Система диалектических категорий
3.
В ее возвращении в самое
себя и о ее развитом у-себя-бытии — о понятии в себе и для себя.
Можно выделить четыре принципа
построения системы Гегеля;
1. Продвижение от абстрактного к конкретному
2.
Группировка категорий по
этапам познания
3.
Единство противоположных
категорий в третьей синтетической
4.
Совпадение логической
последовательности категорий с исторической последовательностью их открытия
Другими словами, стратегию
Гегеля можно охарактеризовать, как переплетение и синтез абстрактно-индивидуального
познания с конкретно-историческим.
БЫТИЕ
|
1.
Качество
|
2.
Количество
|
3.
Мера
|
СУЩНОСТЬ
|
1.
Существование
|
2.
Явление
|
3.
Действительность
|
ПОНЯТИЕ
|
1.
Субъективное понятие
|
2.
Объект
|
3.
Идея
|
Система категорий бытия
|
|
Тезисная
категория
|
Антитезисная
категория
|
Синтетическая
категория
|
БЫТИЕ
|
Качество (Определенность)
|
Чистое
Бытие
|
Ничто
|
Становление
|
Возникновение
|
Прехождение
|
Наличное
Бытие
|
Нечто
|
Иное
|
Для-себя-бытие
|
Одно
|
Многое
|
Количество
|
Количество
|
Чистое
|
Дискретность
|
Непрерывность
|
Ограничение
|
Определенное
|
Единица
(= одно + единое)
|
Множество
|
Величина
|
Единство
(квант)
|
Численность
|
Число
|
Экстенсивная
величина
|
Интенсивная
величина
|
Порядок
(градус)
|
Кол отн-я
|
Прямо
пропорциональное
отношение
|
Обратно
пропорциональное отношение
|
Степенное
отношение
|
Мера
|
Специфическая
мера
|
Реальная мера
|
Абсолютная
неразличенность
|
|
|
Тезисная
категория
|
Антитезисная
категория
|
Синтетическая
категория
|
СУЩНОСТЬ
|
Существование
|
Тождество
|
Различие
|
Противоположность
|
Сущность
|
Основание
|
Существование
|
Материя
|
Форма
|
Вещь
|
Материя
|
Свойства
|
Явление
|
Явление
|
Форма
|
Содержание
|
Отношение
|
Часть
|
Целое
|
|
Сила
|
Обнаружение
|
|
Внутреннее
|
Внешнее
|
|
Действительность
|
Возможность
|
Случайность
|
Условие
|
Предмет
|
Деятельность
|
Необходимость
|
Субстанция
|
Акциденция
|
Мощь
|
Причина
в себе
|
Причина
для себя
|
Действие
|
Одна
субстанция
|
Другая
субстанция
|
Взаимодействие
|
ПОНЯТИЕ
|
Субъективное понятие
|
|
Понятие
|
Единичное (Е)
|
Особенное (О)
|
Всеобщее (В)
|
|
Субъект
|
Предикат
|
Суждение
|
|
Суждения
|
Наличного бытия (качества)
|
Положительное
|
Отрицательное
|
Тавтологическое
|
|
Рефлексии (количества)
|
Сингулярное
|
Партикулярное
|
Универсальное
|
|
Необходимости
|
Категорическое
|
Гипотетическое
|
Дизъюнктивное
|
|
Понятия
|
Ассерторическое
|
Проблематическое
|
Аподиктическое
|
|
|
|
Е-О-В
|
В-Е-О
|
Е-О-В
|
В-В-В
|
Умозаключения
|
Наличного бытия (качества)
|
Е-О-В
|
Первая фигура
|
Вторая фигура
|
Третья фигура
|
Четвертая фигура математическое умз-е
|
Рефлексии (количества)
|
В-Е-О
|
Совокупности
|
Индукции
|
Аналогии
|
|
Необходимости
|
О-В-Е
|
Категорическое
|
Гипотетическое
|
Дизъюнктивное
|
|
Объект
|
Механический
|
Е-О-В
|
Наличность бытия
|
Единичность тел
|
Всеобщий центр системы тел
|
|
Химический
|
В-Е-О
|
Реакция соединения
|
Реакция разъединения
|
Химический процесс в целом
|
|
Телеологический
|
О-В-Е
|
Субъективная цель
|
Средство
|
Осуществленная цель
|
|
Идея
|
Жизни
|
Организм
|
Пол (Я)
|
Род
|
|
Познания
|
Теория
|
Практика
|
Истина
|
|
Абсолютная идея
|
Бытие
|
Сущность
|
Понятие
|
|
Завершенность, целостность и
«всеобъемлимость» системы Гегеля практически не оставили шансов последующим
исследователям внести существенные дополнения или изменения. Конечно, Маркс и
Энгельс, выделившие из системы Гегеля законы развития, а также приземлившие это
на социально-экономическую реальность, совершили материалистический прорыв, но
собственно категорий от этого не прибавилось.
Рассмотрим некоторые работы
наших современников.
А.П. Шептулин выделяет следующие принципы построения
системы категорий диалектического материализма
·
Категории, как ступени
развития познания. Единство исторического и логического (созерцание –
абстракция - практика).
·
Принцип тождества
диалектической логики и теории познания (онтология=гносеология=логика)
После разведения сфер материи
и сознания он начинает последовательно перечислять всеобщие формы бытия, как
ступени развития познания
1.
Отношение (= связь +
изолированность) - человеческое познание начинается с отделения себя от среды и
установления связей
2.
Движение и покой –
замечает, что среда изменяется
3.
Единичное, особенное и
общее – отображение на уровне ощущений, восприятия и мышления
4.
Качество и количество –
совокупность свойств сущности + величина и размер
5.
Причина и следствие
6.
Необходимость и
случайность
7.
Содержание и форма
8.
Сущность и явление
9.
Основа и обоснование
10. Противоречие
11. Диалектическое отрицание – отрицание
отрицания
12. Возможность и действительность
В конце своей работы Шептулин
прослеживает движение от одной категории к другой в системе научного знания и
развитие форм мышления в процессе познания от одной категории к другой.
М.Г. Макаров рассматривает проблему сложности и
вариативности категорий диалектики и приводит смысловые варианты и аспекты
некоторых категорий
·
Общее, единичное,
индивидуальное
·
Типы целого и уровни
целостности
·
Многоформенность формы
·
Сущность, явление,
видимость
·
Причина и причинная цель
·
Формы и уровни
необходимости и случайности
·
Типы возможностей
Его подход ценен тем, что сами
категории теряют свою гомогенность и внутреннюю безразличность и предстают в
виде конгломерата различных уровней, форм и типов.
В.А. Ганзен, развивая системный подход, предложил
использовать четыре базовых категории для описания любых объектов
действительности. Предложенная им система называется пентабазис.
На практике пентабазис стал
одним из самых продуктивных инструментов, используемых в ленинградской
психологической школе.
С.П. Семенов в своей концепции диалектического монизма
выделяет три взаимосвязанных и взаимоопределяющих атрибута бытия, которые в
свою очередь являются континуумами с полюсами в виде противоположностей.
1.
Атрибут изменчивость —
это то фундаментальное свойство Универсума, которое обнаруживает себя в
способности всех его компонентов изменяться, иногда — вплоть до взаимного
превращения. Полюсами изменчивости являются собственно изменчивость и неизменность.
В современной физике частными понятиями, очевидно имеющими отношение к данному
атрибуту, являются: скорость, ускорение, масса, время...
2.
Атрибут протяжённость —
это то фундаментальное свойство Универсума, благодаря которому его разные
компоненты существуют порознь, то есть отдельно друг от друга. Данный атрибут
обнаруживает себя прежде всего как протяжённость всего и вся в пространстве:
фактически само пространство — его проявление. Полюсами протяжённости являются
собственно протяжённость (=непрерывность) и граница (=прерыв). Частными
понятиями современной науки, очевидно связанными с атрибутом протяжённость, являются:
длина, величина, мера...
3.
Атрибут противоречивость
— это то фундаментальное свойство Универсума, благодаря которому он сам
одновременно един и многообразен. Данный атрибут обнаруживает себя в различиях
несчётных реалий и в том, что все они в той или иной мере сходны, образуя типы,
классы и т.д. Полюсами протяжённости являются сходство (=тождественность) и
различие (=противоположности). Понятия современной науки, наиболее очевидно связанные
с атрибутом противоречивость, суть следующие: энергия, информация, организация,
структура...
Названные три атрибута присущи всем
известным компонентам Универсума и во взаимосвязи друг с другом достаточны для
объяснения того, как из однородной, но обладающей ими субстанции является
великое многообразие реальности. Целокупность этих свойств обнаруживает способность
к самоотрицанию: благодаря противоречивости изначальное (= неопределённое, неопределяемое,
неопределённость, неявленное) направлено вне себя... благодаря изменчивости оно
реализует свою вне-себя-направленность — превращается в иное... благодаря
протяжённости изначальное и иное оказываются вне друг друга... Таким образом
неопределённое Единое производит самоопределение, становясь при этом одной из
сторон Универсума: той, посредством которой все его компоненты остаются всегда
взаимосвязанными.
Взаимосвязь атрибутов можно
представить в таблице:
Атрибуты
|
Протяжённость
|
Изменчивость
|
Противоречивость
|
Протяжённость
|
|
Изменчиво-неизменная
|
Противоречивая
(= вне-в-себя-направленная)
|
Изменчивость
|
Протяженная
(= непрерывно-прерывистая)
|
|
Противоречивая
(= вне-в-себя-направленная)
|
Противоречивость
|
Протяженная
(= непрерывно-прерывистая)
|
Изменчиво-неизменная
|
|
Обобщая сказанное, хочу
отметить, что развитие представлений о системе диалектических категорий
находится сейчас в стадии мерцающих углей затухающего костра. Противоречие
между методом Гегеля и его системой разрешилось в пользу метода, а система
стала покрываться пылью неподступности и недопонимания. Послегегелевские
системы ориентированы в большей степени на решение прикладных задач и учитывают
реальные ограничения объема памяти и внимания конкретного пользователя.
Диалектический способ познания
на данный момент не имеет сопоставимых антитезисов, а потому синтезировать на
более высоком уровне нечего.
Со своей стороны вижу три
возможных направления для развития системы диалектических категорий.
1.
Релятивизм, являющийся
по сути антитезисом гегелевской абсолютизации. Сутью релятивисткого подхода к
системе категорий является, по моему мнению, троякая относительность каждой из
категории. Каждая категория системы должна восприниматься относительно
обозначаемого ею Объекта, других Категорий и точки зрения познающего Субъекта ;
2.
Синергетика, примиряющая
необходимое и случайное в развитии сложных систем. Сутью синергетического
подхода к системе категорий является, по моему мнению, признание того факта,
что на разных уровнях строения и этапах развития действуют разные законы, а по сему
и категории должны употребляться разные.
3.
Триалектика. Метафизика
использует обобщение и абстрагирование для понимания наблюдаемого. Диалектика
использует отрицание и синтез для понимания механизмов саморазвития существующего.
Триалектика могла бы использовать коллективное оценивание для изменения вероятностного.
Что касается вопросов, поставленных в первой части
работы, то ответы на них я сформулировал следующим
образом:
В ответе на этот вопрос должен
находиться и ответ на вопрос о том, как отделить первостепенные категории от
вторичных и подчиненных.
Принципы включения
категорий в систему
1.
Принцип
универсальности – каждая из
включаемых в систему категорий должна быть применима для описания абсолютного
большинства объектов и явлений Бытия.
2.
Принцип полноты – все включаемые в систему категории должны
быть применимы для описания любого из объектов или явлений Бытия и их
совокупное применение должно исчерпывать все содержание описываемого объекта
или явления.
3.
Принцип кардинальных
отличий – в систему не
должны включаться категории, включаемые в другие категории или значительно
пересекающиеся с ними по содержанию.
Принципы
взаимосвязывания категорий в системе
1.
Принцип синтетической
противоречивости – каждая
категория должна иметь свою противоположность, вместе с которой она образует определенный
категориальный континуум.
2.
Принцип соответствия
этапам познания -
последовательность категорий должна соответствовать логике индивидуального и
коллективного познания.
3.
Принцип
диалектического перехода –
переход от одной категории к другой должен осуществляться либо путем отрицания
либо путем синтеза предшествующих категорий
Признаюсь откровенно, мне не
удалось решить задачу отбора категорий в систему и выстроить ее внутреннею
архитектонику так, чтобы с первого взгляда возникало стойкое ощущение полноты,
взаимосвязанности и непротиворечивости. До Гегеля мне еще далеко. Однако,
считаю необходимым зафиксировать первые шаги на пути создания такой системы.
Онтология
Действительное
|
Исчезновение – Возникновение
|
Возможное
|
Материальное
|
Идеализация
- Материализация
|
Идеальное
|
Дискретное
|
Продолжение
– Прекращение
|
Непрерывное
|
Количественное
|
Определение
– обезличивание
|
Качественное
|
Изменчивое
|
Стабилизация
– Дестабилизация
|
Неизменное
|
Внешнее
|
Экстериоризация
– Интериоризация
|
Внутреннее
|
Следствие
|
Воздействие
– Претерпевание
|
Причина
|
Необходимое
|
Дестабилизация
– Стабилизация
|
Случайное
|
Явление
|
Обратная
связь – Эманация
|
Сущность
|
Часть (элемент)
|
Интеграция
– Дифференциация
|
Целое (структура)
|
Гносеология
Абсолютное
|
Перенос
точки зрения внутрь или во вне
|
Относительное
|
Различное
|
Сравнение
|
Тождественное
|
Содержание
|
Оформление
– Структурирование
|
Форма
|
Единичное, особенное
|
Обобщение
– Конкретизация
|
Общее
|
Аксиология
Задача классификации самих категорий
представляется достаточно сложной.
Начнем с того, что сами категории есть
Знаки. С их помощью Субъект Отображает многообразие Объектов действительности.
Следовательно, необходимо выделить три сферы категорий:
·
Объектно-онтологическую
– все, что характеризует Бытие, «независимое» от нашего сознания, в том числе и
Сущность, как невидимую изнанку объектов;
·
Предметно-познавательную
– все, с помощью чего мы судим о Бытии, сами категории, понятия, формы суждений
и логических операций;
·
Субъектную – все, что
характеризует намерения и особенности познающего субъекта.
Далее, на мой взгляд, необходимо попытаться
выстроить категории от общего к частному, потому что суть самих категорий это
Общее.
И наконец, последний критерий дли
структурирования системы – это логика индивидуального и исторического познания.
В идеале я вижу систему категорий, как
многослойное сито, проникая через которое, эмпирический и теоретический
материал во-первых находит свое точное место в картине мира, а во-вторых ограняется
в соответствии с формой ячеек на каждом уровне.
Часть 3. Практические
возможности
В данной части я изложу несколько мыслей
относительно практического применения разрабатываемой системы категорий.
С чего начинать познание и
изменение объектов? Какие стратегии приведут к более точному отображению и
эффективному преобразованию?
От внешнего к внутреннему (от
бытия к сущности, от видимости к существованию и т.д.). Глубокий философский
смысл J данной стратегии заключается в том, что разделение
на внешнее и внутреннее, вещи-для-нас и вещи-в-себе, Я и не-Я, является
условием познания, как частного вида взаимодействия познающего с познаваемым.
Психологической аналогией и подтверждением правильности стратегии «от внешнего
к внутреннему» является закон интериоризации, сформулированный Л.С. Выготским и
развитый Гальпериным в теории поэтапного формирования умственных действий.
Сначала действие должно быть произведено вовне и лишь затем оно может быть совершено
в символической форме во внутреннем плане.
Гегелевский принцип «от
абстрактного к конкретному», можно переформулировать в принцип «от формы к
содержанию», потому что на практике, при определении категорий и понятий
гораздо чаще используется понятие форма. Практическая значимость приоритета
формы заключается в том, сначала необходимо понять или задать структуру, а
затем конкретизировать или наполнять содержанием. Это относится к написанию
научных работ и отчетов.
Мое диссертационное исследование посвящено рискам в управлении
персоналом. Многообразие определений риска, его видов и факторов создает
ощущение хаоса. Как упорядочить содержание имеющихся представлений о рисках,
связанных с человеческой деятельностью в организации и увидеть
исследовательские ниши?
Для данной задачи система категорий
применима в качестве оснований для классификации и характеристик рисков.
Действительное
|
Риск
|
Возможное
|
Материальное
|
Риск
|
Идеальное
|
Дискретное
|
Риск
|
Непрерывное
|
Количественное
|
Риск
|
Качественное
|
Изменчивое
|
Риск
|
Неизменное
|
Энергия
|
Риск
|
Информация
|
Необходимое
|
Риск
|
Случайное
|
Онтологические основания рисков
В основе существования и развития социальных систем, к которым
принадлежит и государство и организация, и команда, и сам человек, лежит
противоречивость.
Противоречивость порождает изменчивость социальных систем, а,
следовательно, и возможности развития (как прогресса, так и регресса).
Изменчивость сильнее всего проявляется на этапе нестабильности
функционирования системы. В так называемой точке бифуркации возникает
альтернативность (множественность) возможных путей развития.
Переход к новому состоянию системы совершается случайным
(маловероятностным) образом.
Гносеологические основания рисков
Развитие социальных систем по маловероятностным, неожиданным сценариям
порождает у воспринимающего субъекта состояние неопределенности.
Поскольку сам субъект является частью социальных систем, то он обладает
противоречивостью и изменчивостью.
Стало быть, внешняя неопределенность может породить внутреннюю
нестабильность, которая случайным образом приведет к маловероятностным
поступкам и действиям, которые, в свою очередь, изменят актуальное состояние
социальной системы, к которой принадлежит данный субъект.
Аксиологические основания рисков
Наступление маловероятных событий влечет за собой определенные
последствия, как для социальных систем, так и для субъекта.
В зависимости от собственной системы ценностей и направленности субъект
оценивает возможные события и их последствия как желаемые или нежелаемые.
Вероятность наступления желаемого порождает стремление, нежелаемого –
избегание.
Т.к. субъектами являются различные социальные системы различных уровней
общности, то вероятность наступления одних и тех же событий оценивается
по-разному, что приводит к разнонаправленным и противоречивым действиям.
Таким образом, вероятностность развития систем отображается познающим
субъектом в соответствии с его системой ценностей, что порождает собой
взаимодействие субъектов и систем по типу стремления к желаемым или избегания
нежелаемых событий.
Особо хочу подчеркнуть
значимость определения, как одного из основных процессов и познания и развития.
Гегель часто использует понятие определенность для определения категорий. И
неслучайно.
Чтобы нечто познать необходимо
сначала самому отделиться от этого объекта, затем отделить этот объект от
остальных и наконец понять его внутреннюю структуру и содержание.
Определенность есть очерченность
границ объекта или явления, отделенность от иного. Само определение понятий и
заключается в том, чтобы сначала возвести познаваемый объект в более общую
категорию, а затем, методично отсекать все лишнее.
Почему определение есть
инструмент развития и как оно действует?
1.
Отделение Нечто от Иного
есть качественно новый уровень функционирования этого Нечто, как
самостоятельного объекта. Пример: кризис 3-х лет у детей, появление самосознания
«Я сам!», первая ступень перехода в новое качество самоуправляемости. Поэтому,
для личностного развития необходимо постоянно самоопределяться, а также
способствовать самоопределению других людей, предоставляя им свободный выбор.
2.
Ограничения стимулируют
внутреннюю активность. Доказано, что творческое задание без условий: «Нарисуйте
что-нибудь» выполняется менее продуктивно и оригинально, нежели творческое
задание с ограничениями: «Нарисуйте необычное животное карандашом за 30 минут».
На тренингах мы используем ограничение времени на выполнение заданий, в качестве
одного из основных способов повышения активности участников.
При консультировании руководителей всегда возникает
вопрос о стратегических целях и стратегиях их достижения. Как система категорий
и диалектический метод могут помочь в решении задач организационного развития?
Чтобы начать развиваться, необходимо определить
нынешнее положение организации и естественные тенденции ее развития. Категории
в данном случае выступают, как формы характеристики состояния отдельных
аспектов и организации в целом. Например, внутренняя нестабильность (реорганизация),
непрерывная внешняя изменчивость (законодательство).
Определив состояние, выявляем куда оно изменяется:
усугубляется или переходит в противоположное. Изменение качества
свидетельствует о развитии (прогресс или регресс); изменение количественных
характеристик качества свидетельствует о росте или спаде на данном уровне
развития.
Если желательное актуальное состояние изменяется или
нежелательное усугубляется, мы записываем эти тенденции в список негативных
(внутренняя нестабильность усиливается, ). Если же наоборот, желательное
усугубляется, а нежелательное изменяется, то – в позитивные (внешняя изменчивость
прерывается).
Далее выделяем изменяемые и неизменяемые тенденции,
соотнося желаемый эффект с возможностями организации.
И, наконец, формируем из изменяемых тенденций
окончательный ранжированный по степени значимости перечень желаемых тенденций.
Например, от внутренней нестабильности к внешней
устойчивости.
Самые значимые желаемые тенденции и будут являться
стратегиями организационного развития. Эвристическая значимость категорий в данном
случае заключается в понимании не только направления развития, но средств этого
развития.
Когда определены стратегии развития, необходимо
сделать их инструментами достижения целей. Это возможно путем оформления
стратегий в принципы корпоративной идеологии и доведения этих принципов до
сознания сотрудников, клиентов и общества.
Например:
“S” – надежная компания. Мы всегда полностью
и своевременно рассчитываемся с нашими Гостями, партнерами, и сотрудниками. Для
нас важно, чтобы наши Гости, партнеры и сотрудники чувствовали уверенность в
нас и знали, что “S” сдержит слово и выполнит взятые на себя обязательства.
Аристотель.
Метафизика // Сочинения в 4-х т. – Т.1. – М., 1976 г.
Ганзен В.А. Системные
описания в психологии. – Л.; Изд-во ЛГУ, 1984 г.
Гегель Г.В.Ф.
Энциклопедия философских наук: в 3-х т. – М., 1975 г.
Кант И. Критика
чистого разума. – М.,1994 г.
Макаров М.Г.
Сложность и вариативность категорий диалектики.- Л., «Наука», 1988
Райл.
Г. Понятие сознания. - М. Идея-Пресс. Дом Интеллектуальной книги.
Семенов С.П.
Аутентизм. Основные отличительные понятия и концепции. – СПб., 1998 г.
Труфимов С.Н. «Наука
логики» Гегеля в доступном изложении: учебное пособие. – Самара: Парус, 1999 г.
Туленов Ж.Т.
Взаимосвязь категорий диалектики: Монография - М.: Высш.шк., 1986
Тэпман Л.Н. Риски в
экономике: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.А. Швандера. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2002
Философский словарь.
Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1980 г.
Шептулин А.П.
Категории диалектики. – М., Изд-во «Высшая школа», 1971
Шептулин А.П.
Категории диалектики как отражение закономерностей развития - М.: Знание, 1980
Страницы: 1, 2, 3
|