Кафедра государственных
и социально-экономических дисциплин
Контрольная работа по
философии
Тема: «Общественное
сознание и его структура»
Ерёмина Олеся
Андреевна
Хабаровск2010
Содержание
Введение
1
Понятие
общественного сознания его соотношение с индивидуальным сознанием
2
Обыденное
и научное сознание
3
Общественная
психология и идеология
Заключение
Список литературы
Введение
Общественное сознание
представляет совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств,
верований, эмоций людей, настроений в которых отражается природа, материальная жизнь
общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание
формируется и развивается вместе с возникновением бытия, так как сознание
возможно как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо
обществом лишь только тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе
и общественное сознание. Общество и есть материально-идеальная реальность.
Сознание – это высшая,
свойственная только человеку форма отражения объективной действительности,
способ его отношению к миру и к самому себе, который представляет собой
единство психических процессов активно участвующих в осмыслении человеком
объективного мира и своего собственного бытия. Сознание состоит из чувственных
образов, предметов являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих
значением и смыслом, знания как совокупность ощущений, запечатлённых в памяти,
и обобщений созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и
языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с
действительностью и управления ею.
В структуру сознания
входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно
обогащает свои знания. К числу таких процессов могут быть отнесены ощущения и
восприятие, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при
непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании
складывается чувственная картина, каким он представляется человеку в данный
момент. Память – позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение
– строить образные модели того, что является объектом потребностей, но
отсутствует в настоящее время. Мышление – обеспечивает решение задач путём
использования обобщённых знаний. Нарушение, расстройство не говоря уже о полном
распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно
становятся расстройством сознания.
Вторая характеристика
сознания – закреплённое в нём отчётливое различие субъекта и объекта, т.е.
того, что принадлежит – «я» человека и его не – «я». Человек, впервые в истории
органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему,
продолжает сохранять в своём сознании это противопоставление и различие.
Человек единственный среди живых существ, способен осуществлять самопознание,
т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек
производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом.
Отделение «я» от не «я», это и есть путь, который проходит человек в детстве,
осуществляется в процессе самосознания человека.
Третья характеристика
сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания
входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются её
мотивы, принимаются волевые решения, учитывая ход выполнения действий, и
вносится в него необходимые коррективы и т.д.
Наконец четвёртая
характеристика – сознания включение в его состав определённого отношения. «Моё
отношение к моей среде и есть моё сознание», писал К. Маркс. В сознание
человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные
и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании
человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь,
как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального
сознания. При некоторых душевных заболеваниях, нарушение сознания
характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений.
1 Понятие общественного
сознания, его соотношение с индивидуальным сознанием
Общественное сознание
представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств,
верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная
жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание
формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как
сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может
быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том
числе и общественное сознание. Общество есть материально-идеальная реальность.
Сознание является не
только, личностным, индивидуальным, но и включает в себя общественную функцию.
Структура общественного сознания сложна, и находится в диалектическом
взаимодействии с сознанием индивидуума. В структуре общественного сознания
выделяются такие уровни как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует
– общественную психологию, а второй – идеологию.
Обыденное сознание
формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание
отражает сущность, закономерности окружающего и социального мира. Общественное
сознание, выступает в различных формах: общественно – политические взгляды и
теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.
Дифференциация общественного сознания в современном виде – результат
длительного развития. Первобытному обществу соответствовало примитивное
сознание. Умственный труд не был отделён от физического, и умственный труд был
непосредственно вплетён в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в
историческом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, как
мораль, искусство, религия. Затем по мере развития человеческого общества,
возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую
сферу общественной деятельности.
Рассмотрим отдельные
формы общественного сознания:
–политическое сознание представляет
собой систематизирование, теоретическое выражение общественных взглядов на
политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между
различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими
государствами и нациями.
–правовое сознание
в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение
правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры.
Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам
определённого общества;
–мораль
– система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство
воспитания и укрепления определённых нравственных устоев и отношений;
–искусство
– особая форма деятельности человека связанная с освоением действительности
через художественные образы;
–религия и философия
– наиболее удалённые от материальных условий формы общественного сознания.
Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества.
Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и
религиозных постулатах.
Общественное и
индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание
носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для
конкретных людей он носит индивидуальный характер. Каждый индивид на протяжении
всей своей жизни через отношения с другими людьми, путём обучения и воспитания
испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не
пассивно, а избирательно, активно.
Общественные нормы
сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные
установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить,
как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.
Взгляды индивида,
наиболее полно отвечающие интересам эпохи и времени, после завершения
индивидуального существования становятся достоянием общества. Например,
творчество выдающихся писателей, мыслителей, ученых и др. Индивидуальное
сознание в этом случае, проявляющееся в творчестве конкретного человека
приобретает статус общественного сознания, пополняет и развивает его, придавая
ему черты определённой эпохи. Сознание невозможно вывести из одного лишь
процесса отражения объектов природного мира: отношение «субъект – объект » не
может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную
систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас,
приходя в это мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить,
чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по –
человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это
противостоящее нам сознание есть реальность такая же, как например государство
или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной жизни, но также как и в
случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и
трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни,
которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически
сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть. Общественное
сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного
бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а
общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и
просуществовать ни дня, ни часа. В силу того, что общество есть объективно –
субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы
«нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное сознание статично и
даже мертво.
Но, подчеркивая
единство общественного бытия, и общественного сознания, нельзя забывать и их
различие, специфическую разъединённость. Историческая взаимосвязь общественного
бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности,
реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития общества
общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то
в дальнейшем это воздёйствие приобретало всё более опосредственный характер –
через государство, политические и правовые отношения и др., а обратное
воздействие общественное сознания на бытие приобретает, напротив, всё более
непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного
воздействия общественного сознания на общественное бытиё заключается в
способности сознания правильно отражать бытиё.
Сознание, как отражение
и как активно – творческая деятельность представляет собой единство двух
нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытиё оно
может, как оценивать его вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и
через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому
общественное сознание эпохи может не только отражать бытиё, но и активно
способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся
функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и
реально существующим элементом любого общественного устройства. Мощная
преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на всё
бытиё в целом, вскрывая смысл его эволюции, предсказывая перспективы. В этом
плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности)
конечного и ограниченного человеком индивидуального сознания. Относительно
сознания писал и такой учёный как Гельвеций. По его мнению, «чувства составляют
источник всех наших знаний… Мы располагаем тремя главными средствами
исследования: наблюдением природы, размышлением и экспериментом. Наблюдение
собирает факты, размышление их комбинирует, опыт проверяет результат
комбинаций…. всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существование
которого будучи неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания, тем
не менее, реально».[1] Власть
общественного целого, над индивидом выражается здесь в обязательном принятии
индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех
способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных
ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и
вне которого невозможно становлению личности.
Индивидуальное сознание
– это сознание отельного индивида, отражающее его отдельное бытие и через
посредство его в той или иной степени общественное бытиё. Общественное сознание
является совокупностью индивидуальных сознаний. Наряду с особенностью сознания
отдельных индивидов оно несёт в себе общее содержание, присущее всей массе
индивидуальных сознаний. Как совокупное сознание индивидов, выработанное в
процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть
определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает
возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного
сознания.
Каждое индивидуальное
сознание формируется под сознанием индивидуального бытия, образа жизни и
общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ
жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной
жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс
усвоения индивидом общественного сознания. В механизме формирования
индивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные
стороны: самостоятельное осознание субъектом бытия и усвоение им существующей
системы взглядов. Индивидуальное сознание – сознание человеческого индивида
(первичное), оно определяется в философии, как субъективное сознание, так, как
оно ограничено во времени и пространстве. Индивидуальное сознание определяется
индивидуальным бытиём, возникает под воздействием сознания всего человечества.
Два основных уровня
индивидуального сознания;
1) Начальный
(первичный) – «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на
человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы понятия и сознания в
целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитательная
деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества,
познавательная деятельность самого человека.
2)Вторичный
– «активный», «творческий». Человек организует и преобразовывает мир. С этим
уровнем связано понятие интеллекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания
в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах.
Основные формы: цели, идеалы, вера.
Между первым и вторым
существует промежуточный «полуактивный» уровень. Главные формы: феномен
сознания – память, которая носит избирательный характер, она всегда
востребована, мнения, сомнения.
2 Обыденное
и научное сознание
Обыденное сознание -
это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема
общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми,
между людьми и вещами, человеком и природой. Повседневная практика людей
позволяет устанавливать на эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные
связи между явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые
понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознания
невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких
теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознание
являлось единственным и главным. По мере развития общества возникает
необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится
недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает
теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет
внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к
более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание
связано с общественным бытием.
Теоретическое сознание
делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию
общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность
материальных и духовных процессов.
Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной
психологии. Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и
обществе. Обыденное знание - это знание элементарных условий бытия людей,
позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении. Это
знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях,
нормахотношенийдругс другом.
У нас сложилось
ограниченное и неверное представление о массовом сознании, трактовавшемся как
низкопробная, примитивная часть обыденного сознания определенной части
трудящихся и прежде всего молодежи. Но массовое сознание есть более сложный
феномен. По подсчетам социологов, каждый человек является членом как минимум
5-6 только малых и не менее 10-15 больших и "средних" формальных и
неформальных групп. Эта масса людей, будучи реальной, естественной общностью,
объединяется каким-то действительным (пусть хотя бы кратковременным) социальным
процессом, осуществляет общую деятельность, демонстрирует совместное поведение.
Более того, сам феномен массы не возникает, если подобная общая, совместная
деятельность или подобное поведениеотсутствуют.
3 Общественная
психология и идеология
Общественная психология
–
это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев,
традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного
бытия.
Над общественной
психологией возвышается идеология. Идеология – это совокупность идей, взглядов,
теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе.
Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию,
мораль, искусство, религию.
Общественная психология
не способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражает
общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко
реагируя на всякие его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественного
бытия, способствует, более кардинальным изменениям на основе
использованиянаучных данных.Между общественной психологией и идеологией
существует органическое и диалектическое единство. Идеология, анализируя и
обобщая результаты практической деятельности людей, позволяет установить
основные тенденции в развитииисторическихпроцессов.
Общественное сознание
представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с
этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным
основаниям. Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон
действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим
о его формах; во-вторых, деление может быть проведено в связи с субъектами
сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества должно рассматривать
сознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание. И наконец, структура
общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубины
отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в
качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и
идеология. С характеристики этих элементов мы и начнем структурный анализ
общественного сознания.
Общественное сознание
каждой исторической эпохи (исключая первобытно – общинный строй) имеет два
уровня: психологический и идеологический.
Общественная психология
есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений,
характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных
групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает
непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия.
И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно
различаются между собой и их социально-психологические комплексы. Эти
специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе. Разумеется, в
социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой
стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными
традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской
деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.
Идеология есть система
теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и
отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по
сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания —
уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных
групп мы пользуемся эпитетом “общественная”, ибо существуют еще психология
возрастная, профессиональная и т. п., то понятие “идеология” в таком
дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда
носит общественный характер.
Необходимо иметь в
виду, что понятие “идеология” употребляется в социальной философии в еще одном,
более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой
социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы.
Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется
уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент
смещается в сторону аксиологического (ценностного) аспекта, причем оценка тех
или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.
Если общественная
психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных
обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно
выступает как продукт теоретической деятельности “особо уполномоченных” данного
класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к
тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно
отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не
принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса,
идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.
Соотношение между
общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является
эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного
сознания.
Известно, что
чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый
этаж сознания, поскольку только благодаря ему, наш мозг может получить
первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей.
Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений
социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для
возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно
схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.
Отношение между
идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны,
формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной
социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное
отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она
способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению,
введению к минимуму других.
В философской и
исторической литературе очень часто встречаются понятия “обыденное сознание” и
“массовое сознание”. И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены
для характеристики разных сторон общественного сознания, до настоящего дня они
в самой значительной степени совпадают по своему объему и могут быть определены
как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской
практики и характерное для основной массы членов общества сознание. Сложнее
выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко можно
встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания
исключительно к социально – психологическому. В особенности это неверно по
отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов
которого уже заметно теоретизировано и идеологизировано.
На всех этапах исторического
развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно,
например, четко проследить закономерности психологического вызревания
социальных революций, равно как и те психологические факторы, которые позволяют
стабилизировать послереволюционное общество. Так, при анализе перехода от
рабовладения к феодализму Энгельсом была прослежена обратная связь
психологического фактора и социально-экономического переворота. “Рабство, —
отмечал он, — перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство
оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному
труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось
невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения
морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой
общественного производства”. Таким образом, переход к новым производственным
отношениям (“выбор” их) определяется не только экономическим фактором (уровнем
производительных сил), но и фактором психологическим: насколько тот или иной
уклад морально правомерен или осужден в глазах общества.[2]
Заключение
Переход к сознанию
представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознание
отражения в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это
отражение предметной действительности в её отдельности от наличных отношений к
ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее её объективные устойчивые свойства.
В сознании образ
действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое
выступает как «предстоящее» субъекту. Общественное и индивидуальное сознание
находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный
характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит
объективный характер. Каждый индивид на протяжении всей своей жизни, через
отношения с другими людьми, путём обучения и воспитания испытывает влияние
общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно,
активно. Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его
мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное
сознание можно определить, как общественный разум, который развивается и
функционирует по своим законам.
Список литературы
1) Семинарские
занятия по философии: Учебник под ред. К.М.Никонова. – М.: Высшая школа, 1991.
2) А.Г.
Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М., Политиздат, 1998.
3) Введение
в философию: учебник для вузов В. 2 Ч. 2 под общей ред. И.Т. Фролова. – М.:
Политиздат, 1989.
4) Основы
философии. Ч. 2. Социальная философия: Учебное пособие. – Изд-во Том ун-та.
Перм. отд-ние. 1991.
5) Философия
: учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону «Феникс», 1998.
6) А.Н.
Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.
7) История
философии в кратком изложении. М., 1994.
8) Мир
философии. М., 1991. ч.1.
9)
Бойко
А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. М., 1978.
10) Маркс
К., Энгельс Ф. Соч. Т.21 С. 149.
[1] Бойко
А.Н. проблема бессознательного в философии и конкретных науках. М.,1978., с.47.