рефераты скачать

МЕНЮ


Основы философского анализа общества

«Не сознание людей определяет их бытие, - писал Маркс в предисловии «К критике политической экономии», - а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». В такой трактовке духовное (общественное сознание) выносится за рамки общественного бытия как комплекса всех социальных явлений (в том числе и духовных), т.е. сопоставляется целое (общественное бытие) и его составная часть (духовная сторона реального процесса жизни людей, без которой невозможно функционирование социума). В узком, более конкретном понимании общественное бытие есть совокупность материальных отношений жизни общества, где решающую роль играет способ материального производства. Общественное бытие людей - своего рода социальная материя, которая отражается в общественном сознании, определяет его и обусловливает в конечном счете направление его движения, подвергаясь обратному воздействию сознания.

Общественное бытие (в узком понимании) и общественное сознание, гибко взаимодействуя, определяют друг друга конкретно. Общественное сознание создает более или менее конкретные программы (политическая стратегия, научные открытия, философские системы, мировые религии, нормы морали и т.д.), способные управлять деятельностью общества и в некоторой степени определять ход общественного бытия. То, что делают люди и как они это делают, зависит от их сознания - от их целей, интересов, убеждений, знаний, нравственных качеств. Только то воплощается в практику, что «вошло в сознание», стало психологией, поведенческой нормой людей. Однако без верного отражения, детерминируемого объективной реальностью, нет и эффективных программ, а без объективных условий нет успешного внедрения этих программ, т.е. проявляется детерминация со стороны бытия. Но и без творчества, без духовной активности самые лучшие знания остаются неиспользованными, т.е. действует также и детерминация со стороны сознания.

К условиям существования социальной системы относятся не только экономические, политические и иные связи и отношения, но и содержание сознания людей. Так, в средние века зародыши новых экономических отношений возникали под влиянием права, утверждавшего чуждые феодализму моменты, т.е. правовое сознание регулировало общественное бытие. Переход от средневековья к Новому времени произошел во многом благодаря тому, что сознание значительной части людей освобождалось от всевластия бога, индивиды признали себя самих самодостаточными творцами собственной жизни. Господство капитала стало устойчивым, когда сформировались не только буржуазные обстоятельства жизни и труда, но и когда последние стали восприниматься в сознании как естественные, органические, а межчеловеческие отношения стали оцениваться как ориентированные на пользу и успех.

Общественное сознание не только подчинено внешним детерминантам, но имеет и внутреннюю логику своего развития, связанную с преемственностью идей. Влияние идей на население зависит:

а) от широты охвата ими людей;

б) от характера идей, их соответствия интересам масс;

в) от зрелости социума, подготовленности исторической почвы для восприятия идей и реализации в деятельности масс.

Бытие задает содержание сознания и условия для его реализации. Сознание по-разному реализует возможности бытия: осуществляет определенный выбор из имеющихся вариантов; может совершать творческие прорывы, предвидя и проектируя возможности иного, еще не существующего бытия. В ходе развития истории соотношение общественного бытия и общественного сознания не является застывшим. Современная ориентация на наукоемкие виды производства, на формирование продуктивного мышления и на более полную реализацию человеческого фактора есть не что иное, как возрастание влияния духовного момента в развитии социума. Зависимость между объективным и субъективным, материальным и духовным в общественной жизни становится более сложной, тесной и гармоничной.

1.2.3 Культурно-деятелъностные концепции общества

Формирование культурно-исторической концепции социума было связано с осознанием различий природной и социальной реальностей. Культура в данной исследовательской программе занимает центральное место. Если натуралистическая концепция опиралась на естественные науки, то культуроцентристская - на историю, антропологию, психологию, этнологию, науки об искусстве и др. В культурно-исторической программе общество исследуется как реальность, в которой воплощены моральные, эстетические и духовные ценности, культурные смыслы и образцы, определяющие ход всемирной истории и деятельность отдельных индивидов (Кант, Гегель, Гердер, Риккерт, Дильтей, Тейлор и др.). При объяснении социальной реальности учитывается символический характер социальных взаимодействий (П. Сорокин).

Теоретические и методологические основания программы социальной реальности как феномена символической интеракции заложил американец Герберт Мид (1863 - 1931). Действия конкретного человека могут быть восприняты другими людьми, если они соотнесены со значениями, общими для взаимодействующих индивидов. Общность значений задается языком, позволяющим извлекать смыслы через осознание мира и самосознание. Значения могут изменяться в ходе интерпретации участниками социальной ситуации. Человек как субъект способен становиться и объектом для самого себя. Взаимодействие «я-объекта» и «я-субъекта» опосредуется образом «обобщенных других» вплоть до представлений о социуме в целом. Многомерное поведение человека Мид представил в виде «ролей», которые человек играет в обществе.

Структурно-функциональная теория основой функционирования социума считает социальное действие. Оно, по Максу Веберу (1864 - 1920), предполагает: а) субъективную мотивацию; б) «ориентацию на других», придающую индивидуальному действию социальное значение. Вебер выделил четыре типа социального действия:

1) аффективное, не всегда осмысленное, направленное к удовлетворению страстей;

2) традиционное (определяемое привычкой) - подражание образцам поведения, закрепленных в традициях;

3) ценностно-рациональное (осмысленное действие организуется системой ценностей, на основе которых вырабатываются программы действий);

4) целерациональное (цели и средства их достижения избираются индивидом, а критерием их адекватности является успех). При переходе от одного действия к последующим нарастает рациональность. При этом действия всех типов сплетаются друг с другом, рациональное дополняется иррациональным.

Вебер ввел в социологию понятие идеальных типов, т.е. мысленного конструкта, с помощью которого можно организовать эмпирический материал в определенную систему. В представлении Вебера идеальные типы выступают лишь как субъективные модели. Вебер социальным считал такое действие индивида, которое имеет для него субъективный смысл в плане разрешения жизненных проблем и противоречий и сознательно ориентировано на ответные поступки. В системе взаимодействующих экономических, социальных, политических, идеологических и религиозных факторов Вебер особое внимание обратил на роль религиозного сознания. Протестантские идеи ценности труда как божественного установления, труда как морального долга служения Богу, по Веберу, стимулировали типы поведения, характерные для хозяйственных и бытовых отношений.

В марксизме способ материального производства определяет остальные сферы общества, а согласно М. Веберу, тот или иной способ существования социума воспроизводится и укореняется в зависимости от базисных ценностей культуры. Оба эти подхода, дополняя друг друга, создают необходимую полноту описания общества. «Рассмотрение общества как целостной, исторически развивающейся системы, в которой культурно-исторические коды выполняют роль программ, определяющих тип воспроизводства и функционирования системы, вполне согласуется с исходной установкой марксизма - анализировать общественную жизнь как объективный, естественноисторический процесс». Если Маркс акцентировал внимание на технико-технологическое и экономическое развитие, то Вебер — на роль духовных оснований социальной жизни, на ее базисных ценностях.

Социальная система, полагал Толкотт Парсонс (1902 - 1979), включает в себя три подсистемы:

1) личностную (действующие актеры);

2) культуру (ценности, обеспечивающие преемственность и последовательность норм и предписанных им статусных ролей);

3) физическое окружение, на которое общество должно ориентироваться.

Социальная система, в которой разворачиваются действия, считал Парсонс, должна приспосабливаться к окружающему миру, достигать поставленных целей, поддерживать собственную целостность, воспроизводить себя, снимать конфликты и напряжения. Для выполнения этих функций создаются соответствующие подсистемы: экономика, выполняющая задачу адаптации, политика, играющая роль достижения целей, право, осуществляющее функцию интеграции, семья и система веры, образования, морали (функция воспроизводства). Для осуществления действия важны язык, ценности, социальные нормы, символы и т.д.

Р.К. Мертон ввел в социологию понятие дисфункции, означающее представление о поведенческих реакциях, нормах и ценностях, которые не способствуют выживанию и адаптации системы. Философ создал теорию отклоняющегося поведения - особого нравственно-психологического состояния индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением «моральных ценностей», появлением «вакуума идеалов». Причину отклоняющегося поведения Мертон усматривает в противоречии между нормами - целями культуры и существующими социальными институтами, предоставляющими средства достижения этих целей. Выделены несколько типов поведенческих реакций, возникающих вследствие такого противоречия: «конформизм», «инновация», «ритуализм», «мятеж».

В концепции коммуникативного действия (Э. Дюрк- гейм, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Ю. Хабермас и др.), близкой теории социального действия, человеческий субъективный фактор, качества отдельных индивидов, их сознание выступают как инструмент, при помощи которого реальности обрабатываются. Процессы социального взаимодействия детерминируются характером и уровнем знаний о реальности, развитием коммуникативных возможностей, определяющих выбор мест приложения усилий во имя реализации ценностных интересов индивидов и групп. Поэтому эффективность развития социума определяется, прежде всего, включением все большего числа индивидов в разряд активных субъектов социального Действия, глобализацией действий и их последствий, всесторонней интеллектуализацией социальных процессов, повышением инструментальности знаний, антропоморфизацией социальных процессов, признанием прав и свобод личности в качестве целерационального фактора общественной самоорганизации. На этом фоне осуществляются прогресс в экономике, ее либерализация при усилении конкуренции, демократизация социально-властных структур, обеспечивается гарантия прав и жизненных стандартов личности, в конечном счете - целерациональная оптимизация общественных структур. Хабермас полагает, что необходим переход от научно-технологической субъект-объектной рациональности, где другой используется в качестве средства, к коммуникативной субъект- субъектной рациональности, предполагающей принятие другого в качестве самодостаточной ценности. Подчеркивание самодостаточности человека находится в русле гуманистической традиции и в этом смысле оправданно. Вместе с тем, по нашему мнению, не следует противопоставлять одно другому, ибо субъект-объектные и субъект- субъектные отношения в совокупности составляют единую практику.

Первоначально слитное общество, согласно теории коммуникативного действия и современной диалектико-материалистической концепции, по мере своего усложнения превращается в дифференцированное, где формируются относительно самостоятельные и вместе с тем взаимосвязанные, дополняющие друг друга структуры: жизнеобеспечивающая (экономика), статусно-дифференцирующая (социальная структура), властно-регулирующая (политика) и духовно-интегрирующая (духовная жизнь). В систему компонентов общества, обеспечивающих ее социокультурную трансформацию, подключаются индустриализация производства, становление рыночной системы, рационализация организационных структур управления, утверждение норм гражданского общества, возникновение политических партий, профсоюзов и других форм массовой самоорганизации граждан. В социокультурной модернизации мировоззренческие установки, жизненные смыслы выступают как программы обновления разнообразных видов деятельности, воспроизводства социальной жизни. Еще В.И. Ленин писал, что все противоречия общества проходят через головы людей. Сейчас, помимо представления о философии как науки о всеобщих законах мироздания, общества и познания, все больше утверждается позиция, согласно которой философия представляет собой анализ мировоззренческих или культурных универсалий, а также выработку новых теоретических смыслов, задающих многообразие возможных миров для науки и культуры.

По прогнозам ряда философов, доминанта в новой системе жизненных отношений должна перейти в перспективе от экономических к социально-культурным отношениям. Социокультурный подход объединяет характер культуры и тип социальности, акцентирует внимание на многомерность человека как биосоциокультурного существа, предполагает обеспечение балансированного удовлетворения противоречивых потребностей, ценностей, интересов людей. Вхождение человечества в постиндустриальное общество с его глобальными информационными сетями и технологиями, возрастающая роль образования и самообразования, перенос центра общественной жизни из экономической во внеэкономическую (публичную, гражданскую, духовную) сферу, приоритет экологии и гуманизации общественных отношений - все это свидетельства культуризации общества.

1.3 Конфликтная модель общества. Конфликт, насилие и ненасилие

В структурно-функциональном подходе подчеркивается ориентация на порядок, стабильность и равновесие. Но в реальном развитии общества установившиеся порядок и стабильность на определенном этапе и в определенных условиях способны превращаться в консерватизм и застой. Поэтому в западной социологии появились альтернативы, прежде всего конфликтная модель общества. И. Кант (вслед за Руссо и Гельвецием) полагал, что условием изменения к лучшему человека и общества является разрешение конфликтных ситуаций. Конфликты, по мнению философа, возникают из-за присущих людям эгоистических побуждений, корыстолюбия, властолюбия. Без этих негативных, с точки зрения морали, страстей все превосходные природные задатки и таланты людей остались бы неразвитыми, скрытыми в их зародыше. М. Вебер рассматривал социальный конфликт в рамках отношений господства и подчинения в системе власти. П. Сорокин причины конфликтов видел в характере неудовлетворенности «базовых» потребностей, не осмысленных рационально, но связанных с инстинктами самосохранения, самовыражения, потребности в пище, жилье, одежде, сексе, свободе.

Конфликт - один из видов социальных отношений, заключающийся в противостоянии индивидов или групп людей, отстаивающих свои интересы. Конфликтная парадигма исходит из того, что определяющими факторами социальной жизни являются не интеграция и согласие, а скорее дезинтеграция и разногласие. Подавление конфликта (по Дарендорфу) ведет к его обострению, а рациональная регуляция - к контролируемой эволюции.

К конфликту ведет принуждение людей к определенному поведению. Подчинение людей, господство одной воли над другой есть насилие. В традиционном (доиндустриальном) обществе насилие выступало в форме враждебной реакции на «чужого», вплоть до его уничтожения. В Новое время силовой подход распространяется как на природу, которая фигурировала как мастерская для манипулирования ею человеком, так и на общество (социальная революция рассматривалась как способ его переустройства). В XIX - XX вв. была обнаружена ограниченность классовой и политической трактовки насилия, раскрыты механизмы насилия в таких формах, как защитная инстинктивная реакция организма на среду (Лоренц), проявления бессознательных устремлений человека (Ницше), наличие внутренней агрессивности человека (Фромм). В индустриальном обществе были зафиксированы скрытые формы насилия, когда его инструментом становятся интеллект, информация, высокоорганизованные технологии.

Насилие отчасти оправдано, например, в случае сопротивления агрессору, положительных последствий социальной революции и т.д. Насилие (в меру), наряду с другими методами воздействия, допустимо к лицам, совершающим правонарушения. Однако в конечном счете насилие носит деструктивный характер, что ведет к поиску альтернативных насилию стратегий поведения человека. Оппозицией насилию выступает ненасилие, в основе которого лежат отношение к человеку как высшей ценности мира, а также такие нравственные принципы, как милосердие, терпимость, взаимопонимание и взаимопомощь, сочувствие и т.д. Концепцию ненасилия развивали JI.H. Толстой в форме идеи непротивления злу насилием, М. Ганди через разработку таких методов воздействия, как убеждение, уступки, честность, сотрудничество, прощение вместо мести, Мартин Лютер Кинг, сформулировавший ряд принципов ненасилия: в борьбе нельзя унижать противника; духовное насилие также недопустимо, как и физическое; содействуя справедливости через любовь и ненасилие, мы вносим свой вклад в гармонию Вселенной и др.

Ненасилие есть выражение компромисса в социальном взаимодействии индивидов и общностей. Получила распространение и более широкая трактовка ненасилия как «диалогической философии» (Бубер, Бахтин, Мейер), этики товарищества по существованию (Гвардини), экологической этики и этики благоговения перед жизнью (Леопольд, Шепард, Швейцер), концепции «интегрального гуманизма» (Маритен), теории коммуникативной рациональности (Хабермас, Апель).

Современная диалектико-материалистическая философия также уделяет значительное внимание выяснению роли конфликтов в развитии общества. Законы социального развития приводят к возникновению разделенного (структурированного) общества. Социум расслаивается на социальные группы с различающимися, даже трудно совместимыми, доходящими до антагонизма интересами и притязаниями. Накал борьбы между отдельными личностями, группами, классами, государствами и т.п. умеряется их заинтересованностью в сбережении общих ресурсов для сохранения и дальнейшего развития цивилизации. Разделение (дифференциация) общества становится источником серьезных конфликтов, а необходимость устранения или локализации этих конфликтов превращается в источник новых напряженностей. Чтобы этого избежать, в обществе должны формироваться социальные и духовные механизмы сглаживания, смягчения неизбежных противоречий на основе использования разумных компромиссов, этических норм, требующих учитывать сбалансированные притязания всех слоев разделенного общества.

В целом между тенденциями движения социума к стабильности и к конфликтности имеется подвижное соотношение.

Формирование каждой из рассмотренных концепций развития общества обусловлено усложнением проблемного поля социальной реальности. Анализ показал, что различные исследовательские программы обществознания по целому ряду позиций пересекаются и дополняют друг друга.

1.4 Историческая необходимость и свобода личности. Роль народа и личности в истории

Многофакторность и нелинейность общественного развития еще не означают, что в социуме отсутствуют причинно-следственные связи и общая детерминированность. Историческая динамика в конкретных своих проявлениях альтернативна и многовариантна. Если же учитывать общую логику истории, то исторический процесс в целом и основном выступает как необходимость, закономерен.

Современная философия, используя идеи синергетики, подчеркивает, что действие социологических законов (соответствия производительных сил и производственных отношений, смены общественно-экономических формаций и цивилизаций, возвышения и усложнения потребностей и т.д.) проявляется исподволь, исходя из собственных сил и форм образования, потенций. Вместе с тем, в динамике социума стихийно-спонтанное начало переплетено с целеволевым началом, объективная заданность процессов и состояний соединена с субъективными устремлениями людей. Развитие социума не гарантируется самим по себе ходом истории, а находится в зависимости от усилий и поисков социальных субъектов. Человек отдельным обусловленностям придает дополнительную энергию, к другим относится нейтрально, третьи направления потока пытается пресекать. Человек как субъект среды творит мир и самого себя. До уровня субъекта исторического процесса поднимаются те представители народа, кто осознает свое место в обществе, руководствуется как личными, так и общественно- значимыми целями и участвует в их осуществлении. В народ входят те, кто создают материальные блага и духовные ценности, решают в данную эпоху прогрессивные исторические задачи и обеспечивают удовлетворение личных и общественных потребностей населения, всей совокупности людей, проживающих в определенных пространственно-временных координатах. Условием существования народа является преодоление одноликости общества, вычленение из однородной массы людей индивидов.

Постановка вопроса о субъекте истории не носит характера дилеммы - народ или личность творит историю. Н.А. Бердяев подчеркивал, что народ это не механическая бесформенная масса, а некий организм, обладающий характером, дисциплиной сознания и воли, знающий, чего он хочет. Народ - не обезличенная толпа, масса, а совокупность личностей.

Д. Белл в книге «Конец идеологии» (1960) сформулировал ряд значений понятия «масса»:

а) недифференцированное множество;

б) синоним невежественности;

в) механизированное общество (т.е. человек воспринимается как придаток техники);

г) бюрократизированное общество, где личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности;

д) толпа, которая уничтожает Я, не рассуждает, а подчиняется страстям.

Вероятно, еще одним признаком массы является созерцательная завороженность неким идолом. Словосочетание «народные массы», на наш взгляд, оправданно лишь тогда, когда подчеркивается количественная сторона народа (народ - преобладающая в количественном отношении часть населения).

Во взаимоотношении «народ - личность» действует диалектический принцип «и - и». Возрастание роли народа (общее), выражающееся через деятельность классов, социальных групп, этнических общностей, различного рода коллективов, политических партий (особенное) ведет к увеличению значения как рядовой, так и выдающейся личности (единичное) во всех исторических деяниях. В современных условиях нарастающей интенсификации общественной жизни решающее значение имеет не столько количество людей, участвующих в действиях, сколько их качество: образованность, воспитанность, компетентность, профессионализм, политическая и нравственная зрелость человека, интеллектуальность, творческие потенции у индивидов и т.д.

Вовлечение граждан в состав активных участников преобразования социума происходит по этапам:

1) воспроизводство в деятельности традиций, исторической памяти, знаний и представлений, транслируемых от прошлых поколений;

2) опривычивание неких замыслов и схем деятельности, их типизация;

3) выход за границы стереотипов, овеществление в деятельности творческих устремлений отдельных индивидов;

4) легитимизация модернизаторских настроений элиты, охват ими все увеличивающегося количества людей.

Народ - величина переменная. Выпадают из состава народа эгоцентристы (их интерес чрезмерно направлен на удовлетворение лишь собственных амбиций) и люди, потерявшие свое «лицо», ставшие членами «массы», «толпы», мыслящие и действующие по принципу «я как все». Человек становится членом толпы вследствие безволия, отстраненности от информационных потоков либо некритически воспринимающий информацию.

Каждый человек противоречиво воздействует на исторический процесс и культуру: одними своими «гранями», сторонами деятельности оказывает прогрессивное воздействие на общество, а другими - реакционное, на одних этапах жизнедеятельности ускоряет ход истории, а на других замедляет. С изменением общественных условий и качеств «рядового» гражданина его роль в диапазоне прогрессивной, нейтральной и негативной роли по отношению к обществу меняется. Так, в пространстве СНГ некоторые люди (рабочие, инженеры, служащие и т.п.), по тем или иным причинам (неудовлетворенные зарплатой, ставшие безработными и т.д.) занявшиеся куплей-продажей вещей и продуктов, перестали быть создателями материальных благ и духовных ценностей, утратили свои профессиональные навыки и знания и как бы вышли из состава народа. Вместе с тем, у части таких людей развились предприимчивость, психологическая закалка, состязательность как черты характера, рыночно-хозяйственное сознание и поведение и эти граждане вновь стали содействовать прогрессу общества. Итак, более сложной стала динамика ролей человека в функционировании социума, перемены мест представителей народа и ненарода.

Выдающимся личностям принадлежит роль новаторов, зачинателей и в значительной мере организаторов движения. Эти личности не могут изменить историю в масштабе всемирно-историческом, нарушить ее общую объективную логику, но как выразители потребностей и задач своей эпохи на форму движения истории, как отмечал Г.В. Плеханов, в некотором роде оказывают влияние. Когда предложения (запросы) общества созвучны с устремленностью выдающейся личности, то в ней как бы аккумулируется гигантская воля общественной силы и тогда роль такой личности увеличивается многократно. К выдающимся личностям, во многом определяющим колорит эпохи, помимо политических деятелей, относятся гениальные ученые, изобретатели, представители искусства, философы и т.п.

Действия людей лишь в конечном счете сопряжены с объективными законами природы и общества. Каждое поколение людей вступает в независящие от них условия своей жизни и деятельности. Последние во многом определяют круг интересов людей, их стремлений. Однако люди обладают и значительной свободой в определении целей своей деятельности, поскольку в каждый исторический момент существует не одна, а несколько возможностей развития. Люди также более или менее свободны в выборе средств для достижения поставленных перед собой целей. Выбор, в широком смысле слова, есть ответная реакция организма на фрагменты — раздражители внешней среды. В ходе естественного отбора биологические преимущества особей передаются их непосредственным потомкам. Благодаря свободе выбора достижения отдельных индивидов - накопление знаний, опыт, изобретения, нравственные и духовные ценности - потенциально могут восприниматься всеми людьми, имеющими к ним доступ. Отсюда - колоссальное ускорение общественного прогресса в сопоставлении с темпами биологической эволюции.

Множество устремлений и воздействий человека на внешний мир порождает массовую статистику — ведущие тенденции развития. Есть одержимые (чрезмерно активные), есть пассивные, существуют своеобразные биороботы, «зомби», лишенные возможностей выбора.

Развитие общества не есть историческое выпрямление диалектики, а представляет собой непрерывную борьбу различных альтернатив. Историческая альтернатива - один из способов реализации назревшей исторической необходимости - предполагает выбор: «или - или», что свидетельствует о динамизме общества. Важное значение имеет движение от узкого выбора из двух или ограниченного числа возможностей к многозначному выбору, учитывающему коренные основания человеческого бытия. Обстоятельства порождают выбор, а выбор углубляет обстоятельства. Выбор есть разрешение назревшего социального противоречия, связан с изменением понимания путей дальнейшего развития общества. Выбор осуществляют активно действующие социальные и политические силы общества. В результате выбора общество выходит то ли на новый вариант формационного развития, осуществляемый в ходе социальной революции, то ли на варианты внутриформационного развития (реформы, перестройки). Названные варианты сочетаются с общецивилизационным развитием.

Скачок человечества из царства необходимости в царство свободы, движение от несвободы к свободе, считал Ф. Энгельс, осуществляется по мере того, как чуждые человеку природные и общественные силы «поступают под контроль самих людей. И только... тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и всевозрастающей мере и те следствия, которые они желают». Однако следует иметь в виду, что сложные системы природы и общества с их коллективными эффектами «не поддаются контролю и не предсказуемы на достаточно большом промежутке времени». Всегда относительное движение к свободе не исключает необходимость.

Необходимость отражает преимущественно нечто относительно устойчивое, сохраняющееся, упорядоченное, отраженное в социальных законах. Свобода же выражает в большей степени появление разнообразного, новых возможностей, но на базе необходимости. Необходимость — развитие производительных сил и производственных отношений, иных общественных отношений, т.е. выступает как овеществление человеческой деятельности. Итак, отношение между необходимостью и свободой коррелятивное: они взаимно превращаются друг в друга. Преодолеть «царство» необходимости и вступить в «царство» только лишь свободы нельзя, так как необходимость и свобода - дополняющие и оппонирующие друг друга стороны единства.

Человек свободен, так как он может самостоятельно распоряжаться собой, осуществлять выбор своего жизненного пути. Одновременно человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом. К тому же, всегда существуют ограничители деятельности — конечность существования каждого человека, ограниченный уровень физических сил и умственных способностей индивидов, технических возможностей и т.д.

Свобода не есть вседозволенность, она - импульс деятельности по изменению бытия, завершающийся воплощением в конкретной форме несвободы. Несвобода характеризует развитие как процесс детерминированный, закономерный. Свободе присуще привнесение в развитие элемента неустойчивости, случайности, вероятности. Любые биологические организмы и социальные объекты-субъекты автономно независимы, свободны и вместе с тем несвободны от среды, которая дает им жизненный потенциал, несвободны от генетических и социальных программ. Самые оригинальные проекты, мысли, идеи содержат в себе элементы несвободы от ранее полученного знания.

В работе «Бегство от свободы» Э. Фромм поставил вопрос: «Может ли свобода стать бременем?» Действительно, далеко не всегда свобода является для человечества благом. Так, безудержная свобода потребления, агрессивного национализма, индивидуализма, свобода от морали, свобода любви, заменяемая животными инстинктами и т.п. пагубны для людей.


Список использованных источников

1. В.И. Стрюковский Основы философии: Учебное пособие / В. И. Стрюковский - Ростов-на-Дону, 2005

2. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.

3. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2001. - 272 с.

4. Демидов, А.Б. Философия и методология науки: курс лекций / А.Б.Демидов., 2009 - 102 с.

 /


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.