рефераты скачать

МЕНЮ


Магия и астрология как вненаучные формы познания

p>Астрология в других регионах. Вторая половина II тыс. до н.э. - эпоха, начиная с которой, мы можем говорить о развитии астрологии не только в районе Двуречья. Так, к XV в. до н.э. относятся надписи на китайских гадальных пластинках, которые можно классифицировать как наиболее ранние астролого-астрономические тексты в Китае. Уже в XII в. до н.э. астрономические наблюдения в Китае велись со специальных площадок- обсерваторий. Примерно на рубеже II - I тыс. до н.э. китайские учёные выделили на небе 28 "лунных стоянок" и 4 "сезонных" участка по 3 созвездия в каждом. В Древнем Египте получили развитие представления о благоприятных и злотворных днях календаря, в хронометрических целях велись наблюдения звёзд (в частности, были выделены т.наз. деканы - 36 групп ярких звёзд, расположенных вдоль эклиптики). Одновременно происходило формирование астрологических концепций у индоевропейских племён.
Индоевропейцы. Арии, консолидировавшиеся на рубеже III - II тыс. до н.э. где-то в районе Причерноморья и Прикаспия, стали энергично мигрировать в разных направлениях с начала II тыс. до н.э. Арии, достигшие Индии в XIV -
XIII вв. до н.э., и иранские арии, осевшие в Иране в начале I тыс. до н.э., относятся к одной ветви индоевропейцев - к южной ветви, часто именуемой индоиранской. Этим объясняется большое количество общих черт в культуре иранцев и индийцев. Астрологические представления раннего периода нашли выражение в священных книгах этих народов - Ведах и Авесте, которые начали создаваться в конце II - начале I тыс. до н.э.

Древнеиранская астрология неразрывно связана с религией зороастризма: разработка основных положений "науки о звёздах" приписывалась непосредственно основателю религии пророку Заратуштре, и одной из главных областей применения астрологии была религиозно-обрядовая сфера. Не менее важное место заняла астрология в индийской ведической религии. Среди наиболее оригинальных астрологических разработок индоиранцев - введение
"лунного Зодиака" из 28 накшатр в Индии, разработка идеи о 12 тысячелетиях существования мира, соотнесение семи высших божеств с семью планетами и деление Земли на семь климатических поясов в зороастризме.

Ассирия. В IX - VII вв. до н.э. наиболее могущественным государством в
Передней Азии была Ассирия, под властью которой оказался даже Египет (в 671
- 664 до н.э.). Ассирийская астрология продолжала астрологические традиции
Двуречья. В конце VIII в. до н.э. была создана клинописная серия "Мул
Апин", в которой обнаруживаются первые шаги к введению знаков Зодиака: были выделены 18 созвездий на пути Луны и астрономические сезоны. Со времени
Набонасара (747 - 734 до н.э.) в Двуречье велись систематические наблюдения затмений; в VII в. до н.э. вавилоняне уже умели правильно предсказывать лунные затмения. Именно к данному периоду принадлежит правление ассирийского царя Ашшурбанипала (668 - 635 до н.э.), много сделавшего для развития астрологии. Как мы уже упоминали, он основал библиотеку клинописных табличек в Ниневии, собрав астрологические материалы за многие предшествующие столетия. Известны его личные астрологи Рамману-Шумаушар,
Набу-Мусиши и Мардук-Сакин-Шуму, которые готовили ему доклады с обязательным астрологическим анализом поступавших новостей. Однако в конце
VII в. до н.э. Ассирия пала под ударами соединённых сил Мидии и восставшего
Вавилона, и царская библиотека (содержавшая до 25 тысяч табличек с текстами) была уничтожена. До нашего времени дошли лишь её фрагменты.

Китай в VIII - VII веках до н.э. В обсуждаемый период в Китае продолжали вырабатываться положения, которые в последующие столетия станут базисом китайской астрологии. Среди важнейших событий следует упомянуть разработку врачевателем из царства Цинь по имени И Хэ астромедицинской концепции о шести энергиях (ци), успешное применение Ши Мо (придворным астрологом из царства Цзинь, VIII в. до н.э.) теории об инь и ян в политических прогнозах, а также создание "Канона перемен" ("И цзин") - ключевой работы для понимания научной и философской мысли в древнем и средневековом Китае.
Месоамерика. Археологические находки в странах Латинской Америки позволяют утверждать, что в древних индейских цивилизациях - у ольмеков и майя - уже в первой половине I тыс. до н.э. были разработаны основные методики и понятия оригинальной астрологической традиции, которая будет развиваться различными народами Месоамерики вплоть до пришествия конкистадоров. В частности, был выделен базовый для месоамериканской астрологии 260-дневнй цикл


Высшие слои населения также занимались астрологией. В частности, первый достоверно известный римский астролог Нигидий Фигул (I в. до н.э.) был сенатором, другом Цицерона и при рождении Августа предсказал, что он станет цезарем. Другой астролог, Фонтей Капитон, член коллегии понтификов, был приближённым знаменитого полководца Антония и сопровождал египетскую царицу
Клеопатру в её поездке в Сирию. В 33 г. до н.э. он достиг вершины своей карьеры, став консулом. Крайне показателен тот факт, что даже дата основания Рима, от которой велось римское летосчисление, была определена астрологически: эти расчёты были проведены в I в. до н.э. астрологом- аристократом Таруцием Фирманом по просьбе его друга, историка Варрона.

Римские астрологи первых веков н.э. В I в. н.э. популярность астрологии в
Риме достигла максимальной величины. По свидетельствам римских историков
(Светония, Тацита, Дио Кассия и др.), многие события политической и общественной жизни империи были вызваны реакцией правящей знати на советы астрологов. Среди крупнейших астрологов Римской империи, живших в I в., следует упомянуть

· Марка Манилия, автора стихотворного трактата 'Астрономика',

· Тразилла (Фрасилла), который был личным астрологом и близким другом императоров Августа и Тиберия,

· Доротея Сидонского, написавшего знаменитое астрологическое 'Пятикнижие',

· Херемона, который вместе с Сенекой был воспитателем юного Нерона,

· Тимея, автора двух авторитетных астрологических трактатов на греческом языке,

· Балбилла, астролога императоров Клавдия и Нерона, который даже стал правителем Египта (префектом),

· Паммена, изгнанного из Рима за свои политические предсказания,

· Птолемея Селевка, любимого астролога императора Отона,

· Асклетариона (Асклатиона), который был казнён в 96 г. за то, что сделал точное предсказание смерти императору Домициану.

Отметим, что многие из этих астрологов происходили из эллинистического
Египта.

Во II в., помимо уже упомянутых александрийских астрологов, жили и работали
Веттий Валент Антиохийский, написавший интереснейшую астрологическую антологию в девяти томах, и Антигон Никейский, который составил древнейшую известную коллекцию гороскопов.

Многие римские императоры сами занимались астрологией (в т.ч. Август, Тит,
Домициан, Адриан).

Астрологи-врачи. Астрология также продолжала занимать важное место в занятиях медициной. Такие известные врачи как Скрибоний (1-я пол. I в.),
Тессал (Фессалос; сер. I в.), Кринас из Массалии (2-я пол. I в.) и Гален
(129 - 199) не только использовали "науку о звёздах" в своей практике, но и оставили сочинения на эту тему.
Однако чрезмерный интерес к астрологии имел и негативные последствия: в
Римской империи астрологи несколько раз подвергались гонениям - именно потому, что они правильно определяли тенденции жизни сильных мира сего, а этим могли воспользоваться противники правителя. Кроме того, появилось большое количество полуобразованных шарлатанов, выдававших себя за опытных астрологов.

Изменить эту ситуацию сумел Александр Север, правивший в 222 - 235 гг. Он не только сам хорошо знал астрологию, но, в отличие от многих других императоров, веривших в астрологию, не боялся предсказаний о своей судьбе.
Более того, он впервые после эпохи гонений на астрологов официально разрешил им работать и преподавать в Риме. Поскольку у многих астрология ассоциировалась с уличными шарлатанами, Александр Север стремился повышать профессиональный уровень астрологов, развивать астрологию как науку. Для этого он пригласил профессоров астрологии преподавать в римский Атеней.

С распространением христианства в первые века н.э. усилились голоса критиков астрологии (Тертуллиан, Августин). Есть свидетельства, что примерно в 296 г. император Диоклетиан запретил занятия астрологией во всей империи. Тем не менее, учёние о звёздах продолжало существовать и развиваться, играя существенную роль в жизни общества.


Индия в первые века н.э. В Индии интерес к астрологии также не ослабевал.
Предположительно I в. н.э. датируют создание "Гарга-самхиты", самого раннего известного полного собрания астрологических предзнаменований на санскрите.

Новый этап в развитии астрологических методик в Индии был связан с установлением торговых контактов с эллинистическим миром в начале н.э. Во
II - III в. на санскрит были переведены несколько эллинистических работ по гороскопной астрологии, в Индии доселе неизвестной. Сохранилось стихотворное переложение одного из таких сочинений, сделанное
Спхуджидхваджей в 269/270 г. Изложенные в данных работах методики, будучи объединены с рядом чисто индийских элементов (рассуждениями о кастовой системе, принципами аюрведы, доктриной о переселении душ) стали основой
"яваны" ("греческой" школы) и оказались основным источником идей для развития индийской астрологии вплоть до проникновения в Индию исламских теорий (через переводы с персидского на санскрит в XIII в. и позднее).


Китай на рубеже н.э. В истории китайской астрологии близ рубежа нашей эры также произошёл ряд значимых событий. Перечислим наиболее важные из них.
Цзоу Янь (305 - 240 до н.э.) разработал доктрину, увязавшую концепцию взаимодействия инь и ян с идеей циклического порядка пяти стихий. Эта доктрина получила развитие в философии Дуна Чжуншу (II в. до н.э.), который свёл инь/ян и пять стихий в единую систему, охватывающую весь универсум.
Учеником Дуна Чжуншу был уже упомянутый Сыма Цянь, автор обширнейшего труда
"Исторические записки" (куда вошло и изложение астрологических методик его времени). Мэн Си (I в. до н.э.) разработал систему соответствий 64 гексаграмм "Канона перемен" и календарно-климатических процессов. Ян Сюн
(53 до н.э. - 18 н.э.) создал в подражание "Канону перемен" труд "Тай сюань
[цзин]", в котором для отображения небесных циклов предложил систему из 81 тетраграммы.
В христианском мире в эпоху раннего Средневековья основным центром, в котором астрология продолжала своё существование, была Византия.
Характерно, что византийцы мало занимались астрономическими наблюдениями.
Главным для них было изучение, издание и комментирование трактатов древнегреческих и эллинистических учёных и применение на практике извлечённых из них знаний. Эта особенность привела к любопытнейшему результату: за тысячу лет существования византийской астрологии не было создано практически ни одной новой астрологической концепции или методики, а работы по астрологии сводились лишь к компиляции и пересказу более ранних авторов. Но при этом "наука о звёздах" имела широкое распространение в византийском обществе. Авторы хроник приводят многочисленные примеры значительного влияния астрологов на население империи, которое далеко не всегда было положительным. Так, например, Агафий Миринейский описывает истерию, которая охватила жителей столицы из-за серии землетрясений и пророчеств астрологов, предсказывавших чуть ли не общую гибель всего существующего.

Власти и церковь старались бороться с увлечением астрологией. Особенно сурово преследовал астрологов Юстиниан I (527 - 565). Василий Великий называл астрологию тщетой и суетой, требующей усиленных занятий. Но несмотря на преследования астрологов, отдельные деятели церкви (Ориген,
Иоанн Дамаскин) верили во влияние звёзд на судьбу человека. Многие государственные мужи перед принятием важных решений нередко обращались за советом к астрологам. О широком распространении веры в астрологию свидетельствует огромное количество астрологических текстов, сохранившихся до нашего времени.

Особенно большое число сочинений дошло до нас от ранневизантийского периода
(IV - VII вв.). В эти годы жили и трудились Панхарий, Максим, Гефестион
Фиванский, Юлиан Лаодикейский, Павел Александрийский, Иоанн Лид, Реторий и др., оставившие после себя многочисленные астрологические произведения. При составлении своих работ они черпали материал из египетской астрологической литературы, а также из сочинений I - III вв.: гекзаметров Доротея
Сидонского, учебной поэмы в семи книгах Антиоха Афинского, "Тетрабиблоса"
Клавдия Птолемея, труда Гермеса Трисмегиста о болезнях, возникающих под воздействием небесных светил, трактата Псевдо-Демокрита "Физика и мистика".

Сохранившиеся анонимные сочинения по астрологии по существу представляют собой варианты одних и тех же текстов. Их составители, чтобы не вступать в конфликт с церковью, заменяли имена античных богов, "подозрительные" выражения, применяли криптографию, избегали говорить о судьбе.

Таким образом, несмотря на вековую борьбу церкви и государства против астрологов, вера в прямое и косвенное влияние небесных светил на земные дела, на судьбы людей и стран оставалась неискоренимой.
Астрология была включена в программу преподавания в византийских школах наряду с астрономией. В Александрии её считали равноправной частью квадривиума, а следовательно, учебного курса по философии. Профессор
Александрийской школы Олимпиодор в 564 г. вёл занятия по астрологии.
Главным учебным пособием в Византии служил вначале "Тетрабиблос" Птолемея, а затем, к первой половине VII в., он был вытеснен "Введением в астрологию"
Павла Александрийского.

С большим увлечением занимался астрологией выдающийся византийский учёный
Лев Математик (ок. 790 - после 869). По сообщению хронистов, с помощью своих знаний в этой области он сумел предотвратить голод в Фессалонике, посоветовав его жителям произвести посев в определённый строго указанный им момент, что позволило вырастить обильный урожай. Лев Математик написал ряд работ, посвящённых астрологическим проблемам.

Известным астрологом своего времени был Демофил (X в). Он является автором нескольких гороскопов, дошедших до нашего времени. Демофил также был редактором греческих астрологических работ более раннего времени и автором ряда схолий к "Тетрабиблосу" К.Птолемея.


Западная Европа.

В 476 г. произошло падение Западной Римской империи, и в Европе произошёл качественный спад науки и образования, который затронул и астрологию. И хотя такие крупнейшие философы, как Боэций (480 - 524) и Исидор (ок. 560 -
636) принимали учение о планетарных влияниях, однако неприятие христианской церковью предсказаний как языческой практики затормозило развитие астрологии. Другим важным фактором было отсутствие необходимой для астрологов технической поддержки (планетных таблиц, обсерваторий и т.п.).

Однако исчезновение астрологии не было тотальным, древние знания продолжали сохраняться в монастырских библиотеках. Из работ Боэция и Исидора монахи знали о дискуссии по поводу астрологии, которая велась отцами церкви, а из сочинений других классических авторов, таких как Плиний, они знал о различных характеристиках планет. Может быть, сохранились и более серьёзные астрологические тексты, поскольку на рубеже VIII - IX в. в северной
Британии появился Алкуин, ставший учителем астрологии у императора
Шарлеманя и ознаменовавший начало астрологического возрождения в IX в.

Астрология того времени базировалась на несистематических наблюдениях небесных явлений - фаз Луны, затмений и комет - и на соотнесении с планетами различных чисел, растений, минералов, дней недели и т.д. На популярном уровне и в монастырях астрология имела важную характеристику: она была мунданной, имея дело не с индивидуумом, а с группами людей.

Самый первый человек в Англии, о котором достоверно известно, что он практиковал как астролог, - Пеллит, астролог короля Нортумбрии Эдвина (ок.
616 - 632). Его главной обязанностью было оказывать поддержку королю военными советами в длительной войне с кельтами.
Одним из ведущих учёных этого времени был Беда Достопочтенный (671 - 735), который отмечал эффекты различных комет (включая комету 729 г., на которую
Беда возложил ответственность за смерть короля Нортумбрии Озрика и вторжение сарацинов в Галлию).

Также есть сведения о продолжении астрологических традиций у евреев в
Марселе и среди королей иудейского королевства, процветавшего в северной
Испании и южной Франции в IX в. Именно из Испании Пеллит прибыл служить королю Эдвину, предоставив нам свидетельство контактов между различными частями Европы в ту эпоху - контактов, поддержанных связью кельтской церкви через Испанию с коптской церковью в Египте.

Реальный всплеск интереса к астрологии начался в Европе при императоре франков Шарлемане (правил в 768 - 814 гг.). Ещё во времена поздней Римской империи астрология в Галлии процветала. Вероятно, это и стало причиной того, что центром возрождения астрологии стала новая Франкская империя, которая занимала большую часть современной Франции, Нидерландов и Германии.

Возрождение началось и на северном, и на южном побережье Европы: сам
Шарлемань учился у англичанина Алкуина (став искусным астрологом), в то время как поиск новых текстов привёл к тесным контактам с мусульманским миром. Астрология вошла в жизнь Франкского государства с удивительной скоростью. Возможно, это было вызвано престижем Алкуина, который стал самым известным преподавателем в Европе.

Со времён Шарлеманя до эпохи правления Роберта I (922 - 923) изучение астрологии и астрономии (особенно духовенством) активно поддерживалось консулами, епископами и королями. Результатом этого стал колоссальный рост количества астрологов. Очевидно, эти астрологи появились, чтобы удовлетворить спрос: при преемнике Шарлеманя, Людовике Благочестивом (814 -
840), каждый каролингский лорд имел собственного астролога. Известны имена практиковавших тогда астрологов: Адальм, аббат Шартрский; Одо, учитель в
Турнэ; Энгельберт, монах в Льеже; Жильбер Мамино, епископ в Лизьё, а также капеллан и врач при Вильгельме Завоевателе.

Начались и контакты с арабским миром. Насколько мы знаем, самые первые переводы исламских астрологических текстов были сделаны Лупитом из
Барселоны. В 984 г. он вёл переписку с Гербертом, будущим папой Сильвестром
II, который просил у Лупита переведённые им астрологические работы. В принципе, Сильвестру могли быть доступны и работы латинских авторов. В частности, он мог изучать 'Матесис' Юлия Фирмика Матерна в Испании до 1000 г.

Вообще, Фирмик Матерн оказывал наибольшее влияние на европейскую астрологическую мысль - вплоть до XII в., когда был переведён 'Тетрабиблос'
Птолемея. Существует история, что Герарду, архиепископу Йоркскому, после смерти в 1104 г. было отказано в погребении в кафедральном соборе - из-за того, что копия труда Матерна была найдена у него под подушкой.

К XI в. астрология прочно утвердилась, и европейскими астрологами были написаны первые оригинальные тексты. Первой известной работой была "Liber de Planetis et Mundi Climatibus", которая, по-видимому, была написана где- то в первой четверти XI в. папой Сильвестром или другим духовным лицом,
Адельбордом (епископом Утрехтским в 1010 - 1027 гг.).

VI в. до н.э. вошёл в историю как век небывалого расцвета религиозно- философской мысли. В этом столетии жили Лао-цзы (основатель учения даосизма), Конфуций (величайший китайский педагог, мыслитель и государственный деятель), Будда Шакьямуни (основатель первой из т.наз.
"мировых религий"), Махавира Джина (вероучитель джайнизма, и по сей день остающегося одной из самых массовых религий в Индии), Пифагор (знаменитый греческий философ, учёный и религиозный реформатор).

VI в. до н.э. явился также временем начала расцвета зороастризма (ставшего доминирующей религией Персидской державы Ахеменидов) и временем оформления орфизма (древнегреческого религиозно-мистического учения). Практически во всех перечисленных новых религиозно-философских учениях астрология стала играть значимую роль.

Существуют различные теории, пытающиеся объяснить этот удивительный всплеск в духовной жизни самых различных народов, но здесь мы ограничимся лишь одним фактом, безусловно интересным для астрологов. Именно в VI в. до н.э. произошло единственное за всю обозримую историю человеческой цивилизации соединение трёх высших планет - Урана, Нептуна и Плутона, - причём это соединение происходило на Южном Лунном Узле в оппозиции к Сатурну на
Северном Узле. Максимальное сближение трёх высших планет произошло в мае
577 г. и в мае 576 г. до н.э.


Астрология в эпоху Ахеменидов. В эту эпоху наиболее могущественным государством стала держава Ахеменидов, власть которой распространялась на большинство стран Ближнего и Среднего Востока (в том числе на Финикию,
Египет и Месопотамию) и даже на часть Индии. Объединение земель, в которых до этого астрология развивалась достаточно самостоятельно, имело для развития науки о звёздах большое значение. В частности, концепции месопотамской астрономии и астрологии проникли в Индию - о чём свидетельствует трактат Лагадхи "Джъётишаведанга" (конец V в. до н.э.) - и оказали сильное влияние на дальнейшее развитие индийской науки. Персидская и египетская наука также впитала в себя мудрость Двуречья.

Среди новых достижений вавилонских астрологов этого периода следует назвать открытие ими 19-летнего солнечно-лунного календарного цикла (ок. 500 г. до н.э.), введение 12-знакового Зодиака (ок. 400 г. до н.э.) и разработку положений индивидуальной астрологии (древнейший известный гороскоп датируется 410 г. до н.э. и составлен в Вавилоне).

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.