Методологическая функция философии в научном познании
процессом здесь принято считать становление эксперимента как метода
изучения природы, соединение математического метода с экспериментом и
формирование теоретического естествознания).
Античная философия продемонстрировала, как можно планомерно
развертывать представление о различных типах объектов (часто необычных с
точки зрения наличного опыта) и способах их мысленного освоения. Она дала
образцы построения знаний о таких объектах. Это поиск единого основания
(первоначал и причин) и выведение из него следствий (необходимое условие
теоретической организации знаний). Эти образцы оказали бесспорное влияние
на становление теоретического слоя исследований в античной математике.
В противоположность восточным обществам, греческий полис принимал
социально значимые решения, пропуская их через фильтр конкурирующих
предложений и мнений на народном собрании. Преимущество одного мнения перед
другим выявлялось через доказательство, в ходе которого ссылки на
авторитет, особое социальное положение индивида, предлагающего предписание
для будущей деятельности, не считались серьезной аргументацией. Диалог
велся между равноправными гражданами, и единственным критерием была
обоснованность предлагаемого норматива. Этот сложившийся в культуре идеал
обоснованного мнения был перенесен античной философией и на научные знания.
Именно в греческой математике мы встречаем изложение знаний в виде теорем:
"дано - требуется доказать - доказательство".
Характерно, что разработка в античной философии методов постижения и
развертывания истины (диалектики и логики) протекала как отражение мира
сквозь призму социальной практики полиса. Первые шаги к осознанию и
развитию диалектики как метода были связаны с анализом столкновения в споре
противоположных мнений (типичная ситуация выработки нормативов деятельности
на народном собрании). Что же касается логики, то ее разработка в античной
философии началась с поиска критериев правильного рассуждения в ораторском
искусстве и выработанные здесь нормативы логического следования были затем
применены к научному рассуждению.
Сформировав средства для перехода к собственно науке, античная
цивилизация дала первый образец конкретно-научной теории – Евклидову
геометрию [4]. Однако она не смогла развить теоретического естествознания и
его технологических применений. Античная наука не смогла открыть для себя
экспериментального метода и использовать его для постижения природы.
Идея экспериментального исследования неявно предполагала наличие в
культуре особых представлений о природе, о деятельности и познающем
субъекте, представлений, которые не были свойственны античной культуре, но
сформировались значительно позднее, в культуре Нового времени. Идея
экспериментального исследования полагала субъекта в качестве активного
начала, противостоящего природной материи, изменяющего ее вещи путем
силового давления на них. Природный объект познается в эксперименте потому,
что он поставлен в искусственно вызванные условия и только благодаря этому
проявляет для субъекта свои невидимые сущностные связи. Недаром в эпоху
становления науки Нового времени в европейской культуре бытовало широко
распространенное сравнение эксперимента с пыткой природы, посредством
которой исследователь должен выведать у природы ее сокровенные тайны.
Создается новая система ценностных ориентаций, которая начинает
просматриваться уже в культуре Возрождения. С одной стороны, утверждается,
в противовес средневековому мировоззрению, новая система гуманистических
идей, связанная с концепцией человека как активно противостоящего природе в
качестве мыслящего и деятельного начала. С другой стороны, утверждается
интерес к познанию природы, которая рассматривается как поле приложения
человеческих сил. Именно это новое отношение к природе было закреплено в
категории "natura", что послужило предпосылкой для выработки принципиально
нового способа познания мира: возникает идея о возможности ставить природе
теоретические вопросы и получать на них ответы путем активного
преобразования природных объектов.
Новые смыслы категории "природа" были связаны с формированием новых
смыслов категорий "пространство" и "время", что также было необходимо для
становления метода эксперимента. Средневековые представления о пространстве
как качественной системе мест и о времени как последовательности
качественно отличных друг от друга временных моментов, наполненных скрытым
символическим смыслом, были препятствием на этом пути. В средневековой
культуре человек не мыслил пространство и время как однородные, а полагал,
что различные пространственные места и различные моменты времени обладают
разной природой, имеют разный смысл и значение.
Такое понимание пронизывало все сферы средневековой культуры. В
частности, в науке этой эпохи она нашла свое выражение в представлениях о
качественном различии пространства земного и небесного. В мировоззренческих
смыслах средневековой культуры небесное всегда отождествлялось со "святым"
и "духовным", а земное с "телесным" и "греховным". Считалось, что движения
небесных и земных тел имеют принципиальное различие, поскольку эти тела
принадлежат к принципиально разным пространственным сферам.
Радикальная трансформация всех этих представлений началась уже в эпоху
Возрождения. Показательно, что новые представления о пространстве возникали
и развивались в эпоху Возрождения в самых разных областях культуры: в
философии (концепция бесконечности пространства Вселенной у Д. Бруно), в
науке (система Коперника, которая рассматривала Землю как планету,
вращающуюся вокруг Солнца, и тем самым уже стирала резкую грань между
земной и небесной сферами), в области изобразительных искусств, где
возникает концепция живописи как "окна в мир" и где доминирующей формой
пространственной организации изображаемого становится линейная перспектива
однородного евклидова пространства.
Все эти представления, сформировавшиеся в культуре Ренессанса,
утверждали идею однородности пространства и времени, и тем самым создавали
предпосылки для утверждения метода эксперимента и соединения теоретического
(математического) описания природы с ее экспериментальным изучением. Они во
многом подготовили переворот в науке, осуществленный в эпоху Галилея и
Ньютона и завершившийся созданием механики как первой естественнонаучной
теории.
Теоретическое естествознание, возникшее в эту историческую эпоху,
завершило долгий процесс становления науки в собственном смысле этого
слова. Превратившись в одну из важнейших ценностей цивилизации, наука
сформировала внутренние механизмы порождения знаний, которые обеспечили ей
систематические прорывы в новые предметные области. В свою очередь, эти
прорывы в принципе открывают новые возможности для приложения научных
знаний в различных сферах человеческой деятельности.
Для перехода к собственно научной стадии необходим был особый способ
мышления (видения мира), который допускал бы взгляд на существующие
ситуации бытия, включая ситуации социального общения и деятельности, как на
одно из возможных проявлений сущности (законов) мира, которая способна
реализоваться в различных формах, в том числе весьма отличных от уже
осуществившихся.
Естественные, технические и гуманитарные науки формируются на основе
общего научного прототипа – античного научного мышления. В свою очередь,
этот прототип сложился на культурной почве оперативного и анимистическо-
мифологического мышления. Для научного мышления характерны: возможность
автономного развертывания (получение одних знаний на основе других);
отображение (описание) отношений и знаний, полученных в оперативном
мышлении; наличие самоорганизации (правил и норм), позволяющей отображать
эмпирические знания и отношения, не впадая при этом в противоречия и другие
затруднения, и, наконец, особая реальность. Реальность научного мышления
складывается при объективации применительно к человеческим способностям
процедур и отношений научной деятельности.
Естественные и технические науки сложились в рамках античного научного
прототипа при возникновении и удовлетворении дополнительных требований к
характеру употребления научных знаний (их нужно было использовать в
инженерии для создания машин и механизмов). Гуманитарные науки также
формировались в рамках научного прототипа и в оппозиции к естественным
наукам. Здесь нужно было удовлетворить другое требование – учесть особую
природу объекта изучения (духовные и гуманитарные явления).
Для естественных, технических и гуманитарных наук специфичным является
не способ построения теории (хотя определённые особенности здесь имеются),
а отношение к изучаемому объекту, особенности эмпирического слоя и разное
употребление научных знаний. Знания естественных и технических наук
ориентированы на использование их в технике, инженерии и проектировании, а
гуманитарных – в нескольких разных областях (педагогике, критике,
самоорганизации личности, общении и т.д.). В естественных и технических
науках ставится задача так описать функционирование изучаемого объекта,
чтобы было возможным при изменении определенных параметров этого объекта
предсказать его поведение. В гуманитарных науках, описывая функционирование
изучаемого объекта, исследователь реализует тот способ подхода и понимания
объекта, который для него значим, который и определяет характер самого
исследования.
Развитие науки предполагает, с одной стороны, революционные сдвиги и
обновления, с другой – преемственность, эволюцию, возвращение к прототипам.
В настоящее время происходит не только дальнейшая эволюция науки и её
типов, но, что более существенно, переосмысление её природы, строения и
принципов. Это переосмысление идёт по нескольким направлениям:
пересматривается статус технических и гуманитарных наук (в направлении их
самостоятельности, полноценности, осознания, специфичности); происходит
взаимная ассимиляция и обогащение методов разных наук; основания наук всё
более методологизируются; пересматриваются основные категории и правила,
регулирующие научное мышление. Наука всё более понимается как развивающийся
организм и инструмент познания, обусловленные культурой и ценностными
установками человека.
3 Взаимодействие наук
В процессе развития науки происходит всё более тесное взаимодействие
естественных, социальных и технических наук, усиливается «онаучивание»
практики, возрастание активной роли науки во всех сферах жизнедеятельности
людей, повышение её социального значения, сближение научных и вненаучных
форм знания, упрочнение аксиологической (ценностной) суверенности науки.
Разделение науки на отдельные области обусловлено различием природы
вещей, закономерностей, которым последние подчиняются. Различные науки и
научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи друг с другом,
взаимодействуя по различным направлениям. Одно из них – это использование
одной наукой данных полученных другими науками.
Один из важных путей взаимодействия наук – это взаимообмен методами и
приёмами исследования, т.е. применение методов одних наук в других. Следует
иметь в виду, что взаимодействие наук и их методов затрудняется
неравномерностью развития различных научных областей и дисциплин.
Методологический плюрализм – характерная особенность современной науки,
благодаря которой создаются необходимые условия для более полного и
глубокого раскрытия сущности, законов качественного различных явлений
реальной действительности.
Какую же роль играет философия во взаимодействии и развитии наук?
В науке всегда существовали, но с особенной силой проявляются сейчас,
две противоположные тенденции: специализации и унификации. Науки разрослись
и усложнились настолько, что вполне овладеть можно, казалось бы, только
ничтожным участком обширного поля науки. Говоря о специализации возникает
идея о необходимости организации которая бы как-то согласовывала и
увязывала независимую друг от друга работу специалистов.
Но кроме дробления наук на все более и более узкие «ручейки», за
последнее столетие возникли науки промежуточные, связывающие науки, раньше
всегда отграниченные друг от друга. Бывает и так, что одна наука, работая
своими методами, подрывает привычные представления другой науки, работающей
тоже своими методами.
Наука не развивается монотонно и структуру имеет не одноэтажную, а
многоэтажную. Главная масса научной работы проходит в пределах одного
этажа: это работа ценная, эффективная, но проводится она на прочном
основании, разработанными уже методами и поэтому доступна планированию;
философия здесь нужна лишь для некоторого общего развития, а творческая
философская работа отсутствует. Но накапливаются противоречия, заходят в
тупики, возникает необходимость пробираться в следующий этаж. Чем
многочисленнее тупики, чем труднее пробиваться в следующий этаж, тем
радикальнее и глубже оказывается ломка привычных понятий. Передовые умы
начинают понимать, что то, что казалось вечной, абсолютной истиной, не
является таковой: требуется основательная философская работа. Поэтому самые
крупные научные революции всегда связаны непосредственно с перестройкой
привычных философских систем. Но в течение долгого периода истории
человечества такие умственные революции приводили к тому, что одну систему
"абсолютных" истин сменяла другая система с той же претензией на
абсолютность. Конечно, были скептические направления, отрицавшие абсолютные
истины, но они большого значения в творческом развитии науки не играли,
хотя бесспорно играли роль стимула к пересмотру старых систем.
В противоположность старому пониманию: развитие наук путем
постепенного накопления окончательно доказанных истин, новое понимание
предполагает перестройку здания науки при каждом новом крупном
преобразовании. При этом очень часто мы возвращаемся на повышенном
основании к тем положениям, которые были отвергнуты на предыдущем этапе
развития науки. Эмиссионная теория света Ньютона была отвергнута волновой
теорией и возродилась совсем в иной форме в квантовой теории. При этом
диалектика заключается не только в смене воззрений, но и в синтезе
воззрений. Современные теории примиряют как будто непримиримые понятия
частицы и волны и это примирение получает блестящее практическое применение
в электронном микроскопе.
2 Роль философии в научном познании
1 Классификация методов
Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает
многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым
различным основаниям (критериям). Прежде всего, следует выделить методы
духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической,
материальной деятельности. В настоящее время стало очевидным, что система
методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного
познания, она должна выходить за её пределы и непременно включать в свою
орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное
взаимодействие этих двух сфер.
Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может
быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного
познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и
теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и
изложения и т.п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для
различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В
свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы
изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т.п. Выделяют
также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и
вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания,
оригинальные и производные и т.д.
В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая
концепция методологического знания. В этом плане все методы научного
познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени
общности и широте применения).
1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются
диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция
имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной
деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными.
К их числу также относятся такие методы как аналитический (характерный для
современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический,
герменевтический (понимание) и др.
Философский методы – это не «свод» жестко фиксированных регуляторов, а
система «мягких» принципов, операций, приёмов, носящих всеобщий,
универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших (предельных)
«этажах» абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в
строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и
математизации.
Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь
самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не
заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат
познания прямо и непосредственно.
2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое
развитие и применение в науке XX века. Они выступают в качестве
своеобразной «промежуточной методологии» между философией и
фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.
К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как «информация»,
«модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность»,
«вероятность» и др.
Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых,
«сплавленность» в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда
частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от
последних) их формализации, уточнения средствами математической теории,
символической логики.
Если философские категории воплощают в себе предельно возможную
степень общности – конкретно-всеобщее, то для общенаучных понятий присуще
большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их
абстрактно-формальными средствами.
На основе общенаучных понятий и концепций формулируются
соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и
оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его
методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и
структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование,
формализация и ряд других.
Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная
дисциплина как синергетика – теория самоорганизации и развития открытых
целостных систем любой природы – природных, социальных, когнитивных
Страницы: 1, 2, 3
|