Основные понятия феноменологии Гуссерля
Основные понятия феноменологии Гуссерля
Министерство образования и науки
Украины
Таврический национальный университет
им. В.И. Вернадского
философский факультет
Реферат работа на тему:
«Основные понятия
феноменологии Гуссерля»
Предмет: «Феноменология»
Выполнил: студент второго
курса философского
факультета Юшков Николай,
группа ф-2
Симферополь
2006
ВВЕДЕНИЕ
Зачатки
феноменологии можно найти в философии Локка, который утверждал о существовании
очевидных истин. Однако, наиболее активно феноменология себя проявила в начале
ХХ века, работами известных немецких классиков, а именно представителей
знаменитых Геттингенской и
Мюнхенской школ. Классическая феноменология призвана
рассмотреть проблемы самосознания
и рефлексии, проблемы
описания
различных
форм и уровней деятельности
сознания,
проблемы
очевидности
и собственного сознания.
В
каждом философском учении существуют такие представители, которых можно
охарактеризовать «законодателями мод». Феноменология, которая является одной из
наиболее популярных систем познавания мира, не является исключением. В её лоне
тоже есть свои корифеи, работы, которых называют классикой. Речь идёт о таких
великих философов, как Франц Брентано, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер и
других. Именно в их работах встречаются основные понятия феноменологии, которые
и стали объектами данного реферата.
Эта
работа призвана раскрыть основополагающие понятия и термины феноменологии, что
бы убедится в исключительной независимости этого учения, а также в его
необходимости в наши дни, по средствам изучения работ Гуссерля.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
Термин
«Феноменология» ещё раньше был предметом философии Гегеля. Им в 1807 году была
опубликована работа под названием «Феноменология духа», в которой давалось
происхождение диалектики, объяснялся принцип абсолютного идеализма: господство
мирового разума в мире, абсолютной идеи, которая и создаёт окружающую
действительность. Рассматривая исторически весь путь сознания, Гегель показал
необходимость его развития.
В
XIX в. и даже ранее термин "феноменология" имел самые различные
значения. Со времени использования этого термина Гуссерлем с начала XX в. он
стал употребляться и как феноменологический метод создания философии, и как
любой описательный метод изучения данной темы.
А.Н.
Суворова в своїй работие под названием «Введение в современную
философию» пишет, что: «… первые же шаги феноменологической
философии связаны с именем Э.Гуссерля - математика, логика, философа, и выросли
непосредственно из Психологического Мюнхенского Союза, работавшего в самом
начале ХХ века. По образцу мюнхенского, создается философский клуб в
Геттингеме. В 1910-1912 годах Гуссерль закладывает фундамент истории
феноменологии, а с 1939 года в Бельгии, куда были вывезены основные рукописи
Гуссерля и создан гуссерлевский архив, начинает издаваться
"Гуссерлиана",- полное собрание сочинений философа с комметариями»[1].
Он
развил "чистую феноменологию" - процедуру, основывающуюся на
исследовании содержания собственного сознания субъекта. Его метод требовал
исключения всех предположений о внешних причинах и результатах их содержания.
Цель этого метода - прояснение существенной природы ментальных актов и тем
самым истин, которые являются источниками человеческого знания.
Феноменология
Гуссерля была в значительной степени подвержена влиянию Франца Брентано, его
учителя по университету в Вене.
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ
Феномен
интенциональности был предложен знаменитым учителем
Гуссерля Францем Брентано. Оно
является одним из наиболее важнейших
понятий феноменологии. В исследовании интенционального сознания акцент
перенесен с «что», или «выносимого за скобки» бытия предмета, на его «как», или
многообразие способов данности предмета.
Наполнение
интенции бытийным содержанием Гуссерль называет истиной, а ее переживание в
суждении - очевидностью. Понятие интенциональности и интенционального сознания
связываются в феноменологии Гуссерля первоначально с задачей обоснования
знания, достижимого в рамках некой новой науки или наукоучения.
Понятие
интенциональности характеризует психические феномены. Гуссерль считал, что
сознание характеризуется направленностью на предмет. Оно всегда направлено на
что-то, является "сознанием... о". Это отношение сознания зависит от
него самого, а не от предмета, то есть, направленность сознания определяется
его типом. Главное в интенциональности – момент соотнесенности сознания к
объекту. Эта интенциональность всегда присутствует в акте сознания,
переживания, независимо от того, существует ли объект, или нет.
ФЕНОМЕН
Гуссерль
называет феноменом «явление предмета в сознании» или сам процесс такового
«явления предметом себя» в сознании. «Всякий феномен имеет свою собственную
интенциональную структуру, анализ которой показывает, что она есть постоянно
расширяющаяся система индивидуально интенциональных и интенционально связанных
компонентов»[2].
В
интенциональности сознания впервые возникает феномен сознания, в отличии от
явления сознания. В феномене сознания впервые появляется предмет-существующий.
Гуссерль различает
феномен сознания (или чистое сознание, сознание как таковое) и явление сознания
(или являющееся сознание, проявление). Самим
можно различить, например, феномен зла
(чистое зло, зло
как оно есть) и явление зла
(проявление зла в содеянном)
и
т.д.
ЭПОХЭ
«Наше
универсальное эпохэ заключает, как мы говорим, мир в скобки, исключает мир
(который просто здесь есть), из поля субъекта, представляющего на его месте
так-то и так-то переживаемый-воспринимаемый-вспоминаемый-выражаемый в
суждении-мыслимый-оцениваемый и пр. мир как таковой, "заключенный в
скобки" мир. Является не мир или часть его, но "смысл" мира.
Чтобы войти в сферу феноменологического опыта, мы должны отступить от объектов,
полагаемых в естественной установке, к многообразию модусов их явлений, к объектам
"заключенным в скобки".»[3]
Девиз
"Возвращение к предметам" означает в гносеологическом плане воздержание
от ноэмы, воздержание от суждений о свойствах предметов,- это и есть
знаменитое эпохе Гуссерля.
НОЭМА И НОЭЗИС
"Значение
предмета" в понимании Гуссерля, т.е. как "смысл
предмета", есть "ноэма" (от греч.: "noema" -
"мысль"), т.е. мысленное содержание о предмете, или, другими словами,
предметное содержание мысли.
Ноэзис
является моментом интенционального свершения актов сознания или способом данности
предмета. Он содержит два компонента: компонент ощущения и компонент
смыслообразования. Ноэма представляет собой интенциональный коррелят ноэзиса.
Она фиксирует наполнение интенции содержанием восприятия. Это содержание или
бытие предмета является идентичным в многообразии способов данности предмета
или в множестве конкретных ноэтических переживаний.
Например,
один и тот же предмет может быть наделён под-час противоположными смыслами, как
говоря о Луне можно иметь ввиду как естественный спутник Земли, а также
описывать её жабой, как это делал Сергей Есенин:
«Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде»[4]
Короче
говоря, феноменология должна различать явление сознания
(содержание сознания, ноэма) и феномен сознания (смыслоформирование, ноэзис).
ГОРИЗОНТ
Работа
Гуссерля в области описания интенционального сознания приводит его к таким
новым понятием или моделям этого сознания, как внутреннее время-сознание и
сознание-горизонт. Внутреннее время-сознание - это предпосылка понимания
сознания как потока переживаний. Исходным моментом в этом потоке является точка
"теперь" настоящего времени, вокруг которой - в горизонте сознания -
собраны только-что-бывшее и возможное будущее. Сознание в точке
"теперь" постоянно соотнесено со своим временным горизонтом. Эта
соотнесенность позволяет воспринимать, вспоминать и представлять нечто только
возможное: «Только что обсуждавшаяся нами всеобщая
своеобразная черта переживаний как возможных данностей рефлектирующего
(имманентного) восприятия есть составная часть иного, куда более широкого
своеобразия, выражающегося в сущностном законе: любое переживание не только, с
точки зрения временной последовательности, пребывает в существенно замкнутой в
себе взаимосвязи переживания, но также и с точки зрения одновременности. Это
означает, что любое переживание теперь обладает горизонтом из переживаний,
которые, как и оно, тоже обладают формой первозданности (из самого
первоисточника) „теперь" и как таковые составляют единый первозданный
горизонт для такого-то чистого Я, его совокупного первозданного (из самого первоисточника)
сознания теперь»[5].
По
мнению А.Н. Суворовой, «… горизонт означает точку, из которой временит будущее,
следовательно, горизонт - это уже не точка, а основание будущего. Жизненный мир
и горизонт - формы актуальностей, в которых сконцентрированы формы будущности.
Очень упрощенно можно различить жизненный мир и горизонт как
актуально-пространственный и актуально-временной аспекты жизнепереживания, как
интерсубъективные (пространственные и временные, соответственно), условия
встречи сознания с предметом»[6].
ИТОГ
Ноэма
и Нозиз позволяют нам постигнуть суть сознания путём распада его на явление и
феномен. Феномен в свою очередь сам по себе служит доказательством
существования последних двух. А созданная Брентано и разработанная Гуссерлем
идея интенциональности помогла многим разобраться в системе отношение
«сознание-предмет».
Условно
все эти термины можно свести к понятию «жизненного мира», как совокупности
верований первичных любому опыту и любому познанию в котором, все они себя
являют.
Созданные
(доработанные) Гуссерлем понятия служат доказательством наполненности
феноменологии, как многомерного и общего философского течения, способного
решать многие задачи, адекватные современности, на пример противоречий в
области научного знания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гуссерль Э. Феноменология.//
«Логос» 1991 №1, с.12-21
2. Суворова А.Н. Введение в современную философию (#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Суворова А.Н. Введение в
современную философию.
[2] Гуссерль Э. Феноменология
[3] Гуссерль Э., там же
[4] Есенин С. стихотворение 1918 года «Полное собрание сочинений»
[5] Эдмунд Гуссерль «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической
философии»
[6] Суворова А.Н., указ. соч.
|