16. Р. Декарт. Обоснование Д. рационализма, разраб.
дедукт. метода
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб.
вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что
лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам?
Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В конце 16 -
нач. 17 в. возник. капит. отн-я, что изм. дух. жизнь о-ва. Религия утрач.
господств. вл-я на р-е науки и ф., возн. нов. мир-е, отвеч. интересам р-я науки
о прир. Усилия ученых концентр. на собир., опис. и классиф. фактов. На целое
смотрят как на мех. сумму частей, а отд. части нередко надел. св-вами целого.
Такие приемы распр. и на ф., что прив. к созд. механист. мат-ма и метафизич.
метода иссл-я окр. мира. В Новое вр. перед ф. на одно из первых мест
выдвин. задача создания и обосн-я методов науч. позн-я. Фил. работы Д. посвящ.
в осн. методологич. пробл. (“Рассужд. о методе”, “Начала ф.”). Д. придерж.
дуалистич. взглядов. Пыт. созд. ф. систему на осн. признания 2х самост. начал:
духа и материи. Мир - творение Бога, сост. из самост. субстанций: дух. и мат.
Неотъемл. св-во матер. субст. - протяженность, дух. - мышл-е. Ч-к - механич.
соед-е дух. и мат. субст., души и тела. Движ-я чел. орган-ма зав. от тела,
мысли связ. лишь с душой. Обе субст. не явл. соверш. Субст. - вещь, кот. в
своем сущ-ии нужд. толко в самой себе. Сл., соверш. субст. явл. лишь Бог, он
тж. прич. самого себя. Исходн. пункт ф. Д. - мышление, а не бытие, сл.
склоняется к идеализму, но в физике и физиологии Д. материя - единств. субст.,
единств. основ. бытия и позн-я. Д. наделяет материю механист. св-вами. М. -
все, что им. объем, заним. опр. часть прост-ва. Д. свел все многообр. движ-я
мат. к мех. движ. Качества как запах, цвет - только чел. ощущ. Ч-к - механизм с
2мя субст. - тел. и дух., тж. ч-к в отл. от жив. имеет врожд. идеи. Дуализм
опр. теорию позн. и учение о методе Д. Д. развив. рацион-м: в
акте позн-я разум ч-ка не нужд. в чувств. вещах, т.к. истинность знаний нах. в
самом разуме, постигаемых им предст. и понятиях. Разум - главн. и единств.
источник знаний, сл. немат. дух. субст. им. врожд. идеи (напр. идея Бога, чисел
и фигур). Д. считал, что матем., геометр. методы - единств. всеобщ. метод
позн-я. Сл.,иссл-я во всех науках, вкл. ф., след. нач. с отыск. самоочевид.,
ясн., и в силу этого истинных пол-й, не нужд. в чувств. мат-ле и логич.
док-вах. Дедукция - единств. метод позн-я. Начинать надо с методол. сомнения.
Сомневаться можно во всем, кроме сущ-я самого сомн-я. Сомн. - акт мышл-я. “Я
мыслю - я сущ.” Д. уверен, что сущ. достоверное познание. Д. счит., что не
мышление порожд. бытие тела, а бытие мышления более достоверно, чем бытие тела,
природы. Первопричина - Бог - не м. обманывать ч-ка, сл. познание чувств.
восприн. мира возможно. Задача - использ. познават. способ-стей правильно.
Истинность позн. вытек. из сущ-я врожд. идей. В.и. - не готовые истины, а
предрасполож. разума. Сл., в позн. гл. роль принадл. разуму, а не ощущ-ям. Это
утверждение рац-ма. Разум неизб. достигнет ист. знания, если будет исх. из
достоверн. метода. На осн. рац-ма Д. созд. учение о рац-ме. 4 правила:
1) ясность и отчетливость позн-я, не вызыв. никаких сомнений; 2) разделять
всякий исслед. вопрос на столько частей, ск. треб. для лучшего понимания; 3)
мыслить по порядку, нач. с простого и постеп. подним. до сложных вещей; 4)
полнота познания - нельзя упускать ничего существенного. Д. полагал, что с пом.
дедукт. мет. можно логич. вывести все знания о мире. Он исходил из факта сущ-я
мысли и приходил к реальности всего физ. мира. Чувства и опыт - лишь дополнит.
способ подтвержд. знаний, получ. путем разума и дедукции.
32. Совр. ест.-науч. предст. о структ., строении
материи, их ф. смысл
Мир явл. материальным. Он сост. из разл. предметов и
процессов, которые превр. друг в друга, возник. и исчез., отражаются в
сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам
по себе, не м. быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их
связи, составляет мат. дейст-сть. В домарксовском материализме материя часто
поним. как нечто существующее наряду с вещами, как некот. телесность,
праматерия, из кот. возникают и в кот. исчезают конкр. вещи. Диалект. мат-м
развивает иное представление о субстанциональности материи, рассматривая ее как
бесконечно развивающееся многообразие единого мат. мира. С этой точки зрения
материя сущ. только в многообразии конкретных объектов, через них, а не наряду
с ними. Категория материи является фундаментальным философским понятием.
Диалектико-материалистич. определение этого понятия было дано Лениным в книге
“Мат-м и эмпириокр-м”: “Материя есть ф. категория для обозначения объ.
реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,
фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.”
В этом определении выделено 2 осн. признака: 1) материя сущ. независ. от
сознания; 2) она копируется, фотографируется, отображается ощущениями. 1я х-ка
озн. признание первичности материи по отн. к сознанию, вторая - признание
принципиальной познаваемости мат. мира. Т.о. опр. материи предстает как сжатая,
свернутая формулировка материалистического решения ОВФ. Сл., оно сразу
позволяет провести разграничительные линии между материализмом, с одной
стороны, и идеализмом и агностицизмом - с другой. Вместе с тем ленинское
определение материи заключает в себе и такое содержание, которое отличает
диалектическое понимание мира от метафизического. В этом определении
отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды материи, нет перечисления
каких-либо ее конкретных характеристик. В традиции материализма были и другие
определения. Напр., многие материалисты 18-19 в определили материю как
совокупность неделимых корпускул (атомов), из которых построен мир. Но Ленин
дает совершенно иное определение материи. На каждом этапе познания и практики
ч-к осваивает только некоторые фрагменты и аспекты неисчерпаемого в своем многообразии
мира. Поэтому бессмысленно определять материю через перечисление ее известных
видов и форм, если учесть, что последующее развитие познания и практики будет
приводить к открытию новых, неизвестных ранее свойств, видов и форм материи.
Несостоятельны также попытки определить материю, рассматривая некоторые ее виды
в качестве своеобразных “первокирпичиков” мироздания. Здесь заранее
предполагается, что такие “п.” вечны, неизменны и не возник. ни из каких других
объектов (если же они возникают из какого-то предшествующего состояния материи,
то тогда они уже не могут рассматриваться в кач. последнего основания мат.
мира). Таким образом, остается только один способ определить материю - выделить
такой предельно общий признак, который характеризует любые виды материи независимо
от того, познаны они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим
признаком является свойство "быть объективной реальностью, существовать
вне нашего сознания". Определяя материю посредством этого признака,
диалектический материализм неявно предполагает бесконечное развитие материи и
ее неисчерпаемость. В основе совр. научн. представл. о строении м. лежит идея
ее сложной системной организации. Любой обьект мат. мира может быть рассмотрен
в кач. системы, то есть особой целостности, кот. хар-ся наличием эл-тов и
связей между ними. Например, макротело можно рассм. как опр. организацию
молекул. Любая молекула тоже является системой, кот. сост. из атомов и опр.
связи между ними. Атом также представляет собой системное целое - состоит из
ядра и электронных оболочек, расположенных на определенных расстояниях от ядра.
Ядро каждого атома, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру. Матер. системы
всегда взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и
связи элементов в этом взаимодействии меняются, но осн. связи могут
сохраняться, и это явл. условием сущ-я системы как целого. Сохраняющиеся связи
выступают как устойчивые связи, не изменяющиеся при вариациях системы. Эти
устойчивые связи и отношения между элементами системы и образуют ее структуру.
Система - это элементы и их структура. Любой объект материального мира уникален
и нетождественен другому. Наличие общих признаков оранизации позволяет
объединить раличные объекты в классы материальных систем. Эти классы часто
называют уровнями организации материи или видами материи. Все виды материи
связаны между собой генетически, то есть каждый из них развивается из другого.
33.Движение-способ сущ-я мат. Осн.формы движ-я, их
взаимосвязь
Сущ-е любого мат. объекта возм. только благ.
взаимодействию образующих его эл-тов. Так, атом существует лишь постольку,
поскольку осуществляется взаимод. между ядром и электронами, образующими
оболочку атома; живые организмы сущ. только благодаря взаимод. составляющих их
молекул, клеток и органов; общество сущ. благодаря обмену деятельностью между
людьми, взаимод-ю различных подсистем соц. организма. Кроме внутр. взаим-я
между элементами и частями обществ происх. и взаимод. объектов с внешним окружением.
Они могут включаться в более сложн. системы, становиться их эл-тами. Напр.,
ядра и электроны, входящие в атом, могут стать составными частями молекул, из
молекул могут строиться макротела и т. д. Итак, структурность материи,
существование в ней определенного типа мат. систем предполагает взаимодействие
как внутр., так и внешнее по отн. к каждому выделенному объекту. Взаимодействие
приводит к изм. его св-в, отн-й, состояний. Все эти изм-я, рассмотренные в
самом общем плане, предст. собой неотъемл. х-ку бытия материального мира. Изм-е
в ф. обозн. понятием движения. Под движением материи нужно понимать не
только механ. перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а
также изменения состояний объектов, кот. вызываются этими взаимодействиями.
Движение - это и взаимное превращ. элементарных частиц, и обмен веществ в
клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной
жизни. Материя не может сущ. вне движения. Любой ее объект сущ. лишь благодаря
тому, что в нем воспроизводятся опр. типы движения. При их уничтожении объект
прекращает свое сущ-е, переходит в другие объекты, кот. х-ся опр. набором типов
и форм дв-я. Т.е. движение внутренне присуще материи, Оно так же абсолютно, как
абсолютна сама материя. Понятие покоя предст. собой обозн-е тех сост. дв-я,
кот. обесп. стабильность предмета, сохр. его кач-ва. Сл., покой относителен, а
движение абсолютно, оно есть неотъемл. св-во, атрибут материи. Итак, 1й тип
движения - это дв-е, когда сохраняется кач-во предм. Сущ. еще один
тип дв-я, связ. с переходом от одного кач-ва к друг., с изменением качеств.
состояния предмета. Это м. быть разрушение предмета, распад его на составл.
эл-ты, кот. предст. собой особые кач-ва, возник. в рез-те преобразования исх.
предмета. Но м. быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию
объекты образуют более сложн. систему, новый объект. Пр-с разв-я - это переход
одного кач-ва в другое, направленное формирование нов. систем, нов. типов
организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. 2 разновидности
пр-сов разв-я. 1) Пр-сы качеств. превращений, не выход. за рамки соотв.
вида материи, опред. уровня ее организации. 2) Пр-сы перехода от одного уровня
к другому. Сущ. качественно разнообразные формы движения материи. Идея о формах
дв.м. и их взаимосв. выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм дв. он
положил след. принципы: 1) формы дв. соотносимы с опр. матер. уровнем
организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соотв. своя
форма дв-я; 2) между формами дв-я сущ. генетич. связь, т.е. форма дв. возникает
на базе низших форм; 3) высшие формы дв. качественно специфичны и несводимы к
низшим формам. Исходя из этих принципов и опираясь на достиж. науки своего вр.,
Э. выделил 5 форм дв. мат. и предложил следующую классификацию: механич.,
физич., химич., биологич. и социальн. дв. мат. Совр. наука открыла новые
уровни орг. материи и обнар. нов. формы движ. Сл., энгельсовскую классифик.
необх. развить и дополнить, но положенные в ее основу принципы сохр. свою
ценность, т.к. схватывают важные особ-сти взаимосвязи форм движ-я и видов
материи с учетом их р-я. Формы движ-я, перечисл. в указ. классификации, можно
разбить на 3 блока соотв. 3 важнейшим этапам р-я материи и 3 возникшим в этом
р-ии сферам мат. мира: неживой прир., живой прир., о-ву. Неж. прир. хар-ет
взаимосвязь физич. и химич. форм дв-я, живую - биол., а общество - соц. форма
дв. Осн. генетич. связи между этими блоками правильно выявлены в энгельсовской
классифик. Что же касается их внутреннего расчленения и представлений об их
материальных носителях, то совр. наука вносит сюда ряд серьезных корректировок.
Наиб. значит. изм-я кас. соотн-я мех., физич. и хим. форм движ. Прогресс науки
приведет к открытию новых форм как материи, так и дв-я, уточнит и разовьет
совр. представл-я. В пр-се этого р-я диалектико-материалистическое учение о
формах дв-я материи будет конкретизироваться, обогащаться новым содержанием, а
в ряде отношений и пересматриваться. Одной из важнейших сторон учения о формах
дв-я материи является трактовка обществ. процессов как социальн. формы дв-я
материи. Эта трактовка стала возможной благодаря открытию и разработке материалистического
понимания истории. Выделяя в обществ. жизни материальн. и духовн. процессы,
диалект. мат-м подчеркивает первичность матер. процессов, но не отрывает их от
духовн. жизни о-ва. Лишь в абстракции можно отделить друг от друга эти стороны
общ. жизни. В реальной же дейст-сти они взаимодействуют, благодаря чему и сущ.
о-во как особый уровень организации материи.
34. Пространство и время - формы существования
материи
Время и пространство - осн. формы существования
материи. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении в. и п. к
материи, т. е. являются ли В. и п. реальными или это чистые абстракции,
существующие только в сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость в. и п.
от материи и рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли,
Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории
абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер в. и
п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их универсальность и
всеобщность. П. выражает порядок расположения одновременно сосуществующих
объектов, в. же - последовательность существования сменяющих друг друга
явлений. В. необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном
направлении - от прошлого к будущему. Диалектический материализм признает не
просто внешнюю связь в. и п. с движущейся материей, а считает, что движение
является сущностью в.и п. и что, следовательно, материя, движение, В. и п.
неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в совр. физике.
Естествознание 18 -19 в., говоря об объективности в., и п., рассматривало их,
вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное,
существующее совершенно независимо от материи и движения, В соответствии с
атомистическими взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели
вплоть до 20 в. отождествляли п. о пустотой, считали его абсолютным, всегда и
повсюду одинаковым и неподвижным, а в. - протекающим равномерно. Совр. физика
отбросила старые представления о п. как пустом вместилище тел и о в. как едином
для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности Эйнштейна
состоит как раз в установлении того, что в. и п. существуют не сами по себе, в
отрыве от материи, а находятся в таком универсальной взаимосвязи, в к-рой они
теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного
целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и
протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или
свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в
зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В
создании совр, теории в. и п. большую роль сыграли идеи Лобачевского, Б.
Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии опровергло кантовское
учение о в. и п. как внеопытных формах чувственного восприятия, Исследования
Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнаружили зависимость
пространственных свойств от физической природы материальных тел,
обусловленность физико-химических свойств материи простраиственным
расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о в. и п.
используется идеализмом для отрицания их объективной реальности. Согласно
диалектическому материализму, человеческое познание в своем развитии дает все
более глубокое и правильное представление об объективно-реальном в. и п.
35.Отражение - всеобщ. св-во материи. Специфика чел.
формы отр.
Все явления, объекты, процессы объ. сущ-го мат. мира
беспрестанно взаимод. между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают
изм-я. Кажд. из взаимодейств. объектов, процессов и т. д., воздействуя на
другие и вызывая в них изм-я, оставл. след в том объекте, явлении, процессе, на
кот. он воздействует, и тем самым запечатлевает себя в рез-те этого
воздействия. Т.о. в процессах взаимод-я мат. объекты, явления, процессы
фиксируют в своих изменениях свойства воздействующих на них объектов, явлений,
процессов. Отражение - всеобщие св-во материи воспроизводить в своих
св-вах особенности других обьектов, с кот. произошло взаимодействие. Осн.
св-ва о.: Неживая прир.: а) в результате отражения св-ва отражаемого
объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка; б)
воздействие одного объекта на другой не стимулир. активности этих объектов.
Живая природа: а) отр-е активно; б) всегда целенаправленно; в) оно может носить
опережающий хар-р; г) несет функциональный хар-р. Общие св-ва о.: а)
воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б) упорядоченность
отражаемого обьекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями. Эти
особ-сти присущи любому отр-ю, но хар-р отр-я меняется с возникновением жизни.
Хар-я отр-е как св-во, лежащее в фундаменте самой материи и связанное с
эффектами любых материальных взаимодействий, диалектико-материалистич. ф.
формулирует исходн. предпосылки для понимания генезиса, ощущений, психики, чел.
сознания. Важнейшей из этих предпосылок является положение о том, что любые
формы и виды отр-я, ощущения, психики, сознания возник. и сущ. в рамках
взаимодействия матер. образований и систем, находящихся на разных уровнях
разв-я. В рез-те длительн. отбора способность организмов реагировать на внешн.
воздействия все более совершенствовалась. Наконец произошел качеств. скачок и
возникла нервная система. В ходе биологической эволюции нервная система
усложняется. В процессе развития вида в мозгу возникают нов. структуры, в
процессе развития особи вырабатываются нов. программы деятельности, сохраняемые
в памяти. В результате этого поведение животного все более определяется
внутренними программами. С усложнением телесной организации растет удельный вес
форм поведения, вырабатываемых в индивидуальной жизни особи, возрастает
значение гол. мозга. У ч-ка происходит качественный скачок и возникает сознание.
17. Философские взгляды Спинозы
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб.
вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что
лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам?
Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В конце 16 -
нач. 17 в. возник. капит. отн-я, что изм. дух. жизнь о-ва. Религия утрач.
господств. вл-я на р-е науки и ф., возн. нов. мир-е, отвеч. интересам р-я науки
о прир. Усилия ученых концентр. на собир., опис. и классиф. фактов. На целое
смотрят как на мех. сумму частей, а отд. части нередко надел. св-вами целого.
Такие приемы распр. и на ф., что прив. к созд. механист. мат-ма и метафизич.
метода иссл-я окр. мира. В Новое вр. перед ф. на одно из первых мест
выдвин. задача создания и обосн-я методов науч. позн-я. Слабым пунктом учения
Декарта был неопределенный статус субстанций: с одной стороны, подлинным 6ытием
обладала только бесконечная субстанция - Бог, а конечные, то есть сотворенные,
субстанции находились в зависимости от бесконечн. Это затруднение попытался
преодолеть Спиноза, испытавший на себе сильное влияние Декарта, но не принявший
его дуализма и создавший монистическое учение о единой субстанции, кот.
он назвал Богом, или природой. Спиноза не принимает субстанциальности единичных
вещей и в этом смысле противостоит традиции номинализма и эмпиризма. Его учение
- пример крайнего реализма (в средневековом его понимании), переходящего в
пантеизм. С. определяет субстанцию как причину самой себя, то есть как
то, что существует через само себя и познается из самого себя. Именуя
субстанцию богом, или природой, Спиноза тем самым подчеркивает, что это не Бог
теистических религий, он не есть личность, наделенная сознанием, могуществом и
волей, не есть творец природных вещей, Бог С. - бесконечная безличная сущность,
главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и
причины всего сущего. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в
основе учения Спинозы, называется пантеизмом; Спиноза продолжает ту традицию,
которая была намечена у Ник. Кузанского и развернута у Дж. Бруно. Пантеизм С.
есть шаг на пути к мат-му. Мышление и протяжение, согласно С., - атрибуты
субстанции, а единичные вещи - как мыслящие существа, так и протяженные
предметы - это модусы (видоизменения) субстанции. Уже у Декарта было
развито учение о своего рода параллелизме матер. и дух. субстанций. Согласно
Декарту, каждому состоянию и изменению в матер. субстанции (например, в чел.
теле) соотв. изм-е в субстанции духовной (в человеческих чувствах, желаниях,
мыслях). Сами субстанции, по Декарту, не могут непоср. влиять друг на друга, но
их действия строго скорректированы благодаря Богу. Аналогичн. рассуждение мы
находим у С.: все явления в физическом мире, будучи модусами атри6ута
протяжения, развиваются в той же последовательности, как и все модусы в сфере
мышления. Поэтому порядок и связь идей соотв. порядку и связи вещей: и те, и
другие суть, только следствия божеств. сущности. Отсуда вытекают спинозовские
определение души как идеи человеческого тела. Весь мировой процесс, таким
образом, совершается в силу абсолютной необходимости и чел. воля ничего не в состоянии
здесь изменить. С. вообще не признает такой способности, как воля: единичная
чел. душа не есть нечто самостоятельное, она не есть субстанция, дух человека
это не что иное, как модус мышления, а потому, согласно С., “воля и разум -
одно и то же”. Человек может только постигать ход мирового прогресса, чтобы
сообразовать с ним свою жизнь и свои желания.