Местное самоуправление и особенности социальной работы с местным сообществом
Местное самоуправление и особенности социальной работы с местным сообществом
Местное самоуправление и особенности социальной работы
с местным сообществом
А.В. Чабанова
Реформы,
проводимые в нашем обществе на протяжении последних нескольких лет, привели к
существенным изменениям характера и форм социальных отношений, к утрате многими
людьми привычного социального статуса, к несоответствию стереотипов жизненного
опыта реальной ситуации, к неопределенности перспектив собственной жизни и
дальнейшего пути развития общества. Люди столкнулись с трудностями и
проблемами, которые не всегда возможно преодолеть самостоятельно.
По
ряду объективных причин на происходящие в обществе перемены оказалась не в
состоянии адекватно отреагировать система социальной защиты, отлаженный до
автоматизма механизм которой мог бы несколько смягчить удары радикальных реформ
по наиболее уязвимым группам населения.
В
сложившейся ситуации необходимость проведения грамотной социальной политики и
оказания социальной помощи гражданам стала очевидной. При этом речь идет не
только о реформировании системы социальной защиты, направленной на поддержку
человека в трудных жизненных ситуациях и устранение источников подобных
ситуаций, оказываемой, прежде всего, в виде социального страхования,
социального вспомоществования, социальных услуг и т.п., помощи
материально-финансового характера, но и о создании и развитии новых для нашей
страны форм социальной помощи – социальной работы и социальной педагогики,
направленных на защиту прав и интересов граждан, компенсацию физических,
психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих их
полноценной жизнедеятельности, мобилизацию индивидуальных возможностей самого
человека для самопомощи и самореализации.
Значение
последних обусловлено, помимо прочего, следующим обстоятельством. Социальная
защищенность граждан характеризуется в том числе достигнутым уровнем
физической, материальной, экономической безопасности, уверенностью в завтрашнем
дне, означающим, что выживание гарантировано, его можно принять как должное, и
детерминированным определенным уровнем экономического процветания общества, а
также более или менее равномерным и надежным распределением в обществе богатств
и опыта. Наличие или отсутствие «чувства экзистенциальной безопасности» [2],
уровень субъективного благополучия определяет характер ценностей, доминирующих
в обществе. В данном случае имеет значение прежде всего не реальное
экономическое положение человека, а его субъективное ощущение, что
обусловливает, учитывая положение дел в нашем обществе, важность активной
социальной работы с населением. Нельзя недооценивать в нынешней ситуации роль
социальных педагогов, от деятельности которых зависит, как будет развиваться
подрастающее поколение, в каких условиях станет происходить формирование базовой
структуры личности современного ребенка или подростка, что в существенной
степени определит то, каким будет российское общество через 10 – 20 лет.
Одной
из тенденций осуществления социальной политики, развития системы социальной
защиты и социальной помощи в современных российских условиях является тенденция
к их децентрализации и, конкретнее, к муниципализации. Это означает, что
основная нагрузка по оказанию социальной помощи, обеспечению социальной
защищенности граждан в первую очередь ложится на органы местного
самоуправления. При этом необходимо отметить, что система местного
самоуправления также пережила за последние годы значительные изменения.
Фактически можно говорить и возрождении местного самоуправления: изменился его
политико-правовой статус, оно перестало входить в систему органов
государственной власти, приобрело демократический характер с точки зрения
формирования управленческих структур. Кроме того, изменились приоритеты и
функции местного самоуправления – в силу своей непосредственной близости к
местному населению, оно сосредоточивает свое внимание на обеспечении условий
повседневной жизни, в которых реализуются насущные потребности и интересы
местных жителей. Таким образом, местное самоуправление оказывается той
управленческой структурой, на уровне которой оказание социальной помощи может
быть организовано наиболее эффективно. Это связано с возможностями учета в
масштабах конкретного муниципального образования значительно большего спектра
жизненных забот и нужд людей, оказания адресной и индивидуализированной
социальной помощи, более рационального использования местных финансовых,
материальных, кадровых, социальных ресурсов. То есть местное самоуправление – и
это подтверждается всей мировой и дореволюционной отечественной практикой –
выступает политико-правовой и организационно-управленческой формой, наиболее
адекватной смыслу и задачам социальной защиты и социальной помощи населению.
Однако
существования и функционирования (далеко не всегда эффективного) формальных
организационных структур местного самоуправления недостаточно как для оказания
гражданам действенной социальной поддержки, так и для решения большинства
местных проблем. Одним из условий успешного функционирования местного
самоуправления является непосредственное участие в нем местных жителей, их
вовлеченность в решение вопросов местной жизни.
Характерно,
что несмотря на появление возможностей существенно влиять на условия и качество
собственной жизни, непосредственно участвовать в управлении обществом, которые
открылись с развитием в нашей стране местного самоуправления, социальная
активность граждан остается весьма низкой. Это объясняется целым рядом причин:
традиционно негативным, недоверчивым, отчужденным отношением населения к любым
властным структурам, низким уровнем правовой и гражданской культуры,
неуверенностью в успехе своего участия, социальным пессимизмом, обусловленным в
том числе экономическими трудностями, с которыми столкнулось большинство
граждан, и неопределенностью дальнейшего развития социально-экономической
ситуации и т.д.
Особое
место среди факторов, обусловливающих низкую социальную активность населения,
занимают низкий уровень межличностного доверия, гражданской инициативности и
ответственности, неразвитость социальных связей и взаимодействий в рамках
определенной территории – то, что в целом характеризует степень самоорганизации
местного сообщества, его способность самостоятельно организовать взаимодействие
с целью обеспечения своего оптимального функционирования и развития. Чтобы быть
эффективным, любые преобразования, решение проблем, затрагивающие широкие слои
населения, нуждаются в непосредственном вовлечении различных люде и социальных
групп, а не только очевидных сторонников и заинтересованных лиц в широкой гамме
поступательных общественных инициатив. То есть успешные изменения нуждаются в
массовой поддержке, в общей заинтересованности людей в благополучии своего
города, района, села. Такая поддержка и заинтересованность невозможны без
наличия доверия между людьми, терпимости отношениях между ними, недостаток которых
особенно остро ощущается в ситуации, в которой находится сейчас российское
общество.
Социальные
работники и социальные педагоги – те, кто способен помочь людям преодолеть
недоверие по отношению к другим, к власти, к обществу в целом, увидеть связь
своих личных интересов с процветанием территории, на которой они проживают,
привлечь их к участию в решении тех или иных местных проблем, тем самым помочь
им интегрироваться в социум и преодолеть собственные трудности.
В
этой связи уместно вспомнить о том, что социальная работа как особая сфера
деятельности возникла на рубеже ХIХ и ХХ веков в городских районах с целью
изменить общественные отношения посредством модификации системы социальных
связей в рамках отдельных территориальных общин. Исторически социальная работа
формировалась либо как альтернатива традиционным общинным связям, ослабевающим
или прерывающимся по тем или иным причинам (как это было в Европе), либо как
создание новых, более современных форм социальных связей (пример США).
Внимание
социальных работников Западной Европы и Америки к местным сообществам было
обусловлено рядом причин. Во-первых, пониманием того, что в территориальной
общине сосредоточены многие частные стороны жизнедеятельности индивидов и
социальных групп, являющиеся важнейшими элементами их образа жизни, – школы,
больницы, транспорт, коммунальные услуги, родственно-семейные связи, дружеское
общение и т.п. Локальная община в известном смысле противопоставлялась
макромасштабным социальным процессам и формам социальной организации, навязанным
сверху, как «единственная среда, где возможно сохранение истинно человеческих
ценностей и образа жизни» [6; 93]. Во-вторых, в сфере идеологии и массового
сознания было распространено убеждение, что прогресс и демократия полнее
осуществляются в небольших локальных общинах.
Общинная
идеология социальной работы стала ответом на объективные процессы, приведшие к
бюрократизации, обезличению межчеловеческих отношений, вымещению их первичных
форм формализованными, росту неадаптированности людей, их отчужденности от
общества, чувства одиночества, неуверенности в себе, социального пессимизма. То
есть идеологической предпосылкой возникновения социальной работы была вера в
то, что коммунальные, общинные формы социальной жизни лучше, чем
бюрократические, обезличенные. Трансформировать же общественные отношения в
заданном направлении представлялось возможным исходя из принципов развития
локальной демократии всеобщего участия.
Социальная
работа, благодаря которой «американцы обрели друг друга», «новая цивилизация
нашла новые способы объединения людей – все реже с помощью убеждений и веры,
традиций или территории, а чаще – с помощью общих усилий и общего опыта,
организации повседневной жизни, характера самосознания» [1; 40], до сих пор
служит целям самоорганизации, самопознания, самоутверждения той или иной
общности, создания для нее наиболее благоприятных условий жизни. Именно поэтому
она может сыграть важную роль в активизации участия населения в местном
самоуправлении, в оптимизации функционирования этого социального института и,
следовательно, в совершенствовании и развитии системы социальной защиты и
социальной поддержки населения.
Какие
же задачи стоят в этом плане перед социальными работниками и социальными
педагогами, какого рода усилия они должны предпринимать, чтобы их достичь?
Традиционно
акцент при социальной работе с общинами, коллективами делался на
распространении среди жителей профессиональных знаний и умений, которые
позволили бы им решить свои коллективные проблемы, эффективно обращаться в
общественные или государственные организации. И сейчас важным направлением
социальной работы с общиной остается развитие гражданской и правовой культуры
местных жителей, включая формирование у них ценности участия в делах местного
сообщества, в местном самоуправлении, привычки к участию в деятельности
формальных организаций и добровольных ассоциаций, навыков выполнения типовых
формальных процедур и т.п. Отсутствие подобных ценностей, навыков, опыта
объясняется в том числе закреплением в условиях низких социальных возможностей
культурных стереотипов об исключенности «простых» людей из общественной
деятельности. Открывая для людей возможности участия в жизни местного
сообщества, социальные работники и педагоги способны сформировать у них
привычку обращаться за помощью в общественные организации, государственные
структуры, органы местного самоуправления,. Подобные обращения оптимизируют
деятельность этих структур, приучают их в большей степени отзываться на
реальные нужды людей, обращают их внимание на наиболее болевые точки социальной
жизни.
В
задачи социальной работы с территориальным сообществом входит также выработка
«мы-чувства» общины, укрепление сознания общности у жителей данного района,
села, города, чувства причастности ко всему, что происходит на территории их проживании.
Истинное чувство общности формируется только в процессе участия и
взаимодействия, поэтому значительное внимание социальных работников и педагогов
должно концентрироваться на интеграции индивидов и групп в общине, их включении
в общинную деятельность, решение вопросов и проблем жизнедеятельности местного
сообщества, определение приоритетов его дальнейшего развития. Посредством
взаимодействия в общине люди «обретают сознание своей локальной общности; они
устанавливают способы совместного действия, вносят свои небольшие модификации в
культуру и свой способ адаптации к ней» (Брюннер, Халленбек, 1955; цит. по: [6;
97]). Таким образом, взаимодействие рассматривается как основа возникновения
общих интересов и нужд местного населения, совместной выработки механизмов их
удовлетворения, основа социального развития и согласия.
Возможными
путями повышения локальной активности в современных российских условиях могут
стать попытки участия в решении проблем, связанных, в частности, с
реструктуризацией районов проживания (прокладки дорог, строительства в жилых
массивах офисных зданий, предприятий, мостов, автомобильных стоянок),
экологических проблем (вырубки деревьев, нарушения зеленой зоны, загрязнения
окружающей среды и т.п.), решения конкретных задач (обустройство и улучшение
работы школ, организация зон отдыха, детских и спортивных площадок и пр.).
Социокультурные
процессы, происходящие в обществах, характеризующихся синдромом «утраты
идентичности» (как, например, Россия или объединенная Германия), поставили вопрос
о необходимости создания новой системы социальных связей и отношений. Ответом
на него стала, в частности, теория создания социальных сетей, ориентирующая
социальных работников и педагогов на формирование соответствующих социальных
связей по месту жительства. Акцент в их деятельности должен ставиться на
взаимодействии групп и «узлах контактов» на определенной территории как
факторах формирования внутри территориального сообщества новых социальных
связей. Одним из вариантов решения этой проблемы является объединение людей в
ассоциации, которое дает возможность не только добиться поставленных задач, но
и убедиться в своих возможностях и силе. Довольно часто препятствием участия
людей в жизни местного сообщества является их собственный или чужой неудачный опыт.
И хотя бы минимальных успех на этом поприще помогает преодолеть убежденность
людей с своей ненужности и некомпетентности в данном вопросе, что в свою
очередь укрепляет веру в себя и собственные силы, формирует умение
взаимодействовать с другими людьми при достижении своих целей и решении своих
проблем. Общественные ассоциации, объединения имеют гораздо больший доступ в
официальные управленческие структуры и меньше шансов остаться неуслышанными или
проигнорированными. «Общественные ассоциации наводят мосты между публичной
сферой и органами власти. Они видят себя помощниками формальных институтов
власти». Их задача – «преодолеть бессилие разобщенных индивидов, создавая связи
между людьми» [3; 37].
Местные
органы управления, если они стремятся эффективно решить проблемы своего
муниципального образования, не могут не обращать внимания на деятельность
гражданских ассоциаций, не взаимодействовать с ними. Сотрудничество органов
местного самоуправления и местной общественности способствует разрешению и
профилактике реальных и потенциальных конфликтов, укреплению авторитета местной
власти, расширению базы политической поддержки. Кроме того, диалог формальных
управленческих структур с неформальными образованиями помогает выработать общую
платформу для решения тех или иных проблем, определить характер проблемы и
подходы к ее решению.
Развитие
гражданского общества, понимаемого как совокупность организаций разного
назначения, между которыми складывается система социальных отношений вне
государства, как реальное развитие по линии гражданских инициатив, новых
социальных движений и иной «низовой» активности подобного рода ведет к
коренному изменению образа жизни людей, давая им возможности проявления
социальной и гражданской активности.
Многие
россияне за период реформ лишились привычного места работы, соответствующего
полученному образованию и квалификации, и вынуждены зарабатывать на жизнь
деятельностью иного рода, часто не приносящей удовлетворения и не отвечающей
уровню способностей и интересам. Участие же в добровольных ассоциациях,
деятельности местного сообщества может стать сферой самореализации личности и,
кроме того, каналом продвижения индивидов по социальной лестнице.
Многообразие
местных проблем обусловливает возможность удовлетворения разнообразных
интересов, реализации знаний и навыков благодаря участию в общинной
деятельности. Это может быть охрана природы, работа с детьми и юношеством,
помощь пожилым людям, организация досуга, спортивных и культурных мероприятий и
т.п.
Таким
образом, привлечение людей к участию в ассоциациях, деятельности общины
позволяет не только укрепить социальные связи, но и развивать функциональные
интересы в различных группах и организациях местного сообщества. открывая
возможности для самореализации и самоутверждения личности.
Особым
вниманием социальных работников и педагогов должны пользоваться наиболее
ущемленные слои населения. Пассивность наименее обеспеченных слоев,
дезинтегрированных, дезадаптированных, маргинальных групп часто приводит к
тому, что все вопросы. касающиеся этой части населения, решаются практически
без его участия. В результате решения, принимаемые местными органами власти,
как правило, отражают далеко не все точки зрения и интересы.
Социальный
работник должен привести людей к пониманию того, что если вы – не участник
управления, то вы его объект. Объектами же, в первую очередь, становятся те,
кто признается самим собой или другими настолько занятым вопросами
элементарного выживания, что не может быть вовлечен в общественную
деятельность.
Для
людей, неудовлетворенных взаимодействиями с «большим» обществом», актуальной
является способность эффективных локальных общин выполнять по отношению к своим
членам компенсаторную функцию, по крайней мере в моральном и идеологическом
плане. Следует заметить, что развитие общинных связей отнюдь не означает того,
что индивид постепенно отказывается от ориентации на другие районы метрополиса,
на «большое» общество, теряет психологическую и пространственную мобильность,
замыкается в своей общине. Напротив, местное сообщество может стать первым
шагом на пути к реинтеграции индивида в большой социум, а социальные работники
и педагоги – посредниками и помощниками в этом процессе.
В
целом, социальная работа с местным сообществом позволяет индивиду понять тесную
зависимость и взаимообусловленность личных и общественных проблем. Участвуя в
совместных действиях, в разрешении конфликтных ситуаций, он учится терпимее
относиться в другим людям, лучше понимать их. В результате формируется общее
понимание, согласие по поводу сути проблем, что в конечном счете обусловливает
возможность выработки и реализации единого, наиболее адекватного решения,
учитывающего разные точки зрения и мнения разных людей. В процессе участия люди
также учатся самоуважению, более глубокому чувству группового единства и значимости
сотрудничества [3; 33]. Вообще, собственный непосредственный опыт человека
способен оказывать влияние на его мироотношение, способствовать
переформированию убеждений, позиций и ценностей на индивидуальном уровне. «Люди
чутки к тем аспектам реальности, которые прямо их затрагивают» [2]. Это значит,
что, воздействуя на жизненный опыт индивидов, изменяя их ближайшую
социально-экономическую среду, социальные работники и педагоги способны влиять
и на культуру и жизнь общества в целом.
Социальные
работники и педагоги, оказывая социальную поддержку наиболее уязвимым слоям
населения, вовлекая граждан в общинную деятельность, способствуют интеграции и
самоорганизации местных сообществ, территориальных и соседских общин, их
становлению в качестве субъектов общественного развития, росту социальной
активности граждан, формированию новых социальных связей, развитию общественных
ассоциаций, достижению понимания сущности и социальной ценности феномена
самоуправления, то есть создают условия, объективно необходимые для развития
местного самоуправления и более успешного решения местных проблем.
Социальные
работники и педагоги – не единственные субъекты оказания социальной помощи.
Мировой опыт показывает, что наиболее эффективен интегральный подход к
осуществлению социальной защиты, социальной поддержки населения, когда
взаимодействуют отдельные граждане, семьи, общественные организации, социальные
службы и муниципальные структуры.
Одной
из функций последних является обеспечение социальной защиты и организация
социальной помощи населению в рамках конкретного муниципального образования.
Поэтому местная власть, действительно имеющая намерение повысить качество жизни
на своей территории, обеспечить достойные условия жизнедеятельности и
самореализации личности, должна уделять соответствующее внимание формированию
корпуса социальных работников и социальных педагогов, вести с ними постоянный
диалог, определяя приоритеты дальнейшего сотрудничества и развития.
Список литературы
1.
Бурстин Д. Американцы: Демократический опыт / Пер. с англ.; Под общ. ред. и с
коммент. В.Т. Олейника. М., 1993.
2.
Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис.
1997. №4.
3.
Мэтьюз Д., Макафи Н. Политика местной общины. М., 1993.
4.
Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997.
5.
Социальные проблемы в политике местных органов власти США: Сб. обзоров. М.,
1994.
6.
США глазами американских социологов. Кн. 1. М., 1982.
7.
Шеденков А.С. Социальная защита в условиях местного самоуправления. Белгород;
Новомосковск, 1995.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://elib.albertina.ru