рефераты скачать

МЕНЮ


Материально-экономическая сфера общества

возникновению предпринимательства. Предприимчивость может проявляться не

только в экономической сфере: артисты, воины, политики также могут весьма

успешно пользоваться предприимчивостью в своих сферах. Предприниматель, как

уже говорилось, пользуется предприимчивостью в экономической сфере, то есть

он пытается инициировать и закрепить ту или иную форму добычи блага в сфере

производства или обмена.

В той мере. В которой предпринимателю удается закрепить эту форму, его

можно также считать инициатором и строителем цивилизации.

Мы можем определить предпринимательство как деятельность, которая на

основе риска инициирует, на основе предприимчивости организовывает, на

основе ответственности стабилизирует и на основе личной заинтересованности

развивает ту или иную форму добычи материальных либо духовных благ в сфере

производства или обмена.

Предприниматель на свой страх и риск начинает какое-либо дело – сам же

организую для этого других людей. Чтобы дело приносило искомые блага,

оправдывающие вложенную в него энергию, чтобы оно приносило систематическую

прибыль, предприниматель старается превратить свое предприятие из авантюры

в элемент цивилизации. Имея же личную заинтересованность в получении

излишков получаемых благ (доход), предприниматель стремиться постоянно

расширять свое дело, вкладывать в него все новые ресурсы и развивать его во

все новых формах. Итак, цивилизационный подход к предпринимательству

означает рассмотрение не только самого феномена предпринимательства в

максимально широком контексте, но и определение предпринимательства как

главной созидательной основы всякой цивилизации. Именно

предпринимательство, а не политика, религия, искусство или право являются

такой строительной силой. Религия побуждает людей к строительству

цивилизаций и задает границы этого строительства; политика создает аппарат

концентрации и распределения разрозненных сил народа ради укрепления и

развития цивилизации; искусство развивает навыки строительства цивилизации

и демонстрирует пределы ее достижений как в позитивном, так и в негативном

плане; право фиксирует систему отношений строителями цивилизации; и лишь

предпринимательство есть сама деятельность, непосредственно ускоряющая

цивилизацию, физически делающая ее. Обычный труд крестьянина или

ремесленника не может считаться такой деятельностью, поскольку сам по себе

этот труд есть лишь в достаточной мере стереотипное существование навыков

выживания, тогда как для строительства цивилизации необходима инициатива

разных людей на совершенно новое дело, результат которого еще не известен.

Что же заставляет людей заниматься предпринимательством? Причины,

вынуждающие людей на столь рискованное занятие, могут быть внешними и

внутренними. К внешним причинам относятся определенные условия жизни

конкретного общества; к внутренним причинам относятся определенные

особенности склада личности конкретного индивида. Существует особый вид

обществ, в которых возникает тяга к предпринимательству, и особый тип

людей, отличающихся склонностью к предпринимательству.

Внешняя причина предпринимательства всегда находится в экономической

сфере, она коренится в экономических условиях существования человека.

Предпринимательство становится необходимым тогда, когда для целой группы

людей добывание жизненно необходимых продуктов сопряжено с риском. Риск

основывается на том, что люди не могут получить продукты труда без

предварительного вложения собственных средств в их производство или обмен.

Если воин или преступник, которые также рискуют, пытаясь получить продукты

труда силой, ничего не вкладывают в производство или обмен добываемых

продуктов, но лишь противопоставляют свою силу силе тех, кто уже

распоряжается этими продуктами, то предприниматель как бы осуществляет их

предоплату. Для того чтобы вложить средства (ресурсы) в производство или

обмен продуктов труда, предприниматель должен либо предварительно накопить

их (вне предпринимательства), либо занять.

Предпринимательство есть разновидность экономической активности, а

экономическая активность стимулируется потребностями в продуктах труда, в

том, что недоступно человеку непосредственно (во внутренней или во внешней

природе).

Труд есть первая форма экономической активности, связанная с

созданием, получением, добычей благ, которые нельзя получить

непосредственно. Продукты труда необходимы человеку для поддержания его

жизни (пища и жилье), но далеко не только для этого. Поскольку труд может

производить предметы роскоши, без которых человек в принципе не может

обойтись, продукты труда необходимы для поддержания жизни на определенном

уровне. Заинтересованность в различных продуктах труда зависит от уровня

притязаний человека, который растет с расширением возможностей получения

тех или иных благ. Сами возможности зависят от развития производства и

обмена. Человек, в лучшем случае, в состоянии обеспечить себя только

жизненно необходимыми продуктами труда, а для того чтобы удовлетворять свои

притязания на предметы роскоши, он должен участвовать в обмене. Таким

образом, наличие отношений обмена является необходимым условием для того,

чтобы труд был не только вынужденной, но и привлекательной формой растраты

жизненной энергии.

Степень свободы экономической активности прямо пропорциональна степени

свободы обмена. Если обмен не стеснен скудность выбора продуктов труда

(дефицит) или внеэкономическими факторами ограничения силой традиции ,силой

государства или силой преступности), приложение усилий в экономической

сфере становится совершенно свободным: человек может предполагать любой

результат своих усилий – от невероятного успеха, выражаемого в несметных

богатствах, до полного краха. Главный расчет и интерес человека заключается

в том, что он хочет с лихвой оправдать затраченный силы, то есть получить

прибыль.

Смысл предпринимательства состоит в следующем: если экономическая

жизнь определяется исключительно свободным обменом, субъекты этого обмена

должны организовать вложение ресурсов и координацию усилий, чтобы в

результате обмена получать больше, чем отдавать.

Предпринимательство, таким образом, привязано к отношениям обмена –

оно не может без них существовать. Однако не следует ограничивать сферу

предпринимательства сферой обмена. Предпринимательство в сфере обмена есть

коммерция.

Иногда коммерцию отождествляют с торговлей, хотя торговля не

исчерпывает отношений коммерции. Торговля всегда основывается на товарно-

денежных отношениях, тогда как обмен может быть и бартерным (без

опосредования всеобщим эквивалентом), коммерческие отношения могут включать

в себя весьма сложные механизмы посредничества, выходящие далеко за пределы

торговых операций. Посредничество как особый вид предпринимательства также

охватывается понятием «коммерция».

Предпринимательство может осуществляться в сфере обмена, так и сфере

производства (без которого обмен не возможен), а также в финансовой сфере.

Система отношений. Возникающих в связи с предпринимательством, есть бизнес.

В бизнесе принимают участие не только собственно предприниматели, но и

наемные менеджеры, функционеры государственных и иных организаций, эксперты

и др.

Смысл предпринимательства целиком лежит в сфере экономических

отношений, поэтому не правомерно приписывать ему какой-то скрытый

политический или религиозный смысл.

Однако верно ли то, что предпринимательство тесно взаимодействует со

всей социокультурной системой. Как предпринимательство оказывает

непосредственное либо опосредованное влияние на различные стороны

цивилизации, так и те или иные компоненты культурно-исторической реальности

накладывают свой отпечаток на предпринимательство.

Возможность и необходимость проявления экономической активности в

форме предпринимательства возникает не всегда, но только в определенной

исторической ситуации, складывающейся под влиянием целого ряда факторов –

религии, морали, права, политики и др. Хотя экономические отношения

обладают мощью, способной преобразовать все сферы жизни человека и

общества, религия, право, мораль и политика могут стать непреодолимым

препятствием на их пути.

Предпринимательство отнюдь не является феноменом последних столетий;

оно восходит к столь же глубокой древности, что и отношения обмена. Однако

формы предпринимательства, его ценности и отношения с культурой всегда

зависели от конкретной исторической ситуации, складывающейся в результате

взаимодействия всех факторов существования и развития общества.

Экономический человек – это не просто человек, который видит смысл

своей жизни в приобретении благ их сферы обмена. Экономический человек –

это человек, для которого приобретение указанных благ является более

сильным жизненным стимулом, чем смысл жизни вообще, каким бы он ни был.

Сфера ординарного опыта и сфера обмена полностью совпадают, они

практически идентичны. Поэтому для экономического человека, а также для

общества, в котором преобладает такой человек, наиболее близки именно те

экзистенциальные идеи, которые устремляют человеческую жизнь к достижению

ординарных благ – благ, которые составляют исключительное содержание

экономического оборота.

Хозяйство есть сфера человеческой духовности и активности, наиболее

близкая к природе, поэтому во все эпохи оно выступает как естественная

необходимость, как средство выживания. Первобытные охота и собирательство

представляют собой природно обусловленное хозяйство.

На ступени религии хозяйство предстает как экзистенциональная

необходимость и средство реализации смысла. В этот период хозяйство

экзистенционально обусловлено, его функционирование и развитие освящено

религиозной санкцией и регламентировано религиозными запретами и

предписаниями.

В моральную эпоху хозяйство является уже преимущественно моральной

необходимостью; оно морально санкционировано и регламентировано. Морально

обусловленное хозяйство понимается как долг.

Культурно обусловленное хозяйство строится на стереотипах. Оно

выступает как традиция. Мельчайшие хозяйственные операции строго

регламентируются, на первый план выходят традиционные предприятия, с давней

репутацией и наследственным ремеслом.

На ступени цивилизации хозяйство становится ведущей силой и выступает

как тотальная необходимость. Его теперь не ограничивает ни что, только

абсолютная экономическая рациональность (Вебер) – чистое право как

саморегламентация хозяйства. Хозяйство становится самообусловленным,

превращается в самоцель.

Политически обусловленное хозяйство является не чем иным как средством

достижения, осуществления, сохранения, укрепления и расширения власти. В

этом модусе оно теряет рациональность и распадается. Теоретическим выходом

из такой ситуации является отделение хозяйства от человека и превращение

его в функцию технологической системы либо сохранение реликтовых форм

хозяйства как искусства.

1.5 Философия рынка и специфика рыночных отношений в России.

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в

сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами,

которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических

систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его

предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам

одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно

переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное

соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства.

Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях

гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав,

обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы

потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему

представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо,

чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав

основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств

на собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такой

расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале

государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы

он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но,

защищая права граждан, государство не должно переходить границу как

тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет

сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором - государство

и его законы могут быть сметены насилием. Однако "дистанция" между

тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случае

должно играть "свою" роль. Роль эта заключается в эффективном регулировании

хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, и

чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.

Сама рыночная экономика как механизм регулирования экономических

отношений является лишь научной абстракцией, упрощенной моделью для

демонстрации принципа ее функционирования и сравнения с существующими

формами так называемой смешанной экономики. В рыночной экономике в полной

мере реализуются все принципы, обусловленные ею.

Хотя рыночная экономика и многопризначное понятие, главный ее признак

все же можно выделить. Это принцип свободы хозяйственной деятельности.

Естественно, экономическая свобода, как и политическая, социальная,

духовная, нравственная, ограничена общественно устанавливаемыми пределами,

не позволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средство

необузданного экономического произвола. Без системы общественных

ограничений свобода одних станет засильем для других. Но в то же время

наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода

заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень

ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы к

нулю, а расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и

при наличии ограничений не сковывающим хозяйственную деятельность,

инициативу, предприимчивость.

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого

хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив

предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный

вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой

допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те

виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют

реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности,

противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме

индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах

деятельности.

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный

принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму

экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду

их общественной опасности".

Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он

обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть

структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются

наиболее важными атрибутами рынка в экономике.

Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие

рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит:

экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности

осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы,

санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не

зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

Естественно, равноправие или, лучше говорить, адекватность прав

предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как

абсолютное равенство, одинаковость, неразличимость. Разные формы

собственности сами собой, поневоле создают разные производственные,

экономические возможности. К тому же нерационально иметь одинаковые

правила, скажем, налогообложения для предприятий с большим и малым

коллективами и частников.

Речь идет о другом: чтобы не создавать "особых" условий специального

режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в

выгодное положение одну из них и в невыгодное - другую. В сущности это

предпосылка честной конкуренции разных форм собственности.

Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в

предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть

представленными в экономике. Здесь имеется в виду прежде всего устранение

геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на

средства производства, столь свойственного в недалеком прошлом советской

экономике.

Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое

равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике

государственного типа.

Уже было сказано о самостоятельности в выборе форм и видов

деятельности, однако к этому следует добавить: рыночной экономике

свойственны процессы саморегулирования, распространяющиеся не только на

управление предприятием, но и на его создание и ликвидацию. Причем, в

отличие от условий государственной экономики, в рамках рынка предприятия

независимы от разного рода государственных директив, а в идеале - зависят

только от финансового состояния на самом предприятии. Итак, на основе

перечисленных фундаментальных принципов функционирует вся рыночная

экономическая система.

Чтобы понять, как действует рыночная экономика, следует признать

существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая

экономическая система должна находить ответ. Вот эти вопросы.

1. Сколько следует производить? В каком объеме или какую часть

имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном

процессе?

2. Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно

удовлетворит материальные потребности общества?

3. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано

производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую

применять технологию производства?

4.Кто должен получить эту продукцию? В частности, как должна

распределяться экономики между индивидуальными потребителями?

5. Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система

добиться надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительском

спросе, в поставках ресурсов и технологии производства?

Все эти вопросы существуют лишь потому, что потребности общества

безграничны, а ресурсы, способные данные потребности удовлетворить,

ограничены.

Функционирование рыночного хозяйства базируется на конкуренции между

товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на

товары и услуги. Но, памятуя то, что предприятия руководствуются мотивом

получения прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться

будут лишь те товары, выпуск которых может принести прибыль, а те товары,

производство которых влечет за собой убытки, выпускать не будут. При этом

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.