рефераты скачать

МЕНЮ


Смысл и назначение коммунистической идеи

Эти справедливые вопросы объясняют отсталость советской системы управления производством. По сути, производство было организовано по принципам, изложенным еще в XIX – начале XX века. Конечно же, прогресс науки требовал существенного обновления и теории научного коммунизма. А поскольку любой экономический спад или подъем в первую очередь отражаются на населении, именно экономика и стала индикатором верности избранного пути в 1985 году, когда стала очевидна необходимость перестройки всей экономической системы. Хотя мы видим, что экономический кризис стал следствием косности идеологии, не способной ни создать, ни принять новаторские идеи.

Есть и определенные политические причины разрушения идеалов коммунизма. Приведение общества к благополучию путем политического насилия фактически говорит о том, что лидер или группа лидеров будут придерживаться принципа: «Кто не с нами, тот против нас» и жестко подавлять всякие попытки «отделиться».  Мы знаем, что в СССР  подобное подавление производилось с помощью подчинения сознания и психики общества, стрижкой его под одну гребенку, дабы вести это монолитное общество к великой «светлой цели» наиболее легким путем. Читая программу Коммунистической партии Советского Союза, в разделе «Задачи партии в области идеологии, воспитания, образования, науки и культуры» находим официальное тому подтверждение: «В борьбе с пережитками прошлого, с проявлениями индивидуализма…».

Замечательно по этому поводу пишет французский писатель Андре Жид: «В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Каждое утро «Правда» им сообщает, что следует им знать, о чем думать и чему верить. Получается, что, когда ты говоришь с каким-нибудь русским, ты говоришь, словно со всеми сразу. Не то, чтобы он буквально следовал каждому указанию, но, в силу обстоятельств, отличаться от других он просто не может».[13]

Всеобщая уравниловка также не способствовала выдвижению на политическую арену лидеров, способных обновить идеологию. Политическое насилие распространялось и на целые народы. Этот процесс обезличивания нации испытал на себе и Казахстан, выйдя из советской эпопеи с искореженным языком, изуродованной культурой, заживо похороненными многовековыми традициями кочевников. Все это привело к культурному кризису, падению нравов в среде современной молодежи, подмене традиционных для казахского общества высоких идеалов абсолютной идеологической анархией и прочим безрадостным последствиям.

Безраздельная власть «пролетарского», «советского интернационализма» – несущая конструкция идеологии советского коммунизма – нивелировала не только человека как личность, но и нацию в целом, фактически лишая человека права на национальную гордость. Вакуум, образовавшийся с ослаблением влияния коммунистических идей в последние годы перестройки, был довольно быстро заполнен националистическими идеями, облекавшимися сначала в форму экономического суверенитета и перераставшими в лозунги государственной независимости.

Многовековая общность большинства территорий бывшей Российской империи, закрепленная мощными интеграционными процессами в советское время, в конкретной общественно-политической и экономической ситуации рубежа 80–90-х годов оказалась крайне ослабленной. Распад в условиях кризиса экономических связей, крушение властных структур, единой государственной идеологии, утрата общегосударственных ценностей, утрата общественным сознанием четких ориентиров, растерянность широких слоев населения в критической ситуации — все это стало благодатной почвой для действий политических сил, заинтересованных в крушении СССР как единого государства. В обществе не оказалось влиятельных сил, способных сохранить СССР.[14]

Таким образом, становится очевидным, что к распаду Советский Союз привели определенные экономические, политические и социальные причины, исток которых – в кризисе коммунистической идеологии. Кризис же заключался в отсутствии гибкости идеологов советского времени, в неспособности обновить идеологию в связи с новыми реалиями.




















ПРЕДСКАЗАНИЕ КРАХА: ВЗГЛЯД МУДРЕЦА

 

 

К сожалению, мне не удалось найти в литературе подтверждения моей мысли о том, что кризис заключался также и в неспособности большинства людей работать обезличенно, трудиться без видимого материального поощрения. То есть, человек, имеющий исключительные способности, не воспользуется ими ради интересов общества, если у него не будет достаточного для этого поощрения – деньгами, почестями, славой. Хотя в наше время развития рыночных отношений вопрос о вознаграждении представляется мне закономерным.

Ответ на нее я нашла в неожиданном для себя месте.

Если «…вся работа по отдаче другому совершается лишь именем общества, то это непрочная основа. Ибо что и кто обяжет личность беспокоиться и трудиться во имя общества? Ведь никогда нельзя надеяться, что один сухой, безжизненный принцип будет давать движущую силу – даже развитым людям, не говоря уж о неразвитых.

Таким образом, возникает вопрос: откуда возьмет рабочий или крестьянин мотивацию, движущую силу, достаточную, чтобы подвигнуть его к работе (мотивация – целенаправленная сила, воздействующая и движущая всякое тело, отмеряя ему силу для работы, подобно топливу в машине)? Ведь размер насущного хлеба не изменит распределение сил, а никакой цели и награды перед ним не стоит. Ученым известно, что ни малейшего движения человек не совершит без движущей силы, т.е. не улучшив что-либо для самого себя. Например, если человек перекладывает руку со стула на стол, то это потому, что ему кажется, будто, положив руку на стол, он получит большее удовольствие. А если бы ему так не казалось, то оставил бы руку на стуле на всю жизнь, не сдвинув ее с места. Что уж говорить о больших хлопотах!

Если же вы скажете, что можно поставить над ними надсмотрщиков, чтобы наказывали каждого ленящегося и отбирали у него за это хлеб насущный, на это я спрошу: скажите, а сами надсмотрщики откуда возьмут мотивацию для своей работы? Ведь нахождение в специальном месте и наблюдение за людьми, с тем, чтобы заставлять их двигаться и трудиться, – это тоже большие хлопоты, быть может, еще большие, чем сама работа! Итак, это подобно желанию завести машину, не заправив ее топливом.

Поэтому установления их обречены на исчезновение самой природой, ибо закон природы накажет их, поскольку не приноравливают себя к выполнению ее веления: совершению действия отдачи ближнему как работы на Творца».[15]

Это слова Иегуды Аншлага[16] – ученого, посвятившего жизнь изучению науки каббала (ивр. «получение»). Следует сразу сказать об отличии религиозного понимания Бога от понятия «Творец», толкуемого каббалистами как «единый закон мироздания», что, на мой взгляд, во многом перекликается с современными естественно-научными теориями (ОТО, квантовая космология).

Воздействие этого закона на человека как на высшую ступень творения – основной объект изучения в каббале. Абсолютное понимание этого воздействия и есть, согласно каббале, цель творения. Я не буду останавливаться подробно на принципах изучения этого закона, поскольку это отвлечет нас от темы. Скажу лишь, что основные положения каббалы приближают воплощение идеи о создании интегральной науки, которого добиваются многие ученые. То есть, науки, способной обновить все научные знания, объединив их общими законами, находящими применение во многих областях.

Ашлаг описывает два типа общественных действий человека: «получение» и «отдачу», что соответствует понятиям «эгоизм» и «альтруизм». Теоретики коммунизма писали, что труд человека должен быть направлен на максимальную выгоду общества. Только в таком виде он принесет всеобщее процветание и благополучие. Это же доказывают и биологи, утверждая, что природа живет по закону «абсолютной отдачи», где каждый организм берет от природы лишь необходимое для продолжения существования вида. Но животные, высшая ступень мира природы, не имеют намерения.

Намерение – запланированное действие. Каббалисты выводят два принципа намерения: действие ради себя и действие ради высшей цели, которой является абсолютное понимание исключительно положительного воздействия Творца. Поясню: работа на предприятии может производится из трех побуждений: а) получить деньги («получение ради себя»); б) улучшить состояние общества; в) через работу на отдачу ближнему достичь цели творения.

Проблема заключается в том, что улучшение состояния общества может быть хорошей мотивацией лишь в годы военных бедствий, когда от самоотверженности и личного подвига каждого человека зависит выживание нации, что доказала нам ситуация в СССР в годы Второй мировой войны. Но как человек может захотеть приблизиться к Творцу, ведь он ощущает его воздействие лишь косвенно?

Согласно каббале, это возможно лишь в результате роста эгоизма каждой личности в отдельности (что мы наблюдаем в ходе истории). Эгоизм, то есть желание получать только ради себя, постепенно вырастая, достигает таких чудовищных размеров, что его вред становится очевиден каждому. В результате чего человек начинает поиск иной формы существования, то есть абсолютной отдачи, что и является сутью основного закона мироздания. Эта суть формулируется в одном из основных положений каббалы: «Добр и творящий добро плохим и хорошим». То есть, работа на отдачу для человека становится возможной лишь тогда, когда он начинает стремиться к избавлению от своей эгоистической природы ради Творца.

Вся наука каббала не заслуживала бы внимания, если бы не находила такого ужасающего подтверждения в жизни нашего общества: рост желания получать, захватывать, обогащаться привел к необратимым изменениям в экологии Земли, весь мир стоит на грани уничтожения только потому, что человечество не может остановить это поглощение природы. Понятие «дружба» подменяется партнерством с целью удовлетворения личных потребностей. Институт семьи, ячейки общества, разрушается, молодые люди предпочитают не заключать брачного союза и не заводить детей. А те, кто все же решаются на создание семьи, все чаще не живут друг с другом, а «уживаются». Более того, группы фанатиков овладевают смертоносным оружием, используя его для утверждения своих интересов, запугивания общества.

Итак, из вышесказанного становится ясно, что идеологии коммунизма в Советском Союзе, согласно Ашлагу, не хватило понимания необходимости познания высшего закона мироздания – закона абсолютной отдачи. В случае принятия этого закона большинством общество смогло бы перейти на бескорыстный труд, подобный этому закону. Товарно-денежные отношения могли бы быть заменены человеческими, лучшим вознаграждением стало бы признание заслуг личности перед обществом, Творцом. А не произошло этого по причине «недоразвитости эгоизма» общества России начала ХХ века[17].



































СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО ОБЩЕСТВА


Идеи Иегуды Ашлага носят чисто практический характер и предполагают реализацию. Стадии развития коммунистического общества описаны им в статье «Принципы будущего общества». Согласно Ашлагу, переход к обществу абсолютной отдачи произойдет не революционным, а эволюционным путем, опираясь лишь на личное осознание каждым членом этого общества необходимости аннулирования эгоизма как разрушительной силы.

Сначала принципы альтруизма примет относительно небольшая группа людей, которая личным примером и убеждением начнет распространять эти принципы среди остальных. Затем «каждый народ, большинство которого на практике примет на себя эти основы, то есть уже будет воспитано в духе отдачи другому и будет иметь надежный источник мотивации, тут же войдет в международное сообщество, основанное на альтруистических законах. У всех народов, вошедших в рамки этого сообщества, будет одинаковый уровень жизни - так, что излишки от богатого или прилежного народа будут улучшать уровень жизни народа отсталого или бедного природными ресурсами и средствами производства».[18] Пока в конечном итоге этот процесс перехода к новому социуму не охватит весь мир.

Коммунизм Ашлага имеет те черты, которых была лишена советская идеология. Он последовательно реализует «принцип единственности» (один из основных в каббале), по которому каждая часть творения (включая отдельные человеческие индивидуумы) неповторима и стремится выразить свою уникальность. Таким образом, он провозглашает ценность каждой личности. А передача идей личным примером противоречит насаждению идеологии военными методами.

Свойство единственности распространяется и на каждый народ. То есть интеграция народов в международное сообщество  «…не касается общественных устоев и обычаев, не связанных с экономикой, которые останутся у каждого свои и которые не следует специально менять. То есть … каждая нация может придерживаться своей собственной религии и традиции, и не следует им вмешиваться в дела друг друга»[19].

В настоящее время последователи учения Ашлага организуют общества по всему миру, что также подтверждает интерес в обществе в целом к идеальному общественному строю.


Таким образом, кризис коммунистической идеологии, по сути, оказался кризисом идеологии Советского государства. Проблема не столько в коммунизме, сколько в его реализаторах, не учитывавших в своей идеологии фактора мотивации человека, удовлетворения потребностей его эгоизма. Так Ленин, увлекшийся теорией революции, идеей диктатуры пролетариата, «не предвидел, что классовое угнетение может принять совершенно новые формы, не похожие на капиталистические. Диктатура пролетариата, усилив государственную власть, развивает колоссальную бюрократию, охватывающую, как паутина, всю страну и все себе подчиняющую. Эта новая советская бюрократия, более сильная, чем бюрократия царская, есть новый привилегированный класс, который может жестоко эксплуатировать народные массы. Это и происходит. Простой рабочий сплошь и рядом получает 75 рублей в месяц, советский же чиновник, специалист 1500 рублей в месяц. И это чудовищное неравенство существует в коммунистическом государстве»[20].

 Собственно коммунистические идеи находят новые воплощения, вытекающие из самих условий жизни современного человечества. Интерес к ним объясняется тем, что, с одной стороны, несмотря на научные достижения, человечество все дальше и дальше заходит в тупик из-за развития эгоизма, а с другой – человечество постепенно осознает, что альтруизм – более разумная форма сосуществования индивидуумов внутри человечества, исходящая из единого закона мироздания.

Тем более важно возрождение идей альтруистического общества в условиях сжатого времени, когда катаклизмы, ранее приходившиеся на долю нескольких поколений, происходят в наше время практически ежедневно, когда интеграционные процессы в различных сферах жизни человечества дают понять, что наш мир настолько мал, что одно лишь бездумное действие одного человека может привести всю цивилизацию к абсолютному разрушению.

Многие дальновидные политики говорят, что государства должны объединиться перед лицом экологических, социальных, политических проблем. Так Н. Назарбаев в своем послании народу Казахстана 18 февраля 2005 года сказал: «Особое место среди угроз 21 века занял международный терроризм. <...> Для эффективной борьбы с международным злом требуются усилия всего мирового сообщества».[21]

Но объединение «против зла» может устранить лишь симптомы болезни, а не вылечить ее саму. Раковая клетка в организме отличается от здоровой тем, что ничего организму не дает, а только поглощает все вокруг себя, вызывая опухолевые процессы. Даже оперативное вмешательство не исключит вероятности развития опухоли и гибели организма.

Человеческий эгоизм, подобно раку, захватывает все вокруг себя, не неся в своих проявлениях никакой пользы ни окружающим индивидам, ни обществу в целом. В 1933 году большая группа ученых и видных общественных деятелей Европы и США подписала "Гуманистический Манифест I", в котором объявляла несостоятельным общество, ориентированное на прибыль, и ратовала за установление "социально ориентированного коллективного экономического порядка".[22]

Но спасительный для человечества альтруизм не может появиться из ниоткуда. Как человек может «обмануть» свое эго, заставив его служить гуманистическим, коммунистическим идеям? Награда за беззаветное служение интересам ближнего должна превышать все мыслимые в масштабах нашего мира вознаграждения. Такой наградой, как говорят ученые-каббалисты, может стать уподобление свойств человека свойствам Творца, закону абсолютной отдачи. Достижение подобия свойств через любовь к окружающим и является целью творения. В таком альтруистическом обществе соблюдение правил человеческого общежития будет не насилием над личностью, стремящейся реализовать лишь собственные интересы, а естественной потребностью всех его членов.

В завершение хочется высказать надежду на то, что подобное общество, где не будет страха за будущее, где каждый сможет проявить свою уникальность, где народы сосуществуют в мире и согласии, будет построено на земле Казахстана, где есть все условия для этого. «Мы должны построить общество, где ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствует высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности».[23]










СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1.                  Андре Жид. «Возвращение из СССР».

2.                  Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма.

3.                  Иегуда Ашлаг. Статьи «Строение будущего общества», «Принципы будущего общества», «Решение наболевшей проблемы».

4.                  Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. Собрание сочинений, 5 издание, т.23.

5.                  Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.

6.                  Научный сборник секции «История и философия каббалы» при РФО РАН под ред. Чекалкина В. Тула 2003.

7.                  Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана 18 февраля 2005 года.

8.                  Романенко И.В. История экономики, конспект лекций. Спб. 2000.

9.                  Энгельс Ф. Принципы коммунизма.


                                     



































ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

1.                 #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Цит. по #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Там же.

[3] Цит. по #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. 1937. Введение. Русская религиозная идея и русское государство (библиотека сайта #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Малая Советская Энциклопедия, М. 1960, т.7

[6] #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] там же.

[8] Ленин В.И., Три источника и три составных части марксизма, Собрание сочинений, 5 издание, т.23, с. 42

[9] Малая советская энциклопедия, М. 1960, т. 4, с. 1032

[10] Там же.

[11] Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана 18 февраля 2005 года.

[12] И.В. Романенко. История экономики. Конспект лекций; Спб. 2000, п. 10.4

[13] Андре Жид. «Возвращение из СССР». Изд-во «Терра», 2004 г., с.24

[14] По материалам сайта #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Иегуда Ашлаг, Строение будущего общества, (библиотека сайта www.kabbalah.info)

[16] Иегуда Ашлаг родился в Польше в бедной еврейской семье, а в начале тридцатых годов переселился в Палестину. Не получив иного образования, кроме еврейского традиционного, он всю жизнь интересовался новостями науки и политики, находя в них подтверждение законов своей науки – науки Каббала. После создания СССР в 1920-х годах он обратился к теме построения идеального общества. Примерно в это время им написаны такие статьи, как «Строение общества будущего», «Решение наболевшей проблемы», «Последнее поколение», в которых он, основываясь лишь на знании религиозной литературы и собственных постижениях, подробно обосновывает грядущий крах социализма и описывает общество будущего, каким оно должно быть, по его мнению. Здесь же он предсказывает грядущие зверства гитлеровского режима. Его наследие с недавнего времени вызвало активный научный интерес как в Израиле, так и за его пределами. В Российском философском обществе при РАН с 2003 года функционирует секция философии и истории каббалы, занимающаяся изучением наследия Иегуды Ашлага и его сына Баруха. В разных странах проводятся научные конференции по наследию Ашлагов. Книги Ашлага издаются на разных языках.

[17] Отрывок из статьи Иегуды Ашлага «Решение».

«…я должен признаться, что социалистическая идея, заключающаяся в равном и справедливом распределении, мне видится наиболее истинной. Ведь наш земной шар достаточно богат, чтобы прокормить всех нас. И зачем нам война за выживание, трагическая и осложняющая нашу жизнь из поколения в поколение? Давайте же разделим между собой работу и плоды ее в равной мере, и конец всем бедам! Ведь даже миллионеры среди нас – в чем удовольствие их от всего их имущества, если не в твердой уверенности в обеспеченности их самих и их потомков на несколько поколений? Но и при власти справедливого распределения будет у них твердая уверенность, и даже в еще большей степени. Они могут сказать, что у них не будет прежнего уважения, которое имели они, будучи капиталистами? И это тоже пустое, потому что те сильные мира сего, которым хватило силы обрести почет в роли капиталистов, несомненно найдут то же уважение в другой области, ибо врата конкуренции и почета не закроются вовек. Тем не менее, вместе со всей правдой, заключенной в этой идее, я не гарантирую принимающим ее сейчас и малой крупицы райского сада. Напротив, огромная преисподняя бед гарантирована им. Потому что живой пример России уже достаточно вразумил нас. Однако это еще не противоречит истинности самой идеи, так как весь недостаток ее в том, что для нас она пока что – недозрелый плод. Другими словами, наше поколение еще не созрело морально для того, чтобы суметь усвоить и переварить внутри себя это правление – правление равного и справедливого распределения. Потому что несвоевременны мы, так как пока еще не достигли развития, подходящего для принятия принципа «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям».

[18] Иегуда Ашлаг. Принципы будущего общества (библиотека сайта www.kabbalah.info)

[19] Иегуда Ашлаг. Строение общества будущего (библиотека сайта www.kabbalah.info)

[20] Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма (библиотека сайта #"#_ftnref21" name="_ftn21" title="">[21] Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана 18 февраля 2005 года.

[22] Гинзбург В. Л., Кувакин В. А. Статья "Гуманистический Манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму". #"#_ftnref23" name="_ftn23" title="">[23] Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана 18 февраля 2005 года.



Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.