рефераты скачать

МЕНЮ


Синергетика и формы образования материи

Синергетика и формы образования материи

Астраханский филиал

Саратовской Государственной академии права

Реферат

Тема: Синергетика и принципы самоорганизации.

Эволюция материи.

Выполнила студентка 1 курса

Группы 11

Карпачева Анна

Преподаватель

Проф. Теплый Д.Л.

Астрахань ‘99

План.

Вступление………………………………………………3стр.

Креативная триада. Хаос –Теос -Космос………………4стр.

Эволюционные концепции материи.

Теория возникновения материи……………………..…9стр.

Синергетика………………………………………….…13стр.

Три уровня синергетического знания…………………16стр.

Принципы синергетики………………………………...18стр.

Теория диссипативных структур……………………....25стр.

Вывод…………………………………………………….26стр.

Вступление

Сегодня наука испытывает глубокие парадигмальные

изменения, вступая в фазу междисциплинарного диалога, объединяя в

перспективе точное естествознание, науки о жизни, человеке и обществе.

Это фаза нового постдисциплинарного синтеза, фаза постнеклассической

науки, науки в которую возвращается наблюдатель со всеми антропными

атрибутами и относительностью культурноисторического контекста. В этом

подходе основное звучание будет принадлежать эволюционным мотивам,

проблемам освоения времени и феноменов становления. Периоды столь мощного

синтеза мы могли бы найти разве в учении пифагорейцев, неоплатоников или

натурфилософов эпохи возрождения; когда происходила смена культурных

цивилизационных архетипов. И сегодня, если быть оптимистом, очередная

полоса цивилизационного кризиса, предваряющая (по Николаю Бердяеву) Новое

Средневековье или информационное общество, должна принести воссоединение

культуры. И это возможно провести на языке новой нарождающейся сейчас

научной парадигмы - эволюционно-синергетической, парадигмы становления.

Т.е. метаязыка , на котором можно объяснить процессы возникновения

Нового, вне зависимости от природы явления, будь то природа, человек или

общество.

Креативная триада. Хаос –Теос - Космос.

Креативный взгляд на становление существовал в культуре

всегда . Он представлялся, говоря современным системным языком креативной

триадой: Способ действия + Предмет действия = Результат действия, и

закреплен в самих глагольных структурах языка; в корнях двуполой

ассиметрии человека как биологического вида; в образах божественного

семейства древних религий : Озирис - Изида - Гор (Египет); " Тот, кто

создает безостановочно миры --- троичен. Он есть Брама- Отец; он есть

Майя- Мать ; он есть Вишу- Сын; Сущность, Субстанция и Жизнь. Каждый

заключает в себе двух остальных и все три составляют одно в

Неизреченном." (Упанишады). В космогонических мифах и философиях -- ТЕОС

( ЛОГОС) + ХАОС = КОСМОС ( Платон,

Аристотель, Плотин), Пуруша(дух) + Пракрити(материя) = Браман

(проявленная Вселенная) (Веды). Возникновение реальности как

одухотворение материи, отсюда и творчество как вдохновение, и душа в

христианстве как сплетение и борьба духовных и телесных (материальных)

начал в человеке. А помните ветхозаветное начало творения? ..."Земля была

безвидна и Дух летал над Водами" ...- и здесь из вод первозданного Хаоса

родится определенность земной тверди нашего Мира. И это не случайно,

только так естественным образом можно описать процесс возникновения чего

либо вообще, когда следствие порождено причиной, в свою очередь состоящей

из двух начал -активного и пассивного, имманентного любому действию. И

конечно дело не в религиозной терминологии, свойственной человечеству

большую часть его сознательной эволюции, но в самом процессе освоения

человеком Времени - способе передачи социального опыта: миф, летопись,

история, инструкция, в конце концов, предьявлены чередой событий-действий

,образующих временную ткань доступную пониманию современников и потомков.

Здесь без креативной триады не обойтись, и следуя неоплатонической

традиции, а в ХХ веке Бердяеву, далее предпочтем ее называть Теос + Хаос

= Космос. Поразительно, что и само ощущение времени, длящегося бытия

настоящего, есть порождение, интерференция в нашем сознании прошедшего,

которого никогда уже нет, и будущего, которого никогда еще нет, а

интерпретация Теоса и Хаоса в данном случае зависит от точки зрения: то

ли прошлое детерминирует , то ли будующее

притягивает - временит, то ли настоящее формирует - все они в разной

степени представлены в истории культуры, важна лишь непременность их

креативной связи.

Итак., креативная триада имеет принципиально временную

причинноследственную природу. Причем причина здесь понимается двуединой

Теос + Хаос, она и рождает проявленый феномен, событие,структуру т.е.

Космос (по древнегречески - строй боевых кораблей, и лишь позднее

вселенский порядок). Отметим, что если Содержание и Форма предъявляют

способ бытия вещи, то Теос и Хаос способ ее происхождения - генезис. В

наиболее общем случае для естественника эта триада: закон природы +

материальная субстанция = феноменальный мир, на языке гуманитария ---

творческий акт в ноуменальном мире: замысел + потенция (материал) =

произведение, форма.

Попробуем теперь дать полустрогое определение компонентов триады

(окнчательно это сделать все равно не удастся в силу большой

символической, философской общности этих понятий)

ХАОС — неоформленная инертная материя, материал, простейшие элементы

конструирования, сокрытые потенциальные возможности и формы,

страдательное пассивное начало ( в мифологии женское начало - Инь),

предмет действия, означаемое.

ТЕОС (ЛОГОС) — закон, эйдос, стабильные архетипы, принципы, замыслы,

намерения, неизменные в процессе рождения Космоса, способ действия,

глагол (в мифологии активное мужское начало - Ян), означающее.

КОСМОС — результат соединения-взаимодействия в акте становления Хаоса и

Теоса - проявленная структура в феноменальном или ноуменальном мире,

существующая по известным принципам временного развития ( в мифологии

принцип гармонии - Дао ), результат действия.

В культуре, в конкретных научных дисциплинах трехчастные динамические

законы всегда можно интерпретировать в терминах креативной триады,

например:

II закон Ньютона — Сила (Теос) будучи приложенной к Телу (масса тела

-инертное начало, Хаос) порождает проявленное пространственно-временное

изменение состояния движения тела - Ускорение (результат действия,

Космос) . F / M = A

А вот как звучал основной закон динамики в античной физике Аристотеля:

Сила (Теос) будучи приложенной к Телу (сопротивление Среды движущемуся

телу - инертное начало,Хаос) порождает

проявленное пространственно-временное изменение состояния движения тела -

Скорость (реультат действия, Космос). F / g = V

Мы видим, что законы просто идентичны структурно, но не содержательно. В

обоих случаях сила выступает причиной изменения абсолютного состояния

движения тел, но у Аристотеля это состояние — покой, а у Ньютона--

движение по инерции. Как мы сказали бы сегодня: Аристотель писал свой

закон для незамкнутой диссипативной системы (не все силы отнесены к

порождающей причине F, за кадром остались силы сопротивления среды),

поэтому и абсолютное состояние движения у него - покой ( в среде это

так), и его закон, конечно приближенный, ассимптотический, он есть первое

воплощение синергетической идеи аттракторов - целей развития системы;

вспомним мощный телеологический мотив всей философии Аристотеля.

Еще один пример из области квантовой физики. Фундаментальным постулатом

квантовой теории является постулат наблюдаемости или измерения любой

физической величины, это целый ритуал с очень жесткими правилами перевода

не имеющих наглядной интерпретации свойств микромира на привычный язык

макроявлений, при этом переводе многие экзотические черты микромира

безвозвратно утрачиваются, да и сам изучаемый микрообъект настолько

возмущен грубостью средств наблюдения, что может просто перестать

существовать, дело в том, что средства наблюдения обязательно

макроскопические, а объект то микроскопический. Представте себе отбойный

молоток вместо бор-машины в руках дантиста!

Итак, воздействие акта набдюдения на систему принципиально неустранимо,

причем уточнить результат наблюдения можно до определенных границ

задаваемых знаменитым принципом неопределенности Гейзенберга, и сам

результат носит вероятностную интерпретацию, т.е. в другой раз получился

бы другой результат и каждому исходу измерения приписывают свою

вероятность, которая зависит от свойств микрообъекта или, как принято

говорить, от Состояния микросистемы (ее волновой функции), имплицитно

содержащего все потенциальные результаты наблюдения над ней. Ну и наконец

сам прибор измеряет не что угодно, а свойства некоторой физической

величины, как говорят — наблюдаемой , причем каждой наблюдаемой отвечает

свой тип наблюдения, свой прибор.И все же, какое это имеет отношение к

процессам становления? — самое прямое . Дело в том,что, как правило,

система не имеет определенного значения наблюдаемой физической величины

до процесса ее измерения (наблюдения), в момент акта измерения система

выбирает (проектируется на) одну из своих компонент-возможностей,

отвечающих точному значению измеряемой величины, имеющему вполне

макроскопическое числовое значение ( например показания стрелки прибора),

этот процесс называется процессом редукции

волновой функции, и по сей день не подлежит детализации, вызывая у многих

физиков полумистическое чувство недоумения. Пожалуй это повсеместное

явление и есть самый яркий пример становления, в котором и состояния и

наблюдаемые (операторы) "живут" в абстрактном бесконечномерном

гильбертовом пространстве и никак не проявлены, манифестируя свои

свойства в макромире в процессах измерения через свои средние числовые

характеристики.

(p,A) = наблюдаемая (Теос) + состояние (Хаос) = среднее (Космос) оператор

волновая функция числовое значение

В живой природе эволюционная дарвинавская триада "наследственность" +

"изменчивость" = "отбор" легко переинтерпретируется на таком языке, на

чем мы не будем сейчас останавливаться. Но сформулируем ее обобщение для

произвольных эволюционирующих систем: "принцип сборки дерева катастроф" +

"банк катастроф и сценариев их прохождения" = " отбор траектории эволюции

на дереве возможностей".

Интересно, что и сами структуры динамического хаоса --- фракталы задаются

именно так: "прождающая пошаговая процедура" + " начальные состояния-

субстанция" = "развернутая фрактальная структура".

Может возникнуть естественный вопрос, а какова связь этого подхода с

диалектической философией Гегеля.Гегелевская триада так же ведет свое

происхождение от работ последнего крупного неоплатоника Прокла, и может

быть интерпретирована во временном модусе как аспекты креативной триада,

однако с той разницей, что тезис и антитезис по своей активности и

онтологической принадлежности входят симметричной причиной синтеза, хотя

во времени антитезис и позже тезиса.Эта симметрия ближе физическим

представлениям о симметрии во взаимодействии двух материальных объектов

(сила действия равна силе противодействия), и подчеркивает

рядоположенность всех элементов триады, в то время, как элементы триады

хаос-теос-космос существуют в разных онтологических пространствах, что и

позволяет включить в рассмотрение на равных правах как субстанциональные,

так и аксиологические компоненты акта становления. Особое преимущество

такой подход демонстрирует при изучении иерархических , открытых,

самоорганизующихся систем.

Действительно, в кратком варианте можно предложить 5 основных

синергетических принципов становления (полная версия предложена в (4)) :

1)- нелинейность, 2)- неустойчивость, 3)-незамкнутость, (те три "НЕ",

которых всячески избегала классическая методология), 4)-динамическая

иерархичность (обобщение принципа подчинения), 5)- наблюдаемость. Именно

последние два принципа включают принципы дополнительности и соответствия,

кольцевой коммуникативности и относительности к средствам наблюдения,

запуская процесс диалога

внутреннего наблюдателя и метанаблюдателя. При этом в частном случае

креативная триада представлена как процесс рождения параметров порядка:

"управляющие параметры верхнего мега-уровня" +

" короткоживущие переменные низшего микро- уровня" =

" параметры порядка, структурообразующие переменные мезо-уровня"

Столь универсальный системный подход, позволяющий вычленять сущностный

вид законов и связей не только триадного типа развит сегодня в трудах

научной школы Ю.И. Кулакова --- так называемая "теория физических

структур". Эти структуры впервые интерпретированы в физике, но имеют

значительно более общий статус, как универсалии нашего мышления при

рассмотрении отношений атомарных объектов, фактически предлагается

типология допустимых формулировок законов, инвариантов языка, что

вероятно и объясняет "непостижимую эффективность математики" не только

при описании природы. Отметим, что подобная попытка была предпринята Рене

Томом в начале 70-х в структурной лингвистике при выявлении

морфогенетических прото-языковых корней индо-европейского семейства

языков, с помощью другой универсальной техники--- теории катастроф.

Сегодня, например, сами категории пространства и времени, различные типы

геометрий и единые модели теории поля, так называемая "реляционная теория

пространства-времени" Ю.С. Владимирова, изящно следуют из простейших

принципов теории физических структур.

Фактически, закономерный вопрос о существования контекста в котором

возможна интерпретация трехчастных отношений как некоего креативного

процесса, отчасти снимается "теоремой" существования такой структура по

Ю. И. Кулакову. В этом смысле возможны контексты, где меняются местами

любые компоненты триады, и возникает диалог контекстов, в которых время

становится многомерным. Поясним это примером ,так называемых обратных

задач: если мы хотим, зная структуру-Космос реконструировать ее генезис,

то существует бесконечное число пар-способов Хаос+Теос, которыми она

может быть получена; фиксируя далее одну из составляющих мы получим

задачу нахождения одной из компонентов причины, при этом искомое можно

интерпретировать, как новый Космос--- элементы триады меняются местами.

Именно так решаются конструкторские задачи, или задачи реконструкции

истории. Итак, время теперь не единственно, существуют по-крайней мере

три потока времени, порождающих целостный контекст обсуждения события (по

числу известных пар в триаде). Если же мы не знаем двух компонент, то

контекст имеет бесконечную емкость и времени вообще говоря бесконечно

много — смысл максимально делокализован. Возможно так мы и создаем

символы.

Эволюционные концепции материи.

Теория возникновения материи.

В древней философии в основе определения материи лежало понятие материала

(первоматерии) из которого вылеплены все вещи. В античной философии первые

попытки определить такое понятие осуществлялись путем наивного

отождествления материи с водой(Фалес) или воздухом(Анаксимен). Платон,

философ так называемой высокой классики (конец V-IV до н. э.) сделал важный

шаг вперед. Его мир и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и не

отдельные материальные вещи наполняющие Вселенную. Платон решил совместить

общее и частное, космическое и человеческое, телесное и духовное. Его идеи

управляющие Вселенной , первичны. Они определяют жизнь материального мира.

Это- вечные образцы, «парадигмы» модели, по которым стоится множественность

вещей, образованных из бесформенной, темной, текучей, бесконечной материи.

Сама материя ничего породить не может. Она только кормилица или

восприемница, принимающая в свое лоно идущие от идей световые истечения так

называемые эманации. Сила пронизывающего, сияющего света, исходящая из

идей, оживляет темную материальную массу, придает ей ту или иную форму по

образцу вечных и неизменно-прекрасных форм недоступного для грубого

человеческого чувства мира и идей.

Существует по Демокриту два вида матери атомы, и пустота. Атомы- материал

тел, пустота -пространство для движения тел. Согласно Аристотелю, материя

–это только всеобщая возможность предметного многообразия. Действительность

вещественного многообразия, его стимул и цель- это форма, как самодовлеющее

активное начало. Иными словами идеальный образ, проект вещи оказался

целевым импульсом, конечной причиной движения, превращения, становления

вещей в их конкретности и неповторимости. Глине оказался необходим гончар

–демиург, бог. Сформулированный Аристотелем дуализм материи как пассивного

страдательного начала и духа как начала активности, творчества надолго

определил решение проблемы материи. В средние века аристотелевская

дуалистическая концепция преобразованная сообразно монотеистической религии

учениям христианства и мусульманства заняла господсвующее положение.

Декарт рассматривает так природу материи :”Природа материи, то есть тела,

рассматриваемого вообще, состоит не в том, что оно- вещь твердая, весомая,

окрашенная или каким-либо иным образом, возбуждающая наши чувства, но лишь

в том что оно есть – субстанция протяженная в длину, ширину, и глубину.”[1]

Философии Бруно и далее Спинозы выступает новое определение материи. Как

субстанция материя- это мир в целом (по отношению к отдельному предмету),

т.е. материя равна природе. «Сущность вселенной едина в бесконечном и в

любой вещи, взятой как член его. Благодаря этому Вселенная и любая ее часть

фактически едины в отношении субстанции».[2]

Гольбах и Дидро пытались связать концепции «материи- природы» и

«материи- совокупности механических свойств».

Признание материи за всеобщее начало вещей, за нечто субстанционально

-общее в вещах- это лишь одна сторона определения материи. Абсолютизировать

эту сторону- означает отождествить абстрактное понятие о материи с самой

материальной действительностью.[3]

В длительном процессе познания обьективного мира находятся и

закрепляются в понятии материя его действительно существеннные признаки,

отражающие наиболее общие свойства. Наиболее важным из этих свойств, по

современным представлениям, являются сохранение и изменение, дискретность и

непрерывность, пространство и время. Эти свойства материи существуют в

нераздельном единстве друг с другом.

Структура материи реализуется в пространстве и времени, в закономерном

расположении различных элементов материи вне друг друга, в закономерном

следовании явлений друг за другом. Время и пространство также включают в

себя два дополняющих друг друга момента - устойчивость и изменчивость.

Откуда возникла сама материя? И какая причина привела к "Большому

Взрыву" в Пустоте, в результате которого за много-много миллиардов лет

образовалась наша Вселенная? Наука эти вопросы игнорирует, а ответа на них

искать не принято, так как возможные ответы выходят за рамки научных

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.