Проблемы цельного человека в русской религиозной философии XIX века
Проблемы цельного человека в русской религиозной философии XIX века
смотреть на рефераты похожие на "Проблемы цельного человека в русской религиозной философии XIX века"
ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА
Введение 2
Концепции цельного человека в русской философии XIX века. 2 В.С. Соловьев о жизни души, цельном знании и человеке 7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 21 Введение Философско-антропологическая мысль в России XIX века демонстрирует
предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении
столетия менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие
течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила
фундаментом для самых разных теоретических исканий. “Излюбленная - тема
русских размышлений - человек” /Франк/. Панорама концепций человека, созданных в XIX веке, обширна. В нее
входят “авторские” антропологии представителей различных философских
направлений. Так, русская философия первой половины XIX века предстает перед нами
как история борьбы двух противоположных направлений: стремления
организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы
национальной жизни от иностранного влияния. Это был “болезненный процесс
национально- исторического самонахождения и раздумья” /Флоренский/, в
результате которого возникли две идейные программы: западничество и
славянофильство. Западничество и славянофильство составляет главный фокус, вокруг
которого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи
1840-1850 гг., сыгравший решающую роль в формировании русского
национального самосознания и определяющий дальнейшие судьбы русской
философии.
Концепции цельного человека в русской философии XIX века.
Среди широкого круга тем, обсуждаемых западниками и славянофилами,
особо выделяется антропологическая проблематика. Основатели славянофильства
А.С.Хомяков и И.В.Киреевский обосновали концепцию человека, в центре
которой - истолкование духовно - нравственных ценностей с позиций
православия. В своих богословских трудах А.С.Хомяков обратился к теме соборной
Церкви, через которую только и может совершиться преображение человека. В
отношении Церкви Хомяков определял соборность как “единство во множестве”.
Если взять это понятие в контексте социальной философии, то можно
определить соборность как общность людей, свободную от антагонизма,
объединенных верой в православные ценности, гарантирующие цельность
личности и соборность познания. Соборность - это примирения в христианской
любви и свободы каждого и единства всех. Из учения о Церкви Хомяков выводит собственное учение о личности.
“Отдельная личность есть совершенное бессилие и внутренний непримиримый
разлад “ /Хомяков/. Лишь в Церкви , то есть свободном, проникнутом братской
любовью к другим людям единении во имя Христа, - только здесь личность
обретает все свои дары, всю полноту ее личного богатства. В антропологии Хомякова с особой силой выдвигается учение о
целостности в человеке, под которой он понимает “иерархическую структуру
души”: существуют “центральные силы нашего богообразного разума, вокруг
которого должны располагаться все силы нашего духа”. Очевидно, что антропологические построения Хомякова перекликаются с
учением И.В.Киреевского о целостности духа. Цельность духа - это вопрос о внутреннем устроении жизни, о
постоянном поиске “того внутреннего корня разумения, где все отдельные силы
сливаются в одно живое и цельное зрение ума” /Киреевский/. В основу всего построения философ положил различие “внешнего” и
“внутреннего” человека. Внутренний человек - это совокупность способностей
человека: способности любви к богу, и помощи к ближнему; способность
ощущать вину, стыд, сострадать, чувствовать красоту. Внешний человек - это,
выражаясь языком современной социальной психологии, совокупность социальных
ролей, которые весьма часто противоречат друг другу, вызывая самоотчуждение
человека, расколотость и противоречивость внутренней и внешней жизни. Обретение цельности, то есть путь к господству в человеке
“внутреннего средоточия”, - в “собирании сил души”. И задача эта
достижима “для ищущего”, но нужен труд, нужна духовная работа над собой.
Человеку необходимо проникнуться стремлением “собирать все отдельные части
души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум, воля,
и чувство, и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое,
справедливое и милосердное, и весь объем ума сливаются в одно живое
единство, и таким образом восстанавливается существенная личность в ее
первозданной неделимости”/Киреевский”/. Антропологические построения Хомякова и Киреевского восходят к
христианскому видению цельного человека. В противоположность этому исходным пунктом философских взглядов
западников было рационально - аксиологическое понимание человеческой
личности. В.Г.Белинский не создал собственной антропологии как стройной
философской системы. Однако все его размышления так или иначе носят
антропоцентрический характер. Эволюция взглядов в конечном итоге привела его к утверждению
абсолютной ценности человеческой личности. “Для меня теперь человеческая
личность выше истории, выше общества, выше человечества” /Белинский/. Во
имя личности, во имя ее полноценного развития и обеспечения “каждому”
возможности этого развития, стоит Белинский за социалистические идеалы.
“Человек метафизически не прочен...Мертвая и бессознательно разумная
природа поступает с индивидуумом хуже, чем злая мачеха”. Но если природа
безжалостна, то тем более оснований для людей бережно заботиться о каждом
человек. Мотивы персонализма, поиска “социальной правды” во имя освобождения
личности от гнета современного строя вместе с Белинским разделяли и другие
представители западничества. Оригинальное философское творчество А.И. Герцена, его особый
подлинный “философский опыт” были сосредоточены на проблеме человека:
“личность - вершина исторического мира, к ней все примыкает, ею все живет”
/Герцен/. В некотором смысле Герцен был основателем русского материализма и
позитивизма с их ориентацией на естественные науки. Так , он хотел
объяснить человека из мира природы. Но увы, природа слепа. В ней царит
бессмысленная случайность - таков печальный итог его размышлений.
Противоположный природе полюс бытия - моральная личность во всеоружии
своего знания и нравственной ответственности. При всем желании ее
невозможно дедуцировать ни из мира природы, ни из мира истории. Нужно
принимать ее как неоспоримую данность. “Вне нас все изменяется, все зыблется; мы стоим на краю пропасти и
видим, как он осыпается.., и мы не сыщем гавани иначе, как в нас самих, в
сознании нашей беспредельной свободы, нашей самодержавной независимости..”
/Герцен/. Так рождается позиция трагического противостояния миру, который
не внушает доверия. Единственное, что остается непоколебимым - это вера в
личность, в ее нравственные силы, в защиту “естественных движений души”. Сходные умонастроения суммируются в некое психологическое единство и
переживаются как отличия “новых людей” второй половины XIX века от
предыдущего поколения. Идейным вождем и ярким представителем материализма и радикализма
этого периода был Н.Г.Чернышевский. В его основной философской статье “Антропологический принцип” в
философии” учение о человеке преподнесено с позиций “новой” антропологии,
базирующейся на материалистическом биологизме. “На человека надо смотреть,
как на существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезать
человеческую жизнь на разные половины, и рассматривать каждую сторону
деятельности, как деятельность всего организма” /Чернышевский/. Защищая
единство человека с “научной точки зрения”, Чернышевский подчиняет познание
принципам, господствующим в сфере физико - химических процессов. Что вполне
соответствовало позитивистским тенденциям эпохи. Известно, что Чернышевский представлял себе “положительно”
нравственного человека как “человека вполне”, цельного и гармоничного в
котором корень всех движений - и корыстных, и бескорыстных - один и тот
же, а именно “любовь к самому себе”. Однако теория разумного эгоизма ”не
мешала Чернышевскому верить в “почти чудотворную силу личности и горячо
сочувствовать всем тем, кто угнетен условиями жизни. Позиции позитивизма, веры в науку разделяли и представители
народничества, радикализма и социализма. Однако во второй половине XIX века
на примере многих философских построений можно было наблюдать как
“независимость и самобытность морального вдохновения полагают границы
позитивистской установке ума” /Зеньковский/. И у Герцена, и у
Чернышевского, и с особенной ясностью у П.Л.Лаврова на первое место
выступает примат этики. Антропологизм Лаврова основывается на понятии “цельного человека”.
“Человека есть единство бытия и идеала” /Лавров/, прочным основанием
которого является “наличность морального сознания”. Моральное сознание,
начиная с простого “желания”, создает идеал и движет творчеством человека,
вырывает человека из потока бессознательного бытия, создает историческую
действительность. Лавров суммирует свой антропологизм так: “человек есть
источник природы /ибо из данных опыта человек воссоздает “природу”,
источник истории /борется за свои идеалы, бросает семя в почву окружающего
мира/, источник собственного сознания /перестраивает свой внутренний мир/”. Проблемы полноты и целостности, нераздельности человеческой личности,
высокий этический пафос размышлений о человеке оказываются общими для всей
русской философской антропологии XIX века. Но в разнородных идейных
течениях эти проблемы получают различную аранжировку. Панорама антропологических концепций XIX века могла бы быть
представлена более значительным числом персоналий, но, без включения в нее
творческого наследия Ф.М.Достоевского, она вряд ли могла быть полной. Вместе со всей русской мыслью Достоевский - антропроцентричен. Нет
для Достоевского ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может,
нет и ничего страшнее человека. Человек - загадочен, соткан из
противоречий, но он является в то же время - в лице самого даже ничтожного
человека - абсолютной ценностью. Поистине - не столько Бог мучил
Достоевского, сколько мучил его человек, - в его реальности и в его
глубине, в его роковых, преступных и в его светлых, добрых движениях. Сила и значительность подобного антиномизма у Достоевского в том, что
оба члена антиномии даны у него в высшей своей форме. Основная тайна
человека, по Достоевскому, состоит в том, что он есть существо этическое,
что он неизменно и непобедимо стоит всегда перед дилеммой добра и зла, от
которой он не может никуда уйти: кто не идет путем добра, тот необходимо
становится на путь зла. Эта этическая сущность человека, основная его этическая
направленность не предвзятая идея у Достоевского, а вывод из его
наблюдений над людьми. “Идея человека” пронизывает, центрирует русскую философию XIX века.
Во всех различных течениях русской мысли главным является утверждение того,
что “человек в своей индивидуальности является нравственной ценностью
высшей иерархической ступени” /Бердяев/. В.С. Соловьев о жизни души, цельном знании и человеке Изучая труды Соловьева и авторов, интересующихся его творчеством,
можно смело сказать, что он был необыкновенным человеком в полном смысле
этого слова: современников поражала и его внешность, и его ум, и
способность визионера. Философ и поэт, положивший основание целому
направлению в русской поэзии конца XIXв. - начала XXв., Соловьев был еще
и личностью, попытавшейся воплотить заповеди Спасителя на земле. Эта фигура достаточно оригинальна и самобытна, хотя сам Соловьев
говорит о том, что своего учения не имеет, а задачу свою видит в том,
чтобы отстаивать чистоту и истинность христианства. Хочется понять, как
при своих временных и направленных в высший мир устремлениях он не
отвергает материи, не третирует ее как нечто несущественное и инертное, но
в тоже время жаждет и предвещает одухотворение. "... он был не только ре- лигиозным человеком, но вместе с тем и свободным мыслителем и могучим ху- дожником." Эти слова, сказанные Владимиром Сергеевичем Соловьевым в память
Достоевского, можно равным образом отнести и к нему самому. Это значит,
что его философию нужно рассматривать и расценивать в нераздельном единстве
верования, мышления и творчества, или в единстве добра, истины и
красоты. Мысленно вернемся в конец XIX века, интеллигенция раскололась "на
две расы": на одном полюсе сконцентрировалась "культурная элита" -
жаждавшая мистических тайн и религиозных откровений, на другом - "силы
революции", вдохновлявшиеся идеями русского радикализма и марксизма. Это
были будущие богоискатели и большевики. И вот именно в этот период и
появился "истинный образователь нового религиозного сознания" Владимир
Сергеевич Соловьев. Соловьев В.С. (1853 - 1900) русский религиозный, христианский философ
и поэт, основоположник учения о всеединстве и цельном знании и человеке. Он родился в Москве 16 января 1853г. в семье известного русского историка.
Среднее образование получил в 5-ой московской гимназии (1864-1869), окончив
ее с золотой медалью. В 1869г. Соловьев поступает в Московский университет
на историко-философский факультет, экстерном сдает дисциплины историко-
философского курса и в 1873г. заканчивает обучение. Свое учение разрабатывал как альтернативу "отвлеченной" философии,
под которой понимал умозрительный рационализм. Кризис всей западно-
европейской философии видел в том, что она не выходит за сферу теории, не
выражает собой прямой, непосредственной связи человека с универсальной
целостностью мира. Цельное знание Соловьев рассматривал как органический
синтез науки, умозрительной философии и религиозной веры. Вера есть
"высшая потребность всецелой и абсолютной жизни". Природа цельного
человека в его учении предстает в трех основных формах своего бытия: в
форме чувства, мышления и деятельной воли. Оно составляют три "начала"
общечеловеческой жизни с соответствующими им идеалами и предметами
познания. Чувство имеет своим предметом объективную красоту, воля
объективное благо, мышление - объективную истину. В соответствии с этим
выделяются и три сферы человеческого бытия: творчество, знание и
деятельность. Творчество выражается как техническое или изящное
художество, мистика; знание - как положительная наука, отвлеченная
философия; практическая деятельность на уровне материального воплощения
предстает как экономическое общество, на уровне формальном - как
политическое общество (государство), на
уровне абсолютном - как духовное общество (церковь). В системе
всеединства человек предстает посредником между Богом (абсолютно- сущим) и
человеком. Вся человеческая история развертывается как восхождение к Богу,
или как процесс богочеловечества. На этих основаниях - в связи с единым
космоэволюционным процессом - строится этика Соловьева, его учения о Добре
как некой идеальной сущности. Пафос философии Соловьева - борьба за
духовность в человеке, за высшие идеалы личности и общества. В ноябре 1874г. он защищает диссертацию на тему: "Кризис западной
философии (против позитивистов)", которая ярко свидетельствует как о
необычайной силе его философского мышления, так и о простоте и ясности
выражения, о логической убедительности, сочетавшихся с глубиной и шириной
исторического горизонта. Исходя из убеждения, что западная философия,
опираясь на данные положительных наук, утверждает в форме рационального
познания те же самые истины, которые в форме веры и духовного созерцания
прокламировали теологические учения Востока. Подробно свою систему
Соловьев изложил в докторской диссертации "Критика отвлеченных начал"
(1880). Итоги развития философских мыслей Вл. Соловьева в первый период его
духовного творчества, как результат названный теософским (1874-1882),
охватывающий четыре сочинения, а именно: магистерскую диссертацию,
"Философские начала цельного знания" (1877), докторскую диссертацию и,
наконец, цикл из двенадцати публичных
лекций по философии религии легли в основу "Чтений и Богочелове-
честве". В этом изложении взгляда на теорию познания Соловьев
разъясняет, что "основное содержание для психологии дано в дейс-
твительности нашего духа, открываемой во внутреннем или психоло-
гическом опыте; точно так же основное содержание и для реальной
метафизики как науки о божественных предметах, дается нашему уму
в Божественном откровении, которое составляет религиозный опыт
человечества". Центральной, сконцентрированной и определяющей идеей свобод-
ной теософии или положительной диалектики, сферы знания является
единство всех познавательно-теоретических действий или актов че-
ловеческого сознания в трех его состояниях: сексуального (чувс-
твительного), интеллектуального (умственного) и религиозного (ду-
ховного или мистического) опыта. В соответствии с этим цельное
знание вообще в самом широком понимании и есть синтез философии,
науки и теологии. Но этому широкому синтезу должен предшествовать
более узкий синтез в самой философии трех ее возможных направле-
ний: эмпиризма, рационализма и мистицизма. В системе цельного
знания взаимное отношение этих элементов определяется аналогией:
эмпиризм служит внешним базисом и крайним применением или реали-
зацией высших начал; рационализм является общей связью всей сис-
темы; мистицизм имеет первенствующее значение, определяя верхов-
ное начало и последнюю цель философского мышления. Получаем, что
"знание в своем единстве есть теософия", предмет которой состоит
в истинно-сущем или в сущем всеедином, составными частями которо-
го оказываются органическая логика, метафизика и этика. Разработанное Соловьевым учение о Богочеловечестве занимает
важное место в его религиозной системе. Оно направленно на истол-
кование истории человечества и общественной жизни. Для Соловьева
Богочеловек - это одновременно и индивидуум, и универсальное су-
щество, охватывающее все человечество посредством Бога. В нем вы-
ражается единство блага, истины и красоты. Преследуя цель совер-
шенствования человека, Бог проявился в земном историческом про-
цессе в виде Богочеловека - Иисуса Христа. "Своим словом и подви-
гом своей жизни, начинал с победы над всеми искушениями нравс-
твенного зла и кончал воскрешением, т.е. победой над злом физи-
чески - над законом смерти и тления, - действительный Богочеловек
открыл людям царство Божие". Для Соловьева Мир - это всеединство в потенции, т.е. он лишь
содержит в себе всеединство как идею, как общественный элемент.
Но мир также содержит в себе материальный элемент, который не яв-
ляется всеединством, он также не божественный элемент. Этот эле-
мент стремится к всеединству и становится им, когда объединяет
себя и Бога. Становление всеединства и является развитием мира.
Божественный принцип всеединства - это идея, которая присутствует
принципиально в каждом стремлении человека, слепом и бессозна-
тельном. Согласно Соловьеву, мир претерпевает два этапа своего разви-
тия: природу и историю. Окончательным результатом этого процесса
развития выступает торжество царства Божия, которое "есть то же,
что действительность безусловного нравственного порядка или что
всеобщее воскрешение и восстановление всех". Для Соловьева человек выступает определенной связью между
божественным и природным миром в силу того, что он нравственное
существо. Жизнь человека имеет нравственный характер потому, что
"состоит в служении Добру - чистому, всестороннему и всесильно-
му". Тот, кто стремится к совершенствованию в нравственном добре,
тот идет к абсолютному совершенству, т.к. "само добро непременно
есть благо". Исторический процесс для Соловьева - это совместное
существование добра. В связи с этим он рассматривал проблему со-
отношения отдельной личности и общества. Он полагал, что "общест-
во есть дополненная или расширенная личность, а личность - сжатое
общество". В последнем периоде своего творчества Соловьев разуверился в
том, что теократия приведет к Царству Божиему. В книге "Три раз-
говора" утверждается, что в конце концов история придет к истори-
ческой трагедии, когда наступит эпоха религиозных обманщиков, под
которыми он понимал людей, чуждых делу Христа, но действующих под
Его именем. В изображении Соловьева общественная организация того
периода будет иметь вид мировой империи, во главе которой будет
стоять гениальный мыслитель. Этот правитель станет филантропом,
однако в основе его деятельности будет лежать тщеславие, которое
заставит его обеспечивать каждому хлеба и зрелищ. Таким образом,
в этом обществе не осуществится христианский идеал. Соловьев создал философскую концепцию религии, которая не
была конкретно религией-православием, он ратовал за универсальную
религию-христианство, за союз православной и католической рели-
гий. Этот союз он понимал как "такое сочетание, при котором каж-
дая религия сохраняет свое образующее начало и свои особенности,
упраздняя только враждебность и исключительность". Согласно Соловьеву, человек может знать о сущем, обеспечен-
ного цельностью опыта, логического мышления мистического знания
или интуиции. Познание действительности мистических явлений осно-
вывается "исключительно на опыте". Но это отнюдь не означает, что
этот опыт дается всей историей человечества, предметом философии
является весь идеальный космос, т.е. общая совокупность идей в их
внутреннем отношении или взаимодействии как объективное выражение
истенно-сущего. Но этот идеальный мир может быть доступен только
бесконечному или абсолютному познанию. Поэтому философия должна
ограничиться известными центральными идеями. Образующими элемен-
тами философии являются идеи, содержательное познание которых не-
обходимо дается лишь умосозерцанием, или философской интуицией,
но общая связь этих идей осуществляется отвлеченным мышлением.
Как констатирует Соловьев, нельзя сказать, например, просто или
безусловно: "воля есть", "мысль есть", "бытие есть", потому что
воля, мысль, бытие суть лишь постольку, поскольку есть волящий,
мыслящий, сущий.
Страницы: 1, 2
|