рефераты скачать

МЕНЮ


Общество как предмет философского понимания

отличный от тех, которые существовали в странах Европы. Другие страны

прошли не через все, а через три или четыре из названных формаций. Все это

показывает неодномерность и многовариантность исторического процесса, его

разнообразие и сложность.

Важно и то, что понятие “общественно-экономическая формация” также

позволило представить общество как целостную социальную систему, каковым

оно является в действительности. Названные выше общественно-экономические

формации показывают, скорее объективную тенденцию мирового исторического

процесса, а не развитие каждой отдельной страны. Они появились на разных

этапах развития человечества. При этом каждая последующая из них

представляет собой, по Марксу, новый и качественно более высокий тип

общества. Методология формационного анализа ориентирует на изучение

довольно сложного процесса перехода общества от одной формации к другой,

путей и способов этого перехода, взаимодействия объективных и субъективных

факторов данного процесса. Учение об общественно-экономической формации

дает ключ к пониманию единства и многообразия истории человечества.

Единство исторического процесса выражено прежде всего в

последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом. Это

единство проявляется также и в том, что все социальные организмы, имеющие

своей основой данный способ производства, с объективной необходимостью

воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей общественно-

экономической формации. Но поскольку между логическим, теоретическим,

идеальным, с одной стороны, и конкретно-историческим, с другой, всегда

неизбежно расхождение, то развитие отдельных стран и народов отличается

также и значительным многообразием.

В 20 в. получила распространение теория локальных цивилизаций. Эта

теория восходит к учению итальянского философа Джамбаттиста Вико (1668-

1744), который считал, что каждая нация в своем развитии проходит три

сменяющие друг друга эпохи: божественную, героическую, человеческую, в

течение которых происходит рождение, расцвет и упадок наций и их культур.

Эту теорию развил в новых исторических условиях немецкий философ О.Шпенглер

(1880-1936) и английский историк и социолог А.Тойнби (1889-1975).

О.Шпенглер исходил из того, что развитие того или иного народа есть

развитие его культуры. Каждый народ представляет собой самостоятельный

“культурно-исторический тип”,непохожий на культурно-исторические типы

других народов. Типы их культур абсолютно разнородны и нередко чужды друг

другу. Отсюда вытекает, что не существует ничего общечеловеского, равно как

и единого исторического процесса. Культура своеобразна, уникальна,

неповторима и, по сути, замкнута в себе. Надо сказать, что в теории

культурно-исторических типов Шпенглер развивает идеи своего учителя –

русского философа Н.Я.Данилевского. О.Шпенглер довольно ярко рисует образы

восьми, по его мнению, существующих на земле культур. Теория Шпенглера с

момента ее обнародования и по сей день неоднозначно воспринимается

философами и учеными. Эта теория получила много критики, но она имеет своих

сторонников и продолжателей. Наиболее видный из них А.Тойнби. В своем

фундаментальном труде “Постижение истории” он дает характеристику двадцати

одной цивилизации, которые “ничего не объединяет”. Тойнби говорит о

ложности концепции единства истории, основанной на идее похожести в

современных развитых странах экономических и политических систем. Он

отмечает, что экономические и политические системы схожи далеко не во всех

странах, к тому же неодинакова степень их схожести. Однако концепция

единства истории имеет еще одну ложную посылку – представление о

прямолинейности развития. Тойнби показывает прерывный характер развития

разных обществ. Он пишет о “потоке человеческой жизни”, который прерывается

от одной замкнутой цивилизации к другой. Одной из центральных проблем

развития Тойнби считал проблему взаимодействия личности и общества.

При рассмотрении различных подходов к анализу исторического процесса

нельзя не добавить немного слов о цивилизационном подходе. Цивилизационный

подход позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития

различных социально-этнических общностей,которые не связаны напрямую с

формационным членением общества. При цивилизационном подходе обогащаются

наши представления о социально-психологическом облике данного конкретного

общества, его менталитете. Цивилизационный подход вполне согласуется с

современными представлениями о культуре как внебиологическом, чисто

социальном способе деятельности человека и общества. С цивилизационным

подходом к изучению общества может сочетаться формационный подход.

Сочетание формационного и цивилизационного подходов позволяет выработать

болнн конкретные представления о нем, как о весьма сложном, противоречивом

и многовариантном процессе. Сложный характер развития общества определяется

его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных

факторов. В неи осуществляются различные по своему характеру и содержанию

виды общественной деятельности. В результате складываются различные сферы

жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая,

духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение,

обмен и потребление материальных благ. Эта сфера выступает как

экономическое пространство,в котором организуется хозяйственная жизнь

страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также

международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно

воплощается в жизнь экономическое сознание людей, их материальная

заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а

также их творческие способности. В экономической сфере осуществляется

взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития. Значение

данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе

социальных групп, классов, профессиональных и социально-демографических

слоев населения, а также национальных общностей поповоду социальных условий

их жизни и деятельности. Речь идет о создании здоровых условий

производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня

жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного

образования и социального обеспечения, соблюдении социальной справедливости

при реализации каждым человеком своего права на труд, при распределении и

потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ. Имеется в

виду регулирование всего комплекса социально-классовых и националбных

отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни

людей. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого

круга социальных потребностей. Степень удовлетворения указанных

портебностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека,

семьи, социальной группы и т.д. Это – обобщающие показания достигнутого

уровня благосостояния людей и функционирования его социальной сферы. На это

должна быть направленв социальная политика гоударства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности

классов, других социальных групп,политических партий и движений,

общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся

политических отношений и направлена на осуществление их политических

интересов. Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а

также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов

– упрочнение существующей политической власти; других – ее устранение.

Третьи стремятся разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге

все желают в той или иной форме оказать влияние на политические процессы в

собственных интересах. Для этого каждый из действующих политических

субъектов стремится расширить свои политические права и свободы. Это

раздвигает границы их политической деятельности, создает большие

возможности для реализации их политических интересов и воплощения их

политической воли. Современные политические процессы существенно

политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность.

Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода

духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями

общества. Духовная сфера складывается исторически. Она воплощает в себе

географические, национальные и другие особенности развития общества, все

то, что отложило отпечаток в душе народа, его национальном характере.

Духовная жизнь общества складывается из повседневного общения людей и из

таких направлений их деятельности, как познание, в том числе и научное,

образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это

составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их

представление о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на

формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества

заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир

людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных,

разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение

духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и

будущего, трудно переоценить. В содержании духовной жизни общества

проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или

духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным

миром. Центральным моментом духовной жизни общества (ее ядром) выступает

общественное сознание. Общественное сознание представляет собой

совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов,

разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны

общественной жизни. Общественное сознание имеет социальную природу. Оно

возникает из общественной практики людей как результат их производственной,

семейно-бытовой и иной деятельности. Именно в ходе совместной практической

деятельности люди осмысливают окружающий их мир на предмет его

использования в своих интересах. Различные общественные явления и их

отражения в образах и понятиях, идеях и теориях – это две стороны

практической деятельности людей. Содержание общественной практики, всей

социальной действительности, осмысленное людьми, становится содержанием их

общественного сознания. Таким образом, общественное сознание можно

истолковать как результат совместного осмысления социальной

действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом

заключается социальная природа общественного сознания и его основная

особенность.

Итак, мы сделали анализ общества как социальной системы, рассмотрели

ее основные элементы в их связи и взаимодействии. Но общество постоянно

развивается. В этом нетрудно убедиться, если сравнить современное общество

с теми его состояниями, которые имели место, скажем, сто, двести и более

лет назад. Из данного сравнения видно, насколько ушли вперед в своем

развитии материальное производство, в том числе техника, технология,

организация производства и экономические отношения людей, а также

социальная структура и политическая система общества, равно как и его

духовная культура. Видно какие качественные изменения произошли в обществе,

в каком направлении оно развивалось и продолжает развиваться.

С некоторых пор все страны мира развиваются в тесном взаимодействии

друг с другом, которое проявляется в форме их экономических, политических и

других отношений, сотрудничество во всех сферах общественной жизни. Из

данного взаимодействия складывается исторический процесс развития

человечества. Таким образом, надо иметь в виду как исторический процесс

развития общества какой-то страны, так и исторический процесс развития

всего человечества. Исторический процесс есть поступательное развитие

общества от низших его состояний к высшим. Он выражается в последовательной

смене способов производства, обновления социальных структур, политических

систем и духовной жизни. Исторический процесс сам весьма сложен и

представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных

факторов. К объективным факторам относятся природные условия жизни

общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий

их жизни, а также состояние материального производства, существующая

социальная структура общества, его государственный строй. Субъективные

факторы исторического процесса - это разного рода способности людей своими

действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни.

Важнейшими составляющими субъективного фактора выступают сознание и в целом

духовный мир людей, их имение и навыки к производственной деятельности,

социальный опыт, уровень культуры, а также их волевые качества.

Объективные и субъективные факторы исторического процесса

диалектически взаимодействуют между собой. Объективные факторы, прежде

всего объективные потребности людей, заставляют их действовать в

определенном направлении, исходя при этом из сложившихся объективных

условиях, природных и социальных. С того момента, когда люди осознают

объективные обстоятельства своей жизни, свои потребности и оптимальные

способы их удовлетворения, они действуют уже не стихийно, а сознательно.

Речь идет о сознательности этих явлений в масштабе не только личной жизни

отдельных индивидов, а всего общества.

Но осознать все условия общественной жизни равно как и все ближайшие

и отдаленные последствия действий людей, очень сложно и, по сути,

невозможно. Поэтому в общественном развитии всегда есть элементы

стихийности. Их становится меньше по мере того, как с развитием науки и

социального опыта общество получает возможность шире и глубже осмысливать

происходящие процессы в области экономики, социальной, политический и

духовной жизни. Но полностью избавиться от элементов стихийности нельзя.

Таким образом, речь идет о соотношении стихийности и сознательности

в обществе на каждом этапе его развития. Главное в том, чтобы предельно

сузить область стихийного и расширить область проявления сознательного

начала в жизни и деятельности людей и в развитии общества. К этому

стремятся все цивилизованные общества, используя новейшие достижения науки

и техники, в том числе компьютеры. Успехи в этом деле некоторые мыслители

трактуют как достижение современной “компьютерной революции”.

В своем развитии общество следует определенным законам. Существуют

свои закономерности в развитии политической и духовной жизни общества.

Закономерным является диалектическое взаимодействие общественного бытия и

общественного сознания. Последнее, будучи по своей природе отражением

общественного бытия, активно воздействует на него. Действие данной

закономерности возрастает с развитием общества.

В ряде своих работ Маркс и Энгельс обосновали действия

фундаментального закона развития материального производства, оказывающего

большое влиятие на развитие общества, весь исторический процесс. Речь идет

о законе соответствия производственный отношений людей характеру и уровню

развития их производительный сил. Производственные отношения должны

соответствовать как уровню производительных сил, что определяет возможности

их воздействия на природу, так и их характеру, обусловливающему способы их

применения. Когда такое соответствие нарушается, то производительные силы

начинают использоваться неэффективно, что ведет к падению производства и

тем самым к кризисным явлениям в экономике и других сферах жизни.

Преодоление данного кризиса возможно лишь путем замены устаревших

производственных отношений на новые, в том числе новые или частично

обновленные отношения собственности на средства производства, формы

организации труда, а также отношения распределения и обмена созданного

продукта. Все это должно вызвать новые стимулы к труду и более сильные

проявления материальной заинтересованности в его результатах. Тем самым

производство получает новые импульсы и выходит на более высокий уровень

своего развития. Это неизбежно сказывается на развитии общества. Согласно

марксистскому пониманию исторического процесса, закон соответствия

действует как в рамках отдельных общественно-экономических формаций, так и

при переходе от одной формации к другой.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой Маркс

называл социальной революцией, глубинная сущность которой заключается в

коренном преобразовании всех общественный отношений. В результате этого

меняется весь общественный строй.

Объективные законы развития общества, исторического процесса

выступают в конечном счете как законы деятельности людей и их общественных

отношений. Ведь различные виды деятельности и общественных отношений

составляют основное содержание исторического процесса и определяют его

направленность. Их объективная и закономерная заданность определяется

прежде всего тем, что они направлены на удовлетворение объективных

потребностей людей, используя для этого те способы и средства, которыми

располагает общество. При этом ситуация постоянно повторяется. Изменяя мир

ради удовлетворения своих потребностей, люди создают новые ситуации, в

которых появляются новые потребности, а также новые средства и способы их

удовлетворения на ряду с прежними. Так что весь этот процесс носит

необходимый, существенный и повторяющийся, то есть закономерный, характер.

При чем, творцами всех происходящих в обществе изменений выступают сами

люди, действующие сознательно или под влиянием инстинктивных побуждений.

Люди сами делают свою историю. Они выступают как субъекты исторического

процесса. Речь идет о разного рода социальных группах, прежде всего

классах, интеллигенции, национальных общностях, а также о политических

партиях, других общественных организациях и отдельных личностях. Но

следует сделать еще одно уточнение. В исторический процесс прямо или

косвенно включены все люди, так как они включены в процесс общественного

производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом

отношении они все являются участниками исторического процесса. Но его

субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно, -

осознают свое место в обществе, социальное значение своей деятельности и

направленность исторического процесса.

Существенную роль в историческом процессе разных эпох играли те или

иные классы, нации и целые народы, скажем, народы Франции, Германии,

Англии, США, Китая, России, других стран. Деятельность народов этих стран

выразилась прежде всего в развитии их материальной и духовной культуры,

оказавшей большое влияние на развитие современной цивилизации. Важную роль

играет социально значимая деятельность отдельных людей, ориентированная на

широкие общественные интересы. Это касается выдающихся ученых, политиков,

представителей духовной культуры, оказавших существенное воздействие на

развитие тех или иных сторон исторического процесса.

Не случайно ряд авторитетных мыслителей считают главной движущей

силой исторического процесса деятельность выдающихся личностей и элитарных

групп. На их роль развития общества указывалось в трудах О.Шпенглера,

А.Тойнби, М.Вебера и других представителей социальной философии. Народные

массы характеризуются как проводники идей творческих личностей, воплощающих

в жизнь их открытия и изобретения, цели и идеалы в области политики и

духовной жизни.

В последнее время в науке и политике все чаще говорят о человечестве

как о самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются

веские основания. В современных условиях человечество все более выступает

как единое целое в силу расширения и упрочнения экономических, политических

и культурных связей народов всех стран, усилия их взаимозависимости. Именно

в рамках человечества как единого целого должны ныне решаться проблемы

обеспечения всеобщего мира, сохранения и развития природной среды, а также

создания условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и

государств нашей планеты. С этим связано решение проблемы выживания и

дальнейшего развития всего человеческого рода.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. “Философия” под редакцией В.Н.Лавриненко . Москва, 1998г.

2. “Социальная философия ”, С.Э.Крапивенский. Москва, 1998г.

3. Большая советская энциклопедия. Том 2.

Самарский Государственный Университет

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

«Общество как объект философского анализа»

Выполнила

Студентка гр.1421

Васина Е.В.

САМАРА 1999г.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.