Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков
p> ЭРН Владимир Францевич (1882—1917) — религиозный философ,
историк философии, публицист. Родился 5 (17) августа 1882 г. в Тифлисе.
Отец Гавриил Андреевич Арефьев, отчим, усыновивший его, Э. Франц Карлович,
шведско-немецкого происхождения, лютеранин, после окончания медицинского
факультета Дерптского университета работал в Тифлисском аптечном
управлении; мать Ольга Павловна Райская, полурусская, полуполька,
православная. Со времени учебы во 2-й Тифлисской гимназии
Э. связан тесной дружбой с П. А. Флоренским и А. В. Ельчаниновым, с
которыми организовал гимназический литературно-философский кружок. В
1900—1904 гг. изучает философию в Московском университете. Оставлен при
кафедре всеобщей истории, позже становится доцентом, а затем профессором
университета.
Комплекс идей, развиваемых Э. в его работах, сложился достаточно рано. Прежде всего следует отметить постоянное внимание Э. к
Платону и платонизму. Возникнув в гимназические годы, оно получило новый импульс во время слушания университетских лекций С. Н.
Трубецкого.
Исследование традиции онтологизма платонического типа в отечественной и итальянской философии станет главным историко- философским делом Э. Платонизм и платонизированный аристотелизм, прочитанные в ключе восточно-христианского умозрения, являются источниками и его собственных философских построений. Другим таким источником стали взгляды славянофилов, Ф. М. Достоевского, а также идеи В. С. Соловьева, не в последнюю очередь поэтическое творчество последнего. Существенной чертой Э. как мыслителя и общественного деятеля является пристальное внимание к проблематике первоначального христианства, которая соотносится им с проблемами церковного обновления в России.
В кругу «младших» символистов Э. обсуждает проблематику петербургских Религиозно-философских собраний 1901—1903 гг., последовательно отстаивая святоотеческое понимание обожения плоти. Именно эта доктрина в полемике с Д. С. Мережковским осмысляется Э. в социальном ключе в его первой опубликованной работе «Христианское отношение к собственности». Понимание проблемы «плоти», «христианства и мира» как центральных для современного религиозного сознания, констатация раздробленности и упадка официальной церковной жизни — ведущие темы работ Э. этого периода, публикуемых в журналах «Живая жизнь», «Вопросы религии», «Век», «Церковное обновление», в сборнике «Религия и жизнь». В феврале 1905 г. Э. вместе с В. П. Свенцицким становится во главе «Христианского братства борьбы». С позиций христианского социализма он публикует «Семь свобод», «Как нужно жить христианам?» (обе в 1906г.), «Пастырь нового типа» (1907) и др., противостоит черносотенным настроениям, критикует старообрядчество, ведет полемику с деятелями «нового религиозного сознания». Говоря о дружеских и творческих связях Э., следует отметить дружбу с Вяч. И. Ивановым; последние годы Э. жил в московской квартире Иванова на Зубовском бульваре.
В ноябре 1906 г. Э. участвует в основании московского Религиозно- философского общества памяти В. С. Соловьева, а в марте 1907 г. — в создании при нем Вольного богословского университета. Вместе с
Булгаковым, Рачинским, Е. Н. Трубецким, Н. А. Бердяевым Э. входит в редакцию организованного в конце 1910 г. в Москве издательства
«Путь». В серии докладов, лекций, статей этого периода, посвященных христианскому пониманию прогресса, философии Р.
Декарта, Ф. Бэкона, Д. Беркли, И. Канта, У. Джемса и др., Э. стремится последовательно изложить свою философскую, концепцию, сложившуюся в общих чертах уже в 1905— 1906 гг. Кристаллизации философских взглядов Э. способствует полемика с авторами неокантианского журнала «Логос» и особенно с С. Л. Франком.
В 1911 г. Э. включает свои важнейшие статьи в сборник «Борьба за
Логос». В «Богословском вестнике» печатается написанная в Риме крупная работа «Природа мысли», где наиболее полно представлена софиология Э. Одновременно философ создает ряд работ, где излагает свое понимание специфики отечественной философии; наиболее значительна из них книга «Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение» (М., 1912), вызвавшая большое количество крайне разноречивых откликов. Новоевропейскому рационализму, схематизирующему, по Э., реальность и человека, философ противопоставляет «логизм», — опирающееся на античную и восточно- христианскую метафизику учение о Логосе как истоке бытия и мышления. Доктрина Э. предполагает противопоставление не двух христианских культур — Востока и Запада, — но двух познавательных начал, «рацио» и «логоса». Католицизм так же «динамичен» и
«логичен», как и православие, в котором Э. подчеркивает более черты вселенского христианства, чем национальной русской веры.
Весной 1911 г. Э. командирован историко-филологическим факультетом
Московского университета в Италию, где до 1913 г. изучает итальянскую философию. В 1914 г. он заканчивает магистерскую диссертацию «Розмини и его теория знания», а в 1916 г. докторскую
— «Философия Джоберти» (защитить ее Э. не успел), переводит «Пир»
Данте. Откликами на события первой мировой войны являются многочисленные статьи Э., собранные в сборнике «Меч и крест.
Статьи о современных событиях» (М., 1915), а также брошюра «Время славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия» (М., 1915).
Военный конфликт он рассматривает как реализацию противостояния начал «логоса» и «рацио». В 1916 г. Э. избирается членом
Московского психологического общества. Он собирается работать над книгой о философии имени, пишет задуманную еще на студенческой скамье книгу о Платоне, но не успевает ее завершить .
Э. скончался 29 апреля 1917 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
ГЛОССАРИЙ
А
АБСОЛЮТ (лат. absolutus - безусловный) - понятие алистической
философии для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного
и неизменного субъекта, к-рый „самодостаточен", не зависит ни от чего
другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - категории диалектического
материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие
соотношение между:
1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки;
2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым.
АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ. А. (лат. abstractio- отвлечение) - сторона,
часть целого, одностороннее, простое, неразвитое; К. (лат. concretus
-сгущенный, сросшийся) - многостороннее, сложное, развитое, целостное. В
истории философии до Гегеля К. понималось гл. обр. как чувственно данное
многообразие единичных вещей и явлений, А. - как характеристика
исключительно продуктов мышления(Абстракция).
АБСТРАКЦИЯ (от лат. термина abstractio – отвлечение ) - одна из
сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств
предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к.-л. свойства или
отношения.
АЛОГИЗМ (греч. а - отрицание и logos - разум) - отрицание или резкое
преуменьшение роли логического мышления как средства достижений истины;
противопоставление логике интуиции, религиозной веры, откровения.
АЛЬТЕРНАТИВА (лат. altemus - попеременный) - необходимость выбора
между двумя или несколькими взаимоисключающими возможностями.
Б
БОГ — фантастический образ сверхъестественного всемогущего
существа, якобы сотворившего мир и управляющего им; в иудаизме - Яхве, в
исламе — Аллах, в христианстве — святая троица (бог-отец, бог-сын и бог-дух
святой) и т. д. Представления о Б. составляют основу современных форм
религии.
БУДДИЗМ - религия, проповедующая избавление от страданий путем
отказа от желаний и достижение „высшего просветления" - нирваны. Зародился
в Индии в 6-5 вв. до н. э. как одно из мн. еретических учений этического
плана.
БЫТ - одна из осн. сфер жизни об-ва, непосредственно связанная с
воспроизводством самого человека; материальная и культурная среда, в к-рой
происходит удовлетворение его потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе,
развлечениях, поддержании здоровья и т. д.
БЫТИЕ 1. Философское понятие, обознача-ющее существующий независимо
от сознания объективный мир, мате-рию. В применении к об-ву употребляется
термин „общественное Б.". Рассматривая материальность мира и его Б. как
понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое
представление о Б. как существующем до материи или независимо от нее, а
также идеалистические попытки вывести Б. из акта сознания. 2. Наиболее
общее и абстрактное понятие, обозначающее существование ч.-л. вообще. В
этом случае Б. Следует отличать от реальности, существования,
действительности и т.д., как более конкретных и глубоких характеристик
объективных процессов и явлений.
В
ВЕХОВСТВО - одно из характерных идеологических течений в России,
политическое движение которого оформлялось в период развитого в стране
демократического и пролетарского движения.
ВЕЧНАЯ ИСТИНА - термин, означающий неопровержимость истин в процессе
развития познания. В этом отношении В. и. аналогична абсолютной. Однако в
процессе познания человек имеет дело преимущественно с относительными
истинами, содержащими в себе лишь зерна абсолютных истин.
ВЕЧНОСТЬ - бесконечная длительность времени существования мира,
обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи, ее
субстанциальностью, материальным единством мира. В. присуща лишь всей
материи в целом; каждое конкретное образование в мире является преходящим
во времени. В. не сводится к неограниченному однородному существованию
материи в одних и тех же состояниях либо к бесконечной последовательности
круговоротов, она включает в себя постоянные качественные превращения
материи и возникновение новых состояний.
ВЕЩЬ - часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное
существование. Одна В. от др. отличается своей качественной определенностью
(Качество). Важной гносеологической и специально-научной проблемой является
проблема тождества и различия вещей между собой, а также отличия В. от
объекта и предмета.
„ВЕЩЬ В СЕБЕ" И „ВЕЩЬ ДЛЯ НАС" — философские термины, означающие:
первый - вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего
познания; второй - вещи как они раскрываются человеком в процессе познания.
ВООБРАЖЕНИЕ - способность создавать новые чувственные или мыслительные
образы в человеческом сознании на основе преобразования подученных от
действительности впечатлений. В. возникает в трудовой деятельности
человека, к-рая без В. не могла бы быть целесообразной и плодотворной.
ВОСПРИЯТИЕ - чувственный образ внешних структурных характеристик
предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на
органы чувств. Субстратом В. являются ощущения, образующие непрерывный
комплекс в пространстве и во времени (в случае со зрительными и
осязательными В.) или только во времени (когда В. образуется посредством
изменения качества или интенсивности ощущений).
Г
ГОСУДАРСТВО - осн. институт политической системы классового об-ва,
осуществляющий управление об-вом, охрану его экономической и социальной
структуры: в классово антагонистических об-вах находится в руках
экономически господствующего класса (классов) и используется им прежде
всего для подавления своих социальных противников. пис дс^-лхплслил.
Д
ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai -веду беседу, рассуждаю) - наука о
наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления.
ДОБРО И ЗЛО - морально-этические категории, в к-рых выражается
нравственна”" щенка поведения людей (групп, классов), а также общественных
явлений с определенных классовых позиций. Под Д. понимается то, что об-во
(данный класс) считает нравственным, достойным подражания. 3. имеет
противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения. Для
метафизической трактовки этих категорий характерны поиски вечных и
неизменных оснований Д. и з.
ДОГМАТИЗМ (греч. dogma - мнение, учение, решение) — способ мышления,
оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных
практики и науки, конкретных условий места и времени, т. е. игнорирующий
принцип творческого развития и конкретности истины.
Е
ЕРЕСИ (греч. hairesis — особое вероучение) - различные отклонения от
официального вероучения к.-л. религии, оппозиционные или враждебные ему.
Ж
ЖИЗНЬ — форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и
химическая формы, но включающая их в „снятом" виде. Реализуется в
индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях,
видах и т. п.).
И
ИДЕАЛИЗМ - философское направление, противоположное материализму в
решении осн. вопроса философии. И. исходит из первичности духовного,
нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами
религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенное его
богом. И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно
мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и
агностицизму..
ИДЕОЛОГИЯ - совокупность общественных идей, теорий, взглядов, к-рые
отражают и оценивают социальную действительность с т. эр. интересов
определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными
представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение,
преобразование существующих общественных отношений. В сфере И. различные
общественные классы осознают свои коренные интересы, место в об-ве,
отношение к др. классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей
деятельности. Господствующей в данном об-ве является И. господствующего
класса, к-рый держит в своих руках средства материального и духовного
производства.
ИНДУИЗМ - совокупность религиозных представлений, обычаев, культовой
обрядности и социально-бытовых институтов, характерных для большинства
населения Индии. Корни И. восходят к древнеинд. религии - брахманизму;
генетическая связь с ним проявляется, напр., в том, что к наиболее
почитаемым И. божествам относится троица брахманизма: Брахма (созидатель),
Вишну (хранитель) и Шива (творец, хранитель и разрушитель одновременно).
ИСТИНА - верное, правильное отражение действительности в мысли,
критерием к-рого в конечном счете является практика. Характеристика
истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их
языкового выражения.
К
КАТЕГОРИИ (греч. kategoria -высказывание, свидетельство) — формы
осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру,
отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, об-ва и
мышления. Истоки учения о К. уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в
разработке философских К. принадлежит Аристотелю.
КАТОЛИЦИЗМ (греч. katholikos -вселенский) - разновидность христи
анства, распространенная гл. обр. в странах Зап. Европы и Лат. Америки.
Догматические особенности К.: признание исхождения святого духа не только
от бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве
римского папы, как наместника Христа, о непогрешимости папы и т. д.
Культовые и канонические отличия К. от православия: безбрачие духовенства
(целибат), особо развитый ма-рианизм (культ богородицы) и т. д. Центр К. –
Ватикан.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ - направление схоластической философии; представители -
Абеляр, Иоанн Солсберийский и др. В споре об универсалиях концептуалисты,
как и номиналисты (Номинализм), отвергая учение реализма {Реализм
средневековый), отрицали реальное существование общего независимо от
отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавали существование в
уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности. КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ (греч. krite-rion - мерило для оценки ч.-л.) -средство
проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и
т. п. К. и. является общественная практика.
Л
ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - философская дисциплина, целью к-рой
является применение идей, методов и аппарата современной логики к научному
познанию. Л. н. п. изучает логическую структуру научных теорий, их
компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т. п.),
устанавливает логические связи между этими компонентами, рассматривает
вопрос о непротиворечивости и полнот теорий, о способах формирования
проверки научных гипотез, анализир) ет логические аспекты таких методов
научного познания, как обобщение, объяснение, абстракция, идеализация т. п.
ЛОГИКА ОТНОШЕНИЙ - разде математической логики, иэучающи отношения.
ЛОГИСТИКА - первоначально так назывались логические исчисления. Лейбниц
нередко говорил о математи- ческой логике как Л. Понимание Л. как
символической или математической ло- гики было закреплено на философском
конгрессе в Женеве в сентябре 1904 г.
М
МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis -вещественный) - научное философское
направление, противоположное идеализму. Различают М. как стихийную
уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как
философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и
развитие т. зр. стихийного М. Философский М. утверждает первичность
материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность,
несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая
сознание продуктом материи, М. рассматривает его как отражение внешнего
мира, утверждая т. обр. познаваемость природы. МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и
убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к
действительности отдельного человека, социальной группы, класса или об-ва в
целом. М. складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам
общественного сознания; большую роль в нем играют философские, научные,
политические, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания,
включаясь в систему М., служат целям ориентации человека или группы в
окружающей социальной и природной реальности; кроме того, наука
рационализирует отношение человека к действительности, избавляя его от
предрассудков и заблуждений.
МОНАДА (греч. monas - единица) - философский термин, означающий
структурную, субстанциальную единицу бытия. По-разному интерпретируется в
тех или иных философских системах. У пифагорейцев, напр., М.
(математическая единица) - основа мира. У Николая Кузанского - единое
начало бытия, являющегося одухотворенной материей.
МОНИЗМ (греч. monos - один, единственный) - философское учение, к-рое
принимает за основу всего существующего одно начало. Материалисты началом,
основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают
дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического
М. является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический
М. характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир
по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой
различные виды движущейся материи.
МОРАЛЬ (лат. mores - нравы) -одна из форм общественного сознания,
социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во
всех без исключения областях общественной жизни. От др. форм регулирования
массовой деятельности (право, производственно-административный распорядок,
государственные декреты, народные традиции и т. п.) М. отличается способом
обоснования и осуществления своих требований.
МЫШЛЕНИЕ - активный процесс отражения объективного мира в понятиях,
суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с
обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший
продукт особым образом организованной материи - мозга.
Н
НАРОД - в обычном смысле - население государства, страны; в строго
научном смысле это исторически изменяющаяся общность людей, включающая в
себя ту часть, те слои, те классы населения, к-рые по своему объективному
положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного,
революционного развития данной страны в данный период.
НАЦИЯ (лат. nati'o - народ) - исторически сложившаяся форма общности
людей, к-рая приходит на смену народности. Н. свойственна прежде всего
общность материальных условий жизни:
территории и экономической жизни;
общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в
национальном своеобразии ее культуры. Н. - более широкая, чем народность,
форма общности, складывающаяся с возникновением и формированием
капиталистической формации.
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ (греч. neos -новый, лат. conserve - охраняю, сохраняю)
- система социально-экономических и мировоззренческо-политических концеп-
ций, пытающихся идеологически обосновать притязания империалистических
государств на возвращение былой гегемонии в мире, их стратегию „социального
реванша" в совр. условиях. процессом является ограничение.
О
ОБРАЗ ЖИЗНИ - философско-со-циологическая категория, охватывающая
совокупность типичных видов (спосо-бов) жизнедеятельности индивида,
социальной группы, в т. ч. класса и нации, об-ва в целом, к-рая берется в
единстве с усло-виями жизни, определяющими ее.
ОБЩЕСТВО - совокупность исторически сложившихся форм совместной
деятельности людей. В более узком смысле слова О. может рассматриваться как
конкретное О. в единстве его общих, особенных и единичных признаков (напр.,
первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалисти-
ческое) и как отдельный регион, страна.
ОТРИЦАНИЕ. 1. В материалистической диалектике О. рассматривается как
необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей
(Отрицания отрицания закон) . 2. Логическая операция, с помощью к-рой из
данного высказывания порождается новое высказывание (наз. отрицанием
исходного), такое, что если исходное высказывание было истинно, то его О.
ложно, а если оно было ложно, то его О. истинно.
ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН - один из осн. законов диалектики. Впервые
сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. з. выражает
преемственность, спирале-видность развития, связь нового со старым, своего
рода повто-ряемость на высшей стадии развития нек-рых свойств ряда низших
стадий, обосновывает прогрессивный характер развития.
П
ПАНТЕИЗМ (греч. pan - все и theos — бог) — философское учение,
максимально сближающее понятия „бог" и „природа" с тенденцией к их
отождествлению. П. существовал в двух формах: натуралистический П. (стоики,
Бруно, отчасти Спиноза) одухотворяет природу, наделяя ее божественными
свойствами, и как бы растворяет бога в природе (бесконечный разум, мировая
душа и т. п.); мистический П.
ПАРАДИГМА (греч. paradeigma -пример, образец) — совокупность
теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное
научное исследование, к-рая воплощается в научной практике на данном этапе.
П, является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для
решения исследовательских задач.
ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus -положительный) - направление философии,
объявляющее единственным источником истинного, действительного знания
конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность
философского исследования.
ПОЗНАНИЕ - общественно-исторический процесс творческой деятельности
людей, формирующий их знания, на основе к-рых возникают цели и мотивы
человеческих действий.
ПРАВОСЛАВИЕ (греч. orthodoxia) -разновидность христианства,
распространенная гл. обр. в странах Вост. Европы, Ближнего Востока и на
Балканах. П. окончательно выделилось в самостоятельное направление в 11 в.
в результате различных путей развития феодализма на западе и на востоке
Европы.
ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma - дело, действие) - широко распространенное
субъективно-идеалистическое течение в совр. философии. В центре философии
П. находится т. наз. „принцип прагматизма".
ПСИХОАНАЛИЗ - общая теория и метод лечения нервных и психических
заболеваний, предложенные 3. Фрейдом, одна из теоретических основ
фрейдизма.
ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа и logos - учение, слово) - наука о
законах порождения и функционирования психического отражения объективной
реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. П.
зародилась в глубокой древности и долгое время развивалась в недрах
философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля, давшего первую
систему понятий П. В новое время Декарт открывает рефлекторную природу
поведения.
Р
РЕЛИГИЯ (лат. religio — благочестие, святость) - специфическая форма
общественного сознания, отличительным признаком к-рой является
фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних
сил, при к-ром земные силы принимают вид неземных.
С
СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos -рассматривающий, исследующий, критикующий)
— философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания
объективной действительности. Последовательный С. смыкается с агностицизмом
и нигилизмом. С. получает наибольшее распространение в те периоды развития
об-ва, когда старые общественные идеалы уже расшатаны, а новые еще не
укрепились.
СУЩНОСТЬ - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие
от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех
или иных обстоятельств. Понятие „С." очень важно для всякой философской
системы, для различения этих систем с т. зр. решения вопроса о том, как С.
относится к бытию и как С. вещей относится к сознанию, мышлению. Для
объективного идеализма бытие, реальность и существование находятся в
зависимости от С. вещей, к-рая трактуется как нечто независимое,
непреложное и абсолютное. В этом случае С. вещей образуют особую идеальную
действительность, к-рая порождает все вещи и ими управляет (Платон,
Гегель). СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ - философские категории, отражающие всеобщие
необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. С. - совокупность
глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих осн. черты и
тенденции развития материальной системы. Я. — конкретные события, свойства
или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие
форму проявления и обнаружения нек-рой С. Категории С. и я. всегда
неразрывно связаны между собой. В мире нет такой С., к-рая не
обнаруживалась бы вовне и была непознаваемой, как нет и Я„ к-рое не
заключало бы в себе никакой информации о С.
Т
ТЕИЗМ (греч. theos - бог) - религиозно-философское учение, к-рое
признает существование личного бога как сверхъестественного существа,
обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все
материальные и духовные процессы. Происходящее в мире Т. рассматривает как
осуществление божественного промысла.
ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - бог и logos - учение, слово), или богословие —
систематизация вероучения данной религии. Христианская Т., базирующаяся на
Библии, постановлениях первых вселенских соборов и учениях „отцов церкви"
(на „священном писании" и „священном предании"), делится на осн.
богословие (фундаментальная теология, апологетика), догматическое
богословие, нравственное богословие, учение о церкви и т. д. Т. присущи
крайний догматизм, авторитарность и схоластичность. С Т, смыкается
религиозная философия, пытающаяся доказать совместимость Т. с наукой. Т.
неоднократно подвергалась критике со стороны прогрессивных мыслителей всех
времен.
У
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - рассуждение, в ходе к-рого из одного или нескольких
суждений, наз. посылками У., выводится новое суждение (наз. заключением или
следствием), логически вытекающее из посылок. Переход от посылок к
заключению всегда совершается по к.-л. правилу логики (правилу вывода).
Выделение в У. посылок и заключения и установление его структуры составляют
его логический анализ. У., совершающиеся по одним и тем же правилам вывода
и законам логики, являются У. одной и той же логической формы. Т. обр.,
анализ У. служит для выявления их логических форм. У. есть форма мышления,
в к-рой (наряду с понятием, суждением и др. формами мышления и способами
рассуждения) протекает познание внешнего мира на ступени абстрактного
мышления.
УМОЗРЕНИЕ - способ теоретического постижения истины, основанный на
отвлеченных логических построениях, не связанных зачастую с научно
установленными фактами наблюдения и эксперимента. Поэтому У. может
приобретать ненаучный характер. Умозрительный характер носили
первоначальные философские построения мн. древ-негреч. мыслителей, теории
средневековых схоластов, натурфилософские теории философов 18—19 вв., в
частности Шеллинга и Гегеля, а также некоторых естествоиспытателей. С
прогрессом научного знания умозрительные воззрения постепенно заменяются
научными. Иногда У. трактуется как специфика философского познания.
Ф
ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю и sophia — мудрость) — наука о всеобщих
закономерностях, к-рым подчинены как бытие (т. е. природа и об-во), так и
мышление человека, процесс познания. Ф. является одной из форм
общественного сознания, определяется в конечном счете экономическими
отношениями об-ва. Основным вопросом философии как особой науки является
проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская
система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы,
даже если „осн. вопрос" в ней прямо и не формулируется. Термин „Ф." впервые
встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон.
Ф. возникла в рабовладельческом об-ве как наука, объединяющая всю
совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было
вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах
человеческой истории. В ходе развития общественно-производственной практики
и накопления научных знаний происходил процесс „отпочкования" отдельных
наук от Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как
наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир,
исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально
обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории
познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию
выдвигается в Ф. на первый план, т. к. то или иное его решение лежит в
основе всей Ф., в основе метода и логики познания. С этим связана и
поляризация Ф. на два противоположных направления - на материализм и
идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борьба
материализма и идеализма проходит осн. нитью через всю историю Ф.,
составляет одну из ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием об-
ва, с экономическими, политическими и идеологическими интересами классов.
Уточнение специфической проблематики философской науки привело в ходе ее
развития к вычленению в самой Ф. различных сторон в качестве более или
менее самостоятельных, а иногда и резко различных разделов. К ним
относятся: онтология, гносеология (теория познания), логика, этика,
эстетика, психология, социология и история Ф.
Х
ХРИСТИАНСТВО - одна из трех т. наз. мировых религий (наряду с буддизмом я
исламом). Возникло в 1 в. в вост. провинциях Римской империи, отразив
надежды и чаяния задавленных тяжким гнетом людей, отчаявшихся изменить свою
участь собственными силами и уверовавших в избавление от страданий с
помощью мессии, или „божественного спасителя". X. было порождено
настроениями безысходности, особенно остро проявившимися у масс после
подавления восстаний рабов, выступлений бедноты и покоренных народов против
римского владычества и эксплуататорских классов. Вероучение X. сложилось на
основе идей ряда мессианских сект, заимствовав нек-рые элементы греко-
римской и вост. религий, а также под влиянием античных философов Фило-на
Александрийского и Сенеки. Центральное место в X. занимает вера в
искупительную жертву „сына божьего" Иисуса Христа, к-рый был казнен
наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем якобы воскрес из мертвых и
вознесся на небо, открыв тем самым возможность воскрешения своих
последователей. Приверженцы X. верят в грядущее второе пришествие Христа на
землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать вечное блаженство
праведникам, а грешников обречь на адские мучения. Перенося вопрос о
достижении счастья праведниками в потусторонний мир, объявляя терпеливое
перенесение тягот жизни непременным условием грядущего блаженства, X.
добивалось смирения и покорности масс, их примирения с несправедливым
социальным строем. На протяжении всей своей истории X. развивалось в
обстановке внутренних противоречий, обусловленных неоднородностью его
классового состава, различными классовыми интересами его приверженцев. Эти
противоречия приводили к расколам в его рядах, к образованию различных
течений и направлений. В 1054 г. в нем выделились два крупных направления:
зап. (католицизм) и вост. (православие). В 16 в. в результате Реформации,
мощного антифеодального и антикатолического движения в Европе, возникла
третья разновидность X. - протестантизм. В свою очередь эти направления
распадаются на более мелкие течения, расходящиеся между собой в
интерпретации отдельных теологических и культовых вопросов, но сохраняющие
незыблемыми осн. принципы X. В настоящее время X. — наиболее
распространенная религия на земном шаре. Она представлена множеством
церквей и сект, специфика деятельности и политическая ориентация к-рых
обусловлены конкретными социальными условиями их существования.
Э
ЭКЛЕКТИКА (греч. ekiego - выбираю) - смешение различных, зачастую
противоположных т. зр., философских взглядов, теоретических посылок,
политических оценок и т. п. Так, напр., эклектичны многочисленные попытки
соединить материализм и идеализм и т.п.
Я
„Я" (в философии) — духовный центр человеческой личности,
индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным
„я" обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки и
способный к всесторонней инициативе. Идеалистические концепции в истории
философии, толкуя „я" в качестве идеального начала, не усматривали
конкретно-исторического, деятельного основания человеческого „я". Часто эта
проблема ставилась в них как проблема исходного пункта построения
философских систем. По Декарту, „я обнаруживает себя как то, что
принадлежит к мыслящей субстанции, как интуитивное начало рационального
познания и этим утверждает свою самостоятельность. Т. зр. изолированного
индивида и созерцательность в пределах идеализма приводили к солипсизму, в
пределах метафизического материализма — к низведению человека до уровня
пассивного объекта, к-рый подчиняется внешнему ходу истории.
Литература
1. Кувакин В.А. Религиозная философия в России ( начало ХХ века ),
М. «Мысль»,1980.
2. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М. «Знание», 1988.
3. А.Г.Спиркин. Философия. М. «Гардарика», 1998г. – 816с.
4. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М. «Мысль», 1983г. – 206с.
5. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М. «Прогресс», 1990г.
– 512с.
6. Сто русских философов. Библиографический словарь. Сост. и ред.
А.Д. Сухов, М., «Мирта», 1995 г. – 320 с.
7. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова, М., Политиздат, 1986.