Междисциплинарные взаимодействия в экономической науке
Возникновение
сетевых особенностей в рыночной экономике связано с развитием информационных
технологий, что приводит к эволюции современных экономических систем, развитию
нерыночных механизмов регулирования и сетевых организационных структур. В итоге
возникает своего рода безотраслевая, сетевая экономика, основанная
преимущественно на горизонтальных связях. Одна из точек зрения по этому вопросу
заключается в том, что сетевая экономика - это «качественно новая форма
экономического порядка, которая начинает вытеснять иерархические и рыночные
формы из обслуживания экономических отношений в обществе» [8].
Появляются
информационные продукты, под которым обычно понимаются услуги, пользующиеся
спросом для устранения фактического или потенциального информационного
дефицита. Информацию дорого производить, но дешево воспроизводить. Экономисты
считают, что производство информационного продукта связано с высокими
постоянными затратами, но с низкими предельными издержками. Издержки
производства первого экземпляра информационного продукта могут оказаться весьма
значительными, а последующих копий (издержки воспроизводства) ничтожны. Если
новости однажды вышли в эфир, то предельные издержки выпуска дальнейших блоков
этих сообщений близки к нулю. Эти выводы в конечном счете свидетельствуют о
существенных сдвигах в структуре издержек предприятий в сторону преобладания
постоянных затрат. Исследования подтверждают, что в большинстве отраслей их
доля заметно возросла, причем максимума она достигает в производстве чипов, где
порой превышает 90%. Развитие в сторону доминирования постоянных затрат и
уменьшения предельных издержек производства продукта означает для предприятий
серьезный вызов, поскольку расходам на опытно-конструкторские разработки,
которые должны нести компании ради непрерывного повышения производительности
современных технологий, противостоят все меньшие рыночные доходы [9].
Особое
значение имеет вопрос, действует ли в индустриальной экономике принципиально
другой механизм управления, чем в информационной экономике. Главное различие
между этими экономическими формами базируется на том, что старая индустриальная
экономика руководствуется эффектом масштаба производства, а новая информационная
экономика – сетевым эффектом. Ключевой, концептуальный признак последней –
положительная обратная связь.
Основополагающее
соотношение между экономическими показателями в классической экономике
выражается S-образной кривой, характеризующей связь между показателями
затрат и выпуска при предполагаемом постоянстве прочих важных переменных. Эта
связь конкретизируется в рамках общепринятой экономической теории, например в
теориях производства, издержек, бюджета, заработной платы, прибыли и пр. В результате
теоретических поисков был открыт, в частности, закон убывающей предельной
доходности. Согласно этому закону доход в зависимости от затрат сначала растет
в большей пропорции (область нарастающих предельных доходов), а затем после
определенной точки сменяется увеличением в меньшей пропорции (область
снижающихся предельных доходов). Исходя из закона убывающей предельной
доходности, состояние равновесия хозяйственного развития обычно возникает в
точке, где рост затрат на еще приносящую прибыль единицу (предельные издержки)
в точности соответствует дополнительной выгоде от этой единицы (предельный
доход), благодаря чему максимизируется общая выгода (прибыль). Таким образом,
срабатывает отрицательная обратная связь, которая по представлениям классической
теории ведет к состоянию равновесия, отражающему оптимальный в данных условиях
результат наиболее рационального использования и распределения ресурсов. В
идеальном случае этим достигается равновесие между ценами и рыночными долями
реализуемой продукции и, как следствие, стабилизация экономики в целом. Это
наблюдается в энерго- и материалоемких отраслях, таких, как сельское хозяйство,
горнодобывающая отрасль или обрабатывающая промышленность [10].
В
ориентированной на сети информационной экономике в отличие от индустриальной
доминирует не закон убывающей предельной доходности, а прямые сетевые эффекты и
тем самым положительная обратная связь. Это воплощается в возрастающей
предельной доходности, которая возникает в том случае, когда динамика
поступления доходов идет вверх по экспоненте. Полезность от аккумуляции
критической массы определяется, среди прочего, также ожиданиями, которые
участники системы связывают с ее развитием. Чем быстрее расширяется система,
тем выше готовность потенциальных потребителей подключиться к ней и тем самым
повысить ее полезность. В условиях доминирования постоянных затрат и
производства с низкими предельными издержками, что характерно прежде всего для
информационного продукта, телекоммуникационных услуг или программного обеспечения,
производитель должен стремиться к сбыту максимально возможных объемов
продукции, чтобы компенсировать высокие первоначальные расходы соответствующими
поступлениями. Здесь также возникает эффект усиления, и уже одно только
снижение постоянных затрат ведет к непрерывному повышению прибыли. Действие
кривой обучения и накопленного опыта также можно рассматривать в качестве
источника положительной обратной связи. Это означает, что потенциал экономии,
который предприятие может реализовать для повышения доли добавленной стоимости,
возрастает с увеличением объемов продукции, в результате чего снижаются
реальные издержки в расчете на ее единицу.
Одна
из самых массовых операций на рынке - поиск поставщика по минимальной цене.
Покупатель обычно последовательно перебирает альтернативные предложения
поставщиков, но процесс не продолжается до бесконечности, поскольку получение
каждой дополнительной порции информации требует времени и определенных (все
возрастающих) затрат. Согласно классической микроэкономической теории процесс
поиска оканчивается покупкой, когда предельные затраты на дальнейший поиск
превышают ожидаемый эффект в смысле снижения цены.
В
сетевой экономике затраты потребителя на смену поставщика минимальны,
принципиальная гибкость сетевых связей заставляет предприятия заботиться о
привлекательности своих экономических каналов для потребителя. В этом смысле
время отклика на изменение потребности становится не просто вопросом получения
большей или меньшей прибыли, а вопросом выживания. Сетевые экономические технологии
дают возможность предприятию удерживать постоянных потребителей путем
детального изучения и учета их индивидуальных предпочтений. Это одна из
стратегий, позволяющих предприятию формировать свое информационно-экономическое
поле, своего рода "клуб постоянных покупателей". При этом требуются
новые формы организации и управления предприятием, характерные для сетевых
экономических взаимоотношений [11].
Бизнес-процессы
продажи и технического обслуживания (сопровождения) не могут больше
рассматриваться как отдельные и последовательные функции. Все технические
особенности продукции, возможности подгонки ее под конкретные нужды
потребителя, перспективы и условия обновления должны быть доступны потребителю
до акта продажи или подписания контракта. Плотность информационного
взаимодействия с потребителями должна быть такой же, как между подразделениями
предприятия. Одно из важнейших следствий более тесного контакта поставщика и
потребителя - индивидуализация продукции в соответствии с запросами заказчика.
Это особенно заметно на рынке информационной продукции и программного
обеспечения, который соответствует условиям сетевой экономики в наибольшей
степени.
Для
промышленных предприятий это означает продажу услуг, а не продукции, что не
характерно для структуры такого рода предприятий. Однако необходимость
приспосабливаться к условиям сетевой экономики заставляет идти на затраты по
реорганизации предприятия, и предусмотреть такую возможность следует. В
практике бизнеса, особенно в высокотехнологичных отраслях, становятся все более
частыми случаи, когда фирма-потребитель размещает одно из своих подразделений
прямо на территории компании-поставщика. Это обычная картина для фирм в области
высоких технологий, где обновление ассортимента происходит особенно быстро и
учет специфических потребностей потребителя является критически важным.
Другой
особенностью взаимодействия в электронной экономической среде является
возможность детальной дифференциации спроса как в смысле предлагаемых товаров
(известны случаи, когда заказ, например дизайн изделия, предается с
Интернет-сервера в заводские цеха, в том числе и напрямую исполнительным
автоматам), так и в смысле цены на него.
Эффект
дифференциации цен позволяет предприятию учитывать разную эластичность спроса у
различных групп потребителей. Количество групп дифференциации цены может быть
сколько угодно, и каждый дополнительный шаг в этом направлении дает прирост
прибыли и реализации продукции. Причем, в информационном пространстве группы
потребителей образуются крайне легко (независимо от их реальной связи друг с
другом). Современные информационные технологии дают возможность накапливать и
оперативно обновлять информацию, нужную для построения индивидуальных функций
спроса и проведения на этой основе эффективной политики дифференциации цен.
Поскольку
в условиях электронного рынка покупатель и продавец получают возможность
находиться в непосредственном контакте друг с другом, то возникает вопрос о
роли и самом существовании посреднических фирм. Тем не менее, по мере
расширения и усложнения электронного рынка потребность в квалифицированных
информационных посреднических услугах будет не уменьшаться, а возрастать по
следующим причинам:
·
Экспоненциально возрастающее число вариантов требует наличия
специальных баз данных и навыков работы с ними, в частности оценок качества и
потребительской привлекательности конкретных продуктов, надежности поставщиков,
прогнозирования спроса на новые продукты и оценки эластичности спроса и т.п.
·
Покупатели тяготеют к комплексным решениям, в то время как продавцам
выгодно концентрироваться на отдельных продуктах.
·
Покупателям часто требуется консультант, и даже гарант
сделки. Последнее обстоятельство в условиях информационной неопределенности
становится особенно важным. Существует несколько процедур для его реализации,
например зачисление покупателем платежа, который становится доступным продавцу
после соблюдения всех условий. Кроме того, брокер может распространять
информацию о недобросовестной деятельности некоторых участников рынка.
Реструктуризация
на основе более тесного взаимодействия предприятий нашла свое воплощение,
прежде всего, в сокращении размеров предприятий, в свертывании нерентабельных
производств и в создании так называемых виртуальных корпораций. Их отличает, в
частности, отказ от иерархической структуры управления в пользу сетевой модели
организации производства. Реструктуризация предприятий в данном направлении
привела к заметным сдвигам в производительности и эффективности. Главным
источником эффективности является снижение транзакционных издержек
(управленческие расходы, потери от адаптации, затраты на поиск выгодного
партнера и проч.), хотя нельзя сбрасывать со счета многие другие эффекты,
например, экономию на налогах за счет применения механизма трансфертных цен.
В
сетевой экономике активно развиваются дистанционные трудовые отношения. Для
инвидидуума телеработа означает уменьшение времени и затрат на транспорт,
лучший баланс между семьей и работой, сохранение навыков (можно не оставлять
работу, когда нужно ухаживать за ребенком), гибкий график работы. Однако
телеработа на дому является неудобной для тех, кто не имеет сильной мотивации и
не является достаточно самостоятельным – для них может требоваться внешний
контроль. Для некоторых людей необходимость «ходить на работу» является важной
частью их жизни, а «место работы» – возможностью обзавестись друзьями и
совершенствовать свои социальные навыки и контакты.
С
одной стороны, новые информационные технологии доказывают, что рыночная система
содержит еще много резервов, не востребованных даже в странах с давними
рыночными традициями. С другой стороны, они создают принципиально новые условия
хозяйствования, перенося все виды рыночной хозяйственной деятельности (от
производства до сбыта продукции) в новую сетевую среду, которая приобретает свойства,
отличные от некоторых свойств экономики рыночной. Например, под влиянием
передовых информационных технологий изменяется соотношение между реальным
рынком и моделью свободного рынка - теоретической абстракцией экономической
науки. Одним из важнейших признаков абстрактного свободного рынка является
наличие у каждого участника конкуренции полного объема рыночной информации:
спрос, предложение, цены, нормы прибыли и т.п. С внедрением сетевых
информационных технологий абсолютная полнота информации становится реальностью
для участников рынка, замкнутых в едином сетевом сообществе, и это меняет
многие правила игры.
Итак,
экономические науки интенсивно взаимодействуют с другими, весьма актуальным в
настоящее время является взаимодействие «экономика-математика» и
«экономика-информатика».
Современная
экономическая наука характеризуется широким использованием математики,
статистики и эконометрики. Расширенное применение математических методов в
последнее время обусловлено также распространение персональных компьютеров и их
широким применением в экономической практике. Применение математических методов
в единстве с экономическим анализом открывает новые возможности для
экономической науки и практики. Любое экономическое исследование всегда
предполагает объединение теории (экономической модели) и практики
(статистических данных). Теоретические модели используются для описания и
объяснение наблюдаемых процессов, а статистические данные для эмпирического
построения и обоснования моделей.
При
изучении различных экономических явлений используют их формальные описания,
называемые экономическими моделями. Формализация основных особенностей
функционирования экономических объектов позволяет оценить возможное состояние
объектов и использовать такие оценки в управлении, в частности, предсказывать
будущее поведение объекта при изменении каких-либо параметров. Для любого
экономического объекта возможность прогнозирования ситуации означает получение
лучших результатов или избежание потерь.
Важнейшей
проблемой в управлении предприятиями является своевременное принятие правильных
решений в связи с изменениями экономической ситуации. В то же время
экономические системы и объекты могут быть представлены в достаточно строгой
математической форме, т.е. формализованы. Поэтому возникающие в практической
деятельности предприятий ситуации могут быть смоделированы, а варианты наиболее
целесообразных решений по их управлению могут быть получены из анализа
результатов моделирования. Овладение методами моделирования экономических
систем и принятия на их основе оптимальных решений по управлению предприятием
является необходимым условием обеспечения их функционирования [12].
Математические
методы позволяют упорядочить систему экономической информации, выявлять недостатки
в имеющейся информации и вырабатывать требования для подготовки новой
информации или ее корректировки. Разработка и применение
экономико-математических моделей указывают пути совершенствования экономической
информации, ориентированной на решение определенной системы задач планирования
и управления. Прогресс в информационном обеспечении планирования и управления
опирается на бурно развивающиеся технические и программные средства
информатики.
Формализация
экономических задач и применение компьютерной техники многократно ускоряют
типовые, массовые расчеты, повышают точность и сокращают трудоемкость,
позволяют проводить многовариантные экономические обоснования сложных
мероприятий, недоступные при господстве «ручной» технологии. Благодаря
применению метода моделирования значительно усиливаются возможности конкретного
количественного анализа; изучение многих факторов, оказывающих влияние на
экономические процессы, количественная оценка последствий изменения условий
развития экономических объектов и т.п.
Известно,
что использование только математических методов, при всей их пользе и
необходимости, часто создает иллюзию точности и завершенности экономической
теории и возможности делать однозначные выводы, подобно тому, как это имеет
место в исследованиях по физике или химии. Но, как известно, в экономической
теории наряду с существованием общепризнанных взаимосвязей и принципов подхода
к анализу экономических реалий, существует большое количество дискуссионных
вопросов, по которым нет однозначных выводов [13].
Сфера
практического применения метода моделирования ограничивается возможностями и
эффективностью формализации экономических проблем и ситуаций, а также
состоянием информационного, математического, технического обеспечения
используемых моделей. В соответствии с современными научными представлениями
системы разработки и принятия хозяйственных решений должны сочетать формальные
и неформальные методы, взаимоусиливающие и взаимодополняющие друг друга.
Формальные методы являются, прежде всего, средством научно обоснованной
подготовки материала для действий человека в процессах управления. Это
позволяет продуктивно использовать опыт и интуицию человека, его способности
решать плохо формализуемые задачи.
В
настоящее время одной из задач экономической науки является верное определение
реального места и перспектив сетевой экономики в общемировой системе
хозяйствования. Сфера интернет-экономики продолжает оставаться малоизученной, в
том числе и из-за высокой степени инновационности механизмов, задействованных в
ней. Еще менее исследованными остаются политические и социально-культурные
последствия формирования единой информационно-экономической системы. В
частности, большие ожидания связываются с модернизацией трудовых отношений
путем придания им сетевых форм. На сегодняшний день в сфере использования
дистанционных контактов между работодателями и исполнителями наблюдается
активное развитие технических средств и формирование норм поведения сторон,
адекватных новым возможностям.
Все
это означает появление как позитивных, так и негативных моментов. Можно
ожидать, что в ближайшем будущем для основной массы населения в странах с
доминирующей сетевой экономикой жизнь станет дешевле и будет давать больше
возможностей для самореализации людей. С другой стороны, конкуренция станет
жестче и потребует дополнительных усилий для освоения новых принципов выживания
в сетевой экономике [14]. Следует также ожидать появления нового фактора
социально-экономического неравенства: те, кто имеют лучший доступ к сети и
лучше адаптированы к ее особенностям, получат преимущества над остальными.
Наступление
сетевой экономики выглядит как неизбежность, поскольку в своей нише она более
эффективна, чем другие известные формы организации управления. Предусмотреть
возможные экономические и социальные преимущества и потери можно и необходимо в
процессе формирования эффективной стратегии управления на основе дальнейшего
исследования свойств сетевой экономики и процессов глобализации
информационно-экономической системы [15].
1.
Крупнов А.Е. Перспективы формирования рынка услуг нового
поколения // Федеральный Справочник «Информационные технологии и связь в
Российской Федерации». Том 5. – 2006 – 487 с.
1.2. Фомин Г.П.
Математические методы и модели в коммерческой деятельности. – М.: Финансы и
статистика. – 2001. – 544 с.
1.3. Замков
О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н.Математические методы в экономике. / Под
общей редакцией Сидоровича А.В. – М.: Издательство «Дело и Сервис». – 2004. –
368 с.
1.4. Лопатников
Л.И. Экономико-математический словарь. – М.: «Дело». – 2003. – 520 с.
1.5. Абланская
Л.В. и др. Экономико-математическое моделирование / под общей редакцией И.Н.
Дрогобыцкого. – М. Издательство «Экзамен». – 2006. – 798 с
1.6. Г. Волков.
О состоянии и перспективах глобальной сети интернет //
#"2007-03-27T21:20">1.7. Келли К.
Новые правила для новой экономики // Знание – сила. - №4. – 1998.
1.8. Паринов
С.И., Яковлева Т.И. Экономика 21 века на базе Интернет-технологий //
#"2007-03-27T21:20">1.9. Вайбер Р.
Эмпирические законы сетевой экономики // Проблемы теории и практики упр. –
2003. – № 3.
1.10.
Сухарев О.С. Информационный сектор экономики: проблемы
развития. // Инвестиции в России. – 2006. – № 8.
1.11.
Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М.: Издательство
«Эксмо». – 2003. – 480 с.
1.12.
Салманов О.Н. Математическая экономика. – СПб.
БХВ-Петербург. – 2003. – 464 с.
1.13.
Черемных С.В. Современное экономическое образование –
проблемы междисциплинарной интеграции. // Вестник Московской академии
предпринимательства. – № 1/2. – 2003.
1.14.
Гроув Э. Выживают только параноики. – М.: Альпина
Паблишер. – 2003. – 200 с.
1.15.
Варакин Л.Е. Распределение доходов, услуг, технологий и
услуг / М.: МАС, 2002. – 296 с.
Страницы: 1, 2
|