рефераты скачать

МЕНЮ


Роль бессознательного в понятии сознания

Однако следствия из нашего понимания бессознательного еще более значительны. Знакомство с динамикой внесло первую поправку, структурная теория вносит вторую. Мы приходим к выводу, что бессознательное не совпадает с вытесненным; остается верным, что вытесненное бессознательно, но не все бессознательное есть вытесненное. Даже часть Я (один бог ведает, насколько важная часть) может быть бессознательной и без всякого сомнения и является таковой. И это бессознательное в Я не есть латентное в смысле предсознательного, иначе его нельзя было бы сделать активным без осознания и само осознание не представляло бы столько трудностей. Когда мы, таким образом, стоим перед необходимостью признания третьего, не вытесненного бессознательного, то нам приходится признать, что свойство бессознательности  теряет для нас свое значение (Прим. мое. имеется в виду для понимания структуры психики). Оно становится многозначным качеством, не позволяющим широких и непререкаемых выводов, для которых нам хотелось бы его использовать. Тем не менее нужно остерегаться пренебрегать им, так как в конце концов свойство бессознательности или сознательности является единственным лучом света во тьме глубинной психологии [1].  (Трудно сказать, что в действительности Фрейд имел в виду, когда говорил о третьем бессознательном [4])

В приведенной цитате наиболее важные моменты подчеркнуты. Обращая на них особе внимание, можно выделить главное:

1.      Характеристика Я в структуре психики определяется основной чертой Я  в своей основе бессознательно.

2.      Бессознательное (по Фрейду)  состоит как минимум из трех компонентов.

3.      Объект Я скрыт от содержимого сознания, по крайней мере частично.

По сути дела в Я и ОНО Фрейд разрабатывает структурную организацию психики.

Фрейд пишет, что все наше знание постоянно связано с сознанием. Даже бессознательное мы можем узнать только путем превращения его в сознательное. При этом он ставит вопросы: каким же образом это возможно? Что значит: сделать нечто сознательным? Как это может произойти?

Фрейд в общем виде обрисовывает путь исследований для ответа на эти вопросы. Мы уже знаем, откуда нам следует исходить. Мы сказали, что сознание представляет собой поверхностный слой душевного аппарата, то есть мы сделали его функцией некой системы, которая пространственно ближе к внешнему миру. Пространственно, впрочем, не только в смысле функции, но на это раз и в смысле анатомического расчленения.

Само собой разумеется, что сознательны все восприятия, приходящие из вне (чувственные восприятия), а также изнутри, которые мы называем ощущениями и чувствами. Как, однако, обстоит дело с теми внутренними процессами, которые мы несколько грубо и недостаточно можем назвать мыслительными процессами? Доходят ли эти процессы, совершающиеся где-то внутри аппарата, как движения душевной энергии на пути к действию, до поверхности, на которой возникает сознание? Или, наоборот, сознание доходит до них? Мы замечаем, что здесь кроется одна из трудностей, встающих перед нами, если мы хотим всерьез оперировать с пространственным, топическим представлением душевной жизни [1].

Из контекста высказывания следует, наличие определенной иерархии в душевном аппарате: сознание по Фрейду является вторичным, а бессознательное первичным. Анализ работ основателя психоанализа другими учеными также приводит к такому выводу [4, 7].

Важнейший момент в понимании фрейдовского взгляда на генезис мышления связан с тем, что Фрейд соотносит истоки мышления в бессознательном с последующим его воплощением в сознании. Это очень серьезное замечание. В дальнейшем изложении  на этот аспект будет обращено особое внимание.

Обращаясь к феноменологии бессознательного, Фрейд стремиться понять механизм перехода психических актов из сферы бессознательного в систему сознания, раскрыть содержание бессознательных процессов. Речь идет фактически о познании бессознательного, что в более широком плане непосредственно связано с психоаналитической теорией познания как таковой.

Исходная теоретическая установка, лежащая в основе психоаналитической теории познания, состоит в признании Фрейдом того, что подобно физическому, психическое не должно быть в действительности непременно таким, каким оно нам кажется. Но как возможно познание бессознательного психического, если оно, по выражению основателя психоанализа, столь же неизвестно нам в своей внутренней сущности, как реальность внешнего мира? Для Фрейда ответ на этот вопрос не представляет сложности, как это может показаться на первый взгляд пишет В. Лейбин в [4]. И дело не в том, что он не понимает всех трудностей, возникающих на пути познания бессознательного. Сама ограниченность психоаналитической теории, выражающаяся в односторонней практической направленности и есть лимитирующий фактор.

За всеми  неясностями и недомолвками, касающимися понятийного аппарата психоаналитической философии, стоит ее методологическая, эвристическая и содержательная ограниченность, не позволяющая в конечном счете понять природу бессознательного [4]. Если психоаналитическая теория познания ограничивается выявлением бессознательных влечений, признав тот предел, за который не может идти дальше психоаналитик, пытающийся осмыслить бессознательные проявления человека, то не означает ли это, что фактически Фрейд признал невозможность средствами психоанализа раскрыть природу бессознательного психического. Именно к этому выводу как раз и вынужден был прийти основатель психоанализа [4].

 

Личность как полигенезисный информационный продукт

 

В рассмотрении бессознательного, как детерминанты сознания основополагающую роль играет изучение происхождения самой личности, ее эволюция или социальный онтогенез.

В основном, личность изучают три научные отрасли: психология, социология и социальная психология, как междисциплинарная наука. Однако здесь кроется очевидное упущение в широком смысле личность это прежде всего информация, так она состоит из информации переданной в нее обществом (социальный аспект) и природной средой (биологический аспект). Следовательно необходимо изучать возникновение и развитие личности с позиции информационного подхода, включающего в себя различные методики системного анализа и методы социальной кибернетики.

Какова же взаимосвязь понятий сознания, бессознательного и личности? Где находятся истоки личности? Что есть личность в информационном смысле? На поставленные вопросы необходимо попытаться дать ответ.

Информация формирующая личность в форме конструкций языка и соотносящихся с ними состояний общественной жизни, а также среды проживания, деятельностной среды в целом, непрерывно поступает в индивида.

Выделим общество как источник информации и индивида, как потребителя информации и рассмотрим возможные стадии социального онтогенеза индивида в личность.

 Рисунок 2. Социальный онтогенез личности и продуктивность ее деятельности при взаимодействии с общественным психическим.


Учитывая, что личность возникает как биосоциальный продукт природы, из биомассы человеческой популяции  (БЧП) и общественного психического (ОП), следует рассматривать личность как квант общественного сознания (или общественного психического), возникшего в системе БЧП-ОП

Рисунок 3. Происхождение личности.


Как видно из рис. 3 механизмы обеспечивающие психический базис личности складываются из разных локусов системы БЧП-ОП. В БЧП имеется многоуровневая генеалогическая структура детерминирующая биологический компонент формирования бессознательного, а в ОП существуют некоторый набор разнородных информационных каналов, обеспечивающих передачу данных в индивида.

Опираясь на вышеприведенное можно заключить, что личность создается внутри системы БЧП-ОП для ее собственных нужд. Личность порождается, ее функционирование, то есть эффективное взаимодействие с ОП,  поддерживается в течение времени стабильности структуры носителя личности человеческого тела и, затем, эффективность взаимодействия падает до нуля. Этому уровню соответствует смерть индивида (рис. 2).

Таким образом личность на уровне системы БЧП-ОП является полигенезисным информационным продуктом. Возникновение личности не зависит от нее самой, хотя на стадии продуктивного информационного обмена (рис. 2), личность принимает участие в процессе поддержки БЧП-ОП, порождая и содействуя развитию новых элементов БЧП-ОП. Весь характер социального онтогенеза осуществляется вне зависимости от воли личности сознательная компонента ее бездействует, подчиняясь общественному бессознательному.

Уже здесь на этапе общего рассмотрения статуса сознания в личности, на уровне социального онтогенеза личности, неизбежно приходим к выводу о том, что личность осуществляющая как бы сознательную деятельность практический на 100% ограничена в реализации своей воли. Выполняется воля бессознательного через сознание. Личность находится в состоянии кажущейся сознательности.

Это говорит прежде всего о том, что общественное психическое воспринимающееся обычно как нечто дискретное - распределенное в индивидах, на самом деле является цельной информационной системой, непрерывной на уровне социального бессознательного, экспансированное во множестве локальных сознаний. Информационная природа человеческого общества, как социума, лежит в его общем бессознательном базисе, обуславливающим внешнюю, поверхностную деятельностную сторону сознательной активности  индивида

                   

Рисунок 4. Интегративная информационная сущность локального  сознания.


Между локальным сознанием и общественным бессознательным существуют множественные потоки информационного взаимодействия. Поскольку личность не мыслится  вне общества, иначе пропадает цель ее существования, за счет этих потоков она как бы перекрывается с обществом. Говоря иначе, личность не автономна она размазана, а раз так, то построение модели психики личности должно осуществляться с учетом этого факта. Размазанность (диффузность) определяется непрерывностью информационного обмена между личностью и обществом.

Можно ли количественно выразить меру сознательного в личности с учетом ее интеграции в БЧП-ОП и определить от чего она зависит?

Если принять что, за период времени Dt  в индивида поступило количество информации Dn, тогда текущее количество информации в индивиде за период Dt будет равно

 

Аn=Dn-k+r,        (1)

 

где k и r есть коэффициенты убывания количества информации в системе и, соответственно, ее нарастание. В понимании k лежат психические процессы приводящие к потере хранимых в памяти сведений, а за r стоят процессы создания новой информации в системе. По сути дела эти коэффициенты разложимы. Учитывая двухкомпонентность психики текущее количество информации сознания можно определить, как

 

                          Un= Аn-Bn,                                                                  (2)

 

где Bn - количество информации бессознательного.

А меру информации бессознательного:

                         

                          Bn = Аn-Un,                        (3)

где Un - количество информации сознательного.

Таким образом количественная мера информации сознания зависит:

1.       от внешнего информационного потока или (что одно и тоже) информации среды D и, от

2.       k и r коэффициентов убывания количества информации в системе и ее нарастания.

3.       А также, от некоторой функции y=f(x) (где y параметр относящийся к бессознательному, а х  - к сознанию), определяющей количественную разницу между     Bn и Un. Причем, как установлено в разд. 3.4.1 Bn>>Un. Данная функция детерминирована генетически и является const.

Полезный эффект личности в системе БЧП-ОП зависит от конкретного значения коэффициентов в (1).

Обобщая можно сказать, что личность по своей природе виртуальна. Как информация общественного психического личность каждого не родившегося индивида потенциально существует в ОП. При появлении физического носителя (тела индивида) ОП транслирует (проецирует) в него данные. На основе этих данных и возможностей физического носителя информации (ФНИ), формируется личность как информационный продукт. Этот продукт существует лишь некоторый, незначительный в историческом плане (общий возраст ОП), промежуток времени в течении которого, в качестве вычислительного элемента (кванта ОП) работает на ОП, будучи зависимой от него на все 100%. В последующем, в результате естественного износа ФНИ, ОП вынуждена отказаться от личности (локального сознания). ОП по сути дела теряет свой квант и в результате личность терпит крах она нивелируется, просто исчезает. Все это означает, что ОП создает и уничтожает кванты, каждый из который виртуален. Таков социальный онтогенез личности с позиции информационного подхода.

Учитывая рост численности населения на Земле, очевидно, что ОП заинтересована в сохранении порождаемых квантов. В связи с чем, необходимо или решить проблему износа ФНИ или создать новый биотехнический или технический ФНИ для длительного существования в нем квантов ОП.

Изложенные мысли в настоящем разделе целесообразно обозначить как информационная теория социального онтогенеза личности (ИТСОЛ).

 

организация среды сознания

 

Один из наименее изученных вопросов, а он является важным в понимании организации сознания, - это топология процессов в сознанииДля исследования этой проблематики необходимо пользоваться четкими определениями и априори введенными постулатами.

В пределах контекста вопроса, охарактеризуем сознание, как некоторую информационную сущность ограниченного размера (в сантиметрах), локализованную в области черепа и имеющую некоторую организацию.

Под организацией сознания будем понимать динамическую структуру сознания, то есть определим сознание нечто состоящее из нескольких объектов, находящихся в постоянной динамике.

Объект в динамике есть процесс.

Все объекты информационные.

Существует зависимость состояния одних объектов от других.

Объекты существуют в некотором объеме пространства пространство сознания.

Объекты имеют определенную форму и локализацию в пространстве сознания.

Объекты неравнозначны между собой. Они все отличаются.

Причины динамики объектов заключаются в бессознательном.

Каждый объект является порождением своего класса-источника данных.

Теперь имея некоторое количество базовых определений и постулатов можно развить идею топологии сознания.

Безусловно, что сознание манипулирует информацией, сознание содержит только информацию, а значит сознание есть в чистом виде информация. Используя системный подход и имеющиеся технические аналогии, а также результаты психологических исследований, целесообразно классифицировать объекты сознания и указать их класс-источник (таб. 1).

 

        Таблица 1. Разновидность объектов сознания и их класс-источник


Объекты сознания

Класс-источник*

1

Видеообъект

Бессознательное/Зрительная сенсорная система

2

Аудиообъект

Бессознательное/Слуховая сенсорная система

3

IMG-объект (воображение-объект)

Бессознательное

4

I-объект (мысле-объект)

Бессознательное

5

Морфо-объект

Бессознательное/Рецепторы давления и растяжения организма

6

Термо-объект

Бессознательное/Рецепторы температуры

7

SC-объект (пространство сознания-объект)

Бессознательное

8

Прочие объекты

 

         Примечание: * - класс-источник указан в общем виде с указанием пути его возникновения.

 

Как видно из таб. 1 практически все содержимое сознания является определенным объектом имеющим свой класс-источник в бессознательном, а в нем, для некоторых объектов сознания, класс-источник формируется на основе данных сенсорных систем и рецепторов организма.

Для анализа объектов сознания и их класс-источников целесообразно использовать широко применяемое в программировании понятие пути. Это понятие не только отражает установленный детерминизм, но и позволяет проследить различные связи в структуре сознания и бессознательного. Что даст возможность установить положение каждого исследуемого объекта в общей структуре психики, а также вскрыть наличие пока неизвестных объектов как в сознании, так и в бессознательном.

Уже на данном этапе необходимо ввести удобное для использования понятие среда сознания. Под средой сознания будем понимать все множество объектов сознания. Тут же оговоримся, что кроме объектов в сознании ничего нет. Эффект целостности среды сознания реализуется SC-объектом.

Кроме этого следует говорить о сложности объекта сознания. Обладая собственной динамикой объект постоянно изменяется. Наиболее яркий пример это I-объект. Сложность подразумевает наличие некоторой структуры у самого объекта. Назовем элемент структуры объекта каналом. Каждый канал будет содержать некоторый поток задач. Задача это наименьшая структурная единица канала.

Введение каналов обусловливается рядом психологических явлений памяти.  К ним относятся:

1.      Вспоминание (появление в среде сознания) конкретного факта, через некоторый промежуток времени (часы, дни, недели, месяцы) после утомительных попыток его вспомнить.

2.      Наличие непроявленной но уже готовой к отображению в среде сознания информации, что встречается при вспоминании, образов например (последовательная смена), феномена эйдетической памяти, при речи, когда в конкретный момент времени в среде сознания имеется не весь текст речи на 2 часа лекций, например, а только часть. Остальной же текст подгружается   постепенно.

Отсюда становится понятной структурирование канала на задачи. Например, вы что-то пытаетесь вспомнить. Не вспоминается. Но вам это нужно вспомнить. Таким образом в фоновом режиме запускается канал. Поскольку пока ничего не вспоминается (а  система-то обрабатывает канал), вы продолжаете мыслить. Иначе говоря имеется текущий канал, обрабатываемый в реальном режиме. Через некоторое время вы вспоминаете то, что нужно (обработка фонового канала завершена и данные из фонового канала переданы в текущий канал). У текущего канала имеются собственная структура он как уже было сказано состоит из задач. Например, обычная речь на знакомую вам тему это работа текущего канала I-объекта. Задачами этого канала является мгновенно вспоминаемые вами сведения. Вдруг вы вспоминаете  то, что хотели вспомнить некоторое время назад здесь происходит встраивание в текущий канал задачи с более высоким приоритетом.

Приведенное выше описание нуждается в своей логической доработке в символическом и алгоритмическом виде, что требует значительного количества времени. Возможности настоящей курсовой работы не позволяют сделать это.

Взаимосвязь объектов сознания происходит в пределах среды сознания на трех уровнях:

-         объектном,

-         канальном,

-         задач.

Данная взаимосвязь большей частью имеет иллюстративный характер, что хорошо устанавливается при интроспекции и рефлексии, и, по-видимому, является результатом активности SC-объекта. Учитывая бессознательный источник возникновения объектов сознания, указанные взаимосвязи также имеют бессознательную природу.

В изучении топологии объектов сознания в психологии пока еще не сделано ни шагу. Это вызвано двумя причинами:

1.      Эффектом целостности среды сознания.

2.      Стандартным методическим подходом в психологии к исследованию сознания.


некоторые механизмы бессознательного

  Если сознание в какой то мере доступно для исследования, то бессознательное психическое до настоящего времени является гигантским черным ящиком. Образно говоря, мы даже не знаем как этот ящик выглядит!

Каким же бессознательное проявляет себя, чтобы его можно было изучать? Имеется единственный, пока доступный, способ изучать бессознательное через сознание, разрабатывая соответствующие методики и ставя эксперименты.

Вообще, сведения о бессознательном складывается из следующих источников:

1.      Интроспективное восприятие.

2.      Психологические эксперименты.

3.      Физиологические эксперименты [2, 5].

4.      Психоаналитическая практика.

5.      Психиатрическая практика.

6.      Наблюдение за обычными людьми.

7.      Эксперименты над людьми с имплантированными в головной мозг электродами [6].

8.      Неврологическая практика [10].

9.      Нейрохирургическая практика.

Приведенный список обширный, но все же недостаточный. Идеальным вариантом для исследования было бы использование человека в экспериментах. Но моральные ограничения и закон, не позволяют это делать.

Естественно, что в настоящей работе привести результаты исследований по всем вышеуказанным источником просто невозможно. Хотя для построения модели бессознательно важны любые сведения  о нем. Тем не менее целесообразно ограничится чем-то определенным.

Центральным пунктом в исследовании бессознательного является работа памяти, так как основная часть процессов памяти осуществляется неосознанно, автоматически [11]. Подавляющая часть психических процессов автоматизированы. На уровне объектов, сознание взаимодействует с бессознательным используя интерфейс запросов.

Что же такое память с точки зрения психологии?

Память это способность психики воспроизводить в большем или меньшем соответствии с оригиналом прошлые события (сведения) после хранения их в течение некоторого времени [11]. Сразу же бросается в глаза явное ограничение предлагаемой формулировки понятия памяти.

Память не является чем-то изолированным. Она является частью процессов отражения внешнего мира в субъекте. Вся информация поступающая в индивида проходит через систему  памяти и тем или иным образом фиксируется в ней. Информация поступающая в память хранится там, в виде некоторой целостной структуры, в которой отражаются объективные взаимосвязи внешних объектов. Поэтому в дальнейшем будет дано новое определение памяти, учитывающее все ее особенности.

  Между сознанием и бессознательным существуют определенные взаимоотношения. Технический и логический аспекты этих отношений в какой-то мере были представлены в предшествующих разделах. В этом разделе целесообразно остановиться на проблеме возможностей сознания.

  Как ярко продемонстрировали различные эксперименты бессознательное чрезвычайно сложно устроено. В нем осуществляется сложные математические вычисления. Математика эта специфична. На 80% она встроена в нейроны, т.е. реализована на низком уровне, остальные 20% задаются параметрами внешних данных форматом сообщений поступающих в индивида извне.

  Практически все множество сервисов бессознательного, да собственно и сознания тоже скрыто от Я субъекта, от его внутреннего взора в себя. Бессознательное прозрачно для сознания это главный момент в понимании работы сознания. Для основной массы людей, бессознательное как бы не существует. Говоря языком психологии, уровень рефлексии крайне низкий.

  Что же мы (локальное сознание) получаем в результате маскировки информации бессознательного? Две проблемы:

  Проблема 1. Сознание не может явно контролировать механизмы бессознательного, а значит и работу организма на всех уровнях его организации от системного, органного до клеточного, молекулярного (генетического в т.ч.).

  Проблема 2. Возникает необходимость в построении специфической социальной среды взращивания сознания и управления людьми, короче просто общества.

  Если подвести черту под этим проблемами, то можно сказать, что практически все существующее разнообразие проблем человека (старость, болезни, смерть и пр.) связано с отсутствием доступа в бессознательное.

  В общем виде сознание взаимодействует с бессознательным путем запросов. Запросов множество, и, обычно, они связаны с воспроизведением информации или создании новой информации. Для сознания запрос имеет вербальное представление, но с точки зрения модели бессознательного это иллюзия. Просто техническая сторона запроса скрыта от сознания. Это похоже на то, когда работая в текстовом редакторе (Например, MS Word) мы видим текст, но на самом низком программном уровне это не текст, а последовательность нолей и единиц, а если перейти на физический уровень рассмотрения, то это функция состояния электромагнитного поля в проводнике, зависящая от времени. Перенося этот пример на сознание можно сказать, что информация среды сознания, то есть то, что осознаваемо, есть верхний программный уровень. В свою очередь, низким уровнем является состояние молекулярных комплексов нейрона.

  Человек не осознает как он работает. Общественное психическое настолько эволюционировало информационно, что сегодня наука ставит вопрос о познании информационных процессов и физического носителя, поддерживающего их, обеспечивающих существование личности. Теперь уже не важно создал человека Бог или человек эволюционировал в течение миллионов лет. Теперь человек ставит вопрос иначе. Главный вопрос сегодня: Кто я? Во всех аспектах. И второй, важнейший вопрос: Как продлить существование личности? 


 

Заключение

 

История человечества говорит прежде всего о факте эволюции общественного психического именно за счет вычислительных ресурсов бессознательного. Человек, как сознательное существо, стал способен поставить вопрос об истоках собственного Я. Достигнутый уровень исследования психики показывает наличие ее сложной организации. Социализация личности приводит к оторванности ее от ее физического носителя тела. Современный человек в понимании себя во многом абстрагирован от собственного тела. В связи с чем, явление смерти личности (как телесной, так и душевной, то есть информационной) неудовлетворительно.

Жизнь человека, в информационном понимании его интеллектуальных запросов, не сводится только к удовлетворению  биологических потребностей. И об этом свидетельствует интересы современного общества, частично выраженные в уже полученных достижениях познания реальности. Человек вышел в Космос, был на Луне, в 2017 году США планируется полет на Марс. Было открыто электромагнитное поле, на этой основе возникла электроника. Достижения в области физики и химии привели к появлению молекулярной механики. Математика как научная отрасль неимоверно усложнилась, создавая для общества все новые интеллектуальные ресурсы решения научно-практических задач. Таковы основные успехи современной науки, перечисление которых заняло бы несколько сотен страниц.

В конце девятнадцатого века человек поставил задачу создать некий аналог себя самого. И он смог это сделать. Механическая часть подобно человеческому телу и управлению ею уже имеются это роботы, функционирующие на сервомеханизмах. Отчасти смоделированы интеллектуальные функции человека. Но цивилизация идет дальше. Ей этого мало. Необходимо создать Homo tehnicus.  Но зачем создавать конкурента, в борьбе за жизнь? Пускай даже технического. Есть лучший вариант.

Исследование бессознательного дает основу в понимании как работает сознание и в конечном итоге позволяет установить информационную структуру личности, во всей многогранности ее интеллектуальных проявлений. Каждый человек дорог. И если мы наука не состоянии продлить жизнь биологического тела, то нужно создать тело техническое, новый физический носитель, в который можно транслировать субстрат-информацию личности информус.

Пестрая ткань психических процессов и их проявлений в форме человеческих дей­ствий и отношений сплетена из разных «нитей» — от высших степеней ясности сознания до глубин бессознательного, занимающего большое место в духовной жиз­ни человека. Например, далеко не все последствия своих по­ступков мы осознаем. Не все внешние впечатления достигают фокуса сознания. Многие действия носят автоматизированный, (машинальный) характер. Однако, несмотря на исключитель­ную значимость и место неосознанных форм психики, чело­век прежде всего сознательное существо.

Сознание находится в сложном соотношении с различны­ми формами неосознанных и иррациональных явлений духа. Они имеют свою структуру, элементы которой связаны как между собой, так и с сознанием и действиями, оказывая влия­ние на них и, в свою очередь, испытывая их обратное влия­ние. Мы ощущаем все, что воздействует на нас, но далеко не все ощущения оказываются фактом нашего сознания. Множе­ство из них остается на периферии сознания или даже за его пределами. Следует различать два вида неосознанных дейст­вий. К первому виду относятся действия, никогда не осозна­вавшиеся, а ко второму — ранее осознаваемые действия. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совер­шаются уже неосознанно. Сама сознательная деятельность че­ловека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автома­тически.

По мере развития ребенка происходит постепенная автома­тизация многих функций. И сознание освобождается от «забот» о них. Когда же неосознанное или уже автоматизированное насильственно вторгается в сознание, последнее борется с этим потоком «непрошеных гостей» и нередко оказывается бессиль­ным справиться с ними. Это проявляется при наличии раз­личного рода психических расстройств — навязчивых и бре­довых идей, состояний тревоги, непреодолимого, немотивиро­ванного страха и др. Привычка как нечто машинальное рас­пространяется на все виды деятельности, в том числе и на мыш­ление по принципу: мне не хотелось думать, но думалось само собой. Парадокс заключается в том, что сознание при­сутствует и в бессознательных формах духовной активности, не уделяя, однако, пристального внимания всему, что совер­шается в глубинах духа, а наблюдая лишь за общей карти­ной. При этом сознание в большинстве случаев может взять под контроль привычные действия и ускорить, замедлить или даже остановить их.

Однако не все в бессознательном, как уже было сказано, является ранее автоматизированным: определенная часть бес­сознательного так и не вступает в светлое поле сознания. Имен­но за счет этих неподвластных сознанию психических явлений общее поле психики оказывается шире сознания как такового.

Человеческая деятельность сознательна лишь в отношении тех результатов, которые первоначально существуют в замысле и намерении как их цели. Но далеко не все последствия по­ступков являются адекватной реализацией цели. Результаты наших действий, поступков порой являют нечто совсем иное, даже противоположное тому, к чему мы стремимся, совершая эти действия.

Много и разумного, и иррационального как в жизни отдельного человека, так и в водовороте истории. Бессознательное проявляется крайне многообразно, в том числе и в виде информации, которая накапливается в качестве неосознанного опыта и оседает в памяти человека. Однако человек – это прежде всего сознательное существо.

 

ЛИТЕРАТУРА


1. Зигмунд Фрейд. Психология бессознательного. Сборник произведений./Сост. М.Г. Ярошевский/, М.: Просвещение, 1989.

2. Иванова М.П. Корковые механизмы произвольных движений у человека. М.: Наука, 1990.

3. Лейбин В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма.

М., Политиздат, 1977.

4. Лейбин Валерий. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Изд-во политической литературы, 1990.

5. Ливанов М. Н., Русинов В. С. и др. Диагностика и прогнозирование функционального состояния мозга человека. М.: Наука, 1988.

6. Нейрокомпьютер как основа мыслящих ЭВМ. М.: Наука, 1993.

7. Петер Кутер. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. /Пер. с нем. С. С. Панкова и под общ. ред. В.В. Зеленского/, СПб.: Б.С.К. , 1997.

8. Руткевич А. М. От Фрейда к Хайдеггеру.

М,. Политиздат, 1985.

9.      Спиркин А. Г. Основы философии: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Политиздат, 1988.

10. Физиология центральной нервной системы. (В серии: Руководство по физиологии) Л.: Наука, 1981.

11. Хофман И. Активная память: Эксперимента. исслед. и теории человеч. памяти. /Пер. с нем, общ. редакция и предисловие Б. М. Величковского и Н. К. Корсакова/, М.: Прогресс, 1986.



Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.