Молодежь малого города: кризис самоопределения
Молодежь малого города: кризис самоопределения
Молодежь малого города: кризис самоопределения.
Алисов Д.А., Тучина С.П.
О
результатах социализации можно судить по тому типу личности, который отражает
весь спектр самореализации личности в обществе, особенности ее общественной
жизни. Вся полнота проявления личностных параметров становится зримой лишь при
анализе трех блоков структуры личности.
Нравственный
(степень соответственности гуманистическим общественным ценностям и идеалам).
Интеллектуальный
(умственные способности, познавательная активность, эрудиция, степень развития
самосознания, изобретательность в сфере потребления информации и ценностей
культуры).
Эмоциональный
(богатство чувств, переживаний, способность сопереживать, способность к
психическому взаимодействию, самоуважение, выбор в сфере досуга).
Нравственное,
интеллектуальное и эмоциональное в каждой личности слито воедино, все эти
составляющие духовный мир личности возможно разделить только искусственно для
исследовательских целей. Поэтому исследователи сделали попытку как
дифференцированного анализа этих блоков личности, так и поиска их интегративных
оснований, которые находят концентрированное выражение в ценностных ориентациях
личности, свидетельствующих о ее стратегической направленности, опосредованной
ее самосознанием.
Анализ
интеллектуального блока личности старшеклассника показал низкую познавательную
активность, отсутствие, культа научных знаний. Об этом свидетельствуют
приоритеты в тематическом выборе публикаций. Характерно изменение интереса к
научным публикациям в зависимости от того, какому источнику информации
респондент доверяет. Там, где доверяют радио и газете - 2О% и 10%
соответственно. Из тех кто доверяет телевидению и родителям, читают научные
публикации только 9,7% и 8,3% соответственно. И самый низкий показатель, лишь
5%, читающих научные публикации, там где друзья являются самыми главными
экспертами по всем вопросам. А таких в г. Ишиме оказалось 32,8%. Характерно,
что показатель выбора скандальных, астрологических, мистических публикаций
колеблется от 40% до 45,9%, независимо от степени доверия источникам
информации. И только любители телевидения здесь значительно отстают (34, 4- 37,7%)
Телевидению доверяют 57,8% респондентов. Однако, структура их приоритетов в
выборе тематики публикаций так же свидетельствует ни о широте эрудиции, ни о
познавательной активности, ни о потребности в научных знаниях. Так, научные
публикации выбирают лишь 9,7%, спортивные-5,9%,религиозные - 0,8%, о культуре -
10,1%. В целом, у молодежи преобладает пассивное потреблен информации, не
требующей интеллектуального напряжения . Не случайно при самооценке интеллекта
64% юношей 63,4%, девушек оценивают его как средний, а 20% и 26,4%
(соответственно) вообще не знают, каков уровень их интеллекта.
Все
это свидетельствует как об отсутствии самоуважения, так и уважения со стороны
окружающих. Это ведет не только к кризису развития личности, но и
предопределяет кризис ее жизненного самоопределения. Следовательно,
значительное число выпускников обречены на неудачу в первых своих попытках
найти свое место на рынке труда. Недополучение знаний подростками в целом
станови некой дурной закономерностью в развитых странах, где уровень
безработицы 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых. Причины этого лежат как в
объективных условиях социально-экономического и политического характера, так и
в субъективных тенденциях формирования молодежной субкультуры где
смысложизненными понятиями становятся досуг и отдых, превратившиеся в ведущие
формы жизнедеятельности молодежи. (Кравченко А. И. 1997, с. 58-59). Ишимская
молодежь не стала исключением. 06 этом свидетельствуют результаты опроса
старшеклассников. О предпочтениях в сфере досуга: 40 % юношей 39%, девушек
выбирают телевизионные передачи, 60,4%, и 73,2% соответственно выбирают общение
с друзьями и лишь 16,7% юношей и 19,6% девушек читают книги в свободное время.
Единственно, выводит юношей из состояния полной социальной пассивности,это занятия
спортом (42,2%). Зато у девушек здесь лишь 5%.
При
выборе тематики телепередач абсолютные приоритеты в потреблении занимают
развлекательные передачи у девушек - 94,5%, у юношей - 80,2%. Характерно
достаточно резкое отличие предпочтений в выборе телепередач у юношей и девушек
за пределами сугубо развлекательных жанров. Это видно из следующей таблицы.
Предпочтения юношей и девушек в выборе телепередач.
Таблица
1.
|