Основные категории философии
Представление
о мире только как о бесконечном многообразии индивидуальностей односторонне, а
потому неверно. Бесконечное многообразие — это лишь одна сторона бытия. Другая
его сторона заключается в общности вещей, их свойств и отношений.
2.4.2 Единичное и общее – особенное
Общее
— это единое во многом. Единство может выступать в форме сходства или
общности свойств, отношений предметов, объединяемых в определенный класс, множество.
Общие свойства и отношения вещей познаются на основе обобщения в виде понятий и
обозначаются нарицательными именами: «человек», «растение», «закон», «причина»
и т.д.
В
каждом единичном заключается общее как его сущность. Например, утверждение, что
данный поступок есть подвиг, означает признание за данным единичным действием
некоего общего качества. Общее — это как бы «душа», суть единичного, закон его
жизни и развития.
Предметы
могут обладать различной степенью общности. Единичное и общее существуют в
единстве. Их конкретное единство есть особенное. При этом общее может
выступать в двояком отношении: по отношению к единичному оно выступает как
общее, а по отношению к большей степени общности — как особенное. Например,
понятие «русский» выступает как единичное по отношению к понятию «славянин»;
последнее выступает как общее по отношению к понятию «русский» и как особенное
к понятию «человек». Итак, единичное, особенное и общее — это соотносительные
категории, выражающие взаимопереходы отражаемых предметов и процессов.
Действие
общей закономерности выражается в единичном и через единичное, а всякая новая
закономерность вначале выступает в действительности в виде единичного
исключения из общего правила. Потенциальное общее в виде единичного, будучи
вначале случайным, постепенно увеличивается в числе и набирает силу закона,
приобретая статус и власть общего. При этом в общее превращаются такие
единичные «исключения», которые соответствуют тенденции развития, вытекающей из
всей совокупности условий. Общее не существует до единичного и вне его;
единичное не всегда можно обобщать. Их единство и есть особенное. Эта
категория преодолевает односторонность, абстрактность того и другого и берет их
в конкретном единстве.
Правильный
учет единичного, особенного и общего играет огромную познавательную и
практическую роль. Наука имеет дело с обобщениями и оперирует общими понятиями,
что дает возможность устанавливать законы и тем самым вооружать практику
предвидением. В этом сила науки, но в этом же кроется ее слабость. Единичное и
особенное богаче общего. Только через строгий анализ и учет единичного,
особенного путем наблюдения, эксперимента достигаются углубление, конкретизация
законов науки. Общее раскрывается в понятии только через отражение единичного и
особенного. Благодаря этому научное понятие воплощает в себе богатство
особенного и индивидуального.
2.5 Часть
и целое, система
Система
—
это целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно
связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и
другим системам того же уровня как единое целое. Элемент — это минимальная
единица в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию. Системы
могут быть простыми и сложными. Сложная система — это такая, элементы которой
сами рассматриваются как системы.
Любая
система есть нечто целое, представляющее собой единство частей. Категории
целого и части — соотносительные категории. Какую бы сколь угодно малую частицу
сущего мы ни взяли (например, атом), она представляет собой нечто целое и
вместе с тем часть другого целого (например, молекулы). Это другое целое есть в
свою очередь часть некоторого большего целого (например, организма животного).
Последнее есть часть еще большего целого (например, планеты Земля) и т.д. Любое
доступное нашей мысли сколь угодно большое целое в конечном счете является лишь
частью бесконечно большого целого. Так, можно представить себе все тела в
природе частями одного целого — Вселенной.
По
характеру связи частей различные целостности делятся на три основных типа:
1.
неорганизованная
(или суммативная) целостность. Например, простое скопление предметов, подобное
стаду животных, конгломерат, т.е. механическое соединение чего-либо
разнородного (горная порода из гальки, песка, гравия, валунов и т.п.). В
неорганизованном целом связь частей носит механический характер. Свойства
такого целого совпадают с суммой свойств составляющих его частей. При этом,
когда предметы входят в состав неорганизованного целого или выходят из него,
они не претерпевают качественных изменений.
2.
организованная
целостность. Например, атом, молекула, кристалл, Солнечная система, Галактика.
Организованное целое обладает разным уровнем упорядоченности в зависимости от
особенностей составляющих его частей и от характера связи между ними. В организованном
целом составляющие его элементы находятся в относительно устойчивой и
закономерной взаимосвязи.
Свойства
организованного целого нельзя свести к механической сумме свойств его частей:
реки «потерялись в море, хотя они в нем и хотя его не было бы без них»[6]. Ноль сам по себе ничто, а в составе целого
числа его роль значительна. Вода обладает свойством гасить огонь, а
составляющие ее части порознь обладают совсем иными свойствами: водород сам
горит, а кислород поддерживает горение.
3.
органическая
целостность. Например, организм, биологический вид, общество. Это высший тип
организованной целостности, системы. Ее характерные особенности — саморазвитие
и самовоспроизведение частей. Части органического целого вне целого не только
теряют ряд своих значимых свойств, но и вообще не могут существовать в данной
качественной определенности: как ни скромно место того или иного человека на
Земле и как ни мало то, что он делает, но все же он осуществляет дело,
необходимое для целого.
2.6
Содержание, структура и форма
Содержание
—
это то, что составляет сущность объекта, единство всех его составных элементов,
его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В
содержание входят не только составляющие, тот или иной объект, элементы, но и
способ их связей, т.е. структура. При этом из одних и тех же элементов могут
быть образованы различные структуры. По способу связей элементов в данном
предмете мы узнаем его структуру, которая придает относительную устойчивость и
качественную определенность объекту.
Форма
и содержание едины: нет и не может быть бесформенного содержания и формы,
лишенной содержания. Их единство выявляется в том, что определенное содержание
«облачается» в определенную форму. Ведущей стороной, как правило, является
содержание: форма организации зависит от того, что организуется. Изменение
обычно начинается с содержания. В ходе развития содержания неизбежен период,
когда старая форма перестает соответствовать изменившемуся содержанию и
начинает тормозить его дальнейшее развитие. Наступает конфликт между формой и
содержанием, который разрешается путем ломки устаревшей формы и возникновения
формы, соответствующей новому содержанию.
Единство
формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность и активную
роль формы по отношению к содержанию. Относительная самостоятельность формы
выражается, например, в том, что она может несколько отставать в развитии от
содержания. Относительная самостоятельность формы и содержания выявляется и в
том, что одно и то же содержание может облекаться в различные формы.
2.7
Сущность и явление
Сущность
—
это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства,
связи, противоречия и тенденции развития объекта. Язык образовал слово
«сущность» из сущего, а реальный смысл сущности проще выражается понятием
«существенное», что значит важное, главное, определяющее, необходимое,
закономерное. Любой закон окружающего нас мира выражает существенную связь
между явлениями.
Явление
—
это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности,
которая скрыта от взора человека, явление лежит на поверхности вещей. Но
явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. без его
сущности.
Явление
богаче, красочнее сущности потому, что оно индивидуализировано и происходит в
неповторимой совокупности внешних условий. В явлении существенное проявляется
вместе с несущественным, случайным по отношению к сущности. Но в целостном
явлении нет случайностей — это система (произведение искусства). Явление может
соответствовать своей сущности или не соответствовать ей, степень того и
другого может быть различной. Сущность обнаруживается и в массе явлений, и в
единичном существенном явлении.
2.8
Идея причинности
Когда
одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое
явление, то первое выступает как причина, второе — как следствие. Причинность –
связь, превращающая возможность в действительность, отражающая закономерности
развития. Цепь причинно-следственных связей объективно необходима и
универсальна. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в
пространстве, ни во времени.
Любое
следствие вызывается взаимодействием по крайней мере двух тел. Поэтому
явление-взаимодействие выступает в качестве истинной причины явления-следствия.
Лишь в простейшем частном и предельном случае можно представить
причинно-следственную связь как одностороннее, однонаправленное действие.
Например, причиной падения камня на Землю является их взаимное притяжение, подчиняющееся
закону всемирного тяготения, а само падение камня на Землю — результат их
гравитационного взаимодействия. Но поскольку масса камня бесконечно меньше
массы Земли, то можно пренебречь действием камня на Землю. И в итоге возникает
представление об одностороннем действии, когда одно тело (Земля) выступает
активной стороной, а другое (камень) — пассивной. Однако в более сложных
случаях нельзя абстрагироваться от обратного воздействия носителя действия на
другие взаимодействующие с ним тела. Так, в химическом взаимодействии двух
веществ невозможно выделить активную и пассивную стороны. Еще более справедливо
это при превращениях друг в друга элементарных частиц.
Временное
отношение между причиной и следствием заключается в том, что существует
временной интервал в виде запаздывания между началом действия причины
(например, взаимодействия двух систем) и началом проявления соответствующего
следствия. Какое-то время причина и следствие сосуществуют, а потом причина
угасает, а следствие в конечном счете превращается в новую причину. И так до
бесконечности.
Взаимодействие
причины и следствия именуется принципом обратной связи, который действует во
всех самоорганизующихся системах, где происходят восприятие, хранение,
переработка и использование информации, как, например, в организме, электронном
устройстве, обществе. Без обратной связи немыслимы устойчивость, управление и
поступательное развитие системы.
Причина
выступает как активное и первичное по отношению к следствию.
Различают
полную причину и причину специфическую, главную и неглавную. Полная причина — это
совокупность всех событий, при наличии которых рождается следствие. Установление
полной причины возможно только в довольно простых событиях, в которых участвует
сравнительно небольшое число элементов. Обычно же исследование направлено на
раскрытие специфических причин события. Специфическая причина — это
совокупность ряда обстоятельств, взаимодействие которых вызывает следствие. При
этом специфические причины вызывают следствие при наличии многих других обстоятельств,
уже имевшихся в данной ситуации до наступления следствия. Эти обстоятельства
составляют условия действия причины. Специфическую причину определяют как
наиболее существенные в данной ситуации элементы полной причины, а остальные ее
элементы выступают в роли условий действия специфической причины. Главная
причина — это та, которая из всей совокупности причин играет решающую роль.
Причины
бывают внутренними и внешними. Внутренняя причина действует в рамках данной
системы, а внешняя причина характеризует взаимодействие одной системы с другой.
Причины
могут быть объективными и субъективными. Объективные причины осуществляются
помимо воли и сознания людей. Субъективные причины заключены в целенаправленных
действиях людей, в их решимости, организованности, опыте, знании.
Следует
различать непосредственные причины, т.е. те, которые прямо вызывают и
определяют данное действие, и опосредованные причины, которые вызывают и
определяют действие через ряд промежуточных звеньев.
2.9 Причина,
условия и повод
Для
того чтобы причина вызвала следствие, требуются определенные условия. Условия —
это явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе его
не вызывающие. От характера условий зависят способ действия данной причины и
природа следствия. Изменяя условия, можно изменять и способ действия причины, и
характер следствия.
Причину
необходимо отличать от повода — внешнего толчка, способствующего проявлению
причины.
2.10 Диалектический
и механистический детерминизм
Детерминизм
—
это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания
связаны друг с другом естественной причинной связью и обусловливают друг друга.
Причина, обусловленность бесконечны: не может быть ни первой (т.е.
беспричинной) причины, ни последнего (т.е. беспоследственного) следствия.
Диалектический
детерминизм исходит из признания многообразия типов причинных связей в
зависимости от характера закономерностей, действующих в данной сфере явления.
Он несовместим с механистическим детерминизмом, который трактует все
многообразие причин лишь как механическое взаимодействие, не учитывая
качественного своеобразия закономерностей различных форм движения. Отрицая
объективный характер случайностей, он ведет к фатализму.
2.11 Необходимое
и случайное
Вера
в судьбу — фатализм — базируется на том положении, что в мире, в жизни человека
все заранее предписано и предопределено. Были философы, которые считали, что в
мире абсолютно все свершается с необходимостью: все, что мы наблюдаем, не может
быть иначе, чем оно есть.
Случайные
явления причинно обусловлены. Но от этого случайные явления не становятся
необходимыми. Случайность не имеет своего основания в существенных
свойствах и отношениях объекта. Случайность — это то, что в данных условиях
может быть, но может и не быть, может произойти так, но может произойти и
иначе.
Необходимость
также бывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой
объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для
множества объектов или единичного объекта. Необходимость — это существенная
черта закона. Как и закон, необходимость может быть динамической и
статистической.
2.12 Возможность,
действительность и вероятность
Действительность
— это природа и всемирная история, человек и его разум, материальная и духовная
культура, это единство сущности и явления, внутреннего и внешнего, необходимого
и случайного, единичного и общего, причины и следствия, это окружающий нас мир
во всем его красочном многообразии.
Понятие
действительности употребляется и в смысле лишь наличного, непосредственного
бытия: действительность противопоставляется возможности или соотносится с нею,
т.е. с тем, что существует лишь в качестве потенции чего-то иного: например,
желудь — это дуб в возможности. Действительность — это то, что уже возникло,
осуществилось, что живет и действует. Действительность есть процесс, и для нее
существен внутренний, скрытый момент возможностей — этих своего рода «надежд»
бытия. Всякое изменение объекта есть переход от возможности к действительности.
Возможность — это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной
качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать
действительностью при определенных условиях.
Во
времени возможность предшествует действительности. Действительность же, будучи
результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом
дальнейшего развития. Возможность возникает в данной действительности и
реализуется через появление новой действительности.
Чтобы
возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие
определенного закона и наличие соответствующих условий. В природе превращение
возможности в действительность происходит в целом стихийно.
Вероятность
—
это мера возможности, степень реализации данного события при данных условиях и
при данной закономерности. Например, вы бросаете монету. Пока монета не
брошена, в ней заключены две возможности: «орел или решка». Каждый опыт
бросания реализует случайно какую-то одну возможность. И лишь колоссальное
число опытов бросания реализует равное распределение вероятностей. Стопроцентная
вероятность, или необходимость, — это полная достоверность события. Отсутствие
всякой вероятности — это полная недостоверность, или невозможность, события.
2.13
Качество, количество и мера
Познание
мира начинается с вычленения из бесконечного многообразия действительности
какого-либо предмета, объекта. Под предметом, или объектом, можно разуметь все
то, на что направлена наша мысль. Выделение предмета возможно потому, что любой
предмет объективно отграничен от всего остального. Качество — это целостная
характеристика функционального единства существенных свойств объекта, его
внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия от
других объектов, а также сходства с ними. Качество неотъемлемо от предмета. Качество
объекта обнаруживается в совокупности его свойств. Целостность свойств и есть
качество. Свойство — это определенная сторона качества объекта. Свойства не
только проявляются, но могут видоизменяться и даже формироваться в отношениях с
другими объектами.
С
целью установления количественной определенности предмета мы сравниваем
составляющие его элементы — пространственные размеры, скорость изменения,
степень развития с определенным эталоном как единицей счета и измерения.
Мера
выражает единство качества и количества. Мера — это
соразмерность. Она может содержать в себе определенные нормативные черты: в
морали — знание меры во всем, умеренность, скромность; в эстетике — симметрия,
пропорция, например грация — это свободно организованная гармония, мерность в
движении. На основе строгого соблюдения меры строятся ритм, мелодия, гармония в
музыке.
Классификация
категорий по основаниям определенности, обусловленности и целостности
свидетельствует о многоаспектной значимости категорий. Они выступают как
отражение объективной действительности, демонстрируя свою онтологическую
значимость. Они являются ступеньками познания, и в этом их гносеологическое
значение. Их рассматривают в качестве посредника в системе субъектно-объектных
отношений, и в этом проявляется их методологическое значение. Наконец,
категории рассматривают и как инструментарий проектирования желаемой
определенности и обусловленности нового единства (целого и его частей), и в
этом их праксиологическая значимость.
Значение
философских категорий не только в том, что они вычерчивают стратегему познания
и преобразования, а в том, что они обеспечивают возможность осуществления
продуктивного процесса опредмечивания и распредмечивания в системе
субъектно-объектных отношений. И в этом проявляется их мировоззренческое
значение.
Многоаспектная
значимость категорий и достаточно сложный их генезис (определенность бытия,
формы языка, формы рассудка, онтологические формы логики, формы реальной
деятельности) не только создают особый шарм, но и приумножают их загадочность.
Последнее рождает диапазон представлений о роли и значении категорий: от
универсального средства познания и творчества (Г. Гегель) до вывода о
бесполезности категорий по причине полной неясности самого термина
"категория" (Б. Рассел).
1.
Спиркин
А.Г. Философия. М., 2000
2.
Конкин
М. И. Проблема формирования и развития философских категорий. М., 1980
3.
Сагатовский
В. Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск, 1973
Страницы: 1, 2
|