Синергетика и формы образования материи
Синергетика и формы образования материи
Астраханский филиал
Саратовской Государственной академии права
Реферат
Тема: Синергетика и принципы самоорганизации.
Эволюция материи.
Выполнила студентка 1 курса
Группы 11
Карпачева Анна
Преподаватель
Проф. Теплый Д.Л.
Астрахань ‘99
План.
Вступление………………………………………………3стр.
Креативная триада. Хаос –Теос -Космос………………4стр.
Эволюционные концепции материи.
Теория возникновения материи……………………..…9стр.
Синергетика………………………………………….…13стр.
Три уровня синергетического знания…………………16стр.
Принципы синергетики………………………………...18стр.
Теория диссипативных структур……………………....25стр.
Вывод…………………………………………………….26стр.
Вступление
Сегодня наука испытывает глубокие парадигмальные
изменения, вступая в фазу междисциплинарного диалога, объединяя в
перспективе точное естествознание, науки о жизни, человеке и обществе.
Это фаза нового постдисциплинарного синтеза, фаза постнеклассической
науки, науки в которую возвращается наблюдатель со всеми антропными
атрибутами и относительностью культурноисторического контекста. В этом
подходе основное звучание будет принадлежать эволюционным мотивам,
проблемам освоения времени и феноменов становления. Периоды столь мощного
синтеза мы могли бы найти разве в учении пифагорейцев, неоплатоников или
натурфилософов эпохи возрождения; когда происходила смена культурных
цивилизационных архетипов. И сегодня, если быть оптимистом, очередная
полоса цивилизационного кризиса, предваряющая (по Николаю Бердяеву) Новое
Средневековье или информационное общество, должна принести воссоединение
культуры. И это возможно провести на языке новой нарождающейся сейчас
научной парадигмы - эволюционно-синергетической, парадигмы становления.
Т.е. метаязыка , на котором можно объяснить процессы возникновения
Нового, вне зависимости от природы явления, будь то природа, человек или
общество.
Креативная триада. Хаос –Теос - Космос.
Креативный взгляд на становление существовал в культуре
всегда . Он представлялся, говоря современным системным языком креативной
триадой: Способ действия + Предмет действия = Результат действия, и
закреплен в самих глагольных структурах языка; в корнях двуполой
ассиметрии человека как биологического вида; в образах божественного
семейства древних религий : Озирис - Изида - Гор (Египет); " Тот, кто
создает безостановочно миры --- троичен. Он есть Брама- Отец; он есть
Майя- Мать ; он есть Вишу- Сын; Сущность, Субстанция и Жизнь. Каждый
заключает в себе двух остальных и все три составляют одно в
Неизреченном." (Упанишады). В космогонических мифах и философиях -- ТЕОС
( ЛОГОС) + ХАОС = КОСМОС ( Платон,
Аристотель, Плотин), Пуруша(дух) + Пракрити(материя) = Браман
(проявленная Вселенная) (Веды). Возникновение реальности как
одухотворение материи, отсюда и творчество как вдохновение, и душа в
христианстве как сплетение и борьба духовных и телесных (материальных)
начал в человеке. А помните ветхозаветное начало творения? ..."Земля была
безвидна и Дух летал над Водами" ...- и здесь из вод первозданного Хаоса
родится определенность земной тверди нашего Мира. И это не случайно,
только так естественным образом можно описать процесс возникновения чего
либо вообще, когда следствие порождено причиной, в свою очередь состоящей
из двух начал -активного и пассивного, имманентного любому действию. И
конечно дело не в религиозной терминологии, свойственной человечеству
большую часть его сознательной эволюции, но в самом процессе освоения
человеком Времени - способе передачи социального опыта: миф, летопись,
история, инструкция, в конце концов, предьявлены чередой событий-действий
,образующих временную ткань доступную пониманию современников и потомков.
Здесь без креативной триады не обойтись, и следуя неоплатонической
традиции, а в ХХ веке Бердяеву, далее предпочтем ее называть Теос + Хаос
= Космос. Поразительно, что и само ощущение времени, длящегося бытия
настоящего, есть порождение, интерференция в нашем сознании прошедшего,
которого никогда уже нет, и будущего, которого никогда еще нет, а
интерпретация Теоса и Хаоса в данном случае зависит от точки зрения: то
ли прошлое детерминирует , то ли будующее
притягивает - временит, то ли настоящее формирует - все они в разной
степени представлены в истории культуры, важна лишь непременность их
креативной связи.
Итак., креативная триада имеет принципиально временную
причинноследственную природу. Причем причина здесь понимается двуединой
Теос + Хаос, она и рождает проявленый феномен, событие,структуру т.е.
Космос (по древнегречески - строй боевых кораблей, и лишь позднее
вселенский порядок). Отметим, что если Содержание и Форма предъявляют
способ бытия вещи, то Теос и Хаос способ ее происхождения - генезис. В
наиболее общем случае для естественника эта триада: закон природы +
материальная субстанция = феноменальный мир, на языке гуманитария ---
творческий акт в ноуменальном мире: замысел + потенция (материал) =
произведение, форма.
Попробуем теперь дать полустрогое определение компонентов триады
(окнчательно это сделать все равно не удастся в силу большой
символической, философской общности этих понятий)
ХАОС — неоформленная инертная материя, материал, простейшие элементы
конструирования, сокрытые потенциальные возможности и формы,
страдательное пассивное начало ( в мифологии женское начало - Инь),
предмет действия, означаемое.
ТЕОС (ЛОГОС) — закон, эйдос, стабильные архетипы, принципы, замыслы,
намерения, неизменные в процессе рождения Космоса, способ действия,
глагол (в мифологии активное мужское начало - Ян), означающее.
КОСМОС — результат соединения-взаимодействия в акте становления Хаоса и
Теоса - проявленная структура в феноменальном или ноуменальном мире,
существующая по известным принципам временного развития ( в мифологии
принцип гармонии - Дао ), результат действия.
В культуре, в конкретных научных дисциплинах трехчастные динамические
законы всегда можно интерпретировать в терминах креативной триады,
например:
II закон Ньютона — Сила (Теос) будучи приложенной к Телу (масса тела
-инертное начало, Хаос) порождает проявленное пространственно-временное
изменение состояния движения тела - Ускорение (результат действия,
Космос) . F / M = A
А вот как звучал основной закон динамики в античной физике Аристотеля:
Сила (Теос) будучи приложенной к Телу (сопротивление Среды движущемуся
телу - инертное начало,Хаос) порождает
проявленное пространственно-временное изменение состояния движения тела -
Скорость (реультат действия, Космос). F / g = V
Мы видим, что законы просто идентичны структурно, но не содержательно. В
обоих случаях сила выступает причиной изменения абсолютного состояния
движения тел, но у Аристотеля это состояние — покой, а у Ньютона--
движение по инерции. Как мы сказали бы сегодня: Аристотель писал свой
закон для незамкнутой диссипативной системы (не все силы отнесены к
порождающей причине F, за кадром остались силы сопротивления среды),
поэтому и абсолютное состояние движения у него - покой ( в среде это
так), и его закон, конечно приближенный, ассимптотический, он есть первое
воплощение синергетической идеи аттракторов - целей развития системы;
вспомним мощный телеологический мотив всей философии Аристотеля.
Еще один пример из области квантовой физики. Фундаментальным постулатом
квантовой теории является постулат наблюдаемости или измерения любой
физической величины, это целый ритуал с очень жесткими правилами перевода
не имеющих наглядной интерпретации свойств микромира на привычный язык
макроявлений, при этом переводе многие экзотические черты микромира
безвозвратно утрачиваются, да и сам изучаемый микрообъект настолько
возмущен грубостью средств наблюдения, что может просто перестать
существовать, дело в том, что средства наблюдения обязательно
макроскопические, а объект то микроскопический. Представте себе отбойный
молоток вместо бор-машины в руках дантиста!
Итак, воздействие акта набдюдения на систему принципиально неустранимо,
причем уточнить результат наблюдения можно до определенных границ
задаваемых знаменитым принципом неопределенности Гейзенберга, и сам
результат носит вероятностную интерпретацию, т.е. в другой раз получился
бы другой результат и каждому исходу измерения приписывают свою
вероятность, которая зависит от свойств микрообъекта или, как принято
говорить, от Состояния микросистемы (ее волновой функции), имплицитно
содержащего все потенциальные результаты наблюдения над ней. Ну и наконец
сам прибор измеряет не что угодно, а свойства некоторой физической
величины, как говорят — наблюдаемой , причем каждой наблюдаемой отвечает
свой тип наблюдения, свой прибор.И все же, какое это имеет отношение к
процессам становления? — самое прямое . Дело в том,что, как правило,
система не имеет определенного значения наблюдаемой физической величины
до процесса ее измерения (наблюдения), в момент акта измерения система
выбирает (проектируется на) одну из своих компонент-возможностей,
отвечающих точному значению измеряемой величины, имеющему вполне
макроскопическое числовое значение ( например показания стрелки прибора),
этот процесс называется процессом редукции
волновой функции, и по сей день не подлежит детализации, вызывая у многих
физиков полумистическое чувство недоумения. Пожалуй это повсеместное
явление и есть самый яркий пример становления, в котором и состояния и
наблюдаемые (операторы) "живут" в абстрактном бесконечномерном
гильбертовом пространстве и никак не проявлены, манифестируя свои
свойства в макромире в процессах измерения через свои средние числовые
характеристики.
(p,A) = наблюдаемая (Теос) + состояние (Хаос) = среднее (Космос) оператор
волновая функция числовое значение
В живой природе эволюционная дарвинавская триада "наследственность" +
"изменчивость" = "отбор" легко переинтерпретируется на таком языке, на
чем мы не будем сейчас останавливаться. Но сформулируем ее обобщение для
произвольных эволюционирующих систем: "принцип сборки дерева катастроф" +
"банк катастроф и сценариев их прохождения" = " отбор траектории эволюции
на дереве возможностей".
Интересно, что и сами структуры динамического хаоса --- фракталы задаются
именно так: "прождающая пошаговая процедура" + " начальные состояния-
субстанция" = "развернутая фрактальная структура".
Может возникнуть естественный вопрос, а какова связь этого подхода с
диалектической философией Гегеля.Гегелевская триада так же ведет свое
происхождение от работ последнего крупного неоплатоника Прокла, и может
быть интерпретирована во временном модусе как аспекты креативной триада,
однако с той разницей, что тезис и антитезис по своей активности и
онтологической принадлежности входят симметричной причиной синтеза, хотя
во времени антитезис и позже тезиса.Эта симметрия ближе физическим
представлениям о симметрии во взаимодействии двух материальных объектов
(сила действия равна силе противодействия), и подчеркивает
рядоположенность всех элементов триады, в то время, как элементы триады
хаос-теос-космос существуют в разных онтологических пространствах, что и
позволяет включить в рассмотрение на равных правах как субстанциональные,
так и аксиологические компоненты акта становления. Особое преимущество
такой подход демонстрирует при изучении иерархических , открытых,
самоорганизующихся систем.
Действительно, в кратком варианте можно предложить 5 основных
синергетических принципов становления (полная версия предложена в (4)) :
1)- нелинейность, 2)- неустойчивость, 3)-незамкнутость, (те три "НЕ",
которых всячески избегала классическая методология), 4)-динамическая
иерархичность (обобщение принципа подчинения), 5)- наблюдаемость. Именно
последние два принципа включают принципы дополнительности и соответствия,
кольцевой коммуникативности и относительности к средствам наблюдения,
запуская процесс диалога
внутреннего наблюдателя и метанаблюдателя. При этом в частном случае
креативная триада представлена как процесс рождения параметров порядка:
"управляющие параметры верхнего мега-уровня" +
" короткоживущие переменные низшего микро- уровня" =
" параметры порядка, структурообразующие переменные мезо-уровня"
Столь универсальный системный подход, позволяющий вычленять сущностный
вид законов и связей не только триадного типа развит сегодня в трудах
научной школы Ю.И. Кулакова --- так называемая "теория физических
структур". Эти структуры впервые интерпретированы в физике, но имеют
значительно более общий статус, как универсалии нашего мышления при
рассмотрении отношений атомарных объектов, фактически предлагается
типология допустимых формулировок законов, инвариантов языка, что
вероятно и объясняет "непостижимую эффективность математики" не только
при описании природы. Отметим, что подобная попытка была предпринята Рене
Томом в начале 70-х в структурной лингвистике при выявлении
морфогенетических прото-языковых корней индо-европейского семейства
языков, с помощью другой универсальной техники--- теории катастроф.
Сегодня, например, сами категории пространства и времени, различные типы
геометрий и единые модели теории поля, так называемая "реляционная теория
пространства-времени" Ю.С. Владимирова, изящно следуют из простейших
принципов теории физических структур.
Фактически, закономерный вопрос о существования контекста в котором
возможна интерпретация трехчастных отношений как некоего креативного
процесса, отчасти снимается "теоремой" существования такой структура по
Ю. И. Кулакову. В этом смысле возможны контексты, где меняются местами
любые компоненты триады, и возникает диалог контекстов, в которых время
становится многомерным. Поясним это примером ,так называемых обратных
задач: если мы хотим, зная структуру-Космос реконструировать ее генезис,
то существует бесконечное число пар-способов Хаос+Теос, которыми она
может быть получена; фиксируя далее одну из составляющих мы получим
задачу нахождения одной из компонентов причины, при этом искомое можно
интерпретировать, как новый Космос--- элементы триады меняются местами.
Именно так решаются конструкторские задачи, или задачи реконструкции
истории. Итак, время теперь не единственно, существуют по-крайней мере
три потока времени, порождающих целостный контекст обсуждения события (по
числу известных пар в триаде). Если же мы не знаем двух компонент, то
контекст имеет бесконечную емкость и времени вообще говоря бесконечно
много — смысл максимально делокализован. Возможно так мы и создаем
символы.
Эволюционные концепции материи.
Теория возникновения материи.
В древней философии в основе определения материи лежало понятие материала
(первоматерии) из которого вылеплены все вещи. В античной философии первые
попытки определить такое понятие осуществлялись путем наивного
отождествления материи с водой(Фалес) или воздухом(Анаксимен). Платон,
философ так называемой высокой классики (конец V-IV до н. э.) сделал важный
шаг вперед. Его мир и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и не
отдельные материальные вещи наполняющие Вселенную. Платон решил совместить
общее и частное, космическое и человеческое, телесное и духовное. Его идеи
управляющие Вселенной , первичны. Они определяют жизнь материального мира.
Это- вечные образцы, «парадигмы» модели, по которым стоится множественность
вещей, образованных из бесформенной, темной, текучей, бесконечной материи.
Сама материя ничего породить не может. Она только кормилица или
восприемница, принимающая в свое лоно идущие от идей световые истечения так
называемые эманации. Сила пронизывающего, сияющего света, исходящая из
идей, оживляет темную материальную массу, придает ей ту или иную форму по
образцу вечных и неизменно-прекрасных форм недоступного для грубого
человеческого чувства мира и идей.
Существует по Демокриту два вида матери атомы, и пустота. Атомы- материал
тел, пустота -пространство для движения тел. Согласно Аристотелю, материя
–это только всеобщая возможность предметного многообразия. Действительность
вещественного многообразия, его стимул и цель- это форма, как самодовлеющее
активное начало. Иными словами идеальный образ, проект вещи оказался
целевым импульсом, конечной причиной движения, превращения, становления
вещей в их конкретности и неповторимости. Глине оказался необходим гончар
–демиург, бог. Сформулированный Аристотелем дуализм материи как пассивного
страдательного начала и духа как начала активности, творчества надолго
определил решение проблемы материи. В средние века аристотелевская
дуалистическая концепция преобразованная сообразно монотеистической религии
учениям христианства и мусульманства заняла господсвующее положение.
Декарт рассматривает так природу материи :”Природа материи, то есть тела,
рассматриваемого вообще, состоит не в том, что оно- вещь твердая, весомая,
окрашенная или каким-либо иным образом, возбуждающая наши чувства, но лишь
в том что оно есть – субстанция протяженная в длину, ширину, и глубину.”[1]
Философии Бруно и далее Спинозы выступает новое определение материи. Как
субстанция материя- это мир в целом (по отношению к отдельному предмету),
т.е. материя равна природе. «Сущность вселенной едина в бесконечном и в
любой вещи, взятой как член его. Благодаря этому Вселенная и любая ее часть
фактически едины в отношении субстанции».[2]
Гольбах и Дидро пытались связать концепции «материи- природы» и
«материи- совокупности механических свойств».
Признание материи за всеобщее начало вещей, за нечто субстанционально
-общее в вещах- это лишь одна сторона определения материи. Абсолютизировать
эту сторону- означает отождествить абстрактное понятие о материи с самой
материальной действительностью.[3]
В длительном процессе познания обьективного мира находятся и
закрепляются в понятии материя его действительно существеннные признаки,
отражающие наиболее общие свойства. Наиболее важным из этих свойств, по
современным представлениям, являются сохранение и изменение, дискретность и
непрерывность, пространство и время. Эти свойства материи существуют в
нераздельном единстве друг с другом.
Структура материи реализуется в пространстве и времени, в закономерном
расположении различных элементов материи вне друг друга, в закономерном
следовании явлений друг за другом. Время и пространство также включают в
себя два дополняющих друг друга момента - устойчивость и изменчивость.
Откуда возникла сама материя? И какая причина привела к "Большому
Взрыву" в Пустоте, в результате которого за много-много миллиардов лет
образовалась наша Вселенная? Наука эти вопросы игнорирует, а ответа на них
искать не принято, так как возможные ответы выходят за рамки научных
Страницы: 1, 2, 3
|