Полнота и время
Полнота и время
Полнота и время
Мир для наблюдателя, пытающегося осмыслить его логически,
пытающегося открыть его общие законы, предстает в парадоксальном единстве своей
целостности (связанности, взаимозависимости его частей - "в одном цветке
весь мир") и множественности (разделенности на части, взаимодействие и
взаимопроникновение между которыми может практически отсутствовать).
Логический анализ картины мира "обесцвечивает",
абстрагирует ее. Достигая предела в логическом понимании, мы должны иметь
механизм для возвращения к "цветному" макроскопическому миру нашей
предметной действительности - при этом краевая логика соответствует реальности
(изоморфна ей) и при определенных условиях может ее "порождать".
Такой переход в рамках чистой логики невозможен (в
соответствии с теоремой Геделя); на краю должны быть сущности, открывающие
логику, но при этом являющиеся сверхлогическими. Такие сущности, содержащие в
себе все -умопостигаемое и умонепостигаемое, представимое и непредставимое - мы
будем называть полными сущностями ("полнотами"). Соответственно,
основными понятиями при нашем подходе следует считать понятия полноты
(единичности) и частичности (множественности).
Частичность соответствует восприятию мира как множественной
действительности, детерминированной и однозначной. Полнота является краевым
понятием, содержащим в себе полное самоутверждение и самоотрицание той или иной
сущности. Полнота парадоксальна: она заключает в себе все, но при этом не
является единственной. Каждая полнота "самая полная"; это
противоречие снимается во времени наблюдателя, воспринимающего мир из своей
собственной полноты. Полнота может достигаться на различных уровнях
множественности - в зависимости от точки зрения наблюдателя. Время, как и всякая
другая сущность, содержится в полноте и открывается ею (соответственно -
множественность времен, "принадлежащим" разным полнотам), но при этом
и "выстраивает" полные сущности в иерархию. В собственном времени
наблюдателя появляется последовательность полнот, одна полнота может включать в
себя другую, появляются понятия "больше" и "меньше" -
разворачивается логическая краевая схема.
Чтобы "взять" полноту в себя, "увидеть"
наблюдаемое в модусе его полноты, наблюдатель сам должен быть полным (достичь
своего "края"). Полнота наблюдателя неразличима с полнотой
наблюдателя, но при этом парадоксальным образом и отдельна от нее.
Всякая полнота "первичнее" своего времени, т.е.
абсолютно устойчива в нем. Иными словами, она существует в нем
"всегда". Но во время наблюдателя полнота может отсутствовать.
Иерархичность полных сущностей, развернутая во времени
наблюдения, соответствует, образно говоря, логическому
"несовершенству" полноты, ее "неточности",
"неопределенности" в качестве полноты. Всякая полнота содержит в себе
все, в т. ч. и свое отсутствие ("несовершенство"). Именно такие
отсутствия, такие самоограничения определяют возможность перехода от
непредставимого1 мира множества полнот к макроскопическому миру частичных
сущностей - к предметному миру нашей действительности.
Таким образом, всякая полнота во "внешнем"
относительно себя времени наблюдателя может выступать в разных модусах (полноты
и частичности), оставаясь при этом "внутри" себя абсолютно полнот .
Понятия "внутренние" и "внешние" связаны с множественностью
времен, принадлежащих разным полным сущностям.
Путь наблюдателя к полноте и путь от полноты - разные пути.
Здесь проявляются свойства несимметрии и необратимости. Достигнув полноты и
возвращаясь от нее к началу своего движения, наблюдатель запоминает ее - иначе
путь теряет свою целостность, свою охватывающую полноту, свою краевую
наполненность. Образуется своего рода "петля гистерезиса",
определяющая наличие у наблюдателя памяти. Проблема памяти достаточно подробно
рассматривается нами в отдельных работах; здесь же только отметим, что именно
понятия полноты и частичности являются ключевыми для построения адекватных
моделей памяти и выявления ее механизма.
Список
литературы
И. Шашков .
Полнота и время
|