Социальные утопии Возрождения (на примере творчества Т. Мора и Т. Кампанеллы)
Глубинный слой
человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов, «первичных влечений: с целью получения наибольшего
удовольствия. В качестве основы
первичных влечений Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет их
более общим понятием
«либидо», которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая
родительскую любовь, дружбу и даже любовь к Родине. В конечном счете, он выдвигает гипотезу, что
деятельность человека обусловлена
наличием как биологических, так и социальных влечений, где доминирующую роль играют так называемые «инстинкт жизни» — эрос и
«инстинкт смерти» — танатос.
Поскольку в удовлетворении своих
страстей индивид сталкивается с внешней
реальностью, которая противостоит в виде «Оно», в нем выделяется «Я»,
стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения при помощи
«сверх - Я». Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного. Он считал, что человек может овладеть своими
инстинктами и страстями и
сознательно управлять ими в реальной жизни. Задача психоанализа, по его мнению, как раз и состоит в том, чтобы
бессознательный материал
человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям.
Фрейд считал,
что психоанализ может быть использован и для объяснения и регулирования общественных
процессов. Человек не существует
изолированно от других людей, в его психической жизни всегда присутствует «Другой», с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между
различными инстанциями в личности
находят свой аналог в культурных процессах общества. Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений цивилизации,
поскольку таковые могут быть
использованы против человека. Чувство страха и беспокойство усиливаются оттого, что социальные инструменты,
регулирующие отношение между людьми в
семье, обществе и государстве, противостоят
им как чуждые и непонятные силы. Однако, при объяснении этих явлений Фрейд концентрирует внимание не на
социальной организации общества, а
на природной склонности человека к агрессии и разрушению. Развитие культуры
— это выработанная человечеством форма
обуздания человеческой агрессивности и деструктивности. Но в тех случаях, когда
культуре это удается сделать, агрессия вытесняется в сфере бессознательного и становится внутренней пружиной человеческого действия. Противоречие между
культурой и внутренними устремлениями человека ведут к неврозам.
Поскольку культура является достоянием не
одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного невроза. В этой связи Фрейд ставил вопрос о том, не являются ли многие культуры, или
даже культурные эпохи «невротическими», не становится ли все человечество под
влиянием культурных устремлений, а
невротическим»?
Идеи психоанализа развивал ученик
Фрейда, а впоследствии один из его критиков Карл Густав Юнг (1875-1961).
Существо расхождений Юнга с Фрейдом
сводилось к пониманию природы и формам проявления бессознательного. Юнг
считал, что Фрейд неоправданно свел всю
человеческую деятельность к биологически унаследованным инстинктам, тогда как инстинкты имеют не биологическую, а чисто символическую природу. Он предположил, что
символика является составной
частью самой психики и что бессознательное вырабатывает формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти
формы не имеют внутреннего
содержания, а являются, по мнению Юнга, формальными элементами, способными
оформиться в конкретное представление
только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Этим формальным элементам,
неотъемлемо присущим всему
человеческому роду, Юнг дает название «архетипы». Архетипы представляют собой формальные образцы поведения
или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием, образы, соответствующие в
реальной жизни стереотипам
сознательной деятельности человека. Архетипы действуют в человеке инстинктивно. В своей знаменитой работе «Архетип и символ» Юнг следующим образом разъясняет суть этого понятия: «Под архетипами я понимаю коллективные по
своей природа формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле
как составные элементы мифов и в то же время
являющиеся автохтонными индивидуальными
продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не
только посредством традиции и миграции, но также с помощью
наследственности. Эта гипотеза необходима,
так как даже самые сложные архетипические образцы могут спонтанно воспроизводиться без какой-либо традиции.
Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать,
психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа».
Понятие
«архетипы» Юнг разъясняет на основе учения о коллективном бессознательном. Юнг проводит
четкое разделение между индивидуальным и
коллективным бессознательным. Индивидуальное
бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то
были сознательными» но утратили свой
сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное
бессознательное — это общечеловеческий опыт,
характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а
также дочеловеческое животное
состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных
верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнг га главным показателем действия бессознательного
являются сновидения, и его психологическая деятельность, в том числе и как
врача психоневролога,
концентрировалась на основе сновидений.
Основоположники
психоаналитической философии Фрейд и Юнг ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователь неофрейдисты А. Адлер (1870-1937),
К. Хорни (1885-1952), Э. Фромм (1900-1980) на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное
устройство жизни людей. Так, если
Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредоточивал свое
внимание на выявлении причины действия человека,
то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его
устремлений, «бессознательный жизненный план», при помощи которого он
старается преодолеть напряжение жизни и сбою
неуверенность. Согласно учения
Адлера, индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов
(несовершенства человеческой природы)
испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть
это чувство и самоутвердиться среди других, он
актуализирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер, используя понятийный аппарат психоанализа,
называет компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация — это
особая социальная форма реакции на чувство
неполноценности. На ее основе вырастают крупные личности, «великие
люди», отличающиеся исключительными способностями. Так, замечательная карьера
Наполеона Бонапарта на основе этой теории
объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать
физический недостаток — низкий рост.
На творчество
Карен Хорни оказала серьезное влияние ситуация социальных потрясений, в которые вошел
мир в период второй мировой
войны, связанных с установлением фашистского господства в Германии и фашистской оккупации Европы.
Как и другие последователи
Фрейда, она придавала важное значение бессознательным процессам в психической жизни личности.
Своеобразие К. Хорни проявилось
в том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно
рождающееся из состояния боязни
и страха индивида. Чувство тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми для поведения
индивидов, по ее мнению, сопровождают человека
на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения,
враждебной атмосферой и насильственным
подавлением желаний посредством власти или авторитета.
В книге "Наши внутренние
конфликты» (1945г.) К. Хорни формирует три типа направленности поведения
личности по отношению к окружающим ее людям: 1) к людям, 2) от людей,
3) против людей. При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической
личности: 1) услужливая, ищущая любви и одобрения любой ценой; 2) пытающаяся
отрешиться от общества; 3) агрессивная, жаждущая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций являются
неадекватными, создается порочный
круг: тревожность не устраняется, а нарастает, порождая все новые и новые
конфликты.
Один из
крупнейших представителей неофрейдизма Э. Фромм попытался соединить идеи психоанализа,
марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного.
Все психические проявления — это следствие
погруженности личное в различные социальные
среды. Однако в отличие от марксизма Фромм выводит характер формирования
того или иного типа, ста не из прямого
воздействия социальной среды, а из двойственное типа человеческого существования: «экзистенциальной» и «исторической». К экзистенциальной составляющей
человеческого бытия относит два факта: 1) человек, по его словам,
изначально находится между жизнью и смертью, «он брошен в этом мире в случайном
месте и времени» и «выбирается из него опять же случайно»; 2) существует противоречие между тем, что каждое
человеческое является носителем всех
заложенных в нем потенций, но не может реализовать
их в результате кратковременности своего существования Человек не может избежать этихпротиворечий,
нореагируя на них различными способами, соответственно своему
характеру и культуре.
Совершенно иную, поФромму,
природу имеют исторические противоречия. Они не являются необходимой частью
человеческой го существования, а создаются
и разрешаются человекомили в процессе его собственной жизни, или в
последующие периоды историк. Устранение
исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества. В книге «Революция надежды»
(1968г.) Фромм излагает свои представления о путях гуманизации современного
общества. Он возлагал большие надежды на, введение
«гуманистического планирования», «активизацию индивида путем замещения методов "отчужденной
бюрократии" методами
"гуманистического управления", изменения способа потребления в направлении увлечения "активации"
человека и устранения его пассивности, распространения новых форм
психодуховной ориентации», которые должны
быть «эквивалентами религиозных систем
прошлого». Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших
общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни,
манеру поведения, основанную: общих «психодуховных ориентациях», напоминающих
результаты и символы церковной жизни.
Экзистенциализм:
основные - темы
и учения. Свобода и
ответственность личности
Одним из крупнейших и влиятельных течений современной философии является экзистенциализм (философия
существования). Экзистенциализм
представлен в современной философии многочисленными учениями и школами.
По геосоциокультурному признаку все эти
учения и школы можно классифицировать как немецкий, французский, русский,
японский и другие экзистенциализмы. По решению одного из важных
мировоззренческих вопросов — отношение к
сверхъестественному, выделяются религиозные и секулярные формы экзистенциализма.
Экзистенциализм
сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Он опирается на
антрополого-персоналистскую традицию, которая берет свое начало от Сократа и софистов. Наибольшее влияние на идеи экзистенциализма
оказали работы датского религиозного
философа середины XIX в. С. Къёркегора и немецкого философа начала XX в. Э. Гуссерля. Непосредственными
родоначальниками экзистенциализма являются немецкие философы Мартин Хайдеггер
(1889-1976), К. Ясперс (1883-1969); французские философы и писатели Жан-Поль
Сартр (1905-1980), Габриэль Марсель (1889-1973), Альбер Камю (1913 -1960).
Экзистенциализм
характеризуется в отечественной литературе как философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную
эпоху. У поколения западной интеллигенции,
пережившей первую мировую войну,обманчивую стабилизацию 20 - 30-х
годов, приход фашизма, гитлеровскую оккупацию, эта философия вызвала интерес,
прежде всего потому, что она обратилась к
проблеме критических «кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек
в период жестоких исторических
испытаний. Экзистенциализму даже был приклеен ярлык «философии кризиса».
Экзистенциализм, действительно,
отталкивается от наиболее типичных форм
радикального разочарования, а истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса
цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и
оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности
перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события
новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия.
Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться
со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. На передний план они выдвинули проблему человека. Крупный французский
философ-персоналист Э. Мунье в книге «Введение в
экзистенциализмы» так характеризует это течение: «Наиболее общим образом —
это мышление можно было бы охарактеризовать
как реакцию философии человека против
крайностей философии идей или философии вещей».
Экзистенциализм
сосредоточивает свое внимание на духовной выдержке человека перед лицом враждебного ему
мира. Его представители отказываются превращать
человека в инструмент, которым можно манипулировать: в инструмент познания или
производства. Человек,
по их мнению, не объект, а субъект, свободное, самодеятельное, ответственное бытие. Первый
призыв этой философии: «Человек,
пробудись!». То есть займи активную жизненную поз: действуй в этом мире и
противодействуй ему всеми своими силами.
Однако если в
различных школах философского рационализма человек осмысливает себя, прежде всего, как полномочный представитель человеческого рода, суверенная
личность, то экзистенциализм
переносит акцент на познание качественной специфичности, индивидуальной неповторимости личности.
Преимуществен объектом
философского осмысления, в экзистенциализме выступав бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующем жизненный мир» личности. Жизненный мир, с позиций
экзистенциалистов, — это не фрагмент предметного материального мира, а
мир духовности, субъективности.
Одна из главенствующих установок
экзистенциализма — это противопоставление
социального и индивидуального бытия утверждения радикальной
разорванности этих двух сфер человеческого
бытия. Это противопоставление выливается в способ решения проблем человеческого существования в форме
антитез и парада сов. Развернутые в различных плоскостях — сущности и
существования, бытия и обладания, познания и понимания — они отражают
трагизм положения человека в мире.
Экзистенциалисты
утверждают, что человек не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, нисобственно сущностью человека, ибо такой сущности, по их мнению, не существует. Имеет значение только его существование.
(На французском языке слово
существование звучит как экзистенция. Отсюда пошло и название этого
философского течения.) Основная установка
экзистенциализма, по словам Ж.-П. Сартра, существование предшествует сущности. Это означает, что человек
сначала существует, появляется в
мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность.
В немецком
языке термин «существование» обозначается словом Dasein (буквальный перевод «здесь - бытие»); Вводя этоттермин, немецкий экзистенциалист М. Хайдеггер хотел
подчеркнуть, что человека можно
рассматривать как историческое существо, пребывающее «здесь и теперь» в этом
остановленном моменте: времени. Следовательно, и задача философии определялась
им анализ наличного бытия человека,
застигнутого «здесь и теперь» в
непроизвольной сиюминутности переживаний. Исследования сиюминутного
переживания, опыта времени — одна из ведущих тем основной работы М. Хайдеггера «Бытие и время». В этой работе М. Хайдеггер ставит вопрос о создании новой
онтологии. Исходный пункт этой онтологии «здесь - бытия» — экзистенция.
Экзистенция по М. Хайдеггеру, определяется
конечностью человека, его положением в мире и коммуникацией (общением) с
другими людьми.
Согласно экзистенциализму, человек —
это временное, конечное существо,
предназначенное к смерти. Представление о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых человеческих начинаний занимает в экзистенциализме такое же
место, как и в религии, хотя
большинство представителей этой философии не предлагают человеку никакой
потусторонней перспективы. Экзистенциалисты
считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а
потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду
о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в
экзистенциалистическом учении о «пограничных ситуациях» — предельных жизненных
обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И главная
«пограничная ситуация» — это ситуация перед лицом смерти, «ничто», «быть или
не быть» — в секулярной разновидности экзистенциализма или перед миром
трансценденции — Бога — в религиозной разновидности экзистенциализма.
Пограничные ситуации ставят человека
перед необходимостью выбора. Человек
постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. Для религиозного экзистенциализма главный
момент выбора: «за» или «против» Бога. «За» — значит путь веры, любви и
смирения. В результате, человека ждет
бесконечное блаженство. «Против» — означает отречение от Бога, чреватое
божественной карой.
В секулярной разновидности
экзистенциализма главный момент выбора
связан с формой самореализации личности. Эта самореализация определяется фактом случайности
человеческого бытия, его
заброшенностью вэтот мир.
Заброшенность означает, что человек
никем не создан, не сотворен. Он появляется в мире по воле случая, и
ему не на что опереться. Бога нет, Бог умер — утверждают представители секулярного экзистенциализма. Ни
христианская мораль, ни любая другая
светская мораль не укажет человеку, как ему действовать, «в мире нет знамений». Мы не можем опираться ни на какие предписания, которые бы оправдывали наши
поступки. Человек сам их формирует в
ходе своей деятельности и общения. Выбирая те или иные ценности и идеалы, делая те или иные поступки, индивид формирует себя как личность. Ничто не
определяет и не может определить характер
его выбора. Как выражается Ж.-П. Сартр: «Человек сам себя выбирает». Но, выбирая себя, он выбирает всех людей. Каждое наше действие создает образ человека, каким
он должен, по нашим представлениям,
быть. Выбирать себя одновременно означает утвердить те ценности, которые мы выбираем. Отсюда вытекает чувство тревоги за будущее всего человечества.
Поскольку каждый человек делает
свой выбор сам, и у него нет никаких целеуказаний, нет никаких знамений, то для каждого человека все
происходит так, как будто взоры
всего человечества обращены к нему, и будто все сообразуются с его поступками.
Способность
человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира является, с
точки зрения экзистенциализма, следствием фундаментальной характеристики человеческого существования — его свободы. Человек — это свобода
Экзистенциалисты подчеркивают, что человек свободен совершенно, независимо от реальных возможностей
существования его целей. Свобода человека сохраняется в любой обстановке и
выражается в возможности выбирать, делать выбор. Речь идет не о выбора возможностей для действия, а выражении своего
отношения к данной ситуации. Таким образом, свобода в экзистенциализме —
это,прежде всего, свобода сознания,
свобода выбора духовно-нравственной
позиции индивида.
Следует
признать Сильную сторону в постановке проблемы свободы у экзистенциалистов. Она заключается
в стремлении подчеркнуть, что
деятельность людей направляется, главным образом не внешними обстоятельствами, а внутренними
побуждениями, что каждый человек в тех или иных обстоятельствах мысленно
реагирует не одинаково. От каждого человека
зависит очень многое, и не надо, вслучае
отрицательного развития событий, ссылаться на «обстоятельства». Люди обладают значительной свободой в
определения целей своей деятельности. В каждый конкретно-исторический момент их существует не одна, а несколько
возможностей. При наличии реальных возможностей
развития события не менее важно и то, что
люди свободны в выборе средств для достижения поставленным целей. А цели и средства, воплощенные в действия,
уже создают определенную ситуацию, которая сама начинает оказывать
влияние.
Слабость же
экзистенциалистского подхода состоит в неумении или нежелании увязать субъективные цели и
намерения людей,
субъективную позицию с внешними историческими детерминантами, с тем фактом, что каждый человек, рождаясь на свет, стает готовым, сложившимся определенный уровень
материальной и духовной культуры, систему социальных институтов и т. д. Он
включен в это и ему приходится действовать
в тех рамках, которые они диктуют.
Со свободой
теснейшим образом связана и ответственность человека. Без свободы нет и ответственности. Если человек не
свободен, если он в своих действиях постоянно детерминирован, предопределен какими-либо духовными или материальными
факторами, то он, с точки зрения экзистенциалистов, не отвечает за своя действия. Но если человек поступает свободно, если существуем, свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит, он в ответе и за
последствия своих действий.
Учения экзистенциалистов носит яркое
выраженный нравственно-этический характер,
мобилизует людей на формирования активной
жизненной позиции. В трудные времена второй мировой войны, в условиях
немецкой оккупации оно стимулировало, участив многих
тысяч людей во Франции и других странах Европы на участие в движении Сопротивления, на противостояние
тоталитаристской идеологии. В послевоенное время под влиянием
экзистенциализма находились различные
леворадикальные движения. С уходом из жизни основных представителей этого
течения влияние экзистенциализма
существенно ослабло. Однако его основные идеи были освоены другими направлениями современной философии и
по сей день продолжают оказывать свое воздействие на людей через философию, литературу и искусство.
Литература
1.
Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., 2001.
2.
Философский энциклопедический словарь. – М.,
1983.
3.
Философия (полный курс). – Москва –
Ростов-на-Дону, 2004.
4.
Горфункель А. Философия эпохи Возрождения. – М.,
1980.
5.
Введение в философию. В 2-х т. – М., 1989.
6.
Горбачев В.Г. Основы философии. – Брянск, 2002.
7.
Антология мировой философии. В 4-х т. – М.,
1969-1972.