рефераты скачать

МЕНЮ


Проблема человека в истории философии

Проблема человека в истории философии

Пятигорский Государственный

Лингвистический Университет


Кафедра Философии

Курсовая работа


«Проблема человека в истории философии»


                            Руководитель: Волов А.Г.

                                    Выполнил: студент группы 401           

                                   факультета испанского языка

    Арутчев Ян





Пятигорск, 2000

Содержание

Содержание

Введение

«Сократический поворот» в философии: идеи и метод философии Сократа.

   Проблема  человека.

Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение.

   Место человека в конфуцианстве

Глава 1. Конфуций о человеке

§1 Человек

§2 Конфуцианские начала, знание

§3 Ритуал и воспитание

§4 Низкий человек и благородный муж

§5 Достойный правитель

§6 Гуманность Конфуция

Глава 2. Позднее конфуцианство о человеке

§1 Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сунь-цзы

§2 Позднее конфуцианство

1. Хань Юй

2. Чжу Си

3. Ван Янмин

§3 Современное конфуцианство Чэнь Юланя

Чань-буддизм

Учение о человеке в Чань-буддизме

§1 Человек Хуэйнена

1. Учение о Едином

2. Истина

3. Просветление

§2 Учение Чань в искусстве

Человек и природа

Заключение

Список литературы

Введение

Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни? Подобного рода вопросы ставятся в философских текстах разных эпох. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но одно из них является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть ли вообще в человеке какое-то внутреннее устойчивое ядро? Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой установки, то есть от того, что данное философское направление выдвигает в качестве высшей ценности. Конкретные позиции обуславливаются, в частности, и тем, как рассматривается человек – «извне» или «изнутри». Изучение человека «извне» предполагает осмысление его отношений с природой (космосом), обществом, богом и самим собой. Приобщение к тайне человека «изнутри» сопряжено с постижением его телесного, эмоционального, нравственного и духовного бытия.

       Сократ - противник афинской демократии. На место вопроса о космосе, вопроса о человеке со всеми его связями он ставит антропозитизм. Сократ   претендовал на роль просветителя. Он же враг изучения природы (вмешательства   в дело богов). Задача его философии - обоснование религиозно-нравственного   мировоззрения, познание природы - безбожное дело. По Сократу, сомнение   ведет к самопознанию, затем к пониманию справедливости, права, закона, зла,   добра. Он же сказал, что познание человеческого духа - вот главное.   Сомнение ведет к субъективному духу (человек), а затем ведет к объективному   духу (бог). Опять же по Сократу, особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о диалектическом методе мышления. Он же  убедил, что истина - это нравственность. А истинная нравственность – это знание того, что хорошо. И элитарность знания ведет к добродетели.

      Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была   философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о   смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от   всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было   расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным,   земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и   античного мира.

      Но то, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она хорошо   потрудилась над тем, чтобы каталогизировать одни его высказывания как   этические, другие - как диалектические, одни - как идеалистические,   другие - как стихийно-материалистические, одни - как религиозные, другие —    как еритические. Его признавали "своим" самые разные идеологические   течения, ему в вину ставились философские односторонности и однобокости, в  которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы идеологически   расчленяем философию нового времени на различные школы и направления,   Сократу, а тем более к его предшественникам, неприменимы.

История хорошо поработала также над тем, чтобы все мертворожденное в   наследии Сократа довести до своих крайних пределов окаменелости, до   канонизированных идолов массового сознания, оттенив тем самым живые и   животворные родники сократовской мысли - его иронию и диалектику.

Но правомерно ли искать проблему человеческого бытия в художественных и философских памятниках Востока. Так, создание «Книги Песен» («Ши цзин») относится к временам, когда в Китае философские школы еще не сложились, и впоследствии ее использовали в своих учениях не только конфуцианская, но и другие школы, которые часто искажали первоначальный смысл. Оригинальный текст «Книги истории», или «Книги документов» («Шу цзин») вообще не сохранился до наших времен. Он был изменен в значительной степени как Конфуцием, так и его последователями. Китайское произведение «Лунь юй» («Беседы и высказывания») является единственным произведением китайской классической литературы, которая более или менее непосредственно передает взгляды Конфуция. Но это лишь одна сторона проблемы. Западному читателю, не знакомому с языком Китая, сложно понять не только иносказательный смысл написанного, но, иногда, и прямой и, казалось бы, очевидный. Для этого нужно также знать культуру древнего Китая, его обычаи и предфилософию. И, наконец, трудность представляет то, что в сохранившихся до наших дней произведениях человек Китая «растворен» в космосе, един с ним и неотделим от него. Все это делает затруднительным постижение природы и смысла человека в понимании древнекитайских философов.

Целью данной работы является изучение проблемы человека в  истории философии, в частности у Сократа, в Конфуцианстве, в чань-буддизме, по работам различных современных авторов (историков, философов), обобщение разрозненного и, порой, противоречивого материала и создание стройной системы знаний и положений, определяющих место человека во Вселенной.



«Сократический поворот» в философии: идеи и метод философии Сократа. Проблема человека


Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою   речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале    Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный,    известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой    элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос   (но только на первый взгляд). Собеседник дерзко и нехотя отвечал на него,   Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же   вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал и это доходило до того,   что собеседник, в конце концов, своим последним ответом противоречил своему   первому ответу. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он   знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не   знает и спокойно удалялся. И этой своей исключительностью, гениальностью,   избранностью Сократ и прославился.

Сократ при этом пользуется грозным и непобедимым оружием-иронией.   Cократовская ирония выступает в качестве диалектической ловушки,   при посредстве которой обыденный здоровый смысл оказывается   вынужденным выйти из всяческого своего окостенения и дойти - не до   самодовольного всезнайства, а до имманентной ему самому истины, -эта ирония   есть не что иное, как форма, свойственная философии в ее субъективном   отношении к обыденному сознанию.

Эта ирония казалась идущей от какой-то загадочной, демонической силы   Сократа, ставящей его над людьми, как бы талантливы и умны они ни были.   Разгадка этого внутреннего превосходства, этой силы, скрытой за добродушной   ухмылкой, в том, что сам Сократ неуязвим. В его сбивающих с толку   речах все время чувствуется некая уверенность и основательность человека,   который хотя и не имеет готового ответа на свои вопросы, но знает нечто   большее, а именно: во имя чего идет поиск и как именно его надо вести, что   придает его иронии необоримую силу Антея. Эта внутренняя основательность   Сократа исходит также из его убеждения о возможности рационального осмысления и постижения жизни во всех своих проявлениях, во   всех, даже темных и мистических, сторонах и тончайших движениях человеческой   души и интеллекта. Сократ убежден, что во всей пестроте жизненных   переживаний есть нечто объединяющее, некий общий смысл, который может быть   выражен единой идеей, понятием.

Испытывая других на мудрость, Сократ сам отнюдь не претендует на звание   мудреца, оно, по его мнению, приличествует богу. Если человек самодовольно   полагает, что на все он знает готовые ответы, то такой человек для философии     погибший, ему незачем ломать голову в поисках наиболее верных понятий,   незачем двигаться дальше по бесконечным лабиринтам мысли. Он почивает на   лаврах истины, которые на поверку оказываются собранием самых убогих,   плоских представлений обывательской премудрости. Так почитающий себя   мудрецом оказывается всего лишь премудрым пескарем.

" Я знаю только то, что ничего не знаю." Это излюбленное выражение, кредо   сократовской собственной позиции. " Я ничего не знаю" - это значит, что   как бы далеко я ни продвинулся в одиссеях мысли, я не успокаиваюсь на   достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймал жар-птицу истины. Не   будем забывать, что Сократа сопровождали не только восторженные взгляды,   но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа те из   софистов, которые сделали искусство доказывать правое и неправое своей   профессией. Кто покушается на самодовольство темных и пустых людей, тот   сначала человек беспокойный, потом нестерпимый, и наконец, преступник,   заслуживающий смерти. Первым полушутливым, полусерьезным обвинением против   Сократа явилась постановка в 423 году комедии Аристофана "Облака". В которой   Сократ изображается мастером "кривых речей". В один из дней 399 года   до н.э.. жители Афин читали выставленный для всеобщего обсуждения текст:   " Это обвинение написал и клятвенно засвидетельствовал Мелет, сын Мелета,   пифеец, против Сократа, сына Софраникса из дома Алопеки. Сократ обвиняется   в том, что он не признает богов, которых признает город, и вводит других,   новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание —    смерть". Мошенники мысли не простили Сократу его иронии, слишком   разорительной для них. В речах Сократа на суде, с большой художественной   силой переданных Платоном, поражает то, что он сам сознательно и решительно   отрезает себе все пути к спасению, он сам идет навстречу смертному   приговору. В его рассуждениях подспудно бьется мысль: раз уж, афиняне, вы   дошли до такого позора, что судите мудрейшего из эллинов, то испейте чашу   позора до дна. Не меня, Сократа, судите вы, а самих себя, не мне выносите   приговор, а себе, на вас ложиться несмываемое клеймо. Лишая жизни мудрого и   благородного человека, общество себя лишает мудрости и благородства, лишает себя стимулирующей силы, ищущей, критической, беспокоящей мысли. И вот   меня, человека медлительного и старого( Сократу было тогда 70 лет ), догнала     та, что настигает не так стремительно, - смерть, а моих обвинителей,   людей сильных и проворных, -  та, что бежит быстрее, - испорченность. Я ухожу   отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные   правдою в злодействе и несправедливости. У порога смерти Сократ   пророчествует, что тотчас после его гибели постигнет афинян кара более   тяжелая, чем та, которой его покарали. Сократ сам осудил себя на смерть, и,   уже осужденный, твердо отказался от реальной возможности бежать из тюрьмы и   уйти в изгнание. Он добровольно дал распять себя на кресте " отеческих   законов " и поступил весьма хитроумно и дальновидно, лучшим образом   продемонстрировав неистинность этих законов всему миру. Пророчество Сократа   сбылось: позор пал на головы его судей, и прежде всего на головы   обвинителей. Они, так же как тиран, судивший Зенона Элейского, были побиты   каменьями и, как сообщает Плутарх, повесились, так как не вынесли презрения   афинян, лишивших их "огня и воды".

Смерть Сократа явилась последним и самым обличительным, самым гениальным   его философским произведением, вызвавшим глубокое брожение умов и могучий   общественный резонанс на протяжении многих веков человеческой истории.  Юный ученик Сократа - Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал   настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. " Как   жить дальше в обществе, которое карает за мудрость ?" - вот вопрос, который   встал перед Платоном во всей своей драматичности и который породил другой   вопрос: " Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с   мудростью?" Так родилась первая философская утопия о "справедливом" (для   своего времени) общественном строе, оказавшая впоследствии большое влияние   на возникновение и развитие утопического социализма.

Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного   мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ   сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил   против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного   знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем " тенденции, или   линии Платона "  в античной философии.

Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических и   просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся   место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики,   политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс   человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в   духовную культуру человечества.

Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе,   популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество,   трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности.   Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые   эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до   наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к   веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она,   несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В центре сократовской   мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей   и пророков, права и долга, свободы и ответственности общества. И   сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно   ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу   во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем   своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума   в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело   богов. Мир представляется Сократу творением божества, "столь великого и   всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует,   и обо всем имеет попечение". Нужны гадания, а не научные исследования,   чтобы получить указания богов относительно их воли. И в этом отношении   Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин. Он   следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим   ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно   выполнял все религиозные обряды.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал   делом ненужным и безбожным.

Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению Сократа,   привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким   индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию   справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты,   изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты   подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, - необходимо поэтому,   согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа   и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной   философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является   дух, сознание, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное,   не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для   обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший   путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая   этика Сократа перерастает в теологию.    Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность   материалистам, призывающим "прислушиваться к природе", ссылаться на особый   внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах, - знаменитый   "демон" Сократа.

Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и   намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным   пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет   своей целью пользу человека.

Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувств   человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение определенных   задач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и т.п. Равным   образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь   предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью   помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля производила   пищу для человека, для чего введен соответствующий распорядок времен года;   более того, движение солнца происходит на таком расстоянии от земли, чтобы   люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного холода и т.п.

Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но   распространял его путем устной беседы в форме своеобразного,   методологически направленного к определенной цели спора. Не ограничиваясь   руководящей ролью в пределах своего философско-политеческого кружка, Сократ   бродил по Афинам и всюду - на площадях, на улицах, в местах общественных   собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел "беседы"   с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские,   религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался   показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная   жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную   пропаганду своего этического идеализма.

Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских   интересов и занятий Сократа.    Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели.   Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и   знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным,   необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее   основной всех частных добродетелей.    Задаче нахождения "всеобщего" должен был, по мысли Сократа, способствовать   его особый философский метод.    "Сократовский" метод, имевший своей задачей обнаружение "истины" путем   беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической "диалектики".   "Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем   раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих   противоречий. В древности некоторые философы считали, что раскрытие   противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является   лучшим средством обнаружения истины".    Между тем как Гераклит учил о борьбе противоположностей, как о движущей   силе развития природы, сосредоточив свое внимание, главным образом, на   объективной диалектике, Сократ, опираясь на элейскую школу ( Зенон ) и   софистов ( Протагор ), впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной   диалектике, о диалектическом способе мышления.    Основные составные части "сократического" метода: "ирония" и "майевтика"   - по форме, "индукция" и "определение" - по содержанию.    "Сократический" метод - это прежде всего метод последовательно и   систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение   собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного   невежества. В этом и состоит сократовская "ирония".    Однако Сократ ставил своей задачей не только "ироническое" раскрытие   противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий   с целью добиться "истины". Поэтому продолжением и дополнением "иронии"   служила "майевтика" - "повивальное искусство" Сократа ( намек на профессию   его матери ). Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям   родиться к новой жизни, к познанию "всеобщего" как основы истинной морали.    Основная задача "сократического" метода - найти "всеобщее" в   нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных   добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной   "индукции" и "определения".

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.