Руссо
Руссо
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Обзор эпохи Просвещения.
2. Мировоззренческая позиция Руссо.
3. Идейные предшественники.
4. Идеи нравственности и «естественного состояния» в творчестве Руссо.
5. Социально- политическая философия.
6. Педагогические воззрения Руссо.
7. Религиозное мировоззрение.
8. Идеи чувственности и добродетели в творчестве Руссо.
9. Заключение.
10. Список литературы.
[pic]
Жан Жак Руссо
(1712-1778)
1.ОБЗОР ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
Эпоху Просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в
XVII веке общественный прогресс реальных знаний, необходимых для нужд
материального производства, торговли, мореплавания. Научная деятельность
Г.Гоббса, Р.Декарта, Г.В.Лейбница, И.Ньютона, Б.Спинозы и голландских
картезианцев знаменовала новый этап в освобождении науки от духовной власти
религии, буржуазный рост точных и естественных наук - физики, математики,
механики, астрономии, становления материализма Нового времени.
Возникнув в XVII веке в Англии (Локк), просветительская идеология
получает широкое распространение во Франции XVIII века (Монтескье,
Гельвеций, Вольтер, Гольбах, Руссо). Во второй половине XVIII века и первых
десятилетиях XIX века антифеодальная идеология Просвещения развивается в
Северной Америке (Франклин, Купер, Пейн), Германии (Мессинг, Кант), России
(Радищев, Новиков, Козельский) и странах Восточной и Юго-Восточной Европы
(Польша, Югославия, Румыния, Венгрия). Развитие просветительской идеологии
стран Востока в XIX веке – начале XX века, несмотря на национальное
своеобразие, свидетельствует о теоретическом единстве основных идей
Просвещения.
Составной частью Просвещения была передовая буржуазная философия XVIII
века - начала XIX века, теоретически обосновавшая необходимость буржуазно-
демократических социальных преобразований. Конкретной разновидностью
философии Просвещения явилась "деистская форма материализма", представители
которой (Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков) исходили из метафизической онтологии
конечного мира, абсолютного дуализма причины и следствия, материи и
движения, эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило,
разделяли идеалистическую теорию врожденных идей, рационалистическую
концепцию совпадения логического и реального следования, идеи
субстанциональности души и некоторые положения агностицизма. Деисты
рассматривали бога в качестве разумной первопричины мира, а "естественную
религию" в качестве социального регулятора исторического процесса. Критика
феодализма привела деистов к отрицанию теологического объяснения
исторического процесса и утверждению рационалистической теории
общественного договора (Руссо, Джефферсон, В.В. Попугаев).
Другая историческая форма философии Просвещения - материализм XVIII
века - формировалась путем философской критики теоретических основ деизма
на базе материалистического естествознания. В решении основного вопроса
философии материалисты эпохи Просвещения (Мелье, Дидро, Гольбах, Форетер,
Радищев) отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли
естественнонаучное обоснование концепции материи как объективной
реальности. Они считали жизнь и сознание функцией определенной организации
материи, сформировавшейся в результате длительного исторического развития.
В теории познания материалисты отвергли агностицизм, картезианскую
концепцию врожденных идей, включая идею бога, и последовательно развивали
основные положения материалистического сенсуализма, утверждавшего, что
источники человеческого знания - это ощущения и восприятия.
В соответствии с разделением философских взглядов сформировалось два
"поколения" французских просветителей. Идейными вождями "старшего
поколения" были Вольтер и Монтескье. Веря в исторический прогресс, они
обычно не связывали его с политическим развитием масс, возлагая надежды на
"просвещенного монарха" (Вольтер) или пропагандируя конституционную
монархию по английскому образцу и теорию "разделения властей" (Монтескье).
Деятели второго этапа французских просветителей - Дидро, Гельвеций,
Гольбах и др. - были в своем большинстве материалисты. Центральным событием
этого этапа можно считать выпуск "Энциклопедии или Толкового словаря наук,
искусств и ремесел" в 1751-1780 годах. Эта работа давала людям некоторое
общее представление об окружающем мире, на основе которого уже должна была
формироваться самостоятельная способность суждения у каждого человека,
делающая его суверенной личностью. По мере приближения революции росло
влияние произведений, содержащих более радикальную критику феодального
строя. Это, прежде всего, трактат Ж.Ж.Руссо "Об общественном договоре"
(1762).
Важнейшие идеи Просвещения - идея знания, просвещения и идея здравого
смысла. С культом здравого смысла, разума связано стремление просветителей
подчинить идеальному началу и общественный строй, государственные
учреждения, которым, по их словам, надлежало заботиться об "общем благе".
Против феодально-абсолютистского государства была направлена теория
общественного договора, согласно которой государство представляло собой
институт, возникший путем заключения договора между людьми; эта теория
давала право народу лишить власти государя, нарушившего условия договора.
Некоторые из просветителей возлагали надежды на "просвещенного
монарха", рассчитывая в дальнейшем на проведение необходимых реформ, - так
возникла идея повещенного абсолютизма.
Оружием борьбы с феодальным мировоззрением была для просветителей и
история, которую они рассматривали как «школу морали и политики». Для
просветительских взглядов на историю наиболее характерно следующее:
изгнание теологии из объяснения исторического процесса, резко отрицательное
отношение к средним векам, преклонение перед античностью, вера в прогресс,
признание закономерного характера развития, подчиненного определенным
«естественным законам».
В области экономики большинство просветителей считали нормальным
соревнование частных интересов, требовали введения свободы торговли,
правовых гарантий частной собственности от феодальных ограничений и
произвола.
В соответствии со всей системой взглядов просветителей, с верой в
великую преобразующую силу разума находилось и их особое понимание проблем
воспитания. Они не только беспощадно критиковали пережитки средневековой
системы воспитания, но и внесли новые принципы в педагогическую науку
(Локк, Гельвеций, Дидро, Руссо и другие) - идеи решающего влияния среды на
воспитание, природного равенства способностей, необходимости соответствия
воспитания человеческой природе, естественным способностям ребенка,
выдвигали требования реального образования.
Деятели Просвещения противопоставляли христианско-религиозной морали с
присущей ей идеей отрешения от мирских благ идеи эмансипации личности,
индивидуалистические теории "разумного эгоизма", мораль, основанную на
здравом смысле. Но в эту же эпоху, особенно накануне Великой Французской
революции, получили развитие и иные принципы - возникла идея новой
гражданственности, требовавшей самоограничения личности. Благо государства,
республики ставится выше блага отдельного человека.
Идеология Просвещения находила выражение и в разных художественных
направлениях литературы, изобразительного искусства: просветительском
классицизме, просветительском реализме, сентиментализме. Для писателей
эпохи Просвещения характерно стремление приблизить литературу к жизни,
превратить ее в действенный фактор, преобразующий общественные права.
Литературу Просвещения отличало ярко выраженное публицистическое
пропагандистское начало; она несла высокие гражданские идеалы, пафос
утверждения положительного героя и т.д.
Яркие образы художественной просветительской литературы дали Вольтер,
Руссо, Дидро, Бомарше во Франции; Г.Месинг, И.Гете, Ф.Шиллер в Германии;
С.Ричардсон, Г.Филдинг, Т.Смоллетт, Р.Шеридан в Англии и другие.
Основными направлениями в изобразительном искусстве этой эпохи были
классицизм, обретший отчетливо просветительский оттенок в творчестве
архитектора К.Н.Леру и живописца Ж.Л.Давида во Франции, и просветительский
реализм, распространившийся преимущественно в живописи и графике У.Хогарта
в Англии, Д.Н.Ходовецкого в Германии и др.
Идеи просвещения оказали существенное влияние и на музыку, особенно во
Франции, Германии, Австрии. Новая система эстетических взглядов
просветителей на заделы музыкально-драматического искусства непосредственно
подготовила оперную реформу К.В.Глюка, провозгласившего "простоту, правду и
естественность" единственными критериями красоты для всех видов искусства.
Общественно-политические, этические и эстетические идеи просветителей
явились духовной основой формирования Венской классической школы, ярко
проявившись в творчестве ее крупнейших представителей - Й.Гайдна,
В.А.Моцарта, в музыке которых главенствует оптимистическое, гармоничное
мировосприятие, и Бетховена, в творчестве которого, проникнутом духом
героики, нашли отражение идеи Великой французской революции. Таким образом,
Просвещение явилось не только этапом в истории европейской философской
мысли, но и заложило основы для формирования свободного человека Нового
времени, провозгласило новые идеалы в области искусства и культуры.
2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ Ж.-Ж.РУССО.
Личность и творчество Жан Жака Руссо (1712-1778) принадлежат к тем
явлениям французкой культуры XVIII века, которые оказали наиболее
длительное и глубокое влияние на идейную жизнь современников, он
принадлежит к кругу людей, которые во Франции «просвещали головы для
приближающейся революции». Участвуя в общей всем просветителям борьбе,
Руссо ведет ее с позиции, на которой никогда не стояли ни Вольтер, ни
Дидро, ни Гольбах, ни Гримм, ни Гальвеций.
Большинство французских просветителей XVIII века, ведя непримиримую
борьбу против господствующей системы идей феодальной церкви, против
политической структуры, пренебрежительно относились к народу, к его
духовным запросам, вкусам, потребностям, к его слабостям. Просветители вели
свою пропаганду в парижских салонах и кружках, близких ко двору и связанных
множеством нитей с дворянством, со знатью.
Борясь против существующего порядка, литераторы того времени
находятся во власти ряда предрассудков знатного круга. Например, в
эстетических статьях «Энциклопедии» третировались фольклор, искусство
народной драмы, зачатки реалистической прозы. Вольтер презирал «чернь» и
особенно боялся пробуждения в ней политического самосознания. «Меня
особенно возмущает, - писал Руссо, - презрение, с каким Вольтер при каждой
возможности говорит против бедных».
В любом из произведений Руссо непрестанно звучат четыре лейт-мотива:
культ личности, чувствительность, культ природы и ощущение социальной
несправедливости. Этими мотивами, в основном, характеризуется и философское
мировоззрение Руссо, и его непосредственное жизнеощущение, и все его
художественное творчество.
Сознание Руссо формировалось в крайне противоречивых условиях.
Чувствительность его натуры сталкивались с привитой ему еще в молодые годы
пуританской строгостью, упорством и даже упрямством мысли. Отсутствие
интереса к общественной деятельности в собственном смысле этого слова
уравновешивалось обостренным и глубоким интересом Руссо к основным
проблемам общественного существования человека. Крайняя внутренняя
несдержанность и недисциплинированность, граничившая, особенно в молодые
годы с моральным индифферентизмом, находила себе противовес в проповеди
идеальной морали и идеальных педагогических правил, которые оплодотворили
впоследствии воспитательные теории Пестолоцци, Фребеля, Дьюи. На каждом
шагу жизнь и сознание Руссо раскрываются в поразительных противоречиях, и
вместе с тем эти противоречия находят в себе некий синтез в фантастической
убежденности пророка и проповедника. Сомнения сплошь и рядом питали
творческую мысль Руссо и, вместе с тем, изложение этих сомнений приобретало
характер непререкаемой догмы.
В своих писаниях Руссо проявлял не только крепкую логику аргументации
(хотя в этой области у него и наблюдаются иногда срывы), но и особенную
способность внушения, таившуюся и в самой природе его мысли и в способе ее
литературного оформления, т.е. в природе его стиля. Доктрина Руссо
распространялась и завоевывала умы не только путем убеждения и
доказательства, но и путем зарождающегося эмоционального воздействия.
Развивая в своих трудах теорию чувствительности, как метод познания мира и
человека, Руссо усиливал эту чувствительность у своих третьесословных
читателей. Чувствительность становилась в это время стилем не только
литературы, но и жизни. Она была одной из наиболее примечательных сторон
общественной психологии XVIII в. и особенно ярко выступила впоследствии в
идейно-психологических переживаниях революционных лет.
Следует отметить своеобразие и неординарность взглядов Руссо, так как
он не соглашается с другими просветителями почти по каждому пункту
просветительской программы.
Прежде чем перейти к характеристике взглядов Ж.-Ж.Руссо, необходимо
упомянуть о его предшественниках, оказавших сильное влияние на формирование
и развитие философских взглядов мыслителя.
3. ИДЕЙНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ.
К числу ближайших предшественников Руссо в области общественно-
политической мысли следует отнести Гуго Гроция (1583-1645), Томаса Гоббса
(1588-1679), Джона Локка (1632-1704), Ш.-Л. Монтескье (1689-1755).
Кратко рассмотрим суть учений каждого из мыслителей.
Гуго Гроций, крупнейший ирландский ученый-юрист, в 1625 году выпустил
в свет свое главное сочинение – «О праве войны и мира», в котором
утверждал, что в условиях первобытных отношений стихийно господствовало
естественное право, коренящееся в самой природе человека, и, что нормы его
неизменны и вечны. Затем главную роль в этих отношениях, по мнению Гроция,
стала играть абсолютная верховная власть, возникшая якобы в результате
добровольного отказа людей от своей естественной первобытной свободы.
Отсюда следовало, что верховная власть представляла собой не продукт
естественного права, а некий исторический факт.
Соглашаясь с некоторыми выводами Гроция, Руссо вместе с тем подвергал
критическому разбору его учение о происхождении верховной власти,
подчеркивая враждебность этого учения интересам народа.
В «Общественном договоре» Руссо довольно часто упоминает о
политическом учении Т.Гоббса. Руссо резко критиковал антидемократические
тенденции во взглядах Гоббса, его «презрение к свободе и равенству». Но это
не мешало ему видеть сильные стороны учения английского философа-
материалиста, а именно его антифеодальные взгляды на церковную гегемонию.
Руссо писал, что Гоббс впервые «…осмелился предложить соединить обе головы
орла (т.е. церковь и государство) и привести все к политическому единству,
без которого ни Государство, ни Правление никогда не будут иметь хорошего
устройства».
В «Общественном договоре» и других сочинениях Руссо часто встречаются
ссылки и на другого английского философа-материалиста – Джона Локка.
Согласно системе обучения и воспитания Локка, изложенной в трактате
«Несколько мыслей о воспитании», на детей следует воздействовать главным
образом убеждением, обращаясь к их разуму. В этом вопросе Руссо расходился
не только с Локком, но и со всеми предшествующими ему авторитетами –
Монтеем, Лабрюйером и др. В соответствии со своими морально-педагогическими
взглядами он утверждал, что самая важная и первоначальная задача воспитания
– сделать детей восприимчивыми к тому, что им внушают. «Сам Локк, мудрый
Локк, - писал Руссо в романе «Новая Элоиза», - позабыл сию основу; он
больше говорит о том, что следует требовать от детей, нежели о том, как
этого от них добиться».
Большое влияние на Руссо оказал выдающийся французский социолог Ш.-
Л.Монтескье . Главное произведение Монтескье – «О духе законов» (1748) –
представляет собой капитальное исследование об основных условиях и
гарантиях политической свободы. Лучшей гарантией политической свободы
Монтескье считал разделение и уравновешивание властей: законодательной,
исполнительной и судебной. Он утверждал, что подобное разделение явится не
только гарантией полного осуществления политической свободы, но и решающим
условием успешного устранения всевозможных государственных злоупотреблений.
4. ИДЕИ НРАВСТВЕННОСТИ И «ЕСТЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ»
В ТВОРЧЕСТВЕ РУССО.
Мысль о возврате к природе, отрицание современной цивилизации,
пропаганда «естественного человека» и «естественной свободы» были
сформированы в «Рассуждение о науках и искусствах» (1750) в ответе на
вопрос Дижонской Академии «Способствовало ли возрождение наук и искусств
очищению нравов?»
Руссо замечает, что жизнь человека в этом «лучшем из миров» не
соответствует его подлинной сущности, что человек не таков, каким он должен
быть согласно своей истинной природе, но и представляется не тем, что он
есть на самом деле «люди не решаются показаться тем, что они есть», «стало
выгоднее притворяться не таким, каков ты есть на самом деле.» Человек
придает значение тому, как на него смотрит остальной мир, он уже не
решается спросить у себя, что он собой представляет, но вопрошает у других
«он может жить только во мнении других, и, так сказать, из одного только их
мнения он получает ощущение собственного существования.» «Чем больше
накапливаем мы новых знаний, - с сожалением отмечает Руссо, - тем более
отнимем мы у себя средства приобрести самое важное из всех; так что по мере
того, как мы углубляемся в изучение человека, мы в известном смысле
утрачиваем способность его познать».
Руссо красноречиво показывает общественное лицемерие, испорченность
нравов, власть моды и этикета, убивающих человеческую личность, потому что
«быть и казаться – это отныне две вещи совершенно различные».
Наблюдая успехи наук и искусств на примере египтян, греков, римлян,
византийцев, Руссо делает вывод, что всюду, где произошло их возрождение,
нравы испортились и пали «Ежедневные приливы и отливы вод в Океане не более
связаны с движением планеты, что светит нам по ночам, чем судьба нравов и
честности с успехами наук и искусств. Люди видели, что добродетель исчезла
по мере того, как их сияние поднималось все выше над нашим горизонтом …»
При этом Руссо не отрицает прогресса в развитии самой культуры, он
только не согласен с тем, что этот процесс был одновременно прогрессом
нравственного и гражданского развития. «У нас есть, - говорит Руссо, -
физики, геометры, химики, астрономы, поэты, музыканты, художники, но у нас
Страницы: 1, 2, 3
|