рефераты скачать

МЕНЮ


Прикладное искусство Батик

параметры, например, цветовой тон определяется длиной волны. В

художественной практике преимущественно применяют другие определения цвета,

например такие термины, как простота или открытость, а также сложность

цвета. Открытый или простой цвет приближается по яркости и чистоте

цветового тона к спектральному цвету.

Все цвета хроматической группы различаются между собой, прежде всего по

цветовому тону, проще говоря, по цвету и его оттенку: желтый, красный,

зеленый, коричневый, золотистый, желто-зеленый, красно-коричневый,

голубовато-зеленый и т. д. В пределах одного цветового тона могут быть

более темные или светлые цвета, более или менее яркие, Светлота в ряде

случаев находится в прямой зависимости от насыщенности: чем цвет

насыщеннее, тем он темнее. При подборе цветов важна не только цветовая

гамма, но и степень светлоты, в которой взят тот или иной цветовой тон, что

зачастую определяет его звучание в данной композиции. От степени

насыщенности красок зависит колористическое решение изделия в целом. Нужно

знать, что каждый вид материала требует своей степени насыщенности красок.

Например, для выполнения рисунка на крепдешине взяли группу ярких,

насыщенных красок, но в готовой вещи оказалось, что каждый цвет звучит

слишком самостоятельно и единой цветовой гаммы не получилось. Те же

краски, использованные для выполнения того же рисунка на шифоне или

капроне, дали совсем другой эффект: изделие получилось гармоничным, мягко и

спокойно решенным в цвете. Дело в том, что шифон или капрон более

прозрачны, чем крепдешин, и поэтому в шифоновом платке все цвета стали

менее плотными, т. е. менее насыщенными и в некоторых случаях более

светлыми. Произошло уравнивание цветов по насыщенности и по светлоте —

цвета стали меньше контрастировать друг с другом,

3.1.1. Спектр. Цветовой круг.

Луч света, пропущенный сквозь трехгранную стеклянную призму,

разлагается на составные цвета, на цвета линейного спектра: красный,

оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Если к цветам

спектра добавить пурпурный, смесь крайних его цветов—красного и

фиолетового, то можно замкнуть линейный спектр в цветовой круг . При

помощи этого цветового круга попробуем разобраться в закономерностях

взаимодействия цветов.

Разделив цветовой круг пополам по диаметру пурпурный, — зеленый,

получаем группу холодных и группу теплых цветов. Холодными принято называть

цвета, в которых ощущается примесь голубого цвета, а теплыми—примесь

желтого. Это определение условно, но при колорировании, подборе красок оно

имеет большое значение. Многие краски могут быть и холодными, и теплыми.

Ярче всего это прослеживается на примере зеленого цвета: с примесью

голубого или синего он становится голубовато-зеленым, т. е. холодным, а с

примесью желтого — желто-зеленым, т. е. теплым.

Этот пример показывает еще одно интересное и нужное художнику

свойство цветов, соседствующих в цветовом круге. Как известно из практики,

при их смешивании получаются более насыщенные тона. И наоборот, чем дальше

цвета отстоят друг от друга, тем менее насыщенными получаются их смеси.

3.1.2. Дополнительные цвета.

Расположенные на противоположных концах спектрального круга тона

называются дополнительными. Вот основные пары дополнительных цветов:

желтый и фиолетовый,

оранжевый и синий,

красный и зелено-голубой,

пурпурный и желто-зеленый.

Если смешивать в равных количествах дополнительные цвета, то они

становятся сероватыми, малонасыщенными, как бы погашая друг друга.

Внутри основного цветового круга расположены три концентрических

круга, в которых помещены цвета, полученные от смешения в различных

пропорциях двух дополнительных цветов. Проследим, например, что,

получается, от смеси желтого и фиолетового, Как основу смеси сначала берем

желтый цвет и начинаем постепенно добавлять к нему фиолетовый. Сначала у

нас получается светло-золотистый цвет, т. е. желтый стал темнее и несколько

потерял свою насыщенность. По мере увеличения доли фиолетового желтый

теряет свою насыщенность и в центре круга приближается к серому

ахроматическому.

Подобное явление наблюдается при смешении любой пары дополнительных

цветов. Из приведенного примера можно сделать вывод, что при смешении

дополнительных цветов невозможно получить новый чистый насыщенный цвет, а

всякая, даже незначительная примесь дополнительного цвета к основному

снижает его насыщенность.

Это свойство дополнительных цветов важно учитывать в тех случаях, когда

необходимо получить какой-либо приглушенный или так называемый мягкий цвет.

И в самом деле, все цвета, расположенные на таблице во внутренних

концентрических кругах, полученные от смеси дополнительных цветов в

различных пропорциях, дают серию привлекательных по тону малонасыщенных

цветов. Этот прием существенно обогащает палитру художника,

Существуют три способа смешения цветов: механический, при котором новый

цвет, получается, от перемешивания двух или более цветов, оптический способ

(лессировка), при котором цвета, будучи наложены прозрачным слоем один на

другой, дают новый цвет, и пространственный, когда цвета, располагаясь на

поверхности в виде мелких точек, орнаментальных форм или полосок, создают

при восприятии на расстоянии ощущение нового цвета. Эти способы применяются

при колорировании текстильных изделий: первый и второй — в росписи тканей,

третий — в ткачестве и ковроделии,

Пользуясь этими способами смешения цветов, можно практически беспредельно

расширить палитру- Часто, добиваясь того или иного цветового тона, мы

получаем нежелательный оттенок, например красного или зеленого (чаще всего

при получении золотистого или серого тона). В этом случае, используя

свойства дополнительных цветов, можно избавиться от красного оттенка

добавлением небольшого количества зеленого, и наоборот.

Одновременный контраст цветов. Приступая к колористическому решению

произведения, необходимо учитывать, что каждый цвет в композиции существует

не изолированно. Он действует на зрителя одновременно с цветами, его

окружающими. Взаимодействие это происходит по определенным законам. Если

сравнить два рисунка, в одном из которых узор выполнен серой краской по

черному фону, а в другом — по белому, то серый цвет на черном фоне будет

всегда казаться светлее, чем на белом. То же наблюдается при взаимодействии

хроматических цветов: золотистый или сиреневый цвет будет казаться на

коричневом фоне светлее, чем на желтом.

Явление изменения светлоты цвета в зависимости от светлоты окружающего

его фона носит название одновременного светлогного контраста.

Более сложные изменения происходят с цветами при одновременном

хроматическом (цветовом) контрасте. Хроматический контраст — это кажущееся

изменение цветового тона или насыщенности цвета в зависимости от окружающих

его других цветов. Одновременный хроматический контраст ярче выражается при

соприкосновении дополнительных или близких к ним цветов, причем он

усиливается при уменьшении насыщенности этих цветов.

Одновременный хроматический контраст цветов дает зачастую нежелательные

эффекты, но им ЖЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ и для усиления «цветности» того или иного

колористического решения. Предположим, что нужно выполнить серый узор на

красном фоне. Нейтральный серый цвет в окружении красного приобретает

нежелательный зеленоватый оттенок, дополнительный к цвету окружающего фона.

Избежать этого явления можно, прибавляя в серый цвет несколько капель

красного, т. е. цвета фона, который нейтрализует зеленоватый оттенок,

вызываемый одновременным контрастом, а серый получает необходимый

нейтральный тон. Таким образом, для смягчения одновременного хроматического

контраста необходимо в цвет рисунка или контура добавить небольшое

количество цвета фона- Это необходимо учитывать при подборе пряжи для

тканых и ковровых изделий.

Иногда появляется необходимость в выделении и подчеркивании какого-либо

цвета в общей спокойной и сдержанной гамме, включении в композицию, как

говорят художники, цветового «огонька». В этом случае необходимо

расположить его на фоне дополнительного цвета. Тогда по закону

одновременного хроматического контраста он будет казаться более ярким и

насыщенным.

3.1.3. Колорит.

текстильного изделия определяется совокупностью применяемых цветов,

гармоничностью их сочетаний. В зависимости от преобладания тех или иных

цветов колорит может быть темным или светлым, холодным или теплым, он может

строиться на сочетании больших плоскостей насыщенных цветов или на тонких

тональных сочетаниях, может быть спокойным или напряженным. Однако, прежде

всего колорит характеризуется преобладающим в нем цветом — синим или

желтым, фиолетовым или зеленым и т. д.

Выбор основной гаммы и подчинение общего колористического решения этой

гамме позволяет осмысленно подходить к вопросу цветового решения

произведения. Недостаточно распределить цвета по плоскости изделия. Нужно

научиться управлять возможностями, которые дают имеющиеся под рукой краски

или пряжа- Колористически гармонично решенная вещь подобна музыкальному

произведению, в котором ясно слышится основная мелодия на фоне музыкального

сопровождения, не заглушающего эту мелодию, а только подчеркивающего и

обогащающего ее.

Колорит—одно из средств создания определенного образа, настроения

произведения. Не случайно, рассматривая произведение текстильного

искусства, употребляют такие эпитеты, как солнечный, весенний, сдержанный,

радостный, мрачный и пр. Они рождаются в результате зрительного и

эмоционального ощущения, возникающего при первом знакомстве с вещью. Основу

этого ощущения составляет глубокая внутренняя связь, существующая во всяком

законченном художественном произведении между общим композиционным

замыслом, орнаментальным ритмом и колористическим решением. Но только

обладая богатым опытом в создании художественных произведений, знаниями

закономерностей взаимоотношения цветов, можно проанализировать зрительные

ощущения, сказать, почему - то или иное произведение, его колорит хороши

или плохи, насколько полно они раскрывают художественную идею произведения,

и передать эти знания ученикам.

Сложные вопросы, связанные с цветовым решением, не исчерпываются данными

здесь сведениями. Они приобретают ценность в руках вдумчивого художника при

осмысленном применении их в процессе создания художественных произведений.

Глава IV. ОПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ

4.1. Краткий экскурс в мир майя.

Около 10000 лет назад, когда закончился последний ледниковый

период, люди с севера двинулись осваивать южные земли, известные теперь под

названием Латинская Америка. Они расселились на территории, составившей

потом область майя, с горами и долинами, густыми лесами и безводными

равнинами. В область майя входят современные Гватемала, Белиз, часть

Мексики, Гондураса и Сальвадора

В течение последующих 6000 лет местное население перешло от

полукочевого существования охотников-собирателей к более оседлому

земледельческому образу жизни.

Примерно в 1500 году до Н.Э. началось повсеместное строительство

посёлков, послужившие началом так называемого «до классического» периода, с

которого начинается отсчёт столетий славной цивилизации майя.

4.1.1. Историческая панорама.

«Доклассический период»

1500 году до Н.Э. – 250г. Н.Э.

Люди приобрели некоторые сельскохозяйственные навыки, научились

повышать урожайность полей, по всей области майя возникают густонаселённые

посёлки сельского типа. Около 1000 года до Н.Э. сельские жители Куэльо (на

территории Белиза) изготовляли глиняную посуду и хоронили умерших, соблюдая

положенный церемониал: в могилу клали кусочки зелёного камня и другие

ценные предметы. В искусстве майя этого периода заметно влияние ольмекской

цивилизации, возникшей в Мексике на берегу залива и установившей торговые

связи со всей Мезоамерикой.

С 300года до Н.Э. по 250 года Н.Э. возникают такие крупные центры,

как Накбе, Эль-Мирадор и Тикаль. Используются ритуальный, солнечный и

лунный календари, развевается иероглифическая письменность, возводятся

храмы, украшенные скульптурными изображениями богов, а затем и правителей

майя. В гробницах правители майя этого периода находят богатые приношения.

Ранний «классический» период.

250-600года Н.Э.

к 250 году Н.Э. Тикаль и соседний с ним город Вашактун становятся

главными городами в центральной низменной зоне на территории майя. Общество

разделилось на правящую элиту и подчиненный ей трудящийся класс

земледельцев, ремесленников, торговцев. Начиная, с III века правители,

облечённые высшей властью, воздвигают храмы-пирамиды и стелы с

изображениями и надписями, призванными увековечить их правление; обряд

посвящения состоит из ритуала кровопускания и человеческих

жертвоприношений. Самая ранняя из известных стел (датированная 292 годом)

найдена в Тикале, она поставлена в честь одного из наследников правителя

Янг-Мок-Шока, основавшего в начале века династию, которой суждено было

править городом 600 лет. В 378году, при девятом правителе из этой династии

– Лапе Великого Ягуара, Тикаль покорил Вашактун. К тому времени Тикаль

находился под влиянием племени воинов и торговцев из мексиканского центра

Теотиукана, переняв у иноземцев некоторые методы ведения войны.

Развитие ремёсел и успехи архитектуры говорят о том, что искусство

в этот период находилось на подъёме. В VI веке Тикали наступает непонятная

полоса затишья: в период с 534 по 593 год памятников почти не ставили.

Поздний "классический" период .

600-900 годы Н.Э.

Классическая культура майя, для которой характерно бурное строительство

дворцов и храмов, в VII-VIII веках вышла на новый уровень развития. Тикаль

возвращает себе былую славу, но появляются и другие, не менее влиятельные

центры. На западе области майя процветает Паленке, которым правит Пакаль,

пришедший к власти в 615 г. и похороненный с наивысшими почестями в 683

году. В VII веке во время 67- летнего правления Дыма- Ягуара, снискал себе

славу и юга- восточный город Конан. Хотя правители таких городов

приходились друг другу родственниками вследствие меж династических браков,

да и в культуре, искусстве и религии этих городов было много общего, они

оставались соперниками. Воины между городами были обычным явлением.

Продолжает развиваться искусство, ремесленники снабжали знать

различными изысканными поделками. Продолжается строительство церемониальных

зданий и многочисленных стел, превозносящих личные заслуги правителей.

Однако, начиная с VIII века, и особенно в IX века, города центральных

низменностей приходят в упадок. В 822 году политический кризис потряс

Конан; последняя датированная надпись в Тикале относится к 869 году.

«Постклассический» период.

900 – 1500 годы Н.Э.

истощение природных ресурсов, упадок сельского хозяйства,

перенаселенность городов, эпидемии, вторжение извне, социальные и

непрекращающиеся войны – все это могло послужить причиной заката

цивилизации майя в южных равнинных областях. К 900 г. строительство на этой

территории прекращается, некогда многолюдные города, покинутые жителями,

превращаются в руины. Но культура майя все еще живет в северной части

полуострова Юкатан. Такие прекрасные города, как Ушмаль, Кабах, Сайиль

иЛабна в холмистой местности Пуук, существует вплоть до 1000 г.

примерно в это же время для города Чичен–Ица наступает пара

процветания, продолжающаяся 200 лет. Новые скульптурные мотивы, как колонна

из дворца ягуаров, и некоторые другие архитектурные детали отражают

возросшие влияния мексиканских культур, преимущественно тольтекской,

развивавшееся в Центральной Мексике прежде ацтекской. После внезапного и

загадочного падения Чичен – Ицы главным городом на Юкатане становится

обнесенный стеной Майяпан. После 250-летнего успешного правления династии

Кокомов, в 1441 году Майапан был разрушен во время восстания, поднятого

вождями с соседних городов. После этого цивилизация майя в прежнем виде

перестает существовать, вырождается в кучку племен, занятых только войной,

и готовится принять последний сокрушительный удар - вторжение испанских

конквистадоров, начавшееся в XVI веке.

4.1.2. Боги, символы и мифы.

Религиозные представления пронизывали все стороны жизни

древнемайяского общества. Как и во всех раннеклассовых обществах, религия у

древних майя была преобладающей формой идеологии, посредством которой

находили свое выражение другие ее виды, в частности искусство и наука.

Среди основных источников для изучения религии майя можно назвать

многочисленные иероглифические тексты, изображения мифологических

персонажей и религиозных обрядов в монументальной скульптуре и памятниках

живописи, наконец, тексты мифологического и культового содержания,

сохранившиеся в записи латиницей.

Простые охотничьи и земледельческие культы животных, земли, влаги, солнца,

кукурузы и духов — покровителей животного и растительного плодородия

составили основной и наиболее архаический слой верований, на который

напластовались создайные позже религиозные представления. Социальное

расслоение вызвало к жизни существование особой общественной группы—

жречества, полностью оторвавшейся от материального производства и

занимавшейся исключительно религиозными делами. Тщательное ведение

календаря, детальное изучение астрономических и метеорологических явлений

позволило жречеству держать под строгим контролем всю деятельность рядовых

земледельцев. Разработка жрецами мифологических и хронолого-исторических

систем и распространение их среди трудящегося населения укрепляли

политические и идеологические позиции высшего класса общества. Основной

идеей таких систем было утверждение необходимости неукоснительно

поддерживать существующий порядок в мироздании и обществе. Отклонение от

него, несоблюдение обрядов должно было привести к мировой катастрофе.

Развитие представлений о загробной жизни, с одной стороны, и

обожествление в классический период особы правителя, в котором видели

представителя неба — с другой, привело к созданию особых форм заупокойного

культа, близких по содержанию к некоторым обрядам древнего Египта. Центрами

культа были многочисленные храмы и различные святилища — от величественных

пирамид до скромных рыбачьих молелен на берегах моря.

В дошедших до нас мифологических сказаниях народов Месоамерики

отражено несколько мифологиче-ских систем, возникших в разное время и па

разных территориях.

Первая и вторая засвидетельствованы у них лишь во фрагментарных

формах: женские статуэтки в древнейших слоях показывают существование

культа «богини с косами»; то же самое можно сказать и о «толстом боге»,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.