рефераты скачать

МЕНЮ


Предмет философии и его становление

В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых такие важнейшие как чувства ("живое созерцание") и разум (мышление, рациональное, находящиеся в тесном единстве друг с другом, так и с другими человеческими способностями.

развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон - чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них. Органы чувств доставляют разуму соответственные данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания и др. Органы чувств - это единственные "ворота", через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире.

Будучи моментом, чувственно-предметной деятельности, живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах:

1. Ощущения - отражает в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явления материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные.

2. Восприятие - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятие пространства, времени и движения.

3. Представление - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление - осуществляющий в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и т.д.).

Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует выделить два основных уровня мышления - рассудок и разум.

Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Эта способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Главная функция рассудка - расчленение и исчисление.

Разум (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего, характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Главная задача разума - объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений.

Формы мышления - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определения (дефинициях).

Суждение - форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения.

Понятие и суждение выступают "кирпичиками" для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения мышления от одних суждений и понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение - форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится главное знание. Наиболее общим делением умозаключений является их деление на два взаимосвязанных вида: индуктивные - движение мысли от единичного, частного к общему, от менее общего к более общему и дедуктивные, где имеет место обратный процесс.


Системная организация общества


В широком философском смысле обществом называют любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Общество можно рассматривать с разных позиций. Его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, и тогда мы будет иметь дело прежде всего с населением.

Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, где все люди выстроены по критерию богатства и объема власти. Наверху окажется богатая и всевластная элита, за ней - средний класс, а внизу - бедное и бесправное большинство (или меньшинство) общества.

Можно совести общество к совокупностям пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия. Названные институты выполняют функцию столпов общества, на которых все и держится.

Можно общество разделить на четыре главные сферы - экономическую, политическую, социальную и культурную.

Экономика выполняет функцию добывания средств существования и выступает фундаментом общества. Политическая сфера во все времена выполняла роль управленческой надстройкой общества, а социальная, занимающаяся социально-демографическим и профессиональным составом населения и взаимоотношениями между большими группами населения, пронизывает всю пирамиду общества. Такой же универсальный, или сквозной, характер носит и духовая сфера. Она затрагивает все этажи общества. Соответственно четырем сферам выделяют четыре института общества.

Термин "институт" имеет множество смыслов. В европейские языки он пришел из латинского: institutum - установление, устройство. Со временем он приобрел два значения - узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений: институт брака, институт наследования.

Социологи, наделили его новым содержанием. Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующий определенную сферу общественных отношений (семья, производства, государство, образование, религия), они углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Их предназначение - удовлетворять важнейшие (фундаментальные) жизненные потребности общества. Их всего четыре, как и основных социальных института:

потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака);

потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, воспитанники подрастающего поколения (духовные институты в широком смысле, т. н. включая науку и культуру).

Социальный институт - устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Благодаря институтам происходит социализация людей (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей), рождаются новые поколения (институт семьи), добываются средства существования, наводиться порядок и отправляются духовные ритуалы.


Социализация личности


Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. Вне общества эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью.

Личность - категория социально-историческая. Она характеризует индивида как члена определенного, исторически конкретного общества, который обладает необходимым для жизни в этом обществе социальными качествами.

Процесс усвоения социального опыта, приобретения им качеств, позволяющих ему быть членом общества, называется социализацией личности.

Социализация - это процесс формирования и развития личности, который начинается с момента рождения человека и продолжается в течение всей его жизни. Ее основа - общение и деятельность индивида в семье, школе, трудовом коллективе, различных неформальных группах. Огромную роль в социализации личности играют воспитание, обучение, самообразование.

В процессе социализации индивид включается в мир человеческой культуры. Вхождение его в этот мир опирается, прежде всего, на освоение языка и на овладение выработанными опытом предшествующих поколений. Формами контакта с другими людьми и способами обращения с предметами окружающей среды. Приобщаясь к культуре, индивид овладевает существующими в ней знаниями ценностями, программами, поведения и становится ее потребителем, носителем и творцом.

В силу своеобразия индивидуального выбора у каждой личности образуется свой особый комплекс освоенных его культурных достижений человечества - ее "культурный диапазон". Этот диапазон в течение жизни изменяется и чем шире он, тем выше уровень культурного развития личности.

Высшие культурные ценности - добро, красота, свобода, справедливость и др. - неутилитарные, они сами по себе никакой практической пользы человеку не дают. Более того, во имя этих ценностей человек подчас готов идти на любые материальные жертвы. Ориентация на неутилитарные духовые ценности определяет то, что называют духовностью. Духовность личности - ее способность возвыситься над эгоизмом и корыстью, поставить задачу развития своего духа выше материально-практических нужд.


Глобальные проблемы: возникновение, сущность, содержание, общечеловеческий смысл


Современная эпоха представила перед обществом новые проблемы, требующие философского мышления. Среди них - так называемые глобальные проблемы. Само название этих проблем произошло от французского слова qlobal - всеобщий и от латинского qlobus (terrae) - земной шар. Оно означает совокупность насущных проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации. К их числу в первую очередь относят: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; преодоление возрастающего контраста в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающими странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; прекращение стремительного роста (демографического взрыва в развивающихся странах) и устранение опасности депопуляции в развитых странах; предотвращение катастрофического антропогенного загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, Мирового океана; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами, как возобновляемыми, так и невозобновляемыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; предотвращение непосредственных и отдаленных отрицательных последствий научно-технической революции. Глобальный характер приобретают также проблемы здравоохранения (например, угроза эпидемии СПИДа), международной преступности (в особенности терроризма и наркомафии), образования и воспитания подрастающего поколения, сохранения социальных и культурных ценностей, приобщения населения планетарному экологическому сознанию, преодоления национального и социального эгоизма.

Угрожающий характер глобальных проблем во многом связан с колоссально возросшими средствами воздействия человечества на окружающий мир и огромным размахом (масштабом) его хозяйственной деятельности, который стал сопоставим с геологическими и другими планетарными естественными процессами.

В настоящее время стал широко использоваться термин "глобалистика", тесно связанный с глобальными проблемами. Глобалистика - это "совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем или проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления. К философскому аспекту глобалистики относятся вопросы общемировоззренческого характера, гносеологические вопросы, вопросы этики, вопросы социальной философии. Изучение глобальных проблем ведет, с одной стороны, к росту информации внутри самой глобалистики, с другой - к расширению проблематики и углублению понимания категорий собственно философского знания.

В глобалистике можно выделить три основные глобальные проблемы: проблемы междугосударственного характера, экологические проблемы, демографические проблемы.

В первой группе находятся войны и угроза мировой термоядерной войны. Всегда и везде войны выступали как трагедия человечества, они были связаны с человеческими жертвами. В ХХ столетию только Первая и Вторая мировые войны стоили человечеству 60 млн. человеческих жизней. Согласно некоторым источникам, в наше время накопилось огромное количество ядерных боеприпасов, само хранение которых представляет угрозу человечеству. На планете функционируют 430 атомных электростанций, являющихся потенциальной угрозой существованию человеческой цивилизации. В атомной войне, если она разразиться, человечеству в целом грозит гибель. Ели даже кто-то выживет в атомном пожаре, то его потомки все равно будут обречены.

Из второй группы глобальных проблем следует назвать истощение природных ресурсов, энергетический кризис, разрушение биосферы, деградацию окружающей среды.

В глобализационном процессе за последнее столетие все более значительными стали негативные стороны и возникли новые моменты, связанные с регрессором и деградацией. В конце века глобализация стала силой, угрожающей человеку, разрушающей его, как субъекта истории. Многие исследователи считают, главной причиной этого процесса изменения характера тех ценностей, которые пытаются глобализировать страны, выступающие лидерами глобализации. "Это ценности либерализма, индустриализма рынка, приоритета научной рациональности над другими формами освоения человеком себя и мира. Это ценности инновации, индивидуализации и свободы".

В большом комплексе глобальных проблем особняком стоит новая проблема ХХI века, выросшая из локальных проблем, - международный терроризм. Терроризм - особая, жесткая форма насилия, в первую очередь политического. Он является продолжение экстремизма, радикализма и фанатизма. Причины роста терроризма заключаются, прежде всего, в нарастании кризисных явлений в экономике стран, порождающих безработицу, в ослаблении правоохранительных функций государства, стремлении к сепаратизму. Далеко не последнюю роль в появлении стремления к терроризму играет неурегулированность политических отношений между народами и несправедливость (подлинная или мнимая), допускаемая в чем-то крупным государством по отношению к народности, в него входящий.


Основные противоречия


История развития общества за последние столетия показывает, что активно преобразующая деятельность человека по отношению к природе отозвалась ему не только благами жизни, но и резким ухудшением всей окружающей среды, ее истощением, дошедшим на рубеже двух тысячелетий до катастрофического положения.

Быстрыми темпами идет исчезновение природных запасов нефти, газа, каменного угля, железной руды и других полезных ископаемых. Эгоистическое потребительство пришло в неразрешимое противоречие с механизмами природного самовосстановления; возникла реальная опасность полного исчерпания природных ресурсов в ближайшие несколько десятков лет. Некомпенсируемый характер носит все ускоряющаяся вырубка и гибель лесов, в том числе в России, Канаде, Бразилии и других странах.

Современное производство, взяв от природы 100 единиц вещества, использует только 3-4, в 96-97 единиц выбрасывает в природу в виде отходов, загрязняя биосферу. Развитые страны потребляют 75% добываемых ресурсов и выбрасывают в атмосферу 60% углекислого газа. Коэффициент давления и их стороны на природную среду (при среднеглобальном, принимаемом за (1)) равен 5, а весь остальной мир имеет коэффициент 0,5. В США ежегодно выбрасывается в атмосферу более 260 млн. тонн вредных веществ - это около половины мировых выбросов. Велики они и в других странах - Германии, Франции, Великобритании, Японии, а также и в России. Увеличение вокруг Земли прослойки углекислого газа ведет к потеплению климата, что способствует в одних регионах появлению засушливых районов, в других - затоплению прибрежных земель и городов. Использование фреона в производстве и бытовой технике способствует появлению озоновых дыр, что увеличивает ультрафиолетовую радиацию, которая вместе с отходами производства, особенно химической и атомной промышленности, ведет к повышению заболеваемости людей и отрицательно влияет на их наследственность. Эти же причины ведут к росту в мире сердечно-сосудистых, онкологических, психических болезней, заболеваний СПИДом и т.п. Появились сведения о состоянии температуры Мирового океана. Еще лет сорок-пятьдесят тому назад считалось, что повышение его температуры только на 2˚ приведет к таянию льда на Северном Ледовитом океане, в Антарктиде и затоплению значительной части суши в Северном и Южном полушариях и к миграции огромной массы населения в сторону экватора. Специально проведенные анализы последних десятилетий показали, что к началу этого столетия вода в Мировом океане уже поднялась на 1%.


Итоговый тест


1. Философское учение, отрицающее познаваемость мира, называется

А) материализм

В) объективный идеализм

С) дуализм

D) агностицизм

2. Философский материализм - это

А) учение, утверждающее первостепенную значимость материальных ценностей, богатства

В) ученье, призывающее к отказу от веры в идеале

С) учение, утверждающее первичность материи по отношению к сознанию

D) учение, призывающее к наслаждению земными, чувственными радостями

3. Философский идеализм - это

А) учение, утверждающее веру в идеалы

В) учение, утверждающее необходимость восхищения человеком, который благодаря могуществу своего духа способен познавать и преобразовывать окружающий мир

С) учение, обосновывающее религиозную веру

D) учение, утверждающее первичность сознания по отношению к материи

4. Определите, представители какой философской школы античности считали, что бытие неподвижно, неизменимо, неделимо, едино

А) Платон и его ученики

В) атомисты

С) элеаты

D) стоики

5. Согласно учению Канта, человек может получить истинные знания о вещах, как они существуют сами по себе с помощью следующих познавательных способностей

А) чувственности (способности к ощущениям)

В) рассудка

С) ни одна из познавательных способностей не позволяет постичь вещи, как они существуют сами по себе

D) разума

6. Определите, какое из приводимых ниже утверждений является правильным, согласно философии Гегеля

А) развитие бесконечно, не имеет ни начала, ни конца

В) развитие общества определяется материальными факторами

С) развивается только мировой разум

D) природа эволюционирует под действием естественных законов

7. Рационализм - это философский подход, в соответствии с которым единственным источником нового знания является

А) эксперимент

В) чувственные восприятия

С) разум

D) общение между людьми

8. Эмпиризм - это философский подход, в соответствии с которым естественным источником нового знания является

А) эксперимент

В) чувственные восприятия

С) разум

D) общение между людьми

9. Согласно теории общественного договора государство возникает

А) случайно

В) как результат Божественного установления

С) благодаря действию объективных законов истории

D) в результате соглашения между людьми

10. Согласно учению К. Маркса и Ф. Энгельса, основой общественной жизни является

А) политика государства

В) борьба партий

С) материальное производство

D) развитие науки

11. Определите, какое из приводимых ниже определений является правильным. Бытие - это философская категория для обозначения:

А) материальной реальности

В) природы

С) общественной жизни

D) всего существующего

12. Материя - это философская категория для обозначения

А) вещества и поля

В) природных явлений

С) объективной реальности, существующей независимо от сознания человека и познаваемой им

D) предметов окружающего человека мира

13. Определите, какой из перечисленных ниже методов научного познания относиться к эмпирическому уровню

А) абстрагирование

В) эксперимент

С) математическое моделирование

D) идеализация

14. Относительная истина - это

А) знание, общепринятое в определенный исторический период

В) ошибочное знание

С) недоказанное, гипотетическое знание

D) соответствующее объекту, но неполное знание

15. Сознание - это

А) материальное воспроизведение действительности

В) мышление

С) активное, избирательное, опережающее отражение реальности в идейной (нематериальной) форме

D) точный образ, копия окружающего человека мира

16. Согласно философскому материализму, функционирование и развитие общества определяется

А) решениями людьми

В) климатическими и другими природными условиями

С) материальным производством

D) Богом

17. Какое из перечисленных ниже явлений не входит в структуру общественного сознания

А) религия

В) государство

С) нравственность

D) идеология

18. Этический подход, в соответствии с которым цель жизни человека - развитие его сил и способностей, самореализация - называется

А) этика долга

В) этика самосовершенствования

С) этика утилитаризма

D) этика наслаждения

19. Подлинным бытием Платон считал

А) мир идей

В) мир вещей

С) Бога

D) материю

20. Источником познания, согласно Платону, являются

А) чувственные восприятия

В) воспоминания души о мире идей

С) рациональные рассуждения

D) Божественное Откровение

21. Психику человека, по Фрейду, можно охарактеризовать, описывая взаимодействия трех уровней

А)"оно", "Я", "сверх-я"

В) эроса, танатоса, логоса

С)"оно", бессознательного, "я"

D) подсознательного, эроса, танатоса

22. Шпенглер называет последний этап уклада культуры

А) цивилизацией

В) деградацией

С)"темным веком"

D)"декадансом"

23. Знание по Сократу тождественно

А) чувствам

В) фантазиям

С) моральным законам

D) добродетели

24.И. Кант считает, что моральный закон

А) усваивается в процессе воспитания

В) имеет априорный (доопытный) характер

С) навязывается человеку культурой

D) случаен, меняется в каждую эпоху

25. Августин Блаженный рассматривал историю как

А) осуществление Божественного замысла

В) совокупность случайных событий

С) результат действия объективных законов

D) циклическое повторение одних и тех же событий

26. Кант выделил:

А) сферу сознания и сферу бессознательного

В) мир явлений и мир вещей в себе

С) духовное и материальное

D) рациональное и иррациональное

27. Социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему, называется в социальной философии

А) технологией

В) индустриализацией

С) отчуждением

D) производством

28. Философы Возрождения, в отличие от средневековых авторов, усматривали важнейшее свойство человека в том, что он

А) совершил грехопадение

В) способен к творчеству

С) сотворен по образу и подобию Божьему

D) обладает разумом

29. Развитие общества, по Гегелю, включает в себя следующие стадии:

А) античность, средневековье, новое время

В) дикость, варварство, цивилизация

С) древний мир, античный мир, германский мир

D) доклассовое общество, классовое общество, бесклассовое общество будущего

30. Философы античной Милетской школы считали, что

А) бытие неподвижно и неделимо

В) истинное бытие - это мир идей

С) все состоит из атомов и пустоты

D) основой бытия являются стихии - земля, вода, огонь и воздух

31. Вид социальной общности, основанный на супружеском союзе и родственных связях - есть

А) род

В) община

С) семья

D) народность

32. Согласно Спинозе, субстанция, лежащая в основе бытия:

А) не существует

В) духовна, обладает мышлением

С) материальна, обладает протяженностью

D) обладает свойствами мышления и протяженности

33. Утверждение "Мыслю, следовательно существую" принадлежит

А) Бэкону

В) Локку

С) Декарту

D) Гоббсу

34. По мнению Фалеса, все сущее возникло из:

А) воды

В) воздуха

С) огня

D) земли

35. Состояние общественного сознания, по Марксу, определяется:

А) преобладающей религией

В) уровнем развития науки

С) общественным бытием

D) состоянием нравственности

36. Фейербах предлагал ввести:

А) религию любви (религию без бога)

В) ислам

С) христианство

D) буддизм

37. По мнению Гегеля, вся история человечества представляет собой процесс

А) развития человеческой деятельности

В) активной самостоятельной деятельности людей

С) совершенствования материального производства

D) внешнего обнаружения мирового духа

38. Фейербах разработал этику

А) разумного эгоизма

В) аскетизма

С) самоотречения

D) наслаждения

39. По мнению философов-просветителей XVIII века, коренные социальные проблемы нужно решать путем

А) социальных революций

В) новых технических открытий

С) завоеваний чужих государств

D) правильно поставленного воспитания и образования

40. Направление философии, отвергающее познаваемость мира, принято называть

А) материализмом

В) феноменологией

С) агностицизмом

D) позитивизмом



Используемая литература


1. И.Т. Фролов. Философский словарь. Москва, Издательство политической литературы, 1991

2. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. История философии, Ростов-на-Дону Феникс 2002.

3. В.П. Кохановский. Философия. Ростов-на-Дону "Феникс", 2004

4. В.Л. Калашникова. Философия. Гуманитарный издательский центр, Владос 2001

5. А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. Философия, Питер, 2007

6. П.В. Алексеев. Социальная философия, Проспект Москва, 2003

7. И.А. Мусский. Сто великих мыслителей, Москва "Вече" 2002


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.