рефераты скачать

МЕНЮ


Материалистическое понимание истории К. Маркса

государственной (общенародной) и кооперативно – колхозной. Общественная

собственность обуславливает отсутствие эксплуататорских классов и

эксплуатации человека человеком, отношения товарищеского сотрудничества и

взаимопомощи работников производства.

В социалистическом обществе имеются два дружественных класса – рабочий

класс и колхозное крестьянство. Различия между классами, а также между ними

и интеллигенцией постепенно стираются. Отношения всех социальных групп

характеризуются социально – политическим и идейным единством отношений

социалистических наций – дружбой, сотрудничеством и братской взаимопомощью.

На основе общественной собственности при социализме осуществляется

недоступное для капитализма планомерное развитие народного хозяйства.

Развитие и совершенствование общественного производства служат все более

полному удовлетворению растущих материальных и культурных потребностей

народа. Жизнь социалистического общества строится на основе широкой

демократии, привлечения трудящихся к активному участию в управлениями

государственными делами. Социалистический демократизм обеспечивает как

социальные права – право на труд, на отдых, на бесплатное образование и

медицинское обслуживание, на обеспечение в старости, равные права женщин и

мужчин, граждан всех рас и национальностей, так и политические свободы -

свободу слова, печати, митингов и собраний, право избирать и быть

избранным. Социализм отличается от высшей стадии коммунизма степенью

зрелости всех сторон общественной жизни. Производительные силы при

социализме еще не развиты настолько, чтобы обеспечить изобилие продуктов, а

труд еще не стал первой жизненной необходимостью всех членов общества. В

силу этого распределение материальных благ здесь осуществляется по принципу

“от каждого по способности, каждому по труду”. Развитие социализма

закономерно приводит к коммунизму. [18]

При коммунизме возникает единая, всенародная собственность на средства

производства. При социализме сохраняются различия между рабочим классом и

колхозным крестьянством, при коммунизме же они исчезают. То же самое

произойдет и с существующими при социализме различиями между рабочими и

крестьянами, с одной стороны, и интеллигенцией - с другой. Все эти различия

обусловлены, в конечном счете, уровнем развития производительных сил. Этим

же фактором определяются и различия в формах распределения, которые при

социализме подчинены принципу – каждому по количеству и качеству его труда,

а при коммунизме – каждому по его потребностям. На основе роста

производительных сил при коммунизме утвердится прямое распределение

продуктов, вместо существующих еще при социализме товарно-денежных

отношениях. Изменениям в экономике соответствуют и изменения в надстройке.

На определенной ступени капитализма полностью отомрут политические и

правовые учреждения, политическая и правовая идеология, утвердятся единые

общепризнанные правила коммунистического общежития, соблюдение которых

станет внутренней потребностью и привычкой всех людей, полностью отомрет

государство, будет происходить все большее всестороннее сближение наций до

полного исчезновения всяких различий между ними. Коммунизм является высшей

формой организации общества, которая будет функционировать на основе

высокого уровня развития производительных сил, науки, техники, культуры и

коммунистического общественного самоуправления.

Постепенное перерастание социализма в коммунизм происходит, по Марксу,

в рамках глубоких качественных преобразований, концентрирующихся вокруг

трех главных проблем: создания на основе ускорения прогресса науки и

техники материально – технической базы коммунизма (решающее звено в цепи

всех социально – экономических задач), развития коммунистических

общественных отношений и формирование нового человека – всесторонне

развитой личности, гармонически сочетающей в себе духовное богатство,

моральную чистоту и физическое совершенство.

При коммунизме достигаются и в полной мере реализуются гармонические

отношения между личностью и обществом.[19]

Изложенное приводит к выводу о последовательности и прогрессивности

общественных изменений. Каждая высшая общественно-экономическая формация

отличается от низшей недосягаемым для нее уровнем производительности труда,

которая обеспечивается более высокой ступенью развития производительных

сил, новым типом производственных отношений и новой надстройкой. Каждая

новая формация демонстрирует еще и более сложное строение по сравнению со

старой формацией. Это усложнение может выражаться в появлении принципиально

новых элементов, например антагонистических классов при переходе от

первобытнообщинного строя к рабовладельческому и в исчезновении этих

элементов при переходе от капиталистического строя коммунистическому. Но

какой бы характер ни принимало усложнение формационного строения на

лестнице поступательного развития человечества, в его основе в конечном

счете лежат процессы изменения в сфере материального производства.

2.3. Социальная революция как закон смены общественно - экономических

формаций

Важную роль в материалистическом понимании истории играет категория

социальной революции. Она выступает необходимой составляющей логической

системы марксистской философии и, поэтому заслуживает самостоятельного

рассмотрения в рамках настоящей работы.

Общефилософской основой теории социальной революции является диалектико-

материалистическое учение о развитии как высшем типе движения, всеобщем

принципе изменения всего материального мира, в том числе социальной формы

существования материи. Согласно закону перехода количественных изменений в

качественные, эволюционное развитие подготавливает революцию.

Сам термин «революция» обозначает коренные качественные изменения как

общества в целом, так и его отдельных сторон - науки, культуры и так далее.

Это всегда скачок в развитии общества, в ходе которого развивается основное

противоречие системы, происходит отрицание старого новым. Подобное

отрицание выражается, с одной стороны, в ликвидации всего отжившего в

развивающийся системе, с другой – в преемственности между новым и старым ее

состоянием и наконец, в порождении таких элементов, которых не было в

старом, отрицаемом состоянии. При этом революция соотносится лишь с

прогрессивным развитием, с переходом от низшего к высшему.

В контексте материалистического понимания истории революция понимается

как материально обусловленная движущая сила исторического процесса. На

определенной ступени своего развития, - писал К. Маркс в предисловии к

«Критике политической экономии», - материальные производительные силы

общества приходят в противоречия с существующими производственными

отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с

отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из

форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы.

Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической

основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной

надстройке.[20]

Поскольку, по Марксу при совокупности определенных условии социальная

революция является неизбежной, ее свершение можно назвать общественным

законом, которому подчиняется развитие человечества от одной общественно-

экономической формации к другой. Однако в отличии от других общественных

законов этот действует лишь в конкретный исторический период развития

общества. Продолжительность его действия всякий раз зависит от

исторического типа революции, своеобразия внутренних и внешних условии той

страны, в которой она совершается.

По своему историческому значению социальные революции – важнейшие

рубежи общественного развития, не только отделяющие одну общественно -

экономическую формацию от другой, но и выражающие собой преемственность,

поступательный характер исторического движения. Без социальной революции ни

одна общественно экономическая формация не может занять место

предшествующей формации. Вместе стем социальные революции различных

исторических эпох во многом непохожи, специфичны. Историческая

необходимость здесь заключается в повторяемости общих существенных черт,

без которых нет единства исторического процесса. Повторяемость

обнаруживается в социальных революциях в том, что коренная ломка старой

формации всегда имеет свои истоки в обострении противоречия между

производительными силами и производственными отношениями данного общества.

Социальная революция, по Марксу носит двоякий характер: «Каждая революция

разрушает старое общество, и постольку она социальна. Каждая революция

низвергает старую власть, и постольку она имеет политический

характер».[21]

Политеизм социальной революции проистекает из классовой борьбы. В этом

отношении любая социальная революция есть высший этап развития классовой

борьбы, дошедший до наибольшего ожесточения.[22] В ее ходе разрешается

вопрос о власти. По словам К. Маркса, «каждый стремящейся к господству

класс, - если даже его господство обусловливает… уничтожение всей старой

общественной формы и господства вообще, - должен прежде всего завоевать

себе политическую власть, для того чтобы этот класс… мог представить свой

интерес как всеобщий».[23]

В конечном итоге, социальная революция – это совокупность переворота

материального, в экономических условиях производства, и переворота

идеологического, происходящего в политической, религиозной, художественной,

философской и иных сферах жизни, в которых люди осознают социальный

конфликт и борются за его разрешение. При этом основополагающей движущей

силой в этом процессе выступают противоречия материальной жизни,

существующий конфликт между общественными производительными силами и

производственными отношениями.

Социальные революции, таким образом, можно назвать выражением сущности

естественно-исторического процесса развития общества. Будучи, по Марксу,

неизбежными, они являются законом истории, ее «локомотивами», обеспечивают

смену одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной.

3. Историческая необходимость и сознательная деятельность людей

Исторический материализм рассматривает развитие общества как

естественно-исторический процесс, который никем не может быть отменен и

который осуществляется на основе объективных закономерностей, проходя через

исторически необходимые этапы поступательного движения. Эти объективные

закономерности действуют во всех общественно-экономических формациях и в то

же время конкретно - исторически проявляются в специфических законах

развития каждой из них. По словам Т. И. Ойзермана, «они не существуют

отдельно от этих особенных, исторически преходящих законов, но и последние…

неотделимы от наиболее общих… закономерностей».[24]

Таким образом, марксистское понимание общественно-исторического

процесса нельзя воспринимать как обоснование лишь всеобщих социальных

закономерностей: в рамках конкретно-исторического периода времени это

всеобщее проявляется в специфических формах, что позволяет различать типы

общественно-экономических формаций и говорить об изменениях в обществе в

процессе его развития. В то же время признание Марксом существования

наиболее общих закономерностей подтверждает историческую связь и

преемственность между различными историческими эпохами, целостность

исторического процесса.

Общественные закономерности возникли с появлением общества. Они имеют

конкретно-исторический характер, так как неразрывно связаны с определенными

историческими условиями.

Общественные закономерности выступают как устойчивые тенденции в

историческом развитии. Значение их состоит в том, что они обусловливают

развертывание событий в определенном направлении, благодаря чему история

движется не хаотически, а с объективно необходимой последовательностью в

смене явлений. Из одной общественно-экономической формации закономерно

возникает другая, более высокая по степени развития, в каждой из них

действует своя объективная логика событий.

Исторический материализм рассматривает общественные закономерности не как

внешнюю силу, раз и навсегда предопределившую каждую ступень в развитии

общества, каждое явление, а как внутреннюю логику исторических событий,

которая возникает в процессе их развертывания на основе деятельности людей.

Объективная реальность социального создается и изменяется человечеством.

Производительные силы – результат созидательной деятельности многих

поколений людей. Именно многих, вследствие чего уровень производительных

сил не зависит от каждого отдельного поколения. Маркс специально

подчеркивает последнее обстоятельство, так как оно объясняет, почему и как

человечество само создает объективную, определяющую основу общественной

жизни. Он пишет: «… люди не свободны в выборе своих производительных сил,

которые образуют основу всей их истории, потому что всякая производительная

сила есть приобретенная сила, продукт предшествующей деятельности. Таким

образом, производительные силы – это результат практической энергии людей,

но сама эта энергия определена теми условиями, в которых люди находятся,

общественной формой, существовавшей до них, которую создали не эти люди, а

предыдущее поколение».[25] Развивая эту мысль в другой работе, Маркс

отмечает: «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им

вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые

непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого».[26]

Люди сами творят свою историю, но при определенных обстоятельствах,

которые подготовлены предшествующим развитием и не зависят от выбора людей.

Изменение этих обстоятельств осуществляется в человеческой практике на

основе использования общественных закономерностей. В ходе диалектического

взаимодействия объективных условий и человеческой деятельности совершается

исторический прогресс. Изменяя обстоятельства, люди изменяют самих себя.

В этом единстве двух противоположностей первичным, определяющим

являются объективные условия. Их нельзя по одному лишь желанию людей

создать или отменить. Только на основе учета объективных условий и путем

использования общественных закономерностей люди могут добиться успехов в

достижении своих целей. По этому поводу Маркс писал: «Общество, если даже

оно напало на след естественного закона своего развития... не может ни

перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние

декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов».[27]

Экономическое развитие составляет главное содержание объективной

обусловленности исторического процесса и выступает первоосновой

исторических закономерностей. К ней относятся также и другого рода явления

общественной жизни, существующие вне сознания людей (например, обострение

классовых и национальных антагонизмов в капиталистическом обществе, распад

колониальной системы и другие подобные процессы).

Но есть и другой фактор общественного развития, существующий в

сознании людей - это сознательная практическая деятельность масс, классов и

их организаций, направленная на изменение существующего положения в

соответствии со своими интересами и обеспечивающая это изменение на основе

знания законов общественного развития.

Анализ материального производства и его главной производительной силы

– трудящихся – привел Маркса к важнейшему выводу о решающей роли народных

масс в истории. Именно народ, создающий материальные ценности, выступает

также творцом духовной культуры человечества, определяющей силой

общественно-политического развития. В. И.Ленин указывал, что исторический

материализм «впервые дал возможность с естественно-исторической точностью

исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий».[28]

Исследуя общественные условия жизни народных масс, закономерный

процесс изменения этих условий в связи с развитием производительных сил и

производственных отношений, Маркс пришел к научным выводам о решающей роли

народных масс в общественном развитии, о борьбе классов и объективной

неизбежности прогрессивного развития общества в направлении к социализму.

Таким образом, исторический процесс имеет в своей основе ряд

устойчивых факторов, которые обусловливают его прогрессивное движение.

Иными словами, развитие общества подчинено идее исторической необходимости,

то есть обязательности проявления объективных законов истории. Эти законы в

своем осуществлении опосредуются конкретными условиями исторического

процесса, в силу чего в реальности проявляется та или иная специфика

исторических событий.[29] Данный факт, однако, свидетельствует лишь о

сложности исторического процесса, ни в коей мере не опровергая общие законы

и тенденции развития общества.

Сознательная же деятельность людей выступает в качестве опосредования

необходимости, поскольку служит ее осуществлению. В реальной жизни в

результате действия объективных законов общественного развития возникают

такие условия и возможности, реализация которых зависит от деятельности

народных масс. В этой связи В. И.Ленин отмечал, марксистская теория

«отличается от всех других… теорий замечательным соединением полной научной

трезвости в анализе объективного положения вещей и объективного хода

эволюции с самым решительным признанием значения революционной энергии,

революционного творчества, революционной инициативы народных масс, - а

также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий, умеющих

нащупать и реализовать связь с теми или иными классами».[30]

Из сказанного следует вывод, что в рамках марксистского понимания

истории необходимость выступает в виде естественно-исторических законов,

непреложных детерминант развития общества. Тем не менее, она может быть

реализована только через сознательную деятельность людей и, в конечном

итоге, - народных масс.

Заключение

Исследования, проведенные в рамках настоящей работы, позволяют

сформулировать ряд важных выводов.

1. Материалистическое понимание истории К. Маркса представляет собой

самостоятельную систему в философии марксизма. В качестве метода познания

объективных законов исторического развития общества здесь используется

метод диалектического материализма, который оперирует категориями,

характеризующими обусловленность истории человеческого общества

материальным производством: общественное бытие, общественное сознание,

производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка. Они

составляют тот каркас, на котором базируется историко-философская концепция

К. Маркса.

2. Категория «общественно-экономическая формация» является

интегративной и имеет громадное методологическое значение для философии

исторического материализма. Все важнейшие категории данной философской

системы так или иначе интегрируются в понятии «общественно-экономической

формации». Так, невозможно раскрыть определения экономического базиса и

надстройки только через их взаимное становление как парных категорий,

необходимо одновременно указать их место в ряду всех других категорий,

характеризующих общественно-экономическую формацию. Именно в ней

концентрируются наиболее важные детерминанты исторической динамики

общества, движущие силы общественного прогресса.

3. Прогрессивное общественное развитие обнаруживает себя через

множество зигзагов истории – застой, гибель отдельных цивилизаций и так

далее. Это свидетельствует о его сложности. Однако неизменной остается

логика исторического процесса, выражающаяся в определенной

последовательности смены общественно-экономических формаций. Она находит и

свое практическое подтверждение: так, ни один из народов не развивался в

направлении от феодализма к рабству, или от капитализма к феодализму.

Общественное развитие в целом осуществляется в виде необратимого процесса,

что и отражается в марксистском понимании главного направления прогресса

человечества как последовательной смены формаций.

4. В марксизме понятие общественно-экономической формации неразрывно

связано с понятием социальной революции. Последняя представляет собой такой

качественный скачок, который знаменует кардинальный переворот в

общественной жизни и означает, что низвергается отживший и утверждается

новый прогрессивный общественный строй. Социальная революция с логической

необходимостью завершает процесс разрешения возникающего на определенном

этапе развития производства противоречием между производительными силами и

производственными отношениями, которое является самой глубокой

экономической основой и причиной всякой социальной революции, замена одной

общественно-экономической формации другой.

5. Исторический процесс является объективно обусловленным, поскольку

подчиняется законам общественного развития. Они формируются как устойчивые,

необходимые, существенные связи между людьми или элементами общественной

системы на основе общественного материального производства в ходе

осознанных действий больших масс людей, преследующих свои цели. Появление

этих законов нельзя рассматривать ни как требование какой-то внешней по

отношению к обществу силы, ни как произвольные стремления господствующей

социальной группы. Люди по своему желанию произвольно не могут отменять

или заменять их. Объективные законы сами детерминируют деятельность людей,

обуславливают определенный порядок отношений между ними. Однако реализация

объективных законов находится в диалектической взаимосвязи с сознательной

деятельностью людей, причем эта деятельность может иметь такие последствия,

которые не входили в намерения классов и общества. Это значит, что люди

сами делают свою историю, выступая, по словам К. Маркса, не только

авторами, но и актерами своей собственной драмы.

Список использованной литературы

1. Диалектика общественного развития. Ред. В.Ж. Келле. Ленинград:

Издательство ЛГУ, 1988.

2. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.:

Издательство политической литературы, 1984.

3. Исторический материализм. Ред. Шептулин А.П., Разин В.И. М.: Высшая

школа, 1974.

4. Исторический материализм как социально-философская теория. Ред.

Разин В.И. М.: Высшая школа, 1982.

5. Исторический материализм. Учебно-методическое пособие. Ред. Буева

Л.П., Бурлак В.Н.. М.: МГУ, 1971.

6. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч.

7. Категории исторического материализма. Ред. Дряхлов Н.И., Разин В.И.

М.: Мысль, 1980.

8. Келле В., Ковальзон М. Исторический материализм. Курс лекций. М.:

Высшая школа, 1962.

9. Крутова О.Н. Человек и история: проблема человека в социальной

философии марксизма. М.: Политиздат, 1982.

10. Ленин В.И. Соч. 11. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской

науки. М.: Мысль, 1982.

12. Марксистско-Ленинская философия. М.: Издательство политической

литературы, 1966.

13. Марксистско-Ленинская теория исторического процесса. Исторический

процесс: целостность, единство и многообразие, формационные ступени. М.:

Наука, 1983.

14. Марксистско-Ленинская теория исторического процесса. Исторический

процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное. М.:

Наука, 1981.

15. Материальное производство и общественное сознание. Межвузовский

сборник научных трудов. Новосибирск, 1987.

16. Момджян К.Х. Категории исторического материализма: системность,

развитие. М.: МГУ, 1986.

17. Момджян К.Х. Концептуальная природа исторического материализма.

М.: МГУ, 1982.

18. Нарский И.С. Отчуждение и труд: по страницам произведений К.

Маркса. М.: Мысль, 1983.

19. Ойзерман Т.И. Исторический материализм и идеология «технического»

пессимизма. М.: Знание, 1976.

20. Ойзерман Т.И. Карл Маркс – основоположник диалектического в

историческом материализме. М.: Знание, 1958.

21. Ойзерман Т.И. Научно-философское мировоззрение марксизма. М.:

Наука, 1989.

22. Ойзерман Т.И. Что такое материализм. М.: Госполитиздат, 1955.

23. Ойзерман Т.И. Диалектический материализм и история философии. М.:

Мысль, 1979.

24. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. М.: Мысль, 1986.

25. Ойзерман Т.И. Обобщение Марксом и Энгельсом опыта революций 1848

года. М.: издательство Московского университета, 1956.

26. Пухликов В.К. История философии. Курс лекций. Ч. II.

Постклассическая философия. М., 2001.

27. Теряев Г.В. Общественно-экономическая формация. М.: Издательство

ВПШ и АОН, 1963.

28. Тугаринов В.П. Соотношение категорий исторического материализма.

Ленинград: Издательство ЛГУ, 1958.

29. Философский словарь. Ред. Розенталь М.М. М.: Издательство

политической литературы, 1972.

30. Чесноков Д.И. Исторический материализм. М.: Мысль, 1965.

31. Чесноков Д.И. Марксистско-Ленинское учение о государстве,

революции и диктатуре пролетариата. М.: Высшая школа, 1953.

-----------------------

[1] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т.3. С. 44-45.

[2] Ойзерман Т.И. Диалектический материализм и история философии. М.:

Мысль, 1979. С. 288.

[3] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т.3. С. 19.

[4] Марксистско-Ленинская философия. Издательство политической литературы.

М., 1966. С. 280-282.

[5] Там же. С. 305-311.

[6] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т.24. С. 43-44.

[7] Марксистско-Ленинская философия. Издательство политической литературы.

М., 1966. С. 311-314.

[8] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 13. С. 6-7.

[9] Марксистско-Ленинская философия. Издательство политической литературы.

М., 1966. С. 282-292.

[10] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 23. С. 10.

[11] Там же. Т. 27. С. 402.

[12] Марксистско-Ленинская теория исторического процесса. М.: Наука, 1983.

С. 11.

[13] Там же. С. 9-10.

[14] Философский словарь. Ред. М. М. Розенталь. М., 1972. С. 309-310.

[15] Там же. С. 341.

[16] Там же. С. 431.

[17] Там же. С. 167.

[18] Там же. С. 378.

[19] Там же. С. 379.

[20] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 13. С. 7.

[21] Там же. Т. 1. С. 48.

[22] См: Там же. Т. 4. С. 184.

[23] Там же. Т. 3. С. 32-33.

[24] Ойзерман Т.И. Карл Маркс – основоположник диалектического в

историческом материализме. М.: Знание, 1958. С.34.

[25] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т.27. С.402.

[26] Там же. Т. 8. С. 119.

[27] Там же. Т. 23. С. 10.

[28] Ленин В. И. Соч. Т. 21. С. 40.

[29] Исторический материализм как социально-философская теория. М.: Высшая

школа, 1982. С. 55.

[30] Ленин В. И. Соч. Т. 16. С. 23.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.