рефераты скачать

МЕНЮ


О судьбе ноосферных учений

Геогенез - это эволюция космоса в форме преджизни в геосфере. На этом этапе материя продвигается к образованию организованных форм - атомам, молекулам. В биогенезе, или эволюции жизни в биосфере, эволюционный процесс продолжается в развитии простой клетки в сложную, в водоросли, рыб, земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих.

"Ноосфера" и "ноогенез" - это термины, созданные Тейяром для обозначения той стадии эволюции, которая отмечена возникновением человека и рождением мысли. Феномен человека, наделенного способностью мыслить,- это новый и решающий пункт эволюции, ибо, по словам Тейяра, в этот миг Земля обретает свою душу, и с помощью разума человек может взять в свои руки кормило эволюции и уменьшить силу случая.

Переводя эволюцию на следующую ступень- ступень Христогенеза, Тейяр сбивается на околонаучную фантастику и теологический соблазн. Эволюционный процесс, как считал Тейяр, не подталкивается снизу, а увлекается сверху к центру притяжения - Омеге, ради рождения которой космос претерпевает все борения эволюции.

Главные идеи Тейяра, выделенные Мэри Джайлз (Великие мыслители Запада, 1997), таковы:

Эволюция, или космогенез, имеет направление.

Эволюция имеет конечную точку - точку Омега, притягивающую к себе эволюционный процесс, но остающуюся вне его.

Эволюция имеет как внутреннюю, так и внешнюю стороны, осуществляясь как на физическом, так и на психическом уровнях.

Тангенциальная энергия движет эволюцию извне, тогда как радиальная действует на нее изнутри.

В конечном счете вся энергия едина, а именно психическая энергия, или Любовь.

Омега - это космический Христос, который привлекает все более персонализирующийся универсум к некоему космическому мистическому сознанию.

Бог и эволюционирующая вселенная объединены друг с другом.

Нравственная и духовная ответственность человека должны помогать делу эволюции и тем самым творить будущее.

Стоит процитировать текст книги "Феномен человека", чтобы продемонстрировать стиль его мышления и уровень доказательности его мыслительных построений.

"... Мы, почти не отдавая себе в том отчета, вступили в действительность, которая, по крайней мере с материальной стороны, отвечает ожиданиям наших отцов. На протяжении нескольких поколений вокруг нас образовались всякого рода экономические и культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь, кроме хлеба, который символизировал в своей простоте пищу неолита, каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию открытий, кино и международных известий. Теперь уже не простое поле, как бы оно ни было велико, а вся Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас. Не правда ли, возникает, если можно так выразиться, великое тело со своими членами, своей нервной системой, своими воспринимающими центрами, своей памятью, тело того великого существа, которое должно было прийти, чтобы удовлетворить стремления, порожденные в мыслящем человеке недавно приобретенным сознанием своей солидарности и ответственности за целое, находящееся в состоянии эволюции? ... Для человека нет будущего, ожидаемого в результате эволюции, вне объединения его с другими людьми. Вчерашние мечтатели это смутно предвидели. И в этом смысле мы видим то же самое, что и они. Но мы можем открыть, ибо "стоим на их плечах", то, что они могли лишь предчувствовать,- космические корни, а также особый физический субстрат и, наконец, специфическую природу этого человечества: нам надо закрыть глаза, чтобы их не заметить" (1987, стр. 195).

Поразительно, что эти строки написал эволюционист и мечтатель в самое страшное десятилетие XX в., когда полным ходом шло вооружение фашистской Германии и массовое уничтожение десятков миллионов ни в чем не повинных людей в СССР, несколько держав подготовили планы кровавого передела мира, а правительства цивилизованных стран, подталкивая друг друга к войне, "умиротворяя агрессора" или заключая "договора о дружбе", не умели и не хотели объединить усилия для предотвращения самой страшной в истории человечества Второй мировой войны. Не менее удивительно то, что красивые слова о "солидарности", "объединении с другими людьми" и "ответственности за целое" Тейяр написал уже после предупреждений о кризисе культуры, высказанных крупнейшими мыслителями Запада. Такими были, например, предупреждения о глубоком кризисе культуры, сделанные выдающимся мыслителем-гуманистом Альбертом Швейцером (1875-1965). Они опубликованы в 1923 г. в знаменитой книге "Культура и этика". Из-за специфических особенностей нашего труда (его специализации и организации), - тревожился А. Швейцер, - мы утрачиваем "присущее нам духовное начало и нашу индивидуальность в той мере, в какой возросли материальные достижения общества. И здесь мы видим в действии трагический закон, согласно которому выигрыш в одном сопряжен с потерей в другом.

Несвободный, разобщенный, ограниченный современный человек одновременно находится под угрозой стать негуманным" (А. Швейцер, 1992, с.51)." И действительно, уже в течение жизни двух поколений обитают среди нас во всей своей отвратительной наготе идеи законченной негуманности, подкрепленные авторитетом логических принципов. В обществе сложились взгляды, уводящие индивидов от гуманности. ...Да и само наше общество перестало признавать за всеми людьми как таковыми человеческую ценность и человеческое достоинство. Определенная часть человечества стала для нас материалом, вещами" (там же, стр.51). Политические, религиозные и экономические объединения людей все больше уподобляются, пишет А. Швейцер, - "усовершенствованным машинам. Их внутренняя жизнь беднеет и лишается необходимой многогранности, так как личности неизбежно растворяются в них. ...Поглощение человека современным обществом, поистине единственное в своем роде, - это, пожалуй, наиболее характерная черта его сущности. ...Несамостоятельность современного человека по отношению к обществу принимает такой характер, что он уже почти перестает жить собственной духовной жизнью. Он уподобляется мячу, утратившему свою эластичность и сохраняющему вмятину от любого нажима или удара. Общество располагает им по своему усмотрению. От него человек получает, как готовый товар, убеждения - национальные, политические, религиозные или атеистические, - которыми затем живет.

...Поскольку мы в такой мере отказываемся от самых неотъемлемых прав индивидуальности, наше поколение не в состоянии выдвинуть какие-либо новые идеи или целесообразно обновить существующие. Оно обречено лишь испытывать на себе, как уже внедрившиеся идеи завоевывают все больший авторитет, приобретают все более односторонний характер и доходят в своем господстве над людьми до самых крайних и опасных последствий.

Так мы вступили в новое средневековье. Всеобщим актом воли свобода мышления изъята из употребления, потому что миллионы индивидов отказываются от права на мышление и во всем руководствуются только принадлежностью к корпорации. ...Избавление от нынешнего средневековья будет намного труднее, чем от прежнего. Тогда велась борьба против исторически обусловленной внешней власти. Ныне речь идет о том, чтобы побудить миллионы индивидов сбросить с себя собственноручно надетое ярмо духовной несамостоятельности. Может ли существовать более трудная задача?" (А. Швейцер, 1992, с.53-54).

А. Швейцер не удостоился чести попасть в список 100 выдающихся западных философов и естествоиспытателей, чьи идеи и сочинения в краткой форме упомянуты в книге "Выдающиеся мыслители Запада" (1999). Этот органист, музыковед, философ, теолог, пастор, врач и общественный деятель в самом деле не был ученым-естествоиспытателем. Однако теперь, после десятилетий ужасов, горя и колоссального нравственного удара по цивилизации, нанесенного во время Второй мировой войны и тоталитарных режимов, поражаешься, насколько точно указал А. Швейцер ведущие к этим мировым трагедиям процессы и их причины. Недаром его называли гением человечности. Заметим, что все эти причины и процессы, замеченные Швейцером, ни в коей мере не согласуются с "идеалом", т.е. с гуманистическими представлениям о ноосфере В. И. Вернадского и Пьера Тейяра де Шардена.

Столь же противоположны этим "идеалам" тенденции, замеченные другим выдающимся европейским мыслителем. Подзаголовок трактата Йохана Хейзинги " В тени завтрашнего дня", опубликованного в 1935 г в Нидерландах, называется "Диагноз духовного недуга нашей эпохи". Объем и тема моего реферата не позволяют подробно изложить взгляды этого мыслителя. Однако описанные Хейзингой симптомы кризиса культуры (ослабление способностей суждения, профанация науки, отказ от идеала познания, упадок моральных норм, грызня государств и другое) представляют собой симптомы той же самой болезни цивилизации, которую диагносцировал и А. Швейцер. И другие симптомы той же болезни, только в других терминах, но даже еще раньше, описал выдающийся испанский философ Ортега-и-Гассет (Восстание масс, 1990). В странах другого - социалистического мира похожие болезни общества, только на "своем материале" и не упоминая трех приведенных выше философов, диагносцировали десятилетие назад многие видные наши ученые и философы (см. серию сборников "Перестройка: гласность, демократия, социализм", М.: Прогресс, 1989-1991, в частности, Баландин, 1990; Мамардашвили, 1990). Эти болезни цивилизации вели к духовной деградации техногенного человека-винтика, к возникновению разрушающей природу и личность Общественной системы. Проявления этой "болезни", столь явно заметные на бывшей "одной шестой", а также и других частях суши не отвечали бодрым заверениям о наступающем "царстве разума".



Современные оценки и значение гипотезы о "ноосфере"


Если бы они все были одинаковы, руки

опустились бы и не на что было бы надеяться.

Но все-таки они были людьми, носителями

искры разума. И постоянно, то тут, то там

вспыхивали и разгорались в их толще огоньки

неимоверно далекого и неизбежного будущего.

                      А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий

                              "Трудно быть богом"

Постарайтесь понять, Александр Иванович,

что не существует единственного для всех

будущего. Их много, и каждый ваш поступок

творит какое-нибудь из них...

                      А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий

                      "Понедельник начинается в субботу"


Термин "ноосфера" изредка мелькает в тех или иных учебниках по экологии, эволюции, в философских словарях и в популярной литературе (Моисеев, 1990; Реймерс, 1994; Шилов, 1997; Яблоко, Юсуфов, 1998), в основном - отечественной. Он не принят геологами. В двухтомном "Геологическом словаре" (1955) его нет. Не найти этого термина и в двухтомной сводке знаний о Земле, написанной зарубежными учеными - во "Введении в общую геологию" (Ферхуген и др. "Земля", 1974). Не употреблял термина "ноосфера" ученик Вернадского А. Е. Ферсман. В современных учебниках по эволюции трудно найти упоминания и о "цефализации". Это представление о векторе эволюции, направленном от более простых организмов к человеку, устарело. "Вершинами" древа эволюции, наряду с человеком, являются орхидеи и злаки, птицы и двукрылые насекомые (мухи и комары), а главными направлениями эволюции современные биологи считают аллогенез (который наблюдается в любой группе) и арогенез (Яблоков и Юсуфов,1998).

В. Кесарев в книге "Эволюция вещества Вселенной" (1976) считает вполне вероятным мнение В. И. Вернадского о том, что существующая на Земле масса живого вещества постоянна, т.е. является планетной константой. Но так будет не всегда. Ни словом не упоминая о "ноосфере", В. Кесарев рисует картину будущего Земли исходя из тенденций ее развития в прошлом. Вслед за угасанием внутренней активности Земли (когда израсходуется первичное планетное вещество в нижней мантии; его осталось 40%) и охлаждением планеты дифференциация вещества приостановится, исчезнут электромагнитные явления, изменится внешняя структура коры, океаны высохнут. Обитаемость еще раньше исчезнет в связи с понижением температуры Солнца и солнечной постоянной. Из-за неравномерного остывания железного ядра и окисной оболочки внутренняя структура Земли резко изменится. а возникающие при этом напряжения приведут к ослаблению и разрыву связей между отдельными зонами планетного тела. Крушение планеты будет неизбежным. В этом случае отработанное вещество в своем дальнейшем эволюционном развитии закончит цикл космическая пыль - планета - космическая пыль (Кесарев, 1976, стр. 61-63).

Что же до судьбы "ноосферы", то не следует игнорировать точку зрения выдающегося астрофизика ХХ в. И. С. Шкловского. "Молчание космоса", - пишет он в своей много раз переизданной книге "Вселенная, жизнь, разум" (1987), - представляет собой важнейший научный факт. ..Самое простое объяснение ... внеземных цивилизаций в ближайших окрестностях Большой вселенной (например, в Местной системе галактик) просто нет. Даже при широкой распространенности феномена жизни во Вселенной это вполне возможно. Нужно только сделать естественное предположение, что в процессе эволюции жизни искомые сверхцивилизации либо не реализуются совсем, либо в силу внутренних причин своего развития (например, неизбежного разрушения породившей их биосферы) имеют очень малое время существования.

Если мы придерживаемся вполне единственного взгляда, что разум есть одно из "изобретений" эволюционного процесса, то не следует забывать, что не все "изобретения" во конечном счете являются полезными для данного вида. Природа слепа, она действует ощупью, методом "проб и ошибок". И вот оказывается, что огромная часть "изобретений" не нужна и даже вредна для процветания вида. Так возникают "тупиковые ветви" на стволе дерева эволюции. Количество таких ветвей неимоверно велико. По существу, история эволюции жизни на Земле - это кладбище видов. Характерным признаком эволюционного тупика у некоторого вида служит гипертрофия какой-нибудь функции, приводящая к прогрессивно растущему нарушению гармонии. ... например, неправдоподобно развитые клыки саблезубого тигра. И невольно напрашивается аналогия: а не являются ли современные гипертрофированные в высшей степени противоречивые "применения" разума у вида Homo sapiens указанием на грядущий эволюционный тупик этого вида? Другими словами, не является ли самоубийственная деятельность человечества (чудовищное накопление ядерного оружия, уничтожение окружающей среды) такой же гипертрофией его развития, как рога и панцирь какого-нибудь трицератопса или клыки саблезубого тигра? Наконец, не является ли тупик возможным финалом развития разумных видов во Вселенной, что естественно объяснило бы ее молчание?

Став на точку зрения, что разум - это только одно из бесчисленных "изобретений" эволюционного процесса, да к тому же не исключено, приводящее вид, награжденный им, к эволюционному тупику, мы, во-первых, лучше поймем место человека во Вселенной и, во-вторых, объясним, почему не наблюдаются космические чудеса. А это совсем не мало.

Альтернативой набросанной выше отнюдь не "оптимистической" концепции выступает идея, что разум есть проявление некоего внематериального, трансцендентного начала. Это - старая идея бога и божественной природы человеческого разума. Далеким (и не всегда далеким) от науки индивидам эта концепция представляется куда более оптимистической и даже нравственной. Трудно, однако, в наше время стоять на позиции, ничего общего с наукой не имеющей. Забвение того основополагающего факта, что мы - часть объективно существующего, познаваемого материального мира, никому ничего хорошего не сулит, даже если это и создает лжеоптимистические иллюзии" (Шкловский, 1987, стр. 320).

В своих дневниках и письмах до революции В. И. Вернадский нередко признавался, как страдала его мысль от "мерзопакости" окружающего, "от мглы, от темноты царства, от разгрома", от "бессмысленной жизни раба", от необходимости выносить в России "собственное бессилие, и рабьи мысли, рабьи чувства и рабьи удовольствия кругом", терпеть неизменность рамок жизни со времен Плавта, напор бюрократических организаций, низкий нравственный уровень и авторитет старшего поколения (Страницы автобиографии В. И. Вернадского, 1981, стр.94, 95, 134, 156, 177, 268). Во время революции и после нее он пишет о небывалой в истории катастрофе, в котором "чувствуешь себя бессильной былинкой", о том, что русский народ до демократических "форм жизни в мировом государстве не дорос", о несчастье, когда в руки "расы разрушителей или рабов" "попадает власть и судьба народа или государства". Вернадский видит "необычное сходство психологии и организации черной сотни с большевиками", "террор и бессмысленные переживания средневековой жизни", пишет, что "Кругом в обществе и народе все больше накапливается ненависти, безразличия к жизни, тупого отчаяния. подымаются дикие инстинкты самосохранения" (Вернадский, "Дневники 1917-1921", 1994, стр.28, 30, 44, 77, 136). Через несколько лет в Париже он запишет, что "сейчас видно резкое противоречие большевизма, ведущего к новому массы, и того идеала - свободной человеческой личности, который нам дорог и который мы думали видеть в борьбе с абсолютизмом.

Сейчас для будущего человечества более страшен и опасен идеал большевизма и социализма, более глубокий враг свободы, даже, чем (опасность со стороны) христианской церкви, потерявшей прежнюю возможность преследований. распространение на массы и всех того идеала сытой свиньи (идеал сытого и грубого удовольствия), который так ярко проявлен в практике большевизма (и)... указывает на опасность этих слоев для роста человечества" (Вернадский, "Дневники 1921-1925", 1999, стр.118-119).

В этих дневниковых записях Вернадский приблизился, не зная о том, к мыслям философа Ортеги-и-Гассета. Проблема жизни для Ортеги прежде всего проблема мыслящей жизни, а не витальности, и философия жизни - отношение разума к жизни. Человеческое неприродно! Жизнь не дана человеку готовой. Она предоставляет возможности, из которых каждый строит свою жизнь. Жизнь - это деяние. Каждый на свой страх и риск определяет, что он будет делать, чем он будет в следующее мгновение. "Но чтобы решить вопросы моего существования, то, что я буду делать или не делать, я должен иметь совокупность убеждений о мире и мнений. Именно я должен иметь их, должен действительно быть убежден в них. Это и есть жизнь ... и делать это в конечном итоге должен я один".

Однако во все сферы деятельности проник "средний человек", эвримен, ортеговский "человек-масса". "Восстание масс,- пишет философ и литературовед И. И. Гарин,- происходило всегда - не только начиная с 1789 года. И всегда же оно было направлено против исторических ценностей культур. Но кризис никогда не доходил до стадии вырождения и всеразрушения, когда щедринские нивеляторы взяли верх. ..Грядет господство "среднего человека", господство человека-массы, господство масс - торжество хама. ...Ортега предсказал, а опыт подтвердил: достаточно несколько десятилетий господства человека-массы, чтобы вернуться к эпохе варварства" (Гарин, 1992, стр. 443-451).

Действительно, "первая половина двадцатого века войдет в историю человечества как эпоха поголовного истребления огромных слоев европейского населения, основанного на социальных и расовых теориях. Современность с понятной скромностью молчит об этом. ... И уже не десятки тысяч и даже не десятки миллионов людей, а гигантские массы были покорными свидетелями уничтожения невинных. Но не только покорными свидетелями: когда велели, голосовали за уничтожение, гулом голосов выражали одобрение массовым убийствам. А в этой огромной покорности людей открылось нечто неожиданное. ...Эта покорность говорит о новой ужасной силе, воздействовавшей на людей. Сверхнасилие тоталитарных социальных систем оказалось способным парализовать на целых континентах человеческий дух.

...Страсть к самосохранению выразилась в соглашательстве инстинкта и совести.

В помощь инстинкту приходит гипнотическая сила мировых идей. Они призывают к любым жертвам, к любым средствам ради достижения величайшей цели - грядущего величия родины, счастья человечества, нации, класса, мирового прогресса.

И с инстинктом жизни наряду с гипнотической силой великих идей работала третья сила - ужас перед беспредельным насилием могущественного государства, перед убийством, ставшим основой государственной повседневности" (Гроссман, 1990, стр.182- 183).

Знал ли об этом В. И. Вернадский? Несомненно. Он был одной из пылинок в реакторе одной из самых ужасных, а, может быть, и самой ужасной из тоталитарных систем, когда-либо существовавших на Земле. Тогда как понимать его рассуждения об "идеалах нашей демократии", сослагательное наклонение фраз ("если он не будет употреблять свой разум и труд на самоистребление"), его мечты о "царстве разума" в эпохи мировых войн, репрессий и концлагерей?

В годы событий шекспировского трагизма, но во много раз большего масштаба мечты В. И. Вернадского о "ноосфере" не были лицемерием или "страусовой политикой". В "Философских мыслях натуралиста" В. И. Вернадский не упоминает имени одного из ярких философов-экзистенциалистов - Карла Ясперса. Не знаю, был ли Вернадский знаком с его мыслями о смысле истории. "Мы, люди, являемся природой и историей одновременно. Наша природа являет себя в наследовании, наша история - в традиции. Стабильность наследования, в силу которого мы как природные существа не меняемся в течение тысячелетий, противостоит неустойчивости нашей традиции: сознание может погаснуть (выделено мной. А.В.), и нет в веках такой духовной ценности, которой бы мы надежно владели" (Ясперс, 1994, стр.244). "..нам дано осознать тот поразительный, вселяющий в нас постоянное беспокойство факт, что в беспредельном пространстве и времени человек лишь в течение 6000 лет или, если исходить из последовательно имеющихся данных, лишь 3000 лет обрел себя на этой маленькой планете в вопросах и ответах, которые мы называем философствованием" (там же, стр.248). После Гегеля, писал Ясперс, сознание заката европейского мира и кризиса достигло кульминации у Кьеркегора и Ницше, а после первой мировой войны "Появилось ощущение конца человеческого существования вообще, преобразования, охватывающего все народы и всех людей без исключения, которое ведет то ли к уничтожению, то ли к рождению нового. Это еще не было самым концом, но знание о том, что конец возможен, стало всеобщим. Одни воспринимали это с трепетом и ужасом, другие - с полным спокойствием, то с натуралистически-биологических или социалогических позиций, то с метафизически-субстанциальных" (там же, стр.241).

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.