Моё отношение к киникам, стоикам, эпикурейцам и скептикам
Моё отношение к киникам, стоикам, эпикурейцам и скептикам
ЭПИКУРЕИЗМ –
одна из наиболее влиятельных школ эллинистической философии. Основным идейным
содержанием и теоретическим обоснованием практикуемого образа жизни сторонников
этой школы является философская система ее основателя Эпикура (ок.
341–270 до н.э.).
В качестве философского учения эпикуреизм характеризуется
механистическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, отрицанием
телеологии и бессмертия души, этическим индивидуализмом и эвдемонизмом; носит
ярко выраженную практическую направленность. Согласно эпикурейцам, миссия
философии сродни врачеванию: ее цель – излечить душу от страхов и страданий,
вызванных ложными мнениями и вздорными желаниями, и научить человека блаженной
жизни, началом и концом которой они считают наслаждение.
В Афинах эпикурейцы собирались в саду, принадлежавшем Эпикуру.
Отсюда пошло второе название школы – «Сад», или «Сад Эпикура», а ее обитателей
называли философами «из садов». Школа представляла собой общину
друзей-единомышленников, живущих в соответствии с принципами философского
учения Эпикура. На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо;
здесь удовольствие – высшее благо», а у входа стояли кувшин с водой и хлебная
лепешка. В школу допускались женщины и рабы, что по тем временам было довольно
необычно.
Жизнь внутри эпикурейской общины была скромной и неприхотливой; в отличие от
пифагорейского союза, эпикурейцы не считали, что имущество должно быть общим,
поскольку это могло бы стать источником недоверия между ними.
Основой эпикурейского союза выступали верность учению Эпикура и
почитание его личности. В школе практиковался ряд философских упражнений,
являвшихся неотъемлемой частью эпикурейского образа жизни: беседы, анализ своих
поступков, чтение трактатов Эпикура, заучивание наизусть основных положений
учения, например, «четвероякого лекарства»:
Не должно бояться богов,
не должно бояться смерти,
благо легко достижимо,
зло легко переносимо.
Личность Эпикура играла в школе первостепенную роль, выступая
воплощением мудрости и образцом для подражания. Он сам установил для своих
учеников принцип: «Делай все так, будто на тебя смотрит Эпикур» (Сенека, Письма
к Луцилию, XXV,
5). Видимо, поэтому его изображения можно было встретить в школе
повсюду: на глиняных и деревянных табличках, и даже на перстнях. Хотя, стоит
отметить, что в отличие от Пифагора, он
никогда не обожествлялся своими последователями.
Школа Эпикура просуществовала почти 600 лет (вплоть до нач. 4 в.
н.э.), не зная раздоров и сохраняя преемственность учеников, которые, по словам
Диогена Лаэртского,
были прикованы к его учению словно песнями Сирен (Диоген Лаэртский, X, 9).
Самым видным из них был Метродор из Лампсака, скончавшийся на семь лет раньше учителя.
В полемически заостренной форме он подчеркивал, что источником всех благ
являются чувственные наслаждения. В своем завещании Эпикур просит своих
товарищей по школе каждый месяц собираться в память о нем и о Метродоре, а
также позаботиться о детях Метродора. Преемником Эпикура в руководстве школой
стал Гермарх из Митилены, а затем Полистрат.
Довольно рано эпикуреизм проникает на римскую почву. Во 2 в. до
н.э. Гай Анафиний излагает учение Эпикура на латинском языке. А в 1 в до
н.э. в окрестностях Неаполя возникает эпикурейская школа Сирона и Филодема,
ставшая в период упадка республиканских учреждений Рима главным центром
культуры и просвещения в Италии. В поместье Филодема собирается цвет
образованного римского общества, в том числе знаменитые римские поэты Вергилий и Гораций.
Эпикуреизм приобретает массу сторонников и последователей среди
римлян. Среди них наиболее выдающимся и известным является Тит Лукреций Кар, чья поэма О природе вещей
сыграла огромную роль в распространении эпикуреизма. В условиях гражданских
войн и социальных потрясений Лукреций Кар ищет в философии Эпикура путь
достижения безмятежности и невозмутимости духа. Согласно Лукрецию, главные
враги человеческого счастья – страх перед преисподней, страх загробного
возмездия и страх перед вмешательством богов в жизни людей, порожденные
неведением относительно истинной природы человека и его места в мире. В их
преодолении Лукреций видит основную задачу своей поэмы, ставшей своеобразной
энциклопедией эпикуреизма.
В конце 2
в. н.э. по распоряжению эпикурейца Диогена в городе Эноанды в
Малой Азии высечены гигантские надписи, с целью ознакомить сограждан с учением
Эпикура.
Эпикуреизм получает широкое распространение в эпоху Возрождения.
Его влияние прослеживается в произведениях Лоренцо Валла, Ф.Рабле,
К.Раймонди и др. В Новое время близкие эпикуреизму учения выдвигаются такими
мыслителями, как Ф.Бэконом, П.Гассенди, Ж.Ламетри, П.Гольбахом, Б.Фонтенелем
и др
|