рефераты скачать

МЕНЮ


Магия и астрология как вненаучные формы познания

практиковавших тогда астрологов: Адальм, аббат Шартрский; Одо, учитель в

Турнэ; Энгельберт, монах в Льеже; Жильбер Мамино, епископ в Лизьё, а также

капеллан и врач при Вильгельме Завоевателе.

Начались и контакты с арабским миром. Насколько мы знаем, самые первые

переводы исламских астрологических текстов были сделаны Лупитом из

Барселоны. В 984 г. он вёл переписку с Гербертом, будущим папой Сильвестром

II, который просил у Лупита переведённые им астрологические работы. В

принципе, Сильвестру могли быть доступны и работы латинских авторов. В

частности, он мог изучать 'Матесис' Юлия Фирмика Матерна в Испании до 1000

г.

Вообще, Фирмик Матерн оказывал наибольшее влияние на европейскую

астрологическую мысль - вплоть до XII в., когда был переведён 'Тетрабиблос'

Птолемея. Существует история, что Герарду, архиепископу Йоркскому, после

смерти в 1104 г. было отказано в погребении в кафедральном соборе - из-за

того, что копия труда Матерна была найдена у него под подушкой.

К XI в. астрология прочно утвердилась, и европейскими астрологами были

написаны первые оригинальные тексты. Первой известной работой была "Liber

de Planetis et Mundi Climatibus", которая, по-видимому, была написана где-

то в первой четверти XI в. папой Сильвестром или другим духовным лицом,

Адельбордом (епископом Утрехтским в 1010 - 1027 гг.).

VI в. до н.э. вошёл в историю как век небывалого расцвета религиозно-

философской мысли. В этом столетии жили Лао-цзы (основатель учения

даосизма), Конфуций (величайший китайский педагог, мыслитель и

государственный деятель), Будда Шакьямуни (основатель первой из т.наз.

"мировых религий"), Махавира Джина (вероучитель джайнизма, и по сей день

остающегося одной из самых массовых религий в Индии), Пифагор (знаменитый

греческий философ, учёный и религиозный реформатор).

VI в. до н.э. явился также временем начала расцвета зороастризма (ставшего

доминирующей религией Персидской державы Ахеменидов) и временем оформления

орфизма (древнегреческого религиозно-мистического учения). Практически во

всех перечисленных новых религиозно-философских учениях астрология стала

играть значимую роль.

Существуют различные теории, пытающиеся объяснить этот удивительный всплеск

в духовной жизни самых различных народов, но здесь мы ограничимся лишь

одним фактом, безусловно интересным для астрологов. Именно в VI в. до н.э.

произошло единственное за всю обозримую историю человеческой цивилизации

соединение трёх высших планет - Урана, Нептуна и Плутона, - причём это

соединение происходило на Южном Лунном Узле в оппозиции к Сатурну на

Северном Узле. Максимальное сближение трёх высших планет произошло в мае

577 г. и в мае 576 г. до н.э.

Астрология в эпоху Ахеменидов. В эту эпоху наиболее могущественным

государством стала держава Ахеменидов, власть которой распространялась на

большинство стран Ближнего и Среднего Востока (в том числе на Финикию,

Египет и Месопотамию) и даже на часть Индии. Объединение земель, в которых

до этого астрология развивалась достаточно самостоятельно, имело для

развития науки о звёздах большое значение. В частности, концепции

месопотамской астрономии и астрологии проникли в Индию - о чём

свидетельствует трактат Лагадхи "Джъётишаведанга" (конец V в. до н.э.) - и

оказали сильное влияние на дальнейшее развитие индийской науки. Персидская

и египетская наука также впитала в себя мудрость Двуречья.

Среди новых достижений вавилонских астрологов этого периода следует назвать

открытие ими 19-летнего солнечно-лунного календарного цикла (ок. 500 г. до

н.э.), введение 12-знакового Зодиака (ок. 400 г. до н.э.) и разработку

положений индивидуальной астрологии (древнейший известный гороскоп

датируется 410 г. до н.э. и составлен в Вавилоне).

Из Вавилона гороскопы распространились на Запад (через Малую Азию и Сирию в

Египет, Грецию и Рим) и на Восток (в Персию и Индию). При своём

распространении астрология переносила также астрономические вычислительные

процедуры, которые необходимы

Вероятно, в середине IV в. до н.э. в Египте был введён интеркаляционный

календарный цикл. В его основе лежал гражданский год из 365 дней. Египтяне

приравнивали 25 таких лет 309 синодическим месяцам, тогда как система

Лагадхи оперировала более неточным соотнесением 25 лет с 310 синодическими

месяцами. Таким образом, сам египетский календарный период, видимо, не

вавилонского происхождения, но одновременность введения таких солнечно-

лунных циклов во всех странах, находившихся под ахеменидским контролем или

влиянием, даёт серьёзные основания предположить общий источник мотивации и

технических знаний - вавилонский.

Наше знание астрологических предзнаменований в ахеменидском Египте основано

на демотическом папирусе, написанном на рубеже II - III вв. н.э. Первая

часть этого текста - о предзнаменованиях, связанных с затмениями, - часто

датируется ахеменидским периодом и содержит не только предзнаменования,

параллельные солнечной и лунной частям "Энума Ану Энлиль" (хотя и

изменённые для того, чтобы соответствовать реалиям египетского общества),

но и дискуссию о 18-летнем цикле затмений (очевидно, вавилонском). Вторая

часть папируса - о лунных предзнаменованиях - возможно, и пост-

Ахеменидского периода, но ряд явлений, описанных в ней, также восходит к

лунному разделу "Энума Ану Энлиль".

Западная Европа.

С VIII в. над Испанией и Сицилией обрели владычество арабы, у которых, как

отмечалось выше, астрология активно развивалась. Постепенно идеи исламской

науки начали проникать в европейские образованные круги. Большой интерес к

астрологии, характерный для европейцев этой эпохи, стал причиной того, что

когда западные эрудиты начали развивать контакты с арабами, астрологические

тексты были среди первых переведённых работ. Ряд латинских сочинений X в.

уже содержит арабские термины и концепции (в частности, систему 28 лунных

стоянок). Однако действительно активное изучение арабских работ началось

лишь в XII в.

Характерно, что период, когда арабские научные тексты переводились на

греческий язык, длился с IX по XIV в., а на латинский язык арабские

сочинения переводились в основном с XII по XIII в. Однако за эти два века

было сделано гораздо больше латинских переводов, чем греческих - за шесть

веков. Во многом это объясняется тем, что греки имели в своём распоряжении

обширные научные источники (прежде всего, античные), не уступающие

арабским, тогда как на латинском Западе научные знания были гораздо

скуднее. Поэтому, когда появилась возможность научных контактов с исламским

миром, европейские переводчики воспользовались ею весьма активно.

Выдающимися переводчиками, познакомившими латинский Запад со многими

работами греческих, арабских и еврейских астрологов были Аделярд из Бата

(ок. 1080 - 1152), Платон Тиволийский (1-я пол. XII в.), Хуго Санталийский

(сер. XII в.), Роджер из Херефорда (2-я пол. XII в.), Михаэль Скот (ум. ок.

1235). При этом они и сами были прекрасными астрологами.

Особо важную роль в распространении астрологический знаний сыграл Альфонс X

Мудрый (1221 - 1284), король Кастилии и Леона с 1252 г., а с 1257 г. также

король Германии. Он покровительствовал наукам и литературе, сам занимался

астрологией и астрономией (за что и был прозван Мудрым), заботился о

переводе всех доступных ему исламских астрологических трактатов на

латинский язык. Кроме того, по инициативе Альфонса Мудрого в 1248 г. в

Толедо испанскими, арабскими и еврейскими учёными были разработаны новые

таблицы движения планет. Они были изданы в 1252 г. и получили название

"Альфонсинских таблиц". Астрологи Европы использовали их для составления

гороскопов на протяжении нескольких веков (вплоть до Кеплера).

Активное внедрение астрологии в жизнь Западной Европы потребовало

философско-мировоззренческого переосмысления "науки о звёздах" с позиций

церкви. Такие крупные философы, как Роберт Гроссетест (епископ Линкольнский

с 1235 г.), францисканский монах Роджер Бэкон, Альберт Великий (провинциал

доминиканского ордена в Германии с 1254 г.) и, наконец, крупнейшие

авторитеты своих орденов доминиканец Фома Аквинский и францисканец Иоанн

Дунс Скот сходились в мнении о том, что астрология является наукой,

заслуживающей доверия и что она не вступает в противоречие с учением

христианской церкви, если не придерживаться фаталистической трактовки

астрологии. Согласно мнению этих теологов, небесные тела, созданные

Всевышним, действительно влияют на земные тела, но не властны над свободной

волей. Однако находились и церковные деятели, настроенные гораздо более

непримиримо. Такой бастион ортодоксии, как Сорбонна (факультет теологии

Парижского университета), с 1210 г. стал выступать с запретами на занятия

астрологии, которые с 1245 г. были распространены на всю Францию. Однако

эти запреты не оказали желаемого результата.

С интересом относились к астрологии философы Возрождения, которые

выработали особую концепцию связи микро- и макрокосма.

Николай Кузанский (1401 - 1464) в своей работе "Conjecturis" включает Землю

во всеобъемлющую сеть космических энергий. Индивидуум у Николая Кузанского

оказывается входящим в космическое целое, но имеющим определённую

автономность: "Каждое существо во Вселенной наслаждается своей

уникальностью, которую он не делит ни с кем иным". В этом пункте становится

заметным, что индивидуальная астрология, астрология личности в эпоху

Возрождения акцентируется всё больше и больше, в то время как "всеобщая"

астрология отступает на второй план.

Марсилио Фичино (1433 - 1499), основатель платоновской Академии во

Флоренции, перевёл на латинский язык ряд работ эллинистических астрологов и

написал трактат по медицинской астрологии, но при этом отвергал

использование астрологии в предсказательных целях. Его друг и коллега Пико

делла Мирандола (1463 - 1494), автор знаменитой "Речи о достоинстве

человека", активно интересовался каббалой, астрологией и другими

оккультными дисциплинами. Однако к концу жизни он стал склоняться к критике

астрологии. Через год после смерти Пико, в 1495 г., было опубликовано его

сочинение "Против предсказательной астрологии".

В XIV - XVI вв. наблюдается наивысший подъём интереса к астрологии в

Европе. В этот период астрологи работают при дворах большинства европейских

правителей. Появляются первые печатные астрологические эфемериды, альманахи

и календари. В университетах астрология преподаётся как научная дисциплина,

многие выдающиеся учёные и церковные деятели приобретают известность и как

астрологи: в их числе

· основатель Падуанской философской школы и знаменитый врач Пьетро д'Абано

(ок.1250 - 1316),

· итальянский учёный-энциклопедист Чекко д'Асколи (1250 или 1269 - 1327),

· разносторонний еврейский учёный и теолог Леви бен Жерсон (1288 - 1344),

· английский учёный и церковный деятель Саймон Бредон (ок.1300 - ок.1372),

· французский математик и врач Доминик де Клавазио (сер. XIV в.),

· папский легат и кардинал Пьер д'Айли (1350 - 1420), а также

· один из самых выдающихся математиков своего времени, автор первых

печатных эфемерид немец Иоганн Мюллер (Региомонтан; 1436 - 1476).

Среди людей, интересовавшихся астрологией, были и князья, и короли, и даже

римские папы.

XIII - XV вв. - это эпоха большого количества знатоков "науки о звёздах",

для которых астрология была не просто одной из сфер интереса, но главнейшим

занятием жизни. Среди наиболее знаменитых имён -

· итальянец Кампано да Новара (разработавший оригинальную систему деления

гороскопа на астрологические дома),

его соотечественник Гвидо Бонатти (пожалуй, самый влиятельный астролог XIII

в.),

· Джон Эшенден (наиболее плодовитый из всех средневековых английских

авторов астрологических работ),

· немец Иоганнес Лихтенбергер (автор книги предсказаний, сохранявшей

популярность вплоть до XIX в.),

· француз Симон де Фарес (первый историограф астрологии, активно

выступавший в её защиту).

Восточная Европа.

В обсуждаемый период астрология получила распространение и в Восточной

Европе. Хотя естественные науки в целом и "наука о звёздах" в частности не

приветствовались православной церковью, данная дисциплина была известна и

на Руси. К примеру, сохранились сведения, что астрология входила в

квадривиум наук, изучавшихся в школах повышенного типа в Полоцком

княжестве.

Центром астрологических знаний в Восточной Европе с XV в. стала Польша.

Главной "кузницей" астрологических кадров была Краковская академия

(Краковский университет), в которой существовала самостоятельная кафедра

астрологии. Первый курс астрологии был здесь прочитан в 1423 г. Хенриком

Чехом, который славился точностью своих прогнозов. В последующие полтора

столетия в Краковской академии работала целая плеяда известных астрологов:

· Мартин из Журавицы (ок. 1422 - ок. 1459), математик и доктор медицины,

получивший за удачные исцеления прозвище "короля в медицине", он был

автором первого в Польше прогностика (сборника астрологических

предсказаний) на 1451 г.;

· его ученик Мартин Былица (1433 - 1494), преподававший астрологию и

астрономию в университетах Италии и Венгрии и составивший вместе с

Региомонтаном астрологические таблицы;

· Пётр Гашовец (ок. 1430 - 1474), доктор медицины, ректор Краковской

академии, придворный астролог Казимира IV;

· Войцех Брудзевски (2-я пол. XV в.), магистр астрологии, автор ряда

альманахов и прогнозов, опубликованных в 1480-х гг.;

· Михал из Вроцлава (ум. ок. 1534), философ (представитель среднего

аристотелизма), теолог, математик, автор первых печатных прогностиков.

В Краковской академии также получил образование Георгий Дрогобычский (Юрий

из России; ок. 1450 - 1494) - первый отечественный доктор медицины и

философии и первый восточнославянский астролог, получивший европейскую

известность. В 1478 - 1482 гг. он читал лекции по астрологии и медицине в

Болонском университете, а на 1481 - 1482 учебный год был избран ректором

этого университета благодаря своему высокому престижу в науке о звёздах.

Параллельно он практиковал как астролог. С 1487 г. Юрий из России

преподавал астрономию, астрологию и медицину в Кракове. Среди его учеников

в астрономии был Николай Коперник. Георгий Дрогобычский был признан одним

из лучших врачей своего времени, и в 1492 г. получил должность

"королевского лекаря" при Казимире Ягеллончике. Он был автором ряда

трактатов по мунданной астрологии, посвящённых преимущественно предсказанию

по затмениям. Интересно, что именно в астрологическом сочинении Георгия из

Дрогобыча "Прогностическое суждение...", изданном в Риме в 1483 г., впервые

в истории печати упомянуты Москва, Вильно (Вильнюс), Кафа (Феодосия), а

также родные города автора - Львов и Дрогобыч.

Халдеи и Древняя Греция. В Греции месопотамские жрецы-астрологи и их

ученики стали известны как "халдеи". Среди наиболее ранних свидетельств

появления халдеев в Греции - их упоминание Геродотом (451 г. до н.э.), а

также сообщение Геллия о том, что халдеи предсказали по звёздам

блистательное будущее великого драматурга Еврипида (родившегося в 480-х

гг.) его отцу.

Греческая наука, переживавшая в указанную эпоху свой расцвет, также внесла

значимый вклад в развитие астрологии. Афинский астроном Евктемон ок. 432 г.

до н.э. ввёл использование тропического Зодиака. Его современник и коллега

Метон открыл (видимо, независимо от вавилонян) 19-летний календарный цикл.

Концепции Эмпедокла (ок. 490 - ок. 430 до н.э.), Платона (427 - 347) и

Аристотеля (384 - 322) - особенно идея 4 стихий и представления о структуре

Космоса - составили философский базис астрологии последующих столетий. Идеи

Гиппократа (ок. 460 - 370) о значимости учёта воздействий звёзд в медицине

также получили дальнейшее развитие в эпоху эллинизма и средние века. Однако

следует признать, что разработанной астрологической системы и сколько-

нибудь широкой астрологической практики в Греции в данную эпоху ещё не

было.

На рубеже V - IV вв. до н.э. в греческих текстах начали появляться элементы

вавилонской астрономии и астрологии того времени. Платон, в частности, знал

о периодичности небесных явлений (концепция, являющаяся базисом всей

математической астрономии и астрологического учения о циклах) и о делении

эклиптики на 12 равных частей. Евдокс Книдский в первой половине IV в. до

н.э. определил восходы, заходы и кульминации ряда созвездий, которые почти

точно соответствуют известным месопотамским созвездиям, но совершенно

отличны от египетских. Остаётся неясным, насколько раньше месопотамские

созвездия стали известны в Греции. Ок. 270 г. до н.э. Арат из киликийского

города Солы написал дидактическую астрономико-астрологическую поэму

"Явления", в которой описал звёздное небо и звёздные явления согласно

учению Евдокса. Эта поэма - древнейшее из дошедших до нас полное описание

греческих созвездий.

Эллинизм. В 333 г. до н.э. под ударами армии Александра Македонского

государство Ахеменидов прекратило своё существование. Одну империю сменила

другая, не менее великая. Единое государство, созданное Александром,

просуществовало очень недолго, но его походы вызвали к жизни колонизацию

небывалых масшабов. В результате взаимовлияния греческих и местных

элементов на обширной территории (Балканский полуостров, острова Эгейского

моря, Египет, Малая и Передняя Азия, южные районы Средней Азии и часть

Центральной Азии) возникла т.наз. эллинистическая культура. В эту эпоху

астрология впервые стала поистине популярна, из сферы интересов узкого

круга жрецов и учёных она вышла в народные массы. Именно эллинизм явился

временем развития той отрасли астрологии, которая стремится не столько

решать общегосударственные вопросы, сколько давать ответ на частные вопросы

конкретного человека.

"Мудрость халдеев" получила широкое распространение в античном мире.

Исследователи предполагают, что все цитаты, приписываемые халдеям, восходят

к одному сочинению, написанному по-гречески в конце IV - начале II в. до

н.э., где в систематизированном и ясном виде было изложено астрономическое

и астрологическое учение халдеев. Вероятно, многие работы астрологов более

позднего времени находились под влиянием этой основополагающей книги.

Кидинну. Одним из известнейших халдейских астрологов был Кидинну. Ок. 315

г. до н.э. он основал школу астрологии в Вавилоне, которая продолжала

существовать даже два столетия спустя. В этой школе был проделан пионерский

опыт преподавания вавилонской астрологии греческим студентам. Кидинну одним

из первых использовал зодиакальный круг, поделённый на 360°. Он также

изучал лунные циклы и открыл важный для определения времени затмений

период, в котором 251 синодический месяц соотносится с 269

аномалистическими месяцами. Этот период был затем заимствован у Кидинну

Гиппархом.

Берос. Очень важным моментом, давшим мощный импульс к развитию астрологии в

эллинистическом мире, явилось открытие вавилонским жрецом, астрологом и

историком Беросом ок. 280 г. до н.э. астрологической школы на острове Кос.

Благодаря Беросу греки, видимо, впервые серьёзно познакомились с халдейской

астрологией. Центром астрологии и вообще эллинистической науки стала

Александрия Египетская (до этой эпохи, как мы уже отмечали, ни в Греции, ни

в Египте развитых астрологических учений не существовало).

Судин. Среди ведущих астрологов III в. до н.э. следует выделить халдейского

прорицателя Судина. Ок. 238 г. до н.э. он был приглашён ко двору Аттала I,

царя Пергама (241 - 197 до н.э.) и стал там самым влиятельным

предсказателем. Вместе с Атталом I он участвовал в войне против галатов.

Судин оставался авторитетом в вопросах астрологии и других методов

дивинации (напр., в гепатоскопии - предсказании по лопатке животного) для

многих последующих поколений. Он написал комментарии к "Явлениям" Арата,

составил лунные таблицы. Плиний Старший называет Судина одним из крупнейших

знатоков магических свойств драгоценных камней.

Александрия Египетская. Александрия, основанная в 332 г. до н.э.

Александром Македонским, стала пристанищем многих выдающихся учёных

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.