рефераты скачать

МЕНЮ


Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков

p> ЭРН Владимир Францевич (1882—1917) — религиозный философ, историк философии, публицист. Родился 5 (17) августа 1882 г. в Тифлисе.
Отец Гавриил Андреевич Арефьев, отчим, усыновивший его, Э. Франц Карлович, шведско-немецкого происхождения, лютеранин, после окончания медицинского факультета Дерптского университета работал в Тифлисском аптечном управлении; мать Ольга Павловна Райская, полурусская, полуполька, православная. Со времени учебы во 2-й Тифлисской гимназии
Э. связан тесной дружбой с П. А. Флоренским и А. В. Ельчаниновым, с которыми организовал гимназический литературно-философский кружок. В
1900—1904 гг. изучает философию в Московском университете. Оставлен при кафедре всеобщей истории, позже становится доцентом, а затем профессором университета.

Комплекс идей, развиваемых Э. в его работах, сложился достаточно рано. Прежде всего следует отметить постоянное внимание Э. к

Платону и платонизму. Возникнув в гимназические годы, оно получило новый импульс во время слушания университетских лекций С. Н.

Трубецкого.

Исследование традиции онтологизма платонического типа в отечественной и итальянской философии станет главным историко- философским делом Э. Платонизм и платонизированный аристотелизм, прочитанные в ключе восточно-христианского умозрения, являются источниками и его собственных философских построений. Другим таким источником стали взгляды славянофилов, Ф. М. Достоевского, а также идеи В. С. Соловьева, не в последнюю очередь поэтическое творчество последнего. Существенной чертой Э. как мыслителя и общественного деятеля является пристальное внимание к проблематике первоначального христианства, которая соотносится им с проблемами церковного обновления в России.
В кругу «младших» символистов Э. обсуждает проблематику петербургских
Религиозно-философских собраний 1901—1903 гг., последовательно отстаивая святоотеческое понимание обожения плоти. Именно эта доктрина в полемике с
Д. С. Мережковским осмысляется Э. в социальном ключе в его первой опубликованной работе «Христианское отношение к собственности». Понимание проблемы «плоти», «христианства и мира» как центральных для современного религиозного сознания, констатация раздробленности и упадка официальной церковной жизни — ведущие темы работ Э. этого периода, публикуемых в журналах «Живая жизнь», «Вопросы религии», «Век», «Церковное обновление», в сборнике «Религия и жизнь». В феврале 1905 г. Э. вместе с В. П.
Свенцицким становится во главе «Христианского братства борьбы». С позиций христианского социализма он публикует «Семь свобод», «Как нужно жить христианам?» (обе в 1906г.), «Пастырь нового типа» (1907) и др., противостоит черносотенным настроениям, критикует старообрядчество, ведет полемику с деятелями «нового религиозного сознания». Говоря о дружеских и творческих связях Э., следует отметить дружбу с Вяч. И. Ивановым; последние годы Э. жил в московской квартире Иванова на Зубовском бульваре.

В ноябре 1906 г. Э. участвует в основании московского Религиозно- философского общества памяти В. С. Соловьева, а в марте 1907 г. — в создании при нем Вольного богословского университета. Вместе с

Булгаковым, Рачинским, Е. Н. Трубецким, Н. А. Бердяевым Э. входит в редакцию организованного в конце 1910 г. в Москве издательства

«Путь». В серии докладов, лекций, статей этого периода, посвященных христианскому пониманию прогресса, философии Р.

Декарта, Ф. Бэкона, Д. Беркли, И. Канта, У. Джемса и др., Э. стремится последовательно изложить свою философскую, концепцию, сложившуюся в общих чертах уже в 1905— 1906 гг. Кристаллизации философских взглядов Э. способствует полемика с авторами неокантианского журнала «Логос» и особенно с С. Л. Франком.

В 1911 г. Э. включает свои важнейшие статьи в сборник «Борьба за

Логос». В «Богословском вестнике» печатается написанная в Риме крупная работа «Природа мысли», где наиболее полно представлена софиология Э. Одновременно философ создает ряд работ, где излагает свое понимание специфики отечественной философии; наиболее значительна из них книга «Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение» (М., 1912), вызвавшая большое количество крайне разноречивых откликов. Новоевропейскому рационализму, схематизирующему, по Э., реальность и человека, философ противопоставляет «логизм», — опирающееся на античную и восточно- христианскую метафизику учение о Логосе как истоке бытия и мышления. Доктрина Э. предполагает противопоставление не двух христианских культур — Востока и Запада, — но двух познавательных начал, «рацио» и «логоса». Католицизм так же «динамичен» и

«логичен», как и православие, в котором Э. подчеркивает более черты вселенского христианства, чем национальной русской веры.

Весной 1911 г. Э. командирован историко-филологическим факультетом

Московского университета в Италию, где до 1913 г. изучает итальянскую философию. В 1914 г. он заканчивает магистерскую диссертацию «Розмини и его теория знания», а в 1916 г. докторскую

— «Философия Джоберти» (защитить ее Э. не успел), переводит «Пир»

Данте. Откликами на события первой мировой войны являются многочисленные статьи Э., собранные в сборнике «Меч и крест.

Статьи о современных событиях» (М., 1915), а также брошюра «Время славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия» (М., 1915).

Военный конфликт он рассматривает как реализацию противостояния начал «логоса» и «рацио». В 1916 г. Э. избирается членом

Московского психологического общества. Он собирается работать над книгой о философии имени, пишет задуманную еще на студенческой скамье книгу о Платоне, но не успевает ее завершить .

Э. скончался 29 апреля 1917 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

ГЛОССАРИЙ

А

АБСОЛЮТ (лат. absolutus - безусловный) - понятие алистической философии для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, к-рый „самодостаточен", не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между:
1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки;
2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым.

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ. А. (лат. abstractio- отвлечение) - сторона, часть целого, одностороннее, простое, неразвитое; К. (лат. concretus
-сгущенный, сросшийся) - многостороннее, сложное, развитое, целостное. В истории философии до Гегеля К. понималось гл. обр. как чувственно данное многообразие единичных вещей и явлений, А. - как характеристика исключительно продуктов мышления(Абстракция).

АБСТРАКЦИЯ (от лат. термина abstractio – отвлечение ) - одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к.-л. свойства или отношения.

АЛОГИЗМ (греч. а - отрицание и logos - разум) - отрицание или резкое преуменьшение роли логического мышления как средства достижений истины; противопоставление логике интуиции, религиозной веры, откровения.

АЛЬТЕРНАТИВА (лат. altemus - попеременный) - необходимость выбора между двумя или несколькими взаимоисключающими возможностями.

Б

БОГ — фантастический образ сверхъестественного всемогущего существа, якобы сотворившего мир и управляющего им; в иудаизме - Яхве, в исламе — Аллах, в христианстве — святая троица (бог-отец, бог-сын и бог-дух святой) и т. д. Представления о Б. составляют основу современных форм религии.

БУДДИЗМ - религия, проповедующая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение „высшего просветления" - нирваны. Зародился в Индии в 6-5 вв. до н. э. как одно из мн. еретических учений этического плана.

БЫТ - одна из осн. сфер жизни об-ва, непосредственно связанная с воспроизводством самого человека; материальная и культурная среда, в к-рой происходит удовлетворение его потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья и т. д.

БЫТИЕ 1. Философское понятие, обознача-ющее существующий независимо от сознания объективный мир, мате-рию. В применении к об-ву употребляется термин „общественное Б.". Рассматривая материальность мира и его Б. как понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое представление о Б. как существующем до материи или независимо от нее, а также идеалистические попытки вывести Б. из акта сознания. 2. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование ч.-л. вообще. В этом случае Б. Следует отличать от реальности, существования, действительности и т.д., как более конкретных и глубоких характеристик объективных процессов и явлений.

В

ВЕХОВСТВО - одно из характерных идеологических течений в России, политическое движение которого оформлялось в период развитого в стране демократического и пролетарского движения.

ВЕЧНАЯ ИСТИНА - термин, означающий неопровержимость истин в процессе развития познания. В этом отношении В. и. аналогична абсолютной. Однако в процессе познания человек имеет дело преимущественно с относительными истинами, содержащими в себе лишь зерна абсолютных истин.

ВЕЧНОСТЬ - бесконечная длительность времени существования мира, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи, ее субстанциальностью, материальным единством мира. В. присуща лишь всей материи в целом; каждое конкретное образование в мире является преходящим во времени. В. не сводится к неограниченному однородному существованию материи в одних и тех же состояниях либо к бесконечной последовательности круговоротов, она включает в себя постоянные качественные превращения материи и возникновение новых состояний.

ВЕЩЬ - часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование. Одна В. от др. отличается своей качественной определенностью
(Качество). Важной гносеологической и специально-научной проблемой является проблема тождества и различия вещей между собой, а также отличия В. от объекта и предмета.

„ВЕЩЬ В СЕБЕ" И „ВЕЩЬ ДЛЯ НАС" — философские термины, означающие: первый - вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания; второй - вещи как они раскрываются человеком в процессе познания.

ВООБРАЖЕНИЕ - способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования подученных от действительности впечатлений. В. возникает в трудовой деятельности человека, к-рая без В. не могла бы быть целесообразной и плодотворной.

ВОСПРИЯТИЕ - чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Субстратом В. являются ощущения, образующие непрерывный комплекс в пространстве и во времени (в случае со зрительными и осязательными В.) или только во времени (когда В. образуется посредством изменения качества или интенсивности ощущений).

Г

ГОСУДАРСТВО - осн. институт политической системы классового об-ва, осуществляющий управление об-вом, охрану его экономической и социальной структуры: в классово антагонистических об-вах находится в руках экономически господствующего класса (классов) и используется им прежде всего для подавления своих социальных противников. пис дс^-лхплслил.

Д

ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai -веду беседу, рассуждаю) - наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления.

ДОБРО И ЗЛО - морально-этические категории, в к-рых выражается нравственна”" щенка поведения людей (групп, классов), а также общественных явлений с определенных классовых позиций. Под Д. понимается то, что об-во
(данный класс) считает нравственным, достойным подражания. 3. имеет противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения. Для метафизической трактовки этих категорий характерны поиски вечных и неизменных оснований Д. и з.

ДОГМАТИЗМ (греч. dogma - мнение, учение, решение) — способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени, т. е. игнорирующий принцип творческого развития и конкретности истины.

Е

ЕРЕСИ (греч. hairesis — особое вероучение) - различные отклонения от официального вероучения к.-л. религии, оппозиционные или враждебные ему.

Ж


ЖИЗНЬ — форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, но включающая их в „снятом" виде. Реализуется в индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т. п.).

И

ИДЕАЛИЗМ - философское направление, противоположное материализму в решении осн. вопроса философии. И. исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенное его богом. И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму..

ИДЕОЛОГИЯ - совокупность общественных идей, теорий, взглядов, к-рые отражают и оценивают социальную действительность с т. эр. интересов определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений. В сфере И. различные общественные классы осознают свои коренные интересы, место в об-ве, отношение к др. классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей деятельности. Господствующей в данном об-ве является И. господствующего класса, к-рый держит в своих руках средства материального и духовного производства.

ИНДУИЗМ - совокупность религиозных представлений, обычаев, культовой обрядности и социально-бытовых институтов, характерных для большинства населения Индии. Корни И. восходят к древнеинд. религии - брахманизму; генетическая связь с ним проявляется, напр., в том, что к наиболее почитаемым И. божествам относится троица брахманизма: Брахма (созидатель),
Вишну (хранитель) и Шива (творец, хранитель и разрушитель одновременно).

ИСТИНА - верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием к-рого в конечном счете является практика. Характеристика истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения.


К

КАТЕГОРИИ (греч. kategoria -высказывание, свидетельство) — формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, об-ва и мышления. Истоки учения о К. уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в разработке философских К. принадлежит Аристотелю.

КАТОЛИЦИЗМ (греч. katholikos -вселенский) - разновидность христи анства, распространенная гл. обр. в странах Зап. Европы и Лат. Америки.
Догматические особенности К.: признание исхождения святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве римского папы, как наместника Христа, о непогрешимости папы и т. д.
Культовые и канонические отличия К. от православия: безбрачие духовенства
(целибат), особо развитый ма-рианизм (культ богородицы) и т. д. Центр К. –
Ватикан.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ - направление схоластической философии; представители -
Абеляр, Иоанн Солсберийский и др. В споре об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты (Номинализм), отвергая учение реализма {Реализм средневековый), отрицали реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавали существование в уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности.
КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ (греч. krite-rion - мерило для оценки ч.-л.) -средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. К. и. является общественная практика.


Л

ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - философская дисциплина, целью к-рой является применение идей, методов и аппарата современной логики к научному познанию. Л. н. п. изучает логическую структуру научных теорий, их компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т. п.), устанавливает логические связи между этими компонентами, рассматривает вопрос о непротиворечивости и полнот теорий, о способах формирования проверки научных гипотез, анализир) ет логические аспекты таких методов научного познания, как обобщение, объяснение, абстракция, идеализация т. п.
ЛОГИКА ОТНОШЕНИЙ - разде математической логики, иэучающи отношения.
ЛОГИСТИКА - первоначально так назывались логические исчисления. Лейбниц нередко говорил о математи- ческой логике как Л. Понимание Л. как символической или математической ло- гики было закреплено на философском конгрессе в Женеве в сентябре 1904 г.


М

МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis -вещественный) - научное философское направление, противоположное идеализму. Различают М. как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие т. зр. стихийного М. Философский М. утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, М. рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая т. обр. познаваемость природы.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или об-ва в целом. М. складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания; большую роль в нем играют философские, научные, политические, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания, включаясь в систему М., служат целям ориентации человека или группы в окружающей социальной и природной реальности; кроме того, наука рационализирует отношение человека к действительности, избавляя его от предрассудков и заблуждений.

МОНАДА (греч. monas - единица) - философский термин, означающий структурную, субстанциальную единицу бытия. По-разному интерпретируется в тех или иных философских системах. У пифагорейцев, напр., М.
(математическая единица) - основа мира. У Николая Кузанского - единое начало бытия, являющегося одухотворенной материей.

МОНИЗМ (греч. monos - один, единственный) - философское учение, к-рое принимает за основу всего существующего одно начало. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического
М. является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический
М. характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи.

МОРАЛЬ (лат. mores - нравы) -одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. От др. форм регулирования массовой деятельности (право, производственно-административный распорядок, государственные декреты, народные традиции и т. п.) М. отличается способом обоснования и осуществления своих требований.

МЫШЛЕНИЕ - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи - мозга.

Н

НАРОД - в обычном смысле - население государства, страны; в строго научном смысле это исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, к-рые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного, революционного развития данной страны в данный период.

НАЦИЯ (лат. nati'o - народ) - исторически сложившаяся форма общности людей, к-рая приходит на смену народности. Н. свойственна прежде всего общность материальных условий жизни: территории и экономической жизни; общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры. Н. - более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и формированием капиталистической формации.

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ (греч. neos -новый, лат. conserve - охраняю, сохраняю)
- система социально-экономических и мировоззренческо-политических концеп- ций, пытающихся идеологически обосновать притязания империалистических государств на возвращение былой гегемонии в мире, их стратегию „социального реванша" в совр. условиях. процессом является ограничение.

О

ОБРАЗ ЖИЗНИ - философско-со-циологическая категория, охватывающая совокупность типичных видов (спосо-бов) жизнедеятельности индивида, социальной группы, в т. ч. класса и нации, об-ва в целом, к-рая берется в единстве с усло-виями жизни, определяющими ее.

ОБЩЕСТВО - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В более узком смысле слова О. может рассматриваться как конкретное О. в единстве его общих, особенных и единичных признаков (напр., первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалисти- ческое) и как отдельный регион, страна.

ОТРИЦАНИЕ. 1. В материалистической диалектике О. рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей
(Отрицания отрицания закон) . 2. Логическая операция, с помощью к-рой из данного высказывания порождается новое высказывание (наз. отрицанием исходного), такое, что если исходное высказывание было истинно, то его О. ложно, а если оно было ложно, то его О. истинно.

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН - один из осн. законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. з. выражает преемственность, спирале-видность развития, связь нового со старым, своего рода повто-ряемость на высшей стадии развития нек-рых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития.

П

ПАНТЕИЗМ (греч. pan - все и theos — бог) — философское учение, максимально сближающее понятия „бог" и „природа" с тенденцией к их отождествлению. П. существовал в двух формах: натуралистический П. (стоики,
Бруно, отчасти Спиноза) одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами, и как бы растворяет бога в природе (бесконечный разум, мировая душа и т. п.); мистический П.

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma -пример, образец) — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, к-рая воплощается в научной практике на данном этапе.
П, является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач.

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus -положительный) - направление философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

ПОЗНАНИЕ - общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе к-рых возникают цели и мотивы человеческих действий.

ПРАВОСЛАВИЕ (греч. orthodoxia) -разновидность христианства, распространенная гл. обр. в странах Вост. Европы, Ближнего Востока и на
Балканах. П. окончательно выделилось в самостоятельное направление в 11 в. в результате различных путей развития феодализма на западе и на востоке
Европы.

ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma - дело, действие) - широко распространенное субъективно-идеалистическое течение в совр. философии. В центре философии
П. находится т. наз. „принцип прагматизма".

ПСИХОАНАЛИЗ - общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний, предложенные 3. Фрейдом, одна из теоретических основ фрейдизма.

ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа и logos - учение, слово) - наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. П. зародилась в глубокой древности и долгое время развивалась в недрах философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля, давшего первую систему понятий П. В новое время Декарт открывает рефлекторную природу поведения.

Р

РЕЛИГИЯ (лат. religio — благочестие, святость) - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком к-рой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при к-ром земные силы принимают вид неземных.

С

СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos -рассматривающий, исследующий, критикующий)
— философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Последовательный С. смыкается с агностицизмом и нигилизмом. С. получает наибольшее распространение в те периоды развития об-ва, когда старые общественные идеалы уже расшатаны, а новые еще не укрепились.

СУЩНОСТЬ - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Понятие „С." очень важно для всякой философской системы, для различения этих систем с т. зр. решения вопроса о том, как С. относится к бытию и как С. вещей относится к сознанию, мышлению. Для объективного идеализма бытие, реальность и существование находятся в зависимости от С. вещей, к-рая трактуется как нечто независимое, непреложное и абсолютное. В этом случае С. вещей образуют особую идеальную действительность, к-рая порождает все вещи и ими управляет (Платон,
Гегель).
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ - философские категории, отражающие всеобщие необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. С. - совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих осн. черты и тенденции развития материальной системы. Я. — конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения нек-рой С. Категории С. и я. всегда неразрывно связаны между собой. В мире нет такой С., к-рая не обнаруживалась бы вовне и была непознаваемой, как нет и Я„ к-рое не заключало бы в себе никакой информации о С.


Т

ТЕИЗМ (греч. theos - бог) - религиозно-философское учение, к-рое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире Т. рассматривает как осуществление божественного промысла.

ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - бог и logos - учение, слово), или богословие — систематизация вероучения данной религии. Христианская Т., базирующаяся на
Библии, постановлениях первых вселенских соборов и учениях „отцов церкви"
(на „священном писании" и „священном предании"), делится на осн. богословие (фундаментальная теология, апологетика), догматическое богословие, нравственное богословие, учение о церкви и т. д. Т. присущи крайний догматизм, авторитарность и схоластичность. С Т, смыкается религиозная философия, пытающаяся доказать совместимость Т. с наукой. Т. неоднократно подвергалась критике со стороны прогрессивных мыслителей всех времен.

У

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - рассуждение, в ходе к-рого из одного или нескольких суждений, наз. посылками У., выводится новое суждение (наз. заключением или следствием), логически вытекающее из посылок. Переход от посылок к заключению всегда совершается по к.-л. правилу логики (правилу вывода).
Выделение в У. посылок и заключения и установление его структуры составляют его логический анализ. У., совершающиеся по одним и тем же правилам вывода и законам логики, являются У. одной и той же логической формы. Т. обр., анализ У. служит для выявления их логических форм. У. есть форма мышления, в к-рой (наряду с понятием, суждением и др. формами мышления и способами рассуждения) протекает познание внешнего мира на ступени абстрактного мышления.

УМОЗРЕНИЕ - способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях, не связанных зачастую с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента. Поэтому У. может приобретать ненаучный характер. Умозрительный характер носили первоначальные философские построения мн. древ-негреч. мыслителей, теории средневековых схоластов, натурфилософские теории философов 18—19 вв., в частности Шеллинга и Гегеля, а также некоторых естествоиспытателей. С прогрессом научного знания умозрительные воззрения постепенно заменяются научными. Иногда У. трактуется как специфика философского познания.


Ф

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю и sophia — мудрость) — наука о всеобщих закономерностях, к-рым подчинены как бытие (т. е. природа и об-во), так и мышление человека, процесс познания. Ф. является одной из форм общественного сознания, определяется в конечном счете экономическими отношениями об-ва. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если „осн. вопрос" в ней прямо и не формулируется. Термин „Ф." впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон.
Ф. возникла в рабовладельческом об-ве как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития общественно-производственной практики и накопления научных знаний происходил процесс „отпочкования" отдельных наук от Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в Ф. на первый план, т. к. то или иное его решение лежит в основе всей Ф., в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация Ф. на два противоположных направления - на материализм и идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борьба материализма и идеализма проходит осн. нитью через всю историю Ф., составляет одну из ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием об- ва, с экономическими, политическими и идеологическими интересами классов.
Уточнение специфической проблематики философской науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой Ф. различных сторон в качестве более или менее самостоятельных, а иногда и резко различных разделов. К ним относятся: онтология, гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика, психология, социология и история Ф.

Х


ХРИСТИАНСТВО - одна из трех т. наз. мировых религий (наряду с буддизмом я исламом). Возникло в 1 в. в вост. провинциях Римской империи, отразив надежды и чаяния задавленных тяжким гнетом людей, отчаявшихся изменить свою участь собственными силами и уверовавших в избавление от страданий с помощью мессии, или „божественного спасителя". X. было порождено настроениями безысходности, особенно остро проявившимися у масс после подавления восстаний рабов, выступлений бедноты и покоренных народов против римского владычества и эксплуататорских классов. Вероучение X. сложилось на основе идей ряда мессианских сект, заимствовав нек-рые элементы греко- римской и вост. религий, а также под влиянием античных философов Фило-на
Александрийского и Сенеки. Центральное место в X. занимает вера в искупительную жертву „сына божьего" Иисуса Христа, к-рый был казнен наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем якобы воскрес из мертвых и вознесся на небо, открыв тем самым возможность воскрешения своих последователей. Приверженцы X. верят в грядущее второе пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать вечное блаженство праведникам, а грешников обречь на адские мучения. Перенося вопрос о достижении счастья праведниками в потусторонний мир, объявляя терпеливое перенесение тягот жизни непременным условием грядущего блаженства, X. добивалось смирения и покорности масс, их примирения с несправедливым социальным строем. На протяжении всей своей истории X. развивалось в обстановке внутренних противоречий, обусловленных неоднородностью его классового состава, различными классовыми интересами его приверженцев. Эти противоречия приводили к расколам в его рядах, к образованию различных течений и направлений. В 1054 г. в нем выделились два крупных направления: зап. (католицизм) и вост. (православие). В 16 в. в результате Реформации, мощного антифеодального и антикатолического движения в Европе, возникла третья разновидность X. - протестантизм. В свою очередь эти направления распадаются на более мелкие течения, расходящиеся между собой в интерпретации отдельных теологических и культовых вопросов, но сохраняющие незыблемыми осн. принципы X. В настоящее время X. — наиболее распространенная религия на земном шаре. Она представлена множеством церквей и сект, специфика деятельности и политическая ориентация к-рых обусловлены конкретными социальными условиями их существования.

Э

ЭКЛЕКТИКА (греч. ekiego - выбираю) - смешение различных, зачастую противоположных т. зр., философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т. п. Так, напр., эклектичны многочисленные попытки соединить материализм и идеализм и т.п.

Я

„Я" (в философии) — духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным
„я" обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки и способный к всесторонней инициативе. Идеалистические концепции в истории философии, толкуя „я" в качестве идеального начала, не усматривали конкретно-исторического, деятельного основания человеческого „я". Часто эта проблема ставилась в них как проблема исходного пункта построения философских систем. По Декарту, „я обнаруживает себя как то, что принадлежит к мыслящей субстанции, как интуитивное начало рационального познания и этим утверждает свою самостоятельность. Т. зр. изолированного индивида и созерцательность в пределах идеализма приводили к солипсизму, в пределах метафизического материализма — к низведению человека до уровня пассивного объекта, к-рый подчиняется внешнему ходу истории.

Литература

1. Кувакин В.А. Религиозная философия в России ( начало ХХ века ),

М. «Мысль»,1980.

2. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М. «Знание», 1988.

3. А.Г.Спиркин. Философия. М. «Гардарика», 1998г. – 816с.

4. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М. «Мысль», 1983г. – 206с.

5. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М. «Прогресс», 1990г.

– 512с.

6. Сто русских философов. Библиографический словарь. Сост. и ред.

А.Д. Сухов, М., «Мирта», 1995 г. – 320 с.

7. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова, М., Политиздат, 1986.

– 590с.



Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.