Основы философии
Анаксимандр - ориг. ф. концепция. Расширил понятие всего сущего до понятия
первоначале - единая, первич., вневременная субстанция “апейрон” - веществ.
начало, лишенное границ, т.е. без качеств. хар-к и количеств. неогранич.
Апейрон превр. в разл. земные стихии (земля, вода, возд., огонь), они
перех. друг в друга. Все соб. происх. в опр. борьбе тепл. и хол., напр.
смена врем. года. Прир., мир сущ. объ-но.Жив. сущ-ва возн. в проц. выпарив.
солнцем влаги, живое род. из ила под возд. солн. лучей, чел-к произ. от
рыб. Чувств. мир явл. лишь проявл-м реальн. мира, сл. необх. выйти за
пределы непоср. набл-я. Анаксимен: начало всего сущего - воздух. Рязряж. в.
- огонб, сгущ. - вода, земля, камень. Душа тж. сост. из воздуха. Возд. обл.
св-вом бескон-сти. Обобщение: ф. Мил. шк. явл. рационал-ей мифа. Мир объ.
на осн. матер. начал, без участия внеприр. сил. Гилозоизм - любое мат. тело
обл. душой, пантеизм - Бог=природа. В ч-ке мил-цы усматр. прежде всего не
биол., а физич. прир., выводя его из воды и пр. Мил.ф. возн. на осн.
зарожд. эмпирич. и теоретич. знания. Пыт.дать целостн. карт. мира, кгода
частности и дет. были неизв. Их матер-м носил стихийн. хар-р, рассм. мир в
непрер. движ. и изменении - наивн. представл. о диалектике. Гераклит: разв.
мат-ма и диал-ки. Труд “О природе”. Первоначало всего мира - огонь. Космос
един, все сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загор. и потух.
Огонь превр. в воду - семя мироздания, вода превр. в землю и возд.. и
назад. Душа явл. огнен. дыханием - основ-е жизни. Г. явл. основопол.
гносеологии (уч. о позн.). 1-й различал чувств. и рациональн. познания.
Истина постиг. умом, кот. познает сущность (логос) мира, находясь за
порогом чувств. Познание нач. с чувств, но они должни обраб-ся разумом.
Образ и понятие слиты воедино, т.к. едины чувств. и рац. познание. В мире
сущ. единство как рез-т сочет. противоп-стей. Борьба противоп-стей
законом., т.к. явл источн. созд-я мира. Противоп-сти соед. и устан-ся
гармония. Г. разв. диалект. взгляды. “Все течет, все изм.”, “Нельзя войти в
одну реку дважды”, все рожд-ся благ. смерти ч-л. Это стихийна я диал-ка,
где чувств.-матер. космос рассм. как единое целое, пребыв. в пост. движ.и
изм.
7. Элейская школа. Парменид, его учение о бытии.
Э.ш. прин. к ант. ф. Отличит. черта - формир-е нов. способа дух. самовыр-я,
кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся
космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-
к рассм. как неотъемл. часть природы. Осн. представители э.ш.: Ксенофан -
основ. школы. Считал первонач. мира землю - все рожд. из з. и уходит в нее.
Отвергал человекоподобие Богов, Бог - абсолютн., вечн., бесконечн. космос,
сливающ. с прир., не конкр. чувств. образ, а понятийн. конструкция. Мир
явл. вопл-ем св-в Бога. Кс. отрицал значение чувств. позн-я. Чувств.
данность - видимость, познать сущность мира возм. только мыслью. Парменид -
четко выр. ф. позиция э.ш. П. сч., что ничто не меняется. Хар-я св-ва
бытия, отмечает: а) бытие не возникло и никогда не погибнет, т.к. имеет
невременную природу; б) бытие единственно и целостно, т.е. не имеет частей;
в) б. совершенно (закончено) и неподвижно. Бытие - то, что охватывается
мыслью. Думать=быть. Мыслимое сущ-ет, мысль без бытия - ничто. Небытие не
сущ., т.к. о нем нельзя мыслить и говорить. Нельзя одновр. призн. б. и неб.
Гносеол. П. осн. на том, что истина домтупна только размышл-ю. Разум,
управляя чувствами, может достигнуть истины. Чувства не отр. полноты мира.
Отлич. истины и мнения. Мнение - противореч. чувств. видимость, истина -
мыслимый мир единого и вечного бытия. Э.ш. родонач. рацион-ма, т.к. подошли
к понятийн. отраж-ю дейст-сти. Пр-с позн-я - перех. от чувств к разуму, но
рассм. эти ступени обособл. и противопост. их. Разум дает только ист.
знание, чувства - путь мнения. Зенон: предст. субъ. диал-ки. Считал, что
сущ. лишь то, что возм. логич. доказать. 40 апорий (неразреш. затрудн.),
напр. 1 зерно не изд. шум, мешок издает.Чувств. воспр. ведет к противор.,
сл. 1 з. произв шум во ст. раз меньший, во ск. 1 зерно меньше мешка з.
Вывод З.: разум - орудие достиж-я истины, кот. доступна только мышл-ю.
Рассужд. З., постр. на док-ве, сыгр. больш. роль в разв. теор. мышл-я.
Заслуга э.ш. - первые стали серьезно анализир. мир чел. мысли.
8. Софистика, ее роль. Протагор.
Софисты (с. - мудрость) - откр. рационалист. (ранее натуралистич.) период
греч. ф. Возникн. обусл. потребн. ярко и убедит. говорить - учили за плату.
Гл. цель - не истина, а умение убедить, сл. на 1 месте - риторика (иск-во
краснореч.) Отрицали объ. истину и утвержд., что и. субъ. В центре вним. с.
- ч-к и его познават. сп-сти. С. старш. (Прот., Горгий, Продик)/младш.
(Алкидам, Ликофон, Критий). Главн. - Протагор. “Ч-к есть мера всех вещей;
сущ-х, что они сущ-ют и нес-х, что они не сущ-ют.” 1) Изменичивость - гл.
св-во материи, распрост. этот принцип на ч-ка. Чел. познание всегда
относит., условно, субъ. (релятивизм). 2) Все возн. и сущ. только в отн. к
другому, ничто не сущ. само по себе. 3) Все существующее в космосе прих. в
противоположное к себе, не изм. как попало. Сл., всякая вещь сост. из
против-стей, о всяком предм. можно сказать двояко и противоп. образом.
Горгий: бытие не сущ., Если бы оно сущ-ло, то его невозм. было бы познать,
т.к. между быт. и мышл. сущ.непреодол. несовмест. Несовм. обусловл.
способностью мышл-я создавать несущ. образы. Мыслимое бытие принцип. отлич-
ся от средства его выр-я - слова. Соц.-пол. вопросы: ч-к должен руков-ся
законами прир., т.к. правов. законы преходящи, сл. не истинны. Этика: нет
объ. дора и зла, как нет объ. тепла и холода. Зав. от конкр. ч-ка, счит.
добром то, что ему выгодно, злом - что не соотв. его интересам. Закл.: до
этого гл. задача - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с
пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах.
Далее эта тематика стала предм. особого внимания (Сократ).
9. Сократ.Человек как средоточие философск.интересов Сократа
Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им.
стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся
космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-
к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть
суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел.
жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм.
особого внимания, прежде всего у Сократа. Ф. Сократа кас. прежде всего ч-
ка, кот. он поним. как нравств. сущ-во, познающее само себя. Сущность ч-ка
сосред. в его душе, т.к. она есть то, чему служ. тело. Ценность души сост.
в познании. Добродет. необх. ч-ку для возраст. души. С. разраб. метод субъ.
диал-ки, цель кот. - устан. истину. И. - объ.. незав. от мнения людей
знание, получ. в проц. диалога, беседы, когда уточн. понятий. С. первый
указ., что знание носит понятийный хар-р. Широко исп. метод индукции (общ.
из частн.). По отн. к мат. миру счит., что его познать невозм.
(агностицизм), но душа доступна для познания - в этом суть, предм. ф.
Познать самого себя - озн. найти общие для всех людей нравств. кач-ва. Сущ.
объ. нравств. нормы поведения. Счастье=добродетель, зло=незнание добра. Ч-к
с пом. души управл. страстями и приобр. счастье, т.к. душа станов.
добродет. и гармонич. Ч-к явл. строителем счастья/несч. (С. имел
последователей: киники, киренаики, мегарская школа, академия Платона.)
10. Античный атомизм. Демокрит.
Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им.
стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся
космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-
к рассм. как неотъемл. часть природы. 1-й период греч. ф. наз.
натуралистич. Натурфилософы стрем. объ. суть окр. мира, в т.ч. Демокрит. Д.
призн. сущ-е 2х начал: бытия/небытия. Исходил из чувств. опыта: сущ. тела и
пространство (пустота), отдел. тела друг от друга. Сл., бытие множественно,
не едино (противоп. элеатам). Космос явл. единением тел и пустоты. Бытие
делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота - ср-во различ-я и
разгран-я вещей, она выступ. как внутри сложн. вещей, отделяя эл-ты - атомы
друг от друга, так и вне вещей, явл. их вместилищем. Пустота позв. вещам и
их эл-там двигаться. Исчерпание пустоты свид. о наличии атомов - неделимых
частиц, невидимых из-за размера. Они постиг. только умом, не чувствами.
Атом Д. неделим как физ. тело, но делим как матем. величина. Кол-во атомов
бесконечно, пустота тж. бесконечна. Атомы разл. по величине, форме, порядку
и располож-ю. Д. первый рассм. движ-е как способ бытия матер. тел, т.к.
атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать причину. 3 формы движ-
я: 1) связ. с хаотич. перемещ. 2) вихревой поток, где атомарн. вихрь
создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. Так возникала
законом-сьб в движ. атомов - закон тяготения подобного к подобному. В пр-се
атомарн. вихря обр. мироздание. 3) испарение предм. космоса - запахи. Св-ва
вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть - круглыми частицами). Гл.
цель познания - обнаруж. подлинных причин происх., т.к. все им. свою
причину, любое явление происх. с необх-стью. Случайн. события - выдумка. Д.
одним из первых дал разверн. представл-е о пр-се позн-я, выдел. в нем
чувств. и рассудочн. стор. и опред. их соотн. Позн. идет от чувств к
разуму. Чувств. позн. - рез-т воздействия атомов. Различие чувств. образов
обусл. различием форм, строением атомов. Напр., зрит. обр. появл. в проц.
отлетания от вещей их копий, образов, попад. в глаз. Рациональное познание
продолж. чувственное. Разум - более тонкий зрит. орган, т.е. логич. зрение.
Д. не различ. матер. и идельное. Душа - соед-е легковозбуждающихся сферич.
и гладких атомов, кот. явл. божественными. Атомистич. концепия Д. им.
историч. зн-е, в Новое время она была положена в осн. ест.-науч. карт.
мира.
12. Аристотель,его учение о субстанции.Вопр.диал-ки,теор.позн-я
Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им.
стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся
космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-
к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть
суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел.
жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм.
особого внимания, в т.ч. Сократа и Платона. А. - уч-к Платона.
Полемизировал с некот. полож. объ. идеализма П, позже серъ. критиковал.
Представление о бытии: под ним А. поним. сущ-е предметного мира, восприн-го
с пом. ощущ-й. Предм. чувств. мир явл. первич. реальностью, природой, кот.
никем не определена, непротиворечива и неизменна. Материя - всеобщ.
причина, т.к. без нее нет бытия. Но она пассивна, бесформенна, выливается в
к-л форму. Материя вообще - возм-сть бытия (потенц. бытие), конкр. проявл.
в вещах, с кот. ч-к имеет дело. Форма - сумма св-в, отлич. один предмет от
друг., это сущность как предмета, так и бытия - сущн. и вещь не сущ. в
отрыве друг от друга как у Пл. Сущ. материя вообще, из кот. с пом. формы
возн. конкр. вещи, и форма вообще=форма форм=Бог. А. критик. учение Пл. о
сущ. идей как самост. доприрод. сущностей. А.: Идеи Пл. - понятия, отраж.
матер. мир,т.е. копии вещей, но не наоборот. Реальн. мир постиг. органами
чувств частично, сущ. еще сверхчувств. мир сущностей, доступ. рац.
познанию. Душа дает смысл и направл-сть жизни. Тело - материя органич. сущ-
ва. Форма госп. над материей, душа - над телом, разум над чувствами. Все
живое обл. душой, 3 вида души: 1) растительная - обл. растения. Спос. к
размнож. и осущ обм. в-в. 2) чувств. - жив. - обл. спос-тью восприн. формы
с пом. ощущ. 3) разумная - присщ. ч-ку, познает и думает. Теория познания:
строится на эмпиризме - суть вещей позн-ся с пом. ощущ. Ч-к познает только
форму, а не матер. субстрвт. Хотя ощущ. дают только знание единичного, в
нем потенц. содерж. и знание общего. Сл., над опытом нах. наука, кот.
постигает общее. Над наукой - философия, совп. во многом с логикой. Знание
законов л. А. сопост. с мудростью. А. - основатель форм. логик. Диалектика
- ср-во разрешения противоречия, с кот. знание сталкив. на ур. единичного.
А.: Сущн. не м. быть противореч. Сл., на уровне сущностей диал. исчезает. Д-
ка - низш. уровень логики, она связ. с движением от знания един. к зн.
общего. На ур. сущности действ. не д-ка, а логика. А. отриц. объ. диал-ку,
т.к. не призн. противоречий в действ-сти: бытие диалектично, пока возм-сть
не реализовалась, на уровне формы диал-ки нет. (Пробл. чел-ка: взгляд на ч-
ка как на обществ. жив-е, стремл. к совм. сожит-ву. Госуд.=о-во. Назнач.
гос-ва - обесп. счастья всем согражд. 6 форм гос-ва: 3 прав.:
монарх./аристокр./полития, 3 непр.: тир.?олиг.?демокр. Наил. - полития:
сочет. св-ва умер. демокр. и дост-во олигархии.) А. - посл. греч. представ.
антич. фил.
11. Учение Платона о бытии и познании, концепц. идеальн.гос-ва
Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им.
стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся
космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-
к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть
суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел.
жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм.
особого внимания, прежде всего у Сократа. Платон - уч-к Сократа. 1-й создал
концепцию объ. идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру
вещей. Сущ. сверхчувств. мир, кот. предст. собой идеальн. целостность и
постиг. только понимающим умом. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен
(неразложим). Матер. бытие создается Творцом - разум, творч. ум, кот.
формир. мат. мир. Творец (Демиург) созд. физич. мир по идельн. образцам -
идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ. Матер. мир созд. из мира необх-
сти, хаоса, бесформ. движ-я, кот. противоп. идеям и Демиургу. Космос - шар,
в центре кот. Земля, другие план. и зв. привод. в движ. их душами. Ч-к
наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со смертным телом. Душа явл.
основой разумности ч-ка, дает возм-сть познавать окр. мир. Теория познания
П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их. Прежде чем
познать вещь во всех проявлениях, следует знать смысл вещи, т.е. умом
созерцать идеи. Стимул к знанию - любовь к прекрасному, т.е. а) л. к крас.
телу с целью породить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию; б) л. к
душе - жажда справедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой; в) л. к
знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага.
Знание=смысл, не ощущение: чужой язык восприн-ся, но смысл непонятен. Зн. -
не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью. Ложь - то, чего нет, небытие,
кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина. Познание - пр-с
созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа: 1) позн. осущ-ся чистой душой
до рожд. 2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания. В пр-се
р-я душа вспом. знания, кот. видела раньше. Чувсв.-эмпирич. опыт - толчок к
воспом., сл. к душе надо обращ. напрямоую минуя по возм. орг. чувств - при
пом. речи. Осн. ср-во воспом-я - метод диалектики, беседа. Чел-к - единство
души и тела, в основе душа. Очищ души возм. с пом. рациональн. познания. 3
категории души людей в зав-сти от преобл. начала: разум/страсть
(воля)/вожделение. 1) Разумн. душа - мудрецы, философы. Стремятся к благу
гос-ва, сл. гл. F - управлять гос-вом. Политика - иск-во спасения души,
кот. должны заним. фил-фы, т.к. они обл. разумн. душой. 2) Стражники и
воины. Природн. F - охранять гос-во, т.к. обл. волей, силой. 3) Стремл. к
матер., чувств. наслажд. - крестьяне, ремесл., торг. Их повед. след.
регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве. Это конц. идеального
гос-ва. 3 слоя людей вып. присущ. им F. Гармонич. о-во - рез-т осознания и
исполн-я каждым из слоев своего предназн-я. Т.е. соц. справедл-сть в о-ве
есть только тогда, когда она есть внутри каждой чел. души. Предпочтит.
форма ид. гос-ва - монархия. Возм. аристокр. и демокр. Чтобы мон. не пер. в
тиранию, необх. прав. воспит. Правитель обяз. изуч. ф. и соед. ее принципы
с реальн. дейст-стью. Право на упр. - с 50-60 л. Для 2й группы - общее имущ-
во, жены, дети для избеж. конфл. зависти и ревности. 3я группа нужд. в
воспит. чувства умеренности и самоогранич. Вывод: Ф. Пл., особ. предст. о
гос-ве - огр. влияние на ход р-я мировой культуры.
13.Теоцентризм среднев.ф.Сущн.и знач.полемики номин./реализма
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой
окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего
существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать
окр. мир, что предст. собой это познание?. Начальн. пер-д р-я ф. хар-тся
космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность.
След. пер-д.: антропоцентризм - пробл. чел-ка, этики, общ. устр-ва;
средневек.: теоцентризм - прир. и чел-к как творение Бога. Длит. период: 5
(пад. Римск. имп.)-15 в. (Возрожд.). 2 осн. источника формир-я срв.ф.:
древнегреч. ф. и Свящ. писание, повернувш. эту ф. в русло христ-ва. На
смену языч. религиям многобожия пришли религ. единобожия, сл. становление
институтов религ. власти и рост религ. настроений. Христ-во сформир.
средневек. мировоззр. европейцев, кот. теоцентрично и опир. на 2 принцип.
полож-я: а) идею творения - основа онтологии хр.ф.; б) идея откровения -
фундамент учения о познании. Влияние хр.ц. распростр. на все сферы общ.
жизни, в т.ч. на духовную. Ф. вопросы мироздания, рациональности/иррац.
бытия затронула как ф., так и религ. В др.греч. ф. религ. не играла сущ.
роли в направл-сти ф. взглядов. Ф. мысль, своб. от внешн. огранич-й, была
напр. на иссл. природы, куда включ. все сущее, в т.ч. чел-к. Ф. ср. веков
оказ. в зав-сти от религии. В первую очер. евр. фил-я реш. вопросы в рамках
теоцентризма. Т. - такое понимание мира, в кот. источником и причиной всего
сущего выступ. Бог. Он - центр мироздания, активное и творящее его начало.
Принцип т. распрост. и на познание, где в соотв. с этим принципом на высшую
ступ. в системе знания помещ. теология - наука о Боге, ниже нее нах. ф..
Тж. в ср.в. ф. сущ. принцип, по кот. Бог из ничего сотворил жив. и нежив.
природу, преходящую, нах. в пост. изм-ии (креационизм). Всеми мировыми
событиями, в т.ч. историей и повед. отд. людей управл. божеств. провидение.
1й этап становл. срв. ф. - патристика: обоснование христ-ва, опир. на
античн. ф.(Платона)- Тертуллиан, Августин Блаж., Боэций. 2й этап становл. -
схоластика - тип философств-я, при кот. средствами чел. разума пыт. обосн.
принятые на веру идеи и формулы. Отлич. черта, символ ср.в. схоластики -
острая борьба реализма и номин. Вопрос: обладают ли общие понятия реальн.
существ-ем. Предст. реализма счит., что подлинной реальностью обл. не
единичн. вещи, а только общ. понятия - универсалии, сущ. вне сознания,
незав. от него и матер. мира. Крайний реализм: сторонники Платона, напр.
Ансельм Кентерберийский. Универсалии обр. особый идеальн. мир, пребыв. в
отрыве от конкр. вещей. Умер. р. - Фома Акв. Идеи Аристотеля. Признавали
реальность общ. понятий, но и не отрицали их присутствие в конкр. вещах.
Фома: универсалии сущ. до вещей (как идеи в божеств. разуме), в вещах
(неотъемл. формы единичного) и после вещей (понятия в человеч. разуме - рез-
т абстр. мышл-я). Противоп. напр. - номинализм. Полаг., что объект.,
реально сущ. единичн. вещи, а универсалии - это наименования, имена, обозн.
вещи и сущ-е только в языке. Росцелин: звуки голоса, сотрясения воздуха.
Влияние номинализма сказалось в посл. века, что объясн. близостью к
материалист. взглядам и оринтацией на опыт. Традиции ср.в. н-ма во многом
восприняли Бэкон, Гоббс, Локк,Юм.
14.Р-е ф. св.мыслия и форм-е Возрожд. Идея ч. как творца сам.себя
Начальн. пер-д р-я ф. хар-тся космоцентризмом - стремл. понять мир как
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|