Моральность, религиозность, социальность в философии М. Вебера
Моральность, религиозность, социальность в философии М. Вебера
Моральность,
религиозность, социальность в философии М. Вебера
Рассуждая о
моральности и религиозности современного общества, нельзя не вспомнить Макса
Вебера(1864-1920), который полагал, что существуют две основные линии,
благодаря которым можно охватить весь исторический процесс развития общества -
это солидарность, основанных на идеях интереса и нравственный порядок,
основанный на вере в законность. Главным же консолидирующим фактором в обществе
является социально-ориентированное поведение людей.
Все виды
человеческой деятельности внутри общества Макс Вебер разделил на четыре типа
социальных отношений:
1)
традиционный, основанный на обычаях и привычных образцах поведения. Значимость
этого типа поведения связана с тем, что к нему близка большая часть обычного,
повседневного поведения людей;
2)
целерациональный, который характеризуется использованием разнообразных средств
для достижения цели. Определяющим здесь выступает ясность и однозначность
осознания действующим индивидом своей цели, соотнесенной с рационально
осмысленными средствами её достижения;
3) рациональный
с точки зрения используемых средств, но нерациональный с точки зрения цели. М.
Вебер называет его ценностно-рациональным. Такие отношения всегда подчинены
определенным требованиям, в выполнении которых индивид видит свой долг.
Осознанность направленности действия на определенные ценности,
последовательность их реализации в поведении придает этому типу рациональный
характер;
4) аффективный,
продиктованный эмоциональными побуждениями.
М. Вебер, таким
образом, рассматривал общество как обусловленную социальными закономерностями
совокупность социальных отношений. Тенденцию самого исторического процесса он
видел в движении в сторону целерационального действия, где рационализация
выступает как систематическое вытеснение иррациональных, ценностных,
аффективных и традиционных компонентов действия.
Типы обществ
Макс Вебер различает по следующим параметрам: форме собственности,
преобладающей технологии, рынку рабочей силы, способам экономического
распределения, распространенным мотивациям. Традиционными М. Вебер называет все
прежде существующие типы обществ. Важнейшим признаком традиционных обществ
является отсутствие в них господства формально-рационального хозяйства.
Хозяйство руководствуется не только экономическими, но и внеэкономическими
критериями - традицией, ценностями. При таком функционировании экономики
удовлетворяются потребности общества в целом и вместе с тем не нарушаются некие
общепризнанные этические нормы. Формально-рациональное хозяйство, в свою
очередь, ориентируется только на рентабельность и не признает внеэкономических
регуляторов. Формально-рациональный характер капиталистической экономики
означает ее автономию по отношению к человеческим потребностям, удовлетворение
которых составляет цель хозяйственной деятельности в традиционных обществах.
Наивысшей
стадией развития общества Макс Вебер считал капитализм, как рациональность в
наиболее конкретизированном виде. Здесь капитализм выступает как "идея
капиталистической культуры", то есть культуры, где господствуют только
интересы реализации частных капиталов. Основными факторами генезиса
капитализма, по М. Веберу, являются не материальные, а духовные явления, из
которых главное - протестантская религия, проповедующая неустанный труд,
аскетическое поведение, благоразумие. "Аскеза действия находит свое
выражение в миру, преобразуя его рационально, с помощью какой-либо
профессии". Лишь аскетический протестантизм, по мнению М. Вебера, создал
религиозные мотивы именно в сфере мирской профессии, так как ищет религиозного
спасения в рационализированном осуществлении своего призвания. Все это в
совокупности ведет к накоплению капитала, развитию торговли и
предпринимательской деятельности, основанной на доверии и честности.
Наиболее полное
развитие этот тезис получил в работе Макса Вебера "Протестантская этика и
дух капитализма". Предпосылкой рациональной организации хозяйства,
рационального отношения к труду, преобразующего экономическое поведение людей,
является, по мнению М. Вебера, "капиталистический дух", то есть
определенный склад мышления хозяйствующих субъектов, характеризующийся
переосмыслением традиционного понимания аскезы. Вместо внемирской аскезы
(мистического созерцания) утверждается и укореняется в народном сознании идея
внутримирской аскезы, главным содержанием которой становится труд. На первый
план теперь выступает "трудовая аскеза", т.е. аскеза, осуществляемая
в процессе систематического повседневного труда. Социальным пространством, в
рамках которого труд становится орудием упорядочивания человеческой души и
рациональной организации жизненного поведения людей становится профессия,
рассматриваемая как призвание, как личный призыв Бога. Индивид оказывается
замкнутым в этом организующем его социальном пространстве.
М. Вебер, таким
образом, ставит 'капиталистический дух" в прямую зависимость от
протестантизма, создавшего тип предпринимателя и рабочего, готовых
самоотверженно трудиться за награду в ином мире, рассматривающих успех в
профессиональной деятельности как знак своей избранности и гарантию спасения.
Успешность профессиональной деятельности аскетически ориентированного
капиталиста определяется ее доходностью. Существенным свойством "духа
капиталиста" является обязанность "идеального капиталиста" не
только сохранить, но и приумножить имущество путем производительных затрат. Это
моральный долг капиталиста по отношению к своему имуществу, которое он считает
врученным ему Богом для приумножения и процветания. Такое поведение, по мнению
М. Вебера, формирует новую социальную этику капиталистической культуры,
выраженную в представлении о профессиональном долге, об обязательствах, которые
каждый должен ощущать и ощущает по отношению к своей профессиональной
деятельности.
В дальнейшем
победивший капитализм отбрасывает религиозные идеи, служившие ему опорой на
стадии становления, сформировавшие "капиталистический дух", явившийся
решающим фактором в развитии капиталистической цивилизации Запада. Этот
капиталистический дух М. Вебер считает более существенным, чем накопление
капитала или собственность на средства производства. Возникновение под влиянием
религиозных идей специфического отношения к труду как к призванию и долгу было
той основой, на которой сложилась систематизация и рационализация жизненного
поведения. Достигший господства капитализм посредством экономического отбора,
заключающегося в победе одного вида социального поведения и отношений над
другим, воспитывает и создает необходимых ему хозяйственных субъектов - рабочих
и предпринимателей. В результате формируется современный "человек,
подчиненный организации", который предрасположен к определенным видам
практического рационального жизненного поведения, определяемого этическими
представлениями о долге.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/
|