфере - переход скорби в радость.
Трагическая эмоция - сочетание глубокой печали и высокого восторга -
проявляется в искусстве разных народов.
Осмысляя гибель неповторимой индивидуальности как непоправимое крушение
целого мира, трагедия вместе с тем утверждает прочность, бескорыстность
мироздания, несмотря на уход из него конечного существа. И в самом конечном
существе трагедия находит бессмертные черты, роднящие личность с
мирозданием, конечное - с бесконечным. Трагедия - философское искусство,
ставящее и решающее высшие метафизические проблемы жизни и смерти,
осознающее смысл бытия, анализирующие глобальные проблемы его устойчивости,
вечности, бесконечности, несмотря на постоянную изменчивость.
В трагедии, полагал Гегель, гибель не есть только уничтожение. Она
означает также сохранение в преображенном виде того, что в данный форме
должно погибнуть. Существу, подавленному инстинктом самосохранения, Гегель
противопоставляет человека, свободного от “рабского сознания” и способного
жертвовать жизнью ради высших целей. Умение постигнуть идею бесконечного
развития для Гегеля - важнейшая характеристика человеческого сознания.
В осмыслении трагедийных ситуаций в мировой художественной культуре
обозначились две крайне позиции : экзистенциалистская и буддистская.
Экзистенциализм превратил смерть в центральную проблему философии и
искусства. Экзистенциалисты абсолютизируют самоценность личности и
подчеркивают ее некоммуникабельность, отторженность от общества, что
приводит их концепцию к парадоксу : гибель личности перестает быть
общественной проблемой. Если личность отторгнута от людей, какое им дело до
ее смерти? Личность, оставшуюся один на один с мирозданием, не ощущающую
вокруг себя человечества, охватывает ужас неизбежной конечности бытия.
Неделимая сверхценностью, отторгнутая от людей личность на деле оказывается
абсурдной, а ее жизнь - лишенной смысла и ценности.
Для буддизма человек, умирая, превращается в другое существо. Если
экзистенциализм приравнивает жизнь к смерти (жизнь столь же абсурдна, как и
смерть), то буддистская идеология приравнивает смерть к жизни (человек,
умирая, продолжает жить, поэтому смерть ничего не меняет). И в том и в
другом случае фактически снимается всякий трагизм. Гибель личности
приобретает трагическое звучание только там, где человек, обладая
самоценностью, живет во имя людей, их интересы становятся содержанием его
жизни. В этом, с одной стороны, существует неповторимо индивидуальное
своеобразие и ценность личности, а с другой - погибающий герой находит
продолжение в жизни общества. Поэтому гибель такого героя трагедийна и
рождает чувство безвозвратной утраты человеческой индивидуальности (отсюда
скорбь), а в то же время возникает идея продолжения жизни личности в
человечности ( и отсюда мотив радости).
Источником трагического являются специфические общественные противоречия
- коллизии между общественно необходимым, назревшим требованием и временной
практической невозможностью его осуществления. Неизбежная недостаточность
знания, невежество часто становятся источником величайших трагедий.
Трагическое - сфера осмысления всемирно-исторических противоречий, поиск
выхода для человечества. В этой категории отражается не просто вызванное
частыми неполадками несчастья человека, а бедствия человечества, некие
фундаментальные несовершенства бытия, сказывающиеся на судьбе личности.
Таким образом, трагедия раскрывает : 1) гибель или тяжкие страдания
личности; 2) невосполнимость для людей ее утраты; 3) бессмертные
общественно ценные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности, и ее
продолжении в жизни человечества; 4) высшие проблемы бытия, общественный
смысл жизни человека; 5) активность трагического характера по отношению к
обстоятельствам; 6) философски осмысленное состояние мира; 7) исторически,
временно неразрешимые противоречия; 8) трагическое, воплощенное в
искусстве, оказывает очищающее воздействие на людей.
Комическое.
Человеческое общество - истинное царство комедий, так же как и трагедии.
Человек - единственное существо, которое может и смеяться, и вызывать смех,
или, точнее, человеческое, общественное содержание есть во всех объектах
комедийного смеха.
Комическое всегда объективная общественная ценность явления. Однако не
все смешное комично, хотя комическое всегда смешно.
Комическая - прекрасная сторона смешного, порождающая социально
значимый, одухотворенный эстетическими идеалами, светлый, высокий смех,
отрицающий одни человеческие качества и общественные явления и утверждающий
другие. В зависимости от обстоятельств явление может быть или смешно, или
комично.
Комизм социален объективной (особенности предмета) и своей субъективной
(характер восприятия) стороной.
Комическое как противоречие.
Сущность комического - в противоречии. Комизм - результат контраста,
разлада, противостояния : безобразного - прекрасному (Аристотель),
ничтожного- возвышенному (И. Кант), нелепого - рассудительному (Жан Поль,
А. Шопенгауэр), бесконечной предопределенности - бесконечному произволу (А.
Бергсон), ложного, мнимо основательного - значительному, прочному и
истинному (Гегель), внутренней пустоты - внешности, притязающей на
значимость (Н.Г. Чернышевский), нижесреднего - вышесреднему (Н. Гартман) и
т.д. Каждое из этих определений, выработанных в истории эстетической мысли,
выявляет и абсолютизирует один из типов комедийного противоречия. Однако
формы комического противоречия разнообразны. В нем всегда присутствуют два
противоположных начала, первое из которых кажется положительным и
привлекает к себе внимание, но на деле оборачивается отрицательным
свойством. И. Кант видел сущностнь комического во внезапном разрешении
напряженного ожидания в ничто. Французский философ-просветитель XVIII в. Ш.
Монтескье писал : “Когда безобразное для нас неожиданно, оно может вызвать
своего рода веселье и даже смех”.
Для противоречий, порождающих комическое, характерно то, что первая по
времени восприятия сторона противоречия выглядит значительной и производит
на нас большее впечатление, вторая же сторона, которую мы воспринимаем по
времени позже, разочаровывает своей несостоятельностью.
Многообразие эстетических свойств.
Безобразное.
В истории эстетики антипод прекрасного - безобразное не имеет глубокой
теоретической традиции. Еще древние египтяне, постигая диалектику
прекрасного и безобразного, отмечали, что в процессе старения все здоровое
и красивое становится больным и безобразным, “хорошее превращается в
дурное, вкус теряется”. Обратимость и взаимопереход прекрасного и
безобразного раскрываются в древеегипетском мифе об Исиде.
Вопрос о безобразном в искусстве впервые теоретически поставил
Аристотель. Произведение всегда имеет прекрасную форму, в предмет же
искусства входит не только прекрасное, но и безобразное. Даже явления
отвратительны в жизни, будучи изображены в художественном произведении,
доставляют эстетическое удовольствие. В основе этого удовольствия лежит
радость узнавания действительности, которую мастерски передал в
произведении художник.
По Ш. Бодлеру, безобразное лицо - это лицо дисгармоничное,
патологическое, неодухотворенное, лишенное света, внутреннего богатства.
Таким образом, безобразное - эстетическое свойство предметов,
естественные, природные данные которых при современном уровне развития
общества и его производства имеют отрицательное общечеловеческое значение,
хотя и не представляют серьезной угрозы человечеству, т.к. заключенные в
этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему.
Низменное.
Низменное противоположно возвышенному. Согласно представлению древних
египтян, покидая мир, солнце повергает землю и людей во мрак, ужас смерти
охватывает всех.
Рассматривая эстетические свойства действительности, которым подражает
искусство, Аристотель впервые в истории эстетической мысли говорит о
низменном.
Низменное - крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная
ценность. Это явления или предметы, имеющие отрицательную общечеловеческую
значимость и таящие в себе угрозу для человечества, т.к. они еще не
освоены, не подчинены людям и могут представить для них грозную опасность.
Если человечество не владеет собственными общественными отношениями, то это
может стать источником больших бедствий. И все явления, относящиеся к этой
грозной опасности, воспринимаются как низменное (фашизм, атомная война и
т.п.).
Ужасное.
Ужасное - близкая к трагическому, но глубоко ему противоположная
категория. Если трагическое всегда имеет свое разрешение в будущем, то
ужасное безысходно, безнадежно. Это гибель, не несущая в себе ничего
просветляющего, не сулящая людям грядущее освобождение от несчастия,
бедствия, не контролируемое людьми, неподвластное им, господствующее над
ними. В трагическом несчастье величественно, оно все же возвышает человека,
т.к. последний остается господином обстоятельств и, даже погибая,
утверждает свою власть над миром. В ужасном, напротив, человек - раб
обстоятельств, он не владеет миром.
Ужасное - эстетическая доминанта средневекового религиозного сознания,
пугавшего грешников адовыми муками и грядущим страшным судом.
Категория ужасного охватывает те явления действительности, которые человек
свободно не владеет и которые несут ему несчастья и гибель, неразрешимые
даже на историческом уровне (отсюда пессимистическое мироощущение).
Безобразное, низменное, ужасное - негативные ценности, отрицательные
свойства мира, запечатлеваемые искусством и отражающиеся в эстетике. Эти
категории вошли в систему современной эстетической науки. Без них нельзя
понять, например, произведения изображающие ужасы фашизма.
Литература:
1. Бобров В.В. Введение в философию : Учебное пособие. - Новосибирск :
Издательство НГУ, 1998.
2. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е издание. М: Политиздат, 1988.
3. Выжленцев Г.П. Социально-политический журнал//Аксиология :становление и
основные этапы развития. 1995 г. №6 и 1996 г. №1.
4. Кропоткин П.А. Этика. М.: Политиздат,1991.
Содержание.
1. Введение……..……………………………………………………………..2
2. Аксиологический этап в истории философского знания………..…13
3. Категории эстетического освоения мира
Эстетическое и Полезное………..………….……………….19
Эстетическое как ценность…….………………………….…19
Прекрасное…….…………………………………………….…20
Парадигмы теоретического постижения красоты……23
Возвышенное…….………………………………………………24
Трагическое………………………………………………………26
Комическое……………………………………………………….28
Комическое как противоречие…………………………..28
Многообразие эстетических свойств
Безобразное………………………………………………..29
Низменное………………………………………………….30
Ужасное……………………………………………………..30
4. Литература………………………………………………………………..31
Страницы: 1, 2, 3, 4
|