Проектирование как самостоятельная сфера культуры
Проектирование как самостоятельная сфера культуры
ТЕМА: Проектирование как самостоятельная сфера культуры.
ВВЕДЕНИЕ
Техника и человек неразделимы. Способность человека делать орудия и
сделала его человеком. Поэтому история и философия не могут обойти вопроса
о сущности техники, а в современном обществе техника по праву занимает одно
из ведущих мест. Долгое время само соединение слов философия и техника
казалось противоречивым, поскольку первое из них является олицетворением
теоретического освоения действительности, а второе – практического. Однако
сегодня ясно, что без теоретических исследований невозможным было бы столь
бурное развитие техники, а без философского и социального осмысления
техники современные философские исследования были бы не полными.
Существует огромная исследовательская область философии техники –
инженерная деятельность и проектирование. В жизни современного общества
инженерная деятельность играет все возрастающую роль. Проблемы
практического использования научных знаний, повышения эффективности научных
исследований выдвигают сегодня инженерную деятельность на передний край
всей экономики и современной культуры. Современный этап развития инженерной
деятельности характеризуется системным подходом к решению сложных научно-
технических задач, обращением ко всему комплексу социальных гуманитарных,
естественных и технических дисциплин [2].
Обособление проектирования и проникновение его в смежные области,
связанные с решением сложных социотехнических проблем, привело к кризису
традиционного инженерного мышления и развитию новых форм инженерной и
проектной культуры, появлению новых системных и методологических
ориентаций, к выходу на гуманитарные методы познания и освоение
действительности.
1. Понятия "философия техники", "техника", "проектирование".
Техника в ХХ веке становится предметом изучения разнообразных
дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так
и частных. Все возрастающая специализация в технике стимулирует
противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. В силу
проникновения техники во все сферы жизни современного общества многие
общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к
специальному анализу технического развития. Т.е. техника стала предметом
специального анализа и исследования, что привело к возникновению
самостоятельной дисциплины философии техники. Впервые термин "философия
техники" был введен в русский лексикон инженером – теоретиком Петром
Клементьевичем Энгельмейером в 90-х годах XIX века [3].
Философия техники исследует:
1) Феномен техники в целом;
2) Место в общественном развитии;
3) Широкую историческую перспективу техники.
Термином "техника" с объективной точки зрения обозначают совокупность
материальных средств, создаваемых человеком для облегчения и повышения
продуктивности человеческой деятельности. Т.е. техника представляет собой
мир орудий, машин и автоматов, созданных человеком и человека
обслуживающих. В данном случае под понятием "техника" понимаются
"технические объекты", которые являются результатом материального
производства и служат удовлетворению различных человеческих (общественных)
потребностей, подчеркивая только объектные аспекты техники [2].
С субъективной стороны "техника" – совокупность знаний, опыта,
способность создавать или организовывать некоторую деятельность,
необходимую для создания технических объектов и способов их использования
[2]. Субъективные аспекты техники связаны с рабочей деятельностью человека,
для которой характерно, что ожидаемый результат этой деятельности
создается, прежде всего, идеально, в виде представления, плана, проекта и
затем в реальном виде.
Из диалектического единства обеих сторон техники следует, что с
помощью техники человек преобразовывает не только объективный мир для более
эффективного использования, но и самого себя, расширяя свои способности,
знания, повышая уровень своих знаний объективной реальности. Отсюда
вытекает понятие "проектирования" как целенаправленной деятельности, целью
которой является формулировка и моделирование представления:
- о будущей деятельности (производственной или
непроизводственной), предназначенной для удовлетворения
о бщественных и личных потребностей;
- о будущем конечном результате;
- o будущих последствиях, которые возникают в результате cоздания
и функционирования ее продукта [1].
Т.о. проектирование является необходимой составной частью технико-
экономического и материального развития общества, т. к. оно заранее
определяет цели достижения определенных народнохозяйственных результатов.
Обособление проектирования и проникновение его в смежные области, связанные
с решением социотехнических проблем, привело к развитию новых форм
инженерной и проектной культуры, появлению новых форм инженерной и
проектной культуры, появлению новых системных и методологических
ориентаций. В соответствии с этим рассматриваются три основных раздела
проектирования:
1) классическое инженерное;
2) системотехническое;
3) социотехническое (гуманитарное) [2];
2. Инженерное проектирование
Проектирование как особый вид инженерной деятельности формируется в
начале ХХ столетия и связано первоначально с деятельностью чертежников,
необходимостью точного графического изображения замысла инженера для его
передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно эта деятельность
связывается с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров
будущей технической системы, ее предварительном исследованием.
В инженерном проектировании следует различать "внутреннее" и "внешнее"
проектирование [2]. Первое связано с созданием рабочих чертежей
(технического и рабочего проектов), которые служат основными документами
для изготовления технической системы на производстве; второе – направлено
на разработку общей идеи системы, ее исследование с помощью теоретических
средств, разработанных в соответствующей технической науке. Проектирование
следует отличать от конструирования. Для проектировочной деятельности
исходным является социальный заказ, т.е. потребность в создании
определенных объектов. Продукт проектировочной деятельности в отличии от
конструкторской выражается в особой знаковой форме – в виде текстов,
чертежей, таблиц и т.д. Результатом конструкторской деятельности является
опытный образец, с помощью которого уточняются расчеты, проводимые в
проекте и конструктивно-технические характеристики проектируемой
технической системы [2].
В инженерной сфере процесс проектирования часто противопоставляется
исследованиям и разработкам и сравнивается с ними, чтобы показать их
сходства и различия. Другая тенденция развития проектирования включает
анализ и моделирование практических видов деятельности человека, процессов
управления и принятия решения [2]. Процесс принятия решения базируется на
теории статистических решений, теории решений в конфликтных ситуациях, на
анализе операций и методах исследования операций, методе оптимизации и т.
д.
Следующая тенденция тесно связана с проблемой инновации, с проблемами
научных и технических изменений. В этой связи необходимо упомянуть
куновское исследование структуры научных революций и анализ функций
парадигмы в развитии научного мышления [1]. Данные тенденции не проявляются
в процессе проектирования обособленно, а являются результатом деятельности
междисциплинарной проектировочной группы. Деятельность такой группы
выдвигает специальные требования к характеру синтеза различных научных и
инженерных дисциплин, разных критериальных систем.
Для современной проектировочной деятельности характерны следующие
тенденции:
a) расширение спектра информации, которая принимается в процессе
проектирования. Сегодня необходимо учитывать широкие связи и
отношения систем, большое число различных профессиональных сфер,
которые замыкаются на проектировочную деятельность. Эта тенденция
проявляется и в создании многоцелевых банков данных и
автоматизированных систем. Сложные проекты дают возможность
многоцелевого применения данных на различных фазах процесса
проектирования и последующих фазах использования;
b) возрастающая сложность и математическая трудность инженерных
расчетов в процессе проектирования. Эта тенденция проявляется из-за
необходимости более детального анализа и моделирования основных
компонентов с помощью компьютера. В области применения теории
вычислительных машин недавно выделились две новые сферы – обработка
данных и научно-технические расчеты;
c) сложность процесса проектирования выдвигает настоятельную
необходимость его специального исследования, имитации, проверки
возможности различных вариантов планируемых решений. Отсюда
возникает совокупность технических информационных и других
требований, включаемых в оценочную деятельность;
d) прогностическая сторона проекта. Проектировочная деятельность
должна быть научно и технически обоснована на базе новейших
результатов исследования и разработок, доступных здесь и сейчас. Но
в то же время проектировщик всегда должен принимать во внимание
более или менее отдаленное будущее, перспективу. Т. е.
проектирование все более смещается с эмпирически данного мира на
область "возможных миров", которые могут и улучшить и ухудшить
ситуацию, существующую в нашем современном мире [1].
3. Системное проектирование.
Системное проектирование включает в себя 3 основных раздела:
1) этапы разработки системы;
2) описание последовательности фаз и операций системотехнической
деятельности;
3) анализ проектирования с точки зрения кооперации работ и
специалистов.
3.1. Этапы разработки системы.
Этапы разработки системы разделяются в соответствии с
системотехнической деятельностью по объекту. В ходе проектирования
представление о сложной технической системе изменяется. Происходит
последовательная конкретизация моделей этой системы. Обычно при
проектировании технических систем представлены общие процедурные правила
создания систем на различной материальной основе [2]. Сначала
рассматривается процесс синтеза функциональной модели системы, а затем ее
преобразование в структурную модель (или ее реализация). Каждый этап связан
с определенными средствами графического и символического представления
системы. Здесь могут вводиться определенные промежуточные преобразования
(операции, которые выполняет каждый элемент системы по отношению к течению
процесса). Например, в качестве функциональных моделей могут быть
использованы алгебраические модели. Структурные модели делятся на диаграммы
протекания субстанции и блок-схемы. Диаграмма показывает последовательность
операций (более детально, чем в функциональной модели, где не соблюдается
строгая последовательность) и дает минимум информации о плане построения
системы: идентификацию элементов и схем связей. В блок-схеме даны форма
субстанции на входе одного и выходе другого элемента [1].
Функциональные модели могут быть получены тремя способами [2].
1. Прототип системы дается в виде блок-схемы.
2. В виде последовательности инструкций. На блок-схеме может быть
получена диаграмма протекания субстанции, а из нее – функциональная
модель. Из последовательности инструкций сначала строятся диаграммы
для различных групп инструкций, из которых затем складывается
единая функциональная модель.
3. Прототипа системы нет. Функциональная модель получается либо в виде
аналогий, либо задача сводится к подсистемам, либо модель
составляется с помощью модификации некоторых элементов доступной
системы.
Если же модель не может быть получена ни одним из указанных выше, то
на этапе реализации функциональная модель представляется в виде поточной
диаграммы. С помощью перестановки блоков из функциональной модели
получается множество поточных диаграмм. Для реализации данных диаграмм,
проектировщику необходим каталог элементов, из которого выбираются
системные, имеющие близкие свойства к идеализированным элементам поточных
диаграмм. В результате получается блок-схема, соответствующая техническим
условиям технического задания [2].
Для создания системы недостаточно какого-либо единого описания,
необходимо сочетание блок-схемы, поточной диаграммы и функциональной
модели. В процессе проектирования они постоянно корректируются за счет
возвращения на предыдущие стадии. В результате получается целостное
описание системы, составляющие которого взаимно дополняют друг друга. При
разделении системного проектирования в соответствии со структурой
технической системы выделяются следующие этапы: макропроектирование
(внешнее проектирование) и микропроектирование (внутреннее проектирование)
и проектирование окружающей среды, которое связано с формулировкой целей
системы [2].
Микроуровень включает в себя системное представление различных видов
деятельности, входящих в процесс проектирования. На данном уровне анализа
они дифференцируются по-разному, например [1]:
- в зависимости от субъектов отдельных видов деятельности (бригады
проектировщиков, институты или юридические лица и т. д.). В
дальнейшем субъекты можно разделить в зависимости от их профессий
- проектировщик, исследователи, менеджеры и т. д.;
- в зависимости от типа отдельных видов деятельности. Технология
видов деятельности может быть сделана и детализирована различными
способами в зависимости от характера процесса проектирования в
целом. Например, если строится сетевой график строительной,
инвестиционной и проектировочной деятельности разграничивают два
вида деятельности: операционная (изыскательская, познавательная,
проектировочная) и оценочная деятельность принятия решений
(утверждение, оценка и т.п.). В данной модели выделяется второй
тип деятельности.
Разделение субъектов и типов деятельности, участвующих в процессе
проектирования, может повысить адекватность и семантическую культуру тех
макромоделей, которые наиболее часто применяются на этом уровне.
Микроуровень анализирует отдельные виды деятельности, входящие в
процесс проектирования. Для этого уровня важным является понятие
"деятельность" [1], а также различные возможности моделирования, входящего
в процесс проектирования. Значит возможности для моделирования различных
типов деятельности представляются математическими и семантическими
информационными теориями, развитыми в тесной связи с теориями принятия
решений. Весьма прогрессивны средства анализа, которые базируются на
экономических моделях. Они необходимы:
- для достижения планируемой цели на желаемом уровне, в желаемом
количестве;
- для достижения этой цели с минимальными потерями, расходами,
нужными ценами и т. д.
Следующий уровень анализа – анализ информационных процессов. Связь
между отдельными блоками деятельности может быть эффективной с помощью
определенных лингвистических средств, выражающих соответствующие
первоначальные или выведенные данные, цели и требования, связанные с
рассматриваемой проблемой и т. д. Формы данных должны обеспечивать не
только многоцелевое использование, но и преобразование данных из одной
формы в другую (например цифровую, графическую и т. д.). В анализе
информационных процессов в проектировочной деятельности проявляется
тенденция, которая характеризуется как информационный взрыв [1]. Если мы
понимаем информацию как такое свойство данных, которое может приводить к
снижению первоначального уровня энтропии, то это явление означает рост поля
данных, из которых только некоторые способны к осуществлению информационной
функции. Т. о. при проектировании происходит сложный процесс превращения
данных в информацию, который включает в себя селекцию существенных данных и
пропуск несущественных.
3.2. Фазы и операции системного проектирования.
Данный способ описания системного проектирования заключается в
выделении в нем последовательности фаз, а в самих этих фазах – цепи
действий, или обобщенных операций. Обычно системотехническая деятельность
делится на следующие пять фаз:
- подготовка технического задания;
- изготовление;
- внедрение;
- эксплуатация;
- оценка.
Иногда добавляется фаза "ликвидация" из-за возможных экологических
последствий этого процесса [2]. На каждой фазе системотехнической
деятельности выполняется одна и та же последовательность обобщенных
операций: анализ проблемной ситуации, синтез решений, оценка и выбор
альтернатив, моделирование, корректировка и реализация решения.
Системотехническое проектирование как последовательность фаз, шагов и задач
может быть представлено в виде следующей таблицы:
|Фазы |Шаги |Задачи |
|1. Изучение |1.Анализ |Получить множество |
|осуществимости |потребностей |пригодных решений |
| | |проектной проблемы и |
| | |проанализировать |
| | |потребность, |
| | |существующую в |
| | |определенной сфере. |
| |2. Проектная проблема|Определить и |
| | |сформулировать |
| | |проектную проблему на|
| | |основе информации |
| | |первого шага. |
|3. Синтез возможных решений |Из полученных в результате синтеза
множества альтернативных решений выбрать потенциально пригодные решения
проблемы и получить интегрированное целое. | | |4. Физическая реализуемость
|Определений физической реализуемости проблемы. | |
| |5. Экономические |Выбор из реализуемых |
| |рентабельные решения |решений экономически |
| | |рентабельных |
| |6. Финансовая |Сопоставление |
| |осуществимость |экономических решений |
Страницы: 1, 2
|