Молодежь: духовное воспроизводство в условиях риска
Молодежь: духовное воспроизводство в условиях риска
Молодежь: духовное воспроизводство в условиях риска
В.И. Чупров, Институт социально-политических исследований
РАН
Характер социальных проблем молодёжи непосредственно
связан с особенностями её роли и места в общественном воспроизводстве. В
нынешних условиях становление субъектности молодого поколения в этом процессе
определяется переходом российского общества к состоянию, характеризующемуся в
современной социологии и социальной практике как общество риска. Оно возникает
на основе распадающегося индустриального общества, постепенно вытесняя его,
структурируясь вокруг производства рисков, доминирующих во всех его сферах и не
поддающихся контролю со стороны общественных институтов[1]
.
Сегодня в любом обществе люди постоянно подвергаются
определенным рискам. Хотя в благополучном, процветающем обществе могут
доминировать одни риски, а в нестабильном, кризисном – другие, избавиться от
нарастающих угроз не удается никому. Последствия стихийных бедствий,
экологических катастроф, бесконтрольного применения современной техники и
технологий, экономических спадов и политических кризисов, террористических
актов и ошибочных решений в управлении не обходят стороной ни мужчин, ни
женщин, ни богатых, ни бедных. Молодежь, в силу своего особого положения,
подвергается рискам даже в большей степени, чем другие социальные группы.
Молодые рискуют остаться без образования, не найти работы, не создать семьи, не
выдержать конкуренции в бизнесе и остаться не у дел.
В переходных обществах, таких как российское, под
влиянием риска существенные изменения претерпевает процесс общественного
воспроизводства в целом. Старые механизмы в нем утрачивают свою эффективность,
тогда как новые еще не сформировались. Затяжной характер нестабильности,
углубление противоречий и неопределенность конечной цели сужают
воспроизводственный потенциал молодежи, ограничивая его преемственностью
старого отживающего опыта. Таким образом, молодое поколение способствует
воспроизводству и эскалации риска.
Вместе с тем, потребность в расширенном воспроизводстве
в условиях социальной неопределенности становится объективной предпосылкой
возникновения инновационного типа риска. Наряду с опасностями, в нем содержится
и источник развития. Учитывая особую роль молодежи как субъекта общественного
воспроизводства, риск можно считать одним из сущностных свойств этой
социально-демографической группы. Риск – это всегда шанс выиграть, но и
опасность проиграть. Молодым людям больше присуще стремление к новому,
неизведанному, и они меньше рефлексируют по поводу возможных последствий, а
потому смелее идут на риск. Неслучайно доминанта риска в моделях поведения
молодежи становится сегодня их общей характеристикой. Процесс их становления
протекает в условиях, присущих обществам риска.
Под обществом риска понимается специфический способ
организации социальных связей, взаимодействий и отношений людей в условиях
неопределенности, когда воспроизводство жизненных средств (условий жизни),
духовных и физических сил человека приобретает не социально направленный, а
преимущественно случайный, вероятностный характер, вытесняясь производством
самого риска[1;c.146]. В индивидуально-личностном плане риск – процесс
ситуационный. Для каждого человека проявления риска возникают, развиваются и
угасают в конкретных жизненных ситуациях. В обществе риска стихийные факторы
или процессы, над которыми человек теряет власть, выстраиваются в тех или иных
условиях в некоторую последовательность, воспринимаемую в обыденной жизни как
ситуация неопределенности. Стремление человека овладеть ситуацией, сделать ее
более определенной, сопряжено с новыми рисками.
Как же проявляется риск в сфере духовной жизни
молодежи? Рассмотрим некоторые тенденции духовного воспроизводства в условиях
риска[2]
.
Риск в сфере образования. Образование было и остается
важнейшим фактором духовного воспроизводства. Образовательный статус молодежи
является значимым критерием ее социального развития. Эмпирически он измеряется
на основе показателей уровня образования и субъективного отношения к нему.
Последнее десятилетие отмечено противоречивыми тенденциями в изменении
образовательного статуса молодежи. Рост уровня образования наблюдается по всем
его видам, кроме среднего специального. Однако при этом отмечается стагнация
большинства его качественных показателей, среди которых и уровень знаний, и
личностные характеристики учащихся, и возможности их самореализации в данной
сфере.
В структуре потребностей образование прочно
удерживается на втором месте, а в абсолютном выражении средневзвешенный
коэффициент, характеризующий потребность в образовании, заметно вырос, по
сравнению с 1999 годом, с 4,5 до 4,65. По остальным показателям
образовательного статуса – потребности и ценности образования и знаний, интерес
к учебе, возможности продолжения учебы – изменения носили скорее отрицательный
характер, а по некоторым из них фиксируется незначительная стагнация.
Так, снизились значения ценностей знания (с 42% до
41%), терминальных ценностей образования (с 65,3% до 58,6%), одновременно
повысились значения инструментальных ценностей образования (с 35,7% до 41,4%),
сократилось число желающих продолжать учебу по всем видам обучения (с 18,8% до
15,8%), кроме ВУЗов и техникумов. Одновременно остается высоким стремление к
высшему образованию, особенно вечернему. При этом молодые люди стали ниже
оценивать собственные возможности при поступлении в учебные заведения (К в 1999
= 4,54, К в 2002 = 4,47).
Подобное снижение значений показателей субъективного
аспекта образовательного статуса сопряжено с отсутствием определенности в этой
сфере, вызванным недостатками ее реформирования. Не видя четких целей
затянувшихся реформ, молодые люди часто лишаются надежных ориентиров в выборе
собственных стратегий в образовании, что и становится фактором риска снижения
когнитивного потенциала нового поколения.
Между тем, тенденции развития наглядно прослеживаются
в анализе межгенерационной мобильности молодежи в сфере образования (табл. 1).
По сравнению с 1999 годом отмечены положительные тенденции в воспроизводстве
молодежью старше 18 лет образовательного статуса родителей. Ограничение
возраста вызвано стремлением к более строгому выделению групп по уровню
образования. К 18 годам образовательный статус молодых людей приобретает
большую определенность. Они уже успевают окончить среднюю школу, завершают
учебу в ПТУ и техникумах, многие поступают в вузы.
Таблица 1
Межгенерационная мобильность образовательного статуса,
1999 – 2002 гг.
(в % по группам)
|