смотреть на рефераты похожие на "Марксизм, основные положения"
МПГУ
Реферат на тему: «Марксизм, основные положения»
Москва, 2000г.
В реферате автор исходил из той точки зрения, что материал будет
использоваться при подготовке типичного урока по теме «история
обществознания», в частности в отношении марксистского учения об обществе.
Также следует учитывать, что текст составлен из расчета естественной
нехватки времени у преподавателя. И поэтому он представляет собой, по
сути, описание основы, квинтэссенции марксистского учения об обществе.
Важно также отметить, что содержание реферата не имеет какой-либо
идеологической направленности, при этом речь о слабых сторонах марксизма
также здесь не ведется. Лишь отдельной главкой помещены тезисы, исходя из
которых можно критиковать марксистскую концепцию общества. Это позволяет
учителю направить беседу к проблемному изучению.
Биографическая справка.
Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире. Он был вторым из
девяти детей адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввина, перешедших
в 1816 г. из иудаизма в протестантизм.
В 1830—1835 г. учился в гимназии города Трира. С 1835 г. учился на
отделении права Боннского университета, ас 1836 по 1841 г. изучал право,
философию, историю и историю искусств в Берлинском университете, по
завершении которого в1841г. получил степень доктора на философском
факультете Йенского университета. Молодой доктор философии (аналог
сегодняшнего кандидата философских наук), приехав в Париж после окончания
университета, с головой уходит в деятельность многочисленных
коммунистических кружков. Нет ни малейшего сомнения в том, что Маркс
воспринял их идеи, а также идеи коммунистов - утопистов, причем в самых
крайних формах. Молодой доктор философии уже тогда воспринимал
революционный террор как универсальное орудие решения всех социальных
проблем. Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое
материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное
оружие." или -"Оружие критики не может заменить конечно критики оружием,
материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой" и т.д. т.е
еще до теоретического обоснования необходимости революции и гражданской
войны (данного в "Капитале") Маркс уже верил в неизбежность этого. Как
справедливо замечали исследователи его трудов, "Манифест" написанный до 1го
тома "Капитала" представлял собой сводку основных результатов
теоретического марксизма - которые позже были "получены" в "Капитале".
Трудно удержаться от того, чтобы не процитировать О.Хаксли :" Философия
есть отыскание сомнительных доказательств того, во что веришь
инстинктивно."
Марксу удалось за короткий срок стать одним из лидеров данного направления,
что и привлекло пристальное внимание полиции. Несмотря на то, что Марксу не
пришлось попадать за решетку, продолжать деятельность в Европе стало для
него излишне опасным и К. Маркс на всю остальную свою жизнь с 1850 по 1883
находит убежище в Лондоне.
В лондонский период жизни К. Маркс пишет в числе многих произведений и
“Капитал”, который рассматривал как труд всей своей жизни . Что касается
финансовой стороны его жизни в этот период, то она складывалась весьма
непросто. Так, с 1851 г. и в течение десяти лет К. Маркс становится
сотрудником газеты “Нью-Йорк дейли трибюн”, но из-за финансовых трудностей
на протяжении 1852—1857 гг. вынужден в основном заниматься журналистикой
ради заработка, что почти не оставляло времени для продолжения
экономических исследований. Правда, несмотря на это, ему удается
подготовить работу “К критике политической экономии”, и при содействии Ф.
Лассаля, уговорившего одного из берлинских издателей принять ее, в 1859 г.
она была опубликована.
1. Материальное производство:понятие и основные элемент
Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и
уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в
том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное
воспроизводство человека как общественного существа. Общественное
производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет
свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого
человека, и материальное производство. Материальное производство - это
основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно
в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное
условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить
историю. Жизнь общества, таким образом, нельзя уподобить реке, в которой
все капли играют однозначную роль. В ней есть одна решающая сила, которая в
конечном счете и определяет все вплоть до утонченной сферы духа, - это
производство материальных благ. Причем процесс производства материальных
благ всегда носит общественный характер: производство обособленного
индивида столь же бессмысленно, как и развитие языка без совместно живущих
людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного
характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются
коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего
образа жизни людей.
Что же являет собой собственно материальное производство?
Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к
существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым
минимумом, люди должны трудиться: все созидает для смертных забота и труд
человека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, что
природа дает ему в готовом виде. "Непосредственного материала, которого не
приходится обрабатывать, очень мало. Даже воздух приходится приобретать,
так как его нужно нагревать... Человеческий пот и человеческий труд
добывают для человека средства удовлетворения его потребностей"( Гегель.
Соч. М.-Л., 1934, т. 7. с. 222.). Соединяя свой труд с тем, что дано
природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет. В этом
процессе создаются материальные блага, и он-то и есть процесс материального
производства. Следовательно, материальное производство есть процесс
трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств
осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ,
направленных на удовлетворение человеческих потребностей.
Потребности и интересы Деятельность людей, в какой бы сфере жизни
общества она ни протекала, направляется определенными потребностями
материального производства и вместе с тем служащими субъективным стимулом
его дальнейшего развития. Потребность есть не что иное, как состояние
организма, личности, социальной группы, класса, общества в целом,
выражающее их зависимость от условий их существования и выступающее
побудительной силой всегда определенным образом направленной жизненной
активности; она выражает субъективный запрос к объективной реальности,
нужду в таких предметах и условиях, которые способствовали бы поддержанию
состояния равновесия системы, необходимого для нормального функционирования
и развития.
Однако для осуществления деятельности недостаточно одного только наличия
потребности. Для ее совершенствования необходима некоторая цель, ибо
никакая деятельность невозможна вне целеполагания, а также средств для ее
достижения. Когда цель совпадает с потребностью, тогда деятельность
принимает строго целенаправленный характер, а сама потребность, теперь уже
существующая как некоторый синтез, как цель-потребность, превращается в
устойчивый осознанный интерес. Интерес есть, в сущности, устойчиво
направленный побудительный мотив деятельности, окрашенный эмоционально-
ценностным отношением. Он-то и помогает отысканию средств удовлетворения
потребности, достижения цели.
Поскольку субъектом общественно-исторической деятельности являются
индивиды, включенные в состав определенных социальных систем (групп,
партий, классов и т. д.), постольку их деятельность всегда основывается на
иерархии интересов - от личностно-индивидуальных до самых широких
общественных. Именно общественные интересы определяют степень интенсивности
и социальной значимости всей шкалы интересов того или иного индивида или
любого другого субъекта деятельности, начиная с малой группы, коллектива,
ибо именно они в наибольшей степени ориентируются на реальные условия и
общее направление развития общественной системы, способствуя тем самым ее
сохранению и прогрессу. Характерно, что отличительным признаком
общественных систем является их способность целенаправленно формировать и
мобилизовать социально значимые интересы. Утрата или деформация интересов
свидетельствует о неблагополучном состоянии системы (организма, общества и
т. д.). Характер интересов - объективный, чрезвычайно тонкий показатель
состояния общественной системы, ее здоровья.
Потребности и интересы - как личные, так и общественные - имеют сложную
исторически сложившуюся структуру, начиная от биологических и материальных
и кончая наиболее утонченными духовными - познавательными, нравственными,
эстетическими и т. п. Общественные потребности и интересы составляют своего
рода пружину социального механизма:
они определяют направление и содержание действий и отдельных личностей, и
общества в целом. В совокупности всех общественных интересов ведущая роль
принадлежит интересам в системе материального производства. Развитие
экономической сферы общества есть основа его поступательного прогрессивного
развития, поэтому совершенствование ее в немалой степени зависит от
совершенствования и развития потребностей и интересов в этой сфере, а также
от умелого сочетания и гармонизации личных потребностей с общественными.
Одним из рычагов стимулирования роста материального производства является
повышение материальной и моральной заинтересованности (иными словами,
мобилизация интересов) каждого в результатах своего труда и общего дела.
Ведь там, где нет заинтересованности, не может быть и настоящего дела.
Потребности и интересы по своей ориентации могут быть как предметными, так
и функциональными, когда они выражают направленность субъекта либо на
конечный результат деятельности, либо на ее процесс. Функциональные
потребности и интересы не менее важны для деятельности, трудового процесса,
так как именно в них заключен могучий стимул в виде эстетической,
нравственной и творчески-интеллектуальной сторон самого процесса труда.
Если процесс деятельности не попадает в сферу интересов субъекта, то от
этого страдает и результат - качество продукта. Таким образом, ясно, что
функциональные и предметные потребности и интересы слишком тесно
переплетаются и зависят друг от друга. В конце концов обществу не
безразличен тот процесс, с помощью которого достигаются намеченные им
рубежи. Не безразличен он и каждому труженику, заинтересованному в конечных
результатах своего труда, в качестве и количестве продукции. Когда интерес
направлен на сам процесс труда, последний перестает быть внешне
принудительной силой, превращаясь в искусство, достигая порой истинных
вершин эстетического творчества, становится внутренней потребностью.
Потребности и интересы, угасая в результатах деятельности, в ней же и
возрождаются на более высоком уровне. Диалектика роста интересов состоит в
том, что само их удовлетворение порождает новые потребности и интересы, а
также средства их удовлетворения, служащие основным детерминантом развития
производства. Выявление и строго научный учет и изучение общественных и
личных потребностей и интересов - существенное условие правильного выбора
направления развития различных отраслей народного хозяйства, науки и
культуры. Высшей формой проявления общественного интереса является интерес
развития производительных сил, увеличения производительности труда и
совершенствования всей системы производственных отношений, что составляет
решающий критерий исторического прогресса человечества, а также
совершенствования сущностных сил самого человека, раскрытия и возвышения
его духовно-творческих потенций.
Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и
производственные отношения. Люди, осуществляющие процесс производства,
выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элемент
производительных сил. Но кроме того, для осуществления процесса
производства необходим исходный материал, или предмет труда, который
подвергается обработке. Им могут быть и земля, и полезные ископаемые, и
металлы и т. п. Но чтобы воздействовать на предмет труда с целью его
преобразования в необходимый продукт, надо применять орудия труда. Орудия
труда суть предметы, созданные человеком с целью воздействия на внешний мир
и преобразования его в интересах общества. Все возрастающая сложность
орудий труда является показателем достигнутого уровня производства и, как
следствие, степени развития общества. Для производства необходимы также
соответствующие здания, склады, транспорт и т. д. Все это вместе с орудиями
труда образует средства труда. Совокупность же средств и предметов труда
образует средства производства. Система средств производства, в первую
очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую
базу общества, являющую собой предметно-энергетическую часть
производительных сил. Эта часть представляет собой прошлый, или
овеществленный, труд. Но для того чтобы средства труда могли вступать в
процесс производства, необходимо вновь и вновь применение рабочей силы, то
есть живого человеческого труда. Таким образом, в структуре производства
выделяются два вида труда - живой и овеществленный.
Не менее важным элементом структуры производительных сил является
производственная технология. Решение технологических задач во многом
определяется такими, например, факторами, как характер и орудия труда,
развитие фундаментальной и прикладной науки и степень ее внедрения в
производство, уровень научной организации труда и т. д. Сложность
современного производства такова, что оно уже немыслимо без его научной
организации, включающей в себя такие основные направления, как рациональное
использование средств производства, управление и планирование. Наука все
больше входит в структуру производительных сил, становясь непосредственной
производительной силой, а производство - технологическим применением науки.
При современном уровне развития техники повышение квалификации работников
возможно лишь при условии получения ими необходимого уровня научных знаний.
При этом речь здесь идет не только о естественнонаучных и технических
знаниях, что само собой разумеется, но и о более широких научных знаниях.
Ведь влияние гуманитарных наук на общий духовно-нравственный,
интеллектуально-творческий потенциал не менее значимо для общественного
производства. А если рассматривать формирование человека как субъекта труда
предельно широко, то помимо всех видов науки здесь необходимо будет
говорить о влиянии на него всей духовной культуры своего времени,
воплощенной в различных художественных, эстетических, этических,
философских ценностях его бытия.
Однако ни сложность современной техники и технологии, ни различные формы
организации и управления производством не должны заслонять от нас главного
- человека. Человек - не простая сила наряду с машиной, а одухотворяющее
начало всего процесса общественного производства, впитавшее в себя опыт
всемирной истории человечества. Производство не является самоцелью развития
общества, а служит в конечном счете
лишь средством развития его главной ценности - человека. Именно в трудовом
процессе и осуществляются воспроизводство, совершенствование и
самоутверждение человека как высшей ценности.
Итак. производительные силы, - это люди (человеческий фактор), впитавшие в
себя культурный опыт всех предшествующих поколений, обладающие
производственными навыками к труду и осуществляющие производство
материальных благ; созданные обществом средства производства, а также
организация труда, технология производства, техники и достижения науки.
Показателем уровня развития производительных сил общества является
производительность труда, измеряемая не только количеством продукции,
создаваемым за единицу времени, но и ее качеством, а еще более - развитием
и совершенствованием человеческого фактора, то есть всем тем, что служит
удовлетворению постоянно развивающихся потребностей и интересов общества.
3. Производственные отношения: сущность и структура
Понятие производственных отношений.
Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства, образуют
сложную структурно-функциональную и иерархически-соподчиненную систему; эта
система и образует собою то, что называют производственными отношениями.
Она охватывает и отношения к средствам производства, то есть форму
собственности ^основу производственных отношений), и связи между людьми в
процессе обмена, распределения и потребления создаваемых благ, и отношения
людей, обусловленные их производственной специализацией, то есть выражающие
разделение труда, и отношения сотрудничества и соподчинения -
управленческие отношения, и все другие отношения, в которые вступают люди,
вплоть до, казалось бы, отдаленной от непосредственного процесса
производства сферы быта. а.
В современном производстве, в котором все большую роль играет система
управления, немалое значение приобретают производственные отношения,
складывающиеся в результате подбора и расстановки кадров с учетом их
способностей, опыта. интересов и нужд самого производства, кадровая
политика в целом. Таким образом, система производственных отношений
чрезвычайно обширна - от индивидуальных отношений отдельных производителей
до основополагающего отношения к средствам производства, определяющего
сущность данного общественного строя.
Охарактеризовав в общем систему производственных отношений, выделим ее
основные элементы. Главным из них - важнейшей стороной производственных
отношений - являются экономические отношения, основу которых составляют
отношения к средствам производства: последние всегда представляют чью-то
собственность, вокруг которой и завязывается весь узел отношений людей друг
к другу. Если средства производства принадлежат трудящимся, образуя
общественную собственность, как, например, при социализме, то
производственные отношения приобретают характер сотрудничества и
взаимопомощи людей. Если же в обществе господствует частная собственность
на средства производства, то здесь складываются отношения господства и
подчинения (рабство, крепостничество, наемный труд) и общество при этом
распадается на антагонистические классы. Эти отношения оказывают
непосредственное влияние на распределение производимых благ. Так, в родовом
обществе при натуральном хозяйстве распределение продуктов труда носило
уравнительный характер, а в классово-антагонистическом большая часть благ
(по удельному весу) принадлежит господствующим классам.
Экономические отношения (производство, обмен, распределение и потребление),
образуя ядро производственных отношений, формируют содержание других
социальных отношений и в этой функции выступают как системообразующий
фактор общества.
Производственные отношения складываются объективно, то есть независимо от
сознания и воли людей, и во всей своей целостности придают всем
общественным отношениям и самому обществу исторически определенное
социальное качество. Таким образом, производственные отношения выступают в
качестве объективного критерия для определения различных конкретно-
исторических типов общества (общественно-экономических формаций), ибо
именно с помощью категории производственных отношений можно фиксировать
общее, повторяющееся, закономерное в истории разных стран и народов. Это и
делает возможным познание законов исторического развития общества.
В системе хозяйственно-трудовых производственных отношений реализуются
отношения между работниками в самом трудовом процессе, то есть их отношения
друг к другу и к своей работе, связанные с требованиями организации и
управления производством и его технического обеспечения. Сюда входят
отношения между рабочими разных специальностей, организаторами и
исполнителями в рамках одного производства. Сюда же входят и отношения
между предприятиями: межведомственные, межотраслевые, межрегиональные
отношения. Находясь как бы на поверхности производственных отношений, они
являются непосредственным выражением основного экономического отношения -
отношения собственности. Совершенствование последнего зависит от
налаженного функционирования и совершенствования хозяйственно-экономических
отношений в структуре производства. Преломляясь же на личностном уровне,
они входят в наиболее тесную связь с социально-бытовыми отношениями людей,
более непосредственно определяя характер межличностного общения и
взаимоотношения людей на производстве и в других сферах жизни,
обусловливая, таким образом, социально-психологическое, нравственно-
мировоззренческое состояние членов общества.
Производственные отношения, определяя все другие социальные отношения
людей, сами находятся под их влиянием. Поэтому совершенствование
производственных отношений должно идти и по социальной линии, а не только
по экономической. Так, отношение распределения - это не только
экономическое, но и глубоко социальное отношение людей.
Без достижения социальной справедливости в распределительных отношениях
невозможно совершенствование и экономической стороны производственных
отношений, а следовательно, и совершенствование всего общества. Нарушения в
системе хозяйственно-экономического механизма порождают столь глубокие
негативные явления во всех сферах, которые, если их вовремя не обнаружить и
не устранить, могут приобрести устойчивый и необратимый характер. Вся
цепочка негативных последствий, возникших в свое время на базе нарушения
принципа распределения по труду, дала картину малоутешительную. В практике
нередко имела место выплата необоснованных премий, разного рода
дополнительных поощрений, что вело к росту иждивенческих настроений, к
укоренению в сознании психологии "уравниловки". Нарушение органической
связи между мерой труда и мерой потребления деформирует отношение к труду,
сдерживая рост его производительности, ведет к искажению принципа
социальной справедливости, что сказывается и на духовном настрое общества.
Неизбежное следствие этого - проявления бездуховности и скептицизма,
снижение роли моральных стимулов труда. Показателем падения социальных
нравов стали рост пьянства, распространение наркомании, увеличение
преступности. В обществе в целом снижались требовательность, дисциплина,
ответственность.
Совершенствование распределительных отношений осуществляется на основе все
более полной реализации принципа "от каждого - по способностям, каждому -
по труду", который является выражением социальной справедливости
социалистического общества. В наши дни реализация этого принципа
осуществляется, в частности, путем совершенствования механизма заработной
платы, учитывающего не только количество, но, главное, качество труда, его
условия и результаты, стимулирующего рост квалификации работников, а также
рациональное использование и экономию сырья и энергоресурсов. Но это
предполагает, что каждый человек должен занимать в сфере производства
соответствующее его способностям и интересам место, что является выражением
полного осуществления первой части принципа "от каждого - по способностям,
каждому - по труду".
Социалистические производственные отношения характеризуются наличием двух
основных форм собственности - государственной и кооперативной. Эти
производственные отношения отличаются от всех предшествующих тем, что
возникают, формируются и совершенствуются в результате сознательной,
целенаправленной деятельности людей. Поэтому но мере совершенствования
нашего общества, усложнения решаемых им задач роль человеческого фактора
неуклонно возрастает. Говоря о производственных отношениях, нельзя забывать
о личности: