рефераты скачать

МЕНЮ


Наука: мышление и творчество

Наука: мышление и творчество

Федеральное агентство по образованию

Вологодский государственный технический университет







Научно-технический отчет

по дисциплине Основы научных исследований

на тему:

«Наука: мышление и творчество»











Руководитель: Попова А. В.






Вологда

2010


АННОТАЦИЯ


Попова А.В. Наука: мышление и творчество: научно-технический отчет/ А.В. Попова, - Вологда: ВоГТУ, 2010. –

В работе изложены основные понятия охватываемой темы. Предоставлены виды и элементы мышления, цели науки, дано понятие «человеческая деятельность». Проведена связь между наукой, мышлением и творчеством. Предложены меры по решению проблемы.

Работа может быть использована студентами вузов и всеми интересующимися этой темой.



РЕФЕРАТ


Основная часть работы содержит 3 главы.

В первой главе раскрыты основные понятия (наука, мышление, творчество) с разных точек зрения. Выявлены основные цели науки разными авторами. Показаны элементы мышления, виды творческих решений. Так как в анализе часто встречалось понятие «человеческая деятельность», то было раскрыто его значение, показаны виды и структура.

Во второй главе показано развитие науки с Древних времен по настоящее. Сказано о том, что произошло за последнее время, какие были введены нововведения. Упомянуто о стадиях процесса творчества. Приведены примеры связи науки и творчества, и проведена связь с мышлением. Раскрыты виды мышления – маркетинговое и предпринимательское.

В третьей главе показано как решали раньше проблемы. Указаны недостатки экономической деятельности в настоящее время и действия по решению их.



ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ С МЫШЛЕНИЕМ И ТВОРЧЕСТВОМ

1.1 Основные термины, связанные с проблемой

1.2 Цели науки

1.3 Элементы мышления

1.4 Структура человеческой деятельности

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ С МЫШЛЕНИЕМ И ТВОРЧЕСТВОМ

2.1 Развитие науки

2.2 Что произошло в научной деятельности за последнее время

2.3 Стадии процесса творчества

2.4 Примеры взаимосвязи науки с творчеством и мышлением

2.5 Маркетинговое мышление

2.6 Мышление предпринимателя

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

3.1 Из истории: действия по реализации перестройки

3.2 Что нужно специалисту-экономисту? Знания!

3.3 В чем недостатки бизнеса или производства. И как их решить

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



ВВЕДЕНИЕ


Тема актуальна в наше время или в какое-либо другое. Нашей стране необходимы экономисты, которые знают, чем они занимаются, чтобы их работа им нравилась, чтобы они знали, что нужно предпринять в той или иной ситуации.

Специалист должен принимать творческие решения, чтобы их товары или услуги были востребованы. Поэтому в наше время и возникает такая проблема, как взаимосвязь науки с мышлением и творчеством. Не каждый экономист может справиться с какой-либо проблемой правильно, или знаний не достаточно, или решение принято, но не эффективное, то есть не творческое.

Основная цель – провести анализ по проблеме - связь между наукой, мышлением и творчеством, сделать определенные выводы.

Задачи, которые были поставлены:

-                     дать определения основных понятий;

-                     выявить цели, которые содержатся в науке;

-                     выявить саму взаимосвязь мышления и творчества в науке;

-                     провести анализ проблемы, и выявить какие методы предлагаются по ее решению;

-                     сделать определенные выводы.

Объект – экономическая деятельность, связанная с НИ.

Предмет – проблема взаимосвязи мышления и творчества в НИ.

По исследованию проблемы были применены следующие общенаучные методы: анализ, сравнение, опрос.

Научная новизна работы заключается в рассмотрении нового, что может нам предложить наука в дальнейшем.

Практическая значимость работы заключается в том, есть возможность применения результатов на практике.

Работа состоит из 3 основных частей, выводов и предложений, списка используемых источников и приложений.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ С МЫШЛЕНИЕМ И ТВОРЧЕСТВОМ

 

1.1 Основные термины связанные с проблемой


Исследованию проблемы посвящены работы многих авторов. В этих работах исследованы теоретические и практические основы проблемы, о чем будет отражено в дальнейшем.

В начале работы было бы целесообразно объяснить все понятия с точки зрения разных авторов. Одно из главных – наука. Вот как дает трактовку этого понятия Лудченко А.А. «наука - это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате специальной деятельности людей»[7]. На известном сайте мы можем встретить «наука - обычно: сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описывать природные (естественные науки, естествознание) или общественные (гуманитарные науки) процессы и прогнозировать их развитие»[11]. Наукой считается развертывающаяся во времени и пространстве умственная перспектива, то есть некий проект рационального и опытно - экспериментального освоения бесчисленных сфер бытия мира, различных сторон жизни людей с точки зрения основных моментов их творческо–созидательской деятельности [19]. Характерные черты науки: универсальность, фрагментарность, общезначимость, обезличенность, систематичность, незавершенность, преемственность, критичность, достоверность, внеморальность, рациональность, чувственность.

Все авторы дают разные трактовки, но они по своему содержанию похожи. То есть наука включает в себя – человеческую деятельность, знания, мышление, процесс – это составляющие науки.

Также необходимо остановится на понятии «мышление». Что же о нем говорят авторы? Заглянув в энциклопедию по социологии, мы столкнулись с тем, что «экономическое мышление - взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, связями, в которые они вступают в повседневной жизни»[22]. Очень важно обратиться к Гринюку, потому что, анализируя его работы, встретилась важная информация, которая необходима. Он свой труд «Экономическое мышление. Социально-психологические аспекты развития» построил из мнении ряда других авторов, он пишет так, «ряд авторов рассматривает экономическое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации (Абалкин Л.И., Амелин В.Н., Попов В.Д., Соколова Г.Н., Чернышева Л.И.). Л.И. Абалкин определяет экономическое мышление как совокупность взглядов, представлений, способов подхода к оценке явлений и к принятию решений, которыми люди непосредственно руководствуются в своей хозяйственной деятельности. По мнению автора, эти взгляды и представления, далеко не всегда совпадающие с научными выводами, образуют эмпирический слой экономического мышления или обыденное сознание, которым и руководствуются, как правило, в повседневной практике. Таким образом, экономическое сознание и мышление представляются явлениями одного порядка, но разного уровня общности. В.Д. Попов рассматривает экономическое сознание как продукт экономического мышления и определяет последнее как процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений. Именно понятия, суждения и умозаключения и входят в состав экономического сознания, по В.Д. Попову. С другой стороны, мышление осуществляется на основе достигнутого уровня сознания, с его помощью. Экономическое сознание играет роль первичного элемента в экономическом мышлении. По мнению В.Д. Попова, мышление как процесс познания есть экономическое сознание в действии, в движении. Результаты мышления объективируются в понятиях, которые при переходе в сознание субъективируются.

Белорусские исследователи (Серова Е.Е., Тырышкина Е.С., Шавель С.А., Шматко Е.Е. , 1993, 1994) рассматривают экономическое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации [3]». Соколова нам дает очень интересную трактовку – «экономическое сознание есть осмысление, осознание людьми экономических отношений, отражение экономической действительности, а экономическое мышление является его выражением»[18]. Социолог Дружинин говорит более простыми о общими словами «мышление — это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности людей из данных чувственного познания»[4].

Мышление тоже неразрывно связанно с какой-либо деятельностью, например экономической.

Раз наука и мышление связаны с деятельностью, то творчество тоже необходимо в своем понятии составляющую, то есть деятельность. Посмотри, что нам скажут различные авторы в своих работах. Лудченко пишет – «творчество - это создание по замыслу новых ценностей, новые открытия, изобретения, установление неизвестных науке фактов, создание новой, ценной для человечества информации»[7]. «Творчество в общем смысле - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового»[11]- выдает нам опять же известный сайт Википедия. На сайте журнала «Креативная экономика» была найдена статья – «Творчество уже давно перестало быть чем-то мистическим, современному экономисту, да и любому другому специалисту, в обязанности которого входит поиск решений нестандартных проблем, необходимо владеть современными инструментами творчества. Здесь мы приведем очень краткий обзор 10 методик для поиска новых идей и творческого решения проблем.

1.                Мозговой штурм

Автор - Алекс Осборн.

Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма - брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.

2.                Шесть шляп

Автор - Эдвард де Боно.

Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы - поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

3.                Ментальные карты

Автор - Тони Бьюзен.

По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

4.                Синектика

Автор - Уильям Гордон.

Гордон считает, что основной источник креативности - - в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй - - непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект - карандаш, задача - расширение ассортимента. Прямая аналогия - объемный карандаш, ее отрицание - плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.

5.                Метод фокальных объектов

Автор - Чарльз Вайтинг.

Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

6.                Морфологический анализ

Автор - Фриц Цвикки.

Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

7.                Непрямые стратегии

Авторы - Брайан Эно и Питер Шмидт.

Берется колода карт, на которых записан набор команд (например, «дай волю злости», «укради решение» и др.). Во время создания новой идеи нужно вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.

8.                Автобус, кровать, ванна

Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Классический пример - Архимед с его ванной.

9.                Расшифровка

Берется непонятная надпись на чужом языке - скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.

10.           Ловушка для идей

Этот прием подразумевает инвентаризацию всех возникающих идей: их можно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т. п. А потом при необходимости обращаться к своим записям» [13].

По моему мнению, очень интересная и познавательная статья.

У Дружинина не менее интересное мнение о том, что такое творчество «творчество — это познавательно-деятельная способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество изучается различными науками: психологией, философией, кибернетикой, информатикой и др. Специальной наукой, изучающей творческую деятельность, является эвристика»[17]. В яндексе удалось найти, что «Творчество, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. — там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое»[14]. Информация сайта очень похожа с мнением Дружинина.

Дав основные понятия, мы можем перейти к установлению задач, целей науки и ее составляющих.


1.2 Цели науки


«Цель науки - познание законов развития природы и общества и воздействие на природу на основе использования знаний для получения полезных обществу результатов. Пока соответствующие законы не открыты, человек может лишь описывать явления, собирать, систематизировать факты, но он ничего не может объяснить и предсказать [7]» - так нам пишет Лудченко. В Википедии - «Обычной целью науки является познание устройства природы, движущих сил, управляющих различными процессами и явлениями: либо для познания как наивысшей цели, либо для применения научного знания в управлении окружающим миром» [11]. И наконец, Рыжов нам дает трактовку отличающуюся от двух выше указанных – « Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности» [16] .

Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что цель науки состоит в том, чтобы познать природу и общество, и все, что происходит в мире.

 

1.3 Элементы мышления


Мышление — всегда активный процесс: объект как бы предъявляется сознанию. Мышление всегда протекает на уровне осознанного, т. е. является процессом осознаваемым. Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения. Анализ как прием мышления есть мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Это помогает зримо представить как бы совокупность названий того, из чего состоит предмет, конкретизировать его свойства, делает познание реальным, доступным для человека процессом. Но нельзя познать сущность предмета, только разлагая его на составляющие стороны. Необходимо установить связи между ними. Сделать это помогает синтез. Синтез, таким образом, есть мысленное объединение расчленяемых анализом элементов.

Важнейший прием мышления — сравнение. Чтобы узнать, что представляет собой тот или иной предмет, необходимо сопоставить его с другими предметами, выявить сходство или различие между ними. Следовательно, сравнение есть установление сходства или различия предметов. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. главных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы и используя их в дальнейшем познании, человек стал активно воздействовать на природу и общественную жизнь. Основными формами мышления являются вышеназванные понятия, а также суждения и умозаключения.

Уточним, что понятие — это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках. Если представление — образ предмета, то понятие - это мысль о предмете. С помощью понятий человек проникает в такие стороны познаваемого предмета, какие недоступны ощущениям, восприятиям и представлениям. Так, человек не в состоянии воспринять скорость света, процессы, происходящие в мозгу. Но он может отразить эти явления с помощью понятий, которые существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т. е. в виде суждений.

Суждение — это такая форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. В речи суждения выражаются в виде предложений. Например, «Волга впадает в Каспийское море».

Умозаключение - это процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение. Типичное умозаключение: все металлы проводят электричество; медь - металл; следовательно, медь проводит электричество [4].

 


1.4 Структура человеческой деятельности


Так как во всех понятиях встречается термин «человеческая деятельность», то необходимо рассмотреть его значение.

Человеческая деятельность:

Во-первых: предполагает активность, которая связана с движением, взаимодействием различных предметов (объектов). Активность, в зависимости от форм движения бывает механической, физической, биологической, социальной и т.д.

Во-вторых - взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.

В-третьих, это процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя. Человеческая деятельность преобразует мир, улучшает его, но нередко и портит.

Структура деятельности

Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных тем, что он предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.

Субъект — тот, кто осуществляет действия, обладает активностью, направленной на объект. Субъектом деятельности может быть отдельный индивид, группа людей, организация или государственный орган. Действия субъекта могут быть направлены на другого человека или на самого себя.

Объект — то, что противостоит субъекту, то, к чему устремлена практическая и познавательная деятельность человека. Объектом деятельности может быть природа в целом или ее отдельные аспекты, а также различные сферы человеческой жизнедеятельности.

В широком смысле слова под содержанием человеческой деятельности понимается процесс взаимодействия между субъектом и объектом. Иначе говоря, человек целенаправленно преобразует те или иные формы бытия. Условием человеческой деятельности является целеполагание, т. е. наличие заданной человеком цели и активность, осуществляемая в соответствии с этой целью.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.