рефераты скачать

МЕНЮ


Материалистическое понимание истории в советской философии


Закономерности развития производительных сил и производственных отношений

Способ производства как определяющая материальная основа жизни общества развивается на основе присущих ему объективных закономерностей. К общим закономерностям развития и изменения способа производства относятся:

1) определяющая роль производительных сил в развитии способа производства;

2) активная роль производственных отношений в развитии производительных сил;

3) возникновение и формирование нового способа производства в недрах старого строя. Познание этих закономерностей дает возможность уяснить, что источники развития производства находятся не вне его, а в нем самом, т. е. в диалектике взаимодействия производительных сил и производственных отношений [1, с.314].

Определяющая роль производительных сил в развитии способа производства

Являясь содержанием общественного производства, производительные силы обусловливают изменение производственных отношений, как экономическую форму, в которой осуществляется процесс производства. В процессе развития общественного производства сначала изменяются производительные силы, и прежде всего орудия производства, а вслед за ними изменяются и производственные отношения. В основе смены одного типа производственных отношений другим лежит действие закона соответствия производственных отношений отношении характеру и уровню производительных сил. В этом законе проявляется диалектика двух сторон способа производства, так как производство может развиваться лишь при том условии, если производственные отношения находятся в соответствии с производительными силами.

Соответствие производственных отношений характеру и уровню производительных сил означает, что первые дают достаточный простор последним, позволяют им развиваться в полную меру и являются мощным ускорителем их роста.

В процессе своего совершенствования производительные силы перерастают производственные отношения, и соответствие между ними нарушается. Тогда производственные отношения перестают содействовать свободному развитию производительных сил, начинают их тормозить[1, с.314 - 315].


Историческая необходимость и сознательная деятельность людей. Необходимость и свобода

Исторический материализм рассматривает развитие общества как естественноисторический процесс, который никем не может быть отменен и который осуществляется в деятельности людей на основе присущих ему объективных закономерностей, проходя через исторически необходимые этапы поступательного движения.

Естественным и вполне закономерным было само появление человеческого общества в определенный период развития жизни на Земле. Возникнув стихийно, оно явилось неизбежным следствием изменения природных условий и вынужденного приспособления к ним человекоподобных обезьян, становившихся людьми.

С появлением общества возникли и его закономерности. Общественные закономерности имеют конкретно-исторический характер, так как они неразрывно связаны с определенными историческими условиями.

Общественные закономерности выступают как устойчивые тенденции в историческом развитии. Значение их состоит в том, что "они обусловливают развертывание событий в определенном направлении, благодаря чему история движется не хаотически, а с объективно необходимой последовательностью в смене явлений. Из одной общественно-экономической формации закономерно возникает другая, более высокая по степени развития, в каждой из них действует своя объективная логика событий.

Основные процессы в любом государстве обусловлены общими закономерностями, присущими данной общественно-экономической формации. Общие закономерности действуют в конкретных условиях, следовательно, они должны иметь различные формы проявления.

Исторический материализм рассматривает общественные закономерности не как внешнюю силу, раз и навсегда предопределившую каждую ступень в развитии общества, каждое явление, а как внутреннюю логику исторических событий, которая возникает в процессе их развертывания на основе деятельности людей

Люди сами творят свою историю, но при определенных обстоятельствах, которые подготовлены предшествующим развитием и не зависят от выбора людей. Изменение этих обстоятельств осуществляется в человеческой практике на основе использования общественных закономерностей. В ходе диалектического взаимодействия объективных условий и человеческой деятельности совершается исторический прогресс. Изменяя обстоятельства, люди изменяют самих себя.

В этом единстве двух противоположностей первичным, определяющим являются объективные условия. Их нельзя по одному лишь желанию людей создать или отменить.

 Только на основе учета объективных условий и путем использования общественных закономерностей люди могут добиться успехов в достижении своих целей.

«Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития... не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов»[4, т. 23, стр. 10].

Экономическое развитие составляет главное содержание объективной стороны. К ней относятся также и другого рода явления общественной жизни, существующие вне сознания люди (например, обострение классовых и национальных антагонизмов в капиталистическом обществе, распад колониальной системы и другие подобные процессы).

Субъективный фактор общественного развития — это сознательная практическая деятельность масс, классов и их организаций, направленная на изменение существующего положения в соответствии со своими интересами и обеспечивающая это изменение на основе знания законов общественного развития. Каждый шаг вперед по пути развития культуры, цивилизации был шагом к свободе человечества.

Свобода поведения человека всегда ограничивалась историческими возможностями. Человек мог принять то или иное решение, однако практически осуществить его не мог в силу нереальности замысла, отсутствия объективных условий и средств или достигал совсем не тех результатов, которых желал. Буржуазный либерализм всегда декларировал правовое равенство, но не обеспечивал его фактически.

 Подлинная свобода осуществляется только тогда, когда люди начинают сознательно творить историю, добиваясь желаемых следствий [1, с. 292 - 298].

Общественно – экономические формации

Общественно – экономическая формация – исторический тип общества, основывающийся на определенном  способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества от первобытно – общинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Понятие “общественно – экономическая формация” впервые выработано марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет, во-первых, отличить один период истории от другого и вместо рассуждений об “обществе вообще” исследовать исторические события в рамках определенных формаций; во вторых, вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства (например капиталистической Англии, Франции, ФРГ, США и т.д.), а значит, использовать в исследовании общенаучный критерий повторяемости, применение которого к общественной науке отрицают субъективисты; в третьих … понятие “общественно – экономическая формация” позволяет рассмотреть человеческое общество в каждый период его развития как единый “социальный организм”, включающий в себя все общественные явления в их органичном единстве и взаимодействии на основе способа производства. Наконец, в-четвертых, оно позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации. Каждая общественно – экономическая формация имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории [2, с. 288]. …

В марксистской философии история человеческого общества рассматривается, как смена пяти общественно – экономических формаций: первобытно – общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. Причем коммунистическую формацию делят на две фазы: социализм и коммунизм. Рассмотрим эти формации:

Первобытно – общинный строй.

Первобытно – общинный строй – первичная (или архаическая) общественно – экономическая формация, структура которой характеризуется взаимодействием общинных и родственных форм общинности людей. Деятельность первобытного человека протекает в рамках общины (кровной, родовой, сельской), которая состоит из семей (парных, больших, и т.д.) – ячеек, осуществляющих воспроизводство самого человека и представляющих более или менее зависимые от общины центры хозяйственной, религиозной и т.д. деятельности. В силу экзогамности брака в состав общины, наряду с кровнородственным ядром, входят брачные партнеры, выходцы из других общин. Регулирование брачных отношений, придавая межобщинным связям устойчивый и упорядоченный характер, содействует превращению общин во взаимосвязанные элементы социального целого (браные классы австралийцев, родоплеменная организация, и др.). Первобытно – общинный строй охватывает время от зарождения социальных отношений до возникновения классового общества. При расширительном толковании понятия первичной формации в целом началом первобытно – общинного строя считают фазу первобытного стада, а завершающим этапом – общества общинной государственности, где уже наметилась классовая дифференциация. Наибольшей структурной завершенности первобытнообщинные отношения достигают в период родового строя, образуемого взаимодействием родовой общины и рода. Основой производственных отношений служила здесь общая собственность на средства производства (орудия производства, земля, а также жилище, хозяйственный инвентарь), в пределах которой существовала и личная собственность на оружие, предметы домашнего  обихода, одежду и т.п. Существующие в условиях начальных ступеней технического развития человечества, коллективных форм собственности, религиозно - магических представлений, первобытные отношения вытесняются новыми социальными отношениями (или частично к ним адаптируются) в результате совершенствования орудий труда, форм хозяйства, эволюции семейно- брачных и др. отношений) [2, с.309 - 310].

Рабовладельческий строй.

Рабовладельческий строй – первое классовое антагонистическое общество, возникающее на развалинах первобытно – общинного строя. Рабство в тех или иных масштабах и формах имелось во всех странах и у всех народов. Высшей формы развития оно достигло в Древней Греции и Древнем Риме, где рабы стали главной производительной силой общества. При рабовладельческом строе господствующим и одним из основных классов является класс рабовладельцев  - эксплуататоров. Он распадается на разные социальные группы: крупные землевладельцы, владельцы крупных мастерских, торговцы, ростовщики. Вторым основным классом является многочисленный эксплуатируемый класс рабов. Кроме этих двух основных классов в рабовладельческом обществе имеются промежуточные слои свободного населения: мелкие собственники, живущие своим трудом (ремесленники и крестьяне), а также люмпен – пролетариат, образовавшийся из разорившихся ремесленников и крестьян. Основой господствующих производственных отношений рабовладельческого общества является частная собственность рабовладельцев на средства производства рабов. Эксплуатация рабов, основанная на внеэкономическом принуждении, в значительной мере обусловила низкую производительность труда при рабовладельческом строе. Прибавочный продукт, создаваемый каждым отдельным рабам, был незначителен. Однако общая масса прибавочного продукта при эксплуатации громадного числа рабов и исключительной дешевизне их труда была относительно велика. На этой основе стали возможны известный общественный и технический прогресс, развитие науки, искусства, философии. С возникновением рабовладельческого общества возникает и развивается государство. Вся история рабства является историей классовой борьбы. С разложением рабовладельческого строя классовая борьба достигает своей высшей точки. Восстания рабов переплетаются с борьбой разоряющихся мелких крестьян против крупных землевладельцев. Гибель рабовладельческого строя в Риме ускорилась вторжением извне. Рабовладельческая форма эксплуатации заменяется другой – феодальной. С уничтожением рабовладельческого способа производства рабство полностью не исчезает. Оно продолжает существовать, в тех или иных размерах, и в период феодализма и в период капитализма [2, с. 341].

Феодализм.

Феодализм (от латинского feodum – поместье) – общественно – экономическая формация, которая представляет среднее звено целостного диалектического процесса смены общественно- экономических формаций в ходе всемирно- исторического прогресса: эпоха феодализма лежит между рабовладельческим строем и капитализмом. В истории разных народов феодализм возникал посредством синтеза элементов разложения первобытно - общинных  и рабовладельческих отношений. Наблюдается три типа этого синтеза: с преобладанием первых, вторых или с более или менее равномерным их соотношением. Экономический строй феодализма при всем многообразии его форм в разных странах и в разное время (между древней и новой историей) характеризуется тем, что главное средство производства – земля находится в монопольной собственности господствующего класса феодалов (иногда почти полностью сливающегося с государством), а хозяйство ведется силами и техническими средствами мелких производителей – крестьян. Основное экономическое отношение феодализма находит свое проявление в феодальной ренте, т.е. прибавочном продукте, взимаемым господами (или государством) с производителей в форме работ, денег или натурой (отработочная, денежная, натуральная рента). В систему феодальных отношений необходимо включен город, т. к без сбыта продуктов сельского хозяйства горожанам феодализм не знал бы денежной ренты. Антагонизм феодального общества, основанного на эксплуатации крестьян феодалами (для нее характерно как экономическое, так и внеэкономическое принуждение), порождал многообразие форм проявления социальных противоречий. Среди них высшую, но весьма редкую форму представляли народные, крестьянско – плебейские восстания и войны. Для идеологии феодальной эпохи характерно тяготение к широчайшим, но почти неподвижным и мало основанным на действительных знаниях умозрительным концепциям и мировым религиям (христианство, ислам, буддизм, конфуцианство и др.). Политическое устройство феодального общества на разных этапах его развития различно: от мельчайшей государственной раздробленности до весьма централизованных абсолютных монархий. Специфическую форму представлял собою так называемый “кочевой феодализм”, хотя его основные признаки те же. Поздний период феодализма (нисходящая стадия его развития, как системы) характеризуется зарождением в его недрах мануфактурного производства – зачатка капиталистических отношений. В Западной Европе – это время назревания и свершения ранних буржуазных революций [2, с. 431].

Капитализм.

Капитализм – общественно  экономическая формация, сменившая феодализм. В основе капитализма лежит частная собственность на средства производства и эксплуатация наемного труда. Основной закон капиталистического производства – получение прибавочной стоимости. Для капитализма характерны анархия производства, периодические экономические кризисы, хроническая безработица. Главное противоречие капитализма – междуобщественным характером труда и частнокапиталистической формой присвоения – находит выражение в антагонизме между основными классами капиталистического общества  - пролетариатом и буржуазией. Кульминационной точкой классовой борьбы пролетариата на протяжении всей истории капитализма является социалистическая революция.  Провозглашаемая идеологами капитализма политическое равенство является в значительной мере формальным и дополняется экономическим неравенством. Вся надстройка над капиталистическим базисом, государственная машина и идеология, приспособлена к тому, чтобы отстранить трудящиеся массы от политической жизни. Возникнув в XVI веке, капитализм сыграл прогрессивную роль в развитии общества, обеспечив значительно более высокую по сравнению с феодализмом производительность труда и быстрое развитие производительных сил.

 На рубеже XIX-XX века капитализм вступил свою высшую стадию - империализм, которая характеризуется господством монополий и финансовой олигархии, усилением реакции по всем линиям (политика, идеология, и т.д.). На этой стадии широкое распространение получает государственно – монополистический капитализм, усиливающий милитаризм и соединяющий мощь монополий с силой государства[2, с.167].

Социализм и коммунизм.

          Две фазы коммунистической общественно – экономической формации: социализм ее первая, или низшая, фаза, коммунизм – высшая фаза. В основе их различия лежит степень экономической зрелости.

          Социализм (от латинского socialis – общественный) – социалистический строй , возникающий в результате ликвидации буржуазного способа производства и установления диктатуры пролетариата (!), основанный на общественной собственности на средства производства, существующей в двух формах – государственной (общенародной) и кооперативно – колхозной. Общественная собственность обуславливает отсутствие эксплуататорских классов и эксплуатации человека человеком, отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи работников производства.

В социалистическом обществе имеются два дружественных класса – рабочий класс и колхозное крестьянство. Различия между классами, а также между ними и интеллигенцией постепенно стираются. Отношения всех социальных групп характеризуются социально – политическим и идейным единством отношений социалистических наций – дружбой, сотрудничеством и братской взаимопомощью. На основе общественной собственности при социализме осуществляется недоступное для капитализма планомерное развитие народного хозяйства. Развитие и совершенствование общественного производства служат все более полному удовлетворению растущих материальных и культурных потребностей народа. Жизнь социалистического общества строится на основе широкой демократии, привлечения трудящихся к активному участию в управлениями государственными делами. Социалистический демократизм обеспечивает как социальные права – право на труд, на отдых, на бесплатное образование и медицинское обслуживание, на обеспечение в старости, равные права женщин и мужчин, граждан всех рас и национальностей, так и политические свободы - свободу слова, печати, митингов и собраний, право избирать и быть избранным. Социализм отличается от высшей стадии коммунизма степенью зрелости всех сторон общественной жизни. Производительные силы при социализме еще не развиты настолько, чтобы обеспечить изобилие продуктов, а труд еще не стал первой жизненной необходимостью всех членов общества. В силу этого распределение материальных благ здесь осуществляется по принципу “от каждого по способности, каждому по труду”. Развитие социализма закономерно приводит к коммунизму [2, с. 378].

При коммунизме будет единая, всенародная собственность на средства производства. При социализме сохраняются различия между рабочим классом и колхозным крестьянством, при коммунизме она исчезнет. То же самое произойдет и с существующими при социализме различиями между рабочими и крестьянами с одной стороны и интеллигенцией с другой. Все эти различия обусловлены, в конечном счете, уровнем развития производительных сил. Этим же фактором определяются и различия в формах распределения, которые при социализме подчинены принципу – каждому по количеству и качеству его труда, а при коммунизме – каждому по его потребностям. На основе роста производительных сил при коммунизме утвердится прямое распределение продуктов, вместо существующих еще при социализме товарно-денежных отношениях. Изменениям в экономике соответствуют и изменения в надстройке. На определенной ступени капитализма полностью отомрут политические и правовые учреждения, политическая и правовая идеология, утвердятся единые общепризнанные правила коммунистического общежития, соблюдение которых станет внутренней потребностью и привычкой всех людей, полностью отомрет государство, будет происходить все большее всестороннее сближение наций до полного исчезновения всяких различий между ними. Коммунизм является высшей формой организации общества, которая будет функционировать на основе высокоразвитых производительных сил, науки, техники, культуры и коммунистического общественного самоуправления.


Постепенное перерастание социализма в коммунизм состоит в ряде глубоких качественных преобразований, концентрирующихся вокруг трех главных проблем: создания на основе ускорения прогресса науки и техники материально – технической базы коммунизма (решающее звено в цепи всех социально – экономических задач), развития коммунистических общественных отношений и формирование нового человека – всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

При коммунизме достигаются и в полной мере реализуются гармонические отношения между личностью и обществом [2, с.379].

Заключение.

Футуризм в Марксистской философии.

          Маркс  и Энгельс основывали свою философию на последних достижениях науки, старались объяснить историю человеческого общества на научной основе, с точки зрения материализма. Это сильная сторона рассматриваемой философии. На основе закономерностей экономического развития, можно вполне понятно и логично объяснить историю человечества. Вместе с тем  Маркс, Энгельс и их последователи не ограничились объяснением хода истории, они выступают в качестве футуристов, предсказывают будущее. Все понимают, что такое первобытно – общинный строй, рабовладельческий, феодализм, капитализм, но кто может точно сказать, каким будет коммунизм? Задача прогноза будущего намного сложнее, чем анализ уже свершившихся фактов. Ведь ошибку в объяснении того или иного исторического события можно обнаружить, проверить, исправить. И, таким образом добиться правильного понимания истории.  А кто может дать ответ, что случится завтра?  Вот пример: в “философском словаре”, советских времен  можно прочитать фразу “В СССР социализм победил полностью и окончательно…”[2, с. 378], а ведь история  привела к совсем другим (хотя по-своему закономерным) результатам. Со времени появления Марксистской философии прошло достаточно времени, чтобы стало возможным оценить качество футуристических прогнозов, на основе фактов, ставших уже историей. Так, можно уже смело сказать, что была серьезно недооценена способность капитализма к саморазвитию, совершенствованию. Было недооценено влияние личности на историю (пример – Гитлер, фашист, идеям которого почему-то поверили немцы – народ с несомненно высокой культурой и моральными качествами). И т.д.

          Но в марксизме не только делается попытка предсказать будущее, там говорится о конкретных методах ускорения хода истории, развития прогресса общества. И, конечно всем известно, что эти методы применялись на практике, и привели к конкретным результатам, которые, по мнению автора, следует еще долго и внимательно анализировать. В любом случае в социалистических государствах, в свое время, жило около одной трети всего населения Земли [2, с. 378]. И эти государства были вполне жизнеспособными. А Китай и Вьетнам, например, кажутся процветающими и успешно развивающимися и в наши дни.

          Вместе с тем, исходя только из общих экономических законов, невозможно делать краткосрочные и конкретные прогнозы. А ведь именно таким прогнозам в советское время придавали большое значение. Так, например плановая экономика имела вполне понятные недостатки, но она не претерпевала серьезных изменений на протяжении почти всей истории СССР.

          С другой стороны, и долгосрочные прогнозы строительства коммунизма не представляются автору особо реалистичными. Взять, например принцип “от каждого по способности – каждому по потребности”. Потребности человека растут по мере развития производства.  После того, как человек добивается какой – либо цели, он ставит перед собой новую, еще более сложную. В любом обществе, на протяжении всей истории человечества были люди, которые стремились добиться наибольшего материального благополучия. Маловероятно, что человечество когда-либо сможет удовлетворить любые капризы, всякого отдельного человека. Ведь население Земли неуклонно продолжает увеличиваться, а ресурсы со временем истощаются. Должны же существовать какие то разумные ограничения.         

          Подводя итог написанному, можно сказать, что футуризм является, с одной стороны важной и интересной частью марксистской философии. С другой стороны, по мнению автора, существует явное преувеличение возможностей точного прогнозирования будущего.   

Мое отношение к Марксизму.

          Марксизм, несомненно, оказал большое влияние на философию. И, конечно на историю нашей Родины, а следовательно на всех нас. Автор считает сильными сторонами  марксистской философии то, что она основывается на результатах науки, стремится добиться прогресса человеческого общества, добиться высоких идеалов справедливости, культуры,  ускорить развитие науки и техники. Такая направленность марксизма  подтверждается историей, практическими достижениями эпохи Советского Союза. Эти достижения можно противопоставить современным проблемам нашего общества, таким как: низкая рождаемость и сокращение численности населения, терроризм, преступность, наркомания, тяжелая экономическая ситуация, проблемы науки, образования, медицины, и т.д.

          Вместе с тем известны “перегибы” советских времен в областях политики, экономики, решения  общественных проблем, цензуры в искусстве, и т.д. И нередко “основанием” таких “перегибов” служили идеи филосовского характера.

          Марксизм основан на науке, а наука непрерывно развивается, все более быстрыми темпами. Как, в свое время, открытие Дарвином законов эволюции оказало влияние  философскую мысль, так и современная философия, по крайней мере, связанная с общественными явлениями, должна учитывать новые открытия ученых. Марксизм подчеркивает роль экономики в истории человечества. Но помимо экономики, существуют и другие науки, такие, как, например, психология. В старых учебниках можно найти критику попыток учесть вопросы, связанные с  психологией при анализе общественных явлений. Утверждается, что марксистская философия – единственно верная, а все другие современные философские системы – неверны в корне.  По мнению автора, это неправильно. Открытия науки объективны, их нужно использовать во благо человека. Здесь нужна последовательность, учитывая экономические законы, нельзя закрывать глаза на законы, открытые в других областях знания. Интересны также и другие философские концепции.

          Автор считает, что философия истории тесно связана с вопросом мировоззрения людей, живущих в обществе.  Без такого мировоззрения, правильных ценностей, целей, общество не может быть  “здоровым”, успешно развиваться. Будущее за философскими концепциями, соответствующими науке и добивающимися высоких идеалов общественной жизни. Марксизм имеет подобные черты, хотя и не лишен недостатков.   



Список литературы




1.     Марксистско-Ленинская философия. Издательство политической литературы. Москва 1966.

2.     Философский словарь, ред. М.М. Розенталь, Издательство политической литературы, Москва 1972.

3.     В.И.Ленин. Соч.

4.     К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.

5.     Пухликов В.К. История философии. Курс лекций. Часть II. Постклассическая философия. Москва 2001.

6.     Радугин А.А. Философия. Курс лекций. Издательство «Центр». Москва 1997.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.