Материализм Л.Фейербаха
Материализм Л.Фейербаха
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
РЕФЕРАТ
МАТЕРИАЛИЗМ Л. ФЕЙЕРБАХА
студента 1 курса
группы 11-м
факультета международных отношений
Нечаевой Анастасии Сергеевны
Научный руководитель:
Абрамова Л.П.
Дата сдачи:
Оценка:
Подпись руководителя:
Санкт- Петербург
2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.ФЕЙЕРБАХА 5
ГЛАВА 2. ТРАКТОВКА ФЕЙЕРБАХОМ РОЛИ ФИЛОСОФИИ 8
ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА 11
ГЛАВА 4. СМЫСЛ ЛЮБВИ, ДРУЖБЫ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ФЕЙЕБАХА
14
ГЛАВА 5. ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ 17
ГЛАВА 6. НЕДОСТАТКИ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ВВЕДЕНИЕ
Людвиг Фейербах - последний представитель так называемой немецкой
классической философии. Его можно было бы отнести и к последнему
представителю философии нового времени и в какой-то мере его можно считать
философом, относящемуся к другому пласту периода истории философии, к
современной философии.
Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако
довольно скоро Фейербах решительно порывает с гегельянством и создает свое
философское учение, которое известно под названием антропологического
материализма.
В противовес не только Гегелю, но и всему трансцендентальному
идеализму Фейербах создал новую философию, которая должна изучать не мысли
о действительности, а саму действительность.
Центральные вопросы философии Фейербаха — существование человека,
смысл его жизни и судьбы в мире, отношения индивида и общества, —
необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку.
Философ создает гуманный и оптимистичный портрет человека, представляя его
как существо универсальное, космическое. Мыслитель верит в победу разума
над слепыми, неразумными силами мира.
Не вызывает сомнения и то влияние, которое оказала его теория на
формирование философских воззрений Маркса и Энгельса, а также русских
революционных демократов.
Мне представляется интересным детально рассмотреть эту тему в своем
реферате, так как в настоящее время проблема научного истолкования
общественного сознания, в котором отражается сущность человека, особенно
близка каждому, кто пытается «найти себя» в обществе.
Для раскрытия философской концепции Людвига Фейербаха необходимо
проследить ее развитие, начиная от критики Канта и Гегеля и заканчивая
созданием его собственной философской концепции на основе так называемого
антропологического принципа, которые Фейербах развивает на основе двух
источников: критики религии (прежде всего религии христианской) и критики
философского идеализма (в первую очередь – идеализма Гегеля).
Наиболее полно, на мой взгляд, раскрыть концепцию Фейербаха позволяют
такие литературные источники, как его философские произведения, критическая
литература по предложенной теме, а также справочные издания по философии.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.ФЕЙЕРБАХА
Любовь к науке - это любовь к правде, поэтому честность является основной
добродетелью ученого.[1]
Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако
довольно скоро Фейербах решительно порывает с гегельянством и создает свое
философское учение, которое известно под названием антропологического
материализма.
В противовес не только Гегелю, но и всему трансцендентальному
идеализму Фейербах замыслил создать новую философию, которая должна изучать
не мысли о действительности, а саму действительность.
Если у Гегеля философия приходит к реальности в конце странствий
абсолютной идеи, то новая философия начинает с реальности. "Философия есть
наука действительности в ее подлинности и целостности, но воплощением
действительности является природа (природа в наиболее универсальном смысле
слова)".
Действительность — это природа во всем ее чувственно воспринимаемом
богатстве, во всей ее конкретности, т.е. это земля и вода, воздух и огонь,
электричество и магнетизм, "природа уже сама по себе есть свет, дух, цель
разум"; она, следовательно, включает в себя не только материальные, но и
идеальные явления. Предпосылку философии надо искать не в самоочевидных
положениях, не в принципах и постулатах; природа есть объективно
обоснованное начало и истинное основание философии. Не мышление порождает
природу и человека. Наоборот, человек с его мышлением являются порождением
природы. "Природа не только создала простую мастерскую желудка, она
воздвигла также храм мозга..."[2] Человек и есть воплощение
действительности, природы, конкретности, он составляет подлинный,
непосредственный предмет философии. Отсюда рождается афоризм Фейербаха:
тайна новой философии есть антропология. Любое истинное философствование
может быть лишь философствованием о человеке, в нем разгадка всех тех
философских загадок и проблем, которые нагромождаются спекулятивной
философией. Например, эта философия бьется над проблемой отношения бытия и
мышления. Но нет бытия вообще, есть определенное бытие и его высшим
выражением является тело человека. Нет и мышления вообще, есть лишь
человеческое мышление. Таким образом, вопрос об отношении бытия и мышления
это вопрос о соотношении тела и души человека и в нем, в самом человеке,
этот вопрос природа уже данным давно решила: материя предваряет дух,
бессознательность — сознание, бесцельность — цель, чувственность — разум,
страсть — волю. "В противоположность отрешенному Я тело представляет собою
объективный мир. Благодаря телу Я уже не Я, но — объект. Быть телесным
значит быть включенным в мир".[3] Как легко видеть, название
"антропологический материализм" действительно хорошо выражает суть
философии Фейербаха.
Материализм, с позиции которого рассуждает Фейербах, является
антропологическим и существенно отличается от материализма XVIII века.
Фейербах не сводит всякую реальность к механическому движению и
рассматривает природу не как механизм, а как организм. В центре философии у
Фейербаха – не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских
материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и
тела. “Я мыслю” Декарта и Фихте позволяю трактовать человека только
идеалистически, только как духовное существо, тогда как тело в его
целостности, по Фейербаху составляет сущность человеческого “Я”. Дух и тело
– две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая
природа, т.о., толкуется Фейербахом преимущественно биологическим, и
отдельный индивид для него – исторически духовное образование, как у
Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.
В работе “Основы философии будущего” (1843) Фейербах писал: “Новая
философия делает человека, а вместе с тем и природу, как его базис,
единственным, универсальным и высшим предметом философии”[4]. Философия
Фейербаха не только материализм, но и антропологизм, гуманизм.
Антропологический материализм Фейербаха - своеобразная философская
реакция на учение Гегеля, в котором господство абсолютного (абсолютной
идеи) над единичным доведено до предела. Во всех проявлениях господство
общего (государства, нации, любой формы общности) было у Гегеля
преобладающим. Поэтому позиция Фейербаха была объективно вполне оправданной
реакцией на немецкий идеализм.
В своей критике философии Гегеля, однако, Фейербах односторонен, он не
видит положительной стороны ее, именно диалектического метода. Вместе с
идеализмом Гегеля он отбрасывает и его рациональную сторону – диалектику. В
последней Фейербах видел лишь инструмент, с помощью которого Гегель
обосновывал свою фантастическую систему.
Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в
том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху,
понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и
поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”.
Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного
существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.
ГЛАВА 2. ТРАКТОВКА ФЕЙЕРБАХОМ РОЛИ ФИЛОСОФИИ
Философия, согласно Фейербаху, стремится раскрыть действительную
природу вещей, и, прежде всего, разобраться в вопросе о сущности человека.
А для этого, считает Фейербах, философия должна заняться жизнью людей как
их материальным, чувственным общением с природой и друг с другом. Таким
образом, центральная проблема всякой философии — соотношение идеального и
материального — решается Фейербахом не на вселенском уровне, как у его
предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности отдельного человека.
В результате вопрос о тождестве мышления и бытия, который находится в
центре внимания всей немецкой классики, у Фейербаха обретает вид
психофизической проблемы, то есть вопроса о соотношении души и тела.
Непосредственное тождество души и тела, а значит, идеального и
материального, Фейербах усматривает в головном мозге человека. «...В
мозговом акте, — пишет в связи с этим Фейербах, — как высочайшем акте,
деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность
непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы»[5].
Иначе говоря, Фейербах непосредственно отождествляет душу и тело,
доказывая, что на уровне головного мозга это одно и то же. Тем самым
Фейербах, отказавшись от идеализма, игнорирует и те открытия, которые были
сделаны Фихте, Шеллингом и Гегелем. Ведь серьезным завоеванием немецкого
идеализма явилась трактовка души как системы деятельных способностей
человека. Мозг есть орудие мыслящего субъекта, доказывали они, и как раз
при помощи мозга и других телесных и культурных органов субъект создает
идеальные образы внешнего мира.
Таким образом, только в своей деятельности мозг становится органом
идеального. И не любая, а только культурно-историческая деятельность
рождает в нашем мозгу мысли о прекрасном, возвышенном и многом другом.
Общаясь с миром культуры, мы высекаем из этого деятельного опосредствования
искру мысли. А животные, общаясь с природой, довольствуются повадками,
привычками, элементарными психическими образами. Что касается мозга самого
по себе, то в нем, конечно, нет ни грана идеального. Сказать о нем, что он
и есть «идеальное», это все равно, что сказать: камень есть идеальное.
Разница в сложности этих тел здесь непринципиальна.
Итак, без знания опосредствующих связей, которыми занимается
диалектика, в соотношении идеального и материального нам не разобраться. Но
Фейербах, как известно, отбросил гегелевский идеализм, а вместе с ним и
гегелевскую диалектику. По выражению Энгельса, Фейербах вместе с грязной
водой выплеснул ребенка. А в результате Фейербах, настаивая на том, что
мысль и мозг непосредственно совпадают, предлагает природой мышления
заняться медицине.
Здесь перед нами один из главных парадоксов учения Фейербаха. Ведь
медицина всегда занималась телом человека, именуемым по-гречески «сомой».
Более точно «сома» — любой живой организм. И только особая область
медицины, а именно психиатрия, занимается человеческой душой, по-гречески
«психеей». Однако психиатрия занимается душой человека в ее патологии, то
есть при отклонении от нормы. А что такое душа человека в ее норме,
психиатр сам никогда не ответит. Здесь он должен обратиться к психологии,
которая в вопросе о природе души смыкается с классической философией.
Но Фейербах настаивает на том, что человеком и его природой должна
заниматься философия, основанная на медицине. Этой апелляцией к медицине он
стремится придать научный вес своим изысканиям, в противоположность
идеалистической философии, не скрывавшей своих связей с христианской
религией. Тем не менее взгляды Фейербаха нельзя отождествлять с популярными
в середине XIX века взглядами материалистов Фохта, Бюхнера и Молешотта.
Вслед за французским медиком Кабанисом, они настаивали на том, что мысль
выделяется мозгом, как желчь печенью, и что характер наших мыслей во многом
зависит от состава потребляемой пищи. Тем самым идея тождества мысли и
мозга, почерпнутая из работ Фейербаха, была выражена ими в самой вульгарной
форме. Известно, что Л. Фейербах выступил с критикой воззрений философа и
физиолога Я. Молешотта. Чтобы отмежеваться от вульгарно материалистических
взглядов, Фейербах предпочитал именовать свое учение «реальным гуманизмом»,
а не материализмом.
Фейербах подверг обстоятельной критике агностицизм и субъективный
идеализм. Уничтожающие язвительно возражал против берклианства выдающийся
материалист: “Почему же кошка впивается своими когтями в мышь, а не в
собственные глаза, если мышь, которую она видит, существует только в ее
глазах? – потому что кошка не хочет умереть с голоду ради любви к
идеалистам, терпя при этом страдания”[6].
В учении о познании Фейербах разрабатывает вопрос об отражении
материального мира в сознании человека и тем самым делает значительный шаг
вперед по сравнению предшествующим материализмом.
Не признавая никакой сверхчувственной реальности, Фейербах тяготел к
сенсуализму и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью
разума. Познание мира безгранично, как и сам мир. Однако теории познания
Фейербаха, как всему его материализму, присущ созерцательный характер,
непонимание роли и значения практической деятельности человека.
ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА
Чтобы познать человека, нужно его полюбить[7].
Фейербах отвергает трактовку человека как только духовного существа (в
том числе картезианское “Мыслю, следовательно, существую”), но признает
человека как единство тела и души.
Человека Фейербах рассматривает прежде всего как телесное, чувственно-
конкретное существо. Главное отличительное свойство человека по сравнению с
животными Фейербах видит не в мышлении, а в универсальности. Будучи
универсальным, неограничен и свободен. Животное может иметь более тонкие
чувства, но предметом этих чувств являются только те вещи, которые имеют
непосредственное отношение к жизненным потребностям животного, т.е. эти
чувства ограничены чем-то определенным. Человеческие же чувства
универсальны, они возвышаются до "самостоятельного теоретического смысла и
достоинства": "универсальное чувство есть разум, универсальная
чувственность — духовность"[8]. Мыслит не мозг, не Я, не разум, а только
человек как действительное, телесное, универсальное и родовое существо.
Поэтому, когда перед Фейербахом встает вопрос, где и как «человек»
(«мыслящее тело») находится в непосредственном единстве (контакте) с
окружающим миром, он отвечает: в созерцании. В созерцании индивида,
поскольку под «человеком» тут понимается именно индивид.
Тут-то и корень всех слабостей. Ибо в «созерцании» этому индивиду дан
всегда продукт деятельности всех других индивидов, взаимодействующих между
собой в процессе производства материальной жизни. Иными словами, в
созерцании ему даны лишь те свойства и формы природы, которые уже ранее
превращены в свойства и формы деятельности человека, ее предмета и
продукта.
У Фейербаха есть произведение под названием “Против дуализма тела и
души ...” Он считал, что в человеке нет такого дуализма, эти надумано.
Человек богат различными проявлениями его природы” В теории познания
Фейербах - сенсуалист, поскольку он полагал, что реальность дана нам в
ощущениях. Новая философия, писал он, рассматривает бытие с точки зрения
ощущаемого объекта, “каково оно для нас”. “Бытие есть тайна созерцания,
ощущения, любви”[9]. Можно привести еще одно из известных высказываний
философа на этот счет: “Если вы хотите улучшить людей, то сделайте их
счастливыми, если же вы хотите сделать их счастливыми, то ступайте к
источникам всякого счастья, всех радостей - к чувствам”[10].
Фейербах так определяет сущность человека "...я - действительное,
чувственное существо: тело входит в мою сущность; более того, тело в
полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность". Итак, если
тело - сущность человека, то ..."человек не есть существо тождественное и
простое, но по сути своей дуалистичное, действующее и страдающее,
самостоятельное и зависимое, самодостаточное и общественное, или
симпатизирующее, теоретическое и практическое, выражаясь языком старой
философии: идеалистическое и материалистическое существо, словом, в его
сущность входят голова и сердце"[11].
"Человек, — заявляет Фейербах,— сознает самого себя из предмета:
сознание предмета есть самосознание человека. По предмету мы можем узнать
человека, в нем проявляется его сущность: предмет представляет собой
явленную сущность человека, его истинное, объективное "Я". Итак, сущность
человека — все, что служит объектом его мышления и труда.
Сущность человека является земной, она имеет общественный характер,
включает в себя его телесность, его чувственность и в конечном итоге
определяется природой, которая породила человека.
Антропологизм Фейербаха в теории познания выражается в том, что он
своеобразно толкует само понятие “объект”. По Фейербаху, понятие объекта
первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый
субъект для человека - это другой человек. Именно в любви к другому
проявляется факт самого существования и любящего, и объекта любви (другого
человека). Из всех человеческих чувств Фейербах особо выделяет чувство
любви. "Любовь есть познание личности". "Есть только одно зло, — пишет он,
— это — эгоизм; и только одно благо, это — любовь. Любовь делает человека
Богом и Бога — человеком. Любовь есть материализм; нематериальная любовь
есть нелепость. ... Но в то же время любовь есть идеализм природы; любовь
есть дух, esprit"[12].
Искусство, религия и философия являются средством воплощения сущности
человека. Религия есть отношение человека к своей собственной сущности, но
такое отношение, в котором он отделяет свою сущность от себя и относится к
Страницы: 1, 2
|