рефераты скачать

МЕНЮ


Лекция Философия как мировоззрение

ремёсел, обряды и т.д.)

Черты мифологического мировоззрения:

-Эмоционально-образная форма - проявляется при передаче

образов героев, богов, духов.

-Очеловечивание природы - перенос человеческих черт на

окружающий мир, олицетворение и одушевление космоса,

природных сил. Мифологии свойственны нежёсткие

разграничения:

-мира природы и человека;

-мысли и эмоции;

-художественных образов и научного знания. -Отсутствие

рефлекции

Рефлекция - это работа сознания, мысли человека над

собственным сознанием.

-Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что

его мировоззренческие проблемы тесно связаны с

практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту

от голода, болезней.

Миф умер как базовая форма мировоззрения на этапе более высокого

развития человека, общества, знаний и культуры в целом. На смену

мифу пришли иные формы мировоззрения.

2. Религия (от лат. religio - благочестие, святость) есть форма

мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или

иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в

окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Мир

и религия взаимосвязаны.

Черты религиозного мировоззрения.

а) Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-

наглядную форму восприятия.

б) Религия не рефлексивный тип мировоззрения.

в) Важнейшими атрибутами религии является вера и культ. Вера - это

способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния

религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и

догматов является внешняя форма проявления веры.

г) Этическая направленность. В рамках религиозных систем,

религиозного сознания большое значение приобретают этические

представления, нормы, идеалы, ценности, культивируются чувства

любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести,

милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

В дальнейшем, с развитием цивилизации, люди стали подниматься к

теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем. Результатом

этого явилось создание философских систем.

3. Философия - это предельно обобщённое, теоретическое видение мира.

Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа"

(мудрость) и означает любовь к мудрости, к теоретическим

рассуждениям. Впервые термин "философ" употребил древнегреческий

учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению

к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу

жизни.

Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость

понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном

служении истине.

Мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить затвердить и

использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и

всех духовных сил человека.

В следствии этого возникновения развитие философии означало

отмежевание от мифологии и религии, а также выход за рамки

обыденного сознания.

Философия и религия как мировоззрение часто решают сходные задачи по

объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение

человека.

Их коренное отличие состоит в том, что религия в решении

мировоззренческих задач опирается на веру, а философия есть

отражение мира в теоретической, рационально понятной форме.

Черты философского мировоззрения:

1. Философское мировоззрение это теоретический взгляд на мир с позиций

активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему

приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей

о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи

позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а

также мотивировать свои поступки.

2. В философии сформировался жёсткий категориальный аппарат : логос,

причинность, закон, идея, необходимость и т.д.

Язык философии - не образы, не картинки, а категории.

3. Философия логична и доказательна.

Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в

соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.

4. Философия - рефлективный тип мировоззрения. В нём содержатся

размышления над собственными представлениями о мире и месте человека

в этом мире т.е. размышления над собственными размышлениями.

5. Свободомыслие - объективный принцип философии. По самой своей природе

философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей,

отказ от веры в догматы и постулаты.

Вывод:

1) Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей

истории.

2) "Чистые" типы мировоззрения практически не встречаются и в

реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.

Природа философских проблем.

Философские проблемы - это проблемы не об объектах (природных или

сотворённых людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по

себе), а мир как обитель человеческой жизни - вот исходная точка

зрения философского сознания.

"Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться?", - именно

в этих вопросах заключены, по Канту, высшие интересы человеческого

разума.

Философские вопросы - это вопросы о судьбе, предназначении человека и

человечества.

Не философы придумывают эти вопросы. Их создаёт жизнь. Они предстают

как фундаментальные противоречия живой человеческой истории,

имеющие открытый, независимый характер. Проходя через всю

человеческую историю, выступая в определённом смысле как вечные

проблемы, они приобретают в различные эпохи, в различных культурах

и свой конкретный неповторимый облик. Философы - в меру своих сил и

способностей - решают эти вечные, смысложизненные вопросы. Сам

характер философских проблем таков, что простой, однозначный,

окончательный результат их разрешения невозможен, их теоретическое

решение мыслится не как окончательное, снимающее проблему, а как

решения призванные:

-резюмировать прошлое

-определить конкретный облик проблемы в современных условиях

-прагмастически осмыслить будущее

Философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления

и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях.

Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения

"мир - человек". У неё много обличий: "субъект - объект",

"материальное - духовное", "объективное - субъективное" и т.д.

Издавна философы страшились выделить в этой универсальной проблеме

главную, так называемый основной вопрос философии.

В марксистской философии этот вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом:

"Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии,

есть вопрос об отношении мышления к бытию".

Такой подход к формулировке основного вопроса философии базируется на

фундаментальных фактах человеческой жизни:

-существуют материальные явления и духовные (сознание, воля,

мышление);

-каждый человек выделяет себя из всего того, что его окружает и

отличает себя от всего другого;

-он соотносит свои цели с действительностью, оценивает

действительность.

"Двойственный" характер человеческой, "удвоение" человеком себя и

своего мира в сознании является базисом выделения в качестве

основного вопроса об отношении материального и духовного.

Основной вопрос философии имеет две стороны:

Первая: что первично - дух или материя? В зависимости от ответа на этот

вопрос философы делятся на два главных направления.

Представители первого - материалисты - за основу берут материю, а

сознание рассматривают как нечто вторичное, зависимое от материи.

Разновидности: метафизический материализм, вульгарный материализм,

диалектический материализм.

Представители второго - идеалисты - первичным считают дух, сознание, а

материальный мир, вторичным.

Идеализм существует в двух основных разновидностях: -субъективный

идеализм - представители которого считают первичным сознание

человека, субъекта;

-объективный идеализм - сторонники которого считают первичным дух,

существующий незавимо от человека.

Материализм и идеализм - это монистические направления в философии

(греч. монос - один), так как то и другое направление за основу берут

какое-то одно начало.

Наряду с философским монизмом существует течение дуализм (лат. дио -

два), сторонники которого рассматривают материю и сознание как два

параллельных начала.

Вторая сторона основного вопроса философии: Познаваем ли мир?

Большинство философов утвердительно отвечает на этот вопрос.

Однако часть философов отрицает возможность познания мира полностью или

частично. Это были представители агностицизма (греч. а - нет, гносис

- знание). Часть философов признавая познаваемость мира, выражала

сомнение в достоверности знаний, их называли скептиками, а

направление - скептицизм (греч. скептикоз - критикующий).

Рассматривая основной вопрос философии, необходимо отметить, что далеко

не все философы с ним согласны. Более того, большинство философов, в

прошлом и сейчас, даже и не считают своим важнейшим делом решение

именно этого вопроса.

На первый план в различных философских учениях выносятся проблемы путей

достижения истины, проблемы нравственного долга, свободы, практики и

др.:

-Французкий философ А.Камю "Вопрос о смысле жизни я считаю самым

неотложным из всех вопросов";

-Русский философ Н.А.Бердяев - основная проблема - проблема свободы

человека: его сущности, природы, предназначения;

-Немецкий философ П.Рикерт - проблема зла и насилия.

Но тем не менее, любой философ, рассматривая ту или иную проблему,

так или иначе рассматривает соотношение "мир - человек", а значит

хочет он того или не хочет, обращается к основному вопросу

философии.

Философия в системе культуры

Как продукт духовной деятельности людей, философия является неотъемлемой

частью культуры человечества.

Сама по себе культура (в широком смысле слова) является совокупностью

материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством, а также

деятельностью людей по воспроизведению и обновлению социального бытия.

Отсюда, жизнь человека протекает в системе ценностей, которые для него -

это ориентиры в выборе своей судьбы. Ориентация индивидов на систему

ценностей и подчинение нормам общежития лежит в основе их приобщения к

культуре и выработки у них гражданских качеств. Умение жить в обществе -

это не дар природы, а культурное достояние. Философия имеет прямое

отношение к теоретическому осмыслению мира ценностей. Само появление

философии - это рождение особого, вторичного типа общественного

сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики,

культуры.

Отсюда, в целом философское знание есть сердцевина духовной культуры

общества, и чем богаче та или иная философская концепция, тем более

широкое поле структуры делается в ней предметом мировоззренческого

осмысления.

Выводы по первому вопросу:

1. Возникновение философии есть закономерный результат развития

общественного сознания, коренной поворот в духовной жизни общества.

2. Возникновение философии тесно связанно с заменой миросозерцания на

мировоззрение, которое, в свою очередь, является сложным интегральным

образованием знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, сомнения.

3. Истоками философии явились мифология и религия, но в отличии от

последних, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру,

а на мощь разума, на способность его к научному исследованию реальности,

в результате чего становится основой научного мировоззрения.

ВОПРОС №2

Философия как наука. Предмет и функции

философии.

1) Проблема личности философии.

Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как тип

мировоззрения) она - донаучная форма сознания. С возникновением науки,

в особенности науки опытной и математической, встал и реальный вопрос о

взаимоотношении этих двух основных форм рациональности.

А) Ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая

следующие аргументы:

1. Философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами,

наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию

научного знания;

2. Утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперименте)

неопровержимы (как например опровергнуть утверждение, что в

основе развития природы лежит саморазвитие духа);

3. В философии никогда не было положений, признаваемых всеми

философами, для неё характерен плюрализм взглядов, и каждый

самостоятельный мыслитель создаёт собственную философскую

систему.

Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем,

языка философии.

Эти претензии к философии имеют место в силу того, что философия не

противоположна науке, но и полностью не сводима к ней.

Это можно рассмотреть через то, что объединяет и различает науку и

философию.

Общее и различное в философии и науке.

1) Общее: Философия и наука опираются по преимуществу на разум и

нуждаются в рациональном знании.

Различие: Философия опирается на совокупный опыт человечества. Наука

- только на часть опыта.

Т.е., а) Для философии отличительным признаком является осмысление

мирового целого, единства окружающего мира, что крайне

важно для специалиста в любой отрасли народного хозяйства

и культурной науки. Частное всегда может быть правильно

понято лишь в контексте общего и целого.

б) В науке: качественное разнообразие реальных процессов

оборачивается в общественном сознании набором научных

дисциплин, каждая из которых создается для исследования

особого фрагмента действительности.

2) Общее: Философия и наука, обеспечивая прогресс человечества,

создают развивающуюся систему знаний.

Различие:

а) В науке: Научные знания как бы безотносительны к человеку.

Например, для физика- ядерщика совершенно безразлично,

живут ли в мире физических величин и скоростей некие

существа, которым нравятся или не нравятся элементарные

частицы, то есть математика, физика, химия, биология и др.

науки стремятся изобразить действительность такой, какова

она вне человека, без вмешательства его сознания, его

страхов и предпочтений.

б) А философия, опираясь на достижения науки, от имени

человека оценивает научные открытия и даёт им

мировоззренческую и целостную оценки, насколько они

согласуются с потребностями и интересами общества,

насколько они вписываются в гуманистические идеалы и

делают человека более счастливым.

3) Общее: Философия и наука, исторически развиваясь, занимаются

научным освоением мира.

Различие: Путь их развития при этом различен. Они как бы идут

навстречу друг другу.

а) Научное освоение мира идёт от низших, простых форм

движения материального мира к формам всё более сложным и

высшим, история науки такова: сначала возникает механика,

затем физика, за ними химия, биология, позже других -

социология.

б) Философия неизбежно антропоцентрична - это её естественное

состояние, позволяющее на весь окружающий мир перенести

проекцию человеческих отношений. Философ не довольствуется

объективной картиной мира. Он обязательно "вписывает" в

неё человека. Отношение человека к миру - вечный предмет

философии. Ницше сказал о философском знании, что оно

"человеческое, слишком человеческое".

4) Общее: Философские и научные знания обладают общим свойством

преемственности.

Различие:

а) В науке: Научное знание развивается как бы линейно

Т.е. на базе старого знания развивается новое, на нём

следующее новое и т.д.

Учёные по образному выражению И. Ньютона, стоят "на плечах"

своих предшественников: все они продолжают, развивают одно

общее дело.

б) В философии: преемственность имеет два аспекта:

1. Теоретическая составляющая философского знания

наследуется более сложным путём, т.к. философская идея

многозначна, она может быть развита, продолжена в

разные, даже противоположные направления. Это происходит

потому, что решающая роль в рождении нового философского

знания принадлежит творческому гению критики.

Девиз К. Маркса - "Подвергай всё сомнению".

2. Как ценностно-личностное проявление духа, философские

учения сохраняют свою значимость во времени. Этим

философия сродни искусству. Великий философ как и

великий художник - это выразители своего времени, и

именно в этом их творчество их творчество имеет вечное,

непреходящее значение для людей.

5) Общее: Философия существуют и развиваются как мировое знание, хотя

создаются конкретными предшественниками тех или иных народов.

а) Но в науке нет и не может быть немецкой (русской, японской)

математики (физики, биологии и т.д.).

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.