Система восточных единоборств как вид духовного искусства
есть высший смысл бытия, Бог , Будда , суть Дзен ,величайшее таинство".
При этом Такуан справедливо отмечает сходство между понятиями "Единство
духа" , "Пустота" , "Состояние просветленности Будды" , "Благородство духа"
и т.д. в буддизме , синтоизме , даосизме и конфуцианстве , где все они
служат для обозначения Абсолюта. Путь от "наличия духа" (у - син) к
"отсутствию духа" (му - син) - вот тот путь , который должен пройти самурай
в процессе военной подготовки. Сердце мастера должно быть свободно от
рационального расчета , от власти интеллекта . Оно должно воплощать
буддийский идеал "зеркала великого совершенства" .
Эти соображения патриарха приложимы фактически к любой школе бу - дзюцу ,
оперирующей с оружием или без него. Их исповедовали все без исключения
наставники воинских искусств - мастера копья и меча , лука и секиры ,
кинжала и голой руки.
Невозмутимость духа должна была накладывать отпечаток и на внешний облик
самурая , проявляясь в достойной манере поведения , выдержанности ,
лаконичности , полнейшем отсутствии амбициозности и ажиотажа. Ни при каких
обстоятельствах истинный самурай не обнаруживал своих эмоций - ни голосом
, ни взглядом , ни выражением лица. Нормой общения был принцип "ничего не
давать понять по лицу" (као - ни араварэну). В нем мы видим физическое
отражение психической способности тренированного по системе Дзен мастера
адаптироваться в любой экстремальной ситуации.
Идеальное состояние для встречи с противником в традиции бу - дзюцу
определяется понятиями : "дух , подобный воде" и "дух , подобный луне". Что
они означают ?
"Дух , подобный воде" (мидзу - но кокоро) можно уподобить спокойной водной
глади , способной дать точное зеркальное отражение любого предмета. Однако
стоит подуть ветру , и мелкая рябь уничтожит отражение , неузнаваемо
исказит его. Стоит человеку поддаться чувству страха , волнению , гнева - и
дух - разум утратит возможность фиксировать и предвидеть действия
противника , а сам человек окажется беззащитным перед лицом опасности.
"Дух , подобный луне" (цуки - но кокоро) уподобляется лунному сиянию ,
которое освещает все вокруг и выявляет малейшее поползновение противника ,
малейшую брешь в его обороне. Но стоит тучам закрыть небосвод - и свет луны
потускнеет. Излишняя эмоциональность приводит к потере хладнокровия и
самоконтроля , заставляет делать не - нужные движения , типичные для
человека , который бредет на ощупь впотьмах. Между тем , сохраняя цуки - но
кокоро , можно добиться победы , даже будучи поставленным в заведомо
невыгодные условия.
У знаменитого фехтовальщика Камиидзуми Исэ - но - ками было много
завистников. Однажды поздно ночью он шел по темной улице города. Вдруг
предчувствие подсказало ему надвигающуюся опасность , близкую засаду. Не
останавливаясь , Камиидзуми мгновенно обнажил мечь , стремительным
движением очертил круг - и четверо злоумышленников упали к его ногам . Тот
же Камиизуми учил , что в бою дух должен , сохраняя полную незамутненность
, предоставить все действия телу и тогда естественность , достигнутая
благодаря слиянию с природой , станет залогом успеха : человек сможет
спокойно встретить любую неожиданность.
Камиидзуми , живший в 16 в., считается основателем знаменитой школы
фехтования Синкаге - рю. Сам он утверждал , что получил свои познания
непосредственно из рук синтоистского бога Касима. Будучи человеком
незаурядным и ревностным адептом Дзен , Камиидзуми выдавал своим ученикам
любопытные сертификаты , в которых вообще ничего не говорилось о существе
предмета , об искусстве меча. Как правило , эти документы , скрепленные
личной печатью главы школы , содержали проникновенные пятистишия
пейзажного и философского характера. Сертификат , удостоверявший высшую
степень мастерства , представлял собой контур круга на белом листе - и
больше ничего. Круг символизировал идею "незамутненного зеркала" , "озерной
глади" или "луны в воде", т.е. служил аллегорией чистого , несокрушимого ,
непобедимого , непоколебимого , все отражающего духа.
Как и многие собратья по ремеслу , Камиидзуми оттачивал мастерство и
закалял волю в рыцарских странствиях (муся сюге) . Кстати , такие
странствия привились в среде воинов с легкой руки дзенских монахов , для
которых путешествия пешком считались дополнительной схимой и средством
постижения Пути. Поучительный эпизод из биографии Камиидзуми использовал в
своем фильме "Семь самураев" Куросава. Однажды в горной деревушке
Камиидзуми увидел толпу вокруг запертой хижины. Крестьяне объяснили , что
разбойник забаррикадировался в доме , взяв заложником маленького мальчика.
Разбойник требовал свободного прохода и выкупа , угрожая в противном случае
убить ребенка. Камиидзуми попросил у проходящего мимо Дзенского монаха его
рясу , побрил голову и с двумя пакетами риса в руках подошел к хижине. Он
бросил в окно первый пакет , сказав , что родители ребенка прислали ему
пропитание и что второй пакет , большего размера , он не может бросить в
окно. Когда алчный разбойник приоткрыл дверь и протянул руку , мастер в
мгновение ока схватил его за руку , вытащил наружу и скрутил. Дзенский
монах , наблюдавший всю сцену , склонился перед ним и вручил отважному
самураю кара - священный талисман , означавший принадлежность к секте Дзен.
Знаменательно , что многие мастера воинских искусств в Японии (как и в
Китае) не только носили монашескую одежду , но и назывались "осе" , что
буквально означает "буддийский монах". Тесная связь между наставниками Дзен
и мастерами воинских искусств прослеживается на каждом шагу , так что
профессионалы бу - дзюцу вполне заслуживали звания осе.
При том что Буси - до всячески поощряет беззаветную храбрость и долг чести
ставит во главу угла , для истинного мастера воинских искусств важнейшими
свойствами считались миролюбие и сдержанность ,- качества , соответствующие
заветам древних даосов и дзенских патриархов.
Старые мастера учили , что единственным средством достижения состояния
антиразума , отрешенности (му - син) служит медитация с сосредоточением на
точке танден и правильное дыхание животом. Нарушение ритма дыхания (кокю -
хо) во время схватки чревато смертельной опасностью , ибо выводит бойца из
душевного равновесия.
Памятуя заветы китайских мастеров , классики бу - дзюцу всегда старались
максимально использовать силу взгляда как в защите , так и в нападении.
Развивая такое своеобразное зренье , самураи порой проводили часы и дни в
созерцании какого - ни будь листка на ветке , крутящегося веретена или
песчаного узора в дзенском "сухом" саду.
Заветы Такуана , Мусаси , Камиидзуми свято чтили все мастера кэмпо ,
независимо от их узкой специализации в конкретном виде оружия и от
принадлежности к той или иной школе. Следование этим заветам должно было
дать главное : внутреннее видение , постижение противника на
парапсихологическом уровне , сокровенное "шестое чувство" , или
"экстремальный разум" (гоку - и). Об истинной значимости гоку - и
повествует следующий исторический эпизод. Однажды Миямото Мусаси
странствовал по дорогам Центральной Японии. Завидев в отдалении фигуру
самурая среднего роста и крепкого сложения , он по осанке сразу же
определил крупного мастера бу - дзюцу. Подойдя ближе и оценив "духовную
наполненность" (кокю) неизвестного самурая , Мусаси решил про себя , что
это не кто иной , как знаменитый мастер меча Ягю Дзюбей - глава
прославленной школы Ягю синкагэ - рю. Путники поравнялись и молча разошлись
, обменявшись взглядами. Пройдя еще несколько шагов , оба одновременно
оглянулись , и неизвестный спросил : "Простите , уважаемый , не вы ли
будете Миямото Мусаси?". "Да,- ответил Мусаси ,- а вы , конечно , Ягю
Дзюбей?". Обменявшись краткими приветствиями , они направились в
придорожную корчму и заказали по чашке чая. Пили не торопясь , время от
времени поглядывая друг на друга. Потом попросили принести им облавные
шашки (го) и начали играть. Стиль у них был у каждого свой , но решающего
перевеса ни один из партнеров не мог добиться. Молча они признали ничью ,
встали , раскланялись и разошлись. Обоим не понадобилось ни единого слова ,
ни единого жеста для того , чтобы убедиться в равенстве сил , полном
ментальном паритете.
Этот хрестоматийный случай свидетельствует о том , что у мастеров экстра -
класса , достигших глубины гоку - и , не было нужды в поединке , чтобы
выявить первенство. Шашек оказалось более чем достаточно для раскрытия
способностей человека. Но колоритный пример из средневековой истории
покажется нам менее экзотичным и более правдоподобным , если принять во
внимание , что везде в сфере распространения экзотерических традиций кэмпо
действительно существовал обычай игры в облавные шашки между посвященными.
Обычай сохранился до наших дней , и подобные "игры" еще можно наблюдать на
Востоке. Шашки наделяются вполне конкретным смыслом , символизируя
определенные комбинации приемов и этапы духовного "восхождения" или
"нисхождения" по некоей заранее заданной схеме , в которой закодировано
изначальное Знание , мудрость Пути . К такой степени мастерства и должен
был стремиться виртуоз (тацудзин) в непрестанном процессе
самосовершенствования , отрешившись от земных забот и соблазнов.
Вот текст , извлеченный из классического трактата - макимоно. В нем , как в
капле воды , отражена вековая мудрость воинских искусств , их философия и
логика , психология и космогония. Подобные откровения существовали в
традиции многих школ. Их заучивали и повторяли как заклинание перед
тренировками и боем :
У меня нет родителей - моими родителями стали Небо и Земля.
У меня нет очага - Единое Средоточие станет моим очагом.
У меня нет божественного могущества - честность станет моим могуществом.
У меня нет средств к существованию - покорность природе станет моим
средством к существованию.
У меня нет волшебной силы - внутренняя энергия (ки) - моя магия.
У меня нет ни жизни , ни смерти - вечность для меня жизнь и смерть.
У меня нет тела - смелость станет моим телом.
У меня нет глаз - вспышка молнии - мои глаза.
У меня нет ушей - пять чувств - мои уши.
У меня нет членов - мгновенное движение - мои члены.
У меня нет закона - самосохранение станет моим законом.
У меня нет стратегии - свобода убивать и свобода даровать жизнь - вот моя
стратегия.
У меня нет замыслов - случай - вот мой замысел.
У меня нет чудесных свойств - праведное учение придаст мне чудесные
свойства.
У меня нет принципов - приспособляемость ко всему - вот мой принцип.
У меня нет тактики - пустота и наполненность - вот моя тактика.
У меня нет талантов - быстрота духа - разума - вот мой талант.
У меня нет оружия - доброжелательность и правота - мое оружие.
У меня нет крепостей - невозмутимый дух - моя крепость.
У меня нет меча - растворение в Пустоте - вот мой меч.
ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОИНСКИХ ИСКУСТВ ДРЕВНЕГО КИТАЯ .
“ Жить для него -
как отдаться течению .
Умереть для него -
как уйти отдыхать ...”
Цзя И (2 в. до н.э.)
Ф
ундамент всей системы кэмпо - философские воззрения даосских мыслителей ,
нашедшие отражение как в гуманитарных , так и в естественных науках
древнего Китая .
В представлении даосов , природа человека есть порождение Земли и Неба ,
поскольку все на свете - порождение Земли и Неба. В начале Бытия прозрачный
воздух , эфир в Пустоте отделился от хаоса , поднялся и образовал Небо , а
тяжелый и мутный , опустившись , образовал Землю. От соединения мельчайших
частиц (цзин) Неба и Земли образовались Инь и Ян , взаимодействующие и
взаимоопределяющие друг друга силы , начала Тьмы и Света , Холода и Тепла ,
Зла и Добра .
Постепенно нарастая одно в другом , они проходят стадию предела , когда
преобладание одного начала сменяется преобладанием другого. Затем
начинается обратное движение. Этот процесс бесконечен , ибо движение во
вселенной вечно. В покое может находиться лишь условный центр мироздания ,
от которого как бы концентрическими волнами распространяется движение ,
бытие. Представив себя центром мироздания , точкой в центре круга , человек
может обрести покой , гармонию и уверенность , столь необходимые в жизни.
Идею вечного движения и борьбы противоположных начал воплощает известный
графический образ Инь - Ян - темная и светлая доли круга.
Вся теория кэмпо в конечном счете отталкивается от этого образа , давая
самые замысловатые его толкования применительно к конкретным техническим
арсеналам тех или иных школ.
От Инь и Ян берут начало четыре времени года и вся тьма вещей. Одушевленные
твари и неодушевленные предметы сотворены из одного материала - будучи
лишь субстанцией "жизненной энергии" ци , ее манифестацией.
В китайских источниках даются различные толкования ци в зависимости от
контекста : воздух , дыхание , эфир , дух , животворящая энергия ,
жизненная сила , пневма , средство взаимодействия сил Инь и Ян ,
конструирующий материал для "форм " вещей , процессов и явлений .
Существуют разновидности ци - грубые , замутненные и чистые , тонкие ,
легкие . Грубые образуют материальные сущности , тонкие - духовные духовные
сущности. Очищенные , рафинированные виды ци переходят в "дух" шень ,
становясь движущей силой мироздания.
Очищение ци в человеке должно вести к полному физическому , нравственному и
духовному оздоровлению личности . Это всегда считалось необходимой
предпосылкой "восхождения" в религиозных даосских , а отчасти и
буддийских сектах , так же как и в школах кэмпо.
В теории кэмпо цзин часто трактовалась как "изначальное семя" , создающее
фактуру тела , ци - как жизнетворная субстанция и шень - как совокупность
психики , интеллекта и духа. При этом считалось , что путем упражнений
можно влиять на цзин тела , а соответственно на очищение ци и
совершенствовании шень.
Философ Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) так поясняет учение о "пяти стихиях" (у
- син) , конструирующих элементах Вселенной .
"Небо имеет пять стихий : первую назову деревом , вторую - огнем , третью -
землей , четвертую - металлом , пятую - водой. Дерево - начало пяти стихий
, вода - завершение и конец превращений стихий , земля - середина пяти
стихий. Такова последовательность , установленная Небом. Дерево рождает
огонь , огонь рождает землю , земля рождает металл , металл рождает воду ,
вода рождает дерево. Это и есть существующее между ними отношение отца и
сына. Дерево находится вверху , металл - внизу , огонь впереди , вода сзади
, земля в середине.".
Образуются пять стихий из "разделения ци неба и ци земли" в процессе
взаимодействия сил Инь и Ян. Они же , пять стихий , могут находиться в
порядке взаимопреодоления : дерево - земля - вода - огонь - металл.
Сочетание пяти стихий определяет все явления и процессы в природе , весь
ход вселенских метаморфоз , а так же всю теорию и практику китайской
медицины , теорию и практику кэмпо.
Первоэлементы имеют соответствия во внутренних органах тела , во всех пяти
чувствах человека , образуя пятеричные ряды вкусовых , звуковых , цветовых
, осязательных и обонятельных ощущений. Отсюда для даосов вытекала
возможность научиться управлять "игрой стихий" , улавливая закономерности
их смены и взаимопереходов , культивируя в своем организме одно и изживая
другое. Однако для этого, прежде всего, следовало постигнуть Естественный
порядок вещей , Великое Дао , направляющее ход жизненных метаморфоз.
Для Китая первым "священным писанием" явилась "Книга перемен" ("И - цзин")
, содержавшая в виде математических и образных символов все представления
мыслителей древности о мире и человеке. На протяжении более трех тысяч лет
"Книга перемен" составляла базу даосской философии , медицины ,
астрономии , исторической науки и всех воинских искусств. В области кэмпо
значение ее сохраняется и по сей день.
Китайская философия , искусство и литература всегда тяготели к нумерологии
, к символике сакральных чисел , геометрических фигур , цветов и предметных
образов , которая в полной мере отражена и в области воинских искусств.
Смысл этой символики , представленной в "И - цзин" , в упрощенном виде
таков. Небо (космос) по природе своей едино , а Земля множественна в
разнообразии предметных форм. Таким образом , число 1 и все нечетные до 9
включительно суть числа Неба . Число 2 и все четные до 10 включительно
суть числа Земли. 1+2 есть образ слияния Неба и Земли , выражающий
активное начало Ян , а также символизирующий Человека , порождение Земли и
Неба.
Число 3 , помноженное на число , соответствующее временам года , т.е. на 4
, равно 12. Это количество месяцев в году и созвездий зодиака , а,
следовательно , также число Неба.
Магические свойства приписывались также пятерице , числам 8 , 10 , 12 , 60
, 72 , 108 и др., имеющим соответствия в системе летоисчисления , отсчета
времени и пространства.
Географическая ориентация базировалась на восьми сторонах света. К четырем
точкам (север , юг , восток и запад) добавлялись промежуточные (северо -
восток , юго - запад и т.д).
Таким образом , выражению "на все четыре стороны", то есть в "в любом
направлении" , соответствовало в Китае и Японии понятие "на все восемь
сторон". В практике воинских искусств наиболее сложные приемы самозащиты
строились по принципу обороны против восьми противников , образующих круг.
Небо бесконечно , поэтому в геометрическом представлении оно мыслится как
единая бесконечная линия - круг. Земля же конечна и ограничена в
пространстве. Ее символ - квадрат. Небо воплощает силу Ян , Земля воплощает
силу Инь. Геометрический символ человека - треугольник. Эти фигуры нетрудно
обнаружить на древних и средневековых схемах строения мира в индуистской ,
даосской и буддийской системах космологии , в мантике и в магии.
Согласно учению "Книги перемен" , жизнь в широком смысле - это бесконечная
череда метаморфоз , проистекающих из взаимодействия и борьбы сил света и
тьмы , упругости и податливости , жары и холода. Каждая из возможных
метаморфоз условно обозначается одним из магических знаков - символов гуа.
Первоначально было создано восемь символов - гуа из трех черт (триграмм) ,
прикрепленных к конкретным кругам понятий и получивших определенные
названия. Триграммам соответствуют также специфические свойства и
материальные образы. Со временем символы триграмм были удвоены и
образовались 64 так называемых гексаграммы.
Любой жизненный процесс вписывается в предложенную схему триграмм и
гексаграмм на стадиях своего зарождения , бытия и исчезновения.Чаще всего
триграммы в классической схеме располагаются по кругу , в центре которого -
"монада" Инь - Ян , символизирующая развитие жизни .
Такова общая идея , несущая понятие соотношения , резонанса Инь и Ян. В
жизненной борьбе , как и в схватке с конкретным противником , будь то
человек или зверь , побеждает лишь постигший закономерности Перемен ,
взаимодействие покоя и движения , наступления и отступления , жесткости и
мягкости , силы и податливости.
Как же трактовались принципы "И - цзина" в заветах древних мастеров
воинских искусств? Исходным для всех даосских школ кэмпо положением можно
считать следование правилу уравновешивания полюсов , компенсации активного
действия пассивным противодействием и оптимального разрешения противоречий.
В кэмпо каждое движение дополняется своей противоположностью: за поднятием
руки следует опускание , за шагом вперед - шаг назад и т.д. Плавное
перетекание , непрерывная смена движений сравниваются со спокойным током
равнинной реки , мощным и уверенным , преодолевающим все препятствия на
пути.
"Природа , достигнув совершенства , возвращается к свойствам . Свойства в
высшем пределе становятся тождественны первоначалу , тождественные
первоначалу становятся пустыми , а пустые - великими",- сказано у древних.
В основе всего даосско-буддийского миропорядка заложена идея Пустоты ,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|