Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова
Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова
ГГПИ
Кафедра философии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова
Студентки 531 группы Касимовой И.В.
Студента 532 группы Габидуллина Т.Н.
Научный руководитель:
Кандидат философских наук, доцент
Гуляев А.А.
Глазов, 2000.
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Определение предмета и методов исследования. 5
§1. Понятие мировоззрения. 5
§2. Молодежь как социальная группа. 7
§3. Понятие о личности и ее особенности. 9
§4. Генезис как процесс. 10
§5. Характеристика социологических методов исследования. 11
Глава 2. Факторы генезиса мировоззрения молодежи. 13
§1. Образовательная система. 15
§2. Политические взгляды и государственная идеология. 17
§3. Средства массовой информации. 20
§4. Межличностные отношения. 22
§5. Культура: музыка, живопись, религия, философия. 24
§6. Ценностные ориентиры. 26
Заключение. 28
Список использованной литературы. 31
Приложение 1. 32
Приложение 2. 36
Введение.
Выбор темы нашей курсовой работы обусловлен в первую очередь спецификой
нашей будущей профессии – преподавательской работы в школе. Это требует от
нас возможно большего понимания внутреннего мира нашего ученика-подростка –
ведь его мировоззрение, как взгляд на мир представителя молодежи, сейчас
сформировавшей свою субкультуру, может весьма существенно отличатся от
нашего, и это может создать определенные трудности и в процессе обучения, и
в процессе общения, и даже привести и к непониманию.
Также необходимо отметить такую задачу педагога, как воспитание
ученика. Воспитание – прививание определенных норм поведения, позитивных
идей, передача опыта. То есть это – так или иначе, направленное
формирование мировоззрения своего воспитанника. Естественно, успешное
выполнение данной задачи также требует близкого знакомства с внутренним
миром ученика.
Таким образом мы видим, что для успешной работы с молодежью в
направлении обучения-воспитания каждому педагогу необходимо более или менее
быть знакомым с мировоззрением молодежи, так как именно эти знания
облегчают в значительной степени выполнение его задачи.
Актуальность нашей темы в первую очередь вызвана тем, что именно
молодежь – самая мобильная, подвижная, энергичная часть нашего общества.
Именно она уже через 10 лет превратится в основную часть нашего общества –
займет места от сферы производства до сферы управления, окончательно
сформировавшись в своем взгляде на мир. Поэтому знание ее мировоззрения
важно – именно молодежи принадлежит громадная роль в будущем.
Актуальной на наш взгляд эта тема является еще и потому, что
современная молодежь – явление уникальное. Она сформировалась на стыке двух
во многом противоречивых эпох – советской, социалистической, и сегодняшней,
российской, нацеленной на капитализм. Это, естественно, наложило отпечаток
на восприятие мира, обусловило большую вариативность в личном отношении к
сегодняшней жизни, привело к пересмотру жизненных ценностей, собственных
принципов.
Знание мировоззрения очень важно – не только в применении к молодежи.
Мировоззрение – взгляд человека на мир, его отношение ко всем вещам и
идеям, и даже его собственные ценности и идеалы, стремления и принципы.
Мировоззрение – важнейшая составляющая духовного мира человека, и без
знания его почти невозможно адекватно оценить его культурный потенциал.
Данная работа будет интересна педагогам, статистам и вообще людям,
интересующимся формированием сегодняшней молодежи. Работа содержит в себе
статистические данные, результаты анкетирования, бесед, дискуссий, отражает
убеждения и идей современной молодежи и отчетливо показывает их
разнородность.
Глава 1. Определение предмета и методов исследования.
Предметом нашего исследования является генезис мировоззрения молодежи и
те особенные черты, которые присущи мировоззрению сегодняшнего поколения.
Для лучшего понимания сущности исследования предмет изучения следует
расчленить на социальную группу, в отношении которой проводятся
исследования (то есть современная молодежь), выделить и определить личность
из коллектива, объект исследования, интересующий нас в этой социальной
группе (то есть мировоззрение как совокупность взглядов на мир) и
собственно интересующие нас процесс, то есть генезис, и его особенности.
§1. Понятие мировоззрения.
Мировоззрение – система представлении о мире и месте в нем человека, об
отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также
обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их
убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира
человеком, в единстве теоретического и практического подхода к
действительности[1]. Следует выделить три основных типа мировоззрения:
- житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями
жизни и передающимся с поколениями опытом,
- религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового
начала, выражается в эмоционально-образной форме,
- философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той
или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и
обладая определенной мерой логической доказательности.
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных
представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в
нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим
людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок чел.,
определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных
ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и
оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса
или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и
общество в целом.
Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует
мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса
принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как
ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет
мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично.
Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.
В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То
есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная
(аксиологическая) насыщенность.
Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та
призма через которые видится действительность. Убеждения - не только
интеллектуальная позиция ,но и эмоциональное состояние, устойчивая
психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов,
идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки
человека.
В структуру мировоззрения входят идеалы. И. могут быть как научно
обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как
правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности.
Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее
отражение, как силу не только отражение действительность но и ориентирует
на ее изменение.
Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий,
воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно
определяет жизненную позицию человека.
Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение – это не только
содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент
мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели.
Характер представления о мире способствует постановке определенных целей,
из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы,
которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания
превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер
убеждений, уверенности в правоте своих идей.
Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы
поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных
стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через
которую воспринимается и переживается все окружающее.
§2. Молодежь как социальная группа.
Что представляет собой молодежь как субъект социальных отношений?
Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения
ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые
разделяют разные подходы к предмету изучения—с позиций социологии,
психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации,
сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют
идеологические факторы, так как молодежь находится. на острие политической
борьбы.
В отечественном обществоведении долгое время молодежь не
рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа:
выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о
классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической
доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о
молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства,
советской интеллигенции, другое—признавать ее социальные особенности как
некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим
социальным группам
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т.
Лисовским[2]: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации,
усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные,
профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от
конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут
колебаться от 16 до 30 лет»(стр.32). Позднее более полное определение было
дано И. С. Коном[3]: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая
на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального
положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.
Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически
универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный
статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую
природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному
обществу закономерностей социализации».
В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда
социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению
всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в
рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.
Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу
общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей
социального положения и обусловленных теми или другими социально-
психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-
экономического, культурного развития, особенностями социализации в
российском обществе.
Молодежь в контексте нашего исследования – социально-демографическая
группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в
мир взрослых, адаптации к нему. Границы этой группы размыты и подвижны, но
их обычно связывают с возрастом 15-30 лет. Современная молодежь как
социокультурная группа характеризуется несколькими общими чертами: она
более образована, владеет новыми профессиями, является носителем нового
образа жизни и социального динамизма.
Усиление ориентации на общение внутри данной возрастной категории
приводит к образованию молодежной субкультуры, с ее специфическими
ценностями и идеалами. Она также является неотъемлемой принадлежностью
молодежи.
§3. Понятие о личности и ее особенности.
Личность - индивидуальное выражение общественных отношений и функций
людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей,
этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качеств
человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и
самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый
человек[4].
Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря,
формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот процесс
требует от чел продуктивной активности, выражается в постоянной
корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает
необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием
самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот
основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика
личности.
Личность есть совокупность трех ее основных составляющих:
биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее
психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет характер психики человека,
сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными,
уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций,
мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств
человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести,
справедливости. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его
Я - он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то,
каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть.
Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.
Главным результирующим свойством личности является мировоззрение.
Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только
выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни,
получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою
сущность.
§4. Генезис как процесс.
Генезис – зарождение и последующий процесс развития, приведший к
определенному состоянию. Рассматривая генетический метод как метод научного
познания, - исследует возникновение, становление и изменение развивающихся
явлений. Он предполагает анализ некоего исходного состояния объекта
исследования и выведение из него последующих состояний[5].
Таким образом, в нашем исследовании генезис мировоззрения молодежи мы
рассматривает как обзор, анализ и прогнозирование процесса формирования
представления о мире, жизненных идеалов и целей, способа осознания
действительности у конкретной социально-демографической группы, единой по
ряду признаков – возрастному, демографическому, социальному и культурному.
Конечно же следует заметить что наше исследование имеет определенную
долю допуска и определенный процент неточности в применении к конкретной
ситуации и\или личности – так как его объектом является явление
формирования мировоззрения – достаточно сложное и во многом строго
индивидуальное и рассматривается оно не в применении к конкретной личности
(или даже четко очерченной группе схожих личностей), а к целой социально-
возрастно-культурной прослойке – к современной молодежи. Но тем не менее,
при условии достаточно большого охвата респондентов из числа молодежи с
помощью анкетирования, при конкретной временной и географической
локализации нашего исследования (исключительно Глазов) можно с большей или
меньшей уверенностью анализировать процесс генезиса мировоззрения молодежи,
конкретную ситуацию со взглядом на мир в среде молодежи, и даже в
определенной степени прогнозировать ситуацию в будущем, при условии, что
исследование останется на уровне социальной группы (не опускаясь до
положения конкретной личности из данной среды), все члены которой в
достаточной степени усреднены.
§5. Характеристика социологических методов исследования.
Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания
возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления
она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е
годы.
Именно в этот период в ожесточенной полемике с догматическим
восприятием мира были заложены основы социологии молодежи как более или
менее самостоятельного направления исследований. Молодежь исследовалась с
точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в
самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства,
в свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни
коллективов. Постепенно складывался соответствующий понятийный аппарат
таких исследований (собственно основания научного знания) и его
методология— инструменты сбора и анализа фактической информации.
В 80-е годы значительно расширяются направления исследований, в них
включаются новые авторы и коллективы. Возникает возможность проведения
сравнительного анализа проблем молодежи в разных регионах.
Социология молодежи— отрасль социологической науки, изучающая молодежь
как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в
жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования
молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни
молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том
числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей
различными группами молодежи.
Как пишет А. В. Шаронов: «Социология молодежи как наука выстраивается
на трех взаимосвязанных уровнях: 1) общеметодологическом, основанном на
подходе к познанию молодежи как общественного феномена; 2) специально-
теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-
демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и
социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных
ориентации; 3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических
исследований конкретные факты в различных сферах жизни»[6].
Исследование любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и
деятельности с необходимостью предполагает прежде всего конкретизацию
самого понятия «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская,
рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций ее
самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.
Нетрудно заметить, насколько раздвигаются границы конкретного видения
молодежи социологом в процессе исследования, когда он определяет ее не
просто как возрастную группу, а как специфическую социально-демографическую
Страницы: 1, 2, 3
|