Материализм
древней Греции получил своё классическое выражение в философской системе
Демокрита. Демокрит, выдающийся материалист античности, создавал свою систему
взглядов в иное время, нежели милетские философы, Гераклит и элеаты.
V
век до н.э. – это век дальнейшего упрочнения и расцвета античной рабовладельческой
демократии. В большинстве греческих городов – государств, таких, как Афины,
Агригент, Милет, Эфес, усилились экономически и политически новые слои
рабовладельцев, связанных с развитием ремёсел, торговли и боровшихся против власти
старой рабовладельческо-земледельческой знати. Это была эпоха внутреннего
расцвета греческих государств. Не только политическая, но и научная жизнь била
ключом в греческих городах – государствах (полисах). К этому времени уже появились
величайшие писатели античности – Эсхил, Софокл, Еврипид. В тоже время появляются
творцы классической греческой скульптуры – Фидий и Поликлет.
Рост
влияния новых городов, продолжавшееся оживление общественной жизни в греческих
государствах принесли с собой дальнейший расцвет античной науки и
материалистической философии.
Все
биографические данные о Демокрите сильно разнятся. По словам Диогена Лаэрцкого,
он родился в 460-457 гг. до нашей эры. По словам Фрасила, в 470 году. Также
разнятся и сроки его жизни – одни говорят, что 90 лет, некоторые 85, иные 104,
другие 109. Родился Демокрит в городе Абдеры. По одним данным: он был сыном
Гегестрата, по другим – Афинокрита. По словам исследователей, он выбрал меньшую
часть отцовского наследства (в основном состоящую из денег) и отправился в
путешествие.
Демокрит много и
долго путешествовал. По его собственным словам: «… Я объездил больше: чем
кто-либо из современных мне людей, подробнейшим образом исследуя её, я видел
больше, чем все другие, мужей и земель и беседовал с наибольшим числом ученых
людей. И никто не обличил меня в ошибках при складывании линий,
сопровождающихся доказательством… Я провел на чужбине около 8 лет». Демокрит
был в Египте, Персии, Вавилоне, Индии. Помимо стран востока, Демокрит
путешествовал в Афины, при этом он старался остаться неузнанным. Валерий Максим
пишет: «В Афинах он провел много лет, используя каждую минуту для того, чтобы
научится мудрости и упражняться в ней». После продолжительных странствий,
Демокрит вернулся в Абдеры. Путешествия Демокрита и его личные связи с философами
и выдающимися учеными ряда стран в известной мере способствовали возникновению
такой совершенной по тому времени материалистической системы, какой являлось
учение Демокрита.
В Абдерах
существовал закон, согласно которому, каждый гражданин должен был преумножить
имущество, доставшееся ему в наследство, а если гражданин нарушал этот закон,
то такого гражданина изгоняли. Демокрит же во время путешествия истратил все
свое наследство и таким образом подлежал изгнанию. По словам Антисфена,
Демокрит, чтобы избежать наказания, читает на суде своё самое значимое
произведение – «Большой мирострой». Оно было оценено в такую же сумму, что и
наследство Демокрита, а по некоторым источникам и в пять раз большую – 500 талантов.
Демокрита почтили медными статуями, за его деятельность в дальнейшем, за
полезные советы городу ему дали почетное прозвище «Мудрость». Неизвестно точно,
в какое время, но возможно, когда родина оказалась в опасности, его сделали
архонтом, и за свои заслуги он получил прозвище «Патриот». Демокрит был
похоронен в родном городе за государственный счет. Об уважении к Демокриту его
сограждан, свидетельствует древняя Абдерская монета с гербом города и надписью
«При Демокрите». Демокрит был известен в античности как большой знаток
политической истории Греции. Он говорил, что «политика есть величайшее
искусство. Выгодно изучать её и посвящать себя политической деятельности, которая
даёт жизни человека величие и блеск». Демокрит считал, что от высшей мудрости
человек имеет три результата: он должен и может хорошо мыслить, он должен
хорошо говорить, и он должен хорошо делать. Хорошо делать, с точки зрения
Демокрита, это значит придерживаться «золотой середины»: не вдаваться в
крайности ни в накоплении богатств, ни в политических воззрениях.
С большим вниманием
и редкой для молодого человека сосредоточенностью Демокрит изучал эллинскую
философию. Если его естественно - научные воззрения формировались под влиянием
ионийцев, то первое же произведение в списке
его «моральных» сочинений носит заглавие «Пифагор». Однако решающее влияние на
формирование взглядов Демокрита оказал философ Левкипп. Демокрит стал его верным
учеником, воспринял от него и дальше развил атомистическую систему.
Личность Левкиппа таинственна и спорна - о нем осталось
крайне мало свидетельств, а Эпикур, прямой
продолжатель атомистики, заявлял, по свидетельству Диогена Лаэрция, что философа Левкиппа не существовало. По этому
поводу в конце 19 и первой половине 20 века среди классических филологов и
историков философии разгорелся спор. В «Левкипповом вопросе» ученые
разделились на противников и сторонников факта существования Левкиппа. В настоящее время большинство исследователей
полностью признало его реальность. Как известно, самым серьезным источником по
истории греческой философии являются сочинения Аристотеля. Он и его ближайший
ученик Феофраст были авторами книг о Демокрите, которые, к сожалению, не
сохранились. Аристотель пишет об учении Левкиппа – Демокрита как о едином
учении, но это не относится ни к началу философского пути Левкиппа и не к
конкретным областям науки, где Левкиппа продолжил и опередил ученик, затмивший
славой учителя.
Ряд авторов
сообщают, что товарищем юности и первым слушателем Демокрита был Протагор. В
молодости Протагор не учился, а работал носильщиком корзин и дров, что, по
свидетельству Гелия, привело к знакомству с Демокритом: «… случайно Демокрит…
выйдя за черту города, увидел Протагора, когда тот легко и проворно шагал с
тяжелым и неудобным грузом. Демокрит подошел к нему поближе, рассмотрел
расположение и соединение поленьев, сделанное искусно и опытной рукой, и
попросил … чтобы Протагор распустил вязанку и снова сложил её таким образом».
Эта просьба была выполнена. Демокрит пришел в восхищение от ловкости и
остроумия этого необразованного человека. Демокрит тотчас повел Протагора,
взял его к себе, назначил ему содержание и научил его философии, и сделал его
таким, каким он был впоследствии». Скорее всего, это легенда. Во-первых,
потому, что Протагор был лет на 10-11 старше Демокрита. Во-вторых, Протагор не
мог быть «необразованным». И все же это не совсем вымысел. Многие источники
указывают на Протагора как на ученика и слушателя Демокрита, а о его бедности
говорит тот факт, что он, в конце концов, обратился к платному преподаванию;
этим он положил начало деятельности софистов – профессиональных учителей
Греции. То, что Протагор много заимствовал у Демокрита, сомнений не вызывает. В
дальнейшем пути Протагора и Демокрита разошлись. В то время, когда Демокрит
путешествовал по Востоку, накапливая всё новые знания, Протагор уже преподавал.
В рассказах о Демокрите и его слушателях обращает на себя внимание одна
повторяющая деталь, которая не может быть случайной: Демокрит с уважением
относился к физическому труду. Он считал вполне допустимым, что бедняк или
бывший раб может стать выдающимся философом, и даже активно этому содействовал.
Об этом говорит не только легенда о встрече с Протагором, но и другие
источники. Итак, для Демокрита характерны: уважение к труду, сочувствие к
угнетенным, оценка людей по их способностям, а не по происхождению и положению.
Обращает на себя
внимание один факт: слушатели Демокрита – атеисты или же становятся ими.
Протагор за скептическое отношение к богам был приговорён к смерти и погиб,
убегая от приговора. Как самый решительный атеист прослыл в Греции и Диагор.
Афиняне заочно осудили Диагора на смерть за насмешки над культом и разглашение
мистерий и даже объявили награду за его голову. Если Демокрит был учителем
Диагора, то их взгляды совпадали. Материалистическое учение Демокрита, так же
как и несколько раньше учение Анаксагора из Клазомен в Ионии, было атеистично.
Точных данных, о
том, когда именно Демокрит посетил Афины, нет. Скорее всего, это было либо в
начале, либо накануне Пелопонесской войны. Согласно некоторым источникам, он
пробыл в Афинах долго. Все рассказы об этом путешествии Демокрита подчеркивают
его скромность и стремление учиться у других, «используя каждую минуту для
того, чтобы научиться мудрости и упражняться в ней». Диоген Лаэрций также
передаёт разные версии древних историков о том был Демокрит в Афинах или нет.
Во всех этих свидетельствах подчеркивается пренебрежение Демокрита
известностью. Есть свидетельство о том, что Демокрит «знал и Сократа, но Сократ
не знал его». Именно в это время был написан «Малый мирострой», одно из главных
произведений Демокрита, в котором он писал о человеческом обществе, в частности
о возникновении государства. Согласно различным сообщениям, отношения Демокрита
с маститым стариком Анаксагором были холодными. Но в целом ряде вопросов мнения
этих двух великих материалистов античности совпадали. В частности, общими были
те их взгляды, за которые Анаксагор был осужден афинским судом как богохульник
и еле избежал наказания. Возможно, именно поэтому Демокрит старался быть в
Афинах незаметным. И все же именно в Афинах Демокрит нашел горячих последователей
в молодом поколении. Младший софист Антифонт, «античный анархист», как назвал
его один из исследователей, низвергал в своих произведениях многие рабовладельческого
полиса.
Когда Демокрит
вернулся на родину, его взгляды и здесь нашли много последователей. Целая
плеяда «демокритовцев», непосредственных или отдалённых продолжателей великого
философа и ученого упоминается в различных источниках. Это и философы из Абдер
– Анаксарх, Гекатей Абдерский, Бион и из других городов – Несса и Метродор из
Хиоса, Апполодор Кизикенский, Диотим Тирский и Навсифан Теосский, учитель
Эпикура. Перечисленные последователи Демокрита обычно развивали только
отдельные стороны его учения, в целом же, как правило, их взгляды далеко не
совпадали с учением Демокрита.
Демокрит, согласно
ряду источников, был долгожителем и прожил больше ста лет, не прекращая научных
занятий, Среди легенд о нем рассказы о старости и смерти Демокрита занимают
особое место.
Под конец жизни
Демокрит потерял зрение. Вокруг этого факта ходили разные слухи, Многие
говорили, что Демокрит сам, преднамеренно лишил себя зрения, даже описывали,
каким образом: он сконцентрировал в вогнутом медном зеркале (щите) луч солнца
и, направив его на свои глаза, выжег их. Сделал же он это якобы с той целью,
чтобы свет, чувственно воспринимаемый глазом, не затмил остроты его ума.
Некоторые исследователи считают, что если это и вымысел, то очень правдоподобный,
так как подчеркивает внутреннюю противоречивость, присущую Демокриту и отличающую
его от Эпикура: Демокрит, отчаявшись в знаниях; лишает себя зрения.
Это, конечно,
вымысел. Способ ослепления здесь фантастический, Плутарх назвал эту историю
ложью, Весь рассказ основан, видимо, на теории Демокрита о ясном и темном
познании, а также на его учении о зажигательных зеркалах. Однако легенда
характерна. Немудрено потерять зрение в 90 или больше лет, тем более что
теория цвета Демокрита заставляет думать о какой-то аномалии его глаз. «Эмпирическому
естествоиспытателю», пользовавшемуся опытом и наблюдением, зрение было
необходимо. Но, ослепнув, Демокрит мужественно считал, что теперь он зато
сможет полностью углубиться в исследование умопостигаемой истины. Эту истину он
считал глубоко сокрытой и часто противоречащей чувственному восприятию. Это
касалось и моральных истин. По свидетельству Цицерона «Демокрит, потеряв
зрение, не мог отличать белое от черного, но хорошее и дурное, справедливое и
несправедливое, благородное и позорное, полезное и вредное, великое и малое
различать он мог; не умея различать цвета, он мог жить
счастливо, а без правильной оценки вещей он не мог». В поздних источниках
мотивировки мнимого самоослепления Демокрита меняются. Самая удивительная
версия (вполне достойная христианского аскета) высказана Тертуллианом:
«Демокрит ослепил себя, так как не мог смотреть на женщин без вожделения…». Это
в глубокой старости?! Поистине вражда к «безбожнику» и материалисту ослепляет
без зажигательных стекол. Демокрит, занятый наукой, не обращал внимания на
женщин. Он даже считал, что философу и мудрецу лучше не иметь своих детей. Но
он не проповедовал аскетизма, и среди предметов его научных изысканий были и
вопросы эмбриологии.
Когда Демокрит
почувствовал, что он уже совершенно немощен, он, подобно Анаксагору,
добровольно ушел из жизни.
По свидетельству
древних, Демокрит написал два основных произведения: «Большой мирострой» (Megas
diakosmos) и «Малый мирострой» (Micros diakosmos), а также свыше 50 трактатов,
составленных Фрасиллом, и 9 книг «Причин» (Aitiai). Часть исследователей
приписывают авторство «Большого миростроя» Левкиппу. Но ничто не мешает
допустить, что такое же произведение, развивающее и дополняющее взгляды
Левкиппа, было и у Демокрита: одинаковые заглавия сплошь и рядом встречаются у
древних философов. Остальные произведения демокритовского «корпуса» (свода сочинений)
энциклопедически охватывают все известные в античности области философского и
научного знания. Это сочинения моральные, «физические» (естественнонаучные),
математические, географические, сочинения о музыке и, наконец, «технические»
(по медицине, сельскому хозяйству и военному делу). Однако «ни для одного
великого философа древности судьба его сочинений не оказалась такой мачехой,
как для Демокрита» -- его произведения погибли. Из огромного литературного
достояния философа остались фрагменты, цитируемые древними авторами,
свидетельства античных историков и философов, остались изречения, сохраненные в
различных сборниках, и, наконец, есть сведения о некоторых взглядах и
содержании работ Демокрита из сочинений тех авторов, которые полемизировали с
ним, иногда при этом до неузнаваемости искажая его точку зрения. Впрочем, это
касалось не только Демокрита, но и большинства древнегреческих философов,
близких к линии материализма.
Мнения
древних мыслителей не исчезли. Их находят и восстанавливают. Они живы,
поскольку живы вопросы, по поводу которых недоумевали древние и которые они
по-своему решали. Проследим же за мыслью Демокрита из Абдер.
Атомистическая
теория Левкиппа – Демокрита была закономерным результатом развития
предшествующей философской мысли. В атомистической системе Демокрита можно
найти части основных материалистических систем древней Греции и древнего
востока. Даже важнейшие принципы – принцип сохранения бытия, принцип притяжения
подобного к подобному, само понимания физического мира как возникшего из
соединения первоначал, зачатки этического учения – всё это уже было заложено в
философских системах, предшествующих атомизму.
Однако предпосылками атомистического
учения и его философскими истоками были не только «готовые» учения и идеи,
которые атомисты застали в свою эпоху. Многие исследователи считают, что учение
об атомах возникло как ответ на вопросы, поставленные элейцами, и как
разрешение обнаружившегося противоречия между чувственно воспринимаемой и
умопостигаемой реальностью, ярко выразившегося в «апориях» Зенона.
Согласно
Демокриту, Вселенная – это движущаяся материя, атомы веществ (бытие – to on,
to den) и пустота (to unden, to meden); последняя также реальна, как и бытие.
Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создают все вещи, их разъединение приводит
к гибели и разрушению последних.
Введение
атомистами понятия пустоты как небытия имело глубокое философское значение.
Категория небытия дала возможность объяснять возникновение и изменение вещей.
Правда у Демокрита бытие и небытие сосуществовали рядом, раздельно: атомы были
носителями множественности, пустота же воплощала единство; в этом была
метафизичность теории. Ее пытался преодолеть Аристотель, указывая, что мы видим
«одно и то же непрерывное тело то жидким, то затвердевшим», следовательно,
изменение качества — это не только простое соединение и разъединение. Но на
современном ему уровне науки он не мог дать этому должного объяснения, в то
время как Демокрит убедительно доказывал, что причина этого явления — в
изменении количества междуатомной пустоты.
Понятие
пустоты привело к понятию пространственной бесконечности. Метафизическая
черта древней атомистики проявилась также в понимании этой бесконечности как
бесконечного количественного накапливания или уменьшения, соединения или
разъединения постоянных «кирпичиков» бытия. Однако это не значит, что Демокрит
вообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в его картине
мира огромную роль. Целые миры превращаются в другие. Превращаются и отдельные
вещи, ибо вечные атомы не могут исчезать бесследно, они дают начало новым
вещам. Превращение происходит в результате разрушения старого целого,
разъединения атомов, которые затем составляют новое целое. Согласно Демокриту,
атомы неделимы (atomos—«неделимый»), они абсолютно плотны и не имеют физических
частей. Но во всех телах они сочетаются так, что между ними остается хотя бы
минимальное количество пустоты; от этих промежутков между атомами зависит
консистенция тел.
Кроме
признаков элейского бытия атомы обладают свойствами пифагорейского «предела».
Каждый атом конечен, ограничен определенной поверхностью и имеет неизменную
геометрическую форму. Наоборот, пустота, как «беспредельное», ничем не
ограничена и лишена важнейшего признака истинного бытия — формы. Атомы
чувственно не воспринимаемы. Они похожи на пылинки, носящиеся в воздухе, и незаметные
вследствие слишком малой величины, пока на них не упадет луч солнца, проникший
через окно в помещение. Но атомы гораздо меньше этих пылинок; только луч мысли,
разума может обнаружить их существование. Они невоспринимаемы еще и потому, что
не имеют обычных чувственных качеств – запаха, цвета, вкуса и т. п.
Сведение строения материи к элементарным
и качественно однородным физическим единицам, чем «стихии», «четыре корня» и
отчасти даже «семена» Анаксагора, имело в истории науки огромное значение.
Чем же, однако, различаются между
собой атомы Демокрита?
Изучая свидетельства Феофраста, ученика Аристотеля, чьи
комментарии послужили первоисточником многих более поздних сообщений о
философии греческих досократиков, включая Демокрита, английский исследователь
Мак Диармид отметил определенное противоречие. В одних местах речь идет только
о различии форм атомов, в других — также о различии их порядка и положения.
Однако понять нетрудно: порядком и положением (поворотом) могут различаться не
единичные атомы, а составные тела, или группы атомов, в одном составном теле.
Такие группы атомов могут быть расположены вверх или вниз (положение), а также
в разном порядке (как буквы НА и АН), что и видоизменяет тело, делает его
другим. И хотя Демокрит не мог предугадать законов современной биохимии, но
именно из этой науки мы знаем, что, действительно, несходство двух одинаковых
по составу органических веществ, например двух полисахаридов, зависит от
порядка, в котором выстроены их молекулы. Огромное разнообразие белковых
веществ зависит преимущественно от порядка расположения в их молекулах
аминокислот, причем число возможных комбинаций при их сочетаниях практически
бесконечно. Фундаментальные частицы материи, существования которых предполагал
Демокрит, соединяли в себе в некоторой мере свойства атома, молекулы,
микрочастицы, химического элемента и некоторых более сложных соединений.