1. Специфика и уровни научного познания. Творческая деятельность и
развитие человека.
2. Методы научного познания: эмпирические и теоретические.
3. формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории.
Заключение
Список литературы.
Введение.
Современная
наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных
знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших
на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой
возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который
даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений
были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса
достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно
протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному
внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой
не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний
человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации,
поиска и обработки, и мн.др.
Все это
убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания – наука в
наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью
реальности.
Однако наука
не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую
систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный
метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений,
вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов,
которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно
увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире
существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и
предмет исследования.
Вместе с тем
все эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами,
которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях и со всеобщим,
диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, которые
определяют важность наличия философских знаний у любого ученого. Ведь именно
философия как наука «о наиболее общих закономерностях бытия и развития мира»
занимается изучением тенденций и путей развития научного познания, его
структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий,
законов и принципов. Вдобавок ко всему философия наделяет ученого тем всеобщим
методом, без которого невозможно обойтись в любой области научного
познания.
Процесс познания включает получение информации
через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации
мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых
фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь
познания с практикой, в ходе которой происходит материализация
(опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъективных
замыслов, идей, целей в объективно существующие предметы, процессы.
Чувственное и рациональное познание
тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного
процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно ни от
практики, ни друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется
разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую
поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует
рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о ступенях,
этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет свою
специфику и существует в своих формах.
Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения
информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним
миром. Заметим, что такое познание может осуществляться и с использованием
специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов
чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: ощущение,
восприятие и представление.
Ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия факторов
окружающего мира на его органы чувств. Каждый орган чувств представляет собой
сложный нервный механизм, состоящий из воспринимающих рецепторов, передающих
нервов-проводников и соответствующего отдела мозга, который управляет
периферийными рецепторами. Например, орган зрения — это не только глаз, но и
нервы, ведущие от него в мозг, и соответствующий отдел в центральной нервной
системе.
Ощущения — психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении
нервных центров, управляющих рецепторами. «Ощущения – это отражение отдельных
свойств, качество предметов объективного мира, непосредственно воздействующего
на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное
явление»[1].
Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают нам сведения о форме
предметов, об их цвете, о яркости световых лучей. Слуховые ощущения сообщают
человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает
возможность нам ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных
материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и
вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе
принимаемой пищи.
Биологические и психо - физиологические дисциплины, изучая ощущение в
качестве своеобразной реакции человеческого организма, устанавливают различные
зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощущения, от интенсивности
раздражения того или иного органа чувств. В частности, установлено, что с
точки зрения «информационной способности» на первом месте у человека стоят
зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.
Из фактов, свидетельствующих об ограниченности органов чувств человека,
родилось сомнение в его способности познать окружающий мир. Сомнения в способности
человека через свои органы чувств познать мир оборачиваются неожиданным
образом, ибо сами эти сомнения оказываются свидетельством в пользу
могущественных возможностей человеческого познания, в том числе, возможностей
органов чувств, усиленных при необходимости соответствующими техническими
средствами (микроскоп, бинокль, телескоп, прибор ночного видения и т. п.).
Но главное, человек может познавать объекты и явления, недоступные для
его органов чувств, благодаря способности к практическому взаимодействию с
окружающим миром. Человек способен осмыслить и понять ту объективную связь,
которая существует между явлениями, доступными органом чувств, и явлениями для
них недоступными (между электромагнитными волнами и слышимым звуком в
радиоприемнике, между движениями электронов и теми видимыми следами, которые
они оставляют в камере Вильсона, и т. д.). Понимание этой объективной связи
есть основа перехода (осуществляемого в нашем сознании) от ощущаемого к
неощущаемому.
В научном познании при обнаружении изменений, происходящих без видимых
причин в чувственно воспринимаемых явлениях, исследователь догадывается о
существовании явлений невоспринимаемых. Однако для того, чтобы доказать их существование,
вскрыть законы их действия и использовать эти законы, необходимо, чтобы его
(исследователя) деятельность оказалась одним из звеньев причиной цепи,
связывающей наблюдаемое и ненаблюдаемое. Управляя этим звеном по своему усмотрению
и вызывая на основе знания законов ненаблюдаемых явлений наблюдаемые
эффекты, исследователь тем самым доказывает истинность знания этих законов.
Например, происходящие в радиопередатчике превращения звуков в электромагнитные
волны, а затем обратное их превращения в звуковые колебания в радиоприемнике
доказывает не только факт существования невоспринимаемых нашими органами
чувств области электромагнитных колебаний, но также истинность положений
учения об электромагнетизме, созданного Фарадеем, Максвеллом, Герцем.
Поэтому имеющихся у человека органов чувств вполне достаточно для
познания мира. «У человека как раз столько чувств, - писал Л. Фейербах, -
сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его
совокупности».[2]
На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складываются представления[3]. Если ощущения и восприятия
существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом (без этого
нет ни ощущения, ни восприятия), то представление возникает без
непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время
после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в
своей памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы
держали в руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим
представлением, отличается от того образа, который существовал в восприятии.
Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем многокрасочным образом,
который мы имели при непосредственном восприятии предмета. И во-вторых, этот
образ обязательно будет более общим, ибо в представлении, с еще большей силой,
чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В образе, вызванном
по памяти, на первом плане будет то главное, что нас интересует.
Вместе с тем, воображение, фантазия существенно необходимы в научном
познании. Здесь представления могут приобретать подлинно творческий характер.
На основании элементов, имеющихся в действительности, исследователь
представляет себе нечто новое, такое, чего в настоящее время нет, но которое
будет либо в результате развития каких-то природных процессов, либо в
результате прогресса практики. Всякого рода технические новинки, например,
существуют вначале лишь в представлениях их создателей (ученых, конструкторов).
И лишь после их реализации в виде каких-то технических устройств, конструкций,
они становятся объектами чувственного восприятия людей.
1. Специфика и
уровни научного познания.
Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный
на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание – это,
обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс
приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и
совершенствование[4].»
Человек
постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых
можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) — материально-технический
— производство средств к жизни, труд, практика. Второй — духовный
(идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта
— лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в
нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более
дифференцируется и воплощается в различных своих формах.
Каждой
форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и
т.д. соответствуют специфические формы познания. Обычно выделяют следующие из
них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское,
религиозное, личностное, научное. Последние хотя и связаны, но не
тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику.
Не будем останавливаться на рассмотрении каждой из форм
познания. Предметом нашего исследования является научное познание. В связи с
этим целесообразно рассмотреть особенности лишь последнего.
Основными особенностями научного познания являются:
1. Основная
задача научного знания — обнаружение объективных законов действительности —
природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др.
Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства
предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций.
«Сущность научного познания заключается в достоверном обобщении фактов, в том,
что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и
на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий»[5]. Научное познание стремиться
вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве
объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности
предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.
2.
Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная
истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но,
разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта
научного познания — объективность, устранение по возможности субъективистских
моментов во многих случаях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предмета.
Ещё Эйнштейн писал: «То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной
задачей твердо установить то, что есть»[6].
Её задача – дать истинное отражение процессов, объективную картину того, что
есть. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее
условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без
конструктивно-критического отношения к действительности, исключающего косность,
догматизм, апологетику.
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания
ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к
действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными
процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой:
«Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»— не только
в настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с
возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает
возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание открывает
возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его
формирования. «Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть
включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные
объекты ее будущего освоения), и их исследование как подчиняющихся объективным
законам функционирования и развития составляет одну из важнейших особенностей
научного познания. Эта особенность отличает его от других форм познавательной
деятельности человека»[7].
Существенной особенностью современной науки является
то, что она стала такой силой, которая предопределяет практику. Из дочери
производства наука превращается в его мать. Многие современные производственные
процессы родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не
только обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве
предпосылки технической революции. Великие открытия за последние десятилетия в
ведущих областях знания привели к научно-технической революции, охватившей все
элементы процесса производства: всесторонняя автоматизация и механизация,
освоение новых видов энергии, сырья и материалов, проникновение в микромир и в
космос. В итоге сложились предпосылки для гигантского развития
производительных сил общества.
4. Научное познание в
гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства
знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез,
законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или — что
более характерно — искусственном (математическая символика, химические
формулы и т.п.). Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но
непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в
соответствии со своими нормами и принципами. В развитии научного познания
чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые
приводят к смене теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды, на
протяжении которых знания углубляются и детализируются. Процесс непрерывного
самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель
научности.
5. В процессе научного
познания применяются такие специфические материальные средства как приборы,
инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень
сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно - космическая
техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм
познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя
таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические
методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и другие общенаучные
приемы и методы (см. об этом ниже).
6. Научному познанию присущи
строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность
выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений,
вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет
логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное
совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и
принципы.
В современной
методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме
названных, такие как внутренняя системность знания, его формальная
непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для
критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания
рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются
определяющими.
2.
Методы научного познания: эмпирические и теоретические.
Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь к
чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и
теоретического освоения действительности.
Метод вооружает
человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он
может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание
того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия
для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.
«Таким образом,
метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных
правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система
предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении
конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере
деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный)
экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция
метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности»[8].
Учение о методе начало развиваться еще
в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в
движении к надежному, истинному знанию. Так, видный философ XVII в. Ф. Бэкон
сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в
темноте. А другой известный ученый и философ этого же периода Р. Декарт
изложил свое понимание метода следующим образом: «Под методом, — писал он, — я
разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых... без лишней
траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания,
способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно»[9].
Существует целая область знания, которая специально занимается
изучением методов и которую принято именовать методологией. Методология
дословно означает «учение о методах» (ибо происходит этот термин от двух
греческих слов: «методос» — метод и «логос» — учение). Изучая закономерности
человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой
основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение
происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.
Методы научного познания принято подразделять по степени
их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования.
Всеобщих методов в истории познания известно два: диалетический
и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с
середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания
диалектическим методом.
Вторую группу методов познания составляют общенаучные
методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют
весьма широкий, междисциплинарный спектр применения.