Лекция Философия как мировоззрение
ремёсел, обряды и т.д.)
Черты мифологического мировоззрения:
-Эмоционально-образная форма - проявляется при передаче
образов героев, богов, духов.
-Очеловечивание природы - перенос человеческих черт на
окружающий мир, олицетворение и одушевление космоса,
природных сил. Мифологии свойственны нежёсткие
разграничения:
-мира природы и человека;
-мысли и эмоции;
-художественных образов и научного знания. -Отсутствие
рефлекции
Рефлекция - это работа сознания, мысли человека над
собственным сознанием.
-Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что
его мировоззренческие проблемы тесно связаны с
практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту
от голода, болезней.
Миф умер как базовая форма мировоззрения на этапе более высокого
развития человека, общества, знаний и культуры в целом. На смену
мифу пришли иные формы мировоззрения.
2. Религия (от лат. religio - благочестие, святость) есть форма
мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или
иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в
окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Мир
и религия взаимосвязаны.
Черты религиозного мировоззрения.
а) Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-
наглядную форму восприятия.
б) Религия не рефлексивный тип мировоззрения.
в) Важнейшими атрибутами религии является вера и культ. Вера - это
способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния
религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и
догматов является внешняя форма проявления веры.
г) Этическая направленность. В рамках религиозных систем,
религиозного сознания большое значение приобретают этические
представления, нормы, идеалы, ценности, культивируются чувства
любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести,
милосердия. Религия формирует духовный мир человека.
В дальнейшем, с развитием цивилизации, люди стали подниматься к
теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем. Результатом
этого явилось создание философских систем.
3. Философия - это предельно обобщённое, теоретическое видение мира.
Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа"
(мудрость) и означает любовь к мудрости, к теоретическим
рассуждениям. Впервые термин "философ" употребил древнегреческий
учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению
к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу
жизни.
Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость
понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном
служении истине.
Мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить затвердить и
использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и
всех духовных сил человека.
В следствии этого возникновения развитие философии означало
отмежевание от мифологии и религии, а также выход за рамки
обыденного сознания.
Философия и религия как мировоззрение часто решают сходные задачи по
объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение
человека.
Их коренное отличие состоит в том, что религия в решении
мировоззренческих задач опирается на веру, а философия есть
отражение мира в теоретической, рационально понятной форме.
Черты философского мировоззрения:
1. Философское мировоззрение это теоретический взгляд на мир с позиций
активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему
приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей
о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи
позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а
также мотивировать свои поступки.
2. В философии сформировался жёсткий категориальный аппарат : логос,
причинность, закон, идея, необходимость и т.д.
Язык философии - не образы, не картинки, а категории.
3. Философия логична и доказательна.
Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в
соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.
4. Философия - рефлективный тип мировоззрения. В нём содержатся
размышления над собственными представлениями о мире и месте человека
в этом мире т.е. размышления над собственными размышлениями.
5. Свободомыслие - объективный принцип философии. По самой своей природе
философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей,
отказ от веры в догматы и постулаты.
Вывод:
1) Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей
истории.
2) "Чистые" типы мировоззрения практически не встречаются и в
реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.
Природа философских проблем.
Философские проблемы - это проблемы не об объектах (природных или
сотворённых людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по
себе), а мир как обитель человеческой жизни - вот исходная точка
зрения философского сознания.
"Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться?", - именно
в этих вопросах заключены, по Канту, высшие интересы человеческого
разума.
Философские вопросы - это вопросы о судьбе, предназначении человека и
человечества.
Не философы придумывают эти вопросы. Их создаёт жизнь. Они предстают
как фундаментальные противоречия живой человеческой истории,
имеющие открытый, независимый характер. Проходя через всю
человеческую историю, выступая в определённом смысле как вечные
проблемы, они приобретают в различные эпохи, в различных культурах
и свой конкретный неповторимый облик. Философы - в меру своих сил и
способностей - решают эти вечные, смысложизненные вопросы. Сам
характер философских проблем таков, что простой, однозначный,
окончательный результат их разрешения невозможен, их теоретическое
решение мыслится не как окончательное, снимающее проблему, а как
решения призванные:
-резюмировать прошлое
-определить конкретный облик проблемы в современных условиях
-прагмастически осмыслить будущее
Философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления
и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях.
Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения
"мир - человек". У неё много обличий: "субъект - объект",
"материальное - духовное", "объективное - субъективное" и т.д.
Издавна философы страшились выделить в этой универсальной проблеме
главную, так называемый основной вопрос философии.
В марксистской философии этот вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом:
"Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии,
есть вопрос об отношении мышления к бытию".
Такой подход к формулировке основного вопроса философии базируется на
фундаментальных фактах человеческой жизни:
-существуют материальные явления и духовные (сознание, воля,
мышление);
-каждый человек выделяет себя из всего того, что его окружает и
отличает себя от всего другого;
-он соотносит свои цели с действительностью, оценивает
действительность.
"Двойственный" характер человеческой, "удвоение" человеком себя и
своего мира в сознании является базисом выделения в качестве
основного вопроса об отношении материального и духовного.
Основной вопрос философии имеет две стороны:
Первая: что первично - дух или материя? В зависимости от ответа на этот
вопрос философы делятся на два главных направления.
Представители первого - материалисты - за основу берут материю, а
сознание рассматривают как нечто вторичное, зависимое от материи.
Разновидности: метафизический материализм, вульгарный материализм,
диалектический материализм.
Представители второго - идеалисты - первичным считают дух, сознание, а
материальный мир, вторичным.
Идеализм существует в двух основных разновидностях: -субъективный
идеализм - представители которого считают первичным сознание
человека, субъекта;
-объективный идеализм - сторонники которого считают первичным дух,
существующий незавимо от человека.
Материализм и идеализм - это монистические направления в философии
(греч. монос - один), так как то и другое направление за основу берут
какое-то одно начало.
Наряду с философским монизмом существует течение дуализм (лат. дио -
два), сторонники которого рассматривают материю и сознание как два
параллельных начала.
Вторая сторона основного вопроса философии: Познаваем ли мир?
Большинство философов утвердительно отвечает на этот вопрос.
Однако часть философов отрицает возможность познания мира полностью или
частично. Это были представители агностицизма (греч. а - нет, гносис
- знание). Часть философов признавая познаваемость мира, выражала
сомнение в достоверности знаний, их называли скептиками, а
направление - скептицизм (греч. скептикоз - критикующий).
Рассматривая основной вопрос философии, необходимо отметить, что далеко
не все философы с ним согласны. Более того, большинство философов, в
прошлом и сейчас, даже и не считают своим важнейшим делом решение
именно этого вопроса.
На первый план в различных философских учениях выносятся проблемы путей
достижения истины, проблемы нравственного долга, свободы, практики и
др.:
-Французкий философ А.Камю "Вопрос о смысле жизни я считаю самым
неотложным из всех вопросов";
-Русский философ Н.А.Бердяев - основная проблема - проблема свободы
человека: его сущности, природы, предназначения;
-Немецкий философ П.Рикерт - проблема зла и насилия.
Но тем не менее, любой философ, рассматривая ту или иную проблему,
так или иначе рассматривает соотношение "мир - человек", а значит
хочет он того или не хочет, обращается к основному вопросу
философии.
Философия в системе культуры
Как продукт духовной деятельности людей, философия является неотъемлемой
частью культуры человечества.
Сама по себе культура (в широком смысле слова) является совокупностью
материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством, а также
деятельностью людей по воспроизведению и обновлению социального бытия.
Отсюда, жизнь человека протекает в системе ценностей, которые для него -
это ориентиры в выборе своей судьбы. Ориентация индивидов на систему
ценностей и подчинение нормам общежития лежит в основе их приобщения к
культуре и выработки у них гражданских качеств. Умение жить в обществе -
это не дар природы, а культурное достояние. Философия имеет прямое
отношение к теоретическому осмыслению мира ценностей. Само появление
философии - это рождение особого, вторичного типа общественного
сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики,
культуры.
Отсюда, в целом философское знание есть сердцевина духовной культуры
общества, и чем богаче та или иная философская концепция, тем более
широкое поле структуры делается в ней предметом мировоззренческого
осмысления.
Выводы по первому вопросу:
1. Возникновение философии есть закономерный результат развития
общественного сознания, коренной поворот в духовной жизни общества.
2. Возникновение философии тесно связанно с заменой миросозерцания на
мировоззрение, которое, в свою очередь, является сложным интегральным
образованием знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, сомнения.
3. Истоками философии явились мифология и религия, но в отличии от
последних, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру,
а на мощь разума, на способность его к научному исследованию реальности,
в результате чего становится основой научного мировоззрения.
ВОПРОС №2
Философия как наука. Предмет и функции
философии.
1) Проблема личности философии.
Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как тип
мировоззрения) она - донаучная форма сознания. С возникновением науки,
в особенности науки опытной и математической, встал и реальный вопрос о
взаимоотношении этих двух основных форм рациональности.
А) Ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая
следующие аргументы:
1. Философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами,
наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию
научного знания;
2. Утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперименте)
неопровержимы (как например опровергнуть утверждение, что в
основе развития природы лежит саморазвитие духа);
3. В философии никогда не было положений, признаваемых всеми
философами, для неё характерен плюрализм взглядов, и каждый
самостоятельный мыслитель создаёт собственную философскую
систему.
Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем,
языка философии.
Эти претензии к философии имеют место в силу того, что философия не
противоположна науке, но и полностью не сводима к ней.
Это можно рассмотреть через то, что объединяет и различает науку и
философию.
Общее и различное в философии и науке.
1) Общее: Философия и наука опираются по преимуществу на разум и
нуждаются в рациональном знании.
Различие: Философия опирается на совокупный опыт человечества. Наука
- только на часть опыта.
Т.е., а) Для философии отличительным признаком является осмысление
мирового целого, единства окружающего мира, что крайне
важно для специалиста в любой отрасли народного хозяйства
и культурной науки. Частное всегда может быть правильно
понято лишь в контексте общего и целого.
б) В науке: качественное разнообразие реальных процессов
оборачивается в общественном сознании набором научных
дисциплин, каждая из которых создается для исследования
особого фрагмента действительности.
2) Общее: Философия и наука, обеспечивая прогресс человечества,
создают развивающуюся систему знаний.
Различие:
а) В науке: Научные знания как бы безотносительны к человеку.
Например, для физика- ядерщика совершенно безразлично,
живут ли в мире физических величин и скоростей некие
существа, которым нравятся или не нравятся элементарные
частицы, то есть математика, физика, химия, биология и др.
науки стремятся изобразить действительность такой, какова
она вне человека, без вмешательства его сознания, его
страхов и предпочтений.
б) А философия, опираясь на достижения науки, от имени
человека оценивает научные открытия и даёт им
мировоззренческую и целостную оценки, насколько они
согласуются с потребностями и интересами общества,
насколько они вписываются в гуманистические идеалы и
делают человека более счастливым.
3) Общее: Философия и наука, исторически развиваясь, занимаются
научным освоением мира.
Различие: Путь их развития при этом различен. Они как бы идут
навстречу друг другу.
а) Научное освоение мира идёт от низших, простых форм
движения материального мира к формам всё более сложным и
высшим, история науки такова: сначала возникает механика,
затем физика, за ними химия, биология, позже других -
социология.
б) Философия неизбежно антропоцентрична - это её естественное
состояние, позволяющее на весь окружающий мир перенести
проекцию человеческих отношений. Философ не довольствуется
объективной картиной мира. Он обязательно "вписывает" в
неё человека. Отношение человека к миру - вечный предмет
философии. Ницше сказал о философском знании, что оно
"человеческое, слишком человеческое".
4) Общее: Философские и научные знания обладают общим свойством
преемственности.
Различие:
а) В науке: Научное знание развивается как бы линейно
Т.е. на базе старого знания развивается новое, на нём
следующее новое и т.д.
Учёные по образному выражению И. Ньютона, стоят "на плечах"
своих предшественников: все они продолжают, развивают одно
общее дело.
б) В философии: преемственность имеет два аспекта:
1. Теоретическая составляющая философского знания
наследуется более сложным путём, т.к. философская идея
многозначна, она может быть развита, продолжена в
разные, даже противоположные направления. Это происходит
потому, что решающая роль в рождении нового философского
знания принадлежит творческому гению критики.
Девиз К. Маркса - "Подвергай всё сомнению".
2. Как ценностно-личностное проявление духа, философские
учения сохраняют свою значимость во времени. Этим
философия сродни искусству. Великий философ как и
великий художник - это выразители своего времени, и
именно в этом их творчество их творчество имеет вечное,
непреходящее значение для людей.
5) Общее: Философия существуют и развиваются как мировое знание, хотя
создаются конкретными предшественниками тех или иных народов.
а) Но в науке нет и не может быть немецкой (русской, японской)
математики (физики, биологии и т.д.).
Страницы: 1, 2, 3
|