Молодежь России: особенности социализации и самоопределения
Молодежь России: особенности социализации и самоопределения
Молодежь России: особенности социализации и
самоопределения.
Карпухин Олег Иванович - доктор социологических наук,
профессор.
Многочисленные
социологические опросы последних лет выявляют общий ценностный и нормативный
кризис у молодежи. В ряде таких опросов на протяжении последних десяти лет
принимает участие автор этих строк. Анализ результатов убеждает, что за
прошедшее десятилетие в молодежной среде произошли сложные процессы,
свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений,
нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта.
На
что же может опереться молодежь в поисках своего самоопределения и утверждения
себя в мире провозглашенных безграничных свобод и возможностей? С какой
системой ценностей себя идентифицировать? На эти вопросы мы и пытались
ответить, обращаясь к данным анкетного опроса молодежи, осуществленного весной 1998
г. НИИ КСИ СПБГУ под руководством профессора В.Т. Лисовского. Среди 2710
опрошенных из 20 городов 55% составляли студенты вузов; остальные категории:
рабочие (12%), учащиеся школ (8,3%), курсанты военных вузов (2,5%), служащие
(5,9%) и др. Основная часть опрошенных (84,7%) - молодые люди в возрасте от 16
до 23 лет.
Анализируя
полученные результаты, мы исходили из предположения, что ценности и нормы,
запечатленные в сознании молодого человека и выявленные в процессе его
самооценки, в целом дают определенное представление о том, как он соотносит
себя с окружающей действительностью, имеет ли возможность себя реализовать в
ней и т.д. Большинство респондентов относятся к той категории молодых, чье
детство, отрочество и юность совпали со временем становления постсоветской
России. Это уже первое поколение несоветской молодежи, у которой представление
о социализме как о типе общественных отношений и способе производства очень
неопределенное или отсутствует вообще. Сторонниками социализма себя считают
только 10% опрошенных, а коммунизма - 5,7%. Правда, и у капитализма среди
молодежи не так уж много почитателей - всего 20,4%. Более половины (52,2%)
отдают предпочтение демократии. Это, на наш взгляд, осторожная, по существу
нейтральная форма самоидентификации, позволяющая респондентам уйти от того,
что, по их мнению, уже скомпрометировано исторически или еще не совсем
утвердилось в настоящем. Как говорится, поживем - увидим. Этой заповеди следует
более половины опрошенных (69,2%), которые полагают, что они способны менять
свои убеждения, если последние не отвечают реальности. 27,5% опрошенных не
склонны менять свои убеждения.
Реалии,
с которыми сталкивается современная молодежь, в самом деле весьма изменчивы.
Изменчиво и отношение к ним со стороны молодых людей. Единственное, что пока не
меняется в молодежном сознании, - это фетишизация рынка. Каждый четвертый из
опрошенных планирует организовать свое дело, и более половины (53%) - добиться
материального благополучия. В целом 84% респондентов привлекает планово-рыночный
путь развития экономики. Большинство отрицает нерыночный путь для России,
планово-государственную экономику поддержали только 12,8%.
На
чем же основывается отношение к рынку как к абсолютной, универсальной ценности?
Конечно, рыночные отношения расширили возможности личности, разрушив
идеологический диктат, подорвали власть традиции и дали простор широкому
спектру идей и ценностных ориентации, обеспечив свободу их выбора. Но тут же
возникло не для всех преодолимое препятствие в осуществлении предоставляемых рынком
возможностей. Их реализация напрямую зависит от имеющихся материальных
ресурсов. Это обстоятельство, как показывает анализ, еще не стало фактом
сознания молодежи. Ведь большая их часть иждивенцы: 62% опрошенных считают
основным источником своего существования доходы родителей. Родители же зачастую
становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и
потребительских амбиций своих чад. Именно на этой почве, как представляется,
возникают сейчас межпоколенческие противоречия. Неслучайно половина опрошенных
полагает, что по своим взглядам на жизнь они отличаются от своих родителей, у
32% не совпадают с родителями идеалы и ценности, а у каждого пятого - образ
жизни.
Что
же касается будущего, то многие молодые люди надеются на избранную ими профессию,
хотя и очень страшатся безработицы. В целом в оценках и мнениях, касающихся
предстоящей работы, преобладает прагматический подход. Большинство опрошенных
юношей и девушек (38,8%) полагает, что, хотя и важен общественно полезный,
творческий смысл трудовой деятельности, нельзя забывать и о заработке. Для
каждого десятого желаема любая работа, лишь бы она хорошо оплачивалась, для
каждого пятого труд будет иметь жизненный интерес, если даст возможность
реализовать в первую очередь свои личные интересы и планы. В поиске работы
молодежь склонна полагаться в основном на себя (50,5%). Поэтому для большей
уверенности молодые люди стремятся получить высшее образование (51,4%),
овладеть иностранным языком (30,4%). компьютером (29,5%), приобрести навыки работы
в бизнесе, умение правильно мыслить и действовать в условиях рыночной экономики
(27,7%), получить правовую подготовку (14,6%).
Каждый
четвертый из опрошенных молодых людей планирует организовать после получения
специальности свое дело. В тройку самых престижных профессий, наряду с
юридической и экономической, молодежь уверенно включает специализацию менеджера
и предпринимателя (соответственно 16,6% и 27,7%). Настораживает тот факт, что
4,3% молодых людей включили в этот перечень бандитизм и рэкет. Несколько
успокаивает лишь то обстоятельство, что ни в одном из учебных заведений страны
подобным профессиям не обучают. Хотя, впрочем, слабое утешение - учит этому
сегодня сама жизнь.
Идеализация
рынка, стремление к благосостоянию во что бы то ни стало -своеобразный
социально-психологический феномен молодежного сознания, в основании которого -
обогащение и жизненный успех, достигаемый любой ценой. Неудивительно, что 18,1%
опрошенных считают вполне для себя возможным участие в криминальных
группировках, а 9,1% полагают, что сегодня это нормальный способ зарабатывания
денег. У 12,7% молодых людей такое же отношение к проституции.
Поскольку
процесс взросления наших респондентов проходил в обстановке радикально
меняющегося общества, подобное обстоятельство не могло не повлиять на
формирование их мировоззренческих установок и ценностных ориентации. Например,
с юношеским максимализмом они судят о бедности, не видя глубоких социальных
причин, ее порождающих. По мнению 47,7% опрошенных, рост числа бедных в стране
объясняется тем, что "эти люди плохо приспособились к жизни", 21%
полагают, что они не избавились от старой идеологии, старых ценностей, а 18,2%
опрошенных видят причину бедности в неумении воровать. Соответственно этой же
оценочной шкале, но с обратным знаком, молодые люди объясняют жизненный успех
богатых людей: 47,9% объясняют богатство способностью людей приспосабливаться к
жизни, а 32,7% -умением воровать. Только каждый четвертый респондент склонен
оценивать жизненный успех богатых как результат их исключительного умения
работать.
Такая
вполне реалистическая оценка причин обогащения вызывает лишь у 26,9% опрошенных
стремление поддержать предложение об изъятии у "новых русских"
несправедливо нажитого состояния. Большая же часть респондентов или не
поддерживает такое предложение (34,7%), или сознательно дистанцируется от этой
проблемы, полагая, что "меня это не касается" (35,9%). Иными словами,
нет у большей части опрошенной молодежи стремления восстановить социальную
справедливость. Тем самым она оправдывает имущественное неравенство, считая его
вполне нормальным явлением, хотя и соглашается с тем, что в обществе "всем
должны быть обеспечены более или менее равные стартовые возможности"
(32,7%).
В
окружающей жизни молодых людей больше всего беспокоят: нестабильность (23%);
материальные проблемы (20,3%), личные проблемы (21,4%); экология (19,2%);
преступность (15%); равнодушие и жестокость (14,3%).
Молодежь
во многом утратила "болевой порог" в восприятии темных и жестоких
сторон жизни, а потому несколько отстранение относится к ним. Полагаясь в
основном на себя или на друзей, молодые люди не надеются на государство. И даже
в самые трудные моменты, - а каждый пятый из опрошенных признался в том, что за
последние 2-3 года был жертвой преступления, - молодые люди не склонны доверять
правоохранительным органам. Например, если их права нарушались, они обращались
за помощью к друзьям (36,7%) или защищали свои права самостоятельно (30,3%).
Только 15,8% респондентов обратились в суд, в милицию или прокуратуру.
Молодежь
трезво оценивает отношение власти и общества к себе как безразличное или
откровенно потребительское. 77% опрошенных полагает: "Когда нужно они
вспоминают о нас". Может быть, поэтому современное молодое поколение
замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой
выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то
образование, которые помогут выстоять и добиться успеха. Отсюда явно
потребительское отношение к этим основополагающим ценностям.
Обобщая
сказанное, рискнем высказать предположение: за последние годы в результате
непродуманной молодежной политики государства произошло отторжение молодого
поколения от тех культурно-исторических ценностей, которыми жил и благодаря
которым еще живет наш народ.
Сделала
ли молодежь свой выбор в пользу капитализма? Трудно ответить однозначно.
Несомненно одно - у молодежи уже нет той социально-нравственной настороженности
к богатству вообще. Она обуржуазилась, а значит, вектор ее духовных
устремлений, этос жизненных целей и ценностей противоположны этосу целей
отечественной культуры, которая по природе своей всегда была антибуржуазной.
Человек
вне культуры лишается смыслообразующих основ жизни. Неслучайно у 35,9% молодых
людей возникали мысли о самоубийстве, а 42% опрошенных согласны с мнением, что
современная молодежь деградирует. Наметившиеся тенденции к социо-культурному
регрессу молодежи сегодня, к сожалению, не компенсируются государственными
мерами по улучшению качества ее жизни. Признание респондентами деградации
значительной части своих сверстников (а, может быть, и самих себя)
свидетельствует о негативной оценке ценностей своего поколения в сопоставлении
с ценностями предшествующих. Современные молодые в основной своей массе (60,9%
опрошенных) отрицают наличие у них идеала и на вопрос: "Кого вы считаете
героем нашего времени?" 73,1% респондентов ответили: "нет
такого".
А
ведь самоопределение молодого человека осуществляется во многом через
сравнение, отождествление себя с неким идеалом. Отсутствие такового и приводит
к кризису идентификации, когда человек, теряет осознание своего предназначения,
в обществе. Такие состояния порождают чувства неуверенности и тревожности,
пси-хоматические синдромы, острые депрессии, психозы и ведут к разрушению
биографии [1]. Отсутствие в молодежном сознании идеала зачастую замещается
поклонением кумирам шоу-бизнеса или спорта - своеобразной
"идологизацией". Это сопровождается фетишизацией сферы потребления
престижных товаров и услуг.
Из-за
отсутствия у государства внятных и всеми поддерживаемых целей общественного
развития, мобилизирующих ценностей и идеалов молодежь теряет ощущение Родины.
Она живет, "под собою не чуя страны", потеряв, а, может быть, еще не
найдя свою причастность к ее прошлому и гражданскую ответственность за настоящее
и будущее. Только половина опрошенных (49,8%) считают себя гражданами России,
готовыми к реализации своих прав и обязанностей.
Примечательно,
что сходные признаки гражданской индифферентности у советской молодежи
отмечались социологами накануне распада СССР. Так, данные социологического
опроса С. Катаева, проведенного в 1989 г. среди студенчества, позволили
исследователю сделать осторожный, но с долей оптимизма вывод: "Лишенная
четких ориентиров, вызывающих доверие, мобилизующих на деятельность, молодежь временно
приберегает свою активность до лучших времен" [2]. "Лучшие
времена", кажется, настали, но молодежь по-прежнему
"приберегает" свою активность. Каждый четвертый полагает такое
проявление бесполезным, 27% объясняют свою пассивность недоверием к политикам,
а 40,2% - "наличием более важных проблем".
Большая
часть опрошенных (76,6%) предпочла бы реализовать свою активность в
неполитических организациях. Основная форма таких организаций - так называемые
тусовки, формирующиеся на основе общих интересов: спортивных, музыкальных и
т.д. Произошла и переоценка ценностей. Так, популярный среди молодежи 80-х
годов рок в 90-е годы потерял свой протестный характер и стал не столько
выражением контркультуры, сколько проявлением социального инфантилизма,
задержавшегося "подросткового статуса". В целом же спортивный
фанатизм среди "тусовочной" молодежи стал преобладать над
музыкальным. Толпы молодых людей в разноцветных шарфах, символизирующих
преданность родной команде и опасное для правоохранительных органов единство,
явно потеснили на стадионах фанатов рок-музыки. Тусовки становятся формой
объединения молодежи, инструментом ее социализации, находясь вне сферы влияния
(образовательного, культурного, воспитательного) государства и общества.
У
этой категории молодежи формируются установки не на творческую самореализацию,
а на пассивное потребление (квазипотребление) образования, культуры и труда. По
данным Госкомитета РФ по делам молодежи, у молодых россиян к 1997 г. мастерство
и профессионализм как факторы личностного самоопределения передвинулись по
сравнению с 1990 г. со 2-го места на 6-е, честность и принципиальность -с 3-го
на 5-е место, а высокие показатели в работе - с 5-го на 8-е место. Развитие
подобной тенденции приведет к дальнейшему разрушению трудовой мотивации, без
которой немыслим цивилизованный рынок.
Нормативно-ценностная
модель западного цивилизованного рынка возникла, как это показал Макс Вебер,
благодаря этике протестантизма, предполагающей отношение к труду как к самоцели
и самоценности. И по точному наблюдению советского социолога М.И. Новинской,
выдвижение идеала "творческой самореализации" студентами 60-х годов
было, в сущности, формой обновления классических принципов протестантской
этики. В результате сформировалось целое поколение "работоголиков" -
человеческая основа достижений технотронной эпохи [4].
Жизнь
показала, что выдвижение подобного идеала творческой самореализации в основу
системы образования и воспитания создает предпосылки экономического подъема. К
сожалению, в молодежном сознании работа на производстве не престижна, да и к
тому же обесценена постоянными невыплатами заработанных денег.
Может
быть, поэтому у современной молодежи формируется иная система ценностей,
происходит их коренная переориентация. Как уже говорилось, в сфере трудовой
мотивации молодежи преобладающее значение имеет материальная выгода. Так, по
данным Б. Ручкина 59,9% из числа 17-летних, 65,3% из числа 24-летних и 64,4% -
31-летних признали, что "большая зарплата" была решающим мотивом при
выборе места работы [5].
Ценностные
и идейные ориентации молодежи, конечно, в немалой степени производное от того
системного кризиса, который существует в России в последние годы и грозит
стране катастрофой. Очевидно, что происходит разрушение человеческого
потенциала в таких жизненно важных сферах общества, как промышленное
производство и наука. Рабочие, техники, инженеры, научные работники,
значительную часть которых составляет молодежь, из-за закрытия предприятий,
отсутствия заказов, средств на сырье и оборудование или работают в неполную силу,
или становятся безработными и переходят в другую сферу деятельности. Этой
сферой в основном стала торговля. Огромное число "челноков" -
свидетельство маргинализации миллионов работников. В 1996 г. более 2 млн. 600
тысяч человек занимались "челночным" бизнесом (8 млн. торговали за
определенный процент). Конечно, переход от высококвалифицированного труда в
промышленности, науке к торгово-спекулятивному значительно сместил ценностные
ориентиры молодежи, способствовал ее деградации.
Как
показывают результаты опросов, проведенных С. Парамоновой, еще совсем недавно в
сознании молодежи приоритетной была созидающая деятельность и высшей
справедливостью считалась оплата по труду. Сегодня же престижной все больше
становится активность по поводу обмена и потребления.
По
данным опроса, проведенного социологами МГУ, в иерархии качеств, которым
отдается предпочтение, позиция "быть образованным, духовно-богатым
человеком" занимает в сознании 17-летних 10-е место (из 15), а у 24-летних
- 12-е [5, с. 94].
М.
Горшков, анализируя итоги социологического опроса, проведенного в конце 1998 г.
Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, приходит к
выводу, что после августовско-сентябрьского экономического кризиса молодежь
пострадала заметно меньше, чем старшие поколения. Однако в той же публикации
автор приводит данные о падении после кризиса доходов в социальных группах
рабочих (в 3 раза), инженеров (2,7 раза), гуманитарной интеллигенции (в 3
раза), предпринимателей (в 3 раза), служащих (в 2,8 раза). Если иметь в виду,
что молодежь в каждой из этих категорий составляет от 35 до 50%, то ее
материальные потери весьма существенны. Но не менее существенны моральные
потери - утрата перспективы, разрушение жизненных планов, укрепившаяся
неуверенность в завтрашнем дне. И как следствие, рост депрессивных настроений,
размывание духовных и моральных ориентиров. Так общество "дикого
капитализма" ударило по своему будущему - по молодежи.
Сегодня
пути решения проблем молодежи лежат не столько в совершенствовании системы
государственной молодежной политики, как утверждают некоторые авторы, сколько в
решении фундаментальных вопросов развития российского общества. Признаки
деградации значительной части молодого поколения, только вступающего в жизнь, -
тревожные симптомы свидетельствующие о наличии глубокой и системной социальной
деградации как результата кризиса универсальных социальных ценностей,
общезначимых идеалов, массового развития потребительских интересов. Само
общество, по сути, потеряло смысл и идею собственного существования. О каком же
совершенствовании государственной молодежной политики в этих условиях может
идти речь?
Список литературы
1.
Ионин Л.П. Идентификация и инсценировка // Социол. исслед. 1995. № 4. С. 3-4.
2.
Катана С. Молодежь как социально-культурная общность в аспекте межпоколенческих
отношений // Теоретические основания культурной политики. М.: РИК-М, 1993. С.
256.
3.
Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи. М., 1998. С.
60.
4.
Мяло К.Т. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. М.:
Политиздат, 1991. С. 111.
5.
Ручкин Б. Молодежь и становление новой России // Социол. исслед. 1998. № 5. С.
93.
6.
Новая газета. 1996. 10 июня. С. 5.
7.
Парамонова С. Типы морального сознания молодежи // Социол. исслед. 1997. № 10.
С. 77.
8.
Горшков М. Страна после очередного кризиса // Независимая газета. 1998. 25
ноября. С. 8.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sociologia.iatp.by